Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и аналитическая психология 3 страница
заглядывать внутрь себя опасно, поскольку это может привести к болез- ненному самокопанию, подрывающему здоровье. Поэтому в лучшем слу- чае йога становится для западного человека такой психотехникой, с помо- щью которой он пытается заниматься медитацией и тренировать раз- личные части тела, в то время как глубокомысленность йоги состоит в ее философии, основанной на единстве и природной целостности физиче- ского и духовного. Для восточного человека внутреннее всегда имело власть над внешним, и мир был не в состоянии оторвать его от внутренних корней. Для запад-
284
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
ного человека внешнее все больше и больше выходило на первый план, в результате чего он оказался отчужденным от собственной внутренней сущности. На Востоке преобладают интровертные тенденции, на Западе — экстравертные. Психические предрасположенности у западного человека иные, чем у восточного человека и, следовательно, как замечал К. Г. Юнг, он наверняка или не сможет адекватно воспринять йогу, или будет упот- реблять ее во зло. Во всяком случае западный человек не может выразить с помощью понятий йоги свой субъективный опыт. Все это вовсе не означает, что К. Г. Юнг не видел в йоге величай- шее достижение восточного духа. Напротив, он считал, что, в отличие от западной направленности вовне, связанной с познанием и овладени- ем внешнего мира, восточные традиции, включая йогу, ориентированы на внутренний мир человека, на обретение гармонии, покоя и целостно- сти. Поэтому К. Г. Юнг критически относился не к йоге как таковой, а к приме- нению ее западным человеком. Он считал, что нет никакого смысла подражать йоге, если темная сто- рона человека остается по-прежнему средневеково-христианской. Зани- маться йогой среди достижений технической цивилизации и в том месте, куда можно позвонить по телефону, — это значит прибегать к «духовному мошенничеству». При отсутствии желания отвернуться от мира и погру- зиться в бессознательное, занятие йогой не будет иметь желаемого эффек- та. «Для этого требуется соединение противоположностей и, в частности, решение трудной задачи — установления связи между экстраверсией и интроверсией посредством трансцендентной функции» [58, с. 135]. В западном мире имеются направления, в чем-то приближающиеся к йоге. Ближе всего к ней подошли некоторые методы психотерапии, возвращающие сознание пациента во внутренний мир детских воспоми- наний. Техника классического психоанализа с ее акцентом на вытеснен- ных из сознания желаниях и влечениях человека предполагает постиже- ние бессознательного и перевод его в сознание. Однако бессознательное у З. Фрейда является чем-то таким, куда свалено все то, что несовместимо с сознанием. Иное понимание имеет место у К. Г. Юнга, для которого бессознатель- ное — это коллективная и творческая по своему характеру психическая предрасположенность человека, своего рода «духовная матрица», являю- щаяся творческим началом. К аналитическо-редуктивным процедурам, столь характерным для классического психоанализа, он добавляет кон- структивные, синтетические процедуры, подчеркивающие целесообраз- ность бессознательных тенденций развития человека. В свете своих кон- структивных процедур он усматривает параллели между йогой и аналити- ческой психологией.
285
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
Из-за своей символики йога дает К. Г. Юнгу богатый материал при тол- ковании бессознательного. Но он не использует методы йоги, так как считает, что для западного человека ничто не должно насильственно навязываться бессознательному. Напротив, необходимо делать все воз- можное, чтобы открыть путь для беспрепятственного перехода бессозна- тельного в сознание, освободив его от жестких стереотипов мышления. С этой целью К. Г. Юнг использует метод активного воображения, в основе которого лежит «специальный тренинг условного выключения сознания с целью усиления и развития бессознательного содержания» [59, с. 38]. К. Г. Юнг ратовал за более глубокое, по сравнению с традицион- ным для западного сознания, видение человеческой природы. Подоб- но З. Фрейду он считал, что посредством подавления бессознательно- го и контроля над ним никакого более глубокого видения не добьешься. Слепое копирование возникших в иных психологических условиях мето- дов, в частности йоги, «подражание и обезьянничание» ничего хорошего не принесут западному человеку, который не должен отрекаться от своего рассудка, а напротив, укреплять его опытом знакомства со своим бессоз- нательным и развертывания трансцендентной функции. В этом отноше- нии, как подчеркивал К. Г. Юнг, его метод, подобно фрейдовскому, осно- вывается на практике освоения бессознательного. Однако различие точек зрения, связанных с пониманием природы бессознательного, ведет к раз- личной оценке символики, методов толкования, соотношения веры и зна- ния, движущих сил развития человека. Таковы основные, но далеко не исчерпывающие, общие и частные расхождения К. Г. Юнга с рядом выдвинутых З. Фрейдом психоаналити- ческих идей и концепций. Они нашли свое отражение не только в тео- рии, но и в аналитической практике. Это касалось как практической реа- лизации метода активного воображения при работе с пациентами или домашних заданий по интерпретации ими своих сновидений, на что уже обращалось внимание, так и иных новаций. Некоторые из них включали такие установки, которые не совпадали с техническими приемами клас- сического психоанализа. Уже отмечалось то обстоятельство, что аналитическая терапия К. Г. Юнга основывалась на предпочтительности общения аналитика и пациента лицом к лицу, нежели использования кушетки, когда анали- тик находится вне поля зрения пациента. Кроме того, частота используе- мых им встреч с пациентами была менее интенсивной, чем в классиче- ском психоанализе. Если З. Фрейд полагал, что аналитические сеансы должны быть не менее пяти-шести раз в неделю, причем на протяжении длительно- го времени, исчисляемого не только месяцами, но и годами, то К. Г. Юнг
286
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
считал, что в этом нет никакой необходимости. Он ограничивался тремя- четырьмя сеансами в неделю на начальном этапе взаимодействия с паци- ентом, а затем доводил эти встречи до двух, а порой и до одной, чтобы тем самым дать возможность пациенту самостоятельно справляться с соб- ственными проблемами. «Домашние задания» по интерпретации пациен- том своих сновидений как раз и предполагали больший интервал между сессиями, поскольку предоставляли время для реализации творческого воображения и самостоятельного осмысления его материала. В рамках классического психоанализа существовала четкая установка на недопущение каких-либо перерывов в лечении, тем более длительных. Разумеется, были случаи, когда в результате различного рода обстоятельств пациенты прерывали лечение, а затем возвращались в анализ. Но подобное прерывание лечения всегда рассматривалось аналитиком как нежелатель- ное и недопустимое, если оно осуществлялось по вине аналитика. К. Г. Юнг не придерживался подобной позиции. Напротив, порой он сам прерывал лечение на два-три месяца. При этом он исходил из того, что свободное от посещения аналитика время пациента не проходит напрасно. Пациенту предоставляется возможность не только побыть с самим собой и осмыслить все то, что он утратил или приобрел в аналитическом про- цессе, но и научиться принимать решения самостоятельно, вместо того чтобы перекладывать их на аналитика. Пациент снова оказывается в обыч- ном для него окружении и, следовательно, может апробировать приоб- ретенные им в анализе новые знания и некоторые грани опыта общения с терапевтом в привычном для него мире. При такой стратегии врачева- ния время выступает в качестве необходимого фактора исцеления. С точки зрения К. Г. Юнга, чрезмерно частые посещения, как это имеет место в классическом психоанализе, не сокращают необходимое для исце- ления время. Вместе с тем он вовсе не считал, что основательное лече- ние может быть осуществлено в более короткие сроки. Подобное лечение действительно предполагает достаточно долгий период времени. Одна- ко разрозненные во времени посещения аналитика и промежутки между ними не только не препятствуют исцелению, а, напротив, способствуют ему, если они заполняются самостоятельной работой пациента. В классическом психоанализе значительное внимание уделялось вос- поминаниям детства, поскольку особое значение придавалось этиологии неврозов и считалось, что доведение до сознания причин заболевания ведет к устранению психических расстройств. Нередко поиск истоков заболевания, сопровождавшийся стремлением добраться до самых ран- них воспоминаний пациента, становился основной задачей аналитиче- ского процесса. При этом недооценивались ни то положение пациента, которое он занимал в отношениях с другими людьми в данный момент
287
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
времени, ни те переживания, которые были обусловлены ситуацией здесь и теперь. Как правило, и то, и другое рассматривалось с точки зрения повторения стереотипов мышления и поведения, заданных исключитель- но детско-родительскими отношениями, раскрытие которых и должно было составлять основную задачу психоанализа. К. Г. Юнг не разделял подобную точку зрения на цели и задачи анали- тической терапии. Он считал, что часто невроз состоит в возвращении назад, и поиск исходных причин его возникновения не должен быть само- целью, поскольку нередко он становится удобным средством оправдания концептуальных представлений аналитика о специфике психического расстройства и самооправдания пациента, возлагающего вину за свое заболевание на далекое прошлое. Разумеется, без учета воспоминаний и фантазий детства невозможен перевод бессознательного в сознание. Однако, как замечал К. Г. Юнг, «задача психотерапии состоит в том, чтобы скорректировать сознательные установки, а не гоняться за воспомина- ниями детства» [60, с. 41]. В конечном счете швейцарский психотерапевт не отрицал значения ретроспекции и интроспекции для осуществления успешного исцеле- ния пациента. Скорее напротив, отвергая ориентацию на многомесяч- ные и даже многолетние поиски воспоминаний детства, он ратовал за то, чтобы ретроспекция и интроспекция продвигались значительно дальше и глубже, чем это имело место в классическом психоанализе, акценти- рующем внимание на личном бессознательном. В понимании К. Г. Юнга, наряду с выявлением желания пациента вернуться в детство, необходи- мо осуществлять такую аналитическую работу, в результате которой он мог бы выйти за границы личного бессознательного и сперва вступить в сокровищницу образов и представлений коллективного бессознатель- ного, а затем приступить к самостоятельному творчеству, открывающему путь к самореализации. Основанная на аналитической психологии психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то, и другое связано со специфическими типами пациен- тов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие и тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабли- вающиеся к реальности) и различными ступенями психотерапевтическо- го процесса. Словом, задача аналитической терапии состоит в том, чтобы лечить конкретного человека, а не какую-то абстрактную болезнь. Таким образом, аналитическая терапия не только включает в себя мето- ды лечения, используемые в классическом психоанализе, но и представ- ляет собой такое врачевание души, которое ставится на службу самовос- питания и самосовершенствования. Четвертая ступень аналитической
288
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
психотерапии (преобразование, трансформация) расширяет горизонт врачевания. Самовоспитание и совершенствование становятся неотъемле- мыми составными частями психотерапии, которая ориентируется на внут- ренние тенденции развития самого человека, способные в процессе обо- юдного преобразования вовлеченных в анализ пациента и врача привести к душевной целостности. Тем самым, как полагал К. Г. Юнг, аналитическая психология восполняет глубокий пробел, ранее свидетельствовавший о духовной ущербности западноевропейских культур по сравнению с вос- точными, и становится не чем иным, как своеобразной «йогой ХХ века». Основная задача аналитика заключается, по мнению К. Г. Юнга, не в избавлении пациента от сиюминутных трудностей, а в подготовке его к успешному противостоянию возможным затруднениям в будущем. Эффект, которого добивается аналитик, состоит в возникновении такого душевно- го состояния, в котором пациент начинает экспериментировать, выражать себя посредством кисти, карандаша или пера. Оформление фантазий паци- ента в материальные образы реальности осуществляется до тех пор, пока психические события не получают полную свободу, т. е. пока он не достиг- нет умения давать возможность им совершаться спонтанно и произволь- но. Благодаря этому достигается новая установка, в соответствии с кото- рой пациент приемлет для себя не только то, что диктуется его сознанием, но и то, что является иррациональным и непонятным. Последнее прини- мается им просто потому, что оно происходит. И если раньше он принимал только происходящее извне, то теперь оказывается способным к принятию совершающегося внутри и идущего изнутри, что прежде отбрасывалось или вытеснялось под влиянием сознания. Таким образом происходит обогаще- ние личности, осуществляется переход к психической зрелости, целостно- сти и творческой независимости от своих комплексов и от врача. Сказанное выше вовсе не означает, что аналитическая терапия, как впрочем и классический психоанализ, ориентирована на то, чтобы осча- стливить пациента и застраховать его от каких-либо возможных страда- ний. Целостность и полнота жизни требуют не отрешенности от внеш- него мира, в котором пребывает человек, или от внутреннего мира, из которого он черпает свои творческие фантазии, а его включенности и в то, и в другое. Подобная включенность, сопровождающаяся разре- шением противоречий и возникновением новых проблем, предполагает ориентацию на самостановление и достижение равновесия между радо- стями и страданиями. Поэтому важнейшей целью психотерапии становится не перевод пациента в какое-то недосягаемое счастливое состояние, а укрепление его духа и научение с философским терпением переносить страдания. В завершение рассмотрения различий между аналитической психо- логией и классическим психоанализом следует, пожалуй, высказать еще
289
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
одно соображение. Это соображение представляется важным, поскольку нередко оба направления рассматриваются как принципиально отличные друг от друга, в результате чего на протяжении ряда десятилетий между современными психоаналитиками и представителями аналитической психологии не наблюдалось ни какого-либо взаимодействия, ни конст- руктивного диалога. Данное соображение сводится к следующему. Несмотря на то, что ана- литическая психология приобрела статус самостоятельного существования, а ее современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа как такового, тем не менее очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Как уже было показано, многие идеи и представле- ния, способствующие возникновению и развитию аналитической психоло- гии, являлись логическим продолжением того, что было реализовано или намечено З. Фрейдом в его исследовательской и терапевтической деятель- ности. Это признавалось и К. Г. Юнгом, хотя он далеко не всегда соотносил высказываемые им положения с идеями основателя психоанализа. Примечательными в этом отношении являются тексты К. Г. Юнга, относящиеся к концу 20-х гг. прошлого столетия. Так, в докладе, опубли- кованном в 1929 г. в материалах Конгресса немецкого терапевтическо- го общества, он подчеркивал, что рассматривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение развития фрейдовского метода свобод- ных ассоциаций. В «Комментариях к “Тайне Золотого Цветка”», опубли- кованных в том же году, он пришел к мысли, что по достижении середи- ны жизни человека начинается естественная подготовка к смерти и что в психологическом смысле смерть «является интегрирующей составной частью жизни», а также целью, поскольку, «как только пройдена вершина жизни, начинается жизнь, направленная к смерти» [61, с. 207]. В своих размышлениях о жизни и смерти К. Г. Юнг не сослался на основателя пси- хоанализа, хотя именно З. Фрейд в работе «По ту сторону принципа удо- вольствия» (1920) выдвинул идею влечения к жизни и влечения к смер- ти, подчеркнув при этом, что тем самым он «попал в гавань» философии А. Шопенгауэра, для которого смерть являлась целью жизни. В 1912 г., будучи Президентом международного психоаналитического сообщества, К. Г. Юнг подчеркивал, что «психоанализ есть и должен быть средством для широкого развития индивидуальных тенденций и для наи- более гармоничного сочетания их с личностью в целом» [62, с. 137–138]. После разрыва с З. Фрейдом и с выдвижением основных идей аналитиче- ской психологии он, по сути дела, стремился углубить и развить то, что логически вытекало из подобного понимания психоанализа. В 1953 г., т. е. фактически в завершающий период его исследователь- ской и терапевтической деятельности, К. Г. Юнгу было предложено отве-
290
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
тить на вопросы, заданные ему представителем газеты «Нью-Йорк Таймс» в Женеве М. Гофманом. Эти вопросы касались оценки вклада З. Фрейда в теорию и практику психоанализа, а также влияния его взглядов на раз- витие аналитической психологии. Отвечая на эти вопросы и дав крити- ческую оценку некоторых допущений основателя психоанализа, К. Г. Юнг подчеркнул, что в значительно большей степени он заинтересован «в про- должении строительства той дороги, которую он (Фрейд. — В. Л.) пытался проложить» [63, с. 289]. Не лишним будет, видимо, обратить внимание также на то, что на ран- них этапах развития психоанализа К. Г. Юнг был не только масштабной фигурой Международного психоаналитического объединения, но и спо- собствовал пробуждению интереса к психоаналитическим идеям со сто- роны тех, кто впоследствии стали ведущими психоаналитиками. К таким фигурам относятся прежде всего К. Абрахам и М. Эйтингон, которые в начале ХХ в. работали вместе с ним. К. Г. Юнг оказал также воздействие на пробуждение интереса к психо- анализу со стороны русских врачей и студентов-медиков, имевших воз- можность общаться с ним в Цюрихе. В частности, уроженка Ростова- на-Дону С. Шпильрейн прошла у него курс лечения, защитила под его руководством диссертацию и получила степень доктора медицины, стала видным психоаналитиком (у нее проходил курс анализа швейцарский психолог Ж. Пиаже), а по возвращении в 1923 г. в Россию начала работать в Государственном психоаналитическом институте в Москве. Побывав- шая в Цюрихе Т. Розенталь также стала психоаналитиком и, вернувшись в Петербург, работала в возглавляемом Бехтеревым Институте мозга, где имела возможность познакомить российских исследователей с психоана- литическими идеями и концепциями. У К. Г. Юнга в Цюрихе побывали и такие московские психиатры, как Н. Осипов и А. Певницкий, которые в начале ХХ в. одними из первых в России стали не только пропаганди- ровать психоанализ, но и использовать его в клинической практике. Если учесть, что некоторые работы К. Г. Юнга были переведены на русский язык и стали достоянием тех, кто проявлял интерес к психологии и меди- цине, то можно сказать, что, наряду с З. Фрейдом и А. Адлером, он несо- мненно дал толчок к развитию психоанализа в России.
ГЛАВА 5
ХАРАКТЕРОАНАЛИЗ В. РАЙХА
Вильгельм Райх
Вильгельм Райх (1897–1957) — сложная и противоречивая личность, вызывавшая как при жизни, так и после смерти неоднозначную оценку его исследовательской, терапевтической, политической деятельности. Достаточно сказать, что, будучи студентом медицинского факультета, он был принят в члены Венского психоаналитического общества, при- влек внимание З. Фрейда, который высоко оценивал его способности и называл одним из блестящих учеников, внес значительный вклад в раз- витие теории и практики психоанализа, выдвинул ряд оригинальных кон- цепций, положенных в основу характероанализа, вегетотерапии и оргон- ной терапии, принимал активное участие в политической жизни Австрии, Германии и одним из первых изучал психологию масс фашизма, основал Социалистическое общество консультаций по сексуальным вопросам, ассоциацию Секспол, Институт сексуально-экономических и биологиче- ских исследований, Международный журнал сексуально-экономических и оргонных исследований, положил начало изучению раковой биопатии и влияния радиации на раковые заболевания, проводил эксперименты по лечению рака. В то же время З. Фрейд отклонил его просьбу о прохождении у него личного анализа, В. Райх был исключен в 1929 г. из Венской социал-демо- кратической партии, а в 1934 г. из Коммунистической партии и из Между- народной психоаналитической ассоциации, в конце 30-х гг. против него была развернута кампания в Норвегии, в середине 50-х гг. Федеральное продовольственное и лекарственное управление США наложило запрет на его деятельность по использованию оргонных аккумуляторов, он был осужден, признан виновным и приговорен к тюремному заключению. После смерти В. Райха его научные труды находились под запретом, а его имя не упоминалось в научной литературе. Однако в конце 60-х гг. на волне студенческих выступлений против истеблишмента имя В. Рай- ха вновь появилось в печати. Он был провозглашен «отцом сексуальной
292
ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ
революции», изображенные на обложках его книг символы были воспро- изведены студентами на стенах Сорбоннского университета, а во время демонстраций в разных странах мира молодежь скандировала лозунги и выдержки из его работ. В 70-х гг. интерес к В. Райху проявился со сто- роны ученых, которые обратились к его идейному наследию, имеющему отношение к телесно-ориентированной терапии, биологическим иссле- дованиям, раковым заболеваниям. Личная жизнь и профессиональная деятельность В. Райха не отлича- лись спокойствием. Напротив, они были полны драматических событий, связанных с пылкой влюбленностью и семейными драмами, различны- ми начинаниями в области науки, политики и конфликтами с коллега- ми по совместной деятельности, выдвижением ряда оригинальных идей и непониманием в профессиональных кругах Австрии, Германии, Норве- гии, США. В. Райх родился 24 марта 1897 г. в части Галиции, принадлежащей Авст- ро-Венгерской империи. Его отец, который спустя какое-то время после рождения сына купил ферму в Буковине и стал богатым человеком, был властным, авторитарным и вспыльчивым. Его мать, более молодая по воз- расту, чем ее муж, и добрая женщина, была послушной домохозяйкой. Появление на свет в 1900 г. младшего брата не только не вызвало радости у В. Райха, но, напротив, сопровождалось негативными эмоциями, впо- следствии переросшими в соперничество за мать. В 14 лет он потерял мать, которая покончила жизнь самоубийством. Это событие не могло не повлиять на него, поскольку, с одной стороны, он боготворил свою мать, а с другой, переживал по поводу одного инци- дента, который, возможно, и стал причиной ее самоубийства. Об этом инциденте мало что известно, поскольку он не афишировался и составлял некую тайну семьи. Предположения о данной тайне могут быть сделаны на основе первой статьи В. Райха о табу инцеста в пубертате, написанной им в возрасте двадцати двух-двадцати трех лет. В этой статье был описан клинический случай, в контексте анализа которого выяснилось, что в воз- расте 12 лет пациент был свидетелем некоторых отношений между мате- рью и его репетитором, имевших место в отсутствие отца. Находясь под воздействием противоречивых чувств и испытывая инце- стуозное влечение, юноша предавался фантазиям, связанным со своеоб- разным шантажом: если мать не будет благосклонной к нему и не ответит на его желание, то он расскажет своему отцу об интимных отношениях матери с молодым репетитором. Есть основания полагать, что описан- ный им случай с пациентом в действительности относился к нему само- му, поскольку однажды он обмолвился о том, что данная статья являлась результатом его самоанализа. Его отец был человеком ревнивым, маль-
293
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
чик знал об этом и мог воспользоваться данной ситуацией в реальности или в своей фантазии. Как бы там ни было на самом деле, но последствия оказались трагическими: его мать покончила жизнь самоубийством, а ее смерть подорвала здоровье отца, который заболел воспалением легких и умер через три года, когда сыну было 17 лет. До смерти матери В. Райх получал образование в домашних услови- ях под руководством репетиторов. Затем он учился в гимназии в Черно- вицах, где проявил интерес к изучению немецкого и латинского языков, а также к естественно-научным дисциплинам. Со смертью отца заботы по работе на ферме легли на плечи В. Райха. Одновременно он продол- жал учиться. С 1916 по 1918 г. В. Райх служил в армии. В 1918 г. он поступил на юридический факультет Венского университета, но вскоре перевелся на медицинский факультет того же университета. В 1919 г. В. Райх стал посещать сексологический семинар, выступил на нем с рефератом «Понятие либидо от Фореля до Юнга», впервые встретился с З. Фрейдом. Осенью 1919 г. он был избран руководителем сексологического семинара. Летом 1920 г. В. Райх стал приглашенным чле- ном Венского психоаналитического общества, через несколько месяцев выступил на нем с докладом, посвященным анализу «Пер Гюнта» Ибсе- на, и стал членом данного общества. Под влиянием З. Фрейда он начал использовать психоанализ при работе с пациентами. Годы учебы в Венском университете были трудными для В. Райха в мате- риальном отношении, так как во время войны была разрушена ферма их семьи и он вместе с братом остался без средств существования. Братья |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |