Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мужской протест и социальное чувство




 

Ощущение своей природной ущербности, обделенность вниманием

со стороны родителей, подчиненность взрослым, недостаточная раз-

витость в физическом и интеллектуальном отношении — все это глубо-

ко переживается ребенком и обостряет его чувство неполноценности.

Подобное положение ребенка ассоциируется с теми слабостями челове-

ческого существа, которые приписываются, как правило, женскому нача-

лу в противоположность мужскому, олицетворяющему собой активность,

силу, грубость, жестокость, величие, успех. Это приводит к тому, что уже

в раннем возрасте у ребенка возникает то, что можно, по мнению А. Адле-

ра, назвать мужским протестом.

Этот протест представляет собой навязчивое стремление ребенка

освободиться от женственности и стать сильным, вбирающим в себя все

те достоинства, которые приписываются мужчине. Подобный мужской

протест не зависит от половозрастных особенностей ребенка. Он возни-

кает как у девочек, так и у мальчиков и служит цели устранения дисгар-

моний, обнаруживающихся в реальной жизни на почве развития чувства

неполноценности. Именно женственность воспринимается как неполноцен-

ность, и именно она вызывает проявление сильного мужского протеста.

 

141


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

У мальчиков с недоразвитыми органами, функциональными система-

ми, нарушениями функций секреции ощущение своей неполноценности

порождает сомнение в том, что они способны обрести мужскую зрелость.

В этом случае может иметь место двойственная установка к мужскому

и женскому началу, в результате чего у ребенка обнаружится склонность

к повиновению своим родителям и воспитателям, и в то же время ему

будут свойственны различного рода желания и фантазии, связанные

со стремлением к независимости, личной значимости.

Девочки могут замечать, что в окружающем их мире предпочтение отда-

ется мальчикам, которые являются более сильными и свободными в раз-

личных своих проявлениях. Подобное отношение к мужскому полу порож-

дает у них чувство неудовлетворенности своей ролью, и они могут пытать-

ся вести себя, как мальчики. Однако чувство неудовлетворенности своей

ролью и стремление походить на мальчиков может оказаться опасным,

так как в дальнейшей жизни у таких девочек не исключено возникновение

неудовлетворенности своей сексуальной ролью и отвращение к браку.

И у мальчиков, и у девочек неуверенность в своих способностях поро-

ждает сомнения и метания между женскими и мужскими проявлениями.

Женские черты заменяются гипертрофированными мужскими желаниями, что

и составляет, по мнению А. Адлера, основу мужского протеста. «Он возникает

каждый раз в качестве сверхзащиты в ответ на незаслуженное осуждение

детьми проявлений женского начала (нечто подобное случается во время

детских расстройств); он сохраняется затем только в рафинированном

виде или если есть какие-нибудь дополнительные привилегии (любовь

одного из родителей, отсутствие наказаний, поощрение за свою покор-

ность, подчинение и т. д.)» [7, с. 277].

Мужской протест основан на уходящем в глубь человеческой истории противо-

поставлении мужского женскому, «верха низу». В нем выражается стремление

человека стать более мужественным, подняться снизу наверх. В опреде-

ленной степени он является продуктом того культурного развития, при

котором мужское начало воспринимается как превалирующее над жен-

ским, в то время как в действительности оба начала являются равноцен-

ными. В психологическом плане это приводит к тому, что в ответ на чув-

ство неполноценности у человека возникает мужской протест, форсирование

которого порождает стремление к достижению слишком высоких и часто

недостижимых целей. В результате подобного стремления, принимающе-

го форму ориентации на достижение мужского триумфа, пробуждаются

эгоистические интересы, обостряются зависть и жадность, возникают

непомерные амбиции, усиливается чувство обиды и порождается мсти-

тельность. Проявление мужского протеста находит свое отражение в различ-

ного рода фантазиях человека о своем величии. Можно сказать, что данный

 

142


 

 

МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

 

протест является «предковой формой психического тщеславия, желания

проявить себя, соответственно которому группируется весь опыт, воспри-

ятие и волевые направленности» [8, с. 74].

По сути дела мужской протест представляет собой специфическую форму

проявления стремления к превосходству. По выражению А. Адлера, мужской

протест — «это слепой бунт против реальности, содержащий сильный ком-

плекс превосходства» [9, с. 108]. Обнаруживаемый в детстве и получаю-

щий свое дальнейшее гипертрофированное развитие у взрослых людей

этот протест может негативным образом сказываться на формировании

характера индивида, отрицательно влиять на половые функции личности,

вызывать серьезные симптомы и расстройства.

Стремление подняться снизу вверх свойственно как здоровому, так

и психически больному человеку. Однако если здоровый человек при

своем стремлении вверх не теряет из поля зрения существующую действи-

тельность и соотносит с ней свои расчеты в процессе реальных действий,

то невротик фиксируется на своем идеале, цепляется за него и сознатель-

но или бессознательно отворачивается от действительности.

В отличие от здорового человека, конечной целью невротика стано-

вится оформление мужского протеста против собственной ущербности

и низкой самооценки. В психическом плане это выражается в защитной

тенденции, которая предопределяет ориентацию невротика на реализа-

цию гипертрофированного стремления к власти, мужественности, пре-

восходству. В конечном счете, как полагал А. Адлер, невроз может быть

рассмотрен с той точки зрения, как будто человек хочет превратиться из жен-

щины в мужчину или скрыть свою немужественность. Структура нервного

заболевания нередко демонстрирует скопление женских черт, скрывае-

мое и завуалированное гипертрофированными мужскими желаниями

и проявлениями.

Когда мальчика одолевают сомнения по поводу своей мужественности,

то он начинает преследовать цель, обещающую ему господство над неко-

торыми мужчинами и над всеми женщинами. Тем самым заранее опреде-

ляется его отношение к женщинам как таковым. У него будет развиваться

склонность к недооценке и унижению женщин, к реализации своего пре-

восходства над ними. Появятся невротические черты, проявляющиеся

в форме подражания матери с целью лучшего вчувствования в мужскую

роль. Кроме того, признаки мужского протеста могут дать знать о себе

в форме стремления мальчика превзойти отца, стать в большей степени

мужчиной, чем его отец.

Когда девочка находится под воздействием чувства ущемленности, воз-

никающего у нее при сравнении с мальчиком, у нее появляются особые

черты, с помощью которых она будет стремиться к развитию и удержанию

 

143


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

мужской ориентации. Ощущение собственной ущемленности приведет

к повышенной агрессивности против окружающих людей, включая роди-

телей. Желание превращения в мужчину, стремление к мужественности

породят мужскую фикцию, которая окажется самодовлеющей и в более

зрелом возрасте. Эта фикция заслонит собой реальность, а ее восприятие

в качестве идеальной цели развития приведет к невротизации.

Рассматривая под этим углом зрения возможности невротизации чело-

века, А. Адлер пришел к заключению, что мужской протест — это «трюк пси-

хики», с помощью которого она хочет защитить себя и укрыться за руководящей

фикцией. Страдающий психическими расстройствами человек прибега-

ет к своеобразной защите, когда черты его характера становятся как бы

женскими, в то время как его желания и стремления направлены на дос-

тижение мужественности. Проявление женских влечений и ощущений

сопровождается чисто мужской ориентацией, что свидетельствует о выра-

жении мужского протеста женскими средствами. При этом мужской про-

тест оказывается самоцелью, предопределяющей мышление и поведение

человека.

Исходя из понимания существа мужского протеста, А. Адлер провел

различие между здоровым человеком, невротиком и психотиком. Для нор-

мального человека мужской протест — фикция, трюк психики. Для нев-

ротика — попытка реализовать данную фикцию, стать более мужествен-

ным. Для психотика — такая реализация фикции, при которой мужской

протест становится догмой. У нормальных людей тоже могут быть обна-

ружены невротические и психотические ориентации, которые по мере

необходимости подлежат корректировке и, следовательно, не противо-

речат существующей действительности. У невротиков и психотиков ори-

ентация на мужской протест, стремление к обретению мужественности,

власти и превосходства над окружающими их людьми становятся столь

интенсивными, что не считаются ни с кем и ни с чем.

В представлении А. Адлера каждый ребенок тянется к высоким целям,

каждый слабый человек — к власти, превосходству. Мужской протест явля-

ется типичной формой проявления этого извечного стремления, являю-

щегося попыткой человека преодолеть чувство своей недостаточности,

ущербности, слабости, незащищенности. Но это одна сторона человече-

ского существования. Другая состоит в том, что природа человека включа-

ет в себя, по мнению А. Адлера, еще один аспект, который можно назвать

социальным. Стало быть, психическая деятельность должна быть рас-

смотрена не только в плане компенсации и сверхкомпенсации человеком

его чувства неполноценности, т. е. его стремления к власти, превосход-

ству, но и с точки зрения логики общественной жизни, межличностных

отношений, социальных связей.

 

144


 

 

МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

 

Будучи неполноценным по сравнению с другими формами жизни,

человек способен осознать свою неполноценность. Поэтому его чувство

неполноценности становится постоянным стимулом к изобретению таких

способов адаптации жизни на Земле, которые не свойственны иным фор-

мам существования. В этом плане у человека срабатывает, по выражению

А. Адлера, «инстинкт общественной жизни», который способствовал раз-

витию человеческого разума, являющегося оружием защиты от различно-

го рода опасностей и невзгод. «Именно интеллект позволил такому уязви-

мому существу, как человек, успешно адаптироваться к окружающей среде

и уверенно в ней существовать» [10, с. 30].

Именно общество сыграло предопределяющую роль в процессе адап-

тации человека к окружающему миру. С момента своего возникновения

человеческий разум действовал в условиях общественной жизни и все его

способности развивались благодаря логике общественной жизни, состав-

ляющей один из основных принципов развития умственных способно-

стей и речи человека. Разум, интеллект, этика, эстетика, культура — все

это зародилось в процессе общественной жизни человечества, предо-

пределяющей социальные связи между людьми. Это означает, что челове-

ку свойственно чувство общности, которое называется А. Адлером социальным

чувством или социальным интересом. С его точки зрения, «все величайшие

достижения человеческого духа, а, по сути, само развитие человеческих

способностей происходит под влиянием социальной жизни и в связи

с эволюцией социального чувства» [11, с. 94].

Социальное чувство связано со стремлением людей объединяться

между собой, реализовывать свои цели и задачи в сотрудничестве друг

с другом. Оно отражает тенденцию человека быть полезным с социаль-

ной точки зрения. В этом отношении социальное чувство как бы проти-

воположно стремлению человека к власти, превосходству, господству над

другими.

Но если это так, то что можно сказать о его природе? Ведь, если стрем-

ление к власти, превосходству выступает в качестве компенсации непол-

ноценности человека, а социальное чувство также является своеобразной

компенсацией той же самой неполноценности, то получается, что они

имеют одну и ту же природу и по сути дела равноценны между собой.

В попытках прояснить природу социального чувства А. Адлер столк-

нулся с трудностью, поскольку оказалось, что по своему происхождению

и сути данное чувство сродни стремлению человека к утверждению своей

значимости, превосходству. Необходимо было ответить на вопрос о том,

является ли это чувство врожденным и существует ли какое-либо различие

между ним и стремлением к превосходству. При этом А. Адлеру пришлось

признать, что «в своей основе оба явления имеют идентичную сущность,

 

145


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

т. е. как индивидуалистическое стремление к превосходству, так и чувство

ориентации на общество имеют одну и ту же базу в человеческой приро-

де» [12, c. 91]. В конечном счете оба феномена связаны с желанием чело-

века самоутвердиться. Другое дело, что форма их проявления оказыва-

ется различной, в результате чего могут иметь место отличающиеся друг

от друга суждения о природе человека.

Так, если исходить из индивидуалистического стремления к власти,

превосходству, то придется признать, что индивидуум может обходиться

без группы, социальных связей. Если отталкиваться от социального чув-

ства, социальной ориентации человека, то придется согласиться с тем,

что развитие личности немыслимо вне социального контекста и его жиз-

недеятельность детерминирована обществом. Таким образом, попыт-

ки осмыслить и понять данную проблематику с необходимостью ставят

перед исследователем вопрос о природе человека. Ставят перед ним тот

вопрос, на который пытались ответить многие пытливые умы прошлого

в связи с рассмотрением «злой» или «доброй» природы человека, его вро-

жденной или приобретенной асоциальности и социальности.

Во многих работах А. Адлер прилагал усилия, чтобы провести разли-

чия между стремлением человека к утверждению своей значимости, пре-

восходства и его социальным чувством. В формальном отношении это

было сделать не трудно, поскольку он считал, что у здорового человека

более сильно развито социальное чувство, в то время как у невротика

оно ослаблено и подчинено гипертрофированному стремлению к власти,

господству над другими людьми. С содержательной же точки зрения воз-

никали методологические трудности, связанные с признанием того, что

как стремление к превосходству, так и социальное чувство являются средствами

компенсации неполноценности и слабости человека.

Несмотря на некоторые неясности, содержащиеся в отдельных рабо-

тах А. Адлера в связи с рассмотрением природы стремления к превосход-

ству и социального чувства, его общее понимание данных феноменов сво-

дилось тем не менее к следующему.

Во-первых, социальное чувство рассматривалось им как первичное,

поскольку он исходил из того, что у человека имеется «бессмертное,

реальное, заложенное в физиологии чувство общности», из которого про-

исходят «нежность, забота о ближнем, дружба, любовь» [13, с. 31]. В отли-

чие от него, индивидуалистическое стремление к превосходству уходит

своими корнями не столько в физиологию, сколько в психологию и, сле-

довательно, правильнее было бы говорить о психологическом стремле-

нии к превосходству. Будучи связанным с неполноценностью человека,

это стремление к превосходству возникает в раннем детстве в связи с про-

явлением враждебности по отношению к другим людям. В целом можно

 

146


 

 

МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

 

говорить о том, что «социальное чувство главенствует над индивидуали-

стическим стремлением к превосходству» [14, с. 92]. Оно имеет под собой

более твердую почву и основано на логической точке зрения.

Во-вторых, стремление человека к утверждению своей значимости следу-

ет рассматривать в качестве социальной функции, проявляющейся только

в сообществе людей. Поскольку данное стремление является психическим

выражением фактора эволюции, то в условиях недостаточно развитого или

невыявленного чувства общности, оно может превратиться в стремление

к достижению личной власти и превосходства над другими людьми. Стало

быть, стремление к личной власти, превосходству не является врожденным. Оно

основывается на ошибках, имеющих место в раннем детстве, когда ребенок

является еще недостаточно зрелым, чтобы принимать правильные реше-

ния. Оно является результатом отклонения в развитии ребенка от нормы,

понимаемой с точки зрения утверждения чувства общности. Иначе говоря,

эгоистическое стремление к личной власти, превосходству не является изначальным

инстинктом, а представляет собой объективацию социальной связи.

В-третьих, хотя стремление к превосходству как бы вторично по отно-

шению к социальному чувству, тем не менее, будучи психологическим

явлением, оно, по мнению А. Адлера, часто встречается в жизни людей,

предопределяя их мышление и поведение. Дело в том, что стремление

к власти, превосходству нередко проявляется в такой завуалированной

форме, что далеко не всегда оно может быть распознано не только дру-

гими людьми, но и самим индивидуумом. Данное стремление «пытается

утвердиться на путях чувства общности тайным и хитрым способом» [15,

с. 31]. Его завуалированность может выступать под маской любви, благо-

родства, сострадания, в то время как в действительности все эти проявле-

ния оказываются не развитым социальным чувством, а лишь его видимо-

стью, своеобразной карикатурой, средством достижения определенной

цели — преобладания, господства над другим человеком.

Между стремлением к превосходству и социальным чувством сущест-

вует вполне определенная зависимость. Чем сильнее развито у человека

первое, тем в меньшей степени проявляется у него второе. И наоборот.

Так, если ребенок в своем стремлении к превосходству выделяет себя

среди других детей и совершенно не считается с ними, то можно с уверен-

ностью говорить о том, что социальное чувство развито у него значитель-

но слабее, чем у тех, кто в подобных обстоятельствах ведет себя по-дру-

гому. Точно так же и у невротика, в отличие от здорового человека, стремление

к превосходству превалирует над его социальным чувством.

В понимании А. Адлера, человек может подавлять в себе социальное чув-

ство, но он не в состоянии полностью устранить его из своей жизни. Недоста-

ток социального чувства (чувства общности, социального интереса),

 

147


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

всегда указывающий на сильное чувство неполноценности, является

основной причиной возникновения неврозов.

Отсюда первостепенная задача индивидуальной психологии — путем раскры-

тия того, как, почему и в силу каких причин стремление к власти, превос-

ходству у конкретного человека достигло таких масштабов и стало столь

интенсивным, что значительно ослабило его социальное чувство и при-

вело к психическому расстройству, обнажить перед ним его собственные

бессознательные психические защиты, используемые им в процессе дос-

тижения фиктивных целей, чтобы тем самым показать их бесперспектив-

ность в плане упорядоченного развития личности, способствовать возро-

ждению чувства общности и направить все его усилия не на поддержание

трюков психики, а на сознательное самоутверждение путем включения

в общественную жизнь.

А. Адлер считал, что степень развития социального чувства у индиви-

дуума является единственным критерием человеческих ценностей. Одна-

ко важно различать истинное, подлинное и притворное, фальшивое соци-

альное чувство. Последнее может использоваться для прикрытия антисо-

циальных мыслей и поступков. Разницу между подлинным и фальшивым

социальным чувством А. Адлер демонстрирует на следующем примере.

Пытаясь сесть в автобус, старушка поскользнулась и упала на снег. Мно-

гие прохожие в спешке пробегали мимо нее, и никто не замечал упав-

шей старушки. Нашелся все же мужчина, который помог ей встать. В это

время к спасителю подошел другой мужчина, который где-то прятался.

Он со словами благодарности обратился к сердобольному человеку, гово-

ря о том, что уже пять минут наблюдает за тем, не поможет ли кто-нибудь

старушке. Этот случай наглядно демонстрирует, как может проявляться

фальшивое, мнимое социальное чувство.

Оценка социального чувства, выявление того, является ли оно подлин-

ным или мнимым у конкретного человека предполагает осуществление

тщательного анализа его психологии с точки зрения социальной полезно-

сти и блага человечества. Речь идет об анализе и оценке характера чело-

века. При этом следует иметь в виду, что для А. Адлера никто из людей

не способен полностью игнорировать свое социальное чувство и что при-

сущая данной личности каждая черта характера «олицетворяет направле-

ние, в котором ее психика развивалась с раннего детства» [16, с. 149].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...