Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перипетии становления психоанализа в России 4 страница
за антиалкоголиков, то обнаруживается любопытная картина, связан- ная с тем, что в некоторых случаях антиалкогольное рвение сопряжено с сексуальной свободой. Абсолютный отказ от алкоголя оказывается другим видом аскезы, своего рода наказанием за проявление сексуальной свобо- ды. В этом случае, как утверждал Ш. Ференци, бегство от алкоголя может быть невротической тенденцией, обусловленной бессознательным сопротивлением человека против реализуемого им в действительности или в фантазии проявле- ния сексуальной свободы. «Алкоголик вытеснил свое либидо и может вновь
70
Ш. ФЕРЕНЦИ
овладеть им только в опьянении; невротический трезвенник хотя и дает волю своей сексуальности, но за это вынужден отказываться от другого, не менее сильного желания» [23, с. 112]. На III конгрессе Международного психоаналитического объединения (Веймар, 1911) Ш. Ференци выступил с докладом «К нозологии мужской гомосексуальности», в котором выдвинул ряд новых идей. Во-первых, он попытался внести терминологические уточнения, связанные с понимани- ем того, что в психоанализе соотносилось с гомосексуальностью. Во-вто- рых, он предложил свое содержательное понимание гомосексуальности, выделив в рамках этого феномена соответствующие типы. В терминологическом отношении Ш. Ференци предложил заменить понятие амбивалентности понятием «амфиэротичность», которое он ввел вместо ранее использованного им выражения «амбисексуальность». Если понятие «амбивалентность» соотносилось с биологической бисек- суальностью, то термин «амфиэротичность» воспроизводит, по мнению Ш. Ференци, психологический характер перенесения ребенком своего либидо одновременно на отца и мать, т. е. привязанности его либидо к обоим родителям. Кроме того, он считал, что термин «гомосексуаль- ность» охватывает такие разнородные, не взаимосвязанные между собой явления, как истинные аномалии конституции и психоневротические состояния, которые не могут быть чем-то единым с клинической точки зрения. Поэтому вместо понятия «гомосексуальность» Ш. Ференци пред- ложил использовать термин «гомоэротичность», подчеркивающий психо- логическую, а не биологическую составляющую соответствующего вле- чения человека. В содержательном отношении венгерского психоаналитика смущало то обстоятельство, что двоякое проявление гомосексуальности (актив- ность и пассивность) рассматривалось, как правило, в плане одного и того же болезненного состояния. В противоположность подобной точке зрения он предложил свое видение гомоэротичности, предполагающей наличие разных по своей сути типов людей. В этой связи Ш. Ференци выделил два типа гомоэротичности: «субъект- ный гомоэротик» и «объектный гомоэротик». К первому типу относятся те, кто чувствует себя женщиной как в сексуальных отношениях, так и во всех других ситуациях. Ко второму — кто поменял объект любви, но чувству- ет себя мужчиной в любом отношении. Эти два типа людей существен- но отличаются друг от друга: субъектный гомоэротик испытывает привязан- ность к зрелым и сильным мужчинам, питает дружеские чувства к женщи- нам, чувствует себя в пассивной роли здоровым и не обращается к врачу; объектный гомоэротик интересуется юными и женоподобными типами, про- являет ярко выраженную антипатию к женщинам, мучается от сознания
71
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
собственной ненормальности, не может смириться со своим состоянием и ощущает потребность в медицинской помощи. На основе опыта психоаналитического лечения гомоэротиков муж- ского пола и соответствующих исследований в этой области Ш. Ференци пришел к заключению, что субъектная и объектная гомоэротичность — это такие состояния, которые различаются между собой по своей сути. Субъектная гомоэротичность есть не что иное, как аномалия развития в чистом виде, в то время как объектная гомоэротичность — невроз навязчивых состояний. По выражению венгерского психоаналитика, «характер чувств индивидуу- мов первого типа определяется тем, что они ощущают себя женщинами и хотят, чтобы их любил мужчина; эмоциональное содержание у людей второго типа — это в большей степени невротическое бегство от женщи- ны, чем симпатия к мужчине» [24, с. 123]. Размышления Ш. Ференци о различных типах гомоэротичности позво- лили ему высказать следующие положения: · в социальном плане более значимой является объектная гомоэротич- ность; · благодаря ей многие мужчины оказываются неспособными к нормаль- ной общественной жизни, к воспроизведению себе подобных; · в количественном отношении наблюдается постоянный рост объект- гомоэротиков; · распространение объект-гомоэротичности можно рассматривать в качестве ненормальной реакции на осуществляемое цивилизацией чрезмерное вытеснение гомоэротических компонентов; · подобное вытеснение ведет к тому, что у современных мужчин исчезла склонность и способность к взаимной нежности, стали преобладающи- ми грубость и сопротивление; · рудименты любви к собственному полу не возмещают мужчинам утрату дружеской любви, в результате чего часть либидо направляется на чув- ственное отношение к другому полу; · мужчины становятся навязчиво гетеросексуальными, испытывают потребность в аффективном поклонении женщинам, а донжуанство оказывается навязчивой, не дающей полного удовлетворения погоней за новыми гетеросексуальными приключениями; · лишь немногим женщинам удается соответствовать завышенным тре- бованиям и удовлетворять гомоэротические потребности мужчин, что оказывается одной из причин несчастных браков; · в той системе воспитания, где гетероэротичность затормаживается у предрасположенных к этому индивидов может происходить обратное перебрасывание с гетеро- на гомоэротичность и, соответственно, может развиваться «невроз гомоэротического навязчивого состояния».
72
Ш. ФЕРЕНЦИ
Ш. Ференци внес несомненный вклад в становление и организацию психоана- литического движения. С благословения З. Фрейда он выступил с предло- жением о создании Международного психоаналитического объединения. Это было осуществлено им на II Психоаналитическом конгрессе (Нюрн- берг, 1910), когда он поставил вопрос об организационном оформлении психоанализа. При этом Ш. Ференци исходил из того, что психоаналитически обра- зованные соратники способны основать такой союз, в котором лич- ная свобода сочеталась бы с преимуществами организации, созданной по семейному принципу. Однако подобный союз не должен был повто- рять обычные объединения, в которых президент — это отец, обладаю- щий непререкаемым авторитетом, а остальные члены — старшие бра- тья и сестры, высокомерно обращающиеся с младшими, льстящие отцу и в то же время готовые в любой подходящий момент низвергнуть его с престола и занять его место. В таких объединениях жизнь часто ока- зывается ареной, где проявляется сублимированная гомосексуальность в форме поклонения и ненависти. Ш. Ференци полагал, что в противопо- ложность подобного рода объединениям можно создать такой союз, кото- рый бы стал семьей, где «отцу не приписывался бы догматический автори- тет», отец почитался бы настолько, «насколько это заслуживает благодаря своим способностям и своей работе», а объединившиеся младшие и стар- шие братья и сестры «реагировали бы без детской обидчивости и мсти- тельности, когда им говорят правду в глаза, какой бы горькой и отрезв- ляющей она ни была» [25, с. 207]. Становление организационного психоаналитического движения сопровождалось выборами центрального руководства Международного психоаналитического объединения, образованием местных групп в раз- личных странах мира, учреждением официального печатного органа. При этом Ш. Ференци считал, что необходимы соблюдение меры осто- рожности при принятии новых членов, разоблачение «научного пират- ства», жертвой которого становится психоанализ, осуществление взаим- ного контроля. Тем самым были заложены основные принципы междуна- родного психоаналитического движения. Другое дело, что психоаналитикам не удалось избежать отмеченных Ш. Ференци «уродливых наростов» организационного союзного сущест- вования: с момента образования Международного психоаналитического объединения некоторые сыновья (А. Адлер, В. Штекель) восстали против отца, личные амбиции и научное честолюбие предопределили разрыв между венскими и швейцарскими психоаналитиками (выход К. Г. Юнга и его коллег из психоаналитического союза), потребность в отстаивании «чистоты психоанализа» привела к созданию скрытого органа (тайный
73
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
комитет, правление элиты), предназначенного для осуществления кон- троля над младшими братьями и сестрами со стороны старших, которых отец приблизил к себе. Развитие Международного психоаналитического объединения сопро- вождалось возникновением новых идей, связанных с теорией и практи- кой психоанализа. Ш. Ференци внес свою лепту в это развитие, предло- жив ряд идей, давших толчок к углубленному пониманию метода психо- анализа, специфики психоаналитического процесса, совершенствованию психоаналитической техники. В процессе аналитической работы Ш. Ференци обратил внимание на то, что во время лечения у пациентов могут образовываться новые симпто- мы телесного, сенсорного или моторного характера. Эти симптомы являются не чем иным, как символическим выражением бессознательных влечений, которые, будучи ранее пассивными, активизировались во время анали- за. Речь идет об «отзывчивости тела» на аналитическую работу. Кроме того, в процессе лечения могут обнаруживаться мимолетные проявления навяз- чивых состояний и регрессии черт характера. Если эти симптомы пере- вести с символического языка на язык понятий, то они могут исчезнуть так же внезапно, как и появились. В практическом отношении «преходя- щие симптомообразования» проливают свет на невротические явления в целом и способствуют пониманию динамики заболевания. Иллюстрацией «преходящего симптомообразования» может служить пример, взятый из клинической практики Ш. Ференци. Во время работы с невротиком тот неожиданно прервал свободное ассоциирование, гово- ря о том, что он не понимает, почему слово «окно» означает именно окно и почему ряд букв (о-к-н-о), представляющий бессмысленный набор зву- ков, должен означать определенный предмет. Попытка аналитика под- вести пациента к дальнейшим ассоциациям не удалась. Мысль о значе- нии слова «окно» настолько овладела пациентом, что у него не возникало никакой другой мысли. Некоторое время аналитик рассуждал о теории образования слов, т. е. позволил пациенту поверить, что ему удалось обма- нуть его. Однако он заметил, что до пациента не дошли его объяснения, а мысль об окне продолжает оставаться навязчивой. Аналитик понял, что данная мысль пациента может выступать в качестве обрывка сопротив- ления. Тогда он стал вспоминать, что же в анализе предшествовало воз- никновению у пациента навязчивой мысли. Оказывается, перед этим он объяснил пациенту значение одного символа, и пациент тут же согласил- ся с ним. На самом же деле пациент не поверил объяснению аналитика, но свое возражение вытеснил из сознания. Таким образом, навязчивый вопрос, почему буквы о-к-н-о означают именно окно, являлся свидетель- ством возвращения вытесненного недоверия. После того как аналитик
74
Ш. ФЕРЕНЦИ
объяснил это пациенту, помеха была устранена и можно было продол- жать анализ. Размышляя о проблемах психоаналитической техники, Ш. Ферен- ци высказал ряд ценных соображений, связанных со злоупотребления- ми по отношению к основному правилу анализа — требованию врача говорить все. Некоторые пациенты стремятся довести это требование до абсурда и нарочито сообщают исключительно бессмысленный мате- риал. Тенденциозность действий сопровождается при этом утвержде- нием пациентов, что они говорят всякий вздор, который им приходит на ум. В этом случае аналитик должен разъяснить смысл метода свобод- ных ассоциаций и основного правила анализа: аналитик требует от паци- ента, чтобы он сообщал любую внезапную мысль, если она даже воспри- нимается как нелепая, но он не требует, чтобы тот произносил исключитель- но бессмысленные, совершенно не связанные между собой слова. В случае другой формы сопротивления основному правилу анали- за — молчанию пациента или его заверениям, что ему ничего не прихо- дит на ум — следует иметь в виду, что длительное молчание свидетельству- ет о том, что пациент умалчивает о чем-то. Поэтому необходимо прежде всего спросить пациента о психическом содержании его молчания и дать разъяснения относительно того, что основное правило анализа — выгова- ривать все, что происходит в душе пациента, сообщать все чувственные восприятия, мысли, эмоции, волевые акты. В процессе аналитической работы приходится иметь дело с такими явлениями как перенос и контрперенос. Последний феномен вызывает значительные трудности у самого аналитика, поскольку ему приходит- ся контролировать собственную установку по отношению к пациенту. Для Ш. Ференци проблема контрпереноса имела особое значение, посколь- ку само представление об этом явлении впервые сформировалось в пси- хоанализе во время прохождения венгерским врачом личного анализа у З. Фрейда, когда на упреки в мягком отношении к нему основатель пси- хоанализа заметил, что он не является «психоаналитическим сверхчело- веком» и не преодолел в себе «обратного переноса». Исходя из личного опыта и концептуального осмысления данного феномена, Ш. Ференци выделил три фазы работы с контрпереносом. На первой фазе психоаналитик научается распознавать симптомы контр- переноса, начинает контролировать в своей речи, поведении и чувствах все то, что может стать поводом для осложнений в процессе психоанали- тического лечения пациента. Затем следует вторая фаза, сопровождающаяся возникновением сопро- тивления аналитика против контрпереноса. Данная фаза чревата опасно- стью того, что аналитик может оказаться слишком черствым по отноше-
75
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
нию к пациенту, а это может задержать и даже сделать невозможным воз- никновение у пациента переноса, необходимого для успешного лечения. Поэтому аналитик должен приложить усилия к тому, чтобы преодолеть свое сопротивление контрпереносу. Только после этого наступает третья фаза, связанная с овладением контрпереносом. На данной фазе у аналитика появляется уверенность, что включается «внутренний сторож», способный подать аналитику знак, когда его чувства к пациенту оказываются на грани перехода через опре- деленные границы. Ш. Ференци одним из первых выступил с идеей осуществления «актив- ного анализа». Если З. Фрейд считал, что аналитик должен занимать бес- пристрастную позицию по отношению к пациенту и не проявлять ника- кой активности в аналитической ситуации, то Ш. Ференци исходил из того, что некоторые обстоятельства заставляют психоаналитика вме- шиваться в жизнь пациента. По его мнению, аналитик не только может, но и должен время от времени заниматься «активной терапией», особен- но в тех случаях, когда он хочет, чтобы пациент преодолел свой страх и неспособность принимать какие-либо решения. «Роль врача при психо- аналитическом лечении, — замечал он в 1918 г. — во многом напоминает роль акушера при родах, ведь последний должен вести себя по возмож- ности пассивно, довольствоваться ролью наблюдателя и не вмешиваться в естественное проявление природы, однако в критический момент он вынужден взять в руки щипцы, чтобы завершить акт рождения, не могу- щий разрешиться спонтанно» [26, с. 244]. Высказанная Ш. Ференци идея «активного анализа» породила дискус- сию среди психоаналитиков. Одни из них поддержали точку зрения вен- герского психоаналитика, другие выступили с резкой критикой подобно- го рода новаций, расценив их как отход от классического психоанализа, акцентирующего внимание на пассивной роли врача в процессе анали- тической терапии. Между тем, З. Фрейд сам придерживался подчас того положения, что некоторых истериков необходимо призывать к тому, чтобы они отказались от своей фобической установки. В этом отноше- нии аналитик отходит от своей пассивной позиции и проявляет неко- торую активность. Подобный образ действия как раз и рассматривался Ш. Ференци в плане «активной терапии». При этом он подчеркивал, что «активная терапия» означает не столько деятельное вмешательство анали- тика, сколько активность пациента, на которого возлагаются некоторые задачи помимо соблюдения основного правила психоанализа. В своей практике Ш. Ференци прибегал к активизации не только эро- тических тенденций пациентов, но и высокосублимированных видов дея- тельности. Причем активность рассматривалась им в плане двух состав-
76
Ш. ФЕРЕНЦИ
ляющих ее частей — систематической отдачи приказов и введения запретов при соблюдении ситуации отказа, т. е. сформулированного З. Фрейдом правила абстиненции, предусматривающего осуществление аналитической тера- пии в условиях воздержания от удовлетворения желаний пациента. Одно- временно он исходил из того, что активность может считаться психоанали- тической лишь тогда, когда она является не самоцелью, а вспомогательным средством при изучении бессознательных психических процессов. Возможность осуществления «активного анализа» вела к модификации разработанной З. Фрейдом психоаналитической техники. В частности, подобный анализ предполагал сокращение продолжительности лечения, про- тив чего категорически выступал основатель психоанализа, считавший, что непродолжительная по времени аналитическая терапия не в состоянии вызвать в психике пациента такие изменения, которые бы способствовали его выздоровлению. Кроме того, «активный анализ» ставил на повестку психоаналитической практики вопрос о допустимости влияния на паци- ента. Ответ на этот вопрос оказался дискуссионным, вызвавшим разногла- сия среди психоаналитиков, поскольку в предшествующих видах терапии использовались такие приемы, как гипноз, внушение, воспитательные советы, в то время как становление классического психоанализа сопрово- ждалось принципиальным отказом от всего этого. Двадцать лет спустя после возникновения психоанализа среди его при- верженцев обнаружились скрытые разногласия, связанные, в частности, с тем, может ли психоаналитик давать какие-либо советы пациенту. Одни психоаналитики категорически отвергали подобную практику. Другие пола- гали, что психоаналитик может прибегать к советам в том случае, когда это способствует выздоровлению пациентов. Третьи предлагали сочетать пси- хоаналитическую терапию с этическим воспитанием пациента. Ш. Ференци занимал своеобразную позицию, обусловленную его идеей «активной терапии». С одной стороны, он не придерживался установки, в соответствии с которой психоаналитик вообще никогда не дает сове- тов, и считал, что некоторые советы оправданы, так как способствуют обнаружению нового психоаналитического материала, необходимого для осуществления терапии. С другой стороны, он исходил из того, что психоаналитик не прибегает к обычным средствам насильственного или поощряющего давления и предоставляет пациенту свободу в принятии какого-либо решения, связанного с соответствующим советом. В понима- нии Ш. Ференци, в рамках «активного анализа» совет аналитика выступа- ет в качестве побуждения пациента к действию, точно так же как толко- вание психоаналитического материала является, по сути дела, активным вмешательством в его психическую деятельность. Вместе с тем, он не только считал оправданными некоторые советы в психоаналитической
77
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
практике, но и в своей терапевтической деятельности прибегал к таким средствам воздействия на пациента, как приказы и запреты. Ш. Ференци не был столь наивным, чтобы не понимать к чему могло привести некритическое использование «активного анализа». Поэтому он предупреждал о двух опасностях, на которые должны обратить вни- мание аналитики. Во-первых, в результате «активного анализа» пациент может вылечиться быстрее, но не полностью. Во-вторых, при осуществле- нии подобного анализа у пациента может возникнуть такое сопротивле- ние, преодоление которого станет камнем преткновения на пути анали- тической терапии. В докладе «Дальнейшее построение “активной техники” в психоана- лизе», представленном на VI Международном психоаналитическом кон- грессе в Гааге в 1920 г., Ш. Ференци подчеркнул, что применять подобное техническое вспомогательное средство следует «с особой осторожностью и только при полном овладении психоанализом» [27, с. 270]. Однако вско- ре ему стало ясно, что, несмотря на его предупреждения о возможных опасных последствиях использования активной психоаналитической тех- ники, некоторые психоаналитики восприняли данную технику в качестве «психоаналитической свободы», открывающей простор и для скорейше- го решения терапевтических проблем, и для сокращения сроков терапии. Это вызвало у него тревогу и потребность в рассмотрении слабых мест «активной техники». В 1925 г. Ш. Ференци выступил на IХ Международном психоаналитиче- ском конгрессе с докладом «Противопоказания к активной психоаналити- ческой технике». В этом докладе он высказал следующие соображения: · составляющие арсенал активности аналитика неприятные отказы, при- казы и запреты вызывают психическое напряжение пациента и усили- вают его сопротивление; · усиленное сопротивление пациента делает его Я антагонистическим по отношению к аналитику; · успех лечения оказывается под угрозой и поэтому никогда не следует начинать с активности аналитика, которая сначала не только не спо- собствует возникновению переноса, но и разрушает его; · памятуя об этом, начинающие аналитики должны быть очень осторож- ны при использовании активной психоаналитической техники, так как в ней заключена большая опасность; · лучше идти долгим, но поучительным путем использования классиче- ских методов, чем начинать карьеру с активности; · используемая недостаточно подготовленными аналитиками активность легко приводит к откату назад, к доаналитическим методам внушения и суггестии;
78
Ш. ФЕРЕНЦИ
· нельзя прибегать к активности, если использованы еще не все средства неактивной техники; · активность аналитика порождает у него соблазн повторить во время аналитической терапии ситуацию «родители — дети» или воспроизве- сти «садистские повадки учителя»; · проявление активности должно осуществляться только с согласия паци- ента и при сохранении возможности отступления; активные требова- ния должны быть не жестко последовательными, а «эластично-подат- ливыми»; · «активность» не предполагает выход аналитика за рамки интерпретаций и при необходимости некоторых заданий пациенту [28, с. 282–284, 286]. Раскрывая негативные аспекты активной психоаналитической тех- ники, Ш. Ференци в то же время не отказался полностью от нее. Напро- тив, он считал, что в ряде случаев данная техника способствует вскрытию некоторых латентных тенденций к повторению. Вместе с тем, понимание таящихся в ней опасностей предопределило поворот Ш. Ференци к раз- витию так называемого «изнеживающего анализа», связанного с пробужде- нием интереса к материнской роли врача в аналитической ситуации, той роли, о которой в середине 20-х гг. писал в своих работах О. Ранк. Понимание необходимости осуществления «изнеживающего анализа» основывалось на предположениях Ш. Ференци о том, что многие психиче- ские расстройства связаны с дефицитом любви, ласки и заботы со стороны мате- ри по отношению к ребенку. В детстве невротик не получил или недополучил всего этого от матери и, следовательно, «холодность» аналитика в процессе терапии не только не способствует выздоровлению пациента, а, напротив, дей- ствует на него травмирующим образом. Если пациент чувствует, что оказы- вается в аналитической ситуации предоставленным самому себе, т. е. ощу- щает себя как брошенный матерью ребенок, то подобная покинутость может привести к расщеплению личности. В противоположность подоб- ной позиции аналитику следует выступать в роли нежной, заботливой матери и тем самым компенсировать тот недостаток любви, который имел место в дет- стве пациента. Он может придерживаться той техники анализа, которую Ш. Ференци назвал «изнеженной» или «изнеживающей». Специфика данной техники была раскрыта венгерским аналитиком на праздновании 75-летия З. Фрейда в Вене (6 мая 1931 г.). В своем докладе на данном торжестве он не отрицал, что З. Фрейд не был согласен с рядом его утверждений, но в то же время подчеркнул, что Мастер, под руко- водством которого он проработал 25 лет, не видел оснований для пре- кращения сотрудничества даже с учетом различий в методике и теории. И тогда Ш. Ференци поведал об используемой им методике «изнежива- ния»: «Насколько возможно, я иду навстречу желаниям и побуждениям
79
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
пациентов. Продлеваю час анализа до усвоения эмоций, вызванных добы- тым материалом, и пока не сглажу примирительным тоном конфликт, воз- никший, например, в связи с моим настоятельным требованием вернуть- ся к событиям инфантильного периода. Веду себя подобно нежной мате- ри, которая вечером не ляжет спать, пока не справится с накопившимися за день мелкими и крупными заботами, не устранит страхи и злые наме- рения» [29, с. 434–435]. «Изнеживающий анализ» включал в себя такие элементы, как обод- ряющее пожатие руки, поглаживание по голове, поцелуи пациента со сто- роны аналитика и позволение ему целовать себя. Когда З. Фрейд узнал о нововведениях Ш. Ференци, то он не замедлил высказать предостере- жения по поводу возможных последствий использования подобной тех- ники. В письме венскому аналитику (от 13 декабря 1931 г.) он заметил, что не является тем человеком, который из ханжества не приемлет столь малые эротические удовольствия. Однако поцелуй означает сексуальную эротику и нет никакой гарантии, что не появятся новые революционеры и радикалы, которые в области техники анализа не ограничатся поцелуя- ми, станут прибегать к «обниманию», а затем пойдут дальше, используя весь репертуар петтинга. Тогда «крестный отец Ференци», видимо, ска- жет себе, что в своей технике материнской нежности стоило остановить- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |