Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перипетии становления психоанализа в России 8 страница
тать ошибочным стремление делать из бывших пациентов психоаналити- ков и тем более принимать их в психоаналитическое сообщество. В. Штекель исходил из того, что во многих случаях результаты лечения оказывалтсь позитивными тогда, когда бывшим пациентам удавалось изгла- дить из памяти и саму болезнь, и психоанализ. После завершения курса лечения человек должен забыть психоанализ, отказаться от соблазна толковать свои сно- видения, не отыскивать причину своих симптоматических действий. Он должен уйти от самого себя и, не погружаясь в глубины своей собственной психики, окунуться в окружающий мир. Если этого не происходит, то исход лечения может оказаться сомнительным. В том случае, когда прошедшие аналити- ческий курс лечения пациенты становятся психоаналитиками, у них может развиться то, что В. Штекель назвал «психоаналитической скотомой». Под «психоаналитической скотомой» он понимал слепоту человека, зна- комого с психоанализом, по отношению к собственным комплексам. Такой специалист знает свои травмы, бессознательные влечения и поэтому счи- тает себя непогрешимым в оценках и себя самого, и тех, кто обращается к нему за помощью. Однако, как показывает практика общения между сами- ми психоаналитиками, нередко в их поведении проявляются излишние аффекты, которые им не удается преодолеть. Поэтому, если аналитическая терапия включает в себя воспитательную функцию, то «воспитывать из нев- ротика психоаналитика — не входит в задачу психоанализа» [55, с. 164]. По убеждению В. Штекеля, задача психоанализа состоит в том, чтобы примирить больного с действительностью или примирить его с ничто- жеством действительности, если у него обнаруживается высокая степень веры в собственную «великую историческую миссию». При этом анали- тик должен выступать в качестве не только доктора, врачующего душу,
109
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
но и воспитателя, поскольку, как подчеркивал З. Фрейд, психоанализ является своего рода довоспитанием того, что не удалось осуществить в процессе развития ребенка. Однако В. Штекель усматривал в психоаналитике воспитателя не толь- ко обратившегося к нему за помощью человека, но и человечества в целом. Поэтому он полагал, что психоаналитик должен быть человеком, стоящим выше среднего уровня, обладающим творческими дарованиями художни- ка и способным создать из больного подлинную личность. В конечном счете его точка зрения по этому вопросу сводилась к тому, что психоана- литик должен быть творчески одаренным человеком, а «за психоанали- зом должен следовать синтез» [56, с. 162]. Подобная точка зрения противостояла позиции основателя психоана- лиза. З. Фрейд действительно считал, что психоанализ — это своеобразное довоспитание человека, однако он был противником того, чтобы за пси- хоанализом следовал психосинтез. По его мнению, никакого особого психосинтеза не требуется, поскольку в процессе аналитической работы синтез как таковой осуществляется сам по себе. Он возражал также про- тив того, чтобы психоанализ был нацелен на конструирование какого-то идеального человека, лишенного каких-либо комплексов. В его понима- нии психоаналитическое лечение является терапией, способствующей такому развитию человека, которое могло бы иметь место у него самого, если бы оно происходило в благоприятных условиях и при благоприят- ном стечении обстоятельств. Одна из установок классического психоанализа — признание актив- ной роли пациента и пассивной позиции врача в аналитическом про- цессе. Этой установки придерживались многие психоаналитики, осо- бенно на начальном этапе становления и развития аналитической тера- пии. В. Штекель одним из первых подверг сомнению целесообразность подобной установки. Он соглашался с тем, что аналитик сам чувствует, о чем необходимо говорить с пациентом, о чем и как он должен говорить с ним. Однако ему не импонировала пассивная роль врача, предписы- ваемая классическим психоанализом в процессе аналитической работы. По этому поводу он замечал: «Но горе тому врачу, который без всякой критики предоставляет руководство пациенту и подчиняется случайным мыслям анализируемого!» [57, с. 158]. В. Штекель одним из первых стал ратовать за осуществление «актив- ной терапии». Он считал, что активность аналитика может и должна про- являться в таких формах, благодаря которым достигается благоприятный исход лечения. Сам он прибегал к некоторым уловкам, на первый взгляд противоречащим этическому поведению врача. Так, например, ему пред-
110
В. ШТЕКЕЛЬ
ставлялась оправданной активность аналитика, связанная с насильствен- ным освобождением пациента от врача. Однажды В. Штекель лечил тяжелого больного с неврозом навязчиво- сти. Ему удалось добиться того, что навязчивые действия были «разреше- ны», хотя лечение не привело ни к какому результату. И тогда В. Штекель решил прибегнуть к активному действию, связанному с поиском подходя- щей ситуации, когда он смог бы прекратить лечение пациента. На очеред- ной сессии он упрекнул пациента в том, что тот не хочет стать здоровым. Пациент резко отреагировал на этот упрек, а В. Штекель, воспользовав- шись создавшейся ситуацией, еще резче высказался по поводу того, что он думает о больном. В конечном счете он заявил, что коль скоро пациент не хочет быть здоровым, то он отказывается помогать ему и, следователь- но, пациент никогда не станет здоровым. В ответ на это пациент перешел на крик и заявил, что он сам, без помощи аналитика, сумеет выздороветь. Фактически В. Штекель, что называется, указал пациенту на дверь. Лече- ние было прекращено, причем в такой форме, что это не могло не вызвать обиду со стороны пациента, который назло аналитику решил вылечиться самостоятельно. И это привело к успеху, так как бывший пациент дейст- вительно многого добился в жизни. Пассивность аналитика ведет к затягиванию сроков аналитической терапии. В рамках классического психоанализа курс лечения может про- ходить годами, и такое положение считается не только нормальным, но и необходимым для достижения устойчивого результата. Основыва- ясь на своем опыте работы с пациентами, В. Штекель заметил, что чем дольше они находятся в аналитической терапии, тем легче она начина- ет приобретать функцию невроза в психике больного. Возникают такие явления, когда в некоторых случаях успех лечения оказывается тем хуже, чем дольше продолжается аналитическая терапия. Такое положение связано с тем, что при длительном лечении пациент не только привыкает к врачу, но подчас не может без него обойтись. Больной оказывается не в состоя- нии расстаться с врачом, хотя аналитическая терапия предполагает такое завершение лечения, при котором пациент должен стать самостоятель- ным и решать свои проблемы сам, не прибегая к помощи врача. В. Штекель понимал, что существуют случаи тяжелых психических заболеваний, действительно требующих длительных курсов лечения. Однако, основываясь на своих наблюдениях, он стал сокращать сроки лечения и использовал продолжительную терапию лишь тогда, когда у пациентов были органические нарушения и они оказывались совер- шенно не приспособленными к жизни. В своей практической деятель- ности В. Штекель стал принципиально ограничиваться такими сроками лечения, которые не превышали двенадцати месяцев. Однако чаще всего
111
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
он старался обойтись более коротким курсом лечения — от трех до шести месяцев, поскольку считал, что наилучшие прогнозы дают случаи лечения, связанные с определенным, ограниченным временем. В. Штекель отошел от классических предписаний, в соответствии с которыми следует проводить аналитические сеансы не менее пяти раз в неделю, с продолжительностью каждого около часа. По его собствен- ным утверждениям, у него были поразительно успешные случаи, когда он принимал некоторых пациентов всего лишь один раз в неделю с продол- жительностью от тридцати минут до часа. Впоследствии некоторые психоаналитики неоднократно предприни- мали попытки как по осуществлению «активной терапии», так и по сокра- щению сроков лечения пациентов. Имели место также случаи, когда отдельные психоаналитики сокращали время сеансов до 25 минут. Тем не менее, инициированные В. Штекелем начинания не встретили под- держки у большинства психоаналитиков. Во всяком случае в современном психоанализе преобладающей явля- ется установка, в соответствии с которой анализ осуществляется, как правило, с периодичностью от трех до пяти раз в неделю, продолжитель- ность одного сеанса составляет 45–50 минут, а продолжительность курса лечения — от нескольких месяцев до нескольких лет. Другое дело, что ряд психоаналитиков взяли на вооружение отдельные приемы, ранее исполь- зуемые теми, кто стоял у истоков изменения взглядов на пассивную роль аналитика в терапевтическом процессе. В. Штекель с гордостью называл себя учеником З. Фрейда. Вместе с тем даже в период сотрудничества с ним он подчеркивал, что не все выводы, к которым он пришел в своей исследовательской и терапевтической дея- тельности, соответствовали взглядам основателя психоанализа. Напро- тив, он был уверен, что многое из того, что содержалось в его высказы- ваниях и работах, заставит З. Фрейда, по его собственным словам, «пока- чать в знак несогласия головой» [58, с. 5]. И действительно, основатель психоанализа не только не разделял радикальные новации В. Штекеля, но и, судя по переписке со своими кол- легами, с облегчением вздохнул, когда тот вышел из Венского психоана- литического общества. Тем не менее, как показывает история развития психоанализа, в более поздний период своей деятельности З. Фрейд стал обосновывать некоторые из тех идей (инстинкт деструктивности, влече- ние к смерти), которые ранее выдвинул В. Штекель, а наиболее прибли- женные к нему последователи высоко оценивали вклад последнего в неко- торые сферы психоаналитической теории и практики. По выражению официального биографа З. Фрейда Э. Джонса, «Штекель был одаренным психологом с редким чутьем к обнаружению вытесненного материала,
112
Э. ДЖОНС
и его вклады в знание символизма, область, в которой он обладал боль- шей интуицией, чем Фрейд, представляли значительную ценность на ран- них этапах развития психоанализа» [59, с. 262–263]. Знакомство с идейным наследием В. Штекеля в России оставляет желать лучшего. В 1912–1914 гг. несколько его работ были переведены на русский язык. Однако, в отличие от работ З. Фрейда, они впоследствии не переиздавались. Между тем он считал русских людей природными философами и психологами. Более того, в марте 1912 г. в предисловии к русскому изданию очерков, написанных им в разное время, он раскрыл свою тайну, состоящую в том, что он считал себя учеником таких великих психологов, как Гоголь, Гончаров, Толстой, Тургенев и главным образом Достоевский, которые были, по его собственным словам, его учителя- ми и произведениями которых он зачитывался в пору своей молодости [60, с. 6]. Было бы, видимо, не только не лишним, а, наоборот, полезным, если бы отечественные психоаналитики имели возможность основатель- но познакомиться с идеями В. Штекеля, что предполагает не в последнюю очередь перевод на русский язык и публикацию его работ.
Э. Джонс
Эрнест Джонс — один из сподвижников З. Фрейда, первый английский психоаналитик. Родился 1 января 1879 г. в семье служащего сталелитейно- го завода. Вырос в рабочем районе Южного Уэльса вблизи города Суонси. Получил медицинское образование в Кардиффе и в колледже при Лон- донском университете. В 1900 г. ему был вручен диплом врача. Имея ква- лификацию невролога, работал в одной из больниц Лондона. В 1906 г. был арестован по обвинению в недостойном поведении с двумя девочками из школы умственно отсталых детей, среди которых проводил исследо- вания механизмов речи. Дело до суда не дошло, и Э. Джонс был освобож- ден из-под стражи. После этого инцидента он отошел от традиционной медицины и проявил интерес к работам З. Фрейда. В 1907 г. Э. Джонс участвовал в конференции в Амстердаме, на которой обсуждались идеи З. Фрейда, и во время работы которой он познакомил- ся с К. Г. Юнгом. Швейцарский врач написал З. Фрейду о молодом «кельте из Уэльса», интересующемся психоанализом. В том же году Э. Джонс провел несколько дней в Цюрихе, где встретился с К. Г. Юнгом. В 1908 г. он впервые встретился с З. Фрейдом в Зальцбурге на первой Международной встрече психоаналитиков. В том же году он получил место профессора психиатрии Торонтского университета и возглавил клинику нервных болезней в Онта- рио (Канада). Вернувшись в Англию, в 1912 г. организовал Британское пси- хоаналитическое общество, позднее — Лондонское психоаналитическое
113
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
общество. Э. Джонс был одним из членов тайного комитета, образованно- го в поддержку распространения идей З. Фрейда и сохранения целостно- сти психоанализа. В 1913 г. он приехал в Будапешт к Ш. Ференци и в тече- ние нескольких месяцев по два-три часа в день проходил у него личный анализ. В 1920 г. Э. Джонс основал «Международный журнал психоанали- за» и на протяжении ряда лет был его главным редактором. Неоднократно избирался президентом Международной психоаналитической ассоциации. Был членом Королевского общества психологов и почетным членом мно- гих психологических, психиатрических, психоаналитических организаций, включая Американскую психоаналитическую ассоциацию, Британское пси- хоаналитическое общество, Институт психоанализа. Умер в 1958 г. Э. Джонс являлся официальным биографом З. Фрейда, автором трех- томного издания «Зигмунд Фрейд: жизнь и труды» (1953–1957), а также таких работ, как «Терапия неврозов» (в 1925 г. переведена на русский язык и издана в Москве), «Свободные ассоциации. Мемуары психоаналитика» (1959) и др. Э. Джонс сыграл значительную роль в становлении Международного психоаналитического движения. В 1907 г. он предложил К. Г. Юнгу органи- зовать встречу тех, кто интересуется психоаналитическими идеями З. Фрей- да. Такая встреча, впоследствии названная I Международным психоаналити- ческим конгрессом, состоялась в апреле 1908 г. в Зальцбурге. На этой встре- че Э. Джонс выступил с докладом «Рационализация в обыденной жизни». Осенью того же года он провел несколько коллоквиумов в Бостоне, на кото- рых присутствовали такие ведущие в то время американские специалисты, как Дж. Патнем, В. Мюнстерберг, Е. Тайлор, а в начале 1909 г. прочел док- лад в Нью-Хейвене, познакомив американскую аудиторию с психоанали- тическими идеями З. Фрейда. В августе 1909 г. в Нью-Йорке Э. Джонс при- соединился к З. Фрейду, К. Г. Юнгу и Ш. Ференци, которые направлялись в университет Кларка в Вустере, где основатель психоанализа прочел пять лекций о психоанализе. Э. Джонсу принадлежит также заслуга в распространении психоанали- за в США. В 1909–1910 гг. он читал популярные лекции по психоанализу в Балтиморе, Бостоне, Вашингтоне, Детройте, Чикаго. В первом номере «Американского психологического журнала» за 1910 г. было опубликовано его эссе о Гамлете. В том же году по его инициативе была основана «Амери- канская психоаналитическая ассоциация», в которую он вошел в качестве члена совета. В 1912 г. Э. Джонс предложил собрать вокруг З. Фрейда небольшую группу преданных ему аналитиков. Ш. Ференци поддержал его предложение, после чего оно было обсуждено с О. Ранком, Г. Заксом и К. Абрахамом. Э. Джонс сообщил об этом З. Фрейду, который в ответном письме заметил: «Моим
114
Э. ДЖОНС
воображением немедленно завладела Ваша мысль о создании секретного совета, составленного из лучших и пользующихся наибольшим доверием среди нас людей, которые станут заботиться о дальнейшем развитии пси- хоанализа и защищать наше дело от нападок и случайностей, когда меня не станет» [61, с. 271]. В 1913 г. Э. Джонс совместно с Д. Эдером создал Лондонское психоана- литическое общество и стал его президентом. В 1914 г. он встречал с цве- тами дочь основателя психоанализа А. Фрейд, которая впервые самостоя- тельно приехала в Англию на отдых. Интересно отметить, что в связи с поездкой своей дочери в Англию З. Фрейд писал Э. Джонсу о том, что его дочь холодна к мужчинам и не претендует на то, чтобы к ней относились как к женщине. Такое предупреждение было сделано им потому, что до него дошли слухи об определенных намерениях Э. Джонса, который, будучи в то время холостяком, решил остановить свой выбор на дочери основа- теля психоанализа. В 1919 г. Э. Джонс стал одним из содиректоров Международного психо- аналитического издательства, которое в течение своего 20-летнего сущест- вования выпустило в свет около 150 психоаналитических книг и собрание сочинений З. Фрейда. Вместе с О. Ранком он проделал значительную работу по редактированию соответствующих текстов, организации издательской деятельности и улаживанию финансовых вопросов. На протяжении многих лет Э. Джонсу пришлось выступать в качестве человека не только занятого распространением психоанализа в различных странах мира, но и защищающего психоанализ от различного рода напа- док в Англии. В 20-х гг. он боролся против английских оппонентов и участ- вовал в подготовке отчета комитета Британской медицинской ассоциации, где сумел смягчить имевшиеся в то время нападки на психоанализ. В рам- ках данного отчета психоанализ определялся как деятельность, основанная на использовании разработанных З. Фрейдом технических средств лечения нервнобольных. В марте 1938 г., после вторжения нацистов в Австрию, Э. Джонс посе- тил З. Фрейда в Вене, уговорил его переехать в Англию и добился у британ- ских властей соответствующего разрешения на его въезд в страну, вклю- чая разрешение на работу для основателя психоанализа, членов его семьи и некоторого количества его учеников с их семьями. В 1955 г. он препод- нес Венскому университету для установки во дворе бюст З. Фрейда, выпол- ненный скульптором П. Кенинсбергером в 1921 г. и содержащий надпись из трагедии Софокла «Царь Эдип» — «И загадок разрешитель, и могуще- ственный царь». Активная деятельность Э. Джонса касалась не только организационных аспектов развития психоаналитического движения, но и концептуальных
115
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
разработок психоанализа. Так, в статье «Об анально-эротических чертах характера» он высказал ряд важных соображений, связанных с развити- ем психоаналитических идей, ранее изложенных З. Фрейдом в его работе «Характер и анальная эротика» (1908). Если основатель психоанализа вычленил три черты анального харак- тера (любовь к порядку, бережливость, упрямство), то Э. Джонс описал различные типы данного характера, у которых проявляются специфиче- ские чувства какой-то обязанности или долженствования, переход от тор- можения и задержки к лихорадочной деятельности, стремление к совер- шенству и отвращение ко всему, сделанному наполовину. Он также заме- тил, что анальная эротика может вызывать невнимание к собственной персоне, склонность к гневу и негодованию, мстительность, неспособ- ность наслаждаться чем-либо приятным или упорство в преследовании выбранной цели, убеждение в лучшем выполнении проделанной работы, стремление к самообладанию. Для людей анального характера типичны- ми проявлениями служат склонность интересоваться обратной стороной вещей, любознательность к противоположной стороне мест или предме- тов, стремление к смешению левого и правого, востока и запада. При рассмотрении анально-эротических черт характера Э. Джонс обратил особое внимание на символику кала. По его мнению, символа- ми кала являются любовь и отвращение к различной пище, всякая грязь и мусор, книги и любая печатная продукция, деньги и золото, трупы и завещания. Причем «отношение к различным символам может быть различно, так что у того же самого человека может быть в одном отноше- нии положительная, в другом — отрицательная установка, в одном субли- мированные, в другом — реактивные образования, здесь он добровольно отдает себя, а там — в испуге отстраняется» [62, с. 41]. Э. Джонс рассмотрел две фазы процесса анальности — «удержание» и «отда- ча». Каждое внешнее противодействие против «удержания» и «отдачи» вызывает у человека негодование и может привести к сильно выражен- ной индивидуальности — к своеволию, упрямству, раздражительности, плохому настроению или к способности к концентрации, основательно- сти, совершенству. В понимании Э. Джонса формирование характера человека зависит от взаимодействия установок, относящихся к различным фазам, и от степе- ни, с которой он реагирует на каждую из них развитием сублимации и реак- тивных образований. Сублимация ведет к двум противоположным типам характера — любви к обладанию и заботе о вещах или к продуктивности и радости творчества. Реактивные образования вызывают педантизм и отвра- щение к мотовству. Сублимация способствует развитию склонности к моде- лированию. Реактивные образования — к эстетическому восприятию.
116
Э. ДЖОНС
На основе двух групп особенных свойств, происходящих от влечений обладать и удерживать, творить и отдавать, Э. Джонс выделил четыре типа возможных реакций людей: · бережливость и скупость (отвращение давать и желание собирать цен- ности); · любовь к порядку (склонность к систематизации и организации); · чрезмерная щедрость и расточительность; · отвращение к грязи и чрезмерная чистоплотность. Он считал, что наиболее впечатляющей чертой во всем реестре аналь- ного характера является чрезмерная нежность, а ее побочным продуктом — ярко выраженное властолюбие по отношению к любимому объекту. В результате различного рода обстоятельств из четырех типов возмож- ных реакций у человека могут сформироваться, по мнению Э. Джонса, как наиболее ценные, так и чрезвычайно неудачные черты характера. К пер- вым он отнес решительность, упорство, организаторский талант, делови- тость, надежность, изощренное понимание искусства, утонченный вкус, необычайную нежность, ловкость в обращении с различными предме- тами мира. Ко вторым — неспособность быть счастливым, ипохондрию, мелочность, скупость, духовную тяжеловесность, властолюбие и все свой- ства, благодаря которым жизнь человека становится тяжелой и горькой. Ряд психоаналитиков подчеркивали роль фигуры отца в развитии чело- века. Э. Джонс одним из первых обратил внимание на фигуру деда, чья роль в развитии индивида может оказаться подчас не меньшей, чем роль отца. В статье «Значение деда в судьбе отдельного человека» он показал, что если учесть влияние деда на индивида, то тем самым открывается возможность для получения важной информации, дающей представление как о некото- рых чертах характера человека, так и о его невротических реакциях. По мнению Э. Джонса, особое значение личность деда может приобре- тать в ту пору, когда ребенок начинает переживать свой «семейный роман» и пытается освободиться от образа отца, замещая его в своем воображе- нии другой, более лучшей фигурой. Нередко замена отца дедом проис- ходит потому, что многие пожилые люди относятся к детям более нежно и терпимо, чем строгие родители, особенно отец. Может иметь место и иная ситуация. Если мать сильно привязана к своему отцу, то для ее сына дед может выступать в качестве соперника, в результате чего складывает- ся своеобразное эдипальное отношение. Для девочки дед может выступать в качестве заместителя отца, и она может иметь фантазии, в которых он является ее мужем. Так возникает «дедовский комплекс», следствием которого может стать тенденция ребен- ка, а затем и взрослого человека к геронтофилии, т. е. склонности к людям преклонного возраста, когда молодые девушки выходят замуж за пожилых
117
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
мужчин (не по материальным соображениям), а юноши испытывают вле- чение к пожилым женщинам. Согласно Э. Джонсу, в жизни человека значительную роль могут играть фантазии «перестановки поколений». Подобные фантазии способны стать одним из источников инцестуозной склонности родителей к своим детям, включая как нормальную любовь, так и педофилию. У мужчин, проявляю- щих ненормальную любовь к дочерям, нередко наблюдается также сильная инфантильная фиксация по отношению к матери. Такие мужчины имеют фантазии, в которых они рождают своих матерей, спасают их, становятся их отцами и отождествляют дочерей с матерями. В подобных случаях пред- шествующие и последующие поколения как бы сливаются друг с другом, прошлое и будущее смешиваются между собой в фантазиях. Наряду с фигурой деда, Э. Джонс обратил внимание и на образ незамуж- ней тети. Он подчеркнул, что в аналитической практике встречаются такие пациенты, интерес и привязанность которых в детстве могут фиксировать- ся на такой тете. В дальнейшем у таких людей нередко обнаруживается неж- ное отношение к старым девам вообще, свидетельствующее о замещении образа матери-девственницы фигурой незамужней тети. Останавливаясь на этих аспектах семейных отношений, Э. Джонс решился на обобщение, в соответствии с которым «все члены семейной группы (от брата до деда и от сестры до тетки) играют исключительно роли заместителей в первона- чальной троице, образуемой отцом, матерью и ребенком» [63, с. 212]. Как официальный биограф основателя психоанализа, Э. Джонс имел доступ ко многим архивным материалам, часть которых до сих пор остает- ся недоступной не только для массового читателя, но и для исследователей. Подготовленное им в 1953–1957 гг. трехтомное издание о жизни и деятель- ности З. Фрейда долгое время являлось единственным источником, из кото- рого исследователи могли черпать полезную информацию, поскольку в дан- ном издании содержались выдержки из неопубликованных писем основате- ля психоанализа к различным корреспондентам. И хотя в настоящее время значительная часть эпистолярного наследия З. Фрейда опубликована, тем не менее ни один историк психоанализа не может обойтись без знакомства с фундаментальным трудом Э. Джонса, в котором английский психоанали- тик предстает в роли не только биографа и историографа, но и своего рода архивариуса, поведавшего о драматических перипетиях развития психоана- лиза, очевидцем которого он был сам.
Г. Закс
Ганс Закс (1881–1947) — один из учеников и соратников З. Фрейда. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |