Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Компенсация и стремление к превосходству
В работе «О неполноценности органов» (1907) А. Адлер высказал ряд идей, последующее осмысление которых легло в основу его исследователь- ской и терапевтической деятельности. Он обратил внимание на то, что врожденные конституциональные аномалии (недоразвитие органов, гис- тологические дефекты, функциональная недостаточность в послеутроб- ном периоде и др.) могут служить источником и стимулом развертывания жизнедеятельности человека в направлении достижения им тех или иных успехов. В психике человека возникают особые механизмы компенсации, способствующие восполнению того дефицита, который ощущается им на основе неполноценности органов. Компенсация неполноценности при- нимает определенную ориентацию, связанную с целеполагающей деятель- ностью человека, направленной на достижение конкретной цели. Процесс развертывания человеческой деятельности в рамках схемы «физическое несовершенство (неполноценность) — компенсация — цель — позитивный результат» можно проиллюстрировать на исторических при- мерах, взятых из жизни великих людей прошлого. Так, Демосфен, будучи заикой от рождения, благодаря психологическим механизмам компенса- ции стал со временем величайшим оратором Древней Греции. Бетховен, страдавший слуховыми дефектами, приобрел всемирную известность в качестве одного из знаменитых композиторов. Плохое зрение Шиллера способствовало развитию его драматического таланта, определило сцени- ческую силу его творчества, сказалось на выборе и разработке литератур- ного материала (в частности, в драме «Вильгельм Тель» компенсаторную роль играет описание картины ослепления одного из героев). Подобное позитивное развертывание человеческой деятельности — один из возможных путей компенсации чувства неполноценности, воз- никающего у человека на основе его физических недостатков. Но может быть и другой путь развития, когда физические недостатки и соответ-
136
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, КОМПЕНСАЦИЯ…
ствующее чувство ущербности уже в раннем детстве породят у человека такое враждебное отношение к окружающему миру, которое будет сопро- вождаться постоянным тревожным ожиданием ущемленности, насторо- женности, необходимости в ожесточенной борьбе за выживание путем активизации стремления к власти над другими людьми любыми средства- ми, вплоть до «бегства в болезнь». А. Адлер не ограничился рассмотрением возможных последствий чело- веческой деятельности, связанных с врожденными конституционными аномалиями, порождающими у индивида чувство неполноценности. Он исходил из того, что, в отличие от животных, человек от рождения явля- ется слабым, беспомощным существом, в результате чего уже на ранних ступенях своего развития он испытывает чувство ущербности, неполноценности. Это чувство возникает у маленького ребенка на основе его не только воз- можных физических недостатков, но и экономических, социальных, воз- растных отношений, имеющих место в его жизни. В начале жизни любой ребенок оказывается слабым и беспомощным, занимает подчиненное и зависимое положение. Он нуждается в помощи со стороны взрослых, ему необходима как физическая, так и психологическая поддержка со сто- роны родителей. Уже на ранних стадиях своего развития ребенок начина- ет испытывать чувство собственной неполноценности, которое способ- ствует формированию у него компенсирующей психической надстройки и в конечном счете той или иной стратегии жизни. Таким образом, как считал А. Адлер, чувство неполноценности оказывается движущей силой, исход- ной точкой стремлений любого ребенка компенсировать свою ущербность. «Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута» [3, с. 64–65]. В понимании А. Адлера чувство неполноценности свойственно всем людям и само по себе оно не является чем-то патологическим. Напротив, наличие дан- ного чувства у человека — вполне нормальное явление, свидетельствую- щее о специфике его природы. Эта специфика состоит в том, что, с одной стороны, на протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, старшим братьям и сест- рам, окружающим его людям, а с другой стороны, развивающееся чувство ущербности ребенка из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности и подчиненного положения среди других людей порождает у него внутреннюю потребность в физическом и психическом совершенствовании. Другое дело, что чувство неполноценности может при- вести к возникновению комплекса неполноценности, который скажется на фор- мировании невротических черт характера человека и его стремлении любой ценой добиться власти или превосходства над другими людьми.
137
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
Словом, обладание чувством неполноценности — нормальное состоя- ние человека, который путем компенсации своих физиологических, эко- номических, социальных, возрастных и половых особенностей (изъянов, недостаточности) стремится к достижению позитивных целей, связанных с возможностью реализации своего физического и умственного потенциа- ла. Однако формирование комплекса неполноценности — основа для патологиче- ского пути развития человека, компенсаторные механизмы которого ока- зываются преломленными через призму стремления к преувеличенному доминированию над себе подобными и достижению амбициозных, анти- социальных целей. Распаленное, усиленное чувство неполноценности стремит- ся к сверхкомпенсации, и это оказывается типичной невротической чертой, спо- собствующей невротизации человека. Основные принципы индивидуальной психологии базировались на центральной идее А. Адлера, в соответствии с которой человеческое существо представляет собой единое целое, наделенное творческой жиз- ненной силой, проявляющейся в телеологичности, т. е. в устремлении к цели, и воплощающейся в желании развития, борьбы, достижения, превосходства, компенсации поражения в одной сфере и успеха в другой. «Эта телеология, стремление к цели, является основой адаптации, и суще- ствование человеческой души немыслимо без цели, к достижению кото- рой направлены все наши усилия» [4, с. 21]. Направленность развития человека определяется и осуществляет- ся благодаря поставленной ранее цели. Эта цель может быть реальной, воображаемой или фиктивной, противоречащей действительности. Она может представляться или изменяющейся, или статичной. Но в любом случае она придает человеку уверенность, формирует его действия, руко- водит его поведением. Другое дело, что человек может придерживаться такой цели всеобщего превосходства, следование которой привносит в его жизнь враждебную тенденцию и отдаляет его от реальности. Для А. Адлера цель как таковая — это своего рода фикция, благодаря кото- рой человек ориентируется в мире своего собственного существования. Фикция имеет эвристическое значение и выступает в качестве психиче- ского образования, создающего предпосылки для понимания того, как и в каком направлении следует организовывать свою жизнедеятельность. В этом смысле А. Адлер опирается на идеи немецкого философа Г. Фай- хингера, изложенные в труде «Философия как если бы» (1911), где он рас- сматривал фикции с точки зрения той важной роли, которую они играют в поведении человека. Для Г. Файхингера теоретически бесполезные фикции имели практи- ческое значение той необходимой идеи, благодаря которой человек мог достичь намеченной цели. Для него человеческое мышление являлось
138
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, КОМПЕНСАЦИЯ…
средством овладения жизнью с помощью уловок фикции. Фактически Г. Файхингер развил ранее высказанное немецким философом И. Кантом положение, в соответствии с которым для понимания происходящего целесообразно пользоваться мировоззренческими идеями типа бог, мир, душа «как если бы» их объекты составляли некую реальность. Разделяя подобные представления Г. Файхингера, нашедшие отраже- ние в его философии «как если бы», А. Адлер как раз и предпринял попыт- ку показать, каким образом у ребенка может возникать целевая установка и фиктивная цель превосходства, как и почему взрослый человек может прибегать к различного рода уловкам, демонстрирующим его тяготение не к реальному, а к внешнему превосходству. Согласно А. Адлеру, органические дефекты ребенка, отверженность его родителями или, напротив, избалованность порождают у него чув- ство неполноценности, которое может стать патологическим и перерасти в комплекс неполноценности. Беспомощность и неполноценность ребен- ка компенсируются его социальным окружением, в котором формирует- ся стиль его жизни, модель жизненного поведения в обществе, связанные со стремлением к превосходству, которое, как и чувство неполноценно- сти, может стать комплексом превосходства. Неполноценность и превосход- ство — общие условия, управляющие поведением людей. Однако каждый по-свое- му стремится к более совершенному стилю жизни, совершая свои собст- венные ошибки и идя своим путем к успеху. В норме чувство неполноценности и стремление к превосходству дополняют друг друга, стимулируют жизненные интересы и здоровое раз- витие. Однако в том случае, когда чувство неполноценности и стремление к пре- восходству превышают всякую меру, они становятся патологическими и ведут к невротизации человека. Если в нем побеждает чувство неадекватности, это тормозит позитивную деятельность человека, делает его депрессивным и неспособным к развитию. В конечном счете комплекс неполноценно- сти и комплекс превосходства, являющийся, по сути дела, компенсацией первого, всегда оказываются «на бесполезной стороне жизни». Следует иметь в виду, что в процессе своей исследовательской и тера- певтической деятельности А. Адлер вносил коррективы в свое понима- ние стремления человека к превосходству. В различных своих работах он говорил о стремлении человека к своей значимости, власти, превосход- ству, успеху, совершенству. Кстати сказать, идея о стремлении человека к власти была почерпнута А. Адлером из философии Ф. Ницше. Как бы предвосхищая последующий теоретический спор А. Адлера с З. Фрейдом, немецкий философ отмечал, что человек в своей деятельности не ищет удовольствия и не избегает неудовольствия, поскольку и то, и другое — лишь следствие его стремления
139
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
к неограниченной власти. Все задачи, цели и смысл являются, по Ф. Ниц- ше, только формами выражения одной и той же «воли к власти». Ницшеанская идея «воли к власти» как раз и нашла свое преломление в рассуждениях А. Адлера, который не скрывал своей сопричастности философии Ф. Ницше. Напротив, он недвусмысленно указывал на тот факт, что его взгляды на природу человека вполне согласуются с ней. Не случай- но в своих работах А. Адлер часто ссылался именно на Ф. Ницше, которого называл «великим мыслителем». В общем плане в размышлениях А. Адлера о стремлении к власти, пре- восходству речь шла о следующем. Согласно его представлениям, в силу своей биологической неполноценности человеку свойственно стремление к утверждению собственной значимости. Однако это нормальное и естест- венное стремление, в принципе направленное в сторону всеобщей пользы, может выродиться в стремление к достижению личной власти, личного превосходства. В этом случае стремление к власти, превосходству оказывается не чем иным, как искаженной формой стремления человека к совершенству. В процессе своего становления и развития каждый человек привязыва- ется к фикциям, ориентациям, идеалам. Благодаря им он осуществляет раз- личия между хорошим и плохим, полезным и ненужным, социально при- емлемым и нравственно недопустимым. Тем самым фикции, ориентации и идеалы становятся средством достижения соответствующих целей. При этом, как считал А. Адлер, обнаруживаются существенные различия между нормальным и патологическим развитием человека. При нормальном развитии в момент принятия решения человек объ- ективно оценивает сложившуюся ситуацию и освобождается от абст- рактных фикций. При патологическом развитии человек напоминает собой беспомощного ребенка, который хватается за фикцию как за спасательный круг, принимает ее за реальность и, преследуя фиктивную цель, стремится к достиже- нию безграничного ощущения власти, превосходства. Усиление фикции сопро- вождается сужением поля зрения, в результате чего усиливается интерес к собственной персоне и возникает враждебная установка по отношению к другим людям. Компенсация чувства неполноценности и ущербности приобретает черты сверхкомпенсации того комплекса неполноценности, который ведет к бессознательным патологическим защитам и концентрации всех психических сил на реализации фиктивной конечной цели — повышении личностного чувства путем стремления к неограниченной власти и бого- подобного превосходства над другими людьми. «Невротик похож на чело- века, который смотрит вверх на Бога, дает ему мудрые рекомендации, а потом доверчиво ожидает, как Господь будет в соответствии с этими его советами управлять им; он распят на кресте своей фикции» [5, с. 93].
140
МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ И СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО
Итак, с точки зрения А. Адлера чувство неполноценности и стрем- ление к успеху, к превосходству — типичные проявления жизнедеятель- ности человека, свойственные всем людям. Ни то, ни другое не являет- ся психическим расстройством. И то, и другое характерно для челове- ка, в результате чего нормальный путь его развития задается чувством неполноценности, возникновением механизмов психической компенса- ции и организации жизнедеятельности в направлении достижения все- общей цели путем стремления к превосходству. Вместе с тем чувство неполноценности способно стать патологи- ческим, когда на его основе развивается комплекс неполноценности и когда человек оказывается в плену неадекватного восприятия мира, себя и окружающих людей, что делает его депрессивным, неспособным к осуществлению социально полезной деятельности. В такой ситуации комплекс неполноценности ведет к возникновению комплекса превос- ходства и вместо естественного стремления к реальному превосходст- ву у человека формируется ложная установка, в соответствии с которой фиктивная цель превосходства подменяет собой естественный процесс развития. «У нормального человека нет ни тени комплекса превосходст- ва» [6, с. 62], в то время как психика невротика находится во власти дан- ного комплекса.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |