Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перипетии становления психоанализа в России 5 страница




ся до поцелуя. «Вы охотно играете роль нежной матери по отношению

к другим и, вероятно, по отношению к самому себе. Значит, Вам следует

услышать предостережение со стороны сурового отца» [30, с. 92].

З. Фрейду приходилось делать различного рода разъяснения как в связи

с новаторскими идеями Ш. Ференци, так и с его упреками в свой собствен-

ный адрес. Так, в своей работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937),

отвечая на упрек венгерского психоаналитика в том, что он не провел

с ним полный анализ и не рассмотрел возможность негативного переноса,

З. Фрейду пришлось высказать аргументы, проясняющие суть дела.

Нет необходимости воспроизводить аргументацию основателя пси-

хоанализа по этому вопросу. В контексте рассмотрения идей Ш. Ферен-

ци имеет смысл обратить внимание лишь на то, что работа З. Фрейда

«Конечный и бесконечный анализа», заставившая многих психоаналити-

ков того времени серьезно задуматься над целями и задачами психоанали-

за и до сих пор остающаяся своего рода духовным завещанием для совре-

менников, во многом была инициирована размышлениями венгерского

психоаналитика над проблемой завершения анализа.

И это действительно так, поскольку на Х Международном психоана-

литическом конгрессе, состоявшемся в Инсбурге в 1927 г., Ш. Ференци

не только поставил вопрос о критериях завершения анализа, но и выска-

зал убеждение, что анализ не является бесконечным процессом и что

 

80


 

 

Ш. ФЕРЕНЦИ

 

при соответствующем знании предмета и терпении аналитика он может

быть приведен к естественному завершению. Эти идеи, нашедшие отра-

жение в его публикации «Проблема завершения анализа» (1928), не могли

не стать предметом осмысления со стороны З. Фрейда и, надо полагать,

именно они стали отправной точкой реализации тех творческих задумок,

которые легли в основу его работы «Конечный и бесконечный анализ».

Ш. Ференци было свойственно стремление к экспериментированию.

В частности, он предпринял попытку осуществления такого анализа,

когда уделял одной пациентке столько времени, сколько та требовала

от него. Он проводил с ней несколько сеансов в день, а если это требо-

валось, то и ночью. Встречи с пациенткой осуществлялись им не только

по выходным дням, но и во время отпуска, т. е. пациентка сопровождала

его во время отдыха. Лечение данной пациентки осуществлялось на про-

тяжении нескольких лет. Смерть Ш. Ференци наступила до завершения

лечения и поэтому трудно судить о результатах этого эксперимента. Хотя

состояние пациентки заметно улучшилось, тем не менее, Ш. Ференци

не был уверен до конца в результативности подобного метода лечения.

Во всяком случае, в научном дневнике «Заметки и фрагменты» (1930–

1932) он писал о том, какие неожиданные для аналитика проблемы и труд-

ности возникают в процессе такого лечения.

Терапевтическая деятельность Ш. Ференци сопровождалась глубоки-

ми раздумьями о соотношении между телесным и психическим, научным

объяснением и психоаналитическим пониманием процессов, присущих

жизнедеятельности человека. В науке и медицине того времени сущест-

вовал разрыв между этими пластами знания. Этот разрыв давал о себе

знать и в рамках психоанализа в форме различного рода несоответствий

между его теорией и практикой. Пытаясь навести мосты в этой области,

Ш. Ференци выдвинул идеи биоанализа, связанные с его пониманием эво-

люции видов, угрожающих жизни природных катастроф, возникновения

и развития гениталий, символического выражения души и тела. В работе

«Опыт на основе теории гениталий» (1924) он предпринял усилия к пси-

хоаналитическому рассмотрению взаимодействия органов и «к закладке

краеугольного камня новой биоаналитической науки, которая методи-

чески переносит психоаналитические знания и практические приемы

в естественные науки» [31, с. 569].

Его концептуальные построения основывались на методе, объединяю-

щем между собой естественно-научный и психологический опыт, зна-

ния о внешнем и внутреннем мире, эмпирический материал точных наук

и психоаналитические данные, полученные в процессе терапевтической

практики. Он назвал этот метод «утраквистским», т. е. использующим воз-

можности междисциплинарных исследований, сравнений и аналогий

 

81


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

с целью всестороннего, а не одностороннего подхода к столь сложно-

му объекту и субъекту анализа, каким является человек. Применительно

к психоаналитической практике «утраквистский» метод предполагал при-

стальное внимание аналитика как к эмоциональной, так и интеллектуальной

деятельности пациента, вбирающей в себя разнообразные проявления,

обусловленные работой психических механизмов, противоположными

выражениями которых служат проекция и интроекция.

Очевидно, что идейное наследие Ш. Ференци, к сожалению, до сих

пор недостаточно освоенное, представляет собой богатый по содержа-

нию материал, способствующий лучшему пониманию специфики психо-

анализа, истории развития его теории и практики, трудностей и проблем

исследовательского и терапевтического характера. Хотя его новации

в сфере психоанализа до сих пор вызывают неоднозначную оценку среди

зарубежных специалистов, тем не менее многие из тех, кто имел возмож-

ность работать с ним или ознакомиться с его идеями, отмечали его неза-

урядные способности как исследователя и клинициста. Так, даже офици-

альный биограф З. Фрейда Э. Джонс, высказавший немало критических

соображений в адрес венгерского психоаналитика, не мог не признать

того, что «Ференци был талантливым аналитиком с замечательной спо-

собностью угадывать проявления бессознательного» [32, с. 273].

 




















О. Ранк

 

Отто Ранк (Розенфельд) родился 22 апреля 1884 г. в бедной еврей-

ской семье. Учился в ремесленном училище, работал в мастерской, само-

стоятельно изучал психологию, окончил Венскую школу искусств, про-

являл особый интерес к мифологии и литературе. Взял себе фамилию

доктора Ранка из пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом». В 1906 г. познако-

мился с З. Фрейдом, представив ему рекомендательное письмо А. Адле-

ра, являвшегося семейным врачом Розенфельдов, и рукописи трех работ,

одна из которых легла в основу опубликованной в 1907 г. книги «Худож-

ник». Основатель психоанализа побудил его к получению университет-

ского образования, в результате чего он закончил Венский университет

и в 1912 г. получил степень доктора философии.

Внешне непривлекательный О. Ранк был трудолюбивым, высокоинтел-

лектуальным и остроумным человеком. Начиная с 1907 г., он стал одним

из близких учеников З. Фрейда, его «приемным сыном», личным секре-

тарем, а с 1912 г. — секретарем Венского психоаналитического общест-

ва, тщательно протоколирующим все заседания венских психоаналити-

ков. С 1912 г. — издатель «Международного психоаналитического журна-

ла», с 1913 г. — член тайного комитета. В начале 1916 г. О. Ранку пришлось

 

82


 

 

О. Р А Н К

 

переехать в Краков, где он издавал официальный журнал австрийской

армии. В конце 1918 г. он женился на красивой польской девушке Беате

Толе Минсер. После возвращения О. Ранка в Вену, его жена была настоль-

ко благосклонно принята З. Фрейдом, что последующее рождение доче-

ри у четы Ранков воспринималось основателем психоанализа, как чрез-

вычайно важное событие, а новорожденную девочку он считал родной

внучкой. Несколько лет спустя, в 1923 г. по предложению З. Фрейда Тола

Ранк выступила с докладом «Роль женщины в эволюции человеческого

общества» в Венском психоаналитическом обществе» и стала его членом.

Она помогала мужу издавать журнал «Имаго», записывала под диктовку

З. Фрейда письма для членов тайного комитета, которые подписывались

им и О. Ранком.

Став первым аналитиком без медицинского образования, О. Ранк начал

принимать пациентов, по примеру З. Фрейда устроив приемный кабинет

в том же доме, где находилась его квартира. С 1919 по 1924 г. он возглав-

лял издательство, в котором осуществлялась публикация психоаналити-

ческих работ. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской

и издательской деятельностью, ведал управленческими и финансовыми

делами психоаналитического сообщества, оказывал неоценимую помощь

З. Фрейду в организационных вопросах, был вице-президентом Венского

психоаналитического общества.

В начале 20-х гг. О. Ранк высказал ряд идей, которые предопредели-

ли его выход из числа членов тайного комитета и последующий разрыв

с основателем психоанализа. В 1924 г. по приглашению президента Нью-

Йоркского психоаналитического общества он ездил в США, где в тече-

ние нескольких месяцев излагал свои новые идеи перед американскими

психоаналитиками, часть которых стала проходить у него краткосроч-

ный анализ. В его отсутствие вице-президентом Венского психоаналити-

ческого общества стал П. Федерн, а он был назначен З. Фрейдом секрета-

рем данного общества. Возвратившись в Вену, О. Ранк ушел с поста глав-

ного редактора психоаналитического журнала. В 1925–1926 гг. он дважды

ездил на несколько месяцев в США, затем, вернувшись в Вену и посетив

З. Фрейда последний раз за три недели до его 70-летия, уехал в Париж.

В 1929 г. О. Ранк подал в отставку, фактически предопределив окончатель-

ный разрыв с основателем психоанализа. В начале 30-х гг. он работал ана-

литиком в Париже.

В 1935 г. О. Ранк переехал в США, занимался преподавательской, иссле-

довательской и терапевтической деятельностью, сопровождавшейся

выдвижением новых психоаналитических идей. Его жена, которая, прой-

дя семинары А. Фрейд по детскому психоанализу, начала работать с детьми

в Париже, не последовала за мужем. Их официальный развод состоялся

 

83


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

в 1939 г., после чего О. Ранк женился на своей американской секретарше,

а обосновавшаяся в Бостоне его первая жена стала практикующим ана-

литиком, преуспевшим в супервизионной работе с детьми. 31 октября

1939 г. в Нью-Йорке О. Ранк скончался в результате аллергической реак-

ции на содержащее серу лекарство, которое он использовал при лечении

инфекции горла. Примечательно, что это произошло чуть более месяца

спустя после смерти З. Фрейда, последовавшей 23 сентября того же года.

О. Ранк опубликовал ряд психоаналитических работ, включая «Миф

о рождении героя» (1909), «Сага о Лоэнгрине» (1911), «Инцестуальные

мотивы в поэзии и саге» (1912), «Значение психоанализа в науке о духе»

(1913, в соавторстве с Г. Заксом), «Психоаналитический вклад в исследова-

ние мифов» (1919), «Цели развития психоанализа. К вопросу о взаимодей-

ствии теории и практики» (1924, совместно с Ш. Ференци), «Травма рож-

дения и ее значение для психоанализа» (1924), «Волевая терапия» (1936).

О. Ранк был одним из первых учеников З. Фрейда, уделившим особое

внимание использованию психоаналитического метода исследования

при изучении искусства, религии, поэзии, литературы. Обладая значи-

тельной эрудицией в области мифологии, он предпринял попытку пси-

хоаналитического осмысления различных мифов. В работе «Миф о рож-

дении героя» (1909) им были подвергнуты критическому рассмотрению

предшествующие исследования, авторы которых предлагали то или иное

понимание происхождения мифов. Высказав возражения против возведе-

ния содержания мифов к различным астрономическим явлениям, О. Ранк

выдвинул положение, в соответствии с которым открытие источника содер-

жательной идентичности мифов всех времен и народов возможно лишь на основе

их психологического анализа. При этом он отталкивался от осуществленной

в работе З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) интерпретации мифа

об Эдипе, признания основателем психоанализа близкой связи между сно-

видением и мифом, возможности переноса метода психоаналитического

толкования сновидений на соответствующее изучение мифов.

З. Фрейд установил, что между различными психическими явлениями

(сновидения, фантазии), художественным творчеством и психическими

расстройствами имеется нечто общее, относящееся к одной психиче-

ской функции. Этим общим является человеческое воображение. Оттал-

киваясь от этого фрейдовского положения, О. Ранк воспринял способ-

ность к воображению в качестве универсального явления, характерного

не только для человека, но и для человечества как такового. «Именно спо-

собность к воображению — человечества в целом, а не отдельного инди-

вида — современная теория должна рассматривать как важный и, пожа-

луй, первостепенный фактор, благодаря которому изначально возникли

все мифы» [33, с. 164].

 

84


 

 

О. Р А Н К

 

Обратившись к мифологическому материалу различных легенд, вклю-

чая мифы о рождении Саргона, Моисея, Эдипа, Париса, Телефа, Персея,

Гильгамеша, Тира, Тристана, Ромула, Геркулеса, Иисуса, Зигфрида и Лоэн-

грина, О. Ранк выявил ряд единообразных черт, которые могут служить

основой для построения стандартного сказания. Во всех мифах присутст-

вует такое отношение героя к своим родителям, которое неизменно имеет

нездоровый характер. По мнению О. Ранка, подобное отклонение обу-

словлено чем-то таким, что находит отражение в характере самого героя.

Мотивы же отклонения становятся очевидными, если обратиться к психо-

аналитическому пониманию жизни ребенка, детской способности к вооб-

ражению и тому начинающемуся отчуждению ребенка от родителей, кото-

рое в психоанализе получило название «семейного романа невротиков».

В 1906 г. З. Фрейд опубликовал статью «Семейный роман невротиков»,

где обратил внимание на такую ступень развития ребенка, когда он фан-

тазирует об избавлении от своих родителей и о замене их теми, кто зани-

мает более высокое социальное положение. На этой ступени развития

ребенок еще не обладает знанием сексуальных предпосылок своего про-

исхождения. Затем, когда появляется знание о сексуальных отношениях

между матерью и отцом, наступает вторая ступень или фаза «семейного

романа». Ребенок возвышает отца, но не ставит под сомнение свое про-

исхождение от матери. В понимании З. Фрейда, «все стремление заме-

нить настоящего отца более знатным есть лишь выражение тоски ребенка

по утраченным счастливым временам, когда его отец казался ему самым

благородным и самым сильным мужчиной, а мать — самой милой и самой

красивой женщиной» [34, с. 136].

Представления З. Фрейда о «семейном романе» не только нашли свое

отражение в работе О. Ранка «Миф о рождении героя», но и получили

у него дальнейшее развитие. В частности, О. Ранк отметил, что моти-

вы брошенных и воспитанных другими родителями детей содержатся

во многих мифах и сказаниях. Фантазии о чудесном спасении ребенка

знатных родителей, перевоплощении божественного родителя в образ

человеческого отца явственно присутствуют в большинстве мифологиче-

ских построений. По мнению О. Ранка, мифы о героях и семейные рома-

ны включают в себя одну и ту же тенденцию, связанную со стремлением

героя избавиться от родителей и аналогичным желанием, присутствую-

щим в фантазии ребенка.

Рассматривая сходства между семейным романом детей и различны-

ми мифами, О. Ранк обратил внимание на то, что сюжеты мифов оказы-

ваются как бы перевернутой картиной семейного романа. Если в семейном

романе ребенок освобождается от неприязненных чувств, испытываемых

им по отношению к отцу, то во многих мифах повествуется об изгнании

 

85


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

ребенка из семьи знатного отца. «В невротическом романе ребенок избав-

ляется от отца, тогда как в мифе отец пытается избавиться от ребенка.

И как того требует сущность фантазии, естественным завершением ста-

новится спасение и возмездие» [35, с. 224].

Интересна одна деталь. В работе О. Ранка «Миф о рождении героя»

почти дословно воспроизводятся рассуждения о «семейном романе»,

нашедшие отражение в статье З. Фрейда «Семейный роман невротиков».

Создается впечатление, будто О. Ранк полностью включил в свою работу

текст статьи, ранее опубликованной З. Фрейдом. Впрочем, сам он ссыла-

ется на «профессора Фрейда», любезно предоставившего ему разработки

относительно психологии неврозов. Некоторые исследователи считают,

что О. Ранк не являлся единоличным автором «Мифа о рождении героя»

и что в эту работу включена статья З. Фрейда, пожелавшего сохранить

инкогнито [36, с. 14]. Как бы там ни было на самом деле, тем не менее,

можно говорить о том, что в период публикации «Мифа о рождении

героя» З. Фрейд более чем благосклонно относился к О. Ранку.

Необходимо отметить и то, что в процессе психологического объяс-

нения смысла мифа о рождении героя О. Ранк попытался выявить связи

мифа с некоторыми психическими заболеваниями. В частности, он счи-

тал, что в своих основных чертах мифы о героях во многом соответствуют

маниакальным представлениям психотиков, страдающих манией преследования

или величия. Исходя из подобного понимания, им была выявлена тесная

связь между мифом о герое и структурой мании у параноиков, а также

дана характеристика мифа как параноидальной структуры.

Дальнейшее использование психоаналитического метода исследова-

ния мифов нашло свое отражение у О. Ранка в написанной совместно

с Г. Заксом работе «Значение психоанализа в науках о духе» (1913). В этой

работе подчеркивалось, что психоанализ предлагает особое разъяснение

мифа, основанное на учете той роли, которую бессознательное играет при

создании мифологических сюжетов. Благодаря использованию психоана-

литических идей стало возможным смотреть на мифы, как на «измененные

остатки желаний-фантазий целых наций». Миф является продуктом стре-

мящихся к проявлению психических сил и их антагонистов. Задача психо-

аналитического разъяснения мифа состоит, следовательно, в восстановле-

нии получившихся видоизменений, в раскрытии его бессознательного зна-

чения. «Психоанализ восстанавливает когда-то сознательно приемлемые,

позже запрещенные и только в форме мифа допущенные к сознанию жела-

ния, отказ от которых дает толчок к созданию мифа» [37, с. 54].

Психоаналитические идеи использовались О. Ранком также в плане

понимания природы религии. Высказанные З. Фрейдом в статье «Навяз-

чивые действия и религиозные обряды» (1907), а также в работе «Тотем

 

86


 

 

О. Р А Н К

 

и табу» (1913), они получили свое дальнейшее развитие у О. Ранка

и Г. Закса при рассмотрении религиозных ритуалов, церемониалов и дру-

гих актов. Так, различные действия очищения и искупления рассматрива-

лись с точки зрения пронизывающего все религии чувства вины, в основе

которого лежат вытесненные влечения человека. Анимизм в виде магии,

мистика в виде спиритизма и оккультизм воспринимались как техни-

ческие средства для покорения сверхъестественного мира, созданного

из проекции бессознательного. Воскрешение Бога соотносилось с кро-

восмесительным желанием при помощи типичной фантазии, изображаю-

щей смерть в виде возвращения в утробу матери. Религия в целом пони-

малась как вышедшая из отношения ребенка к родителям.

Психоаналитический подход использовался и по отношению к мате-

риалу, предоставляемому этнологией, фольклористикой, лингвистикой,

философией, правом, педагогикой, этикой, эстетикой, психологией худо-

жественного творчества. Выдвигались, в частности, следующие положения:

· символика народных нравов и обычаев совпадает во многом с симво-

ликой сновидений;

· раскрытие существа бессознательного особенно ценно для понимания

происхождения и первоначального развития языка;

· психологическая структура философа (интуитивный созерцатель, син-

тетический исследователь или аналитический мыслитель) может быть

лучше осмыслена через призму психоанализа;

· сущность этики заключается в добровольном отказе от удовлетворения

страстей;

· отцеубийство является прототипом преступления, а право приближа-

ется ближе к табу, чем к этике;

· педагогика может использовать из выводов психоаналитического иссле-

дования душевной жизни взрослого человека и ребенка много ценного

и полезного, а психоанализ приобретает в области педагогики социаль-

ное значение в качестве позитивной воспитательной системы;

· из сублимированной инстинктивной силы эдипова комплекса почерп-

нуты мировые шедевры художественных произведений.

В целом подчеркивалось то положение, что психологические осно-

вы мифологии, религии, философии, этики, права, искусства и других

гуманитарных дисциплин «никогда не будут достаточно выяснены, если

в сферу исследования не будет включена и психология бессознательно-

го» [38, с. 49].

На протяжении ряда лет О. Ранк последовательно развивал психо-

аналитические идеи З. Фрейда, который высоко отзывался об эрудиции

и усердии молодого коллеги. Он стал незаменимым помощником осно-

вателя психоанализа, пользовался у него полным доверием и получал

 

87


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

от него всяческую поддержку. От имени З. Фрейда О. Ранк осуществлял

обширную корреспонденцию, включая послания членам тайного коми-

тета («письма по кругу»). Между ними установились такие отношения,

что иногда основатель психоанализа делился с молодым коллегой свои-

ми сновидениями, а тот предлагал ему свое толкование. Дружеское обще-

ние между ними продолжалось долгое время и лишь в начале 20-х гг. стали

обнаруживаться некоторые признаки напряжения в их отношениях, позд-

нее приведшие к разрыву.

В начале 20-х гг. О. Ранк и Ш. Ференци работали над совместным тру-

дом, который был опубликован в 1924 г. под названием «Цели развития

психоанализа. К вопросу о взаимодействии теории и практики». Публи-

кация данной книги вызвала недоумение у многих членов тайного коми-

тета, поскольку в ней содержались идеи, не совпадающие с теми, которые

отстаивал З. Фрейд.

Во-первых, в ней высказывалась мысль о том, что анализ вытесненных

влечений детства, на чем акцентировал внимание классический психо-

анализ, не должен заслонять собой выявление склонности пациентов

к отреагированию на их бессознательные импульсы в настоящем. Про-

никновение в прошлое, в исторические источники детства рассматрива-

лось в качестве важной составляющей части анализа, но только в качестве

тех переживаний, которые являются актуальными для настоящего.

Во-вторых, из подобного понимания ценности настоящего логически

вытекала идея о необходимости введения изменения в технику психоана-

лиза. Если в понимании З. Фрейда аналитик должен выступать в качестве

отстраненного наблюдателя, фиксирующего и раскрывающего вытеснен-

ные в детстве влечения пациента, то с учетом актуальности настоящего

аналитику следует занять активную позицию в терапевтическом процессе.

Речь шла о новой технике «активной терапии».

В совместно написанной с Ш. Ференци работе частично нашли

свое отражение те идеи О. Ранка, которые он долгое время вынашивал

в себе, не решался обсуждать вслух с коллегами, но, судя по всему, исполь-

зовал в своей практической деятельности. Ему были известны сомнения

некоторых аналитиков по поводу используемой им техники анализа. Так,

один из тех, кто проходил у него анализ, был рекомендован им для прохо-

ждения дальнейшего обучения в Берлинском психоаналитическом инсти-

туте. По возвращении в Вену он сообщил о том, что берлинские психоана-

литики расспрашивали его о технике анализа, используемой О. Ранком, и,

узнав о ней, выражали свое недоумение и сомнения. Поэтому для О. Ран-

ка была крайне важна реакция З. Фрейда на опубликованную совместно

с Ш. Ференци работу, с которой основатель психоанализа имел возмож-

ность ознакомиться до того, как она появилась в печати.

 

88


 

 

О. Р А Н К

 

Читая рукопись данной книги, З. Фрейд не предполагал, что в своих

«независимых полетах мысли» О. Ранк и Ш. Ференци отступят от основ

психоанализа. Однако последующее осмысление предложенных им идей

заставило его критически отнестись к нововведениям обоих психоанали-

тиков, тем более, что, приехав в 1924 г. в США, О. Ранк выступил перед

американскими психоаналитиками в качестве автора, предложившего

новую технику анализа.

В 1924 г. О. Ранк опубликовал книгу «Травма рождения и ее значение

для психоанализа», которая вызвала критическую реакцию со стороны

членов тайного комитета и фактически предопределила его выход из него.

В этой публикации он высказал новые идеи, давно интересовавшие его,

но долгое время остававшиеся собственными раздумьями, не предназна-

ченными для широкой огласки. Эти идеи касались факта рождения ребен-

ка, привносящего в жизнь человека трудности и проблемы, связанные

с появлением различного рода признаков беспокойства, страха, тревоги.

Стоит отметить, что в несистематизированном виде проблематика

травмы рождения затрагивалась О. Ранком в его ранних работах, в част-

ности, в книге «Миф о рождении героя». Именно тогда он высказал поло-

жение о том, что «роковая опасность», скрытая в представлении о рожде-

нии через изгнание, «в действительности присутствует в самом процессе

рождения» [39, с. 228]. Однако только несколько лет спустя ему удалось

оформить свои первоначальные догадки в концептуальные построения,

привнесшие новое видение в понимание природы неврозов.

О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребенка и отде-

ления его от матери является травмирующим событием в жизни человека.

Травма рождения становится первым источником возникновения страха и трево-

ги. Она служит питательной почвой для образования невротических симптомов.

На основе этой травмы у человека возникают различного рода фантазии,

важное место среди которых занимает фантазия о возвращении в материн-

ское лоно. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предше-

ствующего положения непосредственно связано с травмой рождения. Здоровые

люди изменяют внешний мир в силу присущего им подобного стремле-

ния. Невротики сталкиваются с различными затруднениями, поскольку их

соприкосновение с внешним миром оказывается проблематичным из-за

ограниченности фантазий возвращения в лоно матери.

Во внутриутробном состоянии будущий ребенок органически соеди-

нен с матерью. Последующее нарушение этой гармонии между матерью

и ребенком при рождении вызывает в нем тревогу. Незащищенность

ребенка перед внешним миром может стать причиной того, что у него

возникает стремление вернуться в первоначальное состояние, а невозмож-

ность осуществления этого ведет к появлению невроза.

 

89


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

Взрослый человек на бессознательном уровне в той или иной форме

и степени тоже испытывает тоску по утраченной некогда гармонии.

В состоянии коитуса у мужчины происходит как бы символическое при-










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...