Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психика и характер человека




 

С точки зрения А. Адлера психическая деятельность — это прежде

всего совокупность агрессивных и защитных механизмов, действующих

таким образом, чтобы гарантировать существование человека и способ-

 

148


 

 

ПСИХИКА И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

 

ствовать дальнейшему его развитию. В этом отношении психическая

деятельность не может быть рассмотрена изолированно от окружающей

среды и представлена как нечто неизменное. Она получает стимулы извне,

реагирует на них и в процессе адаптации к окружающему миру ориенти-

руется на достижение цели, определяющей жизнь человека. Словом, пси-

хика ориентирована на стремление к цели и поэтому все ее проявления следует

рассматривать под углом зрения целенаправленности, целеустремленности, телео-

логичности.

Знание цели человека дает возможность понять значение способов его

самовыражения, направления, в котором осуществляется его жизнедея-

тельность и тех механизмов функционирования, которые используют-

ся им для достижения цели. В психологическом плане цель как таковая

определяется влиянием и впечатлениями детства, обусловленными сре-

дой проживания человека. По мнению А. Адлера, представление о цели

скорее всего формируется в первые месяцы жизни ребенка, когда он

может испытывать чувства радости или печали. Фактически в младенчест-

ве начинают формироваться основные факторы, оказывающие влияние

на психику. Под воздействием различного рода факторов у ребенка скла-

дывается определенное отношение к происходящему, формируется соб-

ственный стиль жизни, вырабатываются способы реагирования на воз-

никающие перед ним проблемы. В конечном счете уже в младенчестве

начинает проявляться то, что впоследствии станет чертами характера

взрослого человека.

Ребенок не является изолированным существом. Он находится в цен-

тре межличностных отношений и, следовательно, формирование его пси-

хики не происходит самостоятельно. Те проблемы, которые приходится

решать каждому человеку, так или иначе связаны с логикой общественной

жизни. Те трудности существования, с которыми каждый ребенок сталки-

вается в начале своего жизненного пути, обусловливают его зависимость

от окружающих людей, прежде всего от родителей. Все это свидетельст-

вует о том, что психика человека рождается в ситуациях детства, требую-

щих включенности в интеграцию с другими людьми с целью обеспечения

нормальной жизнедеятельности.

Перед каждым ребенком имеются две возможности: или подражать

взрослым, что требует проявления усилий, связанных с настойчивостью,

упорством, стремлением стать такими же сильными и умными, как они,

и даже превзойти их в этом; или демонстрировать свою слабость, беспо-

мощность, что будет восприниматься взрослыми как требование оказания

помощи с их стороны, на что нельзя ответить отказом. А. Адлер исходил

из того, что выбор ребенка между этими двумя возможностями дает толчок

к формированию типов характера в раннем возрасте. «В то время как одни

 

149


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

дети развиваются по пути накопления сил и стараются добиться призна-

ния благодаря мужеству и уверенности в себе, другие как бы спекулируют

на своих слабостях и стараются их всячески демонстрировать» [17, с. 34].

Здоровье и адекватность составляют основу современной культуры

и, следовательно, с самого начала своей жизни ребенок должен обладать

такими качествами и воспитываться в такой среде, которые бы способст-

вовали его благоприятному развитию. Однако не все дети обладают подоб-

ными возможностями. Имеющий физические недостатки ребенок оказы-

вается в невыгодном положении. Ситуация может осложняться причина-

ми экономического порядка. Решение жизненных проблем наталкивается

на всевозможные трудности, в результате чего находящиеся в подобном

положении дети чувствуют себя ущербными, испытывают постоянную

настороженность к окружающему миру и неадекватно оценивают его.

Аналогичные проблемы могут возникать и тогда, когда родители про-

являют недостаточную нежность, ласку, заботу по отношению к своим

детям или, напротив, когда имеет место чрезмерная нежность. В первом

случае ребенок становится черствым, испытывающим страх перед внеш-

ним проявлением эмоций. Во втором — у избалованного ребенка развива-

ется ненасытная жажда любви и стремление к борьбе за то, чтобы любы-

ми средствами завоевать расположение окружающих. В обоих случаях

у детей будет наблюдаться проявление общих для них черт — изоляция,

сосредоточенность на себе, недостаточность развития социального чув-

ства. Все это будет сказываться на формировании их характера, основные

черты которого составляют, по выражению А. Адлера, зеркало психиче-

ской деятельности ребенка.

В отличие от некоторых психологов, А. Адлер не признавал наследст-

венности черт характера человека. Напротив, он считал, что черты харак-

тера не наследуются и не являются выражением унаследованных способ-

ностей или склонностей. Для А. Адлера характер — социальное понятие

и поэтому черты характера могут быть рассмотрены только в процессе

взаимодействия человека с социальной средой. «Характер — это психо-

логическая модель, качество и природа взаимоотношений индивидуума

с той средой, в которой он живет. Это поведенческая установка, соглас-

но которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии со своим

социальным чувством» [18, с. 141].

Черты характера являются внешним проявлением стиля жизни. Они дают

возможность понять отношение человека к окружающему миру, другим

людям, обществу и проблемам существования в целом. Можно сказать, что

в представлении А. Адлера, черты характера — это своего рода инструмен-

ты, которые используются человеком для обретения признания и само-

утверждения. Практическое применение этих инструментов в процессе

 

150


 

 

ПСИХИКА И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

 

своей деятельности является, по сути дела, той «техникой» жизни, кото-

рая оказывается свойственной для конкретного человека.

Каждая черта характера формируется в соответствии с направленно-

стью развития психики, имеющей место уже в раннем детстве. Это раз-

витие может осуществляться по прямой или включать в себя различного

рода повороты, изгибы. При отклонении от прямого пути возникают спе-

цифические черты характера.

В зависимости от реакции на трудности А. Адлер классифицирует людей

на оптимистов и пессимистов. У первых развитие характера шло в основ-

ном по прямой линии, и эти люди относятся мужественно к различного

рода трудностям, сохраняют веру в себя, легко устанавливают контакты

с другими людьми. У вторых в детстве сформировался комплекс неполно-

ценности, и они прежде всего видят темную сторону жизни, не уверены

в себе, постоянно ищут посторонней поддержки, держатся робко и испы-

тывают повышенную тревожность.

Кроме того, А. Адлер разделяет людей на агрессивных и обороняющихся.

Людям агрессивного типа присущи такие черты, как грубость, жесто-

кость, обостренное чувство собственной значимости, высокомерие, тще-

славие, самодовольство. Для них жизнь превращается в постоянную борь-

бу, и если они терпят поражение, то их триумфальное шествие к победе

прекращается. Людям обороняющегося типа свойственны беспокойство,

осторожность, недоверчивость, трусость, уныние от неудач. Одной из рас-

пространенных черт их характера является критическая социальная уста-

новка, сопровождающаяся сомнениями и колебаниями в процессе приня-

тия решений. Символически этот тип можно изобразить в качестве фигу-

ры, у которой одна рука поднята, чтобы защититься, в то время как другая

закрывает глаза, чтобы не видеть угрожающих опасностей.

В отличие от здоровых людей, у невротиков с определенной регуляр-

ностью и в значительной степени обнаруживаются такие черты характе-

ра, как жадность, зависть, жестокость, мстительность, злорадство, вла-

столюбие, нарциссизм, нетерпимость, недовольство, замкнутость. Одна-

ко эти черты характера далеко не всегда проявляются у них в явном виде

и в открытой форме. Нередко невротики могут разыгрывать из себя бла-

годетелей и покровителей, миротворцев и святых. Они также могут пре-

даваться бесплодным угрызениям совести, раскаянию и скорби. Маски-

ровка их подлинных черт характера происходит потому, что обманчивая

видимость поднимает, приукрашивает и облагораживает их в собствен-

ных глазах. Поэтому стремление невротиков к превосходству следует не столь-

ко видеть в прямолинейных чертах характера, сколько отыскивать в невротиче-

ских перегибах и усиленных защитах. А это осуществимо с помощью анализа

сновидений и невротических симптомов.

 

151


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

В целом изучение черт характера дает не только представление

о направленности мышления и действий человека, но и инструмент

для изменения его поведения. При этом, как считал А. Адлер, следует

исходить из двух критериев характера человека.

Первый критерий связан с всеобщностью существования социального

чувства и, следовательно, понимание картины человеческой психики осу-

ществляется на пути узнавания того, в каких отношениях данный индиви-

дуум находится с обществом, в чем выражается его сопричастность чело-

вечеству, что делает его жизнь осмысленной и значимой.

Второй критерий предполагает оценку факторов, наиболее враждебных

социальному чувству, т. е. связанных со склонностью человека к борьбе

за личную власть и преобладанию над другими.

«Рассматривая взаимоотношения между людьми с этих двух точек зре-

ния, мы понимаем, как на них влияет степень развития социального чув-

ства людей и, с другой стороны, — их стремление к самовозвеличиванию,

две тенденции, находящиеся в вечном противоборстве. Таково динами-

ческое взаимодействие, комбинация сил, которая внешне проявляется

в том, что мы называем характером» [19, с. 164].

Черты характера и их проявление в жизни человека — это, по мнению

А. Адлера, искусные трюки психики, которые обнаруживаются по мере

того, как индивидуум хочет выйти из фазы неуверенности и достичь

исполнения своей фиктивной руководящей идеи. Материал к образова-

нию черт характера наличествует в психической сфере, а нужда и тяготы

жизни вынуждают к преобразованию характера. В здоровой перестрой-

ке психики черты характера ориентированы на развитие социального

чувства. В невротической перестройке психики преобладают невротиче-

ские черты характера. Таким образом, характер — это готовый к приме-

нению «интеллигентный шаблон», используемый защитной тенденцией

в процессе жизнедеятельности человека. «Уловить смысл этих шаблонов,

понять этот смысл из их генетической основы и из социальных конструк-

ций, постичь его как символ жизненного плана, как притчу — вот задача

сравнительной индивидуальной психологии» [20, с. 379].

 





Сексуальность и личность

 

Не признавая наследственности черт характера, А. Адлер в то же время

исходил из того, что сексуальные функции человека являются врожден-

ными. Ребенок прикасается к половым органам, это вызывает у него

приятные ощущения и возникает потребность в повторении соответст-

вующих действий. Чем больше ребенок любит делать все по-своему, чем

больше он склонен к исполнению своих желаний, тем чаще он стремит-

 

152


 

 

С Е К С УА Л Ь Н О С Т Ь И Л И Ч Н О С Т Ь

 

ся к повторению переживаний, связанных с приятными ощущениями.

Подобное поведение особенно характерно для избалованных детей, ори-

ентированных не на сотрудничество, а на исполнение собственных жела-

ний, что заставляет их оставаться на начальном этапе развития сексуаль-

ности. Этот этап можно назвать самоэротизацией, обычной ступенью кото-

рой становится мастурбация.

Присущее человеку социальное чувство противостоит самоэротиза-

ции и мастурбации. Однако между начальной (инфантильной) и после-

дующей (взрослой) фазой сексуального развития возникают противоре-

чия, разрешение которых может вести к различным последствиям. Уже

во время начального этапа обнаруживается социальный интерес, способ-

ный получить свое выражение, в частности, в форме угрызения совести.

Тем не менее избалованный и жадный ребенок не способен сопротив-

ляться соблазну и часто использует самоудовлетворение для того, чтобы

обратить на себя внимание родителей или других детей путем их соблаз-

нения.

В состоянии отчаяния ребенок может прибегать к таким формам мас-

турбации, как углубление в эротические фантазии или использование

эротических картин. Такие формы мастурбации открывают путь к гомо-

сексуализму, который, как считал А. Адлер, является одним из видов мас-

турбации и позднее оказывается наиболее распространенным среди эго-

центричных и тщеславных взрослых людей, продолжающих цепляться

за самоэротизм, присущий начальной ступени сексуальности. Все другие

отклонения, включая фетишизм, некрофилию или содомию, также пред-

ставляют собой особые виды начальной ступени сексуального развития.

Они являются свидетельствами неправильных представлений и стиля

жизни избалованного ребенка, не доросшего до состояния сотрудничест-

ва с другими в силу своего недостаточно развитого социального чувства.

Под этим углом зрения следует рассматривать и все невротические сим-

птомы сексуальных расстройств (импотенция, фригидность, преждевре-

менная эякуляция), связанные с фиксацией на начальной ступени сексу-

альности из-за неразвитого социального чувства.

В отличие от начальной, зрелая ступень сексуальности характеризу-

ется признанием исключительности другого человека и полной отдачей,

требующейся от того, кто выражает свою сексуальность. Эта ступень

предполагает наличие двух разных лиц различного пола, обладающих

социальной заинтересованностью, готовых к полезной деятельности

и проявляющих взаимную преданность. В этом отношении развитие сек-

суальности — это не основа для развития мышления, психики и физиче-

ских способностей, как полагают некоторые психологи. Скорее форма

и развитие сексуальности зависят от стиля жизни человека. Во всяком случае

 

153


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

А. Адлер исходил именно из такого понимания сексуальности, считая, что

развитие сексуальности обусловлено развитием личности.

В детстве проявление сексуальности у ребенка может быть связано

с теми психологическими отношениями, которые складываются между

родителями. Так, в подростковом возрасте противостоящий родителям

ребенок может злоупотреблять сексуальностью, чтобы тем самым навре-

дить родителям или вызвать у них болезненные переживания. Имеются

многочисленные случаи, когда дети вступают в сексуальные отношения после

ссоры со своими родителями, т. е. сексуальность используется в качестве своеобраз-

ного средства мщения и не направлена в социально полезное русло.

Подобно З. Фрейду, А. Адлер считал, что наличие сексуальности обна-

руживается в очень раннем возрасте. Сексуальные движения проявляют-

ся уже в первые дни жизни младенца. Определенная степень сексуаль-

ности в раннем детстве — вполне нормальное явление. Другое дело, что

проявления сексуальности в значительной степени зависят от окружения

ребенка и, следовательно, родителям необходимо следить за тем, чтобы

соответствующие проявления не приняли неверную форму. Ведь чрез-

мерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей,

которые могут обращать повышенное внимание на первые сексуальные

движения ребенка, переоценивать их важность и пугаться того, с чем им

приходится сталкиваться при воспитании своих детей.

В понимании А. Адлера сексуальные побуждения следует направлять

на реализацию полезных целей, связанных с плодотворными видами

деятельности. От правильности стиля жизни личности зависит то, най-

дет ли сексуальность свое достойное выражение. Если человек оказыва-

ется неспособным соотнести свою сексуальность с социально значимой

целью, то это может привести к его невротизации. Из подобного пони-

мания соотношений между сексуальностью и стилем жизни вытекало

вполне определенное положение, выдвинутое А. Адлером. Согласно дан-

ному положению, подавляемая сексуальность не является причиной невроза,

как ошибочно полагал З. Фрейд. Скорее речь идет о том, что невротик

не находит верного сексуального выражения. Это значит, что невроз следу-

ет рассматривать с точки зрения расстройства стиля жизни, а не подавления

сексуальности.

Несмотря на физиологическую основу, сексуальные побуждения и вле-

чения изменяются в соответствии с образом жизни личности. Черты сек-

суальных мотивов формируются с раннего детства под влиянием окружаю-

щей культуры. Как и другие побуждения, они подавляются или возбужда-

ются лично приобретенным опытом, выходящим за сферу исключительно

сексуальности как таковой. Все естественные чувства, так же как и лич-

ный опыт, как бы проходят через фильтр индивидуальности и восприни-

 

154


 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ И БРАКА

 

маются через призму индивидуальной перспективы с учетом социально-

го чувства.

В конечном счете нормальная сексуальность является высокоорганизован-

ной частью социального чувства личности. Другое дело, что в процессе раз-

вития может возникать ошибочная перспектива и конечная сексуальная

цель может меняться на другую, суррогатную, лежащую в области вто-

ростепенных проблем. Если это имеет место, то возникают различного

рода отклонения, препятствующие гармонизации эротических отноше-

ний и свободному развитию сексуальности в направлении общественных

и культурных форм ее выражения.

В целом форма и степень сексуального поведения человека зави-

сят от его личности. Это в равной степени относится как мужчине, так

и к женщине. Поэтому с раннего возраста необходимо приучать детей

к мысли, что оба пола равноценны. «Это важно не только для предотвра-

щения комплекса неполноценности у представителей недооцениваемо-

го пола, но также и для предотвращения отрицательного воздействия

на детей мужского пола» [21, с. 353]. Стало быть, и проблема полового

воспитания должна заключаться не в простом разъяснении детям физио-

логии половых отношений, а в формировании правильного отношения

к проявлению сексуальности, к любви и браку.

 




Психология любви и брака

 

А. Адлер исходил из того, что перед каждым человеком стоят три жиз-

ненно важные задачи:

· социальная, связанная с поведением личности по отношению к общест-

ву и окружающим ее людям, развитием социального мотива в качестве

определяющего ее жизнь, формированием социального мироощуще-

ния;

· относящаяся к профессиональной деятельности, т. е. к тому, как и каким

образом личность собирается реализовать свои возможности, работая

на благо общества;

· сопряженная с решением проблемы любви и брака.

Все три задачи возникают перед человеком в форме вопросов, касаю-

щихся взаимоотношений с другими людьми.

Вопрос о жизни в обществе включает в себя наше собственное отно-

шение к человечеству и его будущему. От ответа на него зависит сохране-

ние человечества.

Вопрос о профессиональной деятельности предполагает выявление

способности человека к социальной адаптации, пониманию потребно-

стей других людей, умению слышать партнеров и чувствовать то, что чув-

 

155


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

ствуют они. От ответа на него зависит выбор профессии, успех или неуда-

ча человека в его начинаниях в любой сфере деятельности.

Вопрос любви и брака также связан с социальной адаптацией,

со способностью человека взаимодействовать с противоположным полом.

От ответа на него зависит проявление его сексуальности и обретение сча-

стья или, напротив, удел быть несчастным.

Индивидуальная психология А. Адлера имеет дело с рассмотрением

этих трех жизненно важных задач, так или иначе стоящих перед каж-

дым человеком. Все они получают свое осмысление с позиций социаль-

ного интереса. Но особенно много внимания уделяется вопросу любви

и брака, поскольку А. Адлер полагал, что одной из основных целей сексу-

альности является «выманивание человека из его замкнутой скорлупы»

и его подготовка к жизни в обществе. Он также считал, что тот же самый

недостаток социального интереса, который ответственен за социальную и дело-

вую неприспособленность, влияет и на неспособность к взаимодействию с проти-

воположным полом.

В своей жизнедеятельности ребенок постепенно сталкивается с тем,

что позднее превратится в проблему, которую ему придется решать. Окру-

жающие его люди так или иначе связаны любовными и брачными отно-

шениями, и нет ничего удивительного в том, что уже в первые годы своей

жизни ему приходится занимать какую-то позицию в этом вопросе. Про-

явление нежности может сопровождаться ощущением стыда, поскольку

ориентированная на мужской идеал культура не поощряет подобное про-

явление. Нередки случаи, когда, питая нежные чувства к своим родите-

лям, некоторые дети оказываются неспособными выразить свою искрен-

нюю любовь к ним.

Так, в ответ на поцелуи своей мамы, мальчик может проявлять обрат-

ную реакцию, по-своему стыдясь проявлений нежности и с ее, и со своей

стороны. Позднее подобная реакция может стать одним из основных ком-

понентов, предопределяющих формирование такого стиля жизни, когда

проявление нежности и любви не только не станет основой взаимоотно-

шений с противоположным полом, но и не окажется необходимым эле-

ментом развития социального чувства. В этом случае человек с низким

социальным чувством будет иметь трудности в любовных взаимоотноше-

ниях и может оказаться не в состоянии нормальным образом решить свои

сексуальные проблемы.

Нередко трудности в любовных отношениях связаны с ошибочным

предположением, что тот человек, которого любят, чем-то обязан тому,

который любит. Это ошибочное предположение возникает у человека

с детства в контексте семейных взаимоотношений, когда любовь одного

приравнивается к обязательству другого. В его основе лежит суждение,

 

156


 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ И БРАКА

 

в соответствии с которым другой человек должен делать что-то только

потому, что его любят. Между партнерами устанавливаются такие отноше-

ния, когда наряду с нежными чувствами друг к другу возникают жесткие

требования соответствия любви и когда потребность во власти одного

из них требует, чтобы поступки и чувства другого осуществлялись и про-

являлись в рамках его желаний.

Стремление к власти и личному превосходству может выйти на перед-

ний план, в результате чего возникнут нарушения в любовных взаимо-

отношениях, поскольку никто не хочет быть в положении постоянно-

го раба. Если человек будет лелеять свою склонность к превосходству

в сексуальной жизни, то ему придется искать себе партнера, который бы

во всем подчинялся ему. Если партнер сам будет стремиться к превос-

ходству, то возникнет состояние постоянной борьбы. «В случае подчи-

нения любовь трансформируется в рабство, в другом же случае будет

иметь место постоянная борьба двух сил, из-за которой гармония никогда

не будет достигнута» [22, с. 369].

По мнению А. Адлера, для многих людей характерно также стремление

к бегству от брака. Такие люди воспринимают любовные и супружеские

взаимоотношения как некую опасность и делают все для того, чтобы избе-

жать подобной опасности, хотя в действительности они стараются избе-

гать решения жизненных проблем, включая сексуальные. В частности,

нередко причину отказа от брака видят в неразделенной любви. Однако

любовь без взаимности оказывается, как правило, средством для достиже-

ния цели, направленной на уход от реальной жизни. Возлюбленный начи-

нает использовать такие формы поведения, которые неизбежно вызыва-

ют сопротивление у другого человека. Его скрытая цель состоит в том,

чтобы вызвать безответную любовь, которая представляет ему надежное

средство укрытия и от любви, и от брака.

Страдания от безответной любви оказываются своеобразной платой

за реализацию намерения убежать от решения проблемы любви и брака.

В конечном счете подобная стратегия, которую в большинстве случаев

человек сам не осознает до конца, оказывается для него трагедией, а не дей-

ствительным решением жизненно важной проблемы. Безответная любовь

становится настолько распространенным явлением, что многие люди ста-

новятся ее жертвами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Чувство неуверенности в себе сказывается на проявлении тех или

иных форм сексуальности и выборе партнера по любви и браку. Так, есть

молодые люди, которым нравятся женщины старшего возраста. Обычно

это избалованные молодые мужчины, все еще нуждающиеся в материн-

ской заботе. Они испытывают чувство беспокойства при взаимодействии

с противоположным полом, обнаруживают свою слабость и ошибочно

 

157


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

полагают, что в случае их любовных отношений с женщиной старшего

возраста их жизнь будет менее обременительной.

Для изменения ложной эротической ориентации человека необхо-

димо, как считал А. Адлер, учитывать все его проявления и изменить его

характер, связи и отношения с окружающим миром. Поскольку любовь

связана с всеохватывающим социальным чувством, то эротические отно-

шения должны органически сочетаться с подлинными потребностями

личности, чтобы тем самым они стали ощущаться и восприниматься

в качестве любви как естественной человеческой связи между отдельны-

ми людьми. Решение проблемы любви и брака заключается в полной самореализа-

ции личности. В целом для А. Адлера любовь и брак являлись взаимодейст-

вием людей ради благополучия не двух человек, а всего человечества.

 




Практика и техника лечения

 

Существует точка зрения, в соответствии с которой сексуальные взаимо-

отношения, любовь и брак рассматриваются в качестве средства для реше-

ния личных проблем, в частности, устранения невротичности. В противо-

положность подобному взгляду, А. Адлер считал, что сексуальные взаимо-

отношения, любовь и брак не являются средством от невроза. Невротик

нуждается в правильном лечении, прежде чем станет готовым как к уста-

новлению прочных любовных отношений, так и к вступлению в брак.

Но что означает «правильное лечение» с точки зрения А. Адлера? Оче-

видно, что практика и техника лечения во многом зависят от того, что

понимается под психическим заболеванием, как определяется его приро-

да, в чем усматриваются причины возникновения неврозов и психозов.

Логично предположить, что представления А. Адлера о природе

и причинах психических заболеваний основывались на его концепциях

о неполноценности человеческого существа, механизмах компенсации,

стиле жизни, стремлении к власти и превосходству. И это действительно

так, поскольку в рамках индивидуальной психологии психические заболева-

ния — это результат работы психики, попытки компенсации и стремления к дос-

тижению руководящей цели ребенком, обладающим сильным чувством неполно-

ценности. Комплекс неполноценности детей, не уверенных в себе, и своих

жизненных успехах, вынуждает их к проявлению таких напряженных

усилий и защит, которые под воздействием соответствующих фикций

превращаются в своеобразный стиль жизни, заставляющий уклоняться

от трудностей и проблем, возникающих в процессе их развития.

У человека формируются определенные черты характера, выступаю-

щие в качестве психической готовности соответствующего реагирования

на различные жизненные ситуации. Речь идет о психической готовности

 

158


 

 

ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ

 

к такому реагированию, когда в результате прикрепления к действитель-

ности той или иной из своих черт характер человека становится невро-

тическим, стремление изменить или подчинить себе реальность соотно-

сится со своим личностным идеалом, а в случае угрожающего поражения

на передний план выходят невротические симптомы, задерживающие дей-

ствия их носителя. По выражению А. Адлера, невротические симптомы явля-

ются своего рода «навозной кучей», за которой человек пытается спрятаться.

Невротик постоянно испытывает чувство неуверенности. Недостаточ-

ная вера в самого себя порождает у него страх перед решениями и испыта-

ниями. Он оказывается так сильно прикован к своим ориентациям и так

последовательно пытается реализовать только их, что, не понимая того,

отказывается от непредвзятого решения реальных проблем. «Невротик

барахтается среди реалий, цепляясь за им самим созданную ориентацию,

и достигает мнимого расщепления своей личности тем, что хочет удовле-

творить и реальным, и воображаемым требованиям, чтобы затормозить-

ся через эту двойственность и застрять в ней» [23, с. 54].

С точки зрения А. Адлера, нормальный человек — это человек, в своем

образе жизни хорошо адаптированный к обществу и обладающий доста-

точной энергией и смелостью, чтобы открыто встречать и решать про-

блемы и трудности, возникающие на его жизненном пути. В отличие

от него, невротик испытывает значительные затруднения в процессе

социальной адаптации и при решении повседневных проблем.

Невроз — это недуг расстройства стиля жизни, оснащенного более сильной

защитной тенденцией, чем у здорового человека. Оторванный от реально-

сти, невротик живет в мире фантазий и использует множество уловок,

избавляющих его от ответственности. Невротический симптом замеща-

ет собой «распаленную жажду превосходства» над другими людьми. Нев-

ротик, в большей степени чем нормальный человек, направляет свою

жизнь на достижение власти над другими людьми, включая своих ближ-

них. В конечном счете психическая предрасположенность к неврозу осно-

вывается на чувстве неполноценности, компенсированном мужским про-

тестом, чрезмерно обремененным честолюбием и жаждой власти.

Чувство неполноценности тенденциозно закрепляется и углубляется

уже в детском возрасте. Оно побуждает человека направлять свое стрем-

ление на превышающую человеческую меру цель и заставляет его идти

по строго очерченным путям. При этом объективно не воспринимаются

ни человеческие отношения, ни альтернативные точки зрения. Возника-

ет невротическая система, предопределяющая жизненный план невро-

тика, основанный на компенсаторной психической деятельности, соз-

дающей разветвленную сеть защит. Невротическая аффективность при-

обретает бессознательную аранжировку, представляющую собой уловку

 

159


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

невроза в достижении мнимого превосходства. Цель достижения превос-

ходства оттесняет все желания, мысли, поступки на чуждую объективно-

сти область, называемую неврозом.

В обобщенном виде А. Адлер свел свои представления о неврозе к сле-

дующим положениям:

· любой невроз может быть понят как ошибочная с позиций культуры

попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чув-

ство превосходства;

· невроз не ведет к социальной активности, не предусматривает дей-

ствительного решения жизненных проблем, упирается в малый круг

семьи, ведет человека к изоляции, самозащите и уклонению от требо-

ваний общества;

· оторванный от реальности, невротик живет в мире фантазий и вооб-

ражений, использует всевозможные уловки для конструирования иде-

альной ситуации, избавляющей его от полезной для общества деятель-

ности и ответственности перед ним;

· избавляющее человека от ответственности и дающее ему привилегии

заболевание заменяет ему первоначальную, связанную с риском цель

достижения реального превосходства;

· невроз и невротическая психика представляют собой попытку через

внутреннее сопротивление уклониться от какого-либо принуждения

со стороны общества;

· по своему характеру внутреннее сопротивление — это бунт против

общества, который в зависимости от ситуации может выступать в раз-

личных формах, будь то навязчивые или психотические состояния,

неврастенические или ипохондрические комплексы, страхи и фобии,

бессонница или обмороки, перверсии или болезненные аффекты;

· поведение властолюбивого невротика автоматически направлено про-

тив требований совместной жизни, обусловленных здравым смыслом,

эстетикой, любовью к ближнему и заботой о нем, сотрудничеством

и взаимопомощью;

· все действительные желания невротика находятся во власти его стрем-

ления к превосходству, и он всегда находит всевозможные предлоги

для того, чтобы оставить нерешенными жизненные проблемы и про-

тиводействовать проявлению социального интереса, чувства общно-

сти [24, с. 48–50].

Из подобного понимания человека, мотивов его деятельности и при-

чин невротизации вытекали стратегия и тактика индивидуальной психо-

логии в исследовании и лечении невротических заболеваний.

Как и основатель психоанализа, А. Адлер придавал большое значение

изучению переживаний детей, считая, что обращение к прошлому через

 

160


 

 

ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ

 

воспоминания детства лучше всего способствует пониманию стиля жизни

индивида. В частности, при выявлении истоков психического заболева-

ния для него существенным было выяснение того, сколько в семье детей

и каким по счету ребенком был пациент. При этом он считал, что пер-

вый, второй и третий ребенок развиваются по-разному, поскольку разви-

тие каждого из них осуществляется в соответствии с тем особым местом,

которое он занимает в семейной иерархии.

Однако, в отличие от З. Фрейда, А. Адлер исходил из того, что при

выяснении этиологии невроза необходимо сначала рассмотреть цель

превосходства, которой человек руководствуется в своей жизни, затем —

состояние его борьбы и только потом — источники возникновения пси-

хических механизмов. Кроме того, он считал, что психические явления

не следует анализировать по отдельности, их невозможно понять, если

не рассматривать как части единого целого, и, следовательно, важно уста-

новление тесной связи между впечатлениями, социальными установками

детских лет и соответствующими позднейшими феноменами. Поэтому

индивидуальная психология является сравнительной, так как осуществ-

ляет сравнение опыта раннего детства человека с его же опытом в зре-

лом возрасте.

Важной составной частью терапии становится раскрытие невротиче-

ской системы, соответствующего стиля жизни, жизненного плана невро-

тика. Осмысление и понимание этого предполагает интуитивное проник-

новение в сущность пациента, вскрытие того, как сформировался у него

аффект и симптом, обнаружение тех невротических черт характера, кото-

рые служат средством защиты больного от требований общества. По мере

того как перед пациентом будет раскрыт остающийся в бессознательном

его жизненный план, связанный с высокопоставленной целью достиже-

ния всемогущества и богоподобия, а также станут для него понятными

смысл, значение этой цели и ее противоречие с реальным положением

дела, он сможет продвигаться в направлении устранения ее схематизи-

рующего влияния путем осмысленного соотнесения своей деятельности

с объективными требованиями общества.

Таким образом, основанная на индивидуальной психологии терапия

включает в себя три органически связанные между собой задачи.

Во-первых, анализ и раскрытие специфического стиля жизни, свойст-

венного пациенту.

Во-вторых, оказание помощи пациенту в плане лучшего понимания им

самого себя, т. е. того, какие цели он преследует в своей жизни, с помощью

каких средств пытается их достигнуть, как и каким образом взаимодейст-

вует с окружающими его людьми, почему и в силу каких обстоятельств он

вынужден прибегать к тем или иным уловкам при решении различного

 

161


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

рода трудностей и проблем, какие ошибки характерны для его мышления

и поведения.

В-третьих, раскрытие перед пациентом возможности самокоррекции,

способствующей возрождению, развитию и усилению чувства общности,

социального интереса, сотрудничества с другими людьми с целью изме-

нения приведшего к заболеванию стиля жизни.

Лечение невротических заболеваний требует, по мнению А. Адлера,

воспитательного воздействия на пациента, коррекции его стиля жизни

с присущими ему заблуждениями и возвращения его в человеческое сооб-

щество. Это предполагает сосредоточение усилий психотерапевта на про-

буждении и развитии у пациента чувства общности, на основе которого

формируются здоровые и полезные цели жизни.

Позитивный эффект лечения возможен, поскольку каждый человек

является творцом, так как он создает нечто из различных врожденных

факторов и возможностей. Задача психотерапевта состоит лишь в том,

чтобы приблизиться к пациенту, несмотря на его отрицательный жизнен-

ный стиль, развить у него способность к сотрудничеству и самовыраже-

нию, выявить сходство его нынешнего состояния с поведением в детстве

посредством упрощения общей картины, показать присущие ему степень

чувства неполноценности и форму стремления к превосходству, а также

продемонстрировать наличие у него социального чувства, мужества и соз-

нательности, дающих возможность осуществления нового направления

развития в жизни.

При всем теоретическом понимании природы психических заболева-

ний и возможностей терапии в практическом отношении психотерапевт

сталкивается с многочисленными трудностями, возникающими в процес-

се лечения. Прежде всего следует иметь в виду, что часто пациент прояв-

ляет ту же самую враждебность по отношению к врачу, которую он испы-

тывает в жизни по отношению к окружающим его людям.

В этой связи А. Адлер указывает на то, что на подобную враждебность,

которая может быть скрытой и завуалированной, следует обращать осо-

бое внимание, поскольку при правильном лечении она отчетливо выяв-

ляет тенденцию пациента и в аналитической ситуации утвердить свое

превосходство. За сопротивлением, которое оказывает пациент в процессе

лечения и анализ которого выходит на передний план в классическом психоана-

лизе, стоит не что иное, как невротическое стремление к мужскому протесту

и превосходству.

Индивидуальная психология предполагает прежде всего устранение ста-

рого недоверия пациента к другим людям и нового недоверия к психотера-

певту. Терпение и предусмотрительность обеспечивают успех психотера-

певта в раскрытии той патогенной детской ситуации, которая предопре-

 

162


 

 

ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ

 

делила возникновение мужского протеста и стремление к превосходству.

Пациент обучается сотрудничеству и умению управлять своими влечениями,

что служит основой для его отказа от сопротивления психотерапевту.

А. Адлер считал, что разработанная им индивидуальная психология

близка к искусству и поэтому практически невозможно сформулировать

какие-либо правила, касающиеся техники лечения. Тем не менее он выска-

зал ряд положений, имеющих непосредственное отношение к технике лече-

ния и дающих представление о специфике индивидуальной психологии.

Среди высказанных А. Адлером соответствующих положений можно

отметить следующие:

· необходимо стремиться к тому, чтобы невротик придавал меньшее зна-

чение своим симптомам, чего следует добиваться мягко, без излишнего

давления со стороны психотерапевта;

· нужно относиться к пациенту как можно менее предвзято и не зани-

мать позицию, как будто психотерапевт стоит выше него, поскольку

это всегда вызывает протест;

· важно добиться от пациента сотрудничества с психотерапевтом,

что является непременным условием лечения, так как стремящийся

к сотрудничеству человек никогда не станет невротиком;

· всякое психологическое явление следует рассматривать в перспекти-

ве возможности в смысле психологии взаимодействия, а не наличия

(владения);

· важно научиться понимать пациента настолько, чтобы уметь предска-

зать его действия;

· чрезвычайно важным является раскрытие психопатологии избалован-

ного ребенка, так как практика показывает, что люди, страдающие нев-

розом, в детстве были избалованными в широком смысле этого слова

(жизненной философии, в соответствии с которой другие существуют

только для данного человека);

· необходимо понять стремление к фиктивному превосходству, ибо нет

такого пациента, который не пытался бы скрыть своими симптома-

ми то, что он испытывает беспокойство по поводу своего фиктивного

превосходства;

· в то время как пациент пытается привлечь внимание психотерапев-

та к какому-то моменту, связанному с его затруднениями, тот должен

не упускать из виду совсем другое — попытку пациента защитить свое

фиктивное превосходство, спасти свое честолюбие; с помощью форми-

рования способности к сотрудничеству необходимо направить душев-

ное развитие пациента по нормальному пути;

· при совместной работе психотерапевта и пациента необходимо осо-

бенно много внимания уделять тому, чтобы последний все яснее пред-

 

163


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

ставлял себе ту или иную проблему так, чтобы постепенно она стала

для него само собой разумеющейся; важно, чтобы в распоряжении пси-

хотерапевта имелось необходимое количество драматических приме-

ров, более эффективно воздействующих на пациента, чем используе-

мые умозрительные разъяснения;

· для благоприятного терапевтического результата важно, чтобы психо-

терапевт никогда не выглядел озабоченным, вел себя дружески, ровно

воспринимал все то, что сообщает пациент, и постоянно искал содер-

жательные, смысловые связи за любыми его высказываниями [25,

с. 272–281].

Наряду с положениями, касающимися техники лечения, А. Адлер выска-

зал также ряд советов, которые он предпослал начинающим психотерапевтам.

Они были сформулированы им таким образом:

· даже в самых простых случаях никогда не следует обещать излечение,

а всегда только его возможность;

· все взаимные обязательства (время посещения, продолжительность

лечения, вопрос о гонораре, откровенность, искренность, сохранение

врачебной тайны) должны быть заранее оговорены и должны неукос-

нительно соблюдаться, поскольку стремящийся к превосходству паци-

ент будет использовать любое обязательство психотерапевта для его

поражения);

· не следует проявлять преждевременную радость по поводу частичного

успеха и тем более им хвалиться, тем более что обострение состояния

пациента не заставит себя долго ждать;

· никогда не следует принимать навязываемую пациентом роль челове-

ка, стоящего над ним (авторитета, отца, учителя, избавителя), так как

сохранение какого-либо преимущества или привилегии по отношению

к пациенту всегда является негативным моментом;

· при работе с пациентом необходимо проявлять откровенность,

но избегать вовлечения себя в беседы по поводу возникающих сомне-

ний в своем терапевтическом искусстве;

· не следует пытаться подчинить себе пациента, предъявлять ему

какие-либо претензии, возлагать на него излишние ожидания, а также

требовать от него сохранения тайны, что является свидетельством

незнания существа невротической психики;

· необходимо осуществлять раскрытие жизненного плана пациен-

та в дружеской, непринужденной беседе, в которой следует уступать

лидерство ему.

Терапевтическая цель индивидуальной психологии — ослабление сверхчув-

ственности пациента и усиление его способности «терпеть напряжение»,

исходящее от окружающего мира, без ущерба для здоровья и настроения.

 

164


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

В результате реализации этой цели пациент оказывается в состоянии

творчески решать три жизненно важные для него задачи: социальную,

связанную с установлением дружеских контактов с окружающими людь-

ми; профессиональную, предполагающую реализацию его способностей

в той или иной деятельности в обществе; и задачу, связанную с проблемой

любви и брака, осмыслению чего А. Адлер посвятил ряд своих работ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...