Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компенсация и стремление к превосходству




 

В работе «О неполноценности органов» (1907) А. Адлер высказал ряд

идей, последующее осмысление которых легло в основу его исследователь-

ской и терапевтической деятельности. Он обратил внимание на то, что

врожденные конституциональные аномалии (недоразвитие органов, гис-

тологические дефекты, функциональная недостаточность в послеутроб-

ном периоде и др.) могут служить источником и стимулом развертывания

жизнедеятельности человека в направлении достижения им тех или иных

успехов. В психике человека возникают особые механизмы компенсации,

способствующие восполнению того дефицита, который ощущается им

на основе неполноценности органов. Компенсация неполноценности при-

нимает определенную ориентацию, связанную с целеполагающей деятель-

ностью человека, направленной на достижение конкретной цели.

Процесс развертывания человеческой деятельности в рамках схемы

«физическое несовершенство (неполноценность) — компенсация — цель —

позитивный результат» можно проиллюстрировать на исторических при-

мерах, взятых из жизни великих людей прошлого. Так, Демосфен, будучи

заикой от рождения, благодаря психологическим механизмам компенса-

ции стал со временем величайшим оратором Древней Греции. Бетховен,

страдавший слуховыми дефектами, приобрел всемирную известность

в качестве одного из знаменитых композиторов. Плохое зрение Шиллера

способствовало развитию его драматического таланта, определило сцени-

ческую силу его творчества, сказалось на выборе и разработке литератур-

ного материала (в частности, в драме «Вильгельм Тель» компенсаторную

роль играет описание картины ослепления одного из героев).

Подобное позитивное развертывание человеческой деятельности —

один из возможных путей компенсации чувства неполноценности, воз-

никающего у человека на основе его физических недостатков. Но может

быть и другой путь развития, когда физические недостатки и соответ-

 

136


 

 

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, КОМПЕНСАЦИЯ…

 

ствующее чувство ущербности уже в раннем детстве породят у человека

такое враждебное отношение к окружающему миру, которое будет сопро-

вождаться постоянным тревожным ожиданием ущемленности, насторо-

женности, необходимости в ожесточенной борьбе за выживание путем

активизации стремления к власти над другими людьми любыми средства-

ми, вплоть до «бегства в болезнь».

А. Адлер не ограничился рассмотрением возможных последствий чело-

веческой деятельности, связанных с врожденными конституционными

аномалиями, порождающими у индивида чувство неполноценности. Он

исходил из того, что, в отличие от животных, человек от рождения явля-

ется слабым, беспомощным существом, в результате чего уже на ранних

ступенях своего развития он испытывает чувство ущербности, неполноценности.

Это чувство возникает у маленького ребенка на основе его не только воз-

можных физических недостатков, но и экономических, социальных, воз-

растных отношений, имеющих место в его жизни. В начале жизни любой

ребенок оказывается слабым и беспомощным, занимает подчиненное

и зависимое положение. Он нуждается в помощи со стороны взрослых,

ему необходима как физическая, так и психологическая поддержка со сто-

роны родителей. Уже на ранних стадиях своего развития ребенок начина-

ет испытывать чувство собственной неполноценности, которое способ-

ствует формированию у него компенсирующей психической надстройки

и в конечном счете той или иной стратегии жизни. Таким образом, как

считал А. Адлер, чувство неполноценности оказывается движущей силой, исход-

ной точкой стремлений любого ребенка компенсировать свою ущербность. «Оно

определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности

в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает

путь, на котором эта цель может быть достигнута» [3, с. 64–65].

В понимании А. Адлера чувство неполноценности свойственно всем людям

и само по себе оно не является чем-то патологическим. Напротив, наличие дан-

ного чувства у человека — вполне нормальное явление, свидетельствую-

щее о специфике его природы. Эта специфика состоит в том, что, с одной

стороны, на протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство

неполноценности по отношению к родителям, старшим братьям и сест-

рам, окружающим его людям, а с другой стороны, развивающееся чувство

ущербности ребенка из-за физической незрелости, неуверенности в себе,

несамостоятельности и подчиненного положения среди других людей

порождает у него внутреннюю потребность в физическом и психическом

совершенствовании. Другое дело, что чувство неполноценности может при-

вести к возникновению комплекса неполноценности, который скажется на фор-

мировании невротических черт характера человека и его стремлении

любой ценой добиться власти или превосходства над другими людьми.

 

137


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

Словом, обладание чувством неполноценности — нормальное состоя-

ние человека, который путем компенсации своих физиологических, эко-

номических, социальных, возрастных и половых особенностей (изъянов,

недостаточности) стремится к достижению позитивных целей, связанных

с возможностью реализации своего физического и умственного потенциа-

ла. Однако формирование комплекса неполноценности — основа для патологиче-

ского пути развития человека, компенсаторные механизмы которого ока-

зываются преломленными через призму стремления к преувеличенному

доминированию над себе подобными и достижению амбициозных, анти-

социальных целей. Распаленное, усиленное чувство неполноценности стремит-

ся к сверхкомпенсации, и это оказывается типичной невротической чертой, спо-

собствующей невротизации человека.

Основные принципы индивидуальной психологии базировались

на центральной идее А. Адлера, в соответствии с которой человеческое

существо представляет собой единое целое, наделенное творческой жиз-

ненной силой, проявляющейся в телеологичности, т. е. в устремлении

к цели, и воплощающейся в желании развития, борьбы, достижения,

превосходства, компенсации поражения в одной сфере и успеха в другой.

«Эта телеология, стремление к цели, является основой адаптации, и суще-

ствование человеческой души немыслимо без цели, к достижению кото-

рой направлены все наши усилия» [4, с. 21].

Направленность развития человека определяется и осуществляет-

ся благодаря поставленной ранее цели. Эта цель может быть реальной,

воображаемой или фиктивной, противоречащей действительности. Она

может представляться или изменяющейся, или статичной. Но в любом

случае она придает человеку уверенность, формирует его действия, руко-

водит его поведением. Другое дело, что человек может придерживаться

такой цели всеобщего превосходства, следование которой привносит в его жизнь

враждебную тенденцию и отдаляет его от реальности.

Для А. Адлера цель как таковая — это своего рода фикция, благодаря кото-

рой человек ориентируется в мире своего собственного существования.

Фикция имеет эвристическое значение и выступает в качестве психиче-

ского образования, создающего предпосылки для понимания того, как

и в каком направлении следует организовывать свою жизнедеятельность.

В этом смысле А. Адлер опирается на идеи немецкого философа Г. Фай-

хингера, изложенные в труде «Философия как если бы» (1911), где он рас-

сматривал фикции с точки зрения той важной роли, которую они играют

в поведении человека.

Для Г. Файхингера теоретически бесполезные фикции имели практи-

ческое значение той необходимой идеи, благодаря которой человек мог

достичь намеченной цели. Для него человеческое мышление являлось

 

138


 

 

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, КОМПЕНСАЦИЯ…

 

средством овладения жизнью с помощью уловок фикции. Фактически

Г. Файхингер развил ранее высказанное немецким философом И. Кантом

положение, в соответствии с которым для понимания происходящего

целесообразно пользоваться мировоззренческими идеями типа бог, мир,

душа «как если бы» их объекты составляли некую реальность.

Разделяя подобные представления Г. Файхингера, нашедшие отраже-

ние в его философии «как если бы», А. Адлер как раз и предпринял попыт-

ку показать, каким образом у ребенка может возникать целевая установка

и фиктивная цель превосходства, как и почему взрослый человек может

прибегать к различного рода уловкам, демонстрирующим его тяготение

не к реальному, а к внешнему превосходству.

Согласно А. Адлеру, органические дефекты ребенка, отверженность

его родителями или, напротив, избалованность порождают у него чув-

ство неполноценности, которое может стать патологическим и перерасти

в комплекс неполноценности. Беспомощность и неполноценность ребен-

ка компенсируются его социальным окружением, в котором формирует-

ся стиль его жизни, модель жизненного поведения в обществе, связанные

со стремлением к превосходству, которое, как и чувство неполноценно-

сти, может стать комплексом превосходства. Неполноценность и превосход-

ство — общие условия, управляющие поведением людей. Однако каждый по-свое-

му стремится к более совершенному стилю жизни, совершая свои собст-

венные ошибки и идя своим путем к успеху.

В норме чувство неполноценности и стремление к превосходству

дополняют друг друга, стимулируют жизненные интересы и здоровое раз-

витие. Однако в том случае, когда чувство неполноценности и стремление к пре-

восходству превышают всякую меру, они становятся патологическими и ведут

к невротизации человека. Если в нем побеждает чувство неадекватности, это

тормозит позитивную деятельность человека, делает его депрессивным

и неспособным к развитию. В конечном счете комплекс неполноценно-

сти и комплекс превосходства, являющийся, по сути дела, компенсацией

первого, всегда оказываются «на бесполезной стороне жизни».

Следует иметь в виду, что в процессе своей исследовательской и тера-

певтической деятельности А. Адлер вносил коррективы в свое понима-

ние стремления человека к превосходству. В различных своих работах он

говорил о стремлении человека к своей значимости, власти, превосход-

ству, успеху, совершенству.

Кстати сказать, идея о стремлении человека к власти была почерпнута

А. Адлером из философии Ф. Ницше. Как бы предвосхищая последующий

теоретический спор А. Адлера с З. Фрейдом, немецкий философ отмечал,

что человек в своей деятельности не ищет удовольствия и не избегает

неудовольствия, поскольку и то, и другое — лишь следствие его стремления

 

139


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

к неограниченной власти. Все задачи, цели и смысл являются, по Ф. Ниц-

ше, только формами выражения одной и той же «воли к власти».

Ницшеанская идея «воли к власти» как раз и нашла свое преломление

в рассуждениях А. Адлера, который не скрывал своей сопричастности

философии Ф. Ницше. Напротив, он недвусмысленно указывал на тот факт,

что его взгляды на природу человека вполне согласуются с ней. Не случай-

но в своих работах А. Адлер часто ссылался именно на Ф. Ницше, которого

называл «великим мыслителем».

В общем плане в размышлениях А. Адлера о стремлении к власти, пре-

восходству речь шла о следующем. Согласно его представлениям, в силу

своей биологической неполноценности человеку свойственно стремление

к утверждению собственной значимости. Однако это нормальное и естест-

венное стремление, в принципе направленное в сторону всеобщей пользы,

может выродиться в стремление к достижению личной власти, личного

превосходства. В этом случае стремление к власти, превосходству оказывается

не чем иным, как искаженной формой стремления человека к совершенству.

В процессе своего становления и развития каждый человек привязыва-

ется к фикциям, ориентациям, идеалам. Благодаря им он осуществляет раз-

личия между хорошим и плохим, полезным и ненужным, социально при-

емлемым и нравственно недопустимым. Тем самым фикции, ориентации

и идеалы становятся средством достижения соответствующих целей. При

этом, как считал А. Адлер, обнаруживаются существенные различия между

нормальным и патологическим развитием человека.

При нормальном развитии в момент принятия решения человек объ-

ективно оценивает сложившуюся ситуацию и освобождается от абст-

рактных фикций. При патологическом развитии человек напоминает собой

беспомощного ребенка, который хватается за фикцию как за спасательный круг,

принимает ее за реальность и, преследуя фиктивную цель, стремится к достиже-

нию безграничного ощущения власти, превосходства. Усиление фикции сопро-

вождается сужением поля зрения, в результате чего усиливается интерес

к собственной персоне и возникает враждебная установка по отношению

к другим людям.

Компенсация чувства неполноценности и ущербности приобретает

черты сверхкомпенсации того комплекса неполноценности, который

ведет к бессознательным патологическим защитам и концентрации всех

психических сил на реализации фиктивной конечной цели — повышении

личностного чувства путем стремления к неограниченной власти и бого-

подобного превосходства над другими людьми. «Невротик похож на чело-

века, который смотрит вверх на Бога, дает ему мудрые рекомендации,

а потом доверчиво ожидает, как Господь будет в соответствии с этими его

советами управлять им; он распят на кресте своей фикции» [5, с. 93].

 

140


 

 

МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

 

Итак, с точки зрения А. Адлера чувство неполноценности и стрем-

ление к успеху, к превосходству — типичные проявления жизнедеятель-

ности человека, свойственные всем людям. Ни то, ни другое не являет-

ся психическим расстройством. И то, и другое характерно для челове-

ка, в результате чего нормальный путь его развития задается чувством

неполноценности, возникновением механизмов психической компенса-

ции и организации жизнедеятельности в направлении достижения все-

общей цели путем стремления к превосходству.

Вместе с тем чувство неполноценности способно стать патологи-

ческим, когда на его основе развивается комплекс неполноценности

и когда человек оказывается в плену неадекватного восприятия мира,

себя и окружающих людей, что делает его депрессивным, неспособным

к осуществлению социально полезной деятельности. В такой ситуации

комплекс неполноценности ведет к возникновению комплекса превос-

ходства и вместо естественного стремления к реальному превосходст-

ву у человека формируется ложная установка, в соответствии с которой

фиктивная цель превосходства подменяет собой естественный процесс

развития. «У нормального человека нет ни тени комплекса превосходст-

ва» [6, с. 62], в то время как психика невротика находится во власти дан-

ного комплекса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...