Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психика и характер человека
С точки зрения А. Адлера психическая деятельность — это прежде всего совокупность агрессивных и защитных механизмов, действующих таким образом, чтобы гарантировать существование человека и способ-
148
ПСИХИКА И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
ствовать дальнейшему его развитию. В этом отношении психическая деятельность не может быть рассмотрена изолированно от окружающей среды и представлена как нечто неизменное. Она получает стимулы извне, реагирует на них и в процессе адаптации к окружающему миру ориенти- руется на достижение цели, определяющей жизнь человека. Словом, пси- хика ориентирована на стремление к цели и поэтому все ее проявления следует рассматривать под углом зрения целенаправленности, целеустремленности, телео- логичности. Знание цели человека дает возможность понять значение способов его самовыражения, направления, в котором осуществляется его жизнедея- тельность и тех механизмов функционирования, которые используют- ся им для достижения цели. В психологическом плане цель как таковая определяется влиянием и впечатлениями детства, обусловленными сре- дой проживания человека. По мнению А. Адлера, представление о цели скорее всего формируется в первые месяцы жизни ребенка, когда он может испытывать чувства радости или печали. Фактически в младенчест- ве начинают формироваться основные факторы, оказывающие влияние на психику. Под воздействием различного рода факторов у ребенка скла- дывается определенное отношение к происходящему, формируется соб- ственный стиль жизни, вырабатываются способы реагирования на воз- никающие перед ним проблемы. В конечном счете уже в младенчестве начинает проявляться то, что впоследствии станет чертами характера взрослого человека. Ребенок не является изолированным существом. Он находится в цен- тре межличностных отношений и, следовательно, формирование его пси- хики не происходит самостоятельно. Те проблемы, которые приходится решать каждому человеку, так или иначе связаны с логикой общественной жизни. Те трудности существования, с которыми каждый ребенок сталки- вается в начале своего жизненного пути, обусловливают его зависимость от окружающих людей, прежде всего от родителей. Все это свидетельст- вует о том, что психика человека рождается в ситуациях детства, требую- щих включенности в интеграцию с другими людьми с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности. Перед каждым ребенком имеются две возможности: или подражать взрослым, что требует проявления усилий, связанных с настойчивостью, упорством, стремлением стать такими же сильными и умными, как они, и даже превзойти их в этом; или демонстрировать свою слабость, беспо- мощность, что будет восприниматься взрослыми как требование оказания помощи с их стороны, на что нельзя ответить отказом. А. Адлер исходил из того, что выбор ребенка между этими двумя возможностями дает толчок к формированию типов характера в раннем возрасте. «В то время как одни
149
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
дети развиваются по пути накопления сил и стараются добиться призна- ния благодаря мужеству и уверенности в себе, другие как бы спекулируют на своих слабостях и стараются их всячески демонстрировать» [17, с. 34]. Здоровье и адекватность составляют основу современной культуры и, следовательно, с самого начала своей жизни ребенок должен обладать такими качествами и воспитываться в такой среде, которые бы способст- вовали его благоприятному развитию. Однако не все дети обладают подоб- ными возможностями. Имеющий физические недостатки ребенок оказы- вается в невыгодном положении. Ситуация может осложняться причина- ми экономического порядка. Решение жизненных проблем наталкивается на всевозможные трудности, в результате чего находящиеся в подобном положении дети чувствуют себя ущербными, испытывают постоянную настороженность к окружающему миру и неадекватно оценивают его. Аналогичные проблемы могут возникать и тогда, когда родители про- являют недостаточную нежность, ласку, заботу по отношению к своим детям или, напротив, когда имеет место чрезмерная нежность. В первом случае ребенок становится черствым, испытывающим страх перед внеш- ним проявлением эмоций. Во втором — у избалованного ребенка развива- ется ненасытная жажда любви и стремление к борьбе за то, чтобы любы- ми средствами завоевать расположение окружающих. В обоих случаях у детей будет наблюдаться проявление общих для них черт — изоляция, сосредоточенность на себе, недостаточность развития социального чув- ства. Все это будет сказываться на формировании их характера, основные черты которого составляют, по выражению А. Адлера, зеркало психиче- ской деятельности ребенка. В отличие от некоторых психологов, А. Адлер не признавал наследст- венности черт характера человека. Напротив, он считал, что черты харак- тера не наследуются и не являются выражением унаследованных способ- ностей или склонностей. Для А. Адлера характер — социальное понятие и поэтому черты характера могут быть рассмотрены только в процессе взаимодействия человека с социальной средой. «Характер — это психо- логическая модель, качество и природа взаимоотношений индивидуума с той средой, в которой он живет. Это поведенческая установка, соглас- но которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии со своим социальным чувством» [18, с. 141]. Черты характера являются внешним проявлением стиля жизни. Они дают возможность понять отношение человека к окружающему миру, другим людям, обществу и проблемам существования в целом. Можно сказать, что в представлении А. Адлера, черты характера — это своего рода инструмен- ты, которые используются человеком для обретения признания и само- утверждения. Практическое применение этих инструментов в процессе
150
ПСИХИКА И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
своей деятельности является, по сути дела, той «техникой» жизни, кото- рая оказывается свойственной для конкретного человека. Каждая черта характера формируется в соответствии с направленно- стью развития психики, имеющей место уже в раннем детстве. Это раз- витие может осуществляться по прямой или включать в себя различного рода повороты, изгибы. При отклонении от прямого пути возникают спе- цифические черты характера. В зависимости от реакции на трудности А. Адлер классифицирует людей на оптимистов и пессимистов. У первых развитие характера шло в основ- ном по прямой линии, и эти люди относятся мужественно к различного рода трудностям, сохраняют веру в себя, легко устанавливают контакты с другими людьми. У вторых в детстве сформировался комплекс неполно- ценности, и они прежде всего видят темную сторону жизни, не уверены в себе, постоянно ищут посторонней поддержки, держатся робко и испы- тывают повышенную тревожность. Кроме того, А. Адлер разделяет людей на агрессивных и обороняющихся. Людям агрессивного типа присущи такие черты, как грубость, жесто- кость, обостренное чувство собственной значимости, высокомерие, тще- славие, самодовольство. Для них жизнь превращается в постоянную борь- бу, и если они терпят поражение, то их триумфальное шествие к победе прекращается. Людям обороняющегося типа свойственны беспокойство, осторожность, недоверчивость, трусость, уныние от неудач. Одной из рас- пространенных черт их характера является критическая социальная уста- новка, сопровождающаяся сомнениями и колебаниями в процессе приня- тия решений. Символически этот тип можно изобразить в качестве фигу- ры, у которой одна рука поднята, чтобы защититься, в то время как другая закрывает глаза, чтобы не видеть угрожающих опасностей. В отличие от здоровых людей, у невротиков с определенной регуляр- ностью и в значительной степени обнаруживаются такие черты характе- ра, как жадность, зависть, жестокость, мстительность, злорадство, вла- столюбие, нарциссизм, нетерпимость, недовольство, замкнутость. Одна- ко эти черты характера далеко не всегда проявляются у них в явном виде и в открытой форме. Нередко невротики могут разыгрывать из себя бла- годетелей и покровителей, миротворцев и святых. Они также могут пре- даваться бесплодным угрызениям совести, раскаянию и скорби. Маски- ровка их подлинных черт характера происходит потому, что обманчивая видимость поднимает, приукрашивает и облагораживает их в собствен- ных глазах. Поэтому стремление невротиков к превосходству следует не столь- ко видеть в прямолинейных чертах характера, сколько отыскивать в невротиче- ских перегибах и усиленных защитах. А это осуществимо с помощью анализа сновидений и невротических симптомов.
151
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
В целом изучение черт характера дает не только представление о направленности мышления и действий человека, но и инструмент для изменения его поведения. При этом, как считал А. Адлер, следует исходить из двух критериев характера человека. Первый критерий связан с всеобщностью существования социального чувства и, следовательно, понимание картины человеческой психики осу- ществляется на пути узнавания того, в каких отношениях данный индиви- дуум находится с обществом, в чем выражается его сопричастность чело- вечеству, что делает его жизнь осмысленной и значимой. Второй критерий предполагает оценку факторов, наиболее враждебных социальному чувству, т. е. связанных со склонностью человека к борьбе за личную власть и преобладанию над другими. «Рассматривая взаимоотношения между людьми с этих двух точек зре- ния, мы понимаем, как на них влияет степень развития социального чув- ства людей и, с другой стороны, — их стремление к самовозвеличиванию, две тенденции, находящиеся в вечном противоборстве. Таково динами- ческое взаимодействие, комбинация сил, которая внешне проявляется в том, что мы называем характером» [19, с. 164]. Черты характера и их проявление в жизни человека — это, по мнению А. Адлера, искусные трюки психики, которые обнаруживаются по мере того, как индивидуум хочет выйти из фазы неуверенности и достичь исполнения своей фиктивной руководящей идеи. Материал к образова- нию черт характера наличествует в психической сфере, а нужда и тяготы жизни вынуждают к преобразованию характера. В здоровой перестрой- ке психики черты характера ориентированы на развитие социального чувства. В невротической перестройке психики преобладают невротиче- ские черты характера. Таким образом, характер — это готовый к приме- нению «интеллигентный шаблон», используемый защитной тенденцией в процессе жизнедеятельности человека. «Уловить смысл этих шаблонов, понять этот смысл из их генетической основы и из социальных конструк- ций, постичь его как символ жизненного плана, как притчу — вот задача сравнительной индивидуальной психологии» [20, с. 379].
Сексуальность и личность
Не признавая наследственности черт характера, А. Адлер в то же время исходил из того, что сексуальные функции человека являются врожден- ными. Ребенок прикасается к половым органам, это вызывает у него приятные ощущения и возникает потребность в повторении соответст- вующих действий. Чем больше ребенок любит делать все по-своему, чем больше он склонен к исполнению своих желаний, тем чаще он стремит-
152
С Е К С УА Л Ь Н О С Т Ь И Л И Ч Н О С Т Ь
ся к повторению переживаний, связанных с приятными ощущениями. Подобное поведение особенно характерно для избалованных детей, ори- ентированных не на сотрудничество, а на исполнение собственных жела- ний, что заставляет их оставаться на начальном этапе развития сексуаль- ности. Этот этап можно назвать самоэротизацией, обычной ступенью кото- рой становится мастурбация. Присущее человеку социальное чувство противостоит самоэротиза- ции и мастурбации. Однако между начальной (инфантильной) и после- дующей (взрослой) фазой сексуального развития возникают противоре- чия, разрешение которых может вести к различным последствиям. Уже во время начального этапа обнаруживается социальный интерес, способ- ный получить свое выражение, в частности, в форме угрызения совести. Тем не менее избалованный и жадный ребенок не способен сопротив- ляться соблазну и часто использует самоудовлетворение для того, чтобы обратить на себя внимание родителей или других детей путем их соблаз- нения. В состоянии отчаяния ребенок может прибегать к таким формам мас- турбации, как углубление в эротические фантазии или использование эротических картин. Такие формы мастурбации открывают путь к гомо- сексуализму, который, как считал А. Адлер, является одним из видов мас- турбации и позднее оказывается наиболее распространенным среди эго- центричных и тщеславных взрослых людей, продолжающих цепляться за самоэротизм, присущий начальной ступени сексуальности. Все другие отклонения, включая фетишизм, некрофилию или содомию, также пред- ставляют собой особые виды начальной ступени сексуального развития. Они являются свидетельствами неправильных представлений и стиля жизни избалованного ребенка, не доросшего до состояния сотрудничест- ва с другими в силу своего недостаточно развитого социального чувства. Под этим углом зрения следует рассматривать и все невротические сим- птомы сексуальных расстройств (импотенция, фригидность, преждевре- менная эякуляция), связанные с фиксацией на начальной ступени сексу- альности из-за неразвитого социального чувства. В отличие от начальной, зрелая ступень сексуальности характеризу- ется признанием исключительности другого человека и полной отдачей, требующейся от того, кто выражает свою сексуальность. Эта ступень предполагает наличие двух разных лиц различного пола, обладающих социальной заинтересованностью, готовых к полезной деятельности и проявляющих взаимную преданность. В этом отношении развитие сек- суальности — это не основа для развития мышления, психики и физиче- ских способностей, как полагают некоторые психологи. Скорее форма и развитие сексуальности зависят от стиля жизни человека. Во всяком случае
153
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
А. Адлер исходил именно из такого понимания сексуальности, считая, что развитие сексуальности обусловлено развитием личности. В детстве проявление сексуальности у ребенка может быть связано с теми психологическими отношениями, которые складываются между родителями. Так, в подростковом возрасте противостоящий родителям ребенок может злоупотреблять сексуальностью, чтобы тем самым навре- дить родителям или вызвать у них болезненные переживания. Имеются многочисленные случаи, когда дети вступают в сексуальные отношения после ссоры со своими родителями, т. е. сексуальность используется в качестве своеобраз- ного средства мщения и не направлена в социально полезное русло. Подобно З. Фрейду, А. Адлер считал, что наличие сексуальности обна- руживается в очень раннем возрасте. Сексуальные движения проявляют- ся уже в первые дни жизни младенца. Определенная степень сексуаль- ности в раннем детстве — вполне нормальное явление. Другое дело, что проявления сексуальности в значительной степени зависят от окружения ребенка и, следовательно, родителям необходимо следить за тем, чтобы соответствующие проявления не приняли неверную форму. Ведь чрез- мерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей, которые могут обращать повышенное внимание на первые сексуальные движения ребенка, переоценивать их важность и пугаться того, с чем им приходится сталкиваться при воспитании своих детей. В понимании А. Адлера сексуальные побуждения следует направлять на реализацию полезных целей, связанных с плодотворными видами деятельности. От правильности стиля жизни личности зависит то, най- дет ли сексуальность свое достойное выражение. Если человек оказыва- ется неспособным соотнести свою сексуальность с социально значимой целью, то это может привести к его невротизации. Из подобного пони- мания соотношений между сексуальностью и стилем жизни вытекало вполне определенное положение, выдвинутое А. Адлером. Согласно дан- ному положению, подавляемая сексуальность не является причиной невроза, как ошибочно полагал З. Фрейд. Скорее речь идет о том, что невротик не находит верного сексуального выражения. Это значит, что невроз следу- ет рассматривать с точки зрения расстройства стиля жизни, а не подавления сексуальности. Несмотря на физиологическую основу, сексуальные побуждения и вле- чения изменяются в соответствии с образом жизни личности. Черты сек- суальных мотивов формируются с раннего детства под влиянием окружаю- щей культуры. Как и другие побуждения, они подавляются или возбужда- ются лично приобретенным опытом, выходящим за сферу исключительно сексуальности как таковой. Все естественные чувства, так же как и лич- ный опыт, как бы проходят через фильтр индивидуальности и восприни-
154
ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ И БРАКА
маются через призму индивидуальной перспективы с учетом социально- го чувства. В конечном счете нормальная сексуальность является высокоорганизован- ной частью социального чувства личности. Другое дело, что в процессе раз- вития может возникать ошибочная перспектива и конечная сексуальная цель может меняться на другую, суррогатную, лежащую в области вто- ростепенных проблем. Если это имеет место, то возникают различного рода отклонения, препятствующие гармонизации эротических отноше- ний и свободному развитию сексуальности в направлении общественных и культурных форм ее выражения. В целом форма и степень сексуального поведения человека зави- сят от его личности. Это в равной степени относится как мужчине, так и к женщине. Поэтому с раннего возраста необходимо приучать детей к мысли, что оба пола равноценны. «Это важно не только для предотвра- щения комплекса неполноценности у представителей недооцениваемо- го пола, но также и для предотвращения отрицательного воздействия на детей мужского пола» [21, с. 353]. Стало быть, и проблема полового воспитания должна заключаться не в простом разъяснении детям физио- логии половых отношений, а в формировании правильного отношения к проявлению сексуальности, к любви и браку.
Психология любви и брака
А. Адлер исходил из того, что перед каждым человеком стоят три жиз- ненно важные задачи: · социальная, связанная с поведением личности по отношению к общест- ву и окружающим ее людям, развитием социального мотива в качестве определяющего ее жизнь, формированием социального мироощуще- ния; · относящаяся к профессиональной деятельности, т. е. к тому, как и каким образом личность собирается реализовать свои возможности, работая на благо общества; · сопряженная с решением проблемы любви и брака. Все три задачи возникают перед человеком в форме вопросов, касаю- щихся взаимоотношений с другими людьми. Вопрос о жизни в обществе включает в себя наше собственное отно- шение к человечеству и его будущему. От ответа на него зависит сохране- ние человечества. Вопрос о профессиональной деятельности предполагает выявление способности человека к социальной адаптации, пониманию потребно- стей других людей, умению слышать партнеров и чувствовать то, что чув-
155
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
ствуют они. От ответа на него зависит выбор профессии, успех или неуда- ча человека в его начинаниях в любой сфере деятельности. Вопрос любви и брака также связан с социальной адаптацией, со способностью человека взаимодействовать с противоположным полом. От ответа на него зависит проявление его сексуальности и обретение сча- стья или, напротив, удел быть несчастным. Индивидуальная психология А. Адлера имеет дело с рассмотрением этих трех жизненно важных задач, так или иначе стоящих перед каж- дым человеком. Все они получают свое осмысление с позиций социаль- ного интереса. Но особенно много внимания уделяется вопросу любви и брака, поскольку А. Адлер полагал, что одной из основных целей сексу- альности является «выманивание человека из его замкнутой скорлупы» и его подготовка к жизни в обществе. Он также считал, что тот же самый недостаток социального интереса, который ответственен за социальную и дело- вую неприспособленность, влияет и на неспособность к взаимодействию с проти- воположным полом. В своей жизнедеятельности ребенок постепенно сталкивается с тем, что позднее превратится в проблему, которую ему придется решать. Окру- жающие его люди так или иначе связаны любовными и брачными отно- шениями, и нет ничего удивительного в том, что уже в первые годы своей жизни ему приходится занимать какую-то позицию в этом вопросе. Про- явление нежности может сопровождаться ощущением стыда, поскольку ориентированная на мужской идеал культура не поощряет подобное про- явление. Нередки случаи, когда, питая нежные чувства к своим родите- лям, некоторые дети оказываются неспособными выразить свою искрен- нюю любовь к ним. Так, в ответ на поцелуи своей мамы, мальчик может проявлять обрат- ную реакцию, по-своему стыдясь проявлений нежности и с ее, и со своей стороны. Позднее подобная реакция может стать одним из основных ком- понентов, предопределяющих формирование такого стиля жизни, когда проявление нежности и любви не только не станет основой взаимоотно- шений с противоположным полом, но и не окажется необходимым эле- ментом развития социального чувства. В этом случае человек с низким социальным чувством будет иметь трудности в любовных взаимоотноше- ниях и может оказаться не в состоянии нормальным образом решить свои сексуальные проблемы. Нередко трудности в любовных отношениях связаны с ошибочным предположением, что тот человек, которого любят, чем-то обязан тому, который любит. Это ошибочное предположение возникает у человека с детства в контексте семейных взаимоотношений, когда любовь одного приравнивается к обязательству другого. В его основе лежит суждение,
156
ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ И БРАКА
в соответствии с которым другой человек должен делать что-то только потому, что его любят. Между партнерами устанавливаются такие отноше- ния, когда наряду с нежными чувствами друг к другу возникают жесткие требования соответствия любви и когда потребность во власти одного из них требует, чтобы поступки и чувства другого осуществлялись и про- являлись в рамках его желаний. Стремление к власти и личному превосходству может выйти на перед- ний план, в результате чего возникнут нарушения в любовных взаимо- отношениях, поскольку никто не хочет быть в положении постоянно- го раба. Если человек будет лелеять свою склонность к превосходству в сексуальной жизни, то ему придется искать себе партнера, который бы во всем подчинялся ему. Если партнер сам будет стремиться к превос- ходству, то возникнет состояние постоянной борьбы. «В случае подчи- нения любовь трансформируется в рабство, в другом же случае будет иметь место постоянная борьба двух сил, из-за которой гармония никогда не будет достигнута» [22, с. 369]. По мнению А. Адлера, для многих людей характерно также стремление к бегству от брака. Такие люди воспринимают любовные и супружеские взаимоотношения как некую опасность и делают все для того, чтобы избе- жать подобной опасности, хотя в действительности они стараются избе- гать решения жизненных проблем, включая сексуальные. В частности, нередко причину отказа от брака видят в неразделенной любви. Однако любовь без взаимности оказывается, как правило, средством для достиже- ния цели, направленной на уход от реальной жизни. Возлюбленный начи- нает использовать такие формы поведения, которые неизбежно вызыва- ют сопротивление у другого человека. Его скрытая цель состоит в том, чтобы вызвать безответную любовь, которая представляет ему надежное средство укрытия и от любви, и от брака. Страдания от безответной любви оказываются своеобразной платой за реализацию намерения убежать от решения проблемы любви и брака. В конечном счете подобная стратегия, которую в большинстве случаев человек сам не осознает до конца, оказывается для него трагедией, а не дей- ствительным решением жизненно важной проблемы. Безответная любовь становится настолько распространенным явлением, что многие люди ста- новятся ее жертвами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чувство неуверенности в себе сказывается на проявлении тех или иных форм сексуальности и выборе партнера по любви и браку. Так, есть молодые люди, которым нравятся женщины старшего возраста. Обычно это избалованные молодые мужчины, все еще нуждающиеся в материн- ской заботе. Они испытывают чувство беспокойства при взаимодействии с противоположным полом, обнаруживают свою слабость и ошибочно
157
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
полагают, что в случае их любовных отношений с женщиной старшего возраста их жизнь будет менее обременительной. Для изменения ложной эротической ориентации человека необхо- димо, как считал А. Адлер, учитывать все его проявления и изменить его характер, связи и отношения с окружающим миром. Поскольку любовь связана с всеохватывающим социальным чувством, то эротические отно- шения должны органически сочетаться с подлинными потребностями личности, чтобы тем самым они стали ощущаться и восприниматься в качестве любви как естественной человеческой связи между отдельны- ми людьми. Решение проблемы любви и брака заключается в полной самореализа- ции личности. В целом для А. Адлера любовь и брак являлись взаимодейст- вием людей ради благополучия не двух человек, а всего человечества.
Практика и техника лечения
Существует точка зрения, в соответствии с которой сексуальные взаимо- отношения, любовь и брак рассматриваются в качестве средства для реше- ния личных проблем, в частности, устранения невротичности. В противо- положность подобному взгляду, А. Адлер считал, что сексуальные взаимо- отношения, любовь и брак не являются средством от невроза. Невротик нуждается в правильном лечении, прежде чем станет готовым как к уста- новлению прочных любовных отношений, так и к вступлению в брак. Но что означает «правильное лечение» с точки зрения А. Адлера? Оче- видно, что практика и техника лечения во многом зависят от того, что понимается под психическим заболеванием, как определяется его приро- да, в чем усматриваются причины возникновения неврозов и психозов. Логично предположить, что представления А. Адлера о природе и причинах психических заболеваний основывались на его концепциях о неполноценности человеческого существа, механизмах компенсации, стиле жизни, стремлении к власти и превосходству. И это действительно так, поскольку в рамках индивидуальной психологии психические заболева- ния — это результат работы психики, попытки компенсации и стремления к дос- тижению руководящей цели ребенком, обладающим сильным чувством неполно- ценности. Комплекс неполноценности детей, не уверенных в себе, и своих жизненных успехах, вынуждает их к проявлению таких напряженных усилий и защит, которые под воздействием соответствующих фикций превращаются в своеобразный стиль жизни, заставляющий уклоняться от трудностей и проблем, возникающих в процессе их развития. У человека формируются определенные черты характера, выступаю- щие в качестве психической готовности соответствующего реагирования на различные жизненные ситуации. Речь идет о психической готовности
158
ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ
к такому реагированию, когда в результате прикрепления к действитель- ности той или иной из своих черт характер человека становится невро- тическим, стремление изменить или подчинить себе реальность соотно- сится со своим личностным идеалом, а в случае угрожающего поражения на передний план выходят невротические симптомы, задерживающие дей- ствия их носителя. По выражению А. Адлера, невротические симптомы явля- ются своего рода «навозной кучей», за которой человек пытается спрятаться. Невротик постоянно испытывает чувство неуверенности. Недостаточ- ная вера в самого себя порождает у него страх перед решениями и испыта- ниями. Он оказывается так сильно прикован к своим ориентациям и так последовательно пытается реализовать только их, что, не понимая того, отказывается от непредвзятого решения реальных проблем. «Невротик барахтается среди реалий, цепляясь за им самим созданную ориентацию, и достигает мнимого расщепления своей личности тем, что хочет удовле- творить и реальным, и воображаемым требованиям, чтобы затормозить- ся через эту двойственность и застрять в ней» [23, с. 54]. С точки зрения А. Адлера, нормальный человек — это человек, в своем образе жизни хорошо адаптированный к обществу и обладающий доста- точной энергией и смелостью, чтобы открыто встречать и решать про- блемы и трудности, возникающие на его жизненном пути. В отличие от него, невротик испытывает значительные затруднения в процессе социальной адаптации и при решении повседневных проблем. Невроз — это недуг расстройства стиля жизни, оснащенного более сильной защитной тенденцией, чем у здорового человека. Оторванный от реально- сти, невротик живет в мире фантазий и использует множество уловок, избавляющих его от ответственности. Невротический симптом замеща- ет собой «распаленную жажду превосходства» над другими людьми. Нев- ротик, в большей степени чем нормальный человек, направляет свою жизнь на достижение власти над другими людьми, включая своих ближ- них. В конечном счете психическая предрасположенность к неврозу осно- вывается на чувстве неполноценности, компенсированном мужским про- тестом, чрезмерно обремененным честолюбием и жаждой власти. Чувство неполноценности тенденциозно закрепляется и углубляется уже в детском возрасте. Оно побуждает человека направлять свое стрем- ление на превышающую человеческую меру цель и заставляет его идти по строго очерченным путям. При этом объективно не воспринимаются ни человеческие отношения, ни альтернативные точки зрения. Возника- ет невротическая система, предопределяющая жизненный план невро- тика, основанный на компенсаторной психической деятельности, соз- дающей разветвленную сеть защит. Невротическая аффективность при- обретает бессознательную аранжировку, представляющую собой уловку
159
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
невроза в достижении мнимого превосходства. Цель достижения превос- ходства оттесняет все желания, мысли, поступки на чуждую объективно- сти область, называемую неврозом. В обобщенном виде А. Адлер свел свои представления о неврозе к сле- дующим положениям: · любой невроз может быть понят как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чув- ство превосходства; · невроз не ведет к социальной активности, не предусматривает дей- ствительного решения жизненных проблем, упирается в малый круг семьи, ведет человека к изоляции, самозащите и уклонению от требо- ваний общества; · оторванный от реальности, невротик живет в мире фантазий и вооб- ражений, использует всевозможные уловки для конструирования иде- альной ситуации, избавляющей его от полезной для общества деятель- ности и ответственности перед ним; · избавляющее человека от ответственности и дающее ему привилегии заболевание заменяет ему первоначальную, связанную с риском цель достижения реального превосходства; · невроз и невротическая психика представляют собой попытку через внутреннее сопротивление уклониться от какого-либо принуждения со стороны общества; · по своему характеру внутреннее сопротивление — это бунт против общества, который в зависимости от ситуации может выступать в раз- личных формах, будь то навязчивые или психотические состояния, неврастенические или ипохондрические комплексы, страхи и фобии, бессонница или обмороки, перверсии или болезненные аффекты; · поведение властолюбивого невротика автоматически направлено про- тив требований совместной жизни, обусловленных здравым смыслом, эстетикой, любовью к ближнему и заботой о нем, сотрудничеством и взаимопомощью; · все действительные желания невротика находятся во власти его стрем- ления к превосходству, и он всегда находит всевозможные предлоги для того, чтобы оставить нерешенными жизненные проблемы и про- тиводействовать проявлению социального интереса, чувства общно- сти [24, с. 48–50]. Из подобного понимания человека, мотивов его деятельности и при- чин невротизации вытекали стратегия и тактика индивидуальной психо- логии в исследовании и лечении невротических заболеваний. Как и основатель психоанализа, А. Адлер придавал большое значение изучению переживаний детей, считая, что обращение к прошлому через
160
ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ
воспоминания детства лучше всего способствует пониманию стиля жизни индивида. В частности, при выявлении истоков психического заболева- ния для него существенным было выяснение того, сколько в семье детей и каким по счету ребенком был пациент. При этом он считал, что пер- вый, второй и третий ребенок развиваются по-разному, поскольку разви- тие каждого из них осуществляется в соответствии с тем особым местом, которое он занимает в семейной иерархии. Однако, в отличие от З. Фрейда, А. Адлер исходил из того, что при выяснении этиологии невроза необходимо сначала рассмотреть цель превосходства, которой человек руководствуется в своей жизни, затем — состояние его борьбы и только потом — источники возникновения пси- хических механизмов. Кроме того, он считал, что психические явления не следует анализировать по отдельности, их невозможно понять, если не рассматривать как части единого целого, и, следовательно, важно уста- новление тесной связи между впечатлениями, социальными установками детских лет и соответствующими позднейшими феноменами. Поэтому индивидуальная психология является сравнительной, так как осуществ- ляет сравнение опыта раннего детства человека с его же опытом в зре- лом возрасте. Важной составной частью терапии становится раскрытие невротиче- ской системы, соответствующего стиля жизни, жизненного плана невро- тика. Осмысление и понимание этого предполагает интуитивное проник- новение в сущность пациента, вскрытие того, как сформировался у него аффект и симптом, обнаружение тех невротических черт характера, кото- рые служат средством защиты больного от требований общества. По мере того как перед пациентом будет раскрыт остающийся в бессознательном его жизненный план, связанный с высокопоставленной целью достиже- ния всемогущества и богоподобия, а также станут для него понятными смысл, значение этой цели и ее противоречие с реальным положением дела, он сможет продвигаться в направлении устранения ее схематизи- рующего влияния путем осмысленного соотнесения своей деятельности с объективными требованиями общества. Таким образом, основанная на индивидуальной психологии терапия включает в себя три органически связанные между собой задачи. Во-первых, анализ и раскрытие специфического стиля жизни, свойст- венного пациенту. Во-вторых, оказание помощи пациенту в плане лучшего понимания им самого себя, т. е. того, какие цели он преследует в своей жизни, с помощью каких средств пытается их достигнуть, как и каким образом взаимодейст- вует с окружающими его людьми, почему и в силу каких обстоятельств он вынужден прибегать к тем или иным уловкам при решении различного
161
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
рода трудностей и проблем, какие ошибки характерны для его мышления и поведения. В-третьих, раскрытие перед пациентом возможности самокоррекции, способствующей возрождению, развитию и усилению чувства общности, социального интереса, сотрудничества с другими людьми с целью изме- нения приведшего к заболеванию стиля жизни. Лечение невротических заболеваний требует, по мнению А. Адлера, воспитательного воздействия на пациента, коррекции его стиля жизни с присущими ему заблуждениями и возвращения его в человеческое сооб- щество. Это предполагает сосредоточение усилий психотерапевта на про- буждении и развитии у пациента чувства общности, на основе которого формируются здоровые и полезные цели жизни. Позитивный эффект лечения возможен, поскольку каждый человек является творцом, так как он создает нечто из различных врожденных факторов и возможностей. Задача психотерапевта состоит лишь в том, чтобы приблизиться к пациенту, несмотря на его отрицательный жизнен- ный стиль, развить у него способность к сотрудничеству и самовыраже- нию, выявить сходство его нынешнего состояния с поведением в детстве посредством упрощения общей картины, показать присущие ему степень чувства неполноценности и форму стремления к превосходству, а также продемонстрировать наличие у него социального чувства, мужества и соз- нательности, дающих возможность осуществления нового направления развития в жизни. При всем теоретическом понимании природы психических заболева- ний и возможностей терапии в практическом отношении психотерапевт сталкивается с многочисленными трудностями, возникающими в процес- се лечения. Прежде всего следует иметь в виду, что часто пациент прояв- ляет ту же самую враждебность по отношению к врачу, которую он испы- тывает в жизни по отношению к окружающим его людям. В этой связи А. Адлер указывает на то, что на подобную враждебность, которая может быть скрытой и завуалированной, следует обращать осо- бое внимание, поскольку при правильном лечении она отчетливо выяв- ляет тенденцию пациента и в аналитической ситуации утвердить свое превосходство. За сопротивлением, которое оказывает пациент в процессе лечения и анализ которого выходит на передний план в классическом психоана- лизе, стоит не что иное, как невротическое стремление к мужскому протесту и превосходству. Индивидуальная психология предполагает прежде всего устранение ста- рого недоверия пациента к другим людям и нового недоверия к психотера- певту. Терпение и предусмотрительность обеспечивают успех психотера- певта в раскрытии той патогенной детской ситуации, которая предопре-
162
ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ
делила возникновение мужского протеста и стремление к превосходству. Пациент обучается сотрудничеству и умению управлять своими влечениями, что служит основой для его отказа от сопротивления психотерапевту. А. Адлер считал, что разработанная им индивидуальная психология близка к искусству и поэтому практически невозможно сформулировать какие-либо правила, касающиеся техники лечения. Тем не менее он выска- зал ряд положений, имеющих непосредственное отношение к технике лече- ния и дающих представление о специфике индивидуальной психологии. Среди высказанных А. Адлером соответствующих положений можно отметить следующие: · необходимо стремиться к тому, чтобы невротик придавал меньшее зна- чение своим симптомам, чего следует добиваться мягко, без излишнего давления со стороны психотерапевта; · нужно относиться к пациенту как можно менее предвзято и не зани- мать позицию, как будто психотерапевт стоит выше него, поскольку это всегда вызывает протест; · важно добиться от пациента сотрудничества с психотерапевтом, что является непременным условием лечения, так как стремящийся к сотрудничеству человек никогда не станет невротиком; · всякое психологическое явление следует рассматривать в перспекти- ве возможности в смысле психологии взаимодействия, а не наличия (владения); · важно научиться понимать пациента настолько, чтобы уметь предска- зать его действия; · чрезвычайно важным является раскрытие психопатологии избалован- ного ребенка, так как практика показывает, что люди, страдающие нев- розом, в детстве были избалованными в широком смысле этого слова (жизненной философии, в соответствии с которой другие существуют только для данного человека); · необходимо понять стремление к фиктивному превосходству, ибо нет такого пациента, который не пытался бы скрыть своими симптома- ми то, что он испытывает беспокойство по поводу своего фиктивного превосходства; · в то время как пациент пытается привлечь внимание психотерапев- та к какому-то моменту, связанному с его затруднениями, тот должен не упускать из виду совсем другое — попытку пациента защитить свое фиктивное превосходство, спасти свое честолюбие; с помощью форми- рования способности к сотрудничеству необходимо направить душев- ное развитие пациента по нормальному пути; · при совместной работе психотерапевта и пациента необходимо осо- бенно много внимания уделять тому, чтобы последний все яснее пред-
163
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
ставлял себе ту или иную проблему так, чтобы постепенно она стала для него само собой разумеющейся; важно, чтобы в распоряжении пси- хотерапевта имелось необходимое количество драматических приме- ров, более эффективно воздействующих на пациента, чем используе- мые умозрительные разъяснения; · для благоприятного терапевтического результата важно, чтобы психо- терапевт никогда не выглядел озабоченным, вел себя дружески, ровно воспринимал все то, что сообщает пациент, и постоянно искал содер- жательные, смысловые связи за любыми его высказываниями [25, с. 272–281]. Наряду с положениями, касающимися техники лечения, А. Адлер выска- зал также ряд советов, которые он предпослал начинающим психотерапевтам. Они были сформулированы им таким образом: · даже в самых простых случаях никогда не следует обещать излечение, а всегда только его возможность; · все взаимные обязательства (время посещения, продолжительность лечения, вопрос о гонораре, откровенность, искренность, сохранение врачебной тайны) должны быть заранее оговорены и должны неукос- нительно соблюдаться, поскольку стремящийся к превосходству паци- ент будет использовать любое обязательство психотерапевта для его поражения); · не следует проявлять преждевременную радость по поводу частичного успеха и тем более им хвалиться, тем более что обострение состояния пациента не заставит себя долго ждать; · никогда не следует принимать навязываемую пациентом роль челове- ка, стоящего над ним (авторитета, отца, учителя, избавителя), так как сохранение какого-либо преимущества или привилегии по отношению к пациенту всегда является негативным моментом; · при работе с пациентом необходимо проявлять откровенность, но избегать вовлечения себя в беседы по поводу возникающих сомне- ний в своем терапевтическом искусстве; · не следует пытаться подчинить себе пациента, предъявлять ему какие-либо претензии, возлагать на него излишние ожидания, а также требовать от него сохранения тайны, что является свидетельством незнания существа невротической психики; · необходимо осуществлять раскрытие жизненного плана пациен- та в дружеской, непринужденной беседе, в которой следует уступать лидерство ему. Терапевтическая цель индивидуальной психологии — ослабление сверхчув- ственности пациента и усиление его способности «терпеть напряжение», исходящее от окружающего мира, без ущерба для здоровья и настроения.
164
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
В результате реализации этой цели пациент оказывается в состоянии творчески решать три жизненно важные для него задачи: социальную, связанную с установлением дружеских контактов с окружающими людь- ми; профессиональную, предполагающую реализацию его способностей в той или иной деятельности в обществе; и задачу, связанную с проблемой любви и брака, осмыслению чего А. Адлер посвятил ряд своих работ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |