Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перипетии становления психоанализа в России 10 страница
психоанализа предпочитал говорить о влечении к смерти, но не исполь- зовал в своих работах термин «Танатос», то П. Федерн одним из первых стал апеллировать к понятию Танатоса. В дальнейшем в психоаналити- ческой литературе сопоставление Эроса и Танатоса оказалось настолько широко распространенным, что подчас данная терминология целиком приписывается З. Фрейду. В настоящее время многие современные пси- хоаналитики даже не знают о том, что у истоков использования понятия Танатоса стоял не основатель психоанализа, а П. Федерн. Те незначительные расхождения, которые проявлялись в концепту- альных разработках З. Фрейда и П. Федерна, не мешали поддерживать им дружеские отношения на протяжении многолетнего сотрудничества.
128
П. ФЕДЕРН
В этом отношении показательно одно из писем основателя психоанали- за, написанное им П. Федерну 10 ноября 1924 г. В этом письме З. Фрейд подчеркнул, что, несмотря на некоторую жесткость своих собственных суждений, он придерживается мнения, что «небольшие расхождения не могут нанести ущерб нашему сотрудничеству, поскольку полного согла- сия между различными людьми достигнуть невозможно, да и желать его не следует» [69, с. 94]. В целом П. Федерн оказал заметное влияние на развитие теории и прак- тики психоанализа. Особенно это влияние сказалось на психоаналитиче- ском понимании психозов, возможностей их лечения и тех ошибок, кото- рые могут иметь место в процессе анализа больных психозами.
ГЛАВА 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА
Альфред Адлер
Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психо- логии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического движе- ния в результате переосмысления ряда идей и концепций классического психоанализа З. Фрейда и приобретшее статус самостоятельного сущест- вования. Основатель индивидуальной психологии — австрийский психолог и пси- хотерапевт Альфред Адлер (1870–1937), одним из первых присоединился к З. Фрейду. Был президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 г. и соредактором ежемесячного «Централь- ного листка по психоанализу». В 1911 г. создал «Общество свободного пси- хоанализа», а впоследствии возглавил новое направление, получившее название индивидуальной психологии. А. Адлер родился в небогатой еврейской семье в пригороде Вены 7 фев- раля 1870 г. Поскольку его родители происходили из привилегированной общины провинции Бургенланд, принадлежащей Венгрии, то при рож- дении он был записан венгром, а не австрийцем и только сорок один год спустя получил австрийское гражданство. Его детство прошло в предме- стьях Вены и в провинциальных местечках Рудольфсгейма, Пенцинга, Гер- нальса и Веринга, куда переезжали его родители в связи с неустойчивым материальным положением. А. Адлер был вторым ребенком из шести детей, пережил смерть сво- его младшего брата и постоянно находился в тени своего старшего брата Зигмунда, отличавшегося жизнерадостностью и ставшего преуспевающим бизнесменом, помогавшим своей семье. С раннего детства он был любим- цем отца Леопольда Адлера (Леб Натан), обладавшего веселым характе- ром и торговавшего зерном, но чувствовал себя отвергнутым матерью Пау- линой Адлер, загруженной домашним хозяйством. Маленький Альфред
130
АЛЬФРЕД АДЛЕР
не отличался хорошим здоровьем, в детстве перенес рахит, пневмонию и несколько раз был на грани смерти. В 1877 г. его семья переехала в еврейский пригород Вены Леопольд- штадт, где через два года А. Адлер стал учиться в той же самой гимназии, в которой ранее учился З. Фрейд. Из-за слабости здоровья и неуспеваемо- сти ему пришлось пройти повторный курс обучения, так как он не был переведен в следующий класс. В 1881 г. семья переехала в Гернальс, где А. Адлер продолжил свое обучение в одной из гимназий и в возрасте 18 лет получил аттестат зрелости. За неуспеваемость по математике в гимназии А. Адлер был причислен к неспособным ученикам. Ему рекомендовали покинуть гимназию и учить- ся на сапожника, но со временем он стал одним из лучших гимназистов в своем классе именно по математике. Согласно некоторым свидетель- ствам, однажды учитель дал детям задачу, которую никто не мог решить. Маленький Адлер набрался мужества, пошел к доске и нашел верное реше- ние данной задачи, после чего, поверив в свои силы, стал успешно справ- ляться с этим предметом. В 1888 г. А. Адлер поступил на медицинский факультет Венского универ- ситета, где прошел курсы занятий по хирургии, органическим нервным заболеваниям, патологии нервной системы. После окончания универси- тета в 1895 г. он начал работать офтальмологом в Венской поликлинике, а затем врачом общего пользования. В дальнейшем проявил интерес к нев- рологии и психиатрии. В 1897 г. женился на Раисе Эпштейн (1873 г. р.) — дочери российского промышленника, родившейся в Москве и проходив- шей обучение за границей. Свадьба была отпразднована в еврейской общи- не Смоленска. В 1898–1904 гг. опубликовал несколько статей, посвященных проблемам социальной гигиены, включая «Проникновение социальных сил в меди- цину» (1902), «Врач как воспитатель» (1904), «Гигиена половой жизни» (1904), «Книга о здоровье для портных» (1898). В 1899 г. открыл частную практику, в 1902 г. на протяжении месяца отбывал воинскую повинность в одном из полков венгерской резервной армии. В 1904 г. А. Адлер принял протестантское вероисповедание в отличие от своих двух младших братьев, принявших католичество, и старшего брата, покинувшего еврейскую общину и не примкнувшего к какой-либо конфессии. В 1907 г. вышла в свет его книга «Исследование неполноцен- ности органов», в 1912 г. — работа «Нервный характер». В 1912 г. он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университе- та, которые рассматривались лишь три года спустя, когда его кандидатура была отвергнута профессиональной коллегией. В 1916 г. он был мобилизо- ван на военную службу и работал в качестве врача в нейропсихиатрическом
131
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
отделении различных госпиталей, где занимался проблемой лечения воен- ных неврозов. После Первой мировой войны и поражения в ней Австро-Венгрии А. Адлер увлекся социалистическими идеями, которыми интересовался ранее. В 1918 г. он опубликовал статью «Большевизм и психология». С при- ходом к власти социал-демократов и с проведением в Австрии реформы системы образования А. Адлер приступил к реализации своих идей, свя- занных с индивидуальной психологией. В 1920 г. он начал создавать учре- ждения, в которых осуществлялись консультации для учителей и родите- лей, а также способствовал организации новых детских садов и экспери- ментальных школ, проводил семинары по психологии маленьких детей и подростков. В 1923 г. А. Адлер прочел курс лекций в Англии и сделал доклад на Меж- дународном конгрессе психологов в Оксфорде, в 1924–1928 гг. — читал курс лекций по проблемам школьников в Педагогическом институте Вены. В 1927 г. приобрел большой дом с садом в Салманнсдорфе, расположен- ном на окраине Вены, где проводил с семьей воскресные и праздничные дни. В том же году была опубликована его книга «Понимание природы человека» и он принял участие в работе симпозиума, проходившего в Вит- тернбергском колледже в Спрингфилде (штат Огайо, США). В 1928 г. он прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью- Йорке, в 1929–1930 гг. — в Колумбийском университете, где был выдвинут на должность штатного профессора, хотя университетская администрация не сочла подобное утверждение возможным. В 1930 г. в связи с 60-летием и научными заслугами А. Адлера городской совет Вены присвоил ему звание Гражданина Вены. В 1931 г. он основал школу индивидуальной психологии. В 1932 г. стал преподавать в медицин- ском колледже Лонг-Айленда. Основал «Журнал индивидуальной психо- логии», который выходил на английском языке. Переехав в США, забо- лел, после чего к нему приехали жена и дочь Александра. В 1935 г. А. Адлер окончательно поселился в США со своей семьей. Читал лекции в различ- ных странах мира. В 1937 г. на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций и конференций, А. Адлер прочел лекцию в Гааге для Ассоциации по изуче- нию детей. Несмотря на боли в сердце и предупреждение лечащего врача о необходимости отдыха, на следующий день он отправился в Англию, четыре дня спустя упал на улице города Абердина (Шотландия) и умер по пути в больницу в машине полицейской скорой помощи 28 мая 1937 г. А. Адлер получил классическое образование, изучал греческих, латин- ских и немецких авторов, любил произведения Гете, Гомера, Шекспира, Шиллера, а из более современных авторов — Достоевского. Он обладал
132
АЛЬФРЕД АДЛЕР
музыкальным талантом, замечательно пел, часто посещал театральные спектакли и участвовал в любительских постановках. А. Адлер был одним из первых врачей, обратившихся к психоаналити- ческим идеям З. Фрейда. Сотрудничал с основателем психоанализа на про- тяжении ряда лет. В 1901 г. выступил в печати против критических замеча- ний, высказанных различными авторами в адрес опубликованной работы З. Фрейда «Толкование сновидений». В 1902 г., наряду с тремя врачами, он был приглашен основателем психоанализа к нему домой для обсуждения психоаналитических идей, что послужило образованию психоаналитиче- ского кружка, а позднее — Венского психоаналитического общества. В студенческие годы А. Адлер увлекся социально-демократическими идеями. Его жена была близко знакома с российскими революционерами, ее дом часто посещали Л. Троцкий, жена которого была ее близкой подру- гой, и М. Иоффе. Последний проходил у А. Адлера курс лечения. Познако- мившись с З. Фрейдом, А. Адлер пытался привлечь внимание основателя психоанализа к работам К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако З. Фрейд не разде- лял увлечения А. Адлера и говорил ему, что классовой борьбой заниматься не может, поскольку «нужна вся жизнь, чтобы выиграть борьбу полов». Окончательный разрыв с З. Фрейдом был предопределен выступле- ниями А. Адлера в Венском психоаналитическом обществе, где в январе и феврале 1911 г. он изложил свои идеи, связанные с критикой фрейдов- ской сексуальной теории и основанные на ранее опубликованной работе «Исследование неполноценности органов» (1907) и первоначальных пред- ставлениях о чувстве неполноценности, компенсации, мужском протесте. Выход А. Адлера из Венского психоаналитического общества сопровождал- ся замечанием З. Фрейда: «Это печальный момент в моей жизни. Впервые за 9 лет существования нашей группы я потерял ученика». В ответ на это А. Адлер заметил: «Я не Ваш ученик и никогда им не был». После разрыва с З. Фрейдом, А. Адлер создал «Общество свободного психоанализа», в которое вошли аналитики, покинувшие вместе с ним Венское психоаналитическое общество и составлявшие более одной трети его (9 человек из 23 его членов). Последующие публикации, вклю- чая работу «О нервном характере» (1912) и статью «Психический гер- мафродитизм и мужской протест — центральная проблема нервных забо- леваний» (1912), знаменовали собой возникновение индивидуальной психологии, поскольку в первой из этих работ он представил результаты «индивидуально-психологического учения о неврозах», которые должны были свидетельствовать, по его мнению, о ценности и практической зна- чимости методов индивидуальной психологии «для решения проблем душевной жизни», а во второй работе сведение всех имеющихся у отдель- ного человека нервных симптомов к «наивысшей общественной мерке»
133
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
он назвал основным принципом применения индивидуально-психологи- ческого метода. «Общество свободного психоанализа» было переимено- вано в «Общество индивидуальной психологии». В 1924 г. была создана Международная ассоциация индивидуальной психологии. С тех пор и по настоящее время раз в три года собираются Международные конгрессы по индивидуальной психологии. Международ- ный комитет адлеровских школ и институтов проводит ежегодно летние курсы, на которых обучаются до 300–400 слушателей. В Австрии, Герма- нии, Израиле, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии и в других странах мира существуют общества индивидуальной психологии. Пуб- ликации приверженцев индивидуальной психологии находят свое отра- жение в ряде специализированных журналов. Так, Североамериканское общество адлерианской психологии издает журнал «Индивидуальная пси- хология». С 1991 г. издается также «Международный журнал индивидуаль- ной психологии и сравнительных исследований». Помимо упомянутых выше статей и книг А. Адлером были опубликова- ны такие работы как «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Индивидуальная психология в школе» (1929), «Проблема невро- зов» (1929), «Наука жизни» (1929), «Воспитание детей» (1930), «Техни- ка индивидуальной психологии» (1930), «Что жизнь могла бы означать для тебя» (1931), «Смысл жизни» (1933), «Религия и индивидуальная пси- хология» (1933), «Социальный интерес» (1938) и др. В конце 70-х гг. мне довелось познакомиться с профессором Вермонт- ского университета Гансом Ансбахером и его женой Ровеной Ансбахер, которые организовали переводы работ А. Адлера с немецкого на англий- ский язык, благодаря чему идеи индивидуальной психологии получили распространение в США. Р. Ансбахер рассказывала о том, как она музи- цировала вместе с А. Адлером, обладавшим таким красивым голосом, что ему в свое время советовали стать оперным певцом. Когда в 1970 г. отме- чалось столетие со дня рождения А. Адлера, то в его честь не только чита- лись лекции в Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке, но и был дан концерт, на котором звучала музыка Брамса и Моцарта. В начале 80-х гг. по инициативе Г. Ансбахера в журнале «Индивидуаль- ная психология» были опубликованы исторические материалы о первых заседаниях «Общества свободного психоанализа», принадлежащие перу Р. Адлер, впервые вышедшие в свет на русском языке и обнаруженные мною в издаваемом до Первой мировой войны в России журнале «Пси- хотерапия». Последующая публикация в журнале «Индивидуальная пси- хология» подготовленных мною материалов по истории распростране- ния идей А. Адлера в России до Первой мировой войны и в 20-е гг. приве- ла к обмену мнениями с такими зарубежными специалистами, как один
134
АЛЬФРЕД АДЛЕР
из основателей Чикагского института Альфреда Адлера Гарольд Мозак и профессор психологии Иллинойского университета Ева Дрейкурс Фер- гюсон — дочь австро-американского психиатра Рудольфа Дрейкурса (1897– 1972), с 1923 г. сотрудничавшего с А. Адлером и основавшего институты индивидуальной психологии в Чикаго, Тель-Авиве, Торонто. Стоит отметить то обстоятельство, что Россия была одной из первых стран, в которой идеи А. Адлера получили свое распространение и прак- тическое использование в терапии. В 1912 г. А. Адлер стал иностранным членом редколлегии журнала «Психотерапия». В период с 1912 по 1914 г. в этом журнале на русском языке было опубликовано несколько его статей, посвященных проблемам сновидений и их толкования, роли бессозна- тельного в неврозах и органическому субстрату психоневрозов, индивиду- ально-психологическому методу лечения неврозов и феномену переноса, проявляющемуся в терапевтическом процессе. В тот же период появи- лись отечественные публикации, авторы которых сообщали об опыте применения предложенного А. Адлером индивидуально-психологического метода лечения психических расстройств. Российские врачи Н. Вырубов и Ю. Каннабих приезжали в Вену и обменивались мнениями с А. Адлером по проблемам теории и практики индивидуальной психологии. Последующая история России была таковой, что на протяжении ряда десятилетий индивидуальная психология, как психоанализ и другие направления в психотерапии, практически прекратила свое существова- ние. В тот период не могло быть и речи ни об издании на русском языке работ А. Адлера, ни о распространении его идей, ни об использовании индивидуально-психологического метода в психотерапии и педагогике. Любая деятельность подобного рода была чревата опасностью, связанной с репрессиями и возможной гибелью в мясорубке сталинских чисток. Известно, что после прихода фашизма к власти в Германии одна из доче- рей А. Адлера Валентина вместе со своим мужем, венгром Гулиа Сасом, переехала на родину своей матери в 1935 г. и была арестована в 1937 г. Все попытки А. Адлера и нескольких адвокатов узнать что-либо о дальнейшей судьбе Валентины и спасти ее от неминуемой гибели не увенчались успе- хом. Беспокойство за судьбу дочери стало, по всей вероятности, одной из причин преждевременной кончины А. Адлера от разрыва сердца. В конце 80-х гг. другая дочь основателя индивидуальной психологии Александра Адлер, которая стала видным деятелем в адлерианском движе- нии и с которой я состоял в переписке, сообщила мне следующее. После окончания Второй мировой войны по ее просьбе Альберт Эйнштейн, который был другом А. Адлера, попытался навести справки о судьбе Валентины. Русский посол в Вашингтоне в лаконичном ответе на просьбу Эйнштейна сообщил ему, что дочь Адлера умерла в 1942 г. Передавая эти
135
И Н Д И В И Д УА Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я А. А Д Л Е Р А
сведения Александре Адлер, Альберт Эйнштейн в своем письме написал: «Я не знаю, кто хуже. Гитлер или Сталин». Только в 70-е гг. стали появляться отдельные исследования, в которых отечественные авторы обратились к идейному наследию А. Адлера [1]. Только в 90-х гг. были опубликованы переведенные на русский язык основ- ные работы А. Адлера, дающие представление об идеях индивидуальной психологии, ее основных принципах, методе и технике лечения. Появи- лись публикации, в которых содержится анализ соответствующих идей и концепций индивидуальной психологии [2].
Комплекс неполноценности, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |