Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие психоанализа в странах Западной Европы
Возникнув в Вене, психоанализ получил распространение прежде всего в Австрии. История становления и развития его в этой стране непо- средственно связана с исследовательской и терапевтической деятельно- стью Фрейда. Поэтому можно говорить о некой вехе, разделяющей раз- витие психоанализа в Австрии. Такой вехой стал 1938 г., когда в результа- те вторжения нацистов в эту страну Фрейд был вынужден эмигрировать в Англию. В 1896 г. Фрейд ввел в научный оборот понятие «психоанализ». Публи- кация в 1900 г. его работы «Толкование сновидений» знаменовала собой открытие психоанализа для тех, кто после прочтения данной работы заинтересовался психоаналитическими идеями. Возникшие в 1902 г. Пси- хологическое общество по средам и в 1908 г. Венское психоаналитическое общество стали отправными точками становления и развития психоана- лиза в Австрии. В этот период были опубликованы такие работы Фрей- да, как «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Фрагмент анализа одного слу- чая истерии» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сновидения в “Градиве” В. Иенсена» (1907).
19
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
Последующие три десятилетия (с образования Венского психоанали- тического общества и до эмиграции Фрейда в Англию) сопровождались дальнейшим развитием психоанализа в Австрии и распространением пси- хоаналитических идей в разных странах мира. За это время Фрейд выдви- нул ряд новых идей, вносящих изменение в психоаналитическую теорию и практику, представил психоаналитическому сообществу клинические случаи, ставшие классикой психоанализа, осуществил исследования, поло- жившие начало возникновению детского психоанализа, психобиографии, психоаналитического направления в изучении религии, общества, куль- туры. Им были опубликованы не только статьи, раскрывающие особен- ности техники психоаналитической терапии, но и такие обобщающие клинический опыт и теоретические размышления работы, как «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Воспоминание детства Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоана- лиз» (1916/1917), «Из истории одного детского невроза» (1918), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ чело- веческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конструкции в анализе» (1937), «Конечный и бесконечный анализ» (1937) и др. На начальном этапе становления психоанализа в Австрии Психологи- ческое общество по средам состояло из четырех человек, помимо Фрей- да. К концу 1937 г. в Венское психоаналитическое общество входили 51 постоянных и 17 ассоциированных членов. В 1910 г. начал издаваться «Центральный журнал по психоанализу», редакторами которого были А. Адлер и В. Штекель. В 1912 г. под редак- цией Г. Закса и О. Ранка вышел первый номер журнала «Имаго», посвя- щенного немедицинскому применению психоанализа. В 1919 г. в Вене было создано международное психоаналитическое издательство, сыграв- шее значительную роль в публикации трудов Фрейда и других известных в то время психоаналитиков. За время своего двадцатилетнего существо- вания оно опубликовало около 150 книг и «Собрание сочинений» осно- вателя психоанализа, вышедшего в 12 томах под редакцией А. Шторфера. В 1922 г. в Вене была открыта психоаналитическая клиника («Амбулато- рия»), директором которой стал Э. Хичманн, в 1924 г. организован учеб- ный институт психоанализа, директором которого стала Х. Дойч, а секре- тарем — А. Фрейд (1895–1982). Развитие психоанализа в Австрии продолжалось на протяжении после- дующих нескольких лет, вплоть до 11 марта 1938 г., когда произошло втор- жение на ее территорию нацистов. Два дня спустя состоялось собрание членов правления Венского психоаналитического общества, на котором
20
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
было принято решение, что психоаналитики, большая часть которых были евреями, могут покинуть страну. Некоторое время спустя из Берли- на прибыл нацистский комиссар с целью ликвидации Венского психоана- литического общества. Был наложен арест на имущество Международно- го психоаналитического издательства, захвачена и частично уничтожена библиотека Венского психоаналитического общества, конфискован счет Фрейда в банке. Большинству венских психоаналитиков удалось покинуть свою страну. Что касается Фрейда, то он до последнего момента оставался на Бергассе 19 и только после того, как сотрудники гестапо провели обыск в его квар- тире, арестовали и продержали несколько часов у себя его дочь А. Фрейд, он принял решение покинуть Вену, в которой прожил 79 лет. Благодаря помощи, оказанной со стороны его коллег, и содействию видных поли- тических деятелей, после уплаты налога на имущество (4824 долл., запла- ченные принцессой Марией Бонапарт) Фрейд вместе с женой и дочерью выехал из Вены 4 июня 1938 г. с тем, чтобы через Париж прибыть в Анг- лию, где он прожил более года. 23 сентября 1939 г. (в еврейский День иску- пления) после сделанной врачом по его просьбе повторной инъекции большой дозы морфия Фрейд скончался в возрасте 83 лет. 25 августа 1938 г. постановлением нацистского комиссара было объ- явлено о роспуске Венского психоаналитического общества. Несколько дней спустя, 1 сентября, по решению магистрата Вены это постановление вступило в силу. Лишь после окончания Второй мировой войны постанов- лением от 1 декабря 1945 г. роспуск Венского психоаналитического обще- ства был объявлен недействительным. На первом послевоенном Международном психоаналитическом кон- грессе, состоявшемся в 1949 г. в Цюрихе, Венское психоаналитическое объединение было признано составной частью Международной психоана- литической ассоциации. Однако многие психоаналитики, ранее входив- шие в Венское психоаналитическое общество, эмигрировавшие из страны и позднее ставшие видными фигурами в международном психоаналитиче- ском движении, включая Х. Хартмана, О. Исаковера, Э. Криса, Г. Нунбер- га, П. Федерна, О. Фенихеля, А. Фрейд, Э. Хичманна и др., не вернулись в Австрию. Престиж Венского психоаналитического общества был утра- чен. Если в 1937 г. в его состав входили 67 психоаналитиков, то в 1948 г. — 13, а в 1950 г. — всего 10 [10, с. 451, 457]. В 1968 г. в Вене было создано Общество Зигмунда Фрейда. В 1971 г. в вен- ском Хофбурге состоялся 27-й Международный психоаналитический кон- гресс, в работе которого приняли участие многие видные психоаналити- ки того времени, включая А. Фрейд, впервые после эмиграции посетив- шую свой родной город. В 1972 г. на Бергассе 19 открылся музей Фрейда,
21
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
а А. Фрейд получила звание почетного доктора медицины Венского уни- верситета. Появилось новое поколение психоаналитиков, однако Вена так и не стала тем центром психоаналитического движения, которым она была до 1938 г. Развитие психоанализа в других странах мира, включая страны Запад- ной Европы, происходило по-разному, хотя и имело один общий исток. Этим истоком было психоаналитическое учение Фрейда о человеке, его внутрипсихических конфликтах, этиологии неврозов, путях и возможно- стях лечения психических расстройств. От Фрейда, к которому в начале ХХ столетия стали приезжать врачи, пациенты и различного рода специа- листы, протянулись нити, способствовавшие созданию психоаналитиче- ских групп и объединений по всему миру. Возникновение психоанализа в Германии обязано прежде всего Карлу Абрахаму. Получив медицинское образование в Германии и проработав несколько лет в Берлинской психиатрической лечебнице, он перебрал- ся в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе, где познакомился с работами Фрейда, на которые в то время обратили внимание цюрихские врачи. В 1907 г. в возрасте 21 года он встретился в Вене с Фрейдом, кото- рый поддержал его намерение вернуться в Берлин с целью дальнейшей терапевтической деятельности, основанной на психоаналитических идеях. По этому поводу основатель психоанализа в одном из первых своих писем Абрахаму писал: «Если мой авторитет в Германии возрастет, то и для Вас это, несомненно, будет полезно: я смогу прямо объявить Вас своим уче- ником и приверженцем — Вы мне не кажетесь человеком, который усты- дился бы этого, — тогда я смогу энергично за Вас заступиться» [11, с. 415]. В 1908 г. Абрахам организовал по образцу группы психоаналити- ков в Вене Берлинское психоаналитическое общество, в состав кото- рого вошли И. Блох, Кёрбер, М. Хиршфельд и О. Юлиусбургер, кото- рый в конце 1907 г. выступил в Берлинском психиатрическом объедине- нии с докладом «О теории психоанализа». В 1909 г. в Берлин переехал М. Эйтингон, первым из зарубежных врачей и исследователей познако- мившийся с Фрейдом в Вене. Психоаналитические идеи стали получать распространение и признание в Германии, особенно после того, как на ее территории были проведены очередные Международные психоаналити- ческие конгрессы — второй — в Нюрнберге в 1910 г., третий — в Веймаре в 1911 г., четвертый — в Мюнхене в 1913 г. В 1914 г., после того, как К. Г. Юнг ушел с поста президента Междуна- родного психоаналитического объединения, по рекомендации Фрей- да Абрахам стал президентом этой организации. Первая мировая война замедлила развитие психоанализа в Германии, однако изучение воен- ных неврозов, предпринятое доктором медицины Э. Зиммелем (1882–
22
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
1947), использовавшим психоаналитический метод лечения, способст- вовало распространению психоаналитических идей. После окончания войны Абрахам активно включился в психоаналитическую деятельность, у него стали проходить личный анализ будущие психоаналитики, включая Э. Гловера (1888–1972), Э. Зиммеля, М. Кляйн (1882–1960), Ш. Радо (1890– 1972), Т. Райка (1888–1969), А. Стречи, К. Хорни (1885–1952). В начале 1920 г. в Берлине открылась психоаналитическая поликли- ника, в организации которой приняли активное участие Абрахам, Зим- мель и Эйтингон. Здание поликлиники было построено по проекту сына основателя психоанализа, архитектора Эрнста Фрейда. Терапевтиче- ская деятельность в поликлинике стала сочетаться с учебным процессом, направленным на подготовку специалистов в области психоанализа. Воз- ник Берлинский психоаналитический институт, в стенах которого нача- ли преподавать Абрахам, Зиммель, а также специалисты, приехавшие из Вены и Швейцарии, включая Г. Закса. Психоаналитическое обучение в данном институте стало исходной моделью последующего психоаналитического образования в других стра- нах мира. В основе этой модели лежали три составляющие психоаналити- ческого образования: теоретическая (лекции), предполагающая освоение необходимых знаний, психоаналитических идей и техники аналитиче- ской терапии; личный (учебный, дидактический) анализ, способствую- щий погружению в собственное бессознательное и проработке соответст- вующих комплексов; супервизии, включающие в себя профессиональный разбор клинических случаев, консультационную практику, способствую- щую организации и коррекции терапевтической деятельности на началь- ных этапах работы с пациентами. В 1925 г. на очередном Международном конгрессе по предложению М. Эйтингона берлинская модель образования была положена в основу профессиональной подготовки аналитиков, осу- ществляемой под патронажем Международного обучающего комитета. Первым, прошедшим полный курс обучения в Берлинском институте психоанализа, был Франц Александер (1891–1964), который сам начал пре- подавать в этом учреждении в 1925 г. По мере развития психоанализа в Гер- мании расширялся и состав преподавателей Института, среди которых были такие видные в психоаналитическом движении фигуры, как З. Берн- фельд, К. Мюллер-Брауншвейг, Ш. Радо, Т. Райк, К. Хорни, О. Фенихель и др. К осени 1928 г. в Институте было подготовлено 66 аналитиков и 34 кандидата находились на стадии учебного и контрольного анализа. Многие выпускники Берлинского психоаналитического института стали впослед- ствии известными психоаналитиками. Среди них, наряду с упомянутым Ф. Александером, данный институт окончили такие психоаналитики, как А. Балинт, М. Балинт, Дж. Гловер, Э. Гловер, Х. Дойч, А. Стрейчи, Э. Фромм,
23
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
П. Хайманн, Р. Шпиц. Один из его выпускников подчеркивал: «Институт напоминает живую лабораторию, в которой фактически происходит син- тез всех ответвлений психоанализа на основе тщательно продуманного учебного плана… Я не могу представить себе лучшего памятника жизнен- ному труду Фрейда, чем работа Берлинского института» [12, с. 437]. В 30-х гг. в связи с экономическим кризисом и последующим прихо- дом нацистов к власти Берлин покинули многие ведущие психоаналити- ки. В мае 1933 г. на Оперной площади в Берлине было сожжено несколько тысяч книг, в том числе и психоаналитическая литература. Перед сожже- нием работ основателя психоанализа в формулировке Геббельса звучал следующий приговор: «Против разрушающей душу переоценки жизнен- ных инстинктов! За благородство человеческой души! Я придаю пламе- ни писания Зигмунда Фрейда». В 1938 г. профессор М. Геринг (двоюрод- ный брат рейхсмаршала Г. Геринга), ставший в то время председателем Немецкого объединенного медицинского общества психотерапии, офи- циально распустил Немецкое психоаналитическое общество, которое по постановлению окружного суда в начале 1940 г. было изъято из списка немецких союзов. После Второй мировой войны развитие психоанализа в Германии сопровождалось идейными столкновениями между различными группа- ми психоаналитиков, в частности, сторонниками классического психо- анализа, возглавляемыми К. Мюллером-Брауншвейгом, и приверженцами неоаналитического направления, идейным вдохновителем которого стал Х. Шульц-Хенке. В 1946 г. было создано Немецкое психоаналитическое общество. В 1950 г. была основана Немецкая психоаналитическая ассоциа- ция, и восстановлен Берлинский психоаналитический институт. Несколь- ко лет спустя была создана кафедра психологии и психоанализа во Франк- фурте-на-Майне, которую возглавил А. Мичерлих. В 1964 г. во Франкфурте открылся психоаналитический институт Зигмунда Фрейда. В конце 50-х — начале 60-х гг. ХХ столетия в Германии стали возникать различные психоаналитические группы, работающие в Бремене, Гамбур- ге, Гисене, Мюнхене, Тюбенгене, Фрайбурге, Штуттгарте, Ульме и других городах. Создалась специфическая ситуация, заключающаяся в том, что, основанное в 1910 г. Берлинское психоаналитическое общество, позд- нее переименованное в Немецкое психоаналитическое общество, распу- щенное в 1938 г., возрожденное в 1946 г. и включившее в себя примерно 30 психоаналитиков, стало не членом Международного психоаналити- ческого объединения, а филиалом Американской академии психоанали- за. В то же время созданная Немецкая психоаналитическая ассоциация, состоящая из девяти психоаналитиков из Берлина, в 1951 г. вошла в состав Международной психоаналитической ассоциации (название, которое
24
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
было принято в 1949 г. вместо Международного психоаналитического объединения). В последующие десятилетия развитие психоанализа в Германии сопро- вождалось ростом числа психоаналитиков. Так, к середине 80-х гг. в двух основных психоаналитических организациях насчитывалось около 650 членов. Однако, несмотря на общепризнанное восстановление психо- анализа в этой стране с 1945 г., у многих немецких психоаналитиков существуют проблемы, связанные с профессиональной идентичностью. «Большинство из них не уверены в себе и демонстрируют правомерное и смиренное отношение к представителям Международной психоанали- тической ассоциации, независимо от индивидуального мнения последних (положительного или отрицательного) по поводу стандартов немецкой психоаналитической подготовки» [13, с. 14]. Одним из центров первоначального развития психоанализа в странах Западной Европы по праву считается Швейцария. Цюрихская школа пси- хиатрии была местом сосредоточения медицины и академической науки, представители которой, включая Э. Блейлера (1857–1939) и К. Г. Юнга (1875–1961), не только первыми обратили внимание на психоаналитиче- ские идеи Фрейда, но и начали использовать их при проведении ассоциа- тивных экспериментов и исследовании шизофрении. Основатель психо- анализа неоднократно выражал свою признательность в связи с заслугами цюрихской школы в области распространения психоанализа и выхода его на международную арену. Разумеется, в распространение психоаналити- ческих идей внесли вклад и другие объединения. Вместе с тем, в отличие от Вены, престиж которой страдал из-за серьезных предрассудков, Цюрих был, по выражению Фрейда, духовным центром, куда в начале ХХ столе- тия приезжали врачи и ученые из разных стран. «Нигде больше не соби- ралась столь сплоченная кучка приверженцев, нигде не было больше возможностей поставить общественную клинику на службу психоанали- тическим исследованиям, нигде больше не имелось преподавателей-кли- ницистов, которые включили бы психоанализ в психиатрическую науку в качестве дополняющей ее составной части» [14, с. 165–166]. Начиная с 1902 г., глава цюрихской школы Э. Блейлер стал использо- вать методы Фрейда для лечения больных шизофренией. Психоаналити- ческими идеями заинтересовался и К. Г. Юнг, который вскоре настолько сблизился с Фрейдом, что тот хотел сделать его идейным наследником. Многие видные сторонники и сотрудники основателя психоанализа при- шли к нему через Цюрих. К их числу относятся прежде всего К. Абрахам, Л. Бинсвангер, Г. Нунберг, М. Эйтингон, С. Шпильрейн и др. При цюрихской лечебнице Бургхёльцли образовалась небольшая группа, проявившая интерес к психоанализу. В 1907 г. возникло Обще-
25
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
ство фрейдовских исследований (Фрейдовское общество врачей), пред- седателем которого стал Э. Блейлер. Наряду с ним и К. Г. Юнгом, в это общество вошли Л. Бинсвангер, Э. Клапаред, А. Мёдер, Ф. Риклин и дру- гие приверженцы психоанализа, всего около 20 человек. В 1909 г. был организован «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», издателями которого стали Блейлер и Фрейд, а редакто- ром — Юнг. В 1910 г. Блейлер опубликовал работу «Психоанализ Фрей- да», которую основатель психоанализа назвал «доброй и благосклонной». Он ввел в научный оборот понятия «амбивалентность» и «аутизм», став- шие частью психоаналитической терминологии. Юнг внес значитель- ный вклад в отстаивание психоаналитических идей перед различными медицинскими сообществами, критически относящимися к психоанализу, и в организационное оформление Международного психоаналитическо- го объединения. В 1910 г. возникла швейцарская группа Международного психоаналитического объединения, возглавляемая Л. Бинсвангером. Последующий разрыв Юнга с Фрейдом и принципиальная позиция Блейлера не входить в институционально организованные структуры, подобные Международному психоаналитическому объединению, приве- ли к тому, что в 1913 г. цюрихская психоаналитическая группа была рас- пущена. В 1914 г. цюрихская группа вышла из Международного психоана- литического объединения. Одна часть цюрихской психоаналитической группы ушла с Юнгом, основавшим аналитическую психологию. Другая — отошла от классического психоанализа и стала работать в области экзи- стенциального анализа. После нескольких лет существования вне организационной структуры швейцарские психоаналитики предприняли усилия с целью объединения. В 1919 г. было основано Швейцарское общество психоанализа, президен- том которого был избран Э. Оберхольцер, а вице-президентом — Г. Рор- шах (1884–1922). В состав этого общества вошли 11 психоаналитиков, включая пастора О. Пфистера (1873–1956), который начал переписку с Фрейдом в 1909 г. и на протяжении всей жизни основателя психоанали- за поддерживал с ним дружеские отношения. Во второй половине 20-х гг. среди швейцарских психоаналитиков про- изошел раскол. Развернувшаяся в психоаналитическом движении дискус- сия по поводу дилетантского анализа (15), связанная с судебным процес- сом в Вене против Т. Райка, поддержкой Фрейдом психоаналитиков-неме- диков и стремлением ряда психоаналитиков ввести ограничения на право осуществления терапевтической деятельности исключительно врачами, своеобразным образом сказалась на развитии психоанализа в Швейцарии. В начале 1928 г. Э. Оберхольцер и несколько его коллег вышли из соста- ва Щвейцарского общества психоанализа и создали Психоаналитиче-
26
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
ское общество врачей. Несколько лет спустя предпринимались попыт- ки по объединению двух обществ, но после эмиграции Э. Оберхольце- ра в США в 1937 г. проблема объединения утратила свою актуальность. В 1938 г. Психоаналитическое общество врачей распалось. После Второй мировой войны в Швейцарии возрос интерес к психо- анализу. В Женеве и Лозанне был создан Романский центр психоаналити- ческого образования. В конце 50-х гг. стал работать психоаналитический семинар в Цюрихе. Психоаналитические учебные центры возникли также в Базеле и Берне. В целом на разных этапах истории значительный вклад в развитие пси- хоанализа в Швейцарии был осуществлен такими специалистами в раз- личных областях знания, как Г. Балли, Л. Бинсвангер, Э. Блейлер, М. Босс, Г. Кристоффель, Г. Менга, Э. Оберхольцер, Ш. Одье, О. Пфистер, Ф. Сара- син (возглавлял Швейцарское общество психоанализа в 1928–1960 гг.), Р. де Соссюр (президент данного общества в 1960–1967 гг.), Г. Цуллигер, К. Г. Юнг и др. Становление психоанализа в Великобритании связано с именем Э. Джонса (1878–1958), который, получив медицинское образование и прочитав некоторые работы Фрейда, увлекся психоаналитическими идеями. В 1908 г. он встретился с Фрейдом в Вене, стал использовать пси- хоаналитический метод в своей терапевтической деятельности в Канаде, где он работал в 1908–1913 гг. Вернувшись в Великобританию, в октябре 1913 г. он основал Лондонское психоаналитическое общество, в 1919 г. — Британское психоаналитическое общество. В 1920 г. в Лондоне начал издаваться «Международный журнал пси- хоанализа». В 1924 г. был создан Институт психоанализа, два года спустя открылась Лондонская психоаналитическая клиника. Членами Британ- ского психоаналитического общества в начале 20-х гг., наряду с Э. Джон- сом, были такие психоаналитики, как С. Айзекс, Дж. Гловер, Э. Гловер, С. Пэйн, Дж. Ривьер, Дж. Рикман, Э. Шарп и др. В 1926 г. в Лондон пере- ехала М. Кляйн, психоаналитическая деятельность которой привлекла к себе внимание части английских психоаналитиков. В конце 30-х гг. Британское психоаналитическое сообщество пополни- лось ведущими психоаналитиками, включая А. Фрейд и З. Фрейда, эмиг- рировавших из Вены. Несколько лет спустя после смерти З. Фрейда те скрытые разногласия по поводу отдельных положений теории и практики психоанализа (особенно детского психоанализа), которые ранее сущест- вовали между М. Кляйн и А. Фрейд, вылились в острые идейные дискус- сии, поставившие Британское психоаналитическое общество на грань раскола. Однако в отличие от некоторых психоаналитических сообществ в других странах Западной Европы, британские психоаналитики суме-
27
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
ли сохранить атмосферу терпимости к инакомыслию. И хотя несколько психоаналитиков покинули Британское психоаналитическое общество, а внутри его образовались три группы (приверженцы М. Кляйн, сторон- ники А. Фрейд и «нейтралы», составившие «независимую школу»), тем не менее это общество сохранило свою дееспособность и способствовало развитию психоанализа в Англии. Приверженцы М. Кляйн сосредоточили внимание на агрессивных про- явлениях в раннем детстве, организованных фантазиях детей, объект- ных отношениях, доэдипальных конфликтах, оказывающих воздействие на формирование личности. Психоаналитики данной ориентации, вклю- чая С. Айзекс, У. Биона, Х. Сегал, К. Скотта, А. Стивена и других специали- стов, внесли свой вклад в развитие психоанализа в Англии и распростране- ние выдвинутых М. Кляйн психоаналитических идей в других странах мира, особенно в Аргентине. Значительную роль в развитии психоанализа сыг- рал У. Бион, который был президентом Британского психоаналитическо- го общества в 1962–1965 гг. и чьи психоаналитические исследования были посвящены психологии групп и проблеме психотического мышления. Сторонники А. Фрейд отстаивали позиции классического психоана- лиза, придерживались структурных взглядов на психику, развивали идеи и концепции, связанные с психоаналитическим пониманием детской пси- хики и формированием защитных механизмов. Психоаналитики данного направления, в частности Х. Абрахам, Д. Барлингем, Л. Рубинштейн, Дж. Сандлер и другие, способствовали развитию психоанализа в Великобри- тании и внесли значительный вклад в развитие психоанализа как таково- го. Так, Дж. Сандлер (1927–1998), работавший несколько лет в клинике Хомстед (ныне клиника имени Анны Фрейд), был редактором «Между- народного журнала психоанализа» и основателем «Международного пси- хоаналитического обозрения». Он был также основателем и директором Центра Зигмунда Фрейда в Иерусалимском университете Хербрю, прези- дентом Международной психоаналитической ассоциации, президентом Европейского психоаналитического союза и почетным членом Ассоциа- ции психоаналитической медицины. В «независимую» группу входили многие видные психоаналитики, отчасти разделявшие взгляды М. Кляйн или А. Фрейд, но не желавшие полностью идентифицироваться с той или иной школой. К их числу отно- сились Д. Винникотт, С. Пэйн, Ч. Райкрофт, Дж. Рикман, Дж. Сазерленд, Дж. Стречи, Р. Фэйрбейрн. Данная группа не отличалась консолидиро- ванным единством. Скорее, напротив, наиболее видные ее представите- ли являли собой пример оригинальных исследователей, отличающихся самостоятельностью мышления. При этом каждый из них внес свой замет- ный вклад в развитие психоанализа.
28
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
В частности, Д. Винникотт (1896–1971) выступил с концепцией пере- ходного объекта, способствующего образованию у ребенка чувства ком- форта и безопасности. Р. Фэйрбейрн (1890–1964) выдвинул несколь- ко плодотворных идей в рамках теории объектных отношений, вместо структурной модели психики предложил исходить из эндопсихической структуры, вместо оральной, анальной и фаллической фаз развития — из стадий инфантильной зависимости, псевдонезависимости и зрелой независимости. Характерная особенность развития психоанализа в Великобритании состоит в том, что он сконцентрирован почти исключительно в Лондоне или, как замечают некоторые исследователи, «в сравнительно небольшом округе на северо-западе города» [16, с. 552]. Кроме того, наряду с медиками, значительную часть психоаналитиков в Англии составляют те, кто не явля- ются врачами по своему первичному образованию. Не в последнюю очередь данное обстоятельство связано, видимо, с тем, что М. Кляйн и А. Фрейд, являвшиеся идейными вдохновителями двух групп в Британском психоана- литическом обществе, не имели медицинского образования. Вместе с тем, благодаря преодолению раскола и сохранению Британ- ского психоаналитического общества, в рамках которого существуют и находят компромиссы три различные по своим идейным ориентациям группы, английские психоаналитики оказались способными к плодотвор- ному сотрудничеству между собой, в результате чего мировой психоана- лиз обогатился рядом достижений, будь то подготовленное Дж. Стречи (1887–1967) на английском языке 24-томное собрание сочинений Фрейда или теория объектных отношений, разделяемая сегодня многими психо- аналитиками. Своеобразна история становления и развития психоанализа во Фран- ции. С формальной точки зрения именно в этой стране впервые появи- лась публикация, в которой использовалось понятие «психоанализ». Речь идет о статье Фрейда «Наследственность и этиология неврозов», кото- рая была опубликована на французском языке в неврологическом журна- ле 30 марта 1896 г. Однако в отличие от других стран Западной Европы, во Франции начала ХХ столетия не нашлось приверженцев психоанали- за, подобных К. Абрахаму, Э. Джонсу, Ш. Ференци, К. Г. Юнгу. Не появи- лись, соответственно, ни группы, ни организации, члены которых про- явили бы особую заинтересованность в распространении психоанали- тических идей и использовании психоаналитического метода лечения людей, страдающих психическими расстройствами. Не было и работ, посвященных психоанализу. Лишь в 1914 г. был опубликован труд под названием «Психоанализ неврозов и психозов», авторами которого явля- лись французские психиатры А. Эснар и Э. Режи.
29
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
В начале 20-х гг. ситуация изменилась. Интерес к психоаналитическим идеям проявился в литературных кругах и не в последнюю очередь был связан с Е. Сокольницкой, получившей образование в Сорбонне, прошед- шей анализ у Фрейда, занимавшейся клинической практикой в Польше и направленной основателем психоанализа в Париж в 1921 г. Французский писатель Андре Жид прошел у нее анализ и способствовал распростране- нию психоаналитических идей в литературных кругах. В 1923 г. ведущий французский неврологический журнал предложил напечатать фотографию З. Фрейда вместе с полным описанием его работ. В то же время во Франции была запрещена книга Р. де Соссюра «Психоаналитический метод». На протяжении нескольких лет Е. Сокольницкая работала в психиат- рической клинике «Сент-Анн» в Париже и осуществляла анализ француз- ских коллег, включая Р. Лафорга и Э. Пишона, которые стояли у истоков возникновения психоаналитического движения во Франции. В середине 20-х гг. франкоязычные швейцарцы Ш. Одье и Р. де Соссюр, приехавший из Берлина Э. Лёвенштейн и греческая принцесса М. Бонапарт (1882– 1962), проходившая анализ у Фрейда, способствовали распространению психоаналитических идей и организационному оформлению психоана- лиза во Франции. В 1926 г. было создано Парижское общество психоана- лиза, состоящее из одиннадцати человек, включая Р. Алленди, М. Бона- парт, Л. Лафорга, Э. Лёвенштейна, Ш. Одье, Э. Пишона, Е. Сокольницкую, Р. де Соссюра и других приверженцев психоаналитических идей. Однако одновременно среди французских психоаналитиков произошел раскол, в результате чего появилась параллельная группа, сторонники которой настороженно отнеслись к венской школе Фрейда. В 1927 г. появился «Журнал французского психоанализа», в котором публиковались переводы работ Фрейда и психоаналитические материа- лы, авторами которых были такие психоаналитически ориентированные врачи и исследователи, как А. Коде, Р. Лафорг, А. Эснар и многие другие. В 1933 г. в Париже возник Институт психоанализа, создание которого стало возможным благодаря финансовой поддержке со стороны М. Бона- парт. Он выступал в качестве культурного центра, в котором осуществля- лось и обучение психоаналитиков, и проведение конференций. Вместе с тем как в этом Институте, так и за его пределами имели место идейные столкновения, приведшие не только к размежеванию среди французских психоаналитиков, но и к активизации тех, кто критически относился к психоанализу в целом и к фрейдо-марксизму в особенности. Дискуссии по поводу соответствующего статуса психоаналитического учения Фрей- да о человеке и культуре сопровождались идеологической критикой, как это имело место, например, в опубликованной в 1939 г. программной ста- тье Ж. Полицера «Конец психоанализа».
30
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
Оккупация Франции нацистами привела к тому, что часть психоанали- тиков покинула страну: одни вернулись в Швейцарию, другие эмигриро- вали в США. После окончания Второй мировой войны развитие психо- анализа во Франции получило новый импульс. В частности, в 1948 г. была организована первая детская поликлиника психоаналитической ориента- ции. В области детского психоанализа стали работать такие специалисты, как Р. Дяткин, С. Лебович, П. Малем, Ж. Фавро и др. В своей исследова- тельской и терапевтической деятельности многие детские психоаналити- ки во Франции придерживались таких позиций, которые свидетельство- вали об использовании ими наработок школ и М. Кляйн, и А. Фрейд. В то же время в 50–60-е гг. обострились разногласия между ведущи- ми французскими психоаналитиками. В рамках Института психоанали- за, возглавляемого С. Наштом в период с 1953 по 1963 г., велись такие дискуссии, связанные с подготовкой психоаналитиков и развитием пси- хоанализа во Франции, которые привели к обострению конфронтаций между его сотрудниками. Эти конфронтации привели к тому, что в сере- дине 1953 г. произошел раскол в Парижском психоаналитическом общест- ве. Выделилась группа психоаналитиков во главе с Ф. Долто, Ж. Лаканом и Д. Лагашем, которая в дальнейшем основала Французское общество пси- хоанализа, руководимое Ж. Лаканом (1901–1981). Исследовательская и клиническая деятельность Ж. Лакана привлек- ла внимание не только ряда молодых психоаналитиков, но и парижскую интеллигенцию. Его семинары, проходившие под лозунгом «Назад к Фрей- ду!», посещали видные философы и литературоведы, включая С. Альтюс- сера, М. Мерло-Понти, П. Рикёра. Важную роль в развитии Французского общества психоанализа сыграли В. Гранов, С. Леклер и Ф. Перрье, кото- рых французские психоаналитики назвали «тройкой». Выдвинутые Ж. Лаканом новации (использование короткого психо- аналитического сеанса, рассмотрение регистров реального, символиче- ского и воображаемого, критика американизации психоанализа) вызвали негативное отношение Международной психоаналитической ассоциации не только к нему, но и к Французскому обществу психоанализа, в котором он состоял. Это привело в 1963 г. к распаду данного общества, часть чле- нов которого была вынуждена покинуть его, чтобы получить благослове- ние со стороны Международной психоаналитической ассоциации. Воз- никла Французская психоаналитическая ассоциация, ориентированная на международные стандарты подготовки специалистов в области пси- хоанализа, и Парижская фрейдовская школа, возглавляемая Ж. Лаканом и открывающая доступ к психоанализу не только врачам, но и философам, социологам, лингвистам и другим специалистам, имеющим гуманитарное образование.
31
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
В первую организацию, признанную составной частью Междуна- родной психоаналитической ассоциации в 1965 г., вошли такие извест- ные французские психоаналитики, как Д. Анзьё, Д. Видлошер, В. Гранов, Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис и др. Во вторую — Ж. Лакан со своими учени- ками. После его смерти, последовавшей в 1981 г., образовалось несколько групп, претендующих на подлинное развитие лаканизма. В настоящее время во Франции, наряду с признанным Международ- ной психоаналитической ассоциацией французским объединением пси- хоаналитиков, существуют различные психоаналитические группы. Это является свидетельством, с одной стороны, дальнейшего развития психо- анализа во Франции, а с другой — отсутствия единства среди французских психоаналитиков. Подобная ситуация порождает сомнения и надежды, которые выражаются самими аналитиками или в форме вопроса — рас- сматривать ли многочисленные дебаты и расколы как признак молодости французского психоанализа, или как подтверждение тому, что психоана- литическое движение во Франции не утратило своей жизнеспособности и у него есть будущее [17, с. 632]. Как бы там ни было, но численность французских психоаналитиков растет, представители французского психоанализа занимают важные посты в рамках Международной психоаналитической ассоциации (Д. Вид- лёшер — президент, А. Жибо — генеральный секретарь (2001–2003), а их ведущие мэтры стремятся оказать свое идейное влияние на развитие пси- хоанализа в России, свидетельством чему может служить франко-русский психоаналитический симпозиум «Влечение в современном психоанализе» (Москва, 30–31 октября 2004), в работе которого приняли участие А. Грин, А. Жибо, Дж. МакДугалл, Ж. Шассе-Смиржель, А. де Мижолла, Р. Руссий- он, П. Израэль, и к началу работы которого был опубликован труд «Фран- цузская психоаналитическая школа» [18]. В других странах Западной Европы развитие психоанализа происхо- дило по-разному. В Скандинавских странах организационное становление психоанализа шло с большим опозданием по сравнению с Германией, Швейцарией или Англией. В Швеции первыми проявили интерес к психоаналитическим идеям психиатры П. Бьерр и А. Тамм. В 1911 г. П. Бьерр принял участие в работе III Международного психоаналитического конгресса, однако несколько лет спустя он отошел от психоанализа. В 1913 г. А. Тамм побы- вала в Вене, в последующие годы прошла анализ у П. Федерна, Х. Дойч и А. Айххорна и впоследствии стала членом Венского психоаналитиче- ского общества. Со временем в Швеции образовалась группа психоаналитиков, среди которых активное участие в развитии психоанализа приняли Л. Йекельс,
32
Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы
Р. де Монжи, Т. Сандстрём, Х. Тёрнгрен, Н. Хаак, Л. Шекели, Т. Экман и др. Психоаналитическими идеями заинтересовались также молодые психологи и педагоги, включая О. Андерссон, К. Гюттлера, К. Рамфалк, А. Рилтон, Б. Эдгарда. В 1967 г. был создан психоаналитический институт, руководителем которого стал Т. Сьёвалл. Наряду со Шведским психоана- литическим обществом возникло Шведское объединение холистической психотерапии и психоанализа, члены которого ориентируются на идеи, выдвинутые К. Хорни и Г. С. Салливаном. В Финляндии одним из первых энтузиастов психоанализа был Ю. Куло- веси, который в 1924 г. приехал в Вену и прошел курс анализа сперва у Э. Хичманна, а затем у П. Федерна. В 1931 г. он стал членом Венского психоаналитического общества, в 1933 г. написал первый финский учеб- ник по психоанализу. В 40-е гг. возникло неформальное психоаналитиче- ское объединение, учредителями которого были Г. Вуористо, М. Палохей- мо, В. Техке. В 60-х гг. была основана финская учебная группа, получившая в 1967 г. статус временного общества, почетным членом которого был избран Д. Винникотт. В 1969 г. Финское психоаналитическое общество стало членом Международного психоаналитического объединения. Замет- ное влияние на развитие психоанализа в Финляндии оказали Ю. Аланен, К. Ахте, Э. Рехардт, В. Техке, М. Туовинен, Х. Карпелан и др. В Норвегии пионером психоанализа был Х. Схьелдеруп, который в 1925 г. побывал в Вене, а затем прошел анализ у Э. Хичманна и О. Пфи- стера. В 1928 г. он стал членом Швейцарского психоаналитического обще- ства, первым начал читать лекции по психоанализу в Норвегии. Возник- шее Норвежское психоаналитическое общество было распущено в годы Второй мировой войны и на протяжении последующих трех десятилетий не могло войти в состав Международного психоаналитического объеди- нения. Не последнюю роль в неприятии норвежских психоаналитиков играла их связь с райхианством и использование методов веготерапии, предложенных В. Райхом в 30-е гг., когда он эмигрировал из Германии в Норвегию. В 1967 г. в Норвегии был создан психоаналитический институт, в 1971 г. — учебная группа психоаналитиков. Несколько лет спустя Нор- вежское психоаналитическое общество стало равноправным членом Меж- дународного объединения. Весомый вклад в развитие норвежского психо- аналитического движения внесли такие психоаналитики, как О. Бродвалл, А. Брун, Ф. Пиене, Х. Симонсен, Х. Схьелдеруп, Ф. Хансен. В Дании на протяжении нескольких десятилетий психоанализ не имел своих сторонников. Исключение составлял Д. Геро, который вел частную практику, но затем эмигрировал в США. Внутренние разногласия среди
33
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
последующих психоаналитиков не способствовали развитию психоана- литического движения в этой стране. В конце 50-х гг. Датское психоана- литическое общество было признано Международным психоаналитиче- ским объединением, и наметилась тенденция к активизации психоанали- тической деятельности в этой стране. Однако в конце 60-х — начале 70-х гг. ситуация изменилась в худшую сторону. В Скандинавских странах предпринимались попытки по объединению соответствующих психоаналитических групп и обществ. В 1931 г. состоя- лась встреча ведущих психоаналитиков в Стокгольме с целью создания скандинавской рабочей группы. В 1934 г. на VIII Международном психо- аналитическом конгрессе скандинавское психоаналитическое движение получило официальное признание. В 1968 г. в Стокгольме состоялся пер- вый Северный психоаналитический конгресс, на котором присутство- вали ведущие скандинавские психоаналитики. Интерес к психоанализу в этих странах заметно вырос за последние десятилетия. Вместе с тем, как признают сами скандинавские психоаналитики, в их обществах «нет тра- диций и ранга своих более знаменитых обществ-сестер в Европе и Аме- рике» [19, с. 582]. Развитие психоанализа в Италии имеет свою специфическую исто- рию. Первым квалифицированным итальянским психоаналитиком был Э. Вейсс, который с 1913 г. являлся членом Венского психоаналитиче- ского общества и вел личную переписку с Фрейдом. Однако не он был основателем Итальянского психоаналитического общества, возникшего в 1925 г. по инициативе психоневролога М. Леви-Бьянчини. Идейные рас- хождения между ними, а также социокультурные и политические факто- ры жизни привели к тому, что психоанализ как таковой несколько деся- тилетий не имел широкого успеха среди итальянских врачей и ученых. И хотя до Первой мировой войны психоаналитические идеи были вос- приняты некоторыми авторами, включая Р. Асаджиоли и С. де Санктиса, тем не менее под воздействием католицизма и фашизма психоанализ дол- гое время подвергался критике в Италии. В 1926 г. Э. Морселли опубликовал двухтомник о психоанализе. Одна- ко в нем не содержалось глубинного понимания психоаналитической тео- рии и практики. В 1930 г. Э. Вейсс прочитал пять лекций о психоанализе, на основании которых год спустя была опубликована работа «Элементы психоанализа», получившая одобрение со стороны Фрейда. В 1932 г. вышел первый номер «Итальянского журнала психоанализа», редактируемого Э. Вейссом. Однако два года спустя журнал был закрыт. В 1935 г. Итальян- ское психоаналитическое общество было признано Международным объ- единением. В то же время усиливающееся давление со стороны офици- альных кругов Италии оказалось таковым, что в 1938 г. Итальянское пси-
34
П С И Х ОА Н А Л И З В С Ш А
хоаналитическое общество было распущено. Э. Вейсс и поддерживающая его группа психоаналитиков эмигрировали в США. После Второй мировой войны возрождение психоанализа было связа- но с польским врачом И. Флешером, переехавшим в Италию. В 1945 г. он начал издавать журнал «Психоанализ», просуществовавший около года. В 1946 г. возрождается Итальянское психоаналитическое общество, пре- зидентом которого был избран Н. Перротти. В 1952 г. в Риме был осно- ван психоаналитический институт. В 1955 г. начал выходить «Журнал психоанализа». В 60-х гг. возникли Римский психоаналитический центр во главе с Е. Сервадио и Миланский институт психоанализа, руководи- мый С. Мусатти. В последние десятилетия происходило усиление интереса к психоана- лизу со стороны врачей и психологов. Ряды итальянского психоанали- тического общества пополнились новым поколением психоаналитиков. Несмотря на имеющуюся оппозицию психоанализу, литература и искусст- во оказываются проникнутыми психоаналитическими идеями. Во всяком случае в итальянском духовном мире «никто в настоящее время не счита- ет возможным игнорировать Фрейда и его труды» [20, c. 672].
Психоанализ в США
Проникновение психоаналитических идей на американский континент не встретило каких-либо особых препятствий. Написанная Фрейдом совме- стно с Й. Брейером работа «Исследования истерии» (1895) была сразу же замечена и отрецензирована в одном из журналов. И хотя последующие работы Фрейда, включая «Толкование сновидений» (1900) и «Психопато- логию обыденной жизни» (1901), поначалу не вызвали в США сколько-ни- будь серьезного интереса, тем не менее, начиная с 1905 г., в своих публика- циях и лекциях некоторые американские ученые и врачи начали ссылать- ся на основателя психоанализа. В частности, в одном из первых номеров основанного в 1906 г. «Журнала аномальной психологии» профессор нев- рологии Гарвардского университета Дж. Патнем (1846–1918) опубликовал материал о фрейдовском методе лечения истерии. 1908–1909 гг. стали для США решающими в плане более интенсивного знакомства американских врачей с психоаналитическими идеями Фрейда. В 1908 г. психиатр А. Брилл (1874–1948), годом ранее приехавший в Европу для совершенствования своих знаний и несколько месяцев проработавший в цюрихской клинике Бургхёльцли вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом и познакомившийся там с Э. Джонсом, принял участие в первой между- народной встрече психоаналитиков в Зальцбурге и после ее завершения посетил Фрейда в Вене, а также Ш. Ференци в Будапеште. Во время визи-
35
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
та к Фрейду он попросил разрешение на право перевода работ основате- ля психоанализа и по возвращении в том же году в Нью-Йорк приступил к переводческой деятельности и психоаналитической практике. Осенью 1908 г. М. Принс (1854–1929) пригласил в Бостон Э. Джон- са с целью прочтения лекций по психоанализу. Э. Джонс, переехавший в то время из Англии в Канаду, провел несколько коллоквиумов, на кото- рых присутствовали 16 человек, среди которых был и Дж. Патнем. В мае 1909 г. оба они выступили на конгрессе в Нью-Хейвене с работами, в кото- рых рассматривались психоаналитические идеи. Поэтому, когда осенью того же года приехавшие по приглашению президента Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс) Фрейд и Юнг предстали перед аме- риканской аудиторией, то она оказалась готовой к восприятию тех пяти лекций о психоанализе, которые Фрейд прочел американским ученым. Позднее, в работе «К истории психоаналитического движения» (1914) основатель психоанализа по этому поводу заметил: «Для нас было боль- шой неожиданностью обнаружить, что непредубежденные мужи из этого небольшого, но пользующегося доброй славой педагогико-философского университета знали все психоаналитические труды и воздавали им долж- ное в своих лекциях. В чопорной Америке можно было по меньшей мере в академических кругах свободно обсуждать и научно исследовать все то, что считалось в быту неприличным» [21, с. 169]. В мае 1910 г. была создана Американская психопатологическая ассо- циация. Под руководством ее председателя М. Принса в ней обсуждались проблемы психоанализа и таким образом была осуществлена его инсти- туциализация. В начале 1911 г. было основано Нью-Йоркское психоана- литическое общество во главе с А. Бриллом, а через несколько месяцев — Американская психоаналитическая ассоциация, председателем которой стал Дж. Патнем, а секретарем — Э. Джонс. Членами первой организации стали врачи, членами второй — как имеющие, так и не имеющие медицин- ского образования специалисты, интересующиеся психоанализом. Три года спустя У. Уайт (1870–1937) основал Психоаналитическое общество Вашингтона и Балтиморы, а Дж. Патнем — Бостонское психоаналитиче- ское общество. Психоанализ не только привлек к себе внимание известных в то время в США врачей и ученых, но и стал частью медицинского образования. Сту- денты имели возможность обращаться к трудам Абрахама, Ранка, Фрейда, Юнга, которые были переведены на английский язык. В 1916–1920 гг. 84 % медицинских учебников включали в себя разделы по толкованию снови- дений [22, с. 500]. Приверженцы психоанализа читали лекции в Колум- бийском, Корнельском, Нью-Йоркском университетах и других учебных заведениях. С лекциями выступали не только американские психоанали-
36
П С И Х ОА Н А Л И З В С Ш А
тики, но и приглашенные из других стран специалисты, включая Э. Джон- са и К. Г. Юнга. В 20-х гг. развитие психоанализа в США сопровождалось дискуссиями, связанными с профессиональной подготовкой психоаналитиков и стрем- лением ввести ограничения на право осуществления психоаналитической терапии только теми аналитиками, которые имели базовое медицинское образование. Одни американские психоаналитики имели возможность поехать в Европу для обучения в Берлинском и Венском психоаналити- ческих институтах, а также для прохождения личного анализа. В част- ности, у Фрейда прошли анализ А. Кардинер (1892), М. Мейер (1892–1939), А. Штерн, Г. Фринк. Другие — проходили анализ у первых американских психоаналитиков или приезжавших в США на короткое время европей- ских психоаналитиков, включая Ш. Ференци, который с осени 1926 г. был приглашен Новой школой социальных исследований для чтения лекций и пробыл несколько месяцев в Нью-Йорке, где организовал учебные груп- пы для заинтересованных в психоанализе, но не имевших медицинское образование лиц. В 1925 г. президент Нью-Йоркского психоаналитического общест- ва А. Брилл опубликовал в газете «Нью-Йорк Таймс» статью, в которой открыто выступил против дилетантского анализа, т. е. осуществления аналитической терапии людьми, не имеющими медицинского образова- ния. Тем самым он как бы бросил вызов Фрейду, поддерживавшему прак- тикующих аналитиков-немедиков, и тем венским специалистам, у кото- рых проходили анализ американцы, не имевшие медицинского образо- вания, но по возвращении в США называвшие себя психоаналитиками. В 1926–1927 гг. среди видных европейских и американских психоаналити- ков состоялись бурные дискуссии по поводу дилетантского, любительско- го анализа. Нью-Йоркское психоаналитическое общество приняло резо- люцию, в первом пункте которой было зафиксировано следующее: «Прак- тика психоанализа в лечебных целях должна быть ограничена врачами (докторами медицины), выпускниками признанных медицинских инсти- тутов, имеющими специальную подготовку в психиатрии и удовлетворяю- щими требованиям статей законов о медицинской практике, субъектами коих они являются» [23, с. 475]. Резолюция была подписана шестью пси- хоаналитиками, в том числе А. Кардинером, А. Бриллом (исполнительным секретарем), М. Мейером, С. Оберндорфом (президентом общества). В написанном в 1927 г. послесловии к работе «К проблеме дилетант- ского анализа» (1926) Фрейд отметил, что психоанализ не является спе- циальным медицинским предметом. При этом он особо подчеркнул: «Резолюция наших американских коллег, руководствующихся в основ- ном практическими мотивами, направленная против дилетантов-анали-
37
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
тиков, кажется мне непрактичной, так как она не может изменить один из моментов, который завладел ходом истории. Это было бы лишь новой попыткой вытеснения» [24, с. 155]. В 30–40-х гг. развитие психоанализа в США сопровождалось миграцией из Европы значительного числа психоаналитиков. В 1930 г. на американ- ский континент перебрался Ф. Александер, который через два года воз- главил Чикагский институт психоанализа и пригласил для работы в нем К. Хорни. В 1931 г. открылся Нью-Йоркский психоаналитический инсти- тут, куда для руководства обучением был приглашен Ш. Радо. В США эмиг- рировали такие европейские психоаналитики, как З. Бернфельд, Х. Харт- манн, Х. Дойч, Ф. Дойч, Э. Крис, Р. Лёвенштейн, М. Малер, Г. Нунберг, О. Ранк, Т. Райк, В. Райх, Г. Рохейм, П. Федерн, О. Фенихель, Э. Фромм, Э. Фромм-Райхманн, Э. Хичманн, К. Эйслер, Э. Эриксон и многие другие. В 1932 г. произошла реорганизация Американской психоаналитиче- ской ассоциации, куда вошли Нью-Йоркское психоаналитическое общест- во, Психоаналитическое общество Балтимора и Вашингтона, Чикагское психоаналитическое общество. В 1933 г. в ассоциацию вошли Бостонское психоаналитическое общество и Бостонский психоаналитический инсти- тут, который был основан Г. Заксом. В конце 30-х — начале 40-х гг. в Амери- канскую психоаналитическую ассоциацию вошли другие психоаналитиче- ские общества и институты, организованные в Детройте, Сан-Франциско, Филадельфии. Эта ассоциация была признана частью Международного психоаналитического объединения. Однако в 1946 г. состоялась новая реорганизация Американской психоаналитической ассоциации, в резуль- тате которой она приобрела статус национальной ассоциации, незави- симой от Международного психоаналитического объединения. Начатые в 30-х гг. попытки Американской психоаналитической ассоциации добить- ся независимости, наиболее ярко выраженные в резолюции 1938 г., увен- чались успехом. В 40-х гг. наряду с ростом местных психоаналитических организаций в рамках Американской психоаналитической ассоциации начался рас- кол. В 1941 г. после того, как Нью-Йоркский психоаналитический инсти- тут лишил К. Хорни права преподавать и выступать в качестве обучаю- щего аналитика, она с группой единомышленников, включая С. Кель- ман, Б. Роббинса К. Томпсон, Х. Эфрона и более десятка аспирантов, вышла из Нью-Йоркского психоаналитического общества (соответствен- но, и из Американской психоаналитической ассоциации) и основала Аме- риканский институт психоанализа и Ассоциацию развития психоанали- за. Позднее Нью-Йоркское психоаналитическое общество покинул также Т. Райк, который в 1947 г. создал Национальную ассоциацию психоанали- за и соответствующий психоаналитический институт, в котором к обуче-
38
П С И Х ОА Н А Л И З В С Ш А
нию допускались не только врачи, но и другие специалисты, не имеющие медицинского образования. В 1943 г. в Американском институте психоанализа произошел конфликт, связанный со статусом Э. Фромма (1900–1980), не имевшего медицинского образования. Ему не разрешили проводить семинары по психотерапевти- ческой технике и лишили ранее предоставленной привилегии преподава- теля. Вместе с Э. Фроммом Американский психоаналитический институт покинули Г. Гольдман, Дж. Малони, Ж. Риош, Г. С. Салливан, К. Томпсон и другие психоаналитики. Часть из них объединилась с некоторыми чле- нами Психоаналитического общества Вашингтона и Балтимора и создала в 1936 г. в Нью-Йорке филиал Вашингтонской школы психиатрии, осно- ванный Г. С. Салливаном. В 1946 г. этот филиал стал Институтом психиат- рии, психоанализа и психологии им. Уильяма Алансона Уайта. В 1946 г. из состава Нью-Йоркского психоаналитического общества вышла группа психоаналитиков, поддержавших неортодоксальную пози- цию А. Кардинера и Ш. Радо. Они создали Ассоциацию психоаналитиче- ской медицины и психоаналитический институт при Колумбийском уни- верситете. В дальнейшем в рамках Американской психоаналитической ассоциа- ции неоднократно возникали различные конфликтные ситуации, обуслов- ленные как идейными расхождениями, так и протестом некоторых психо- аналитиков против авторитарного руководства. В частности, в 1956 г. была создана Академия психоанализа, в состав которой вошли Ф. Александер, Э. Вайгерт, Ш. Радо, Ф. Фромм-Райхманн и другие психоаналитики. В про- тивоположность Американской психоаналитической ассоциации в рабо- те академии могли принимать участие психоаналитики разных идейных убеждений независимо от того, входили ли они в национальную ассоциа- цию или представляли самостоятельные образования. В 1949 г. на Международном психоаналитическом конгрессе в Цюрихе Международное психоаналитическое объединение превратилось в Меж- дународную психоаналитическую ассоциацию, в которую, сохранив свою самостоятельность, вошла Американская психоаналитическая ассоциа- ция. Таким образом, члены Американской психоаналитической ассо- циации автоматически становились членами Международной психоана- литической ассоциации. Причем большую часть последней составляли члены именно Американской психоаналитической ассоциации. Так, если к 1950 г. в данной ассоциации насчитывалось более 400 членов, то в Вен- ском психоаналитическом обществе состояло только 11, а в Немецком психоаналитическом обществе — всего 9 членов. Широкомасштабное развитие психоанализа в США в довоенный пери- од и в 50-е гг. стало замедляться к концу 60-х гг. Наметилась тенденция
39
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
к сокращению роста психоаналитиков, что было связано с появлени- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 549. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |