Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перипетии становления психоанализа в России 1 страница
В начале ХХ столетия Россия являлась одной из немногих стран, в кото- рых распространение психоаналитических идей началось сразу же после первых публикаций Фрейда, знаменовавших собой открытие психоанали- за [26]. Достаточно сказать, что первые переводы работ основателя пси- хоанализа появились именно в России, а не в таких странах, например, как Англия, США или Франция. Так, три года спустя после выхода в свет работы Фрейда «О сновидениях» (1901), представлявшей собой краткое изложение идей, содержащихся в его фундаментальном труде «Толкова- ние сновидений» (1900), публикация данной работы на русском языке была осуществлена в качестве приложения к пятому номеру «Вестника психологии, криминологической антропологии и гипнотизма», издавав- шегося под редакцией В. Бехтерева и А. Серебрякова в Петербурге. С этого времени началось знакомство российских врачей и ученых с психоаналитическими идеями Фрейда, хотя впервые его имя появилось в российской печати ровно за двадцать лет до публикации на русском языке работы «О сновидениях». Дело в том, что в 1884 г. в еженедельной газете «Врач» была опубликована статья Л. Даркшевича, в которой сооб- щалось о предложенном Фрейдом способе окраски хлористым золотом препаратов для исследования центральной нервной системы с целью изу- чения нервных волокон. В период с 1904 по 1914 г. в России были изданы психоаналитические работы не только Фрейда, но и К. Абрахама, Г. Закса, О. Ранка, В. Штеке- ля. Идеи основателя психоанализа нашли отклик среди части российских медиков и ученых, имевших возможность ознакомиться с ними как во время заграничных командировок в Вену, Цюрих и Берлин, так и в процессе осмысления результатов психоаналитических исследований и клинической практики, опубликованных на страницах зарубежных и ряда отечествен-
41
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
ных журналов, включая «Современную психиатрию» и «Журнал невропа- тологии и психиатрии им. С. С. Корсакова». В этих журналах публиковались рефераты и рецензии на работы Фрейда и других зарубежных психоанали- тиков, отчеты о командировках в медицинские центры Западной Европы и аналитические обзоры об использовании психоаналитического метода лечения и состоянии психоанализа в Австрии, Германии, Швейцарии. В 1907 г. А. Певницкий (1866 — ?) одним из первых среди российских врачей применил метод Брейера—Фрейда для лечения нервнобольных. В марте 1908 г. на заседании научного собрания врачей Санкт-Петербург- ской клиники душевных и нервных заболеваний он сделал доклад о шести случаях навязчивых состояний, в лечении которых был использован дан- ный метод. В обсуждении доклада принял участие академик В. Бехтерев (1857–1927). В том же году в Санкт-Петербурге врач М. Вульф (1878–1971) выступил с докладом о психоаналитическом методе лечения неврозов. В 1908 г. Н. Осипов (1877–1934) посетил Фрейда в Вене. В 1909 г. он и М. Асатиани (1881–1938) прошли психоаналитическое обучение и прак- тику у К. Г. Юнга в Цюрихе, одесский врач М. Вульф — у К. Абрахама. По возвращении в Россию все трое выступили перед врачами с изложе- нием новых идей, почерпнутых во время зарубежных поездок. В 1909 г. на заседаниях Московского общества невропатолгов и психи- атров было сделано несколько докладов и сообщений, посвященных тео- рии и практике психоанализа. В течение того же года с докладами и сооб- щениями о психоанализе выступили М. Асатиани, Н. Вырубов, Н. Осипов, Ф. Фельцман (1875–1919). В конце 1909 г. А. Берштейн (1870–1922) органи- зовал при центральном приемном покое для душевнобольных курсы по пси- хиатрии для врачей, на которых Н. Вырубов (1869–1918) прочитал спецкурс о психоаналитическом методе в изучении и терапии психоневрозов. К 1910 г. ряд российских врачей не только были знакомы с психоанали- тическими идеями Фрейда, но и видели в нем авторитетного специалиста, выдвинувшего новый метод лечения психических расстройств и исполь- зовавшего его в своей терапевтической деятельности. Не случайно в авгу- сте 1909 г. руководитель Преображенской психиатрической больницы в Москве Н. Баженов (1857–1923) отправил Фрейду телеграмму, в которой сообщал, что по его рекомендации тяжелобольная женщина едет к осно- вателю психоанализа для определения возможности прохождения у него курса психоаналитического лечения. Несколько ранее, в начале того же года психиатр Л. Дрознес, исполь- зовавший психоаналитический метод лечения, выехал с одним из своих пациентов за границу и по пути в Женеву имел возможность показать этого пациента Фрейду в Вене. Основатель психоанализа произвел на паци- ента такое благоприятное впечатление, что, изменив первоначальный
42
П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И
план намеченной поездки в Берн к профессору Дюбуа, он решил остаться в Вене и, заручившись согласием Фрейда, стал проходить у него курс пси- хоаналитического лечения. Этим пациентом был С. Панкеев, известный в истории психоанализа под именем «человек-волк». Он проходил курс психоаналитического лече- ния у Фрейда в период с января 1909 по июль 1914 г. и повторный краткий четырехмесячный анализ в 1919–1920 гг. Описание этого клинического случая нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Из исто- рии одного детского невроза» (1918). С 1910 г. в России начался период интенсивного распространения психоаналитических идей и использования психоаналитического мето- да при лечении невротических расстройств. А. Певницкий посетил вен- ских, немецких и швейцарских специалистов, включая Абрахама, Фрей- да, Юнга, Штекеля, и побывал на различных психоаналитических семи- нарах. По возвращении в Россию он поделился своими впечатлениями, отметив перенасыщенность данных семинаров специальной термино- логией. И хотя, как он считал, школа Фрейда не дала ему новых знаний, тем не менее самостоятельная работа показала, что психоанализ являет- ся шагом вперед в психиатрии и в учении венского врача о психогенных заболеваниях есть большие заслуги. В том же году в Петербургском обществе психиатров Ж. Израильсон выступил с докладом о механизмах возникновения навязчивых состояний и технике психоанализа. Клиническое применение психоанализа позво- лило некоторым российским врачам выйти с докладами не только на засе- дания отдельных обществ, но и на всероссийские конференции и съез- ды. В частности, в июне 1910 г. в Москве состоялось заседание комиссии по созыву I съезда Русского союза психиатров и невропатологов, на кото- ром среди ряда тем была заявлена и тема «О клиническом значении пси- хоанализа». В 1910 г. в России стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии», большая часть материалов которого была посвящена психоанализу. Его редактором был Н. Вырубов, и это был первый российский журнал, являвшийся, факти- чески, психоаналитически ориентированным. На протяжении пяти лет (до начала Первой мировой войны) в нем сообщалось о всех основных событиях, происходящих в психоаналитическом движении, и выходящих в свет психоаналитических работах. Публиковались материалы, отражаю- щие результаты терапевтической деятельности российских врачей, исполь- зовавших метод психоаналитического лечения неврозов и психозов. Поме- щались переводы работ А. Адлера, Р. Ассаджиоли, Л. Лёвенфельда, З. Фрей- да, В. Штекеля, К. Г. Юнга. Членами редколлегии данного журнала были как
43
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
российские врачи, включая М. Асатиани, А. Бернштейна, Ю. Каннабиха (1872–1939), В. Лихницкого, Н. Осипова, О. Фельцмана, так и зарубежные аналитики, в частности, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, Э. Вексберг, В. Штекель. Российские психоаналитики были признаны зарубежными коллегами. Так, в 1911 г. М. Вульф стал членом Венского психоаналитического обще- ства, а его заслуги в области психоанализа были отмечены Фрейдом, кото- рый в своих работах ссылался на исследования российского психоана- литика. Членами Венского психоаналитического общества стали также Л. Дрознес, Т. Розенталь, С. Шпильрейн. О признании российских психоаналитиков свидетельствует и то, что в 1913–1914 гг. в расположенном под Москвой, в Крюкове, санатории для нервнобольных работал швейцарский психиатр и психолог Г. Рор- шах (1884–1922), который состоял членом Швейцарского психоаналити- ческого общества, в 1919 г. был избран его вице-президентом, создал тест чернильных пятен (тест Роршаха), сделавший его всемирно известным ученым. В этом санатории, руководимом Н. Вырубовым, в период с 1909 по 1916 г. работали психоаналитически ориентированные врачи, включая Л. Белобородова, А. Залкинда, Ю. Каннабих, внесшие значительный вклад в развитие психоанализа в России. До Первой мировой войны в России были переведены на русский язык и опубликованы многие работы Фрейда, вышедшие в различных изданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы. В 1910 г. на русском языке была издана его работа «Психопатология обыденной жизни», в 1911 г. — «О психоанали- зе. Пять лекций», «Три очерка по теории сексуальности», в 1912 г. — «Бред и сны в “Градиве” В. Иенсена», «Психологические этюды», «Леонардо да Винчи», «Анализ фобии пятилетнего мальчика», в 1913 г. — «Толкова- ние сновидений». Были переведены на русский язык и изданы также рабо- ты Абрахама («Сон и миф»), Штекеля («Причины нервности»), О. Ранка и Г. Закса («Значение психоанализа в науках о духе») и ряд других. Распространение психоаналитических идей в России не ограничива- лось исключительно сферой медицины. Оно имело более значительные масштабы, затрагивающие литературу, педагогику, политику. Так, в журна- ле «Психотерапия», наряду с разбором клинических случаев применения психоаналитического метода лечения, публиковались материалы, относя- щиеся к толкованию с позиций психоанализа литературных произведений. Данная тенденция нашла свое отражение в статьях Н. Осипова, посвящен- ных анализу произведений Л. Толстого, и Н. Вырубова об опыте приложе- ния психоанализа к толкованию написанной Д. Мережковским Флорентий- ской легенды о «Святом Сатире». Н. Вырубов опубликовал также материал, в котором на основе анализа ошибочных действий были вскрыты истин- ные мотивы некоторых политических дебатов. Кроме того, в 1912 г. в изда-
44
П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И
ваемом в Санкт-Петербурге общепедагогическом журнале для учителей и деятелей народного образования была опубликована статья В. Рахманова «Психоанализ и воспитание», а в 1914 г. в «Вестнике воспитания» — статья М. Вайсфельда «Психоанализ и его применение в педагогике». В целом до Первой мировой войны психоаналитические идеи находи- ли свое отражение в исследовательской и терапевтической деятельности ряда ученых и врачей, работавших в Москве, Одессе, Петербурге, Харько- ве. В какой-то степени Фрейд был информирован о деятельности россий- ских психоаналитиков и рассматривал находящегося в то время в Одессе М. Вульфа как хорошо подготовленного аналитика. В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) он писал: «В России психоанализ получил широкую известность и распространение» [27, с. 171]. Что касается организационных форм существования психоанализа в России до Первой мировой войны, то они не были явно выраженными и официально зарегистрированными. Так, после демонстративного ухода в 1911 г. профессора В. Сербского из Московского университета в знак протеста против подавления университетских прав и свобод им был орга- низован в 1912 г. научный психиатрический кружок «Малые пятницы». В его состав входили такие знакомые с психоанализом врачи, как М. Аса- тиани, Н. Осипов, О. Фельцман, которые задавали тон при обсуждении проблем, касающихся теории и практики психоанализа. Согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джон- су, в мае 1911 г. одесский врач Л. Дрознес позвонил Фрейду в Вену и сооб- щил об организации Русского психоаналитического общества, основате- лем которого были Н. Вырубов, Н. Осипов и другие психоаналитически ориентированные врачи и ученые. Однако факт основания и тем более официальной регистрации данного общества документально не подтвер- жден. Не исключено, что российские психоаналитики собирались создать подобное общество и, опередив события, поспешили известить об этом Фрейда. Не исключено и то, что сообщение Л. Дрознеса об организации Русского психоаналитического общества было тактическим ходом, спо- собствующим его принятию в Венское психоаналитическое общество, членом которого он стал. Первая мировая война привела к замедлению развития психоанализа в России. Прекратилась публикация журнала «Психотерапия», была свер- нута и издательская деятельность, в результате чего за годы войны вышло в свет лишь второе издание работы Фрейда «Психопатология обыден- ной жизни». С окончанием войны и после Октябрьской революции 1917 г. начал- ся новый этап в развитии психоанализа в России. Психоаналитические идеи используются не только в психиатрии и психотерапии, но и литера-
45
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
туроведении, педагогике. В Казани, Киеве, Москве, Одессе, Петрограде, Ростове-на-Дону, Харькове возникают группы и кружки, участники кото- рых проявляют значительный интерес к теории и практике психоанализа. В частности, в Киеве приверженцами психоанализа были И. Виноградов, Е. Голдовский, И. Залкинд. В Одессе работала психоаналитически ориенти- рованная группа, состоящая из семи человек, включая Я. Когана, А. Халец- кого, Е. Шевалева. В Харькове психоаналитические идеи разделялись неко- торыми сотрудниками Украинского психоневрологического института и Харьковской психиатрической больницы (Сабурова дача), переимено- ванной в 1926 г. в Украинский институт клинической психиатрии и соци- альной психогигиены. Таковыми прежде всего являлись А. Гейманович, еще в 1910 г. опубликовавший в Харьковском медицинском журнале статью о психоаналитическом методе лечения Фрейда, и И. Аптер, использовав- ший в клинической деятельности 20-х гг. психоаналитическую терапию. В 1919 г. в Петрограде открылся Институт мозга, основанный В. Бех- теревым. Руководство отделения для лечения психоневротических рас- стройств было поручено Т. Розенталь, которая получила медицинское обра- зование в Цюрихе, стала членом Венского психоаналитического общества, в 1911 г. опубликовала в журнале «Психотерапия» статью об «опасном воз- расте» К. Михаэлис в свете психоанализа и вернулась в Россию, где прожи- вала и работала в Петербурге-Петрограде в период с 1911 по 1921 г. В 1919– 1920 гг. она читала в Институте мозга курс лекций по психоанализу и осуще- ствляла терапевтическую деятельность в области детского психоанализа. В 1919 г. в журнале «Вопросы изучения и воспитания личности» ею была опубликована статья «Страдание и творчество Достоевского». Жизнь Т. Розенталь оборвалась в 1921 г., когда она покончила с собой. В 20-е гг. психоанализ привлек к себе многих российских врачей, уче- ных, представителей художественной интеллигенции. В 1921 г. при Госу- дарственном психоневрологическом московском институте был образован научный кружок по изучению вопросов психологии художественного твор- чества психоаналитическим методом. Членами этого кружка, возглавляемо- го профессором И. Ермаковым (1875–1942) и получившего название Мос- ковского психоаналитического общества исследователей художественного творчества, состояли А. Бернштейн, М. Вульф, А. Габричевский, И. Ильин, А. Сидоров, О. Шмидт (1891–1956). В том же году в Москве открылся дет- ский дом-лаборатория, где под руководством В. Шмидт (1889–1937) исполь- зовались психоаналитические методы лечения и воспитания детей. В 1922 г. в Москве стала издаваться «Психологическая и психоанали- тическая библиотека» под редакцией И. Ермакова. В Одессе издавалась серия книг «Вопросы теории и практики психоанализа» под редакцией Я. Когана. В течение нескольких лет на их основе были опубликованы
46
П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И
практически все наиболее важные труды Фрейда, а также работы Ф. Вит- тельса, Э. Джонса, М. Кляйн, Ш. Ференци, А. Фрейд. 1922 г. характеризовался организационным и институциональным ста- новлением психоанализа в России. В этом году в Москве при Наркомате просвещения (нарком А. Луначарский) был создан Государственный пси- хоаналитический институт, директором которого стал И. Ермаков, воз- никла руководимая А. Лурией Казанская психоаналитическая ассоциация, было основано Русское психоаналитическое общество. Государственный психоаналитический институт возник на базе детско- го дома-лаборатории. Сотрудники института, штатное расписание кото- рого предусматривало тридцать человек, ориентировались на исследова- тельскую, воспитательную и терапевтическую деятельность. В институте осуществлялась также психоаналитическая подготовка и переподготовка врачей и педагогов. В 1923 г. штатным сотрудником этого института стала С. Шпильрейн (1885–1942), которая, будучи признанным психоаналитиком в Вене и Цюрихе, вернулась в Россию и приступила к активной психоаналити- ческой деятельности. Ее возвращение в Россию было поддержано Фрей- дом, который в одном из писем писал ей, что в Москве она «сможет зани- маться серьезной работой вместе с Вульфом и Ермаковым». В 1923–1924 гг. в институте М. Вульф читал курсы и проводил семина- ры по введению в психоанализ, диагностике и клиническому психоана- лизу, И. Ермаков — по психоаналитической психологии, психотерапии, психоанализу литературного творчества, Р. Авербух — по изучению рели- гиозных систем, В. Рор — по психоанализу коллективного мышления, С. Шпильрейн — по детскому психоанализу и психологии подсознатель- ного мышления, Б. Фридман — по характерологии с точки зрения психо- анализа. Сотрудники института, включая Р. Авербух, М. Вульфа, И. Ерма- кова, Д. Фридман, С. Шпильрейн, принимали пациентов и осуществляли психоаналитическую терапию. Организованная в начале сентября 1922 г. Казанская психоаналити- ческая ассоциация состояла из врачей, психологов, педагогов, истори- ков. Наряду с А. Лурией, в нее входили Р. Авербух, Б. Фридман, историк М. Нечкина, которая впоследствии стала известным академиком. Данная ассоциация возникла на основе психоаналитического кружка, созданно- го в 1921 г. 19-летним студентом факультета общественных наук Казанско- го университета А. Лурией. На заказанном на русском и немецком языках бланке А. Лурия послал Фрейду уведомление о создании психоаналити- ческого кружка и через три недели получил ответ, в котором основатель психоанализа выражал свою радость по поводу того, что его идеи обре- ли своих сторонников в Казани. В 1923 г. А. Лурия был приглашен в Моск-
47
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
ву, куда вместе с ним переехали Р. Авербух и Б. Фридман. А. Лурия стал секретарем Русского психоаналитического общества, функции которого исполнялись им до апреля 1927 г., когда секретарем этого общества стала В. Шмидт. Р. Авербух и Б. Фридман стали сотрудниками Государственного института психоанализа. В сентябре 1923 г. Казанская психоаналитическая ассоциация приняла решение о желательности вхождения ее членов «во Всероссийский психоаналитический союз с центром в Москве». В конце сентября 1922 г. в Москве было организационно закреплено соз- данное несколькими месяцами ранее по инициативе В. Вульфа и И. Ерма- кова Русское психоаналитическое общество. Из четырнадцати членов общества, подписавших докладную записку о его организации, двое офи- циально числились врачами, двое — профессорами искусствоведения, трое — профессорами психологии, двое — педагогами, двое — литератора- ми, профессор физики, профессор математики и заведующий Централь- ным домом просвещения. Председателем Русского психоаналитического общества был избран профессор Государственного психоневрологическо- го института И. Ермаков, который еще в дореволюционный период обра- тился к психоанализу, сделав в 1913 г. доклад об учении Фрейда на научном собрании врачей психиатрической клиники. Официальное утверждение данного общества произошло в 1923 г. К тому времени в его состав входили 30 членов — Р. Авербух, Л. Белобородов, А. Бернштейн, П. Блонский, Н. Варьяш, Г. Вейсберг, А. Воронский, А. Габ- ричевский, И. Гливенко, А. Залкинд, Ю. Каннабих, И. Ильин, А. Лурия, В. Невский, А. Сидоров, М. Реснер, Н. Успенский, Б. Фридман, С. Шацкий, В. Шмидт, О. Шмидт, С. Шпильрейн и др. В количественном отношении Русское психоаналитическое общество составляло в то время примерно одну восьмую часть численного состава Международного психоаналити- ческого объединения. В 1922 г. на VII Конгрессе Международного психоаналитического объ- единения рассматривалось заявление Русского психоаналитического общества о приеме его в международную организацию. В развернувшейся по этому поводу дискуссии Фрейд выступил за прием Русского психоана- литического общества в состав Международного психоаналитического объединения, однако по формальным причинам, состоявшим в том, что руководству объединения вовремя не был представлен устав общества, оно не было принято в него. Вместе с тем утвержденное на конгрессе решение предоставляло право руководству Международного психоаналитического объединения принять в состав данной организации Русское психоаналити- ческое общество, как только формальные условия будут выполнены. В 1923 г. В. Шмидт и О. Шмидт посетили Фрейда в Вене и Абрахама в Бер- лине, после чего президент Международного психоаналитического объеди-
48
П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И
нения Э. Джонс принял решение о временном приеме Русского психоанали- тического общества в международную организацию. В апреле 1924 г. на VIII Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге данное реше- ние было официально подтверждено, в результате чего Русское психоана- литическое общество стало полноценным членом Международного психо- аналитического объединения. Середина 20-х гг. стала поворотным пунктом в развитии психоанализа в России. С одной стороны, психоаналитики активизировали свою рабо- ту как в теоретической, так и клинической деятельности. С другой сторо- ны, идейная борьба как в рамках психоанализа, сопровождающаяся дис- куссиями по поводу отношений между психоанализом и марксизмом, так и в политической сфере между Сталиным и Троцким, поддерживающим психоанализ, поставила психоаналитическое движение в России в зависи- мость от исхода обостряющегося год от года противостояния. В конечном счете идейная борьба «за чистоту марксизма» и против троцкизма с неиз- бежностью привела сперва к ослаблению психоаналитического движения, а затем и к устранению его с исторической сцены России на несколько деся- тилетий, вплоть до конца 80-х гг. ХХ столетия. В августе 1925 г. было принято официальное постановление о ликвида- ции Государственного психоаналитического института и детского дома-лабо- ратории «Международная солидарность». Члены ВКП (б), входящие в состав Русского психоаналитического общества, обратились с письмом в правление этого общества, в котором уточняли свое отношение к психоаналитическому учению Фрейда. Признавая научную значимость психоанализа, они в то же время подчеркнули, что Фрейд не имеет «ясно выраженного философского мировоззрения», «не понимает значения классовой борьбы», «недооценива- ет социальный момент» и поэтому, овладевая его методами и достижениями, необходимо в то же время «критически разбирать учение в целом и по час- тям, подходя к ним со строго марксистской точки зрения» [28, с. 669]. Вслед за Н. Осиповым, эмигрировавшим из России в 1921 г., шесть лет спустя (1927 г.) покинул страну М. Вульф, который с 1924 г. был председате- лем Русского психоаналитического общества. В том же году А. Лурия ушел с поста секретаря данного общества. После изгнания из России Троцкого в 1927 г. началась активная борьба с инакомыслием, завершившаяся к сере- дине 30-х гг. разгромом ряда научных направлений (психотехники, педоло- гии и др.), угасанием деятельности Русского психоаналитического обще- ства и прекращением развития психоаналитического движения. В июле 1930 г. было принято Постановление о ликвидации Русского психоаналити- ческого общества. В 50–60-х гг. психоаналитические идеи и концепции воспринимались на официальном уровне через идеологическую призму, что нашло отраже-
49
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
ние в медицинской и философской литературе, авторы которой подвер- гали критике психоанализ и фрейдизм. В 70–80-х гг. стало набирать силу инакомыслие, которое дало знать о себе в публикациях, посвященных проблемам бессознательного и психоанализа. В 1978 г. в Тбилиси состоял- ся Международный симпозиум по неосознаваемой психической деятель- ности, в котором приняли участие многие зарубежные психоаналитики. В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отече- ственных ученых к психоаналитическому учению Фрейда. Переломным моментом в отношении возрождения психоанализа в Рос- сии стал конец 80-х гг., когда после почти шестидесятилетнего перерыва и редкого воспроизведения в отдельных хрестоматиях текстов основа- теля психоанализа была возобновлена публикация на русском языке тру- дов Фрейда. Почти одновременно вышли две книги Фрейда — «Введение в психоанализ. Лекции» под редакцией М. Ярошевского и «Избранное» под редакцией А. Белкина. С конца 80-х гг. началось, прерванное на несколько десятилетий, орга- низационное оформление психоанализа в России. В 1988 г. возникла Российская психоаналитическая ассоциация, председателем правления которой стал А. Белкин. В августе 1991 г. на Международном психоана- литическом конгрессе в Буэнос-Айресе Российская психоаналитическая ассоциация была включена в структуру Международной психоаналити- ческой ассоциации в качестве guest study group. Данный статус означал, что хотя в группе нет подготовленных в соответствии с международны- ми стандартами психоаналитиков, она находится под покровительством Международной психоаналитической ассоциации. В декабре 1989 г. была учреждена Психоаналитическая ассоциация СССР, президентом которой был избран М. Магомед-Эминов. В 90-х гг. в России возникло значительное число различных психо- аналитических групп, центров, обществ, фондов. Наиболее значимые из них — Фонд возрождения русского психоанализа (1993, президент М. Решетников), Открытое психоаналитическое общество (1993), Мос- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |