Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перипетии становления психоанализа в России 9 страница




Родился в Вене, был отпрыском раввинов. Получил юридическое образова-

 

118


 

 

Г. З А К С

 

ние, проявлял значительный интерес к истории, поэзии, искусству. Заин-

тересовался психоаналитическими идеями и в течение нескольких лет

посещал лекции З. Фрейда в Венском университете. В начале 1910 г. позна-

комился с З. Фрейдом, подарив ему переведенную им на немецкий язык

книгу, включавшую в себя некоторые из «Песен казармы» Киплинга.

Весной 1911 г. З. Фрейд организовал журнал «Имаго», название кото-

рого было предложено Г. Заксом. Посвященный немедицинским аспек-

там психоанализа, данный журнал стал выходить в свет под их редакцией

совместно с О. Ранком (первый номер журнала вышел в 1912 г.). В сентяб-

ре 1911 г., после завершения III Международного психоаналитического

конгресса в Веймаре (Германия), Г. Закс (вместе с Э. Джонсом) посетил

сестру Ф. Ницше, которой он рассказал о сходстве между некоторыми

идеями З. Фрейда и немецкого философа. В 1913 г. Г. Закс стал членом тай-

ного комитета и был самым остроумным среди его участников.

В 1918 г. из-за туберкулеза Г. Закс был вынужден поехать в Давос, где

на протяжении двух лет проходил курс лечения. В 1919 г. он решил сме-

нить профессию адвоката и стать практикующим психоаналитиком. Год

спустя Г. Закс переехал из Швейцарии в Берлин, чтобы оказать помощь

К. Абрахаму в обучении соответствующих специалистов в первом Инсти-

туте психоанализа. В 1922 г. он приехал в Вену и прочитал две лекции

по психоанализу американским и английским студентам, изучающим

у З. Фрейда основы психоаналитического учения. Одним из первых Г. Закс

стал выступать в качестве обучающего психоаналитика. В 1933 г. он эмиг-

рировал в США и сменил в Бостоне Ф. Александера, который переехал

на постоянную работу в Чикаго.

Летом 1939 г. Г. Закс приехал из США в Англию к своему учителю и другу

З. Фрейду, чтобы проститься с ним. Он оказался одним из последних посе-

тителей основателя психоанализа, который ушел из жизни 23 сентября

того же года. В 1939 г. Г. Закс основал журнал «Американ имаго» и был его

издателем до своей кончины, последовавшей в 1947 г., в день его 66-летия.

Г. Закс опубликовал ряд работ, включая «Значение психоанализа в нау-

ках о духе» (1913, совместно с О. Ранком), «Фрейд: учитель и друг» (1945),

«Маски любви и жизни. Философские основания психоанализа» (1948).

В труде «Значение психоанализа в науках о духе» особое внимание

было уделено бессознательному и формам его проявления, исследованию

мифов и сказок, освещению с психоаналитических позиций природы

религии, различным аспектам этнологии, лингвистики, эстетики, психо-

логии художественного творчества, философии, этики, права, педагоги-

ке и учению о характерах. Будучи юристом по образованию, Г. Закс, надо

полагать, внес свою лепту в рассмотрение того, как в истории развития

человечества осуществлялся переход от табу к праву.

 

119


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

Уголовное право расценивалось им как проникнутое религиозными

и этическими воззрениями и, следовательно, ближе связанное с бессоз-

нательной душевной жизнью. Эта близость проявляется внешне «в виде

той многообразной символики, которой было снабжено у всех народов

судопроизводство и исполнение наказания» [64, с. 143]. Что касается

наказания, то оно дает возможность человеку совершать запрещенную

обществом жестокость при соблюдении социально санкционированных

правил поведения.

Г. Закс рассматривал отцеубийство как прототип преступления. В эпоху

патриархального права оно было равнозначно предательству. Кровная

месть как примитивный вид искупления не могла иметь места внутри

семьи, поскольку совершивший отцеубийство сын становился главой

рода. Так стремление защитить жизнь важного члена сообщества послу-

жило первым толчком к рассмотрению преступления с точки зрения пуб-

личного права. Мотивы отцеубийства как прототипа преступления лежат

в экономическом соперничестве между отцом и сыном. Таким образом,

в возникновении и развитии уголовного права лежат те же самые бессознательные

желания, которые психоанализ обнаружил в бессознательной душевной жизни

отдельного человека.

Г. Закс считал, что криминальная психология недостаточно использу-

ет данные психоанализа и выводы, вытекающие из психоаналитического

метода. Поскольку преступное поведение человека относится к бессозна-

тельным комплексам, то установление картины преступления и уличе-

ния преступника может быть осуществлено при помощи фиксирования

реакции на ряде подобранных слов, как это имело место в экспериментах

со свободными ассоциациями, осуществленными швейцарской школой

психоанализа, в частности, К. Г. Юнгом.

С позиций психоанализа рассматривались также философские систе-

мы и психологическая структура их создателей. Было выделено, в част-

ности, три типа философской личности:

· интуитивный созерцатель, владеющий искусством метафизики (Пла-

тон, мистики, спекулятивные натурфилософы);

· синтетический исследователь, создающий позитивистские и эмпири-

ческие системы (Конт, Спенсер, Локк);

· аналитический мыслитель (Юм, Декарт, Спиноза, Кант).

Метафизики воспроизводят материал своих фантастических желаний.

С точки зрения психоанализа метафизические представления являются

феноменами проекции бессознательной жизни в сверхъестественный

мир. Философы-позитивисты направляют свою сублимированную потреб-

ность познания в русло установления причинной связи в объективной

реальности. Аналитические мыслители вытесняют инфантильные вле-

 

120


 

 

М. ЭЙТИНГОН

 

чения, остаются в чисто интеллектуальной области и навязывают другим

законы собственного мышления.

В работе «Значение психоанализа в науках о духе» была проведена

параллель между философами и невротиками. Проведение данной параллели

основывалось на том, что невротики близки к философам в силу их утон-

ченной мыслительной способности, их интереса к сверхчувственному, нар-

циссическому характеру самосозерцания собственного мышления. Подоб-

ные интенции воспринимались в качестве результата различной эволюции

сексуальных инфантильных желаний, вытесненных или сублимированных

в жажду познания, наслаждение созерцанием, страсть исследования.

По сравнению с другими членами тайного комитета Г. Закс был менее

значимой фигурой, поскольку не выдвинул каких-либо оригинальных кон-

цепций, предопределивших развитие теории и практики психоанализа.

Вместе с тем, будучи одним из верных учеников З. Фрейда, он способство-

вал распространению психоаналитических идей и внес посильный вклад

в развитие психоанализа.

Кроме того, Г. Закс был первым тренинговым аналитиком, который

на протяжении ряда лет проводил личный анализ тех, кто обучался в Бер-

линском институте психоанализа, и в этом качестве проявил себя высо-

коквалифицированным специалистом. На основании личного опыта про-

ведения обучающего и лечебного анализа он установил, что проходящие

подготовку будущие психоаналитики и пациенты лишь поверхностно

отличаются друг от друга, поскольку аномалии характера и затруднения,

вытекающие из нарушений эмоциональной жизни, раскрывают свою под-

линную природу лишь во время психоанализа, независимо от того, осуще-

ствляется ли он с целью обучения или лечения.

 




М. Эйтингон

 

Макс Эйтингон (1881–1943) — один из первых учеников З. Фрейда.

Родился в России (г. Могилев), но в 12 лет переехал с родителями в Гер-

манию. Учился на философском факультете в Марбурге и только впослед-

ствии заинтересовался медициной. Будучи ассистентом К. Г. Юнга в кли-

нике Бургхёльцли, в 1907 г. посетил З. Фрейда в Вене с целью получения

консультации по поводу лечения одного сложного случая заболевания.

Оставшись в Вене на две недели, он посещал заседания психоаналитиче-

ского общества и на протяжении нескольких вечеров во время прогулок

с З. Фрейдом имел возможность получить от него первые уроки анали-

за. В 1909 г. М. Эйтингон провел в Вене три недели, продолжив свое пси-

хоаналитическое обучение у З. Фрейда. В том же году под руководством

К. Г. Юнга он защитил в Цюрихском университете докторскую диссерта-

 

121


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

цию и переехал из Цюриха в Берлин. Через некоторое время стал сотруд-

ничать с К. Абрахамом.

В 1910 г. М. Эйтингон стал соучредителем Берлинского психоаналити-

ческого общества. В 1919 г. по предложению З. Фрейда был избран шес-

тым членом тайного комитета. Летом 1920 г. он договорился с венским

скульптором П. Кенинсбергером о том, чтобы тот сделал бюст З. Фрейда,

который спустя 16 лет после смерти основателя психоанализа был уста-

новлен во дворе Венского университета. М. Эйтингон был единствен-

ным из всех психоаналитиков того времени, кто обладал частным капи-

талом. Он был совладельцем предприятия, занимавшегося торговлей

пушниной в нескольких странах мира, и имел возможность оказывать

щедрую помощь в различных психоаналитических начинаниях. В част-

ности, на его средства было построено здание берлинской поликлиники.

Он субсидировал издание психоаналитической литературы и стал одним

из организаторов Берлинского института психоанализа. В 1922 г. им был

опубликован отчет о двухлетней деятельности данного института, прин-

ципы организации которого стали основой для создания психоаналитиче-

ских центров во многих странах мира. В 1926 и 1929 гг. М. Эйтингон изби-

рался президентом Международного психоаналитического объединения.

В 1932 г. он эмигрировал из Германии, уехал в Палестину, где в 1934 г. осно-

вал Палестинское психоаналитическое общество и Психоаналитический

институт в Иерусалиме. Стоит отметить то обстоятельство, что первона-

чально из шести членов Палестинского психоаналитического общества

четверо (М. Вульф, А. Смелянская, Е. Шалит, М. Эйтингон) были выход-

цами из России.

З. Фрейд высоко ценил М. Эйтингона, который был первым зарубеж-

ным врачом, приехавшим в нему в Вену для ознакомления с его психо-

аналитическими идеями. И он был одним из немногих учеников основа-

теля психоанализа, который не только последовательно придерживался

выдвинутых З. Фрейдом психоаналитических концепций, но и сохра-

нил дружбу со своим учителем до конца своей жизни. В 1913 г. в одном

из писем М. Эйтингону основатель психоанализа писал: «Вы были первым

посланником, явившимся одинокому, и если бы мне было суждено вновь

оказаться покинутым, несомненно, Вы были бы в числе последних, кто бы

оставался со мной» [65, с. 88].

Вместе с тем М. Эйтингон не всегда слепо разделял все положения,

которых придерживался З. Фрейд. Так, если основатель психоанализа

поддерживал тех аналитиков, которые не имели медицинского образова-

ния, но зарекомендовали себя хорошими клиницистами, то М. Эйтингон

был настроен промедицински. Будучи президентом Международного пси-

хоаналитического объединения, в 1927 г. он воспрепятствовал принятию

 

122


 

 

Т. Р А Й К

 

в данную организацию непрофессиональной группы аналитиков, прошед-

ших подготовку у Ш. Ференци во время его пребывания в США.

М. Эйтингон дружил с российским философом Л. Шестовым. Он читал

его работы и проявлял интерес к некоторым его идеям. В 1928 г. он послал

одну из работ этого философа З. Фрейду. Основатель психоанализа прочел

данную работу Л. Шестова, но не заинтересовался содержащимися в ней

идеями. В ответном письме М. Эйтингону он лишь подчеркнул, что за фило-

софскими размышлениями часто скрывается какая-нибудь психологическая,

а порой и психопатологическая проблема. Интересно отметить, что позна-

комившись с работами З. Фрейда, Л. Шестов выразил сожаление по поводу

того, что основатель психоанализа стал врачом, а не философом.

Надо сказать, что М. Эйтингон неоднократно побуждал З. Фрейда

к прочтению тех или иных работ. В частности, он посылал основателю

психоанализа литературу о Ф. Достоевском. В 1926 г. З. Фрейд получил

предложение о написании введения к издаваемому на немецком языке

роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». И хотя он дал согласие

на написание данного введения, тем не менее начатая им в том же году

работа над ним прерывалась, поскольку в тот период перед З. Фрейдом

стояли и другие задачи, реализация которых сопровождалась публикаци-

ей таких работ, как «К вопросу о дилетантском анализе» (1926) и «Будущее

одной иллюзии» (1927). М. Эйтингон настойчиво убеждал основателя пси-

хоанализа в необходимости завершения работы о Ф. Достоевском и, побу-

ждая его в этом направлении, посылал ему соответствующую литературу,

включая переписку российского писателя. Его усилия увенчались успехом,

и З. Фрейд написал работу «Достоевский и отцеубийство», которая была

опубликована в 1928 г.

В отличие от других членов тайного комитета, М. Эйтингон не выдви-

нул оригинальных психоаналитических идей, не написал фундаменталь-

ных психоаналитических работ, не внес вклад в разработку техники кли-

нического психоанализа. Однако он был талантливым организатором,

предприимчивым и энергичным человеком, отличавшимся глубоким

философским образованием и пользовавшимся уважением среди многих

психоаналитиков. В 20-х гг. развитие международного психоаналитиче-

ского движения во многом было обязано его организаторской деятель-

ности и финансовой помощи.

 



Т. Райк

 

Теодор Райк (1888–1969) — один из учеников З. Фрейда. Получил фило-

софское образование, имел степень доктора философии, в 1910 г. позна-

комился с З. Фрейдом, стал членом Венского психоаналитического обще-

 

123


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

ства. Прошел личный анализ у К. Абрахама, в 1918 г. получил «Почетный

приз» за лучшую немедицинскую работу по психоанализу, в 20-х гг. зани-

мался психоаналитической практикой в Вене и в Берлине. В 1938 г. эмиг-

рировал в США, где на протяжении тридцати лет работал практикующим

аналитиком. Был членом «Нью-Йоркского психоаналитического общест-

ва», но в 1947 г. вышел из данной организации и создал «Национальную

ассоциацию психоанализа», а также соответствующий психоаналитиче-

ский институт, в котором проходили обучение как врачи, так и специали-

сты, не имеющие медицинского образования.

Т. Райк — автор ряда статей по культурологии, опубликованных в жур-

нале «Имаго», а также ряда психоаналитических работ, включая «Пробле-

мы религиозной психологии: ритуал» (1919), «Присущее и чуждое богу.

К психоанализу религиозного развития» (1923), «Догма и идея принуж-

дения» (1927), «Фрейд как критик культуры» (1930), «Мазохизм современ-

ного человека» (1941), «30 лет с Фрейдом» (1956) и др.

Весной 1925 г. один из пациентов Т. Райка подал в суд на своего анали-

тика и призвал австрийский закон выступить в его защиту. Суд не принял

во внимание свидетельство данного пациента как не заслуживающее дове-

рия, а личное вмешательство З. Фрейда через посредничество высокого

должностного лица способствовало решению суда в пользу Т. Райка. Вме-

сте с тем данный случай послужил толчком к бурным психоаналитиче-

ским дебатам по поводу того, может ли не имеющий медицинского обра-

зования человек заниматься психоаналитической практикой. Эти дебаты

нашли свое отражение как в работе З. Фрейда «К вопросу о дилетантском

анализе» (1926), так и в последующей дискуссии, имевшей место среди

психоаналитиков в 1927–1928 гг.

З. Фрейд выступил в защиту тех аналитиков-немедиков, которые обла-

дали глубоким психоаналитическим знанием и достигли соответствую-

щего профессионализма в своей практической аналитической деятель-

ности. Он считал, что официальный запрет на ведение психоаналитиче-

ской практики немедиками может привести к негативным результатам,

поскольку их место могут занять те медики, которые называют себя пси-

хоаналитиками, но в действительности не имеют соответствующего пси-

хоаналитического образования и выступают в роли шарлатанов. Выска-

зывая опасения против возможности превращения психоанализа в прида-

ток психиатрии, он подчеркивал, что внутренние возможности развития

психоанализа «не могут быть остановлены предписаниями и запретами»

[66, с. 144].

Высказанные З. Фрейдом идеи по поводу дилетантского анализа

и имевшие место в различных странах расхождения в этом вопросе вызва-

ли потребность в проведении более широкой дискуссии, в которой при-

 

124


 

 

Т. Р А Й К

 

няли участие многие психоаналитики, включая Ф. Александера, А. Брилля,

Э. Гловера, Э. Джонса, Ф. Дойча, Г. Закса, Э. Зиммеля, Г. Нюнберга, В. Рай-

ха, Дж. Рикмана, Г. Рохейма, Дж. Садгера, К. Хорни и др.

В данной дискуссии принял участие и Т. Райк. Он высказал точку зре-

ния, которая не была рассмотрена З. Фрейдом, но которая имела важное

значение для психоаналитиков первого поколения. Речь идет о генети-

ческой точке зрения, связанной с констатацией того реального факта,

что в период возникновения и становления психоанализа все, кто раз-

делял идеи З. Фрейда, не были профессионалами в этой области. Никто

из практикующих психоаналитиков того времени не стал бы отрицать,

что он являлся любителем в анализе. С учетом этого обстоятельства

необходимо, как замечал Т. Райк, оставаться скромным, поскольку нет

большой разницы в том, кто из какой области пришел в психоанализ.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что среди предшественников

психоанализа врачей и ученых было немного. Его предшественниками

были скорее философы и писатели. «В качестве исходного материала

для психологического знания, тома Шопенгауэра и Ницше, «Царь Эдип»

Софокла и Родион Раскольников Достоевского содержат более важно-

го и ценного, чем вся медицинская литература от Галена до Крепелина»

[67, с. 440].

Т. Райк понимал, что его напоминания об истории возникновения

психоанализа вряд ли повлияют на решение вопроса о дилетантском

анализе, поскольку многие участники дискуссии высказывали различные

соображения в пользу того, чтобы психоаналитической практикой зани-

мались только и исключительно специалисты, имеющие медицинское

образование. И хотя в процессе дискуссии была высказана точка зрения,

в соответствии с которой за сопротивлением противников дилетантско-

го анализа стоят вполне определенные мотивы, связанные с защитой

медицинской монополии и нарциссической завистью, тем не менее пси-

хоаналитики ряда стран предприняли все для того, чтобы не допустить

немедиков к ведению психоаналитической практики.

Так, «Нью-Йоркское психоаналитическое общество» приняло резолю-

цию, в первом пункте которой было записано, что практика психоана-

лиза в лечебных целях должна быть ограничена врачами, выпускника-

ми признанных медицинских институтов. Характерно, что когда Т. Райк

эмигрировал в США, З. Фрейд дал ему рекомендательное письмо, в кото-

ром выразил сожаление по поводу того, что его ученик уехал в Америку,

где, по его выражению, психоанализ стал «прислужницей психиатрии».

Т. Райку принадлежит заслуга в психоаналитическом исследовании целого

ряда культурных феноменов, особенно религиозных ритуалов и догматов. Отталки-

ваясь от работы З. Фрейда «Навязчивые действия и религиозные обряды»

 

125


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

(1907), он рассмотрел сходства и различия, которые можно провести

между переживаниями невротиков и формированием религиозных веро-

ваний, неврозом навязчивости и ритуальными действиями верующих.

Одним из первых он обратил внимание также на необходимость прове-

дения различий между сексом и любовью, что впоследствии стало объектом

пристального внимания со стороны некоторых психоаналитиков.

После выхода в свет работы З. Фрейда «Достоевский и отцеубийство»

(1928) Т. Райк написал статью «Очерк о Достоевском», в которой выска-

зал не только одобрительные суждения в адрес основателя психоанали-

за, но и ряд критических соображений, связанных с собственным пони-

манием творчества российского писателя и некоторыми поверхностны-

ми, на его взгляд, размышлениями З. Фрейда. В частности, он поставил

в упрек основателю психоанализа ту несбалансированность, которая

имела место у него в работе в связи с включением в нее сюжета, взятого

из одной новеллы С. Цвейга. В его эссе было высказано также предполо-

жение о том, что, судя по всему, З. Фрейд не испытывал особой любви

по отношению к Ф. Достоевскому.

Ознакомившись с рукописью статьи Т. Райка, основатель психоанали-

за признал верность многих авторских суждений и замечаний. С инте-

ресом прочитав данную статью и высоко оценив ее в целом, он заме-

тил, что, хотя научное исследование должно быть непредвзятым, тем

не менее трудно обойтись без выбора личной позиции, что, естественно,

может накладывать отпечаток на само исследование. Во всяком случае

в своем письме Т. Райку (14 апреля 1929 г.) З. Фрейд согласился с рядом

критических замечаний, сделанных его учеником и коллегой по поводу

работы «Достоевский и отцеубийство». В частности, он писал: «Вы также

верно высказываете соображение, что при всем изумлении перед мощью

и умственным превосходством Достоевского я просто его не люблю.

Это связано с тем, что я расходую всю свою терпимость по отношению

к патологическим натурам во время анализа. В искусстве и жизни я их

не переношу. Это мое личное отношение, и для других оно необязатель-

но» [68, с. 80].

З. Фрейд высоко ценил Т. Райка и как исследователя, внесшего

несомненный вклад в психоаналитическое понимание культурологии,

и как практикующего аналитика. Не случайно он называл его и «одним

из самых образованных» среди его учеников и «одной из главных надежд»

в психоанализе. Не случайно и то, что З. Фрейд выступил в защиту Т. Рай-

ка, когда после судебного разбирательства венская магистратура запрети-

ла последнему психоаналитическую практику, в результате чего он был

вынужден переехать в Берлин для продолжения своей практической

деятельности.

 

126


 

 

П. ФЕДЕРН

 





П. Федерн

 

Пауль Федерн — один из первых учеников и последователей З. Фрейда.

Родился 13 октября 1871 г. в семье врача в Вене. В 1895 г. окончил меди-

цинский факультет Венского университета, после чего прошел последи-

пломную практику в одной из венских клиник. В 1902 г. стал практикую-

щим врачом, специализирующимся по внутренним болезням. Прочитав

работу З. Фрейда «Толкование сновидений», П. Федерн заинтересовался

психоаналитическими идеями. В 1903 г. вошел в кружок З. Фрейда и стал

постоянным участником встреч психологического общества по сре-

дам. В 1906 г. он предложил сделать надпись из «Царя Эдипа» Софокла

на памятном медальоне, который был преподнесен учениками З. Фрейда

по случаю 50-летия основателя психоанализа. Принимал активное участие

в образовании Венского психоаналитического общества.

В отличие от З. Фрейда, П. Федерн проявлял интерес к социалистиче-

ским идеям и рассматривал психоанализ не только в плане индивидуаль-

ной терапии, но и в качестве возможного инструмента социальных преоб-

разований в обществе. Будучи практикующим аналитиком, он бесплатно

лечил тех, кто оказывался не в состоянии оплатить курс лечения. В 20-х гг.

был одним из тренинговых аналитиков. В 1924 г. был избран вице-прези-

дентом Венского психоаналитического общества и стал личным предста-

вителем З. Фрейда. В 1926 г. стал соредактором Международного журнала

по психоанализу. В 1938 г. П. Федерн эмигрировал в США, где осуществлял

свою дальнейшую исследовательскую и терапевтическую деятельность.

П. Федерн скончался 4 мая 1950 г. Говорят, что перед тем как покон-

чить жизнь самоубийством, он выстрелил из пистолета в портрет З. Фрей-

да, который в 1909 г. подарил на свадьбу дочери основателя психоана-

лиза Матильде и который ей не понравился (художник М. Оппенгеймер

изобразил З. Фрейда без бороды, с выбритым подбородком), в резуль-

тате чего портрет был заменен на туалетный набор и отослан обратно

П. Федерну.

К основным работам П. Федерна относятся такие его статьи, опуб-

ликованные в различных психоаналитических журналах, как «Психо-

логия революции: общество без отца» (1919), «Нарциссизм в структу-

ре Я» (1927), «Я как субъект и объект нарциссизма» (1929), «Реальность

инстинкта смерти, особенно при меланхолии» (1932), «Анализ психоти-

ков: о технике» (1933), «Путь к душе психической болезни» (1940), а также

посмертно изданный сборник его избранных работ «Психология Я и пси-

хозы» (1952), который был подготовлен итальянским психоаналитиком

Э. Вейссом, прошедшим в 1913 г. личный анализ у П. Федерна и сохранив-

шим с ним дружбу на долгие годы.

 

127


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической дея-

тельности П. Федерн полностью поддерживал идеи З. Фрейда, что нашло

свое отражение в толковании сновидений и рассмотрении садистских

и мазохистских проявлений у людей, страдающих психическими рас-

стройствами. Вместе с тем, в отличие от З. Фрейда, он полагал, что психо-

анализ является не только приемлемым методом терапии, но и инструментом

социальных преобразований в обществе.

В 20-е гг. П. Федерн обратился к исследованию феномена нарциссизма,

который стал привлекать внимание некоторых психоаналитиков после

публикации работы З. Фрейда «О нарциссизме» (1914). В рамках обсуж-

дения данной проблематики он одним из первых акцентировал внимание

не только на вытесненном бессознательном, но и на психологии Я, что

в дальнейшем получило свое развитие у ряда психоаналитиков, включая

А. Фрейд и Х. Гартмана.

Несомненная заслуга П. Федерна состояла в разработке им представ-

лений о существе психозов и психоаналитических средствах их лечения.

В отличие от некоторых психотерапевтов, которые использовали психо-

аналитический метод лечения психических расстройств, но не разделя-

ли метапсихологических представлений З. Фрейда, относящихся к пони-

манию выдвинутых им в 20-е гг. идей о влечении к жизни и влечении

к смерти, П. Федерн со временем не только поддержал основателя пси-

хоанализа в этом вопросе, но и на основе клинической практики показал

действенность соответствующих психоаналитических идей. Так, в статье

«Реальность инстинкта смерти, особенно при меланхолии» (1932) он про-

демонстрировал клинический материал из собственной аналитической

деятельности. В контексте данного клинического материала им был сде-

лан вывод об эмпирическом подтверждении выдвинутой З. Фрейдом кон-

цепции влечения к смерти.

Размышляя о присущей человеку деструктивности, П. Федерн ввел

в психоаналитическую литературу понятие «мортидо». И если основатель










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...