![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и индивидуальная психология
А. Адлер одним из первых поддержал выдвинутые З. Фрейдом пси- хоаналитические идеи и концепции. На протяжении ряда лет (с 1902 по 1911 г.) он сотрудничал с основателем психоанализа, а в 1910 г. стал пре- зидентом Венского психоаналитического общества. Последующие расхо- ждения с З. Фрейдом, выход из Венского психоаналитического общества и выдвижение основных положений индивидуальной психологии пре- допределили критическое отношение А. Адлера к классическому психо- анализу. Это не означало, что А. Адлер отверг классический психоанализ как таковой. Многие его положения разделялись им и после создания собст- венного учения о природе человека, психических расстройствах и воз- можностях их лечения. В частности, он разделял взгляды З. Фрейда на то, что в каждом челове- ке (и в каждом невротике) встречаются как мужские, так и женские черты поведения, проявляющиеся и в сочетании, и поочередно. Подобно основателю психоанализа, А. Адлер признавал исключитель- но важную роль самых ранних переживаний ребенка для формирования характера человека и возможных предпосылок возникновения невроза. Он разделял и одно из исходных положений классического психоана- лиза, в соответствии с которым сексуальное влечение имеет для каждого человека большое значение, а психическая жизнь ребенка на ранних ста- диях развития уже богата и насыщена различными проявлениями сексу- альности. Как и З. Фрейд, он исходил из того, что невротик не осознает происхо- дящего с ним, и одна из задач терапии состоит в том, чтобы пациент мог осознать и понять психические процессы, внутренние конфликты, про- текающие и разыгрывающиеся в глубинах психики, а также те защитные механизмы, которые использовались им при решении жизненных про- блем и которые привели к бегству в болезнь. В соответствии с идеями классического психоанализа А. Адлер считал, что сновидения пациента дают ценный материал, анализ которого необ-
165
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
ходим для психотерапевта, стремящегося понять истинные намерения и мотивы поведения обратившегося к нему за помощью человека. В целом А. Адлер признавал заслугу З. Фрейда в том, что тому удалось многое прояснить, что было до него запутанным и неясным. По его мне- нию, основатель психоанализа заметно пошатнул механистические пози- ции предшествующей неврологии и открыл путь для развития глубинной психологии. «В этом заключается его основная заслуга, наряду с тем, что он обладал поистине проницательностью детектива в силу присущего ему здравого смысла» [26, с. 262]. Вместе с тем А. Адлер переосмыслил ряд положений классического пси- хоанализа и выдвинул свое понимание природы человека, движущих сил формирования тех или иных черт характера, причин возникновения нев- розов и возможностей лечения психических расстройств. Прежде всего, в отличие от классического психоанализа индивидуаль- ная психология базировалась на таких представлениях о природе челове- ка, в соответствии с которыми на передний план выступала не разорванность и конфликтность внутрипсихических сил, а целостность человеческого существа. Для З. Фрейда человеческое Я не является хозяином в собственном доме, между его сознанием и бессознательными влечениями происхо- дят постоянные сшибки, приводящие к различного рода конфликтам, в том числе и патологическим, ведущим к психическим расстройствам. Для А. Адлера душевной жизни человека свойственно единство, личность характеризуется общей взаимосвязью, в жизни каждого человека просле- живается единая линия движения. Отсюда различие и в терапевтической ориентации на анализ психического расстройства. В классическом психоанализе акцент делается на раскрытии отдельно- го невротического симптома (анализ по частям и восхождение от части к целому). В индивидуальной психологии — на понимании целого и про- слеживании единой связи, проникающей во все частности (анализ, исхо- дя из целого к рассмотрению его частей, чтобы вновь вернуться к целому). С точки зрения А. Адлера, «смысл симптома становится нам ясен тогда, когда мы понимаем его включенность в целое, когда мы рассматриваем конкретное душевное движение как часть человека, как завершение пред- шествующего и начало последующего движения» [27, с. 208]. Признание целостности личности вовсе не означало, что А. Адлер не принимал во внимание тех конфликтов, которые могут иметь место в жизни человека. Однако он считал, что рассмотрению частностей долж- но предшествовать познание целостной драмы жизни человека и понима- ние того, что, сталкиваясь с жизненными проблемами, индивидуум может не просто отступать перед ними, а переключаться на бесполезные занятия в силу внутренней установки на сохранение своего единства.
166
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
В понимании З. Фрейда человек всегда стремится к удовлетворению своих влечений, т. е. в своем мышлении и поведении изначально руко- водствуется принципом удовольствия. Позднее возникающий принцип реальности, заставляющий человека считаться с окружающей его дейст- вительностью, является действенным лишь постольку, поскольку дает воз- можность на время отсрочить получение того удовольствия, к которому стремится человек. С точки зрения А. Адлера, влечения человека могут быть направлены не только в русло получения собственного удовольст- вия, но и в сторону всеобщей пользы, т. е. развитие человека находится под влиянием чувства общности, социального интереса. Исходя из подоб- ного понимания основных принципов жизнедеятельности человека, клас- сический психоанализ может рассматриваться как пессимистически ори- ентированный на эгоцентричность, в то время как индивидуальная пси- хология может восприниматься в качестве оптимистического учения, акцентирующего внимание на чувстве общности. Согласно З. Фрейду, человеком движет стремление к получению удо- вольствия. В понимании А. Адлера, человеку свойственно прежде всего стремление к утверждению собственной значимости, которое является биологическим по своему происхождению, но психическим по своему выражению. При неразвитом чувстве общности индивидуум оказывается эгоистичным, направляющим свое стремление к собственной значимо- сти в сторону достижения личной власти, превосходства. Таким образом, в трактовке А. Адлера стремление к власти представляет собой искажен- ную форму стремления к совершенству. Что же касается первоначальной организующей идеи, то в качестве таковой следует, по его убеждению, принимать не принцип удовольствия, а стремление человека к утверждению своей значимости, к обретению идеаль- ной конечной формы. В работах позднего периода А. Адлер ввел понятие стремления к тотальности как поиску некоторой ситуации, где все силы, бессознательные влечения и сознательные побуждения в своем единстве направлены на преодоление жизненных трудностей. Учение З. Фрейда о человеке отмечено печатью детерминизма, поскольку речь идет о причинно-следственных связях, предопределяю- щих направленность психического развития и возможность возникно- вения психических расстройств. Учение А. Адлера о человеке являлось телеологическим, включающим в себя установку на признание устремлен- ности к цели, в которой все телесные и психические процессы находятся во взаимодействии. Отсюда вытекает одно из основных различий между ними, имеющее как теоретическое, так и практическое значение. В теории классический психоанализ опирается на причинный фактор развития человека (и его невротизации), в то время как индивидуальная
167
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
психология — на целенаправленную деятельность индивидуума. В тера- певтической практике первого направления прежде всего вскрываются причины, приведшие к невротическому расстройству. В терапевтиче- ской практике второго направления определяется цель, которую пресле- дует пациент и в соответствии с которой сформировался невротический образ жизни. Основной проблемой индивидуальной психологии является позна- ние не причинных воздействий, что имело место в классическом психоанализе, а целей, направляющих влечения человека и управляющих ими. В отличие от основателя психоанализа, А. Адлер исходил из того, что сознание и бессознательное не противоречат друг другу, а движутся вме- сте в одном и том же направлении. Он считал, что нет необходимости про- тивопоставлять сознательное бессознательному, рассматривая их в качестве двух антагонистических частей, составляющих психику человека. Если невротик прибегает к психической уловке, называемой в клас- сическом психоанализе «вытеснением», то на самом деле речь идет не о вытеснении в бессознательное сексуальных побуждений или ком- плексов, а всего лишь о перемещении в бессознательное стремлений к власти, превосходству, т. е. речь идет о фикциях, завуалирование кото- рых не позволяет становиться им осознанными, способствующими уст- ранению идеала, в результате чего могло бы произойти разрушение цель- ности личности. По мнению А. Адлера, тот, кто учится истолковывать сознательное, понимает, что сознательное также бессознательно и между ними нет никакой противоположности. Поэтому представляется невер- ным выводить невроз из конфликта между сознательным и бессознатель- ным, как это имело место в классическом психоанализе. Раскрывая соотношения между сознательным и бессознательным, А. Адлер выдвинул положение, в соответствии с которым невротическое поведение можно рассматривать так, как если бы оно подчинялось созна- тельной цели. Исходя их этого, можно заключить, что неосознаваемость фиктивной идеи, различного рода воспоминания и морализирующие переживания являются своего рода уловками психики, когда их осозна- ние угрожает цельности личности. При этом А. Адлер обратил внимание на одну, связанную с бессозна- тельным, невротическую уловку, которая может давать знать о себе в ана- литическом процессе. Так, он полагал, что, несмотря на все разъяснения со стороны психотерапевта, пациент использует бессознательное, чтобы с помощью своих предшествующих навыков и симптомов преследовать все ту же цель достижения превосходства. В конечном счете как всякое осознанное проявление психики, так и бессознательное побуждение ука- зывает на бессознательную фиктивную цель. Кажущаяся противоречивость сознательного и бессознательного явля-
168
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
ется лишь противоречием средств, которое оказывается несущественным в плане понимания конечной цели возвышения личности. И если веду- щую, но находящуюся в бессознательном идею власти, величия, превос- ходства удается вызвать в сознании пациента и благодаря критике лишить ее возможности влиять на его поведение, то тем самым может быть дос- тигнут позитивный терапевтический эффект. В классическом психоанализе сознательное Я понимается в плане образования его из бессознательного Оно. В индивидуальной психологии Я воспринимается в качестве «первичной зародышевой клетки», «некой целостности», вне которой не существует никакого Оно. Относительно Сверх-Я можно сказать, что оно представляет собой, по мнению А. Адле- ра, более позднюю, выдвинутую З. Фрейдом идею, ранее нашедшую отра- жение в концепции индивидуальной психологии о фиктивной цели дос- тижения превосходства. А. Адлер также полагал, что нельзя рассматривать сексуальные поры- вы в качестве признаков здорового или психически больного человека, поскольку они являются не причиной, а лишь средством стремлений лич- ности. Это означает, что сексуальная этиология неврозов не так очевидна, как утверждал З. Фрейд. Внося уточнение в психоаналитическое понимание причин возникно- вения неврозов, А. Адлер исходил из того, что не сексуальность как тако- вая, а мужской протест в качестве реакции на чувство неполноценности служит основным толчком к образованию невротических черт характера. В более общем плане он считал, что представление о сексуальной энергии (либидо) как доминирующей над психикой и разумом является искажен- ным взглядом на человека. С позиций индивидуальной психологии сек- суальные влечения, желания личности или отрицательные последствия их подавления, вытеснения не являются основной проблемой в жизни. Психоаналитические представления о сексуальных влечениях и их подав- лении выдают эгоцентрическую природу человека, часто наблюдаемую у избалованных детей. А. Адлер пересмотрел фрейдовское понимание эдипова комплекса. Если в классическом психоанализе эдипов комплекс отражает амбива- лентное отношение ребенка к своим родителям, в более простом слу- чае — сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола, то в рамках индивидуальной психологии данный комплекс — «всего лишь верхушка айсберга, которым является нервная болезнь со всеми ее про- явлениями» [28, с. 327]. Для А. Адлера эдипов комплекс — это одна из фаз мужского протеста, мужское осознание силы, превосходства над отцом и мате- рью, часто выраженное в асексуальной форме. И если основатель психоанали- за рассматривал инцестуозные влечения как имеющие первостепенное
169
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
значение для возникновения невротических заболеваний, то А. Адлер воспринимал их в качестве вторичных конструкций, «символов больно- го или психоаналитика». Как и З. Фрейд, А. Адлер признавал, что основы человеческой психи- ки закладываются в раннем детстве. Однако при этом он ратовал за уста- новление неразрывной связи между опытом, впечатлениями и социаль- ными установками детских лет и позднейшими психическими явления- ми. Словом, в индивидуальной психологии осуществлялось сравнение опыта и социальных установок раннего детства человека с его же опытом и социальными установками зрелого возраста. Тем самым подчеркива- лась необходимость понимания того, что психические явления не следу- ет рассматривать по отдельности и что их анализ должен осуществляться в контексте единого целого. В рамках индивидуальной психологии важно сравнить, по крайней мере, два события, разделенные между собой зна- чительным промежутком времени, и связать их между собой с учетом одной унифицированной линии поведения, присущего человеку стиля жизни. Отводя толкованию сновидений значительную роль в процессе ана- литической деятельности, А. Адлер в то же время внес свои корректи- вы в фрейдовское понимание сновидений. Для основателя психоанали- за сновидение отражает попытку реализации того или иного желания человека, которое в силу различных причин не могло быть реализовано в предшествующем бодрственном состоянии. В сновидении сновидец как бы стремится вернуться назад. В понимании А. Адлера в сновидении проявляется предвосхищающая функция, направляющая действия человека и сви- детельствующая о подготовительной работе спящего в связи с его затруднения- ми. Эта предвидящая функция сновидения соответствует линии жизни человека, имеет своей целью самозащиту, связанную с достижением пре- восходства. Таким образом, подобно характеру человека или нервному симптому, сновидение принимает ту или иную форму в соответствии с конечной целью сновидящего. Хотя З. Фрейду принадлежит заслуга в разгадывании тайны сновиде- ний, тем не менее его теория сновидений, согласно которой сон пред- ставляет собой погружение в детские, оставшиеся неосуществленными желания, представляется, по мнению А. Адлера, несостоятельной. По его собственному убеждению, в сновидении дают знать о себе пробудив- шиеся чувства и эмоции, соответствующие жизненному стилю челове- ка. За ним скрываются силы, устремленные в одном направлении и даю- щие представление о жизненном плане человека, благодаря которому он пытается справиться со своей собственной неуверенностью, затрудняю- щей его адаптацию к окружающему миру.
170
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
Если сновидение часто непонятно самому сновидящему, то это про- исходит потому, что остающийся в бессознательном материал оказыва- ет сильное давление на мысли, образы и восприятия, чтобы тем самым не подвергать опасности целостность личности. Сновидец не хочет пони- мать свое сновидение, которое нацелено на то, чтобы обмануть его. То, что он не понимает свое сновидение, входит в намерение сновидца, и, таким образом, человек как бы старается обмануть сам себя. В действи- тельности же сновидение, словно в зеркале, «способно отразить процес- сы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем опре- деленных поступков» [29, с. 253]. С точки зрения А. Адлера, сновидение — это не «царская дорога к бес- сознательному», как утверждал З. Фрейд, а своего рода «мост от насущной проблемы к индивидуальности человека». В классическом психоанализе сновидение противопоставляется бодрствующему сознанию. В индиви- дуальной психологии утверждается, что подобной противоположности между ними не существует. Те упрощения, которые используются в снови- дении в качестве средства самообмана сновидца, используются человеком с точно такой же целью и в состоянии бодрствования. Подобно З. Фрейду, А. Адлер рассматривал эротический перенос на врача в терапевтическом процессе как своеобразную карикатуру, не имеющую отношения к настоящим чувствам. В то же время он не рас- ценивал его в качестве проявления либидо пациента и полагал, что дан- ный феномен является не «переносом» как таковым, а привычкой, общей позицией пациента, проистекающей из его детства и представляющей собой путь к власти, в данном случае — к власти над психотерапевтом. Эротический перенос — это трюк пациентов, стремящихся умалить личность врача. Это — невротическая ориентация, с помощью которой пациент стремится обрести свое превосходство над ним. Поэтому при психотера- певтическом лечении необходимо следить за тем, чтобы не стать жерт- вой девальвирующей тенденции пациента, проявляющейся различными способами, в том числе и в форме эротического переноса. В классическом психоанализе проводилось различие между первич- ным нарциссизмом, изначально присущим ребенку, и вторичный нарцис- сизмом, связанным с тем, что после переключения либидо ребенка со сво- его собственного тела на другой сексуальный объект, либидо взрослого человека может быть вновь повернуто на самого себя. В индивидуальной психологии наблюдается иная трактовка нарциссизма. С точки зрения А. Адлера, сексуальность ребенка никогда не ориен- тирована на собственное тело, как полагал З. Фрейд. Поэтому нарцис- сизм не представляет собой врожденный компонент или этап развития, а является вторичной фазой, результатом того, что человек или отказался
171
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
от естественных социальных связей, или не обнаружил их в себе. Нарцис- сизм указывает на недостаток чувства общности, социального интереса и обусловлен ограниченностью переживаний человека, сконцентриро- ванных не на отношениях с другими людьми, а на собственной персоне. По мнению А. Адлера, нарциссизм — это ощущение собственной слабости, вытекающей из сильно развитого чувства неполноценности, когда «ребе- нок чувствует себя словно бы во враждебном мире и думает, что сможет чего-нибудь добиться, только сделав себя центром происходящего и изо- лировав себя от всех связей» [30, с. 260]. Если классический психоанализ оказал влияние на становление инди- видуальной психологии, которая фактически возникла на основе переос- мысления ряда фрейдовских идей, то то же самое можно сказать и в отно- шении воздействия отдельных положений индивидуальной психологии на развитие и модификацию классического психоанализа. А. Адлер считал, например, что именно индивидуальной психологией был проложен путь к становлению психоаналитических идей эдипова ком- плекса, комплекса кастрации, нарциссизма. Так, связывается ли эдипов ком- плекс с сексуальным либидо или он трактуется несколько иначе, в любом случае его рассмотрение немыслимо без понимания того, что мальчик стре- мится превзойти самого себя и достичь превосходства над отцом. Идея комплекса кастрации логически вытекает, по утверждению А. Адле- ра, из одного из основных концептов индивидуальной психологии, связан- ного с признанием мужского протеста в качестве имеющей определяющее значение реакции ребенка на свойственное ему чувство неполноценности и ущербности. Что касается психоаналитических представлений о нарциссизме, то они возникли у З. Фрейда, по мнению А. Адлера, тогда, когда индивидуальная психология выдвинула положение об эгоцентричности неврозов. Разумеется, суждения А. Адлера по всем этим вопросам можно рассмат- ривать в плане его собственного желания утвердить приоритет некото- рых концепций индивидуальной психологии по отношению к классиче- скому психоанализу. Тем не менее, в них есть доля истины, заключающаяся в действительности в том взаимовлиянии, которое оказывали друг на друга З. Фрейд и А. Адлер при выдвижении и развитии тех или иных представле- ний о человеке, его влечениях и стремлениях Так, основатель психоанализа скептически отнесся к адлеровским идеям о стремлении к самоутверждению, власти, совершенству. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он исходил из того, что подоб- ные стремления, как и влечение к самосохранению, являются частными, предназначенными к тому, чтобы обеспечить организму собственный путь к смерти и избежать других возможностей возвращения к неорганическо-
172
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
му состоянию. В этом отношении нет необходимости говорить о каком-то загадочном стремлении к самоутверждению во что бы то ни стало. Другое дело, что многим людям трудно, как замечал З. Фрейд, отказаться от веры в то, что человеку свойственно стремление к усовершенствованию. «Но я лично не верю в существование такого внутреннего стремления и не вижу никакого смысла щадить эту приятную иллюзию» [31, с. 234]. Однако несколько лет спустя З. Фрейд высказал иное суждение по этому вопросу. Не касаясь адлеровского понимания стремления к самоутвержде- нию, к власти, он уже не столь категорично выступал против идеи усовер- шенствования человека. Более того, в работе «Будущее одной иллюзии» (1927) он признавал, что «жизнь в этом мире служит высшей цели, и хотя эту цель нелегко разгадать, но, по всей вероятности, она сводится к усо- вершенствованию человека» [32, с. 21–22]. Любопытна также эволюция взглядов А. Адлера и З. Фрейда на про- блему агрессивности. Данная проблематика нашла свое отражение в ран- них работах А. Адлера, включая статью «Проявление агрессии в жизни и при неврозе» (1908) и книгу «О невротическом характере» (1912), где содержались размышления об агрессивном влечении, инстинкте агрессии и невротических симптомах, являющихся элементами агрессии. Именно в этих работах он рассматривал агрессивное влечение и инстинкт агрес- сии в качестве установки, направленной против жизни. Однако в работах более позднего периода своей исследовательской и терапевтической дея- тельности он выдвигал на передний план чувство общности, социальный интерес. При этом А. Адлер критически отнесся к идее влечения к смерти, которая в процессе переосмысления психоаналитических представлений о человеке была выдвинута З. Фрейдом. Противоположная картина наблюдалась в классическом психоана- лизе. Первоначально З. Фрейд не разделял точку зрения некоторых ана- литиков, включая А. Адлера, которые выступили с идеей существования особого агрессивного влечения. Затем он согласился с тем, что в садизме действительно присутствует агрессивный компонент сексуального вле- чения, но тем не менее был склонен считать, что вряд ли стоит говорить о каком-то особом агрессивном влечении или инстинкте. Во всяком слу- чае в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), т. е. до разры- ва с А. Адлером, он писал по этому поводу следующее: «Я не могу решить- ся признать особое агрессивное влечение наряду и на одинаковых пра- вах с известными нам влечениями самосохранения и сексуальными. Мне кажется, что Адлер неправильно считает за особое влечение общий и непременный характер всякого влечения и именно то “влекущее”, побу- ждающее, что мы могли бы описать как способность давать толчок дви- гательной сфере» [33, с. 108–109]. И только после публикации работы
173
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
«По ту сторону принципа удовольствия» (1920), в которой была выдви- нута идея влечения к смерти, З. Фрейд признал существование влечения к агрессии и деструкции. В книге «Недовольство культурой» (1930) он был вынужден признать, что проглядел повсеместность невротической агрессивности и деструктив- ности и упустил из виду принадлежащее влечению к агрессии надлежащее место в жизни человека. При этом он вспомнил «о собственном сопротив- лении при первой встрече с идеей инстинкта деструктивности в психоана- литической литературе», а также о том, как долго длилось это сопротивле- ние, пока он «не стал восприимчивее к этой идее» [34, с. 113]. Несмотря на подобные взаимовлияния, а возможно, и вопреки им, А. Адлер и З. Фрейд критически относились к тем или иным концепци- ям, выдвинутым в рамках классического психоанализа и индивидуальной психологии. В частности, А. Адлер считал, что относящиеся к фазам сек- суального развития концептуальные построения основателя психоана- лиза касаются не естественного превращения либидо, а искусственного, обусловленного западноевропейской культурой, а его психология является не чем иным, как описанной на сексуальном диалекте психопатологией изнежен- ного ребенка. Он даже полагал, что «в будущей истории психологии и пси- хопатологии учение Фрейда будет фигурировать как курьезная попытка представить душевную жизнь изнеженного ребенка как общезначимую психологию посредством сексуальной терминологии» [35, с. 271]. В свою очередь З. Фрейд подверг критике многие положения индиви- дуальной психологии. В работе «К истории психоаналитического движе- ния» (1914) он посвятил несколько страниц критическому разбору осно- вополагающих концепций А. Адлера. Так, отметив, что мужской протест существует, он в то же время подчеркнул, что этот протест представляет собой не что иное, как вычлененное из психологического механизма вытеснение. По его мнению, А. Адлер смешал биологический, психологический и социальный смысл понятий «мужское» и «женское», а также неверно соотнес причины возникновения невроза с органической неполноценно- стью или ее субъективным ощущением, в результате чего невроз оказался побочным результатом общей ущербности человека, в то время как опыт свидетельствует о том, что «подавляющее большинство некрасивых, изу- родованных, искалеченных, опустившихся людей отнюдь не склонно реа- гировать на свои недостатки возникновением невроза» [36, с. 190]. З. Фрейд также считал, что с самого начала А. Адлер не разобрался в про- блеме вытеснения и поэтому не случайно не уделял ей достаточного вни- мания, как это имело место в классическом психоанализе. Во время одной дискуссии А. Адлер обратил внимание на своеобразную игру слов, которая, по его мнению, имеет место при психоаналитическом объяснении взаимо-
174
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
отношений между вытеснением и культурой (на вопрос, отчего возникает вытеснение, отвечают — от культуры, а на вопрос, откуда берется культура, отвечают — из вытеснения). Однако, как подчеркнул З. Фрейд, в психоана- лизе речь идет не об игре словами, а о реальном положении дел, и только ребенок может полагать, что его дурачат, когда на вопрос, откуда берутся яйца, ему отвечают — от курицы, а на вопрос, откуда берутся куры, получа- ет ответ — из яиц. На самом деле психоаналитическое понимание означа- ет «не что иное, как то, что культура покоится на результатах вытеснения предшествующих поколений и что каждому новому поколению предстоит сохранить эту культуру путем таких же вытеснений» [37, с. 191]. Классический психоанализ включал в себя исследовательские и тера- певтические функции. Правда, рассматривая проблему сопротивления, З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым психоана- литическое лечение можно рассматривать в качестве своего рода «пере- воспитания» для преодоления внутренних сопротивлений. Подобное понимание нашло свое развернутое отражение в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/1917), где он подчеркнул, что работа по преодоле- нию сопротивлений является существенной частью аналитического лече- ния, в процессе которого пациент должен выполнить эту работу, а врач оказывает ему помощь в воспитательном смысле. «Поэтому правильно говорить, что психоаналитическое лечение является чем-то вроде довос- питания» [38, с. 289]. Кроме того, З. Фрейд считал, что теоретические разработки и клини- ческие данные психоанализа могут оказаться плодотворными и полез- ными в деле воспитания детей и несомненно представляют определен- ный педагогический интерес. Тем не менее задача воспитания никогда не выходила на передний план в классическом психоанализе. Индивидуальная психология ориентирована как на исследовательские и терапевтические, так и на образовательные (воспитательные) цели. Последняя интенция берет свое начало в ранних статьях А. Адлера «Врач как воспитатель» (1904), «Воспитание родителей» (1912) и находит отра- жение в более поздних его работах, таких как «Воспитание детей» (1930). Она нашла свое отражение и в его практической деятельности по консуль- тированию детей в воспитательных центрах и реформе школьного обра- зования в Вене в 20-х гг., создании экспериментальной школы индивиду- альной психологии, терапии детей и родителей, школьников и учителей, осуществляемой под его руководством на протяжении ряда лет. Образовательный (воспитательный) аспект индивидуальной психологии при- влек к себе внимание педагогов и психологов в разных странах мира, в результате чего разработанные А. Адлером идеи, концепции и техника лечения получили больший отклик среди них, чем среди врачей. Во вся-
175
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
ком случае знакомые с индивидуальной психологией специалисты в облас- ти образования стали прислушиваться к рекомендациям, которые были даны А. Адлером на основе своей исследовательской и терапевтической деятельности. Эти рекомендации включали в себя следующие положения: · родитель или воспитатель должен завоевать любовь ребенка, что явля- ется гарантией его воспитуемости; · лучшая поддержка в развитии ребенка состоит в укреплении его уве- ренности в собственных силах, поскольку подобная уверенность при- носит ему счастье; · ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своих роди- телей, воспитателей и, следовательно, нельзя пугать ребенка, так как тем самым они не только не достигнут своих целей, но и лишат ребен- ка уверенности в себе, вызовут у него смятение; · похвала и награда всегда предпочтительнее осуждения и наказания; вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует предостав- лять ребенку возможность выбора и свободу для принятия решений. Высказанные А. Адлером рекомендации по воспитанию здорового ребенка предполагали минимизирование негативных последствий чув- ства неполноценности, способного обернуться для ребенка возникнове- нием у него комплекса неполноценности. Однако находящиеся под воз- действием западноевропейской культуры многие родители нередко сами культивировали в своих детях культ силы, достижения успеха и таким образом готовили их к вступлению во взрослую жизнь с ее конкуренцией, соперничеством и погоней за материальным преуспеванием, что основ- ными ценностями здорового образа жизни становились предельная соб- ранность, чрезмерная деловитость, способность к достижению намечен- ной цели любыми средствами, отсутствие каких-либо сомнений и состра- дания к более слабым, менее талантливым. Если чрезмерные нагрузки на детский организм приводили некото- рых детей к психическим срывам, чреватым развитием и обострени- ем комплекса неполноценности, то постоянная погоня за преуспевани- ем в жизни оборачивалась для других детей тем, что возникало новое, не описанное ни в классическом психоанализе, ни в индивидуальной психологии явление, которое можно было бы назвать комплексом полно- ценности. В первом случае пополнялся контингент тех, кому требовалась психо- терапевтическая помощь и кто обращался за соответствующим лечени- ем. Во втором случае вырастало новое поколение людей, считавшихся здоровыми, преуспевающими и не нуждающимися в какой-либо психоло- гической или психотерапевтической помощи, хотя в действительности
176
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
они оказывались в плену нового вида заболевания, характеризующегося бегством не в невроз, а в здоровье, развитием комплекса не неполноценности, а пол- ноценности. Пожалуй, лучше всего это новое заболевание в поэтической форме выразил Зиновий Вальшонок, который писал: На веку монолитной цельности, что понятия все смешал, древний комплекс неполноценности непростительно обветшал. Не в почете теперь растерянность, поединки с самим собой. В моде — собранность и уверенность и владычество над судьбой. Человек деловитой цепкости. что и в чувствах непогрешим, трезвым комплексом полноценности заменяет разлад души. Нет в глубинах сердец недвойственных ни смятения, ни вины. Колебания им не свойственны и сомнения не нужны. Может, в мире сменились ценности, но сильнее день ото дня полноценность — неполноценностью настораживает меня (39, с. 6). Рассмотренный А. Адлером комплекс неполноценности привлека- ет к себе внимание современных психологов и педагогов. Само поня- тие «комплекс неполноценности» стало широко используемым не толь- ко в научной литературе, но и в житейском обиходе. Что касается пони- мания сути комплекса полноценности и особенно вытекающих из него последствий, то это пока остается проблемой, требующей своего основа- тельного осмысления. Остается только надеяться, что данная проблема привлечет к себе внимание исследователей, которые приступят к изуче- нию теоретико-содержательных и практическо-терапевтических аспек- тов комплекса полноценности.
ГЛАВА 4
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Г. ЮНГА
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в швейцарском местечке Кес- свиль (кантон Тюргау), недалеко от Базеля. Его отец, Пауль Ахиллес Юнг, был доктором филологии, интересовался классическими языками и древ- нееврейским, в совершенстве владел латинским языком, которому стал обучать своего сына, когда ему исполнилось шесть лет, но, отойдя от науки, стал пастором евангелической реформаторской церкви и протестант- ским капелланом в одной из психиатрических больниц в Базеле. Его мать, Эмилия Прейсверк, была чувствительной, но не терпящей возражений женщиной. В семье было трое детей, но К. Г. Юнг не видел своего старше- го брата, который прожил всего несколько дней и умер за два года до его рождения. Его младшая сестра родилась, когда ему было девять лет. Его дед (Карл Густав Юнг) по отцовской линии был врачом, профессо- ром, а затем и ректором Базельского университета. Для своего внука он являлся весьма значимой фигурой: Карл Густав Юнг (старший) был зна- ком с такими известными в то время мыслителями, как Ф. Шлейермахер и А. Гумбольд; существовала семейная легенда, что он — внебрачный сын И. В. Гете; его жизнь в юности была насыщена разнообразными события- ми, связанными, в частности, с арестом прусскими властями за полити- ческую деятельность и 13-месячным пребыванием в берлинской тюрьме, с отречением от римской католической веры и принятием евангеличе- ского протестантства. К. Г. Юнг (младший) с таким почтением относил- ся к своему деду, что впоследствии, когда им было построено каменное сооружение (Башня) в Боллингене, близ Цюрихского озера, он высек на трех каменных плитах имена своих предков по отцовской линии. Предки по материнской линии также по-своему были интересны К. Г. Юнгу, поскольку его бабка, Аугуста Фабер, считалась прорицатель- ницей и обладала экстрасенсорными способностями, а дед, Самуил
178
К А Р Л Г УС ТА В Ю Н Г
Прейсверк, был главой протестантской общины в Базеле, специалистом по ивриту (написал грамматику древнееврейского языка), профессором восточных языков в евангелистском институте в Женеве и человеком, разговаривавшим с духами. Переплетение столь разнообразных родословных корней сказа- лось на формировании духовного мира и профессиональных интересов К. Г. Юнга. Подобно своим предкам по отцовской и материнской линиям он, с одной стороны, выбрал профессию врача и проводил научные иссле- дования, а с другой стороны, — проявлял интерес к христианскому мисти- цизму спиритической теологии, древним культам, алхимии, миру духов, мифологии, западноевропейской и восточной философии. С раннего детства К. Г. Юнг отличался особой восприимчивостью к тому, что позднее назвал «богами» бессознательного (архетипами). Не случайно посмертно опубликованная его работа «Воспоминания, сновидения, раз- мышления» (1962), представляющая определенным образом обработан- ный и преподнесенный последовательницей К. Г. Юнга материал в качест- ве автобиографии [1, с. 11], начинается примечательными словами: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного» [2, с. 16]. И дейст- вительно, начиная с самых ранних воспоминаний и кончая размышления- ми в преклонном возрасте, большинство воспроизводимых швейцарским психиатром, психологом и культурологом сюжетов оказываются связанны- ми с погружением в мир сновидений, фантазий, глубинных прозрений. Первые, по его собственным словам, «осознанные травмы» имели место в возрасте трех-четырех лет. Одна из них была связана с увиденным им человеком, облаченным в длинную черную одежду и вызвавшим в нем смертельный ужас, как только у мальчика промелькнула мысль, что это иезуит. И хотя он не знал, что представляет собой иезуит, но видение чер- ного человека и ранее подслушанный разговор между отцом и гостившим в доме священником о грязной деятельности иезуитов, вызвали у мальчи- ка такую ассоциацию с чем-то опасным даже для его отца, что он убежал на чердак дома, спрятался там, долго не решался спуститься на первый этаж и еще несколько дней находился в состоянии адского страха, удер- живающего его от выхода на улицу. Другое травмирующее переживание было связано со сновидением, в котором мальчик увидел ведущие вниз каменные ступени, в страхе и неуверенности спустился по ним и обнаружил нечто такое, что заста- вило его испытать парализующий ужас. На золотом троне возвышался похожий на дерево ствол из кожи и голого мяса с круглой головой и един- ственным, устремленным ввысь глазом. После восклицания матери, что это людоед, мальчик проснулся с ощущением ужаса, который преследо- вал его несколько дней. Это сновидение долгое время занимало К. Г. Юнга
179
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
и значительно позже он понял, что странное видение было не чем иным, как фаллосом, причем лишь несколько десятилетий спустя он обрел зна- ние о ритуальном фаллосе. Необычные сны, погружающие в царство тьмы, различного рода виде- ния, связанные с чем-то сверхъестественным, неудержимое любопытство к разглядыванию трупов, обнаружение в себе некой раздвоенности, как будто внутри находятся два человека (обыкновенный ребенок, ведущий себя подобно другим детям, или «личность номер один», и мудрый ста- рец, взывающий к серьезному отношению к жизни и каким-то образом связанный с предками и духовными таинствами, или «личность номер два») — все это заставляло задумываться маленького К. Г. Юнга над такими вопросами, которые носили философский характер и ответ на которые не находили даже многие взрослые люди. В возрасте 7–9 лет он предается метафизической игре и размышляет следующим образом: «Я сижу на камне, который находится подо мною». Но ведь и камень может иметь «я» и думать: «Я лежу на склоне, а кто-то сидит на мне». Тогда возникает вопрос: «Кто я? Тот, кто сидит на камне, или я — камень, на котором он сидит?» И маленький К. Г. Юнг часами сидел на камне, завороженный разнообразными вопросами и загадками мира. В десять лет он из измерительной линейки вырезает человечка, рас- крашивает его черными чернилами и вместе с черным камнем кладет в пенал, который прячет на чердаке дома. Затем время от времени, осо- бенно в моменты удрученного состояния или раздражения, он тайком пробирается на чердак, открывает пенал, смотрит на черного человечка и камень, а также прячет в пенале записки, написанные на изобретенном им языке, как будто совершает какой-то торжественный ритуал. В двенадцать лет в яркий солнечный день он приходит в восторг от кафедрального собора и думает, что мир прекрасен, церковь превос- ходна, а создавший все это Бог восседает на золотом троне на небесах и… Не додумав свою мысль до конца, мальчик вдруг чувствует удушье и в оце- пенении не может ничего понять, как будто продолжение мысли может привести к страшному греху — греху против Святого Духа. Несколько дней и ночей он находится в смятенном состоянии, так как какая-то запретная мысль прорывается в его сознание, но он пытается отогнать ее прочь. Наконец, как будто это кому-то нужно, мальчик начина- ет размышлять и, окинув взором длинный ряд своих предков, добирается до Адама и Евы. «Они были безупречны, ведь Бог творит лишь совершен- ство, и все же они согрешили. Как стало возможно такое? Они не смог- ли бы сделать этого, если бы Бог не создал для них эту возможность. Оче- видно, что Бог и змия сотворил им в искушение. Бог в Своем всеведении устроил все так, чтобы первые родители согрешили. Итак, это Бог хотел,
180
К А Р Л Г УС ТА В Ю Н Г
чтобы они согрешили» [3, с. 48]. Видимо, Бог хочет, чтобы и он, малень- кий Юнг, проявил храбрость и до конца досмотрел свое видение. Мальчик решается и вновь видит перед собой кафедральный собор, голубое небо, сидящего высоко над миром на золотом троне Бога и кусок кала, падающий из-под трона на сверкающую крышу собора, пробиваю- щий ее и разрушающий стены собора на куски. Мальчик плачет от счастья, от снизошедшей на него благодати, так как он познал всемогущего Бога, стоящего над Библией и Церковью и заставляющего отказываться даже от священных традиций. Пришло понимание того, что Бог может быть чем-то ужасным, оскверняющим свой собор, но возлагающим ответст- венность на человека за то, что он должен размышлять над его деяниями. Это была страшная тайна, с которой мальчик ни с кем не мог поделиться и из-за которой он чувствовал себя одиноким, поскольку приобрел смутное знание о таких вещах, о которых никто не знал и не хотел знать. Обучаясь в гимназии Базеля (до этого он учился в школе небольшой деревушке, Кляйн-Хюнинген, где служил пастором его отец), К. Г. Юнг читал книги о Боге, Духе и Троице в отцовской библиотеке, но испыты- вал сомнения относительно того, что отец говорил о них. Он общался со своими сверстниками, но не мог поделиться с ними своими тайнами. Будучи крупным и сильным подростком, он редко участвовал в драках и избегал соревнований, но в приступе ярости мог постоять за себя. Обла- дая хорошей памятью, К. Г. Юнг успешно справлялся с математическими задачами, но не понимал смысла математических уравнений. На уроках рисования он изображал не то, что требовалось при копировании бюс- тов греческих богов, а то, что подсказывало его воображение. С увлече- нием самостоятельно писал сочинения, но учителя называли его лгуном и обманщиком, так как считали, что содержащиеся в них глубокие мысли не могут принадлежать школьнику, а списаны им из каких-либо трудов. В раннем возрасте он прочитал «Фауста» Гете, а с 16–17 лет стал погру- жаться в философскую литературу и познакомился с идеями Гераклита, Эмпедокла, Платона, Экхарда, Канта, Шопенгауэра. К. Г. Юнг колебался в выборе профессии между философией, археологи- ей и естественными науками, но в итоге в 1895 г. поступил на медицинский факультет Базельского университета. В университете он вступил в студен- ческое общество Зофингия, активно участвовал в дискуссиях, посвящен- ных различным проблемам философии, психологии и оккультизма, был избран президентом Базельского отделения Зофингии. В тот период он познакомился с идеями немецкого философа Ф. Ницше, работа которого «Так говорил Заратустра» произвела на него сильное впечатление. В возрасте 24 лет, увлекшись спиритизмом, К. Г. Юнг объединил вокруг себя группу и стал проводить спиритические сеансы, в которых участвова-
181
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
ли четыре женщины, включая молодую девушку — родственницу по мате- ринской линии, Элен Прейсверк, обладавшую способностями медиума. Во время этих сеансов девушка впадала в транс, рассказывала о духах, говорила голосом своего деда о тех событиях, о которых в то время никто не мог знать, но которые позднее подтверждались. К. Г. Юнг записывал результаты спиритических сеансов и штудировал литературу по оккуль- тизму, паранормальным явлениям, месмеризму, ясновидению. Когда, обучаясь на медицинском факультете, пришлось выбирать специ- альность, выбор К. Г. Юнга колебался между хирургией и терапией. Одна- ко, обратившись перед экзаменом к учебнику психиатрии, он попал под его обаяние и принял решение специализироваться в этой недостаточно разработанной в то время области врачевания, что вызвало недоумение у многих его учителей и коллег ввиду проблематичности объективного зна- ния в этой области и сомнительных перспектив карьерного роста. По окончании Базельского университета в 1900 г. К. Г. Юнг переехал в Цюрих, где начал работать в качестве ассистента Э. Блейлера в психи- атрической клинике Бургхёльцли. На протяжении двух лет он занимался изучением природы психических расстройств, знакомился с литерату- рой по астрологии и нумерологии, завершил офицерский учебный курс и получил звание лейтенанта Швейцарской армии. В 1902 г. К. Г. Юнг завершил работу над докторской диссертацией «О психологии и пато- логии так называемых оккультных феноменов», в основу которой легли наблюдения над девушкой-медиумом в процессе проводимых им спири- тических сеансов. Взяв отпуск, поехал в Париж, где в период зимнего семестра 1902–1903 гг. прослушал курс лекций П. Жане. По возвращении из Парижа вступил в брак с Э. Раушенбах, являвшейся дочерью богатого промышленника. В 1904 г. он основал лабораторию экспериментальной психологии, разработал ассоциативный тест, выдвинул представления о присущих человеку комплексах. На раннем этапе своей профессиональной деятельности К. Г. Юнг прочитал работу З. Фрейда «Толкование сновидений», которая сперва не вызвала у него особого интереса, хотя в своей докторской диссерта- ции он сослался на идеи основателя психоанализа. Позднее он вновь обра- тился к данной работе З. Фрейда, в 1906 г. послал ему одну из своих работ о шизофрении и в 1907 г. по приглашению основателя психоанализа прие- хал к нему в Вену, где в течение 13 часов имел возможность общаться с ним. К тому времени он уже читал курс по психиатрии в Цюрихском университете и был главврачом университетской клиники. После встре- чи с З. Фрейдом он еще больше убедился в значимости психоаналитиче- ских представлений о психических расстройствах и, наряду с лекциями по гипнозу, стал читать курс лекций по основам фрейдовского психоанали-
182
К А Р Л Г УС ТА В Ю Н Г
за. В 1907 г. К. Г. Юнг принимал участие в работе Международного психиат- рического конгресса в Амстердаме, где выступал в дискуссиях по истерии в качестве сторонника З. Фрейда. На протяжении нескольких лет К. Г. Юнг развивал психоаналитиче- ские идеи, принимал активное участие в психоаналитических конферен- циях и редактировании психоаналитического журнала. Для того чтобы лучше понять внутренний мир шизофреников и символику сновидений, он начал изучать мифологию и в своей переписке с З. Фрейдом неодно- кратно делился своими мыслями о древних мифах как повествующих о центральном комплексе неврозов, о культе фаллоса в эпоху раннего Средневековья, о самокастрации как каре за влечение к матери. Основатель психоанализа настолько проникся доверием к К. Г. Юнгу, что, несмотря на возражения со стороны ряда венских психоаналити- ков, захотел сделать его своим кронпринцем, духовным наследником, который бы не только подхватил идеи психоанализа, но и способствовал его выходу на международную арену. В 1908 г. они оба были приглашены в США, где в сентябре 1909 г. прочитали свои лекции в Кларкском универ- ситете. До поездки в США К. Г. Юнг покинул свою должность в Бурхгёльц- ли и стал принимать пациентов в своем новом доме в Кюснахте, располо- женном недалеко от Цюриха. В 1910 г. по рекомендации З. Фрейда К. Г. Юнг был избран первым пре- зидентом Международной психоаналитической ассоциации. В то время швейцарский психиатр не только осуществлял большую организационную работу по распространению психоаналитических идей, читал в Цюрих- ском университете курс лекций «Введение в психоанализ», но и выступал с резкой критикой тех ученых и врачей, кто подвергал сомнению цен- ность психоаналитических теорий и клинических данных. Вместе с тем уже тогда он выражал желание расширить рамки психо- анализа и вывести его за пределы естественно-научного знания с целью включения в него символических и мифологических элементов, способ- ных вернуть Христу образ «пророчествующего Бога виноградной лозы», и сделать из культа пьянящий праздник, в котором этическое и животное начала в человеке были бы слиты воедино. В одном из писем З. Фрейду от 11 февраля 1910 г. он писал: «Психоанализ наполняет меня “гордостью и неудовлетворенностью”… я хочу породнить его со всем, что когда-либо было живым и действенным» [4, с. 416]. Судя по всему, основатель психоанализа полагал, что под «неудовле- творенностью» К. Г. Юнга кроется его стремление творчески разрабаты- вать психоаналитические идеи и, надо полагать, он не знал о тех транс- формациях, которые произошли у швейцарского психиатра под воздей- ствием его пациента, психоаналитика О. Гросса, и которые были связаны
183
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
с его признанием духовной сакральности сексуальности и негреховности полигамных отношений. После публикации книги «Метаморфозы и символы либидо» (1912), в которой пересматривалось психоаналитическое представление о сексу- альной энергии, между ним и основателем психоанализа стало нарастать напряжение. И хотя в августе 1913 г. З. Фрейд доверил К. Г. Юнгу отстаи- вать идеи психоанализа в полемике с П. Жане на проходившем в Лондо- не Международном медицинском конгрессе, тем не менее вскоре между ними произошел окончательный разрыв, в результате которого в октябре того же года К. Г. Юнг сложил с себя полномочия президента Международ- ной психоаналитической ассоциации, а затем и редактора «Ежегодника психоаналитических исследований». Последующие за разрывом с З. Фрейдом пять-шесть лет были столь болезненными для швейцарского психиатра, что ему пришлось отказать- ся от активной общественной деятельности, порвать связи с Цюрихским университетом, где он читал лекции в должности приват-доцента, и погру- зиться в свой внутренний мир сновидений и фантазий с целью разбира- тельства со своим бессознательным. Подобно гомеровскому Одиссею, совершившему путешествие в обиталище Мертвых, К. Г. Юнг отправился в плавание по глубинам своего бессознательного или, по его выражению, совершил путешествие в собственную «некию» (эпизод «Некии» из «Одис- сеи» Гомера). В тот период внутренних колебаний, отчаяния и поиска выхода из кризиса он предавался воспоминаниям детства, пытался разо- браться с потоком различного рода видений, начал рисовать и работать с камнем, заниматься йогой. К. Г. Юнг настолько глубоко переживал разрыв с основателем психо- анализа, что поначалу вообще не мог объяснить себе то, что происходи- ло с ним. Показательным в этом отношении является его попытка понять сновидение, приснившееся ему меньше месяца спустя после того письма З. Фрейду, в котором он заявил, что считает невозможным дальнейшее сотрудничество с основателем психоанализа. К. Г. Юнгу приснилось, что он находится в горах с чернокожим юношей, одетым в звериные шкуры, и вооруженный лежит с ним в засаде. Раздает- ся звук рога древнего германского героя Зигфрида, которого они должны убить. В первых лучах восходящего солнца появляется Зигфрид. Он мчит- ся на колеснице, из костей мертвых, вниз по крутому склону. Находящиеся в засаде стреляют, и Зигфрид падает. С отвращением и раскаянием (разру- шено нечто величественное и прекрасное) сновидец в страхе бежит, так как боится, что убийство обнаружится. Начинается ливень, сновидец понима- ет, что следы его преступления будут смыты. Таким образом ему удается спа- стись, жизнь продолжается и остается лишь непереносимое чувство вины.
184
К А Р Л Г УС ТА В Ю Н Г
К. Г. Юнг пытается понять, что означает его сновидение. Его охваты- вает сильное волнение, поскольку внутренний голос говорит, что если он не поймет это сновидение, то ему придется застрелиться. В ящике ночно- го столика лежит заряженный револьвер, и К. Г. Юнгу становится страш- но. Он должен во что бы то ни стало понять смысл сновидения, поэтому лихорадочно начинает перебирать в уме все события сна. В конечном счете он дает такую интерпретацию, в результате которой успокаивается и снова засыпает. Согласно этой интерпретации Зигфрид — воплощение Германии, стре- мящейся навязать миру свою волю, свой героический идеал. Подобный идеал присущ и К. Г. Юнгу, но достижение его невозможно, а героическая установка более недопустима. Значит, Зигфрид должен быть убит. Престу- пление заставляет сильно страдать К. Г. Юнга потому, что он идентифици- ровал себя с героем и, фактически, убил не Зигфрида, а самого себя. Он пожертвовал идеалом, сознательно отказался от героической идеализа- ции, так как было что-то выше его собственной воли, его «я». Толкнувший К. Г. Юнга на преступление чернокожий дикарь — его собственная при- митивная, архаическая тень, а смывающий следы преступления ливень — снятие напряжения между сознанием и бессознательным. Пытаясь понять смысл своего сновидения, К. Г. Юнг дал приемлемую для самого себя интерпретацию, своеобразным образом оправдывающую его преступление (убийство Зигфрида) и по-своему объясняющую его стра- дания как некую жертвенность. Внутренний разлад с самим собой, сшибка между преступлением и жертвенностью, а также между реализованными желаниями и мучительными страданиями заслонили более простой и оче- видный смысл сновидения, состоящий в том, что он порвал отношения с Зигмундом Фрейдом (убил Зигфрида), но это символическое убийство отца, являющееся одновременно и величайшим преступлением, и обре- тением свободы, нуждается как в искуплении вины, так и в оправдании преступного деяния. Искупление вины оборачивается внутренними тер- заниями, расшатыванием нервной системы, что имело место у К. Г. Юнга после разрыва с З. Фрейдом. Оправдание преступного деяния — обнаруже- нием того, что за символическое убийство основоположника психоанали- за несет ответственность не «я» К. Г. Юнга, а его архаическая «тень». Интерпретация данного сновидения К. Г. Юнгом является наглядным свидетельством того, как и каким образом происходило у него разбира- тельство со своим собственным бессознательным, в конечном счете при- ведшее к возникновению аналитической психологии. Разрыв с основате- лем психоанализа привел к такому внутреннему разладу, который поднял на поверхность детские переживания, вызвал всплеск эмоций, заполонил сознание многообразными сновидениями и фантазиями.
185
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
Необходимость в понимании происходящего была у К. Г. Юнга в тот период времени столь насущной, что она не могла не привести к возник- новению специфического видения и объяснения глубинных слоев бессоз- нательного. Отталкиваясь от представлений З. Фрейда о сохраняющихся в бессознательном современного человека реликтах архаического опыта, он пришел к мысли, что речь может идти, скорее, не о реликтах утрачен- ных форм, а о чем-то живом, присущем и действующем в глубинах чело- веческой души. На этом понимании возникла его концепция архетипов. Одновременно, на основе личного опыта, связанного с разбирательством с собственным бессознательным, он обнаружил полезную, с терапевтиче- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |