Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие психоанализа в странах Западной Европы




 

Возникнув в Вене, психоанализ получил распространение прежде

всего в Австрии. История становления и развития его в этой стране непо-

средственно связана с исследовательской и терапевтической деятельно-

стью Фрейда. Поэтому можно говорить о некой вехе, разделяющей раз-

витие психоанализа в Австрии. Такой вехой стал 1938 г., когда в результа-

те вторжения нацистов в эту страну Фрейд был вынужден эмигрировать

в Англию.

В 1896 г. Фрейд ввел в научный оборот понятие «психоанализ». Публи-

кация в 1900 г. его работы «Толкование сновидений» знаменовала собой

открытие психоанализа для тех, кто после прочтения данной работы

заинтересовался психоаналитическими идеями. Возникшие в 1902 г. Пси-

хологическое общество по средам и в 1908 г. Венское психоаналитическое

общество стали отправными точками становления и развития психоана-

лиза в Австрии. В этот период были опубликованы такие работы Фрей-

да, как «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его

отношение к бессознательному» (1905), «Фрагмент анализа одного слу-

чая истерии» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред

и сновидения в “Градиве” В. Иенсена» (1907).

 

19


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

Последующие три десятилетия (с образования Венского психоанали-

тического общества и до эмиграции Фрейда в Англию) сопровождались

дальнейшим развитием психоанализа в Австрии и распространением пси-

хоаналитических идей в разных странах мира. За это время Фрейд выдви-

нул ряд новых идей, вносящих изменение в психоаналитическую теорию

и практику, представил психоаналитическому сообществу клинические

случаи, ставшие классикой психоанализа, осуществил исследования, поло-

жившие начало возникновению детского психоанализа, психобиографии,

психоаналитического направления в изучении религии, общества, куль-

туры. Им были опубликованы не только статьи, раскрывающие особен-

ности техники психоаналитической терапии, но и такие обобщающие

клинический опыт и теоретические размышления работы, как «Анализ

фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Воспоминание детства Леонардо

да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоана-

лиз» (1916/1917), «Из истории одного детского невроза» (1918), «По ту

сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ чело-

веческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх»

(1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930),

«Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конструкции

в анализе» (1937), «Конечный и бесконечный анализ» (1937) и др.

На начальном этапе становления психоанализа в Австрии Психологи-

ческое общество по средам состояло из четырех человек, помимо Фрей-

да. К концу 1937 г. в Венское психоаналитическое общество входили 51

постоянных и 17 ассоциированных членов.

В 1910 г. начал издаваться «Центральный журнал по психоанализу»,

редакторами которого были А. Адлер и В. Штекель. В 1912 г. под редак-

цией Г. Закса и О. Ранка вышел первый номер журнала «Имаго», посвя-

щенного немедицинскому применению психоанализа. В 1919 г. в Вене

было создано международное психоаналитическое издательство, сыграв-

шее значительную роль в публикации трудов Фрейда и других известных

в то время психоаналитиков. За время своего двадцатилетнего существо-

вания оно опубликовало около 150 книг и «Собрание сочинений» осно-

вателя психоанализа, вышедшего в 12 томах под редакцией А. Шторфера.

В 1922 г. в Вене была открыта психоаналитическая клиника («Амбулато-

рия»), директором которой стал Э. Хичманн, в 1924 г. организован учеб-

ный институт психоанализа, директором которого стала Х. Дойч, а секре-

тарем — А. Фрейд (1895–1982).

Развитие психоанализа в Австрии продолжалось на протяжении после-

дующих нескольких лет, вплоть до 11 марта 1938 г., когда произошло втор-

жение на ее территорию нацистов. Два дня спустя состоялось собрание

членов правления Венского психоаналитического общества, на котором

 

20


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

было принято решение, что психоаналитики, большая часть которых

были евреями, могут покинуть страну. Некоторое время спустя из Берли-

на прибыл нацистский комиссар с целью ликвидации Венского психоана-

литического общества. Был наложен арест на имущество Международно-

го психоаналитического издательства, захвачена и частично уничтожена

библиотека Венского психоаналитического общества, конфискован счет

Фрейда в банке.

Большинству венских психоаналитиков удалось покинуть свою страну.

Что касается Фрейда, то он до последнего момента оставался на Бергассе

19 и только после того, как сотрудники гестапо провели обыск в его квар-

тире, арестовали и продержали несколько часов у себя его дочь А. Фрейд,

он принял решение покинуть Вену, в которой прожил 79 лет. Благодаря

помощи, оказанной со стороны его коллег, и содействию видных поли-

тических деятелей, после уплаты налога на имущество (4824 долл., запла-

ченные принцессой Марией Бонапарт) Фрейд вместе с женой и дочерью

выехал из Вены 4 июня 1938 г. с тем, чтобы через Париж прибыть в Анг-

лию, где он прожил более года. 23 сентября 1939 г. (в еврейский День иску-

пления) после сделанной врачом по его просьбе повторной инъекции

большой дозы морфия Фрейд скончался в возрасте 83 лет.

25 августа 1938 г. постановлением нацистского комиссара было объ-

явлено о роспуске Венского психоаналитического общества. Несколько

дней спустя, 1 сентября, по решению магистрата Вены это постановление

вступило в силу. Лишь после окончания Второй мировой войны постанов-

лением от 1 декабря 1945 г. роспуск Венского психоаналитического обще-

ства был объявлен недействительным.

На первом послевоенном Международном психоаналитическом кон-

грессе, состоявшемся в 1949 г. в Цюрихе, Венское психоаналитическое

объединение было признано составной частью Международной психоана-

литической ассоциации. Однако многие психоаналитики, ранее входив-

шие в Венское психоаналитическое общество, эмигрировавшие из страны

и позднее ставшие видными фигурами в международном психоаналитиче-

ском движении, включая Х. Хартмана, О. Исаковера, Э. Криса, Г. Нунбер-

га, П. Федерна, О. Фенихеля, А. Фрейд, Э. Хичманна и др., не вернулись

в Австрию. Престиж Венского психоаналитического общества был утра-

чен. Если в 1937 г. в его состав входили 67 психоаналитиков, то в 1948 г. —

13, а в 1950 г. — всего 10 [10, с. 451, 457].

В 1968 г. в Вене было создано Общество Зигмунда Фрейда. В 1971 г. в вен-

ском Хофбурге состоялся 27-й Международный психоаналитический кон-

гресс, в работе которого приняли участие многие видные психоаналити-

ки того времени, включая А. Фрейд, впервые после эмиграции посетив-

шую свой родной город. В 1972 г. на Бергассе 19 открылся музей Фрейда,

 

21


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

а А. Фрейд получила звание почетного доктора медицины Венского уни-

верситета. Появилось новое поколение психоаналитиков, однако Вена

так и не стала тем центром психоаналитического движения, которым она

была до 1938 г.

Развитие психоанализа в других странах мира, включая страны Запад-

ной Европы, происходило по-разному, хотя и имело один общий исток.

Этим истоком было психоаналитическое учение Фрейда о человеке, его

внутрипсихических конфликтах, этиологии неврозов, путях и возможно-

стях лечения психических расстройств. От Фрейда, к которому в начале

ХХ столетия стали приезжать врачи, пациенты и различного рода специа-

листы, протянулись нити, способствовавшие созданию психоаналитиче-

ских групп и объединений по всему миру.

Возникновение психоанализа в Германии обязано прежде всего Карлу

Абрахаму. Получив медицинское образование в Германии и проработав

несколько лет в Берлинской психиатрической лечебнице, он перебрал-

ся в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе, где познакомился

с работами Фрейда, на которые в то время обратили внимание цюрихские

врачи. В 1907 г. в возрасте 21 года он встретился в Вене с Фрейдом, кото-

рый поддержал его намерение вернуться в Берлин с целью дальнейшей

терапевтической деятельности, основанной на психоаналитических идеях.

По этому поводу основатель психоанализа в одном из первых своих писем

Абрахаму писал: «Если мой авторитет в Германии возрастет, то и для Вас

это, несомненно, будет полезно: я смогу прямо объявить Вас своим уче-

ником и приверженцем — Вы мне не кажетесь человеком, который усты-

дился бы этого, — тогда я смогу энергично за Вас заступиться» [11, с. 415].

В 1908 г. Абрахам организовал по образцу группы психоаналити-

ков в Вене Берлинское психоаналитическое общество, в состав кото-

рого вошли И. Блох, Кёрбер, М. Хиршфельд и О. Юлиусбургер, кото-

рый в конце 1907 г. выступил в Берлинском психиатрическом объедине-

нии с докладом «О теории психоанализа». В 1909 г. в Берлин переехал

М. Эйтингон, первым из зарубежных врачей и исследователей познако-

мившийся с Фрейдом в Вене. Психоаналитические идеи стали получать

распространение и признание в Германии, особенно после того, как на ее

территории были проведены очередные Международные психоаналити-

ческие конгрессы — второй — в Нюрнберге в 1910 г., третий — в Веймаре

в 1911 г., четвертый — в Мюнхене в 1913 г.

В 1914 г., после того, как К. Г. Юнг ушел с поста президента Междуна-

родного психоаналитического объединения, по рекомендации Фрей-

да Абрахам стал президентом этой организации. Первая мировая война

замедлила развитие психоанализа в Германии, однако изучение воен-

ных неврозов, предпринятое доктором медицины Э. Зиммелем (1882–

 

22


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

1947), использовавшим психоаналитический метод лечения, способст-

вовало распространению психоаналитических идей. После окончания

войны Абрахам активно включился в психоаналитическую деятельность,

у него стали проходить личный анализ будущие психоаналитики, включая

Э. Гловера (1888–1972), Э. Зиммеля, М. Кляйн (1882–1960), Ш. Радо (1890–

1972), Т. Райка (1888–1969), А. Стречи, К. Хорни (1885–1952).

В начале 1920 г. в Берлине открылась психоаналитическая поликли-

ника, в организации которой приняли активное участие Абрахам, Зим-

мель и Эйтингон. Здание поликлиники было построено по проекту сына

основателя психоанализа, архитектора Эрнста Фрейда. Терапевтиче-

ская деятельность в поликлинике стала сочетаться с учебным процессом,

направленным на подготовку специалистов в области психоанализа. Воз-

ник Берлинский психоаналитический институт, в стенах которого нача-

ли преподавать Абрахам, Зиммель, а также специалисты, приехавшие

из Вены и Швейцарии, включая Г. Закса.

Психоаналитическое обучение в данном институте стало исходной

моделью последующего психоаналитического образования в других стра-

нах мира. В основе этой модели лежали три составляющие психоаналити-

ческого образования: теоретическая (лекции), предполагающая освоение

необходимых знаний, психоаналитических идей и техники аналитиче-

ской терапии; личный (учебный, дидактический) анализ, способствую-

щий погружению в собственное бессознательное и проработке соответст-

вующих комплексов; супервизии, включающие в себя профессиональный

разбор клинических случаев, консультационную практику, способствую-

щую организации и коррекции терапевтической деятельности на началь-

ных этапах работы с пациентами. В 1925 г. на очередном Международном

конгрессе по предложению М. Эйтингона берлинская модель образования

была положена в основу профессиональной подготовки аналитиков, осу-

ществляемой под патронажем Международного обучающего комитета.

Первым, прошедшим полный курс обучения в Берлинском институте

психоанализа, был Франц Александер (1891–1964), который сам начал пре-

подавать в этом учреждении в 1925 г. По мере развития психоанализа в Гер-

мании расширялся и состав преподавателей Института, среди которых

были такие видные в психоаналитическом движении фигуры, как З. Берн-

фельд, К. Мюллер-Брауншвейг, Ш. Радо, Т. Райк, К. Хорни, О. Фенихель

и др. К осени 1928 г. в Институте было подготовлено 66 аналитиков и 34

кандидата находились на стадии учебного и контрольного анализа. Многие

выпускники Берлинского психоаналитического института стали впослед-

ствии известными психоаналитиками. Среди них, наряду с упомянутым

Ф. Александером, данный институт окончили такие психоаналитики, как

А. Балинт, М. Балинт, Дж. Гловер, Э. Гловер, Х. Дойч, А. Стрейчи, Э. Фромм,

 

23


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

П. Хайманн, Р. Шпиц. Один из его выпускников подчеркивал: «Институт

напоминает живую лабораторию, в которой фактически происходит син-

тез всех ответвлений психоанализа на основе тщательно продуманного

учебного плана… Я не могу представить себе лучшего памятника жизнен-

ному труду Фрейда, чем работа Берлинского института» [12, с. 437].

В 30-х гг. в связи с экономическим кризисом и последующим прихо-

дом нацистов к власти Берлин покинули многие ведущие психоаналити-

ки. В мае 1933 г. на Оперной площади в Берлине было сожжено несколько

тысяч книг, в том числе и психоаналитическая литература. Перед сожже-

нием работ основателя психоанализа в формулировке Геббельса звучал

следующий приговор: «Против разрушающей душу переоценки жизнен-

ных инстинктов! За благородство человеческой души! Я придаю пламе-

ни писания Зигмунда Фрейда». В 1938 г. профессор М. Геринг (двоюрод-

ный брат рейхсмаршала Г. Геринга), ставший в то время председателем

Немецкого объединенного медицинского общества психотерапии, офи-

циально распустил Немецкое психоаналитическое общество, которое

по постановлению окружного суда в начале 1940 г. было изъято из списка

немецких союзов.

После Второй мировой войны развитие психоанализа в Германии

сопровождалось идейными столкновениями между различными группа-

ми психоаналитиков, в частности, сторонниками классического психо-

анализа, возглавляемыми К. Мюллером-Брауншвейгом, и приверженцами

неоаналитического направления, идейным вдохновителем которого стал

Х. Шульц-Хенке. В 1946 г. было создано Немецкое психоаналитическое

общество. В 1950 г. была основана Немецкая психоаналитическая ассоциа-

ция, и восстановлен Берлинский психоаналитический институт. Несколь-

ко лет спустя была создана кафедра психологии и психоанализа во Франк-

фурте-на-Майне, которую возглавил А. Мичерлих. В 1964 г. во Франкфурте

открылся психоаналитический институт Зигмунда Фрейда.

В конце 50-х — начале 60-х гг. ХХ столетия в Германии стали возникать

различные психоаналитические группы, работающие в Бремене, Гамбур-

ге, Гисене, Мюнхене, Тюбенгене, Фрайбурге, Штуттгарте, Ульме и других

городах. Создалась специфическая ситуация, заключающаяся в том, что,

основанное в 1910 г. Берлинское психоаналитическое общество, позд-

нее переименованное в Немецкое психоаналитическое общество, распу-

щенное в 1938 г., возрожденное в 1946 г. и включившее в себя примерно

30 психоаналитиков, стало не членом Международного психоаналити-

ческого объединения, а филиалом Американской академии психоанали-

за. В то же время созданная Немецкая психоаналитическая ассоциация,

состоящая из девяти психоаналитиков из Берлина, в 1951 г. вошла в состав

Международной психоаналитической ассоциации (название, которое

 

24


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

было принято в 1949 г. вместо Международного психоаналитического

объединения).

В последующие десятилетия развитие психоанализа в Германии сопро-

вождалось ростом числа психоаналитиков. Так, к середине 80-х гг. в двух

основных психоаналитических организациях насчитывалось около 650

членов. Однако, несмотря на общепризнанное восстановление психо-

анализа в этой стране с 1945 г., у многих немецких психоаналитиков

существуют проблемы, связанные с профессиональной идентичностью.

«Большинство из них не уверены в себе и демонстрируют правомерное

и смиренное отношение к представителям Международной психоанали-

тической ассоциации, независимо от индивидуального мнения последних

(положительного или отрицательного) по поводу стандартов немецкой

психоаналитической подготовки» [13, с. 14].

Одним из центров первоначального развития психоанализа в странах

Западной Европы по праву считается Швейцария. Цюрихская школа пси-

хиатрии была местом сосредоточения медицины и академической науки,

представители которой, включая Э. Блейлера (1857–1939) и К. Г. Юнга

(1875–1961), не только первыми обратили внимание на психоаналитиче-

ские идеи Фрейда, но и начали использовать их при проведении ассоциа-

тивных экспериментов и исследовании шизофрении. Основатель психо-

анализа неоднократно выражал свою признательность в связи с заслугами

цюрихской школы в области распространения психоанализа и выхода его

на международную арену. Разумеется, в распространение психоаналити-

ческих идей внесли вклад и другие объединения. Вместе с тем, в отличие

от Вены, престиж которой страдал из-за серьезных предрассудков, Цюрих

был, по выражению Фрейда, духовным центром, куда в начале ХХ столе-

тия приезжали врачи и ученые из разных стран. «Нигде больше не соби-

ралась столь сплоченная кучка приверженцев, нигде не было больше

возможностей поставить общественную клинику на службу психоанали-

тическим исследованиям, нигде больше не имелось преподавателей-кли-

ницистов, которые включили бы психоанализ в психиатрическую науку

в качестве дополняющей ее составной части» [14, с. 165–166].

Начиная с 1902 г., глава цюрихской школы Э. Блейлер стал использо-

вать методы Фрейда для лечения больных шизофренией. Психоаналити-

ческими идеями заинтересовался и К. Г. Юнг, который вскоре настолько

сблизился с Фрейдом, что тот хотел сделать его идейным наследником.

Многие видные сторонники и сотрудники основателя психоанализа при-

шли к нему через Цюрих. К их числу относятся прежде всего К. Абрахам,

Л. Бинсвангер, Г. Нунберг, М. Эйтингон, С. Шпильрейн и др.

При цюрихской лечебнице Бургхёльцли образовалась небольшая

группа, проявившая интерес к психоанализу. В 1907 г. возникло Обще-

 

25


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

ство фрейдовских исследований (Фрейдовское общество врачей), пред-

седателем которого стал Э. Блейлер. Наряду с ним и К. Г. Юнгом, в это

общество вошли Л. Бинсвангер, Э. Клапаред, А. Мёдер, Ф. Риклин и дру-

гие приверженцы психоанализа, всего около 20 человек. В 1909 г. был

организован «Ежегодник психоаналитических и психопатологических

исследований», издателями которого стали Блейлер и Фрейд, а редакто-

ром — Юнг. В 1910 г. Блейлер опубликовал работу «Психоанализ Фрей-

да», которую основатель психоанализа назвал «доброй и благосклонной».

Он ввел в научный оборот понятия «амбивалентность» и «аутизм», став-

шие частью психоаналитической терминологии. Юнг внес значитель-

ный вклад в отстаивание психоаналитических идей перед различными

медицинскими сообществами, критически относящимися к психоанализу,

и в организационное оформление Международного психоаналитическо-

го объединения. В 1910 г. возникла швейцарская группа Международного

психоаналитического объединения, возглавляемая Л. Бинсвангером.

Последующий разрыв Юнга с Фрейдом и принципиальная позиция

Блейлера не входить в институционально организованные структуры,

подобные Международному психоаналитическому объединению, приве-

ли к тому, что в 1913 г. цюрихская психоаналитическая группа была рас-

пущена. В 1914 г. цюрихская группа вышла из Международного психоана-

литического объединения. Одна часть цюрихской психоаналитической

группы ушла с Юнгом, основавшим аналитическую психологию. Другая —

отошла от классического психоанализа и стала работать в области экзи-

стенциального анализа.

После нескольких лет существования вне организационной структуры

швейцарские психоаналитики предприняли усилия с целью объединения.

В 1919 г. было основано Швейцарское общество психоанализа, президен-

том которого был избран Э. Оберхольцер, а вице-президентом — Г. Рор-

шах (1884–1922). В состав этого общества вошли 11 психоаналитиков,

включая пастора О. Пфистера (1873–1956), который начал переписку

с Фрейдом в 1909 г. и на протяжении всей жизни основателя психоанали-

за поддерживал с ним дружеские отношения.

Во второй половине 20-х гг. среди швейцарских психоаналитиков про-

изошел раскол. Развернувшаяся в психоаналитическом движении дискус-

сия по поводу дилетантского анализа (15), связанная с судебным процес-

сом в Вене против Т. Райка, поддержкой Фрейдом психоаналитиков-неме-

диков и стремлением ряда психоаналитиков ввести ограничения на право

осуществления терапевтической деятельности исключительно врачами,

своеобразным образом сказалась на развитии психоанализа в Швейцарии.

В начале 1928 г. Э. Оберхольцер и несколько его коллег вышли из соста-

ва Щвейцарского общества психоанализа и создали Психоаналитиче-

 

26


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

ское общество врачей. Несколько лет спустя предпринимались попыт-

ки по объединению двух обществ, но после эмиграции Э. Оберхольце-

ра в США в 1937 г. проблема объединения утратила свою актуальность.

В 1938 г. Психоаналитическое общество врачей распалось.

После Второй мировой войны в Швейцарии возрос интерес к психо-

анализу. В Женеве и Лозанне был создан Романский центр психоаналити-

ческого образования. В конце 50-х гг. стал работать психоаналитический

семинар в Цюрихе. Психоаналитические учебные центры возникли также

в Базеле и Берне.

В целом на разных этапах истории значительный вклад в развитие пси-

хоанализа в Швейцарии был осуществлен такими специалистами в раз-

личных областях знания, как Г. Балли, Л. Бинсвангер, Э. Блейлер, М. Босс,

Г. Кристоффель, Г. Менга, Э. Оберхольцер, Ш. Одье, О. Пфистер, Ф. Сара-

син (возглавлял Швейцарское общество психоанализа в 1928–1960 гг.),

Р. де Соссюр (президент данного общества в 1960–1967 гг.), Г. Цуллигер,

К. Г. Юнг и др.

Становление психоанализа в Великобритании связано с именем

Э. Джонса (1878–1958), который, получив медицинское образование

и прочитав некоторые работы Фрейда, увлекся психоаналитическими

идеями. В 1908 г. он встретился с Фрейдом в Вене, стал использовать пси-

хоаналитический метод в своей терапевтической деятельности в Канаде,

где он работал в 1908–1913 гг. Вернувшись в Великобританию, в октябре

1913 г. он основал Лондонское психоаналитическое общество, в 1919 г. —

Британское психоаналитическое общество.

В 1920 г. в Лондоне начал издаваться «Международный журнал пси-

хоанализа». В 1924 г. был создан Институт психоанализа, два года спустя

открылась Лондонская психоаналитическая клиника. Членами Британ-

ского психоаналитического общества в начале 20-х гг., наряду с Э. Джон-

сом, были такие психоаналитики, как С. Айзекс, Дж. Гловер, Э. Гловер,

С. Пэйн, Дж. Ривьер, Дж. Рикман, Э. Шарп и др. В 1926 г. в Лондон пере-

ехала М. Кляйн, психоаналитическая деятельность которой привлекла

к себе внимание части английских психоаналитиков.

В конце 30-х гг. Британское психоаналитическое сообщество пополни-

лось ведущими психоаналитиками, включая А. Фрейд и З. Фрейда, эмиг-

рировавших из Вены. Несколько лет спустя после смерти З. Фрейда те

скрытые разногласия по поводу отдельных положений теории и практики

психоанализа (особенно детского психоанализа), которые ранее сущест-

вовали между М. Кляйн и А. Фрейд, вылились в острые идейные дискус-

сии, поставившие Британское психоаналитическое общество на грань

раскола. Однако в отличие от некоторых психоаналитических сообществ

в других странах Западной Европы, британские психоаналитики суме-

 

27


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

ли сохранить атмосферу терпимости к инакомыслию. И хотя несколько

психоаналитиков покинули Британское психоаналитическое общество,

а внутри его образовались три группы (приверженцы М. Кляйн, сторон-

ники А. Фрейд и «нейтралы», составившие «независимую школу»), тем

не менее это общество сохранило свою дееспособность и способствовало

развитию психоанализа в Англии.

Приверженцы М. Кляйн сосредоточили внимание на агрессивных про-

явлениях в раннем детстве, организованных фантазиях детей, объект-

ных отношениях, доэдипальных конфликтах, оказывающих воздействие

на формирование личности. Психоаналитики данной ориентации, вклю-

чая С. Айзекс, У. Биона, Х. Сегал, К. Скотта, А. Стивена и других специали-

стов, внесли свой вклад в развитие психоанализа в Англии и распростране-

ние выдвинутых М. Кляйн психоаналитических идей в других странах мира,

особенно в Аргентине. Значительную роль в развитии психоанализа сыг-

рал У. Бион, который был президентом Британского психоаналитическо-

го общества в 1962–1965 гг. и чьи психоаналитические исследования были

посвящены психологии групп и проблеме психотического мышления.

Сторонники А. Фрейд отстаивали позиции классического психоана-

лиза, придерживались структурных взглядов на психику, развивали идеи

и концепции, связанные с психоаналитическим пониманием детской пси-

хики и формированием защитных механизмов. Психоаналитики данного

направления, в частности Х. Абрахам, Д. Барлингем, Л. Рубинштейн, Дж.

Сандлер и другие, способствовали развитию психоанализа в Великобри-

тании и внесли значительный вклад в развитие психоанализа как таково-

го. Так, Дж. Сандлер (1927–1998), работавший несколько лет в клинике

Хомстед (ныне клиника имени Анны Фрейд), был редактором «Между-

народного журнала психоанализа» и основателем «Международного пси-

хоаналитического обозрения». Он был также основателем и директором

Центра Зигмунда Фрейда в Иерусалимском университете Хербрю, прези-

дентом Международной психоаналитической ассоциации, президентом

Европейского психоаналитического союза и почетным членом Ассоциа-

ции психоаналитической медицины.

В «независимую» группу входили многие видные психоаналитики,

отчасти разделявшие взгляды М. Кляйн или А. Фрейд, но не желавшие

полностью идентифицироваться с той или иной школой. К их числу отно-

сились Д. Винникотт, С. Пэйн, Ч. Райкрофт, Дж. Рикман, Дж. Сазерленд,

Дж. Стречи, Р. Фэйрбейрн. Данная группа не отличалась консолидиро-

ванным единством. Скорее, напротив, наиболее видные ее представите-

ли являли собой пример оригинальных исследователей, отличающихся

самостоятельностью мышления. При этом каждый из них внес свой замет-

ный вклад в развитие психоанализа.

 

28


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

В частности, Д. Винникотт (1896–1971) выступил с концепцией пере-

ходного объекта, способствующего образованию у ребенка чувства ком-

форта и безопасности. Р. Фэйрбейрн (1890–1964) выдвинул несколь-

ко плодотворных идей в рамках теории объектных отношений, вместо

структурной модели психики предложил исходить из эндопсихической

структуры, вместо оральной, анальной и фаллической фаз развития —

из стадий инфантильной зависимости, псевдонезависимости и зрелой

независимости.

Характерная особенность развития психоанализа в Великобритании

состоит в том, что он сконцентрирован почти исключительно в Лондоне

или, как замечают некоторые исследователи, «в сравнительно небольшом

округе на северо-западе города» [16, с. 552]. Кроме того, наряду с медиками,

значительную часть психоаналитиков в Англии составляют те, кто не явля-

ются врачами по своему первичному образованию. Не в последнюю очередь

данное обстоятельство связано, видимо, с тем, что М. Кляйн и А. Фрейд,

являвшиеся идейными вдохновителями двух групп в Британском психоана-

литическом обществе, не имели медицинского образования.

Вместе с тем, благодаря преодолению раскола и сохранению Британ-

ского психоаналитического общества, в рамках которого существуют

и находят компромиссы три различные по своим идейным ориентациям

группы, английские психоаналитики оказались способными к плодотвор-

ному сотрудничеству между собой, в результате чего мировой психоана-

лиз обогатился рядом достижений, будь то подготовленное Дж. Стречи

(1887–1967) на английском языке 24-томное собрание сочинений Фрейда

или теория объектных отношений, разделяемая сегодня многими психо-

аналитиками.

Своеобразна история становления и развития психоанализа во Фран-

ции. С формальной точки зрения именно в этой стране впервые появи-

лась публикация, в которой использовалось понятие «психоанализ». Речь

идет о статье Фрейда «Наследственность и этиология неврозов», кото-

рая была опубликована на французском языке в неврологическом журна-

ле 30 марта 1896 г. Однако в отличие от других стран Западной Европы,

во Франции начала ХХ столетия не нашлось приверженцев психоанали-

за, подобных К. Абрахаму, Э. Джонсу, Ш. Ференци, К. Г. Юнгу. Не появи-

лись, соответственно, ни группы, ни организации, члены которых про-

явили бы особую заинтересованность в распространении психоанали-

тических идей и использовании психоаналитического метода лечения

людей, страдающих психическими расстройствами. Не было и работ,

посвященных психоанализу. Лишь в 1914 г. был опубликован труд под

названием «Психоанализ неврозов и психозов», авторами которого явля-

лись французские психиатры А. Эснар и Э. Режи.

 

29


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

В начале 20-х гг. ситуация изменилась. Интерес к психоаналитическим

идеям проявился в литературных кругах и не в последнюю очередь был

связан с Е. Сокольницкой, получившей образование в Сорбонне, прошед-

шей анализ у Фрейда, занимавшейся клинической практикой в Польше

и направленной основателем психоанализа в Париж в 1921 г. Французский

писатель Андре Жид прошел у нее анализ и способствовал распростране-

нию психоаналитических идей в литературных кругах. В 1923 г. ведущий

французский неврологический журнал предложил напечатать фотографию

З. Фрейда вместе с полным описанием его работ. В то же время во Франции

была запрещена книга Р. де Соссюра «Психоаналитический метод».

На протяжении нескольких лет Е. Сокольницкая работала в психиат-

рической клинике «Сент-Анн» в Париже и осуществляла анализ француз-

ских коллег, включая Р. Лафорга и Э. Пишона, которые стояли у истоков

возникновения психоаналитического движения во Франции. В середине

20-х гг. франкоязычные швейцарцы Ш. Одье и Р. де Соссюр, приехавший

из Берлина Э. Лёвенштейн и греческая принцесса М. Бонапарт (1882–

1962), проходившая анализ у Фрейда, способствовали распространению

психоаналитических идей и организационному оформлению психоана-

лиза во Франции. В 1926 г. было создано Парижское общество психоана-

лиза, состоящее из одиннадцати человек, включая Р. Алленди, М. Бона-

парт, Л. Лафорга, Э. Лёвенштейна, Ш. Одье, Э. Пишона, Е. Сокольницкую,

Р. де Соссюра и других приверженцев психоаналитических идей. Однако

одновременно среди французских психоаналитиков произошел раскол,

в результате чего появилась параллельная группа, сторонники которой

настороженно отнеслись к венской школе Фрейда.

В 1927 г. появился «Журнал французского психоанализа», в котором

публиковались переводы работ Фрейда и психоаналитические материа-

лы, авторами которых были такие психоаналитически ориентированные

врачи и исследователи, как А. Коде, Р. Лафорг, А. Эснар и многие другие.

В 1933 г. в Париже возник Институт психоанализа, создание которого

стало возможным благодаря финансовой поддержке со стороны М. Бона-

парт. Он выступал в качестве культурного центра, в котором осуществля-

лось и обучение психоаналитиков, и проведение конференций. Вместе

с тем как в этом Институте, так и за его пределами имели место идейные

столкновения, приведшие не только к размежеванию среди французских

психоаналитиков, но и к активизации тех, кто критически относился

к психоанализу в целом и к фрейдо-марксизму в особенности. Дискуссии

по поводу соответствующего статуса психоаналитического учения Фрей-

да о человеке и культуре сопровождались идеологической критикой, как

это имело место, например, в опубликованной в 1939 г. программной ста-

тье Ж. Полицера «Конец психоанализа».

 

30


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

Оккупация Франции нацистами привела к тому, что часть психоанали-

тиков покинула страну: одни вернулись в Швейцарию, другие эмигриро-

вали в США. После окончания Второй мировой войны развитие психо-

анализа во Франции получило новый импульс. В частности, в 1948 г. была

организована первая детская поликлиника психоаналитической ориента-

ции. В области детского психоанализа стали работать такие специалисты,

как Р. Дяткин, С. Лебович, П. Малем, Ж. Фавро и др. В своей исследова-

тельской и терапевтической деятельности многие детские психоаналити-

ки во Франции придерживались таких позиций, которые свидетельство-

вали об использовании ими наработок школ и М. Кляйн, и А. Фрейд.

В то же время в 50–60-е гг. обострились разногласия между ведущи-

ми французскими психоаналитиками. В рамках Института психоанали-

за, возглавляемого С. Наштом в период с 1953 по 1963 г., велись такие

дискуссии, связанные с подготовкой психоаналитиков и развитием пси-

хоанализа во Франции, которые привели к обострению конфронтаций

между его сотрудниками. Эти конфронтации привели к тому, что в сере-

дине 1953 г. произошел раскол в Парижском психоаналитическом общест-

ве. Выделилась группа психоаналитиков во главе с Ф. Долто, Ж. Лаканом

и Д. Лагашем, которая в дальнейшем основала Французское общество пси-

хоанализа, руководимое Ж. Лаканом (1901–1981).

Исследовательская и клиническая деятельность Ж. Лакана привлек-

ла внимание не только ряда молодых психоаналитиков, но и парижскую

интеллигенцию. Его семинары, проходившие под лозунгом «Назад к Фрей-

ду!», посещали видные философы и литературоведы, включая С. Альтюс-

сера, М. Мерло-Понти, П. Рикёра. Важную роль в развитии Французского

общества психоанализа сыграли В. Гранов, С. Леклер и Ф. Перрье, кото-

рых французские психоаналитики назвали «тройкой».

Выдвинутые Ж. Лаканом новации (использование короткого психо-

аналитического сеанса, рассмотрение регистров реального, символиче-

ского и воображаемого, критика американизации психоанализа) вызвали

негативное отношение Международной психоаналитической ассоциации

не только к нему, но и к Французскому обществу психоанализа, в котором

он состоял. Это привело в 1963 г. к распаду данного общества, часть чле-

нов которого была вынуждена покинуть его, чтобы получить благослове-

ние со стороны Международной психоаналитической ассоциации. Воз-

никла Французская психоаналитическая ассоциация, ориентированная

на международные стандарты подготовки специалистов в области пси-

хоанализа, и Парижская фрейдовская школа, возглавляемая Ж. Лаканом

и открывающая доступ к психоанализу не только врачам, но и философам,

социологам, лингвистам и другим специалистам, имеющим гуманитарное

образование.

 

31


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

В первую организацию, признанную составной частью Междуна-

родной психоаналитической ассоциации в 1965 г., вошли такие извест-

ные французские психоаналитики, как Д. Анзьё, Д. Видлошер, В. Гранов,

Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис и др. Во вторую — Ж. Лакан со своими учени-

ками. После его смерти, последовавшей в 1981 г., образовалось несколько

групп, претендующих на подлинное развитие лаканизма.

В настоящее время во Франции, наряду с признанным Международ-

ной психоаналитической ассоциацией французским объединением пси-

хоаналитиков, существуют различные психоаналитические группы. Это

является свидетельством, с одной стороны, дальнейшего развития психо-

анализа во Франции, а с другой — отсутствия единства среди французских

психоаналитиков. Подобная ситуация порождает сомнения и надежды,

которые выражаются самими аналитиками или в форме вопроса — рас-

сматривать ли многочисленные дебаты и расколы как признак молодости

французского психоанализа, или как подтверждение тому, что психоана-

литическое движение во Франции не утратило своей жизнеспособности

и у него есть будущее [17, с. 632].

Как бы там ни было, но численность французских психоаналитиков

растет, представители французского психоанализа занимают важные

посты в рамках Международной психоаналитической ассоциации (Д. Вид-

лёшер — президент, А. Жибо — генеральный секретарь (2001–2003), а их

ведущие мэтры стремятся оказать свое идейное влияние на развитие пси-

хоанализа в России, свидетельством чему может служить франко-русский

психоаналитический симпозиум «Влечение в современном психоанализе»

(Москва, 30–31 октября 2004), в работе которого приняли участие А. Грин,

А. Жибо, Дж. МакДугалл, Ж. Шассе-Смиржель, А. де Мижолла, Р. Руссий-

он, П. Израэль, и к началу работы которого был опубликован труд «Фран-

цузская психоаналитическая школа» [18].

В других странах Западной Европы развитие психоанализа происхо-

дило по-разному.

В Скандинавских странах организационное становление психоанализа

шло с большим опозданием по сравнению с Германией, Швейцарией или

Англией. В Швеции первыми проявили интерес к психоаналитическим

идеям психиатры П. Бьерр и А. Тамм. В 1911 г. П. Бьерр принял участие

в работе III Международного психоаналитического конгресса, однако

несколько лет спустя он отошел от психоанализа. В 1913 г. А. Тамм побы-

вала в Вене, в последующие годы прошла анализ у П. Федерна, Х. Дойч

и А. Айххорна и впоследствии стала членом Венского психоаналитиче-

ского общества.

Со временем в Швеции образовалась группа психоаналитиков, среди

которых активное участие в развитии психоанализа приняли Л. Йекельс,

 

32


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

Р. де Монжи, Т. Сандстрём, Х. Тёрнгрен, Н. Хаак, Л. Шекели, Т. Экман

и др. Психоаналитическими идеями заинтересовались также молодые

психологи и педагоги, включая О. Андерссон, К. Гюттлера, К. Рамфалк,

А. Рилтон, Б. Эдгарда. В 1967 г. был создан психоаналитический институт,

руководителем которого стал Т. Сьёвалл. Наряду со Шведским психоана-

литическим обществом возникло Шведское объединение холистической

психотерапии и психоанализа, члены которого ориентируются на идеи,

выдвинутые К. Хорни и Г. С. Салливаном.

В Финляндии одним из первых энтузиастов психоанализа был Ю. Куло-

веси, который в 1924 г. приехал в Вену и прошел курс анализа сперва

у Э. Хичманна, а затем у П. Федерна. В 1931 г. он стал членом Венского

психоаналитического общества, в 1933 г. написал первый финский учеб-

ник по психоанализу. В 40-е гг. возникло неформальное психоаналитиче-

ское объединение, учредителями которого были Г. Вуористо, М. Палохей-

мо, В. Техке.

В 60-х гг. была основана финская учебная группа, получившая

в 1967 г. статус временного общества, почетным членом которого был

избран Д. Винникотт. В 1969 г. Финское психоаналитическое общество

стало членом Международного психоаналитического объединения. Замет-

ное влияние на развитие психоанализа в Финляндии оказали Ю. Аланен,

К. Ахте, Э. Рехардт, В. Техке, М. Туовинен, Х. Карпелан и др.

В Норвегии пионером психоанализа был Х. Схьелдеруп, который

в 1925 г. побывал в Вене, а затем прошел анализ у Э. Хичманна и О. Пфи-

стера. В 1928 г. он стал членом Швейцарского психоаналитического обще-

ства, первым начал читать лекции по психоанализу в Норвегии. Возник-

шее Норвежское психоаналитическое общество было распущено в годы

Второй мировой войны и на протяжении последующих трех десятилетий

не могло войти в состав Международного психоаналитического объеди-

нения. Не последнюю роль в неприятии норвежских психоаналитиков

играла их связь с райхианством и использование методов веготерапии,

предложенных В. Райхом в 30-е гг., когда он эмигрировал из Германии

в Норвегию.

В 1967 г. в Норвегии был создан психоаналитический институт,

в 1971 г. — учебная группа психоаналитиков. Несколько лет спустя Нор-

вежское психоаналитическое общество стало равноправным членом Меж-

дународного объединения. Весомый вклад в развитие норвежского психо-

аналитического движения внесли такие психоаналитики, как О. Бродвалл,

А. Брун, Ф. Пиене, Х. Симонсен, Х. Схьелдеруп, Ф. Хансен.

В Дании на протяжении нескольких десятилетий психоанализ не имел

своих сторонников. Исключение составлял Д. Геро, который вел частную

практику, но затем эмигрировал в США. Внутренние разногласия среди

 

33


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

последующих психоаналитиков не способствовали развитию психоана-

литического движения в этой стране. В конце 50-х гг. Датское психоана-

литическое общество было признано Международным психоаналитиче-

ским объединением, и наметилась тенденция к активизации психоанали-

тической деятельности в этой стране. Однако в конце 60-х — начале 70-х гг.

ситуация изменилась в худшую сторону.

В Скандинавских странах предпринимались попытки по объединению

соответствующих психоаналитических групп и обществ. В 1931 г. состоя-

лась встреча ведущих психоаналитиков в Стокгольме с целью создания

скандинавской рабочей группы. В 1934 г. на VIII Международном психо-

аналитическом конгрессе скандинавское психоаналитическое движение

получило официальное признание. В 1968 г. в Стокгольме состоялся пер-

вый Северный психоаналитический конгресс, на котором присутство-

вали ведущие скандинавские психоаналитики. Интерес к психоанализу

в этих странах заметно вырос за последние десятилетия. Вместе с тем, как

признают сами скандинавские психоаналитики, в их обществах «нет тра-

диций и ранга своих более знаменитых обществ-сестер в Европе и Аме-

рике» [19, с. 582].

Развитие психоанализа в Италии имеет свою специфическую исто-

рию. Первым квалифицированным итальянским психоаналитиком был

Э. Вейсс, который с 1913 г. являлся членом Венского психоаналитиче-

ского общества и вел личную переписку с Фрейдом. Однако не он был

основателем Итальянского психоаналитического общества, возникшего

в 1925 г. по инициативе психоневролога М. Леви-Бьянчини. Идейные рас-

хождения между ними, а также социокультурные и политические факто-

ры жизни привели к тому, что психоанализ как таковой несколько деся-

тилетий не имел широкого успеха среди итальянских врачей и ученых.

И хотя до Первой мировой войны психоаналитические идеи были вос-

приняты некоторыми авторами, включая Р. Асаджиоли и С. де Санктиса,

тем не менее под воздействием католицизма и фашизма психоанализ дол-

гое время подвергался критике в Италии.

В 1926 г. Э. Морселли опубликовал двухтомник о психоанализе. Одна-

ко в нем не содержалось глубинного понимания психоаналитической тео-

рии и практики. В 1930 г. Э. Вейсс прочитал пять лекций о психоанализе,

на основании которых год спустя была опубликована работа «Элементы

психоанализа», получившая одобрение со стороны Фрейда. В 1932 г. вышел

первый номер «Итальянского журнала психоанализа», редактируемого

Э. Вейссом. Однако два года спустя журнал был закрыт. В 1935 г. Итальян-

ское психоаналитическое общество было признано Международным объ-

единением. В то же время усиливающееся давление со стороны офици-

альных кругов Италии оказалось таковым, что в 1938 г. Итальянское пси-

 

34


 

 

П С И Х ОА Н А Л И З В С Ш А

 

хоаналитическое общество было распущено. Э. Вейсс и поддерживающая

его группа психоаналитиков эмигрировали в США.

После Второй мировой войны возрождение психоанализа было связа-

но с польским врачом И. Флешером, переехавшим в Италию. В 1945 г. он

начал издавать журнал «Психоанализ», просуществовавший около года.

В 1946 г. возрождается Итальянское психоаналитическое общество, пре-

зидентом которого был избран Н. Перротти. В 1952 г. в Риме был осно-

ван психоаналитический институт. В 1955 г. начал выходить «Журнал

психоанализа». В 60-х гг. возникли Римский психоаналитический центр

во главе с Е. Сервадио и Миланский институт психоанализа, руководи-

мый С. Мусатти.

В последние десятилетия происходило усиление интереса к психоана-

лизу со стороны врачей и психологов. Ряды итальянского психоанали-

тического общества пополнились новым поколением психоаналитиков.

Несмотря на имеющуюся оппозицию психоанализу, литература и искусст-

во оказываются проникнутыми психоаналитическими идеями. Во всяком

случае в итальянском духовном мире «никто в настоящее время не счита-

ет возможным игнорировать Фрейда и его труды» [20, c. 672].

 

















Психоанализ в США

 

Проникновение психоаналитических идей на американский континент

не встретило каких-либо особых препятствий. Написанная Фрейдом совме-

стно с Й. Брейером работа «Исследования истерии» (1895) была сразу же

замечена и отрецензирована в одном из журналов. И хотя последующие

работы Фрейда, включая «Толкование сновидений» (1900) и «Психопато-

логию обыденной жизни» (1901), поначалу не вызвали в США сколько-ни-

будь серьезного интереса, тем не менее, начиная с 1905 г., в своих публика-

циях и лекциях некоторые американские ученые и врачи начали ссылать-

ся на основателя психоанализа. В частности, в одном из первых номеров

основанного в 1906 г. «Журнала аномальной психологии» профессор нев-

рологии Гарвардского университета Дж. Патнем (1846–1918) опубликовал

материал о фрейдовском методе лечения истерии.

1908–1909 гг. стали для США решающими в плане более интенсивного

знакомства американских врачей с психоаналитическими идеями Фрейда.

В 1908 г. психиатр А. Брилл (1874–1948), годом ранее приехавший в Европу

для совершенствования своих знаний и несколько месяцев проработавший

в цюрихской клинике Бургхёльцли вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом

и познакомившийся там с Э. Джонсом, принял участие в первой между-

народной встрече психоаналитиков в Зальцбурге и после ее завершения

посетил Фрейда в Вене, а также Ш. Ференци в Будапеште. Во время визи-

 

35


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

та к Фрейду он попросил разрешение на право перевода работ основате-

ля психоанализа и по возвращении в том же году в Нью-Йорк приступил

к переводческой деятельности и психоаналитической практике.

Осенью 1908 г. М. Принс (1854–1929) пригласил в Бостон Э. Джон-

са с целью прочтения лекций по психоанализу. Э. Джонс, переехавший

в то время из Англии в Канаду, провел несколько коллоквиумов, на кото-

рых присутствовали 16 человек, среди которых был и Дж. Патнем. В мае

1909 г. оба они выступили на конгрессе в Нью-Хейвене с работами, в кото-

рых рассматривались психоаналитические идеи. Поэтому, когда осенью

того же года приехавшие по приглашению президента Университета

Кларка в Вустере (штат Массачусетс) Фрейд и Юнг предстали перед аме-

риканской аудиторией, то она оказалась готовой к восприятию тех пяти

лекций о психоанализе, которые Фрейд прочел американским ученым.

Позднее, в работе «К истории психоаналитического движения» (1914)

основатель психоанализа по этому поводу заметил: «Для нас было боль-

шой неожиданностью обнаружить, что непредубежденные мужи из этого

небольшого, но пользующегося доброй славой педагогико-философского

университета знали все психоаналитические труды и воздавали им долж-

ное в своих лекциях. В чопорной Америке можно было по меньшей мере

в академических кругах свободно обсуждать и научно исследовать все то,

что считалось в быту неприличным» [21, с. 169].

В мае 1910 г. была создана Американская психопатологическая ассо-

циация. Под руководством ее председателя М. Принса в ней обсуждались

проблемы психоанализа и таким образом была осуществлена его инсти-

туциализация. В начале 1911 г. было основано Нью-Йоркское психоана-

литическое общество во главе с А. Бриллом, а через несколько месяцев —

Американская психоаналитическая ассоциация, председателем которой

стал Дж. Патнем, а секретарем — Э. Джонс. Членами первой организации

стали врачи, членами второй — как имеющие, так и не имеющие медицин-

ского образования специалисты, интересующиеся психоанализом. Три

года спустя У. Уайт (1870–1937) основал Психоаналитическое общество

Вашингтона и Балтиморы, а Дж. Патнем — Бостонское психоаналитиче-

ское общество.

Психоанализ не только привлек к себе внимание известных в то время

в США врачей и ученых, но и стал частью медицинского образования. Сту-

денты имели возможность обращаться к трудам Абрахама, Ранка, Фрейда,

Юнга, которые были переведены на английский язык. В 1916–1920 гг. 84 %

медицинских учебников включали в себя разделы по толкованию снови-

дений [22, с. 500]. Приверженцы психоанализа читали лекции в Колум-

бийском, Корнельском, Нью-Йоркском университетах и других учебных

заведениях. С лекциями выступали не только американские психоанали-

 

36


 

 

П С И Х ОА Н А Л И З В С Ш А

 

тики, но и приглашенные из других стран специалисты, включая Э. Джон-

са и К. Г. Юнга.

В 20-х гг. развитие психоанализа в США сопровождалось дискуссиями,

связанными с профессиональной подготовкой психоаналитиков и стрем-

лением ввести ограничения на право осуществления психоаналитической

терапии только теми аналитиками, которые имели базовое медицинское

образование. Одни американские психоаналитики имели возможность

поехать в Европу для обучения в Берлинском и Венском психоаналити-

ческих институтах, а также для прохождения личного анализа. В част-

ности, у Фрейда прошли анализ А. Кардинер (1892), М. Мейер (1892–1939),

А. Штерн, Г. Фринк. Другие — проходили анализ у первых американских

психоаналитиков или приезжавших в США на короткое время европей-

ских психоаналитиков, включая Ш. Ференци, который с осени 1926 г. был

приглашен Новой школой социальных исследований для чтения лекций

и пробыл несколько месяцев в Нью-Йорке, где организовал учебные груп-

пы для заинтересованных в психоанализе, но не имевших медицинское

образование лиц.

В 1925 г. президент Нью-Йоркского психоаналитического общест-

ва А. Брилл опубликовал в газете «Нью-Йорк Таймс» статью, в которой

открыто выступил против дилетантского анализа, т. е. осуществления

аналитической терапии людьми, не имеющими медицинского образова-

ния. Тем самым он как бы бросил вызов Фрейду, поддерживавшему прак-

тикующих аналитиков-немедиков, и тем венским специалистам, у кото-

рых проходили анализ американцы, не имевшие медицинского образо-

вания, но по возвращении в США называвшие себя психоаналитиками.

В 1926–1927 гг. среди видных европейских и американских психоаналити-

ков состоялись бурные дискуссии по поводу дилетантского, любительско-

го анализа. Нью-Йоркское психоаналитическое общество приняло резо-

люцию, в первом пункте которой было зафиксировано следующее: «Прак-

тика психоанализа в лечебных целях должна быть ограничена врачами

(докторами медицины), выпускниками признанных медицинских инсти-

тутов, имеющими специальную подготовку в психиатрии и удовлетворяю-

щими требованиям статей законов о медицинской практике, субъектами

коих они являются» [23, с. 475]. Резолюция была подписана шестью пси-

хоаналитиками, в том числе А. Кардинером, А. Бриллом (исполнительным

секретарем), М. Мейером, С. Оберндорфом (президентом общества).

В написанном в 1927 г. послесловии к работе «К проблеме дилетант-

ского анализа» (1926) Фрейд отметил, что психоанализ не является спе-

циальным медицинским предметом. При этом он особо подчеркнул:

«Резолюция наших американских коллег, руководствующихся в основ-

ном практическими мотивами, направленная против дилетантов-анали-

 

37


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

тиков, кажется мне непрактичной, так как она не может изменить один

из моментов, который завладел ходом истории. Это было бы лишь новой

попыткой вытеснения» [24, с. 155].

В 30–40-х гг. развитие психоанализа в США сопровождалось миграцией

из Европы значительного числа психоаналитиков. В 1930 г. на американ-

ский континент перебрался Ф. Александер, который через два года воз-

главил Чикагский институт психоанализа и пригласил для работы в нем

К. Хорни. В 1931 г. открылся Нью-Йоркский психоаналитический инсти-

тут, куда для руководства обучением был приглашен Ш. Радо. В США эмиг-

рировали такие европейские психоаналитики, как З. Бернфельд, Х. Харт-

манн, Х. Дойч, Ф. Дойч, Э. Крис, Р. Лёвенштейн, М. Малер, Г. Нунберг,

О. Ранк, Т. Райк, В. Райх, Г. Рохейм, П. Федерн, О. Фенихель, Э. Фромм,

Э. Фромм-Райхманн, Э. Хичманн, К. Эйслер, Э. Эриксон и многие другие.

В 1932 г. произошла реорганизация Американской психоаналитиче-

ской ассоциации, куда вошли Нью-Йоркское психоаналитическое общест-

во, Психоаналитическое общество Балтимора и Вашингтона, Чикагское

психоаналитическое общество. В 1933 г. в ассоциацию вошли Бостонское

психоаналитическое общество и Бостонский психоаналитический инсти-

тут, который был основан Г. Заксом. В конце 30-х — начале 40-х гг. в Амери-

канскую психоаналитическую ассоциацию вошли другие психоаналитиче-

ские общества и институты, организованные в Детройте, Сан-Франциско,

Филадельфии. Эта ассоциация была признана частью Международного

психоаналитического объединения. Однако в 1946 г. состоялась новая

реорганизация Американской психоаналитической ассоциации, в резуль-

тате которой она приобрела статус национальной ассоциации, незави-

симой от Международного психоаналитического объединения. Начатые

в 30-х гг. попытки Американской психоаналитической ассоциации добить-

ся независимости, наиболее ярко выраженные в резолюции 1938 г., увен-

чались успехом.

В 40-х гг. наряду с ростом местных психоаналитических организаций

в рамках Американской психоаналитической ассоциации начался рас-

кол. В 1941 г. после того, как Нью-Йоркский психоаналитический инсти-

тут лишил К. Хорни права преподавать и выступать в качестве обучаю-

щего аналитика, она с группой единомышленников, включая С. Кель-

ман, Б. Роббинса К. Томпсон, Х. Эфрона и более десятка аспирантов,

вышла из Нью-Йоркского психоаналитического общества (соответствен-

но, и из Американской психоаналитической ассоциации) и основала Аме-

риканский институт психоанализа и Ассоциацию развития психоанали-

за. Позднее Нью-Йоркское психоаналитическое общество покинул также

Т. Райк, который в 1947 г. создал Национальную ассоциацию психоанали-

за и соответствующий психоаналитический институт, в котором к обуче-

 

38


 

 

П С И Х ОА Н А Л И З В С Ш А

 

нию допускались не только врачи, но и другие специалисты, не имеющие

медицинского образования.

В 1943 г. в Американском институте психоанализа произошел конфликт,

связанный со статусом Э. Фромма (1900–1980), не имевшего медицинского

образования. Ему не разрешили проводить семинары по психотерапевти-

ческой технике и лишили ранее предоставленной привилегии преподава-

теля. Вместе с Э. Фроммом Американский психоаналитический институт

покинули Г. Гольдман, Дж. Малони, Ж. Риош, Г. С. Салливан, К. Томпсон

и другие психоаналитики. Часть из них объединилась с некоторыми чле-

нами Психоаналитического общества Вашингтона и Балтимора и создала

в 1936 г. в Нью-Йорке филиал Вашингтонской школы психиатрии, осно-

ванный Г. С. Салливаном. В 1946 г. этот филиал стал Институтом психиат-

рии, психоанализа и психологии им. Уильяма Алансона Уайта.

В 1946 г. из состава Нью-Йоркского психоаналитического общества

вышла группа психоаналитиков, поддержавших неортодоксальную пози-

цию А. Кардинера и Ш. Радо. Они создали Ассоциацию психоаналитиче-

ской медицины и психоаналитический институт при Колумбийском уни-

верситете.

В дальнейшем в рамках Американской психоаналитической ассоциа-

ции неоднократно возникали различные конфликтные ситуации, обуслов-

ленные как идейными расхождениями, так и протестом некоторых психо-

аналитиков против авторитарного руководства. В частности, в 1956 г. была

создана Академия психоанализа, в состав которой вошли Ф. Александер,

Э. Вайгерт, Ш. Радо, Ф. Фромм-Райхманн и другие психоаналитики. В про-

тивоположность Американской психоаналитической ассоциации в рабо-

те академии могли принимать участие психоаналитики разных идейных

убеждений независимо от того, входили ли они в национальную ассоциа-

цию или представляли самостоятельные образования.

В 1949 г. на Международном психоаналитическом конгрессе в Цюрихе

Международное психоаналитическое объединение превратилось в Меж-

дународную психоаналитическую ассоциацию, в которую, сохранив свою

самостоятельность, вошла Американская психоаналитическая ассоциа-

ция. Таким образом, члены Американской психоаналитической ассо-

циации автоматически становились членами Международной психоана-

литической ассоциации. Причем большую часть последней составляли

члены именно Американской психоаналитической ассоциации. Так, если

к 1950 г. в данной ассоциации насчитывалось более 400 членов, то в Вен-

ском психоаналитическом обществе состояло только 11, а в Немецком

психоаналитическом обществе — всего 9 членов.

Широкомасштабное развитие психоанализа в США в довоенный пери-

од и в 50-е гг. стало замедляться к концу 60-х гг. Наметилась тенденция

 

39


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

к сокращению роста психоаналитиков, что было связано с появлени-










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...