Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мужской протест и социальное чувство
Ощущение своей природной ущербности, обделенность вниманием со стороны родителей, подчиненность взрослым, недостаточная раз- витость в физическом и интеллектуальном отношении — все это глубо- ко переживается ребенком и обостряет его чувство неполноценности. Подобное положение ребенка ассоциируется с теми слабостями челове- ческого существа, которые приписываются, как правило, женскому нача- лу в противоположность мужскому, олицетворяющему собой активность, силу, грубость, жестокость, величие, успех. Это приводит к тому, что уже в раннем возрасте у ребенка возникает то, что можно, по мнению А. Адле- ра, назвать мужским протестом. Этот протест представляет собой навязчивое стремление ребенка освободиться от женственности и стать сильным, вбирающим в себя все те достоинства, которые приписываются мужчине. Подобный мужской протест не зависит от половозрастных особенностей ребенка. Он возни- кает как у девочек, так и у мальчиков и служит цели устранения дисгар- моний, обнаруживающихся в реальной жизни на почве развития чувства неполноценности. Именно женственность воспринимается как неполноцен- ность, и именно она вызывает проявление сильного мужского протеста.
141
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
У мальчиков с недоразвитыми органами, функциональными система- ми, нарушениями функций секреции ощущение своей неполноценности порождает сомнение в том, что они способны обрести мужскую зрелость. В этом случае может иметь место двойственная установка к мужскому и женскому началу, в результате чего у ребенка обнаружится склонность к повиновению своим родителям и воспитателям, и в то же время ему будут свойственны различного рода желания и фантазии, связанные со стремлением к независимости, личной значимости. Девочки могут замечать, что в окружающем их мире предпочтение отда- ется мальчикам, которые являются более сильными и свободными в раз- личных своих проявлениях. Подобное отношение к мужскому полу порож- дает у них чувство неудовлетворенности своей ролью, и они могут пытать- ся вести себя, как мальчики. Однако чувство неудовлетворенности своей ролью и стремление походить на мальчиков может оказаться опасным, так как в дальнейшей жизни у таких девочек не исключено возникновение неудовлетворенности своей сексуальной ролью и отвращение к браку. И у мальчиков, и у девочек неуверенность в своих способностях поро- ждает сомнения и метания между женскими и мужскими проявлениями. Женские черты заменяются гипертрофированными мужскими желаниями, что и составляет, по мнению А. Адлера, основу мужского протеста. «Он возникает каждый раз в качестве сверхзащиты в ответ на незаслуженное осуждение детьми проявлений женского начала (нечто подобное случается во время детских расстройств); он сохраняется затем только в рафинированном виде или если есть какие-нибудь дополнительные привилегии (любовь одного из родителей, отсутствие наказаний, поощрение за свою покор- ность, подчинение и т. д.)» [7, с. 277]. Мужской протест основан на уходящем в глубь человеческой истории противо- поставлении мужского женскому, «верха низу». В нем выражается стремление человека стать более мужественным, подняться снизу наверх. В опреде- ленной степени он является продуктом того культурного развития, при котором мужское начало воспринимается как превалирующее над жен- ским, в то время как в действительности оба начала являются равноцен- ными. В психологическом плане это приводит к тому, что в ответ на чув- ство неполноценности у человека возникает мужской протест, форсирование которого порождает стремление к достижению слишком высоких и часто недостижимых целей. В результате подобного стремления, принимающе- го форму ориентации на достижение мужского триумфа, пробуждаются эгоистические интересы, обостряются зависть и жадность, возникают непомерные амбиции, усиливается чувство обиды и порождается мсти- тельность. Проявление мужского протеста находит свое отражение в различ- ного рода фантазиях человека о своем величии. Можно сказать, что данный
142
МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО
протест является «предковой формой психического тщеславия, желания проявить себя, соответственно которому группируется весь опыт, воспри- ятие и волевые направленности» [8, с. 74]. По сути дела мужской протест представляет собой специфическую форму проявления стремления к превосходству. По выражению А. Адлера, мужской протест — «это слепой бунт против реальности, содержащий сильный ком- плекс превосходства» [9, с. 108]. Обнаруживаемый в детстве и получаю- щий свое дальнейшее гипертрофированное развитие у взрослых людей этот протест может негативным образом сказываться на формировании характера индивида, отрицательно влиять на половые функции личности, вызывать серьезные симптомы и расстройства. Стремление подняться снизу вверх свойственно как здоровому, так и психически больному человеку. Однако если здоровый человек при своем стремлении вверх не теряет из поля зрения существующую действи- тельность и соотносит с ней свои расчеты в процессе реальных действий, то невротик фиксируется на своем идеале, цепляется за него и сознатель- но или бессознательно отворачивается от действительности. В отличие от здорового человека, конечной целью невротика стано- вится оформление мужского протеста против собственной ущербности и низкой самооценки. В психическом плане это выражается в защитной тенденции, которая предопределяет ориентацию невротика на реализа- цию гипертрофированного стремления к власти, мужественности, пре- восходству. В конечном счете, как полагал А. Адлер, невроз может быть рассмотрен с той точки зрения, как будто человек хочет превратиться из жен- щины в мужчину или скрыть свою немужественность. Структура нервного заболевания нередко демонстрирует скопление женских черт, скрывае- мое и завуалированное гипертрофированными мужскими желаниями и проявлениями. Когда мальчика одолевают сомнения по поводу своей мужественности, то он начинает преследовать цель, обещающую ему господство над неко- торыми мужчинами и над всеми женщинами. Тем самым заранее опреде- ляется его отношение к женщинам как таковым. У него будет развиваться склонность к недооценке и унижению женщин, к реализации своего пре- восходства над ними. Появятся невротические черты, проявляющиеся в форме подражания матери с целью лучшего вчувствования в мужскую роль. Кроме того, признаки мужского протеста могут дать знать о себе в форме стремления мальчика превзойти отца, стать в большей степени мужчиной, чем его отец. Когда девочка находится под воздействием чувства ущемленности, воз- никающего у нее при сравнении с мальчиком, у нее появляются особые черты, с помощью которых она будет стремиться к развитию и удержанию
143
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
мужской ориентации. Ощущение собственной ущемленности приведет к повышенной агрессивности против окружающих людей, включая роди- телей. Желание превращения в мужчину, стремление к мужественности породят мужскую фикцию, которая окажется самодовлеющей и в более зрелом возрасте. Эта фикция заслонит собой реальность, а ее восприятие в качестве идеальной цели развития приведет к невротизации. Рассматривая под этим углом зрения возможности невротизации чело- века, А. Адлер пришел к заключению, что мужской протест — это «трюк пси- хики», с помощью которого она хочет защитить себя и укрыться за руководящей фикцией. Страдающий психическими расстройствами человек прибега- ет к своеобразной защите, когда черты его характера становятся как бы женскими, в то время как его желания и стремления направлены на дос- тижение мужественности. Проявление женских влечений и ощущений сопровождается чисто мужской ориентацией, что свидетельствует о выра- жении мужского протеста женскими средствами. При этом мужской про- тест оказывается самоцелью, предопределяющей мышление и поведение человека. Исходя из понимания существа мужского протеста, А. Адлер провел различие между здоровым человеком, невротиком и психотиком. Для нор- мального человека мужской протест — фикция, трюк психики. Для нев- ротика — попытка реализовать данную фикцию, стать более мужествен- ным. Для психотика — такая реализация фикции, при которой мужской протест становится догмой. У нормальных людей тоже могут быть обна- ружены невротические и психотические ориентации, которые по мере необходимости подлежат корректировке и, следовательно, не противо- речат существующей действительности. У невротиков и психотиков ори- ентация на мужской протест, стремление к обретению мужественности, власти и превосходства над окружающими их людьми становятся столь интенсивными, что не считаются ни с кем и ни с чем. В представлении А. Адлера каждый ребенок тянется к высоким целям, каждый слабый человек — к власти, превосходству. Мужской протест явля- ется типичной формой проявления этого извечного стремления, являю- щегося попыткой человека преодолеть чувство своей недостаточности, ущербности, слабости, незащищенности. Но это одна сторона человече- ского существования. Другая состоит в том, что природа человека включа- ет в себя, по мнению А. Адлера, еще один аспект, который можно назвать социальным. Стало быть, психическая деятельность должна быть рас- смотрена не только в плане компенсации и сверхкомпенсации человеком его чувства неполноценности, т. е. его стремления к власти, превосход- ству, но и с точки зрения логики общественной жизни, межличностных отношений, социальных связей.
144
МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО
Будучи неполноценным по сравнению с другими формами жизни, человек способен осознать свою неполноценность. Поэтому его чувство неполноценности становится постоянным стимулом к изобретению таких способов адаптации жизни на Земле, которые не свойственны иным фор- мам существования. В этом плане у человека срабатывает, по выражению А. Адлера, «инстинкт общественной жизни», который способствовал раз- витию человеческого разума, являющегося оружием защиты от различно- го рода опасностей и невзгод. «Именно интеллект позволил такому уязви- мому существу, как человек, успешно адаптироваться к окружающей среде и уверенно в ней существовать» [10, с. 30]. Именно общество сыграло предопределяющую роль в процессе адап- тации человека к окружающему миру. С момента своего возникновения человеческий разум действовал в условиях общественной жизни и все его способности развивались благодаря логике общественной жизни, состав- ляющей один из основных принципов развития умственных способно- стей и речи человека. Разум, интеллект, этика, эстетика, культура — все это зародилось в процессе общественной жизни человечества, предо- пределяющей социальные связи между людьми. Это означает, что челове- ку свойственно чувство общности, которое называется А. Адлером социальным чувством или социальным интересом. С его точки зрения, «все величайшие достижения человеческого духа, а, по сути, само развитие человеческих способностей происходит под влиянием социальной жизни и в связи с эволюцией социального чувства» [11, с. 94]. Социальное чувство связано со стремлением людей объединяться между собой, реализовывать свои цели и задачи в сотрудничестве друг с другом. Оно отражает тенденцию человека быть полезным с социаль- ной точки зрения. В этом отношении социальное чувство как бы проти- воположно стремлению человека к власти, превосходству, господству над другими. Но если это так, то что можно сказать о его природе? Ведь, если стрем- ление к власти, превосходству выступает в качестве компенсации непол- ноценности человека, а социальное чувство также является своеобразной компенсацией той же самой неполноценности, то получается, что они имеют одну и ту же природу и по сути дела равноценны между собой. В попытках прояснить природу социального чувства А. Адлер столк- нулся с трудностью, поскольку оказалось, что по своему происхождению и сути данное чувство сродни стремлению человека к утверждению своей значимости, превосходству. Необходимо было ответить на вопрос о том, является ли это чувство врожденным и существует ли какое-либо различие между ним и стремлением к превосходству. При этом А. Адлеру пришлось признать, что «в своей основе оба явления имеют идентичную сущность,
145
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
т. е. как индивидуалистическое стремление к превосходству, так и чувство ориентации на общество имеют одну и ту же базу в человеческой приро- де» [12, c. 91]. В конечном счете оба феномена связаны с желанием чело- века самоутвердиться. Другое дело, что форма их проявления оказыва- ется различной, в результате чего могут иметь место отличающиеся друг от друга суждения о природе человека. Так, если исходить из индивидуалистического стремления к власти, превосходству, то придется признать, что индивидуум может обходиться без группы, социальных связей. Если отталкиваться от социального чув- ства, социальной ориентации человека, то придется согласиться с тем, что развитие личности немыслимо вне социального контекста и его жиз- недеятельность детерминирована обществом. Таким образом, попыт- ки осмыслить и понять данную проблематику с необходимостью ставят перед исследователем вопрос о природе человека. Ставят перед ним тот вопрос, на который пытались ответить многие пытливые умы прошлого в связи с рассмотрением «злой» или «доброй» природы человека, его вро- жденной или приобретенной асоциальности и социальности. Во многих работах А. Адлер прилагал усилия, чтобы провести разли- чия между стремлением человека к утверждению своей значимости, пре- восходства и его социальным чувством. В формальном отношении это было сделать не трудно, поскольку он считал, что у здорового человека более сильно развито социальное чувство, в то время как у невротика оно ослаблено и подчинено гипертрофированному стремлению к власти, господству над другими людьми. С содержательной же точки зрения воз- никали методологические трудности, связанные с признанием того, что как стремление к превосходству, так и социальное чувство являются средствами компенсации неполноценности и слабости человека. Несмотря на некоторые неясности, содержащиеся в отдельных рабо- тах А. Адлера в связи с рассмотрением природы стремления к превосход- ству и социального чувства, его общее понимание данных феноменов сво- дилось тем не менее к следующему. Во-первых, социальное чувство рассматривалось им как первичное, поскольку он исходил из того, что у человека имеется «бессмертное, реальное, заложенное в физиологии чувство общности», из которого про- исходят «нежность, забота о ближнем, дружба, любовь» [13, с. 31]. В отли- чие от него, индивидуалистическое стремление к превосходству уходит своими корнями не столько в физиологию, сколько в психологию и, сле- довательно, правильнее было бы говорить о психологическом стремле- нии к превосходству. Будучи связанным с неполноценностью человека, это стремление к превосходству возникает в раннем детстве в связи с про- явлением враждебности по отношению к другим людям. В целом можно
146
МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО
говорить о том, что «социальное чувство главенствует над индивидуали- стическим стремлением к превосходству» [14, с. 92]. Оно имеет под собой более твердую почву и основано на логической точке зрения. Во-вторых, стремление человека к утверждению своей значимости следу- ет рассматривать в качестве социальной функции, проявляющейся только в сообществе людей. Поскольку данное стремление является психическим выражением фактора эволюции, то в условиях недостаточно развитого или невыявленного чувства общности, оно может превратиться в стремление к достижению личной власти и превосходства над другими людьми. Стало быть, стремление к личной власти, превосходству не является врожденным. Оно основывается на ошибках, имеющих место в раннем детстве, когда ребенок является еще недостаточно зрелым, чтобы принимать правильные реше- ния. Оно является результатом отклонения в развитии ребенка от нормы, понимаемой с точки зрения утверждения чувства общности. Иначе говоря, эгоистическое стремление к личной власти, превосходству не является изначальным инстинктом, а представляет собой объективацию социальной связи. В-третьих, хотя стремление к превосходству как бы вторично по отно- шению к социальному чувству, тем не менее, будучи психологическим явлением, оно, по мнению А. Адлера, часто встречается в жизни людей, предопределяя их мышление и поведение. Дело в том, что стремление к власти, превосходству нередко проявляется в такой завуалированной форме, что далеко не всегда оно может быть распознано не только дру- гими людьми, но и самим индивидуумом. Данное стремление «пытается утвердиться на путях чувства общности тайным и хитрым способом» [15, с. 31]. Его завуалированность может выступать под маской любви, благо- родства, сострадания, в то время как в действительности все эти проявле- ния оказываются не развитым социальным чувством, а лишь его видимо- стью, своеобразной карикатурой, средством достижения определенной цели — преобладания, господства над другим человеком. Между стремлением к превосходству и социальным чувством сущест- вует вполне определенная зависимость. Чем сильнее развито у человека первое, тем в меньшей степени проявляется у него второе. И наоборот. Так, если ребенок в своем стремлении к превосходству выделяет себя среди других детей и совершенно не считается с ними, то можно с уверен- ностью говорить о том, что социальное чувство развито у него значитель- но слабее, чем у тех, кто в подобных обстоятельствах ведет себя по-дру- гому. Точно так же и у невротика, в отличие от здорового человека, стремление к превосходству превалирует над его социальным чувством. В понимании А. Адлера, человек может подавлять в себе социальное чув- ство, но он не в состоянии полностью устранить его из своей жизни. Недоста- ток социального чувства (чувства общности, социального интереса),
147
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
всегда указывающий на сильное чувство неполноценности, является основной причиной возникновения неврозов. Отсюда первостепенная задача индивидуальной психологии — путем раскры- тия того, как, почему и в силу каких причин стремление к власти, превос- ходству у конкретного человека достигло таких масштабов и стало столь интенсивным, что значительно ослабило его социальное чувство и при- вело к психическому расстройству, обнажить перед ним его собственные бессознательные психические защиты, используемые им в процессе дос- тижения фиктивных целей, чтобы тем самым показать их бесперспектив- ность в плане упорядоченного развития личности, способствовать возро- ждению чувства общности и направить все его усилия не на поддержание трюков психики, а на сознательное самоутверждение путем включения в общественную жизнь. А. Адлер считал, что степень развития социального чувства у индиви- дуума является единственным критерием человеческих ценностей. Одна- ко важно различать истинное, подлинное и притворное, фальшивое соци- альное чувство. Последнее может использоваться для прикрытия антисо- циальных мыслей и поступков. Разницу между подлинным и фальшивым социальным чувством А. Адлер демонстрирует на следующем примере. Пытаясь сесть в автобус, старушка поскользнулась и упала на снег. Мно- гие прохожие в спешке пробегали мимо нее, и никто не замечал упав- шей старушки. Нашелся все же мужчина, который помог ей встать. В это время к спасителю подошел другой мужчина, который где-то прятался. Он со словами благодарности обратился к сердобольному человеку, гово- ря о том, что уже пять минут наблюдает за тем, не поможет ли кто-нибудь старушке. Этот случай наглядно демонстрирует, как может проявляться фальшивое, мнимое социальное чувство. Оценка социального чувства, выявление того, является ли оно подлин- ным или мнимым у конкретного человека предполагает осуществление тщательного анализа его психологии с точки зрения социальной полезно- сти и блага человечества. Речь идет об анализе и оценке характера чело- века. При этом следует иметь в виду, что для А. Адлера никто из людей не способен полностью игнорировать свое социальное чувство и что при- сущая данной личности каждая черта характера «олицетворяет направле- ние, в котором ее психика развивалась с раннего детства» [16, с. 149].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |