Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перипетии становления психоанализа в России 10 страница




психоанализа предпочитал говорить о влечении к смерти, но не исполь-

зовал в своих работах термин «Танатос», то П. Федерн одним из первых

стал апеллировать к понятию Танатоса. В дальнейшем в психоаналити-

ческой литературе сопоставление Эроса и Танатоса оказалось настолько

широко распространенным, что подчас данная терминология целиком

приписывается З. Фрейду. В настоящее время многие современные пси-

хоаналитики даже не знают о том, что у истоков использования понятия

Танатоса стоял не основатель психоанализа, а П. Федерн.

Те незначительные расхождения, которые проявлялись в концепту-

альных разработках З. Фрейда и П. Федерна, не мешали поддерживать

им дружеские отношения на протяжении многолетнего сотрудничества.

 

128


 

 

П. ФЕДЕРН

 

В этом отношении показательно одно из писем основателя психоанали-

за, написанное им П. Федерну 10 ноября 1924 г. В этом письме З. Фрейд

подчеркнул, что, несмотря на некоторую жесткость своих собственных

суждений, он придерживается мнения, что «небольшие расхождения

не могут нанести ущерб нашему сотрудничеству, поскольку полного согла-

сия между различными людьми достигнуть невозможно, да и желать его

не следует» [69, с. 94].

В целом П. Федерн оказал заметное влияние на развитие теории и прак-

тики психоанализа. Особенно это влияние сказалось на психоаналитиче-

ском понимании психозов, возможностей их лечения и тех ошибок, кото-

рые могут иметь место в процессе анализа больных психозами.


 

ГЛАВА 3

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А. АДЛЕРА

 




Альфред Адлер

 

Индивидуальная психология одно из направлений глубинной психо-

логии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического движе-

ния в результате переосмысления ряда идей и концепций классического

психоанализа З. Фрейда и приобретшее статус самостоятельного сущест-

вования.

Основатель индивидуальной психологии — австрийский психолог и пси-

хотерапевт Альфред Адлер (1870–1937), одним из первых присоединился

к З. Фрейду. Был президентом Венского психоаналитического общества

с марта 1910 по февраль 1911 г. и соредактором ежемесячного «Централь-

ного листка по психоанализу». В 1911 г. создал «Общество свободного пси-

хоанализа», а впоследствии возглавил новое направление, получившее

название индивидуальной психологии.

А. Адлер родился в небогатой еврейской семье в пригороде Вены 7 фев-

раля 1870 г. Поскольку его родители происходили из привилегированной

общины провинции Бургенланд, принадлежащей Венгрии, то при рож-

дении он был записан венгром, а не австрийцем и только сорок один год

спустя получил австрийское гражданство. Его детство прошло в предме-

стьях Вены и в провинциальных местечках Рудольфсгейма, Пенцинга, Гер-

нальса и Веринга, куда переезжали его родители в связи с неустойчивым

материальным положением.

А. Адлер был вторым ребенком из шести детей, пережил смерть сво-

его младшего брата и постоянно находился в тени своего старшего брата

Зигмунда, отличавшегося жизнерадостностью и ставшего преуспевающим

бизнесменом, помогавшим своей семье. С раннего детства он был любим-

цем отца Леопольда Адлера (Леб Натан), обладавшего веселым характе-

ром и торговавшего зерном, но чувствовал себя отвергнутым матерью Пау-

линой Адлер, загруженной домашним хозяйством. Маленький Альфред

 

130


 

 

АЛЬФРЕД АДЛЕР

 

не отличался хорошим здоровьем, в детстве перенес рахит, пневмонию

и несколько раз был на грани смерти.

В 1877 г. его семья переехала в еврейский пригород Вены Леопольд-

штадт, где через два года А. Адлер стал учиться в той же самой гимназии,

в которой ранее учился З. Фрейд. Из-за слабости здоровья и неуспеваемо-

сти ему пришлось пройти повторный курс обучения, так как он не был

переведен в следующий класс. В 1881 г. семья переехала в Гернальс, где

А. Адлер продолжил свое обучение в одной из гимназий и в возрасте 18 лет

получил аттестат зрелости.

За неуспеваемость по математике в гимназии А. Адлер был причислен

к неспособным ученикам. Ему рекомендовали покинуть гимназию и учить-

ся на сапожника, но со временем он стал одним из лучших гимназистов

в своем классе именно по математике. Согласно некоторым свидетель-

ствам, однажды учитель дал детям задачу, которую никто не мог решить.

Маленький Адлер набрался мужества, пошел к доске и нашел верное реше-

ние данной задачи, после чего, поверив в свои силы, стал успешно справ-

ляться с этим предметом.

В 1888 г. А. Адлер поступил на медицинский факультет Венского универ-

ситета, где прошел курсы занятий по хирургии, органическим нервным

заболеваниям, патологии нервной системы. После окончания универси-

тета в 1895 г. он начал работать офтальмологом в Венской поликлинике,

а затем врачом общего пользования. В дальнейшем проявил интерес к нев-

рологии и психиатрии. В 1897 г. женился на Раисе Эпштейн (1873 г. р.) —

дочери российского промышленника, родившейся в Москве и проходив-

шей обучение за границей. Свадьба была отпразднована в еврейской общи-

не Смоленска.

В 1898–1904 гг. опубликовал несколько статей, посвященных проблемам

социальной гигиены, включая «Проникновение социальных сил в меди-

цину» (1902), «Врач как воспитатель» (1904), «Гигиена половой жизни»

(1904), «Книга о здоровье для портных» (1898). В 1899 г. открыл частную

практику, в 1902 г. на протяжении месяца отбывал воинскую повинность

в одном из полков венгерской резервной армии.

В 1904 г. А. Адлер принял протестантское вероисповедание в отличие

от своих двух младших братьев, принявших католичество, и старшего

брата, покинувшего еврейскую общину и не примкнувшего к какой-либо

конфессии. В 1907 г. вышла в свет его книга «Исследование неполноцен-

ности органов», в 1912 г. — работа «Нервный характер». В 1912 г. он подал

документы на занятие должности приват-доцента Венского университе-

та, которые рассматривались лишь три года спустя, когда его кандидатура

была отвергнута профессиональной коллегией. В 1916 г. он был мобилизо-

ван на военную службу и работал в качестве врача в нейропсихиатрическом

 

131


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

отделении различных госпиталей, где занимался проблемой лечения воен-

ных неврозов.

После Первой мировой войны и поражения в ней Австро-Венгрии

А. Адлер увлекся социалистическими идеями, которыми интересовался

ранее. В 1918 г. он опубликовал статью «Большевизм и психология». С при-

ходом к власти социал-демократов и с проведением в Австрии реформы

системы образования А. Адлер приступил к реализации своих идей, свя-

занных с индивидуальной психологией. В 1920 г. он начал создавать учре-

ждения, в которых осуществлялись консультации для учителей и родите-

лей, а также способствовал организации новых детских садов и экспери-

ментальных школ, проводил семинары по психологии маленьких детей

и подростков.

В 1923 г. А. Адлер прочел курс лекций в Англии и сделал доклад на Меж-

дународном конгрессе психологов в Оксфорде, в 1924–1928 гг. — читал

курс лекций по проблемам школьников в Педагогическом институте Вены.

В 1927 г. приобрел большой дом с садом в Салманнсдорфе, расположен-

ном на окраине Вены, где проводил с семьей воскресные и праздничные

дни. В том же году была опубликована его книга «Понимание природы

человека» и он принял участие в работе симпозиума, проходившего в Вит-

тернбергском колледже в Спрингфилде (штат Огайо, США). В 1928 г. он

прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-

Йорке, в 1929–1930 гг. — в Колумбийском университете, где был выдвинут

на должность штатного профессора, хотя университетская администрация

не сочла подобное утверждение возможным.

В 1930 г. в связи с 60-летием и научными заслугами А. Адлера городской

совет Вены присвоил ему звание Гражданина Вены. В 1931 г. он основал

школу индивидуальной психологии. В 1932 г. стал преподавать в медицин-

ском колледже Лонг-Айленда. Основал «Журнал индивидуальной психо-

логии», который выходил на английском языке. Переехав в США, забо-

лел, после чего к нему приехали жена и дочь Александра. В 1935 г. А. Адлер

окончательно поселился в США со своей семьей. Читал лекции в различ-

ных странах мира.

В 1937 г. на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций

и конференций, А. Адлер прочел лекцию в Гааге для Ассоциации по изуче-

нию детей. Несмотря на боли в сердце и предупреждение лечащего врача

о необходимости отдыха, на следующий день он отправился в Англию,

четыре дня спустя упал на улице города Абердина (Шотландия) и умер

по пути в больницу в машине полицейской скорой помощи 28 мая 1937 г.

А. Адлер получил классическое образование, изучал греческих, латин-

ских и немецких авторов, любил произведения Гете, Гомера, Шекспира,

Шиллера, а из более современных авторов — Достоевского. Он обладал

 

132


 

 

АЛЬФРЕД АДЛЕР

 

музыкальным талантом, замечательно пел, часто посещал театральные

спектакли и участвовал в любительских постановках.

А. Адлер был одним из первых врачей, обратившихся к психоаналити-

ческим идеям З. Фрейда. Сотрудничал с основателем психоанализа на про-

тяжении ряда лет. В 1901 г. выступил в печати против критических замеча-

ний, высказанных различными авторами в адрес опубликованной работы

З. Фрейда «Толкование сновидений». В 1902 г., наряду с тремя врачами, он

был приглашен основателем психоанализа к нему домой для обсуждения

психоаналитических идей, что послужило образованию психоаналитиче-

ского кружка, а позднее — Венского психоаналитического общества.

В студенческие годы А. Адлер увлекся социально-демократическими

идеями. Его жена была близко знакома с российскими революционерами,

ее дом часто посещали Л. Троцкий, жена которого была ее близкой подру-

гой, и М. Иоффе. Последний проходил у А. Адлера курс лечения. Познако-

мившись с З. Фрейдом, А. Адлер пытался привлечь внимание основателя

психоанализа к работам К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако З. Фрейд не разде-

лял увлечения А. Адлера и говорил ему, что классовой борьбой заниматься

не может, поскольку «нужна вся жизнь, чтобы выиграть борьбу полов».

Окончательный разрыв с З. Фрейдом был предопределен выступле-

ниями А. Адлера в Венском психоаналитическом обществе, где в январе

и феврале 1911 г. он изложил свои идеи, связанные с критикой фрейдов-

ской сексуальной теории и основанные на ранее опубликованной работе

«Исследование неполноценности органов» (1907) и первоначальных пред-

ставлениях о чувстве неполноценности, компенсации, мужском протесте.

Выход А. Адлера из Венского психоаналитического общества сопровождал-

ся замечанием З. Фрейда: «Это печальный момент в моей жизни. Впервые

за 9 лет существования нашей группы я потерял ученика». В ответ на это

А. Адлер заметил: «Я не Ваш ученик и никогда им не был».

После разрыва с З. Фрейдом, А. Адлер создал «Общество свободного

психоанализа», в которое вошли аналитики, покинувшие вместе с ним

Венское психоаналитическое общество и составлявшие более одной

трети его (9 человек из 23 его членов). Последующие публикации, вклю-

чая работу «О нервном характере» (1912) и статью «Психический гер-

мафродитизм и мужской протест — центральная проблема нервных забо-

леваний» (1912), знаменовали собой возникновение индивидуальной

психологии, поскольку в первой из этих работ он представил результаты

«индивидуально-психологического учения о неврозах», которые должны

были свидетельствовать, по его мнению, о ценности и практической зна-

чимости методов индивидуальной психологии «для решения проблем

душевной жизни», а во второй работе сведение всех имеющихся у отдель-

ного человека нервных симптомов к «наивысшей общественной мерке»

 

133


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

он назвал основным принципом применения индивидуально-психологи-

ческого метода. «Общество свободного психоанализа» было переимено-

вано в «Общество индивидуальной психологии».

В 1924 г. была создана Международная ассоциация индивидуальной

психологии. С тех пор и по настоящее время раз в три года собираются

Международные конгрессы по индивидуальной психологии. Международ-

ный комитет адлеровских школ и институтов проводит ежегодно летние

курсы, на которых обучаются до 300–400 слушателей. В Австрии, Герма-

нии, Израиле, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии и в других

странах мира существуют общества индивидуальной психологии. Пуб-

ликации приверженцев индивидуальной психологии находят свое отра-

жение в ряде специализированных журналов. Так, Североамериканское

общество адлерианской психологии издает журнал «Индивидуальная пси-

хология». С 1991 г. издается также «Международный журнал индивидуаль-

ной психологии и сравнительных исследований».

Помимо упомянутых выше статей и книг А. Адлером были опубликова-

ны такие работы как «Практика и теория индивидуальной психологии»

(1920), «Индивидуальная психология в школе» (1929), «Проблема невро-

зов» (1929), «Наука жизни» (1929), «Воспитание детей» (1930), «Техни-

ка индивидуальной психологии» (1930), «Что жизнь могла бы означать

для тебя» (1931), «Смысл жизни» (1933), «Религия и индивидуальная пси-

хология» (1933), «Социальный интерес» (1938) и др.

В конце 70-х гг. мне довелось познакомиться с профессором Вермонт-

ского университета Гансом Ансбахером и его женой Ровеной Ансбахер,

которые организовали переводы работ А. Адлера с немецкого на англий-

ский язык, благодаря чему идеи индивидуальной психологии получили

распространение в США. Р. Ансбахер рассказывала о том, как она музи-

цировала вместе с А. Адлером, обладавшим таким красивым голосом, что

ему в свое время советовали стать оперным певцом. Когда в 1970 г. отме-

чалось столетие со дня рождения А. Адлера, то в его честь не только чита-

лись лекции в Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке, но и был дан

концерт, на котором звучала музыка Брамса и Моцарта.

В начале 80-х гг. по инициативе Г. Ансбахера в журнале «Индивидуаль-

ная психология» были опубликованы исторические материалы о первых

заседаниях «Общества свободного психоанализа», принадлежащие перу

Р. Адлер, впервые вышедшие в свет на русском языке и обнаруженные

мною в издаваемом до Первой мировой войны в России журнале «Пси-

хотерапия». Последующая публикация в журнале «Индивидуальная пси-

хология» подготовленных мною материалов по истории распростране-

ния идей А. Адлера в России до Первой мировой войны и в 20-е гг. приве-

ла к обмену мнениями с такими зарубежными специалистами, как один

 

134


 

 

АЛЬФРЕД АДЛЕР

 

из основателей Чикагского института Альфреда Адлера Гарольд Мозак

и профессор психологии Иллинойского университета Ева Дрейкурс Фер-

гюсон — дочь австро-американского психиатра Рудольфа Дрейкурса (1897–

1972), с 1923 г. сотрудничавшего с А. Адлером и основавшего институты

индивидуальной психологии в Чикаго, Тель-Авиве, Торонто.

Стоит отметить то обстоятельство, что Россия была одной из первых

стран, в которой идеи А. Адлера получили свое распространение и прак-

тическое использование в терапии. В 1912 г. А. Адлер стал иностранным

членом редколлегии журнала «Психотерапия». В период с 1912 по 1914 г.

в этом журнале на русском языке было опубликовано несколько его статей,

посвященных проблемам сновидений и их толкования, роли бессозна-

тельного в неврозах и органическому субстрату психоневрозов, индивиду-

ально-психологическому методу лечения неврозов и феномену переноса,

проявляющемуся в терапевтическом процессе. В тот же период появи-

лись отечественные публикации, авторы которых сообщали об опыте

применения предложенного А. Адлером индивидуально-психологического

метода лечения психических расстройств. Российские врачи Н. Вырубов

и Ю. Каннабих приезжали в Вену и обменивались мнениями с А. Адлером

по проблемам теории и практики индивидуальной психологии.

Последующая история России была таковой, что на протяжении ряда

десятилетий индивидуальная психология, как психоанализ и другие

направления в психотерапии, практически прекратила свое существова-

ние. В тот период не могло быть и речи ни об издании на русском языке

работ А. Адлера, ни о распространении его идей, ни об использовании

индивидуально-психологического метода в психотерапии и педагогике.

Любая деятельность подобного рода была чревата опасностью, связанной

с репрессиями и возможной гибелью в мясорубке сталинских чисток.

Известно, что после прихода фашизма к власти в Германии одна из доче-

рей А. Адлера Валентина вместе со своим мужем, венгром Гулиа Сасом,

переехала на родину своей матери в 1935 г. и была арестована в 1937 г. Все

попытки А. Адлера и нескольких адвокатов узнать что-либо о дальнейшей

судьбе Валентины и спасти ее от неминуемой гибели не увенчались успе-

хом. Беспокойство за судьбу дочери стало, по всей вероятности, одной

из причин преждевременной кончины А. Адлера от разрыва сердца.

В конце 80-х гг. другая дочь основателя индивидуальной психологии

Александра Адлер, которая стала видным деятелем в адлерианском движе-

нии и с которой я состоял в переписке, сообщила мне следующее. После

окончания Второй мировой войны по ее просьбе Альберт Эйнштейн,

который был другом А. Адлера, попытался навести справки о судьбе

Валентины. Русский посол в Вашингтоне в лаконичном ответе на просьбу

Эйнштейна сообщил ему, что дочь Адлера умерла в 1942 г. Передавая эти

 

135


 

 

И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А

 

сведения Александре Адлер, Альберт Эйнштейн в своем письме написал:

«Я не знаю, кто хуже. Гитлер или Сталин».

Только в 70-е гг. стали появляться отдельные исследования, в которых

отечественные авторы обратились к идейному наследию А. Адлера [1].

Только в 90-х гг. были опубликованы переведенные на русский язык основ-

ные работы А. Адлера, дающие представление об идеях индивидуальной

психологии, ее основных принципах, методе и технике лечения. Появи-

лись публикации, в которых содержится анализ соответствующих идей

и концепций индивидуальной психологии [2].

 







Комплекс неполноценности,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...