Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перипетии становления психоанализа в России 3 страница
«сопровождающее человека в пространстве и времени». Такое понимание символики послужило исходной точкой доказательства того, что источни- ком мифа о Прометее служит «не этическое, религиозное или философ- ское воззрение, а сексуальная фантазия человека» и что этико-религиозные элементы данного мифа являются не чем иным, как позднейшими наслое- ниями, «продуктами процессов смещения и вытеснения» [8, с. 117–118]. Опираясь на фрейдовское учение о сновидении, К. Абрахам пришел к заключению, что миф представляет собой какую-то часть пережитой духовной жизни детства народов. В мифе в замаскированной форме содержатся дет- ские желания народа, которые были подвергнуты вытеснению, в результа- те чего народ не понимает первоначального смысла своих мифов, точно так же, как человек не понимает истинного смысла своих сновидений. В мифе обнаруживаются следы сгущения, смещения и вторичной обра- ботки, сходные с аналогичными механизмами работы сновидения, ранее выявленными З. Фрейдом. В мифе находит свое отражение переработка желаний народа в творение фантазии по типу того, как человек превраща- ет свои желания в фантазии, воспроизводящиеся им в сновидении. Таким образом, как подчеркивал К. Абрахам, «миф — это сохранившийся отрывок духовной жизни народа, а сновидение — миф индивидуума» [9, с. 120]. Им была также раскрыта сексуальная символика числа «3», представ- ленная в мифах и сказках. Так, рассматривая сказку «Столик, накройся!», К. Абрахам показал, что подарки, полученные тремя сыновьями по окон- чании обучения, имеют свое скрытое сексуальное значение. Подарок старшего сына (столик, накрывающийся по приказу желаемыми яства- ми) означает исполнение желания в области рта. Подарок среднего брата (осел, который по приказу вываливает из кишечника куски золота) — исполнение желания в области ануса. Подарок младшего брата (мешок, где хранится дубинка, которая по приказу выскакивает из мешка и бьет любого врага хозяина) — исполнение желания, связанного с гениталиями и олицетворяющего собой эрекцию, неограниченную потенцию. Как подметил К. Абрахам, три исполнения желания соответствуют трем эрогенным зонам, причем в том же порядке, который был открыт З. Фрейдом в плане организации либидо — эрогенное значение рта, ануса и гениталий. Причем в данной сказке (старший сын теряет волшебный столик, у среднего сына крадут осла и только младший сын демонст- рирует перед отцом свою мужественность) подтвержден отмеченный
61
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
классическим психоанализом опыт, в соответствии с которым мужчи- ну создает примат гениталий, а не инфантильные фантазии орального и анального происхождения. Размышления и выводы К. Абрахама о сходной природе и аналогич- ных механизмах образования сновидений и мифов, сексуальной символи- ки и скрытых мотивов народных сказаний способствовали проявлению интереса ряда психоаналитиков к исследованию с психоаналитических позиций различного рода сказок, саг, религиозных ритуалов и верований. Данная исследовательская тенденция нашла свое отражение, в частности, в работах О. Ранка, Г. Закса, Т. Райка. Неординарной была и высказанная К. Абрахамом идея о «социаль- ном вытеснении» [10, с. 93] как процессе позднейшего заглушения есте- ственных желаний и устранения инцестуозных отношений в раннюю пору жизни народов. Надо полагать, что подобная идея не ускользнула от внимания последующего поколения психоаналитиков. Во всяком слу- чае позднее введенное Э. Фроммом понятие «социальное бессознатель- ное» по своей сути напоминает размышления К. Абрахама о «социальном вытеснении», поскольку под «социальным бессознательным» немецко- американский психоаналитик, в 20-х гг. прошедший курс обучения в Бер- линском институте психоанализа, понимал не что иное, как «вытеснен- ные сферы, свойственные большинству членов общества» [11, с. 336]. В 1912 г. в журнале «Имаго» К. Абрахамом была опубликована статья «Аменхотеп IV (Эхнатон). Психоаналитический вклад в понимание его личности и монотеистического культа Атона». В 1939 г. вышла в свет публикация З. Фрейда «Человек Моисей и монотеистическая религия», в которой была предпринята попытка обоснования конструкции о егип- тянине Моисее, жившем в эпоху Эхнатона, после его смерти решившем встать во главе еврейского народа и принесшем ему монотеистическую религию Атона. Не исключено, что именно работа К. Абрахама о фарао- не Аменхотепе IV послужила толчком к более поздним размышлениям основателя психоанализа о драматических событиях египетской исто- рии, связанных с возникновением веры в одного-единственного Бога Атона и почитанием Солнца как символа божественной сущности, нис- провержением этой религии после правления Аменхотепа IV и восста- новлением старой религии Египта, покоящейся на почитании бога Амона. На этих размышлениях основывалась гипотеза З. Фрейда о египтянине Моисее как вожде поселившихся в Египте евреев и их законодателе, дав- шем им новую религию. Психоаналитическое обоснование данной гипо- тезы позволило З. Фрейду выдвинуть предположение о том, что «религия, преподанная Моисеем еврейскому народу, была все-таки его собственной, одной из египетских религий, хотя и не общеегипетской» [12, с. 148].
62
Ш. ФЕРЕНЦИ
В целом исследовательская, терапевтическая и организационная дея- тельность К. Абрахама явилась важным источником институционализа- ции психоанализа, способствовала становлению психоаналитического образования, послужила толчком к творческому развитию психоанали- тических идей. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, своими ссылками на труды немецкого психоаналитика и цитатами из них З. Фрейд отдавал должное К. Абрахаму, подчеркивая его вклад в развитие психоаналитической теории [13, с. 153].
Ш. Ференци
Шандор Ференци (Френкель) родился 7 июля 1873 г. в небольшом город- ке Мишкольце, расположенном в северной части Венгрии. Получил меди- цинское образование в Вене, где учился в период с 1890 по 1896 г. В после- дующие годы (1897–1907) работал в Будапеште, занимая должность ассистента врача в госпитале Св. Роха, помощника врача в приюте Св. Елизаветы, руководителя неврологической амбулатории в городской кли- нической больнице. В 1907 г. был назначен главным специалистом по нев- рологии в Судебной палате Будапешта. В дальнейшем проявил интерес к психоаналитическим идеям и занялся психоаналитической практикой. Первое знакомство Ш. Ференци с работой З. Фрейда «Толкование сно- видений» не вызвало у него никакого энтузиазма. Повторное прочтение данной работы в 1907 г. побудило его написать письмо основателю пси- хоанализа, после чего состоялась их первая встреча в Вене в начале фев- раля 1908 г. Ш. Ференци произвел на З. Фрейда такое благоприятное впе- чатление, что последний пригласил его на двухнедельный летний отдых в Берхтесгаден, во время которого венгерский врач имел возможность ближе познакомиться и с семьей основателя психоанализа, и с психоана- литическими концепциями. Несколько месяцев спустя З. Фрейд пригласил Ш. Ференци сопровож- дать его в поездке по США, которая состоялась осенью 1909 г. и во время которой основатель психоанализа и К. Г. Юнг прочитали лекции по пси- хоанализу в университете Кларка в Вустере (штат Массачусетс). В конце лета 1910 г. З. Фрейд и Ш. Ференци совершили совместную поездку по Италии, что способствовало развитию дружеских отношений между ними и приобщению венгерского врача к тайнам психоанализа. В 1914 и в 1916 г. Ш. Ференци приезжал к Фрейду в Вену и каждый раз на протя- жении трех недель проходил у него личный анализ. Вместе с английским психоаналитиком Э. Джонсом, Ш. Ференци был инициатором создания тайного комитета, который был учрежден в 1913 г. с целью дальнейшего развития психоанализа и защиты его от про-
63
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
явления инакомыслия. В том же году Ш. Ференци основал Венгерское пси- хоаналитическое общество, председателем которого он был на протяже- нии двадцати лет. В 1915 г. он перевел на венгерский язык работу З. Фрей- да «Три очерка по теории сексуальности». В апреле 1919 г. Ш. Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университе- те, однако после победы контрреволюционных сил в Венгрии ранее соз- данная и просуществовавшая всего несколько месяцев кафедра психоана- лиза была упразднена. В 20-е гг. Ш. Ференци написал ряд работ, в которых содержались идеи, вызвавшие нарекания со стороны основателя психоанализа. И если его «Популярные лекции о психоанализе» (1922) были охарактеризованы З. Фрейдом как «ясные и совершенные по форме», представляющие собой лучшее «введение в психоанализ» [14, с. 171], то опубликованный совмест- но с О. Ранком труд «Цели развития психоанализа. К вопросу о взаимодей- ствии теории и практики» (1924) вызвал у него неоднозначную реакцию. З. Фрейд не во всем был согласен с содержанием данного труда, особенно с идеями использования новой техники «активной терапии» и сокраще- ния сроков анализа. По этому поводу он высказал свое критическое мне- ние в циркулярном письме (от 15 февраля 1924 г.) членам тайного коми- тета, где отметил, что с отклонением от «классической техники» связано много опасностей и что он не может поверить в то, будто в течение четы- рех или пяти месяцев «можно проникнуть в самые глубокие пласты бессоз- нательного и вызвать длительные изменения в психике» [15, с. 345]. В сентябре 1926 г. Ш. Ференци совершил свою вторую поездку в США, куда он был приглашен для прочтения курса лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В декабре того же года он выступил на собрании Американской психоаналитической ассоциации и в период своего пребывания в США, завершившегося в начале июня 1927 г., провел аналитическое обучение небольшой группы людей, бóль- шая часть которых не имела медицинского образования, что вызвало недовольство среди американских психоаналитиков, выступавших про- тив дилетантского анализа. В начале 30-х гг. разногласия между Ш. Ференци и З. Фрейдом достиг- ли своего апогея, что было связано с использованием венгерским врачом техники «изнеживающего анализа», предполагающей материнское отно- шение аналитика к пациентам. Вместе с тем они продолжали встречаться, обменивались письмами, содержание которых свидетельствовало о дру- жеском расположении друг к другу. Несмотря на разногласия по поводу некоторых сторон техники пси- хоанализа З. Фрейд хотел, чтобы Ш. Ференци стал в 1932 г. президентом Международного психоаналитического объединения, однако последний
64
Ш. ФЕРЕНЦИ
отказался от подобного предложения. В свою очередь после поджога рейхстага в Берлине Ш. Ференци советовал З. Фрейду уехать из Австрии в Англию, поскольку беспокоился о его дальнейшей судьбе. К тому време- ни Ш. Ференци болел злокачественной анемией, лечение которой осуще- ствлялось с переменным успехом на протяжении двух лет, но завершилось внезапной смертью, последовавшей 24 мая 1933 г. Ш. Ференци внес значительный вклад как в развитие теории и прак- тики клинического психоанализа, так и в использование психоаналити- ческих идей в сферах воспитания и криминалистики. В 1908 г. на пер- вой международной встрече психоаналитиков в Зальцбурге он высту- пил с докладом «Психоанализ и воспитание», в котором констатировал обстоятельство, что практикуемое в то время воспитание часто оказыва- ет вредное воздействие на развитие детей и способствует возникновению различного рода психических расстройств. По его мнению, чрезмерная тревога, страх смерти, ипохондрия, навязчивые действия и иные патоло- гические явления, наблюдаемые у многих людей, являются результатом вытеснения либидо в процессе воспитания. Это становится возможным потому, что воспитание воспроизводит своего рода порочный круг: «Бес- сознательное вынуждает родителей неправильно растить своих детей, а неправильное воспитание, в свою очередь, закладывает в детях бес- сознательные комплексы» [16, с. 71]. Таким образом невротизируются не только дети, но и само современное общество, порождающее и поощ- ряющее ненужные вытеснения. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо, как считал Ш. Ференци, осуществить коррекцию инфантильной амнезии и заняться просвещением взрослых, не знакомых с психоаналитическими идеями З. Фрейда. Опираясь на работы основателя психоанализа, прежде всего на «Три очерка по теории сексуальности» (1905), важно устранить «лице- мерную таинственность» в сексуальных вопросах и обрести знания о про- цессах вытеснения и сублимации сексуальных эмоций ребенка. В этом отношении следует исходить из психоаналитического понимания того, что под воздействием воспитания, вынуждающего человека отрекать- ся от собственных мыслей и чувств, а следовательно, обманывать само- го себя, вытесненные подобным образом из сознания желания человека не устраняются, но, накапливаясь в бессознательном, ведут к образова- нию опасных комплексов и антисоциальных тенденций. Запрещающие приказы основанного на вытеснении морализирующе- го воспитания порождают «интроспективную слепоту» и способствуют воз- никновению «лицемерного эгоизма» и неврозов. Подобное воспитание не принимает во внимание истинную психологию человека, наделенного естественными влечениями и желаниями. Однако, замечал Ш. Ференци,
65
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
«не эгоизм человека следует осуждать (невозможно представить себе ни одно существо на земле без него), а его лицемерие, самый характер- ный симптом невроза современной цивилизации» [17, с. 76]. Ш. Ференци знал о высказываемых опасениях по поводу того, что освобожденные от оков морализирующего воспитания эгоистические желания человека могут подорвать основы человеческой цивилизации и что на подобных опасениях базировались упреки в адрес психоанализа, сторонники которого призывали к устранению излишнего вытеснения. В связи с этим он подчеркивал, что психоаналитические идеи о необхо- димости как освобождения от ненужных внутренних принуждений, так и осознания бессознательного не только не подрывают устои человече- ской цивилизации, но, напротив, предотвращают перерастание влечений человека в антисоциальные страсти. По его мнению, психоанализ ведет не к неограниченному правлению эгоистических инстинктов, а к освобождению от предрассудков, препятствующих самосознанию, выявлению бессознательных мотивов поведения и контролю над осознанными влечениями. И если исходить из того, что общество действительно невротично, то его болезнь не под- лежит другому лечению, чем признание подлинной природы челове- ка, эффективности психоаналитического метода работы с бессознатель- ным и необходимости разгрузки сознания ребенка от бремени ненужных вытеснений. Профилактика болезни, замечал венгерский психоанали- тик, — это «новое воспитание, основанное не на догме, а на инсайте, целе- сообразное воспитание, методики которого нам предстоит еще вырабо- тать в будущем» [18, с. 77]. Ш. Ференци одним из первых обратил внимание на феномен интро- екции. Опираясь на исследования З. Фрейда, К. Г. Юнга и К. Абрахама в своей попытке выявить различия между паранойей и неврозом, он пришел к выводу, что параноик стремится отделить свой интерес от внеш- него мира и проецирует свои тягостные переживания на него, в то время как невротик «вбирает» в себя большую часть внешнего мира и делает его предметом бессознательной фантазии. В отличие от проекции, к которой прибегает параноик, переносящий свое либидо на объекты, находящиеся вне его, невротик использует противоположный механизм, который Ш. Ференци назвал интроекцией. Эта идея была высказана им в работе «Интроекция и перенесение» (1909). Именно она лежала в основе его утверждения, что «параноидная проекция и невротическая интроекция — это два крайних случая психических процессов, первоначальные формы которых обнару- живаются у любого нормального человека» [19, с. 16]. У здорового челове- ка значительная часть его интроекций протекает сознательно, в то время как у невротика подобные интроекции оказываются вытесненными, нахо- дящимися в бессознательных фантазиях.
66
Ш. ФЕРЕНЦИ
В небольшой статье «К определению понятия интроекции» (1912) Ш. Ференци внес уточнение в свое понимание данного феномена. Это было вызвано прежде всего тем, что швейцарский психоаналитик А. Мэдер сравнил понятие интроекции с предложенным им понятием экстериоризации, пришел к выводу, что оба понятия означают одно и то же и, следовательно, психоаналитикам необходимо договориться о предпоч- тительности использования одного из них. Возражая против отождеств- ления данных понятий, Ш. Ференци пояснил, что процесс интроекции описывался им как распространение аутоэротического интереса чело- века на внешний мир путем «втягивания» его объектов в Я. При этом он рассматривал способность к переносу в качестве интроецирования, рас- ширения Я за счет объектной любви, что свойственно как нормальному человеку, так и невротику. Другое дело, что у невротика наблюдается чрез- мерная склонность к переносу, бессознательное преувеличение механиз- ма интроекции. А. Мэдер описывал экстериоризацию как механизм, благодаря кото- рому отдельные органы тела человека отождествляются им с предмета- ми внешнего мира. По мнению Ш. Ференци, при рассмотрении эксте- риоризации А. Мэдер дал своеобразную интерпретацию исследуемому им процессу, в результате чего экстериоризация оказалась не чем иным, как частным случаем проекции. Сам он предложил иную интерпретацию, позволившую ему расценивать экстериоризацию А. Мэдера как процесс интроекции, а не проекции. Не вдаваясь в тонкости выдвинутых Ш. Ференци и А. Мэдером теорети- ческих конструкций, можно сказать, что концептуальная путаница подоб- ного рода была обусловлена стремлением обоих аналитиков провести более четкие различия между паранойей и неврозом. При этом Ш. Ферен- ци готов был расценивать «экстериоризирующих» параноиков, испыты- вающих интерес к вещам внешнего мира, как стоящих ближе к невро- тикам. И если экстериоризация воспринималась А. Мэдером в качестве проекции, то венгерский аналитик исходил из того, что данный процесс следует назвать специфическим видом интроекции и что соответствую- щее понятие «необходимо сохранить в научном обороте» [20, с. 47]. Кста- ти сказать, применительно к этапам развития ребенка Ш. Ференци назвал первую стадию его развития фазой интроекции (все опыты ребенка вклю- чены в его Я), а вторую — фазой проекции (ребенок отделяет от своего Я все то, что не подчиняется его воле). Трудно сказать, как и каким образом полемика между Ш. Ференци и А. Мэдером способствовала уточнению и прояснению содержательного смысла введенных ими понятий. Можно лишь констатировать, что поня- тие интроекции стало широко использоваться в психоаналитических
67
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
исследованиях при описании психических процессов, ведущих к установ- лению таких отношений между человеком (субъектом) и другим челове- ком или предметом, при которых свойства и качества объекта (челове- ка или предмета) переносятся субъектом вовнутрь. В то же время в пси- хоаналитической литературе используется и понятие экстериоризации, или введенное К. Хорни в научный оборот понятие экстернализации, опи- сывающее один из механизмов защиты, проявляющийся в стремлении человека воспринимать внутрипсихические процессы, силы, конфликты как протекающие вне его и являющиеся внешними по отношению к нему. Интересно отметить, что в работе «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни высказала мысль, что экстернализация напоминает собой про- екцию, но охватывает более широкий круг явлений, связанных как с соб- ственными недостатками человека, так и со всеми его чувствами. Используя идеи З. Фрейда о переносе, содержащиеся в опублико- ванной им в 1905 г. работе «Фрагмент анализа истерии (история болез- ни Доры)», Ш. Ференци одним из первых психоаналитиков обратился к осмыслению данного феномена. В книге «Интроекция и перенесение» (1909) он высказал следующие соображения: · все невротики имеют сильное желание переноса; · перенос является характерным психическим механизмом, лежащим в основе большинства болезненных проявлений; · он представляет собой частный случай свойственной невротикам склонности к «передвиганию»; · перенос является не чем иным, как проявлением всеобщего свойства заболевания невротиков перенесением; · психоаналитическое лечение представляет благоприятные условия для возникновения переноса; принимая во внимание перенос, психо- анализ можно назвать «своего рода катализатором»; · личность врача имеет значение «аналитического фермента», времен- но фиксирующего на себе отщепившиеся при разложении аффекты; · пол врача сам по себе часто становится для пациентов поводом к пере- носу; · психоанализ старается вскрыть и рационально направить перенос; · перенос оправдывается коренящейся в душе древней верой, что любовь может излечивать болезни. Не исключено, что, наряду с клинической практикой, высказанные Ш. Ференци суждения о переносе послужили отправной точкой для после- дующих размышлений З. Фрейда о природе и специфике данного фено- мена, что нашло свое отражение в его статьях «О динамике переноса» (1912), «Замечания о любви в переносе» (1915) и в других работах. Во вся- ком случае книга Ш. Ференци «Интроекция и перенесение» не могла быть
68
Ш. ФЕРЕНЦИ
незамеченной основателем психоанализа, который в августе—сентябре 1909 г. находился в компании с венгерским психоаналитиком, сопровож- давшим его во время поездки в США. В работе «Интроекция и перенесение» Ш. Ференци обратился к осмыс- лению и такой проблемы, как гипноз. Известно, что возникновение пси- хоанализа было связано с отказом З. Фрейда от гипноза и использовани- ем им метода свободных ассоциаций. Ш. Ференци не мог не знать этого. Другое дело, что до встречи с З. Фрейдом он использовал гипноз в своей терапевтической деятельности. Прибегал к гипнозу он и после того, как познакомился с психоанализом. При этом Ш. Ференци пытался не столь- ко совместить психоанализ и гипноз, сколько понять и объяснить с помо- щью психоаналитических идей природу гипноза, специфику переноса во время гипнотического воздействия на пациентов и ту власть, которую гипнотизер имеет над ними. В частности, основываясь на психоанали- тических представлениях о роли бессознательных аффектов, играющих важную роль при осуществлении суггестивного воздействия на человека, он пришел к выводу, что «та безграничная власть, с которой мы, гипноти- зеры, распоряжаемся психическими и нервными силами «медиума», есть не что иное, как проявление вытесненных инфантильных влечений гип- нотизируемого» [21, с. 25]. Ш. Ференци провел внешнюю аналогию между гипнозом и невро- зом и выдвинул предположение о том, что между психическим механиз- мом аутосуггестии и механизмом психоневротических симптомов име- ется много общего. Вместе с тем он не отвергал возможность того, что между нахождением под гипнозом и невротическим состоянием имеются не только сходства, но и различия. Правда, обратив внимание на соответ- ствующие сходства между природой гипноза и невроза, он в то же время не ставил перед собой цель выявить различия между ними. Судя по всему, в то время венгерский психоаналитик не был готов к постановке и реали- зации подобной задачи. Не случайно он лишь отметил, что разобраться в различиях между гипнозом и неврозом — задача будущих исследований. Для Ш. Ференци очевидной была также аналогия между гипнозом и влюб- ленностью. Он обратил внимание на то, что обычное состояние влюб- ленности может порождать психологическое явление, подобное гипно- зу. И в том, и в другом случае влюбленный или подверженный гипнозу человек способен к совершению безвольных поступков. В обоих случаях склонность к бессознательной влюбленности восходит к детству, к дет- ско-родительским отношениям. В конечном счете, опираясь на данные психоанализа, Ш. Ференци определил гипноз как намеренное создание условий, при которых на личность врача-гипнотизера может переносить- ся бессознательная склонность пациента к слепой вере и некритическому
69
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
повиновению, склонность, уходящая корнями в сексуально-инфантиль- ную любовь к родителям и страх перед ними. В своих размышлениях о природе гипноза Ш. Ференци отталкивался от ранних представлений З. Фрейда об амбивалентном отношении ребен- ка к родителям, силе внушения, сопротивлении и переносе в процессе аналитического лечения. Можно полагать, что, в свою очередь, эти раз- мышления оказались инициирующими для основателя психоанализа, уде- лившего внимание проблемам гипноза, внушения и влюбленности в более поздних своих работах. Так, в его книге «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) содержались разделы, специально посвящен- ные рассмотрению данных проблем. В частности, З. Фрейд подчеркнул, что от влюбленности недалеко до гипноза. Причем, и это весьма симпто- матично с точки зрения влияния друг на друга психоаналитиков, имен- но в разделе о влюбленности и гипнозе З. Фрейд, ссылаясь на Ш. Ферен- ци, использует его выражение «Я интроецировало объект», хотя дает иное, отличное от трактовки венгерского психоаналитика толкование, связанное с выявлением различий между идентификацией и влюбленно- стью [22, с. 296]. В рамках своей исследовательской и терапевтической деятельности Ш. Ференци обратился к осмыслению проблемы алкоголя и его связи с психиче- скими расстройствами. На основе опыта работы с пациентами он выдвинул утверждение, что алкоголь представляет опасность для тех, кто по внут- ренним причинам имеет повышенную потребность в достижении удо- вольствия внешними средствами и что симптомология опьянения обнару- живает сходство с психозом. Данное утверждение не было чем-то ориги- нальным, поскольку в научной литературе того времени высказывались сходные соображения или, во всяком случае, рассматривалась проблема связи алкоголизма, сексуальности и неврозов, как это имело место в ста- тье К. Абрахама «Психологические отношения между сексуальностью и алкоголизмом» (1908). Однако другое утверждение Ш. Ференци было далеко не тривиальным, заслуживающим внимания и осмысления. Так, в статье «Алкоголь и неврозы» (1911) он отметил, что, если рас- смотреть отношения между алкоголем и неврозом через призму анали- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |