Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перипетии становления психоанализа в России 1 страница




 

В начале ХХ столетия Россия являлась одной из немногих стран, в кото-

рых распространение психоаналитических идей началось сразу же после

первых публикаций Фрейда, знаменовавших собой открытие психоанали-

за [26]. Достаточно сказать, что первые переводы работ основателя пси-

хоанализа появились именно в России, а не в таких странах, например,

как Англия, США или Франция. Так, три года спустя после выхода в свет

работы Фрейда «О сновидениях» (1901), представлявшей собой краткое

изложение идей, содержащихся в его фундаментальном труде «Толкова-

ние сновидений» (1900), публикация данной работы на русском языке

была осуществлена в качестве приложения к пятому номеру «Вестника

психологии, криминологической антропологии и гипнотизма», издавав-

шегося под редакцией В. Бехтерева и А. Серебрякова в Петербурге.

С этого времени началось знакомство российских врачей и ученых

с психоаналитическими идеями Фрейда, хотя впервые его имя появилось

в российской печати ровно за двадцать лет до публикации на русском

языке работы «О сновидениях». Дело в том, что в 1884 г. в еженедельной

газете «Врач» была опубликована статья Л. Даркшевича, в которой сооб-

щалось о предложенном Фрейдом способе окраски хлористым золотом

препаратов для исследования центральной нервной системы с целью изу-

чения нервных волокон.

В период с 1904 по 1914 г. в России были изданы психоаналитические

работы не только Фрейда, но и К. Абрахама, Г. Закса, О. Ранка, В. Штеке-

ля. Идеи основателя психоанализа нашли отклик среди части российских

медиков и ученых, имевших возможность ознакомиться с ними как во время

заграничных командировок в Вену, Цюрих и Берлин, так и в процессе

осмысления результатов психоаналитических исследований и клинической

практики, опубликованных на страницах зарубежных и ряда отечествен-

 

41


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

ных журналов, включая «Современную психиатрию» и «Журнал невропа-

тологии и психиатрии им. С. С. Корсакова». В этих журналах публиковались

рефераты и рецензии на работы Фрейда и других зарубежных психоанали-

тиков, отчеты о командировках в медицинские центры Западной Европы

и аналитические обзоры об использовании психоаналитического метода

лечения и состоянии психоанализа в Австрии, Германии, Швейцарии.

В 1907 г. А. Певницкий (1866 — ?) одним из первых среди российских

врачей применил метод Брейера—Фрейда для лечения нервнобольных.

В марте 1908 г. на заседании научного собрания врачей Санкт-Петербург-

ской клиники душевных и нервных заболеваний он сделал доклад о шести

случаях навязчивых состояний, в лечении которых был использован дан-

ный метод. В обсуждении доклада принял участие академик В. Бехтерев

(1857–1927). В том же году в Санкт-Петербурге врач М. Вульф (1878–1971)

выступил с докладом о психоаналитическом методе лечения неврозов.

В 1908 г. Н. Осипов (1877–1934) посетил Фрейда в Вене. В 1909 г. он

и М. Асатиани (1881–1938) прошли психоаналитическое обучение и прак-

тику у К. Г. Юнга в Цюрихе, одесский врач М. Вульф — у К. Абрахама.

По возвращении в Россию все трое выступили перед врачами с изложе-

нием новых идей, почерпнутых во время зарубежных поездок.

В 1909 г. на заседаниях Московского общества невропатолгов и психи-

атров было сделано несколько докладов и сообщений, посвященных тео-

рии и практике психоанализа. В течение того же года с докладами и сооб-

щениями о психоанализе выступили М. Асатиани, Н. Вырубов, Н. Осипов,

Ф. Фельцман (1875–1919). В конце 1909 г. А. Берштейн (1870–1922) органи-

зовал при центральном приемном покое для душевнобольных курсы по пси-

хиатрии для врачей, на которых Н. Вырубов (1869–1918) прочитал спецкурс

о психоаналитическом методе в изучении и терапии психоневрозов.

К 1910 г. ряд российских врачей не только были знакомы с психоанали-

тическими идеями Фрейда, но и видели в нем авторитетного специалиста,

выдвинувшего новый метод лечения психических расстройств и исполь-

зовавшего его в своей терапевтической деятельности. Не случайно в авгу-

сте 1909 г. руководитель Преображенской психиатрической больницы

в Москве Н. Баженов (1857–1923) отправил Фрейду телеграмму, в которой

сообщал, что по его рекомендации тяжелобольная женщина едет к осно-

вателю психоанализа для определения возможности прохождения у него

курса психоаналитического лечения.

Несколько ранее, в начале того же года психиатр Л. Дрознес, исполь-

зовавший психоаналитический метод лечения, выехал с одним из своих

пациентов за границу и по пути в Женеву имел возможность показать этого

пациента Фрейду в Вене. Основатель психоанализа произвел на паци-

ента такое благоприятное впечатление, что, изменив первоначальный

 

42


 

 

П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И

 

план намеченной поездки в Берн к профессору Дюбуа, он решил остаться

в Вене и, заручившись согласием Фрейда, стал проходить у него курс пси-

хоаналитического лечения.

Этим пациентом был С. Панкеев, известный в истории психоанализа

под именем «человек-волк». Он проходил курс психоаналитического лече-

ния у Фрейда в период с января 1909 по июль 1914 г. и повторный краткий

четырехмесячный анализ в 1919–1920 гг. Описание этого клинического

случая нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Из исто-

рии одного детского невроза» (1918).

С 1910 г. в России начался период интенсивного распространения

психоаналитических идей и использования психоаналитического мето-

да при лечении невротических расстройств. А. Певницкий посетил вен-

ских, немецких и швейцарских специалистов, включая Абрахама, Фрей-

да, Юнга, Штекеля, и побывал на различных психоаналитических семи-

нарах. По возвращении в Россию он поделился своими впечатлениями,

отметив перенасыщенность данных семинаров специальной термино-

логией. И хотя, как он считал, школа Фрейда не дала ему новых знаний,

тем не менее самостоятельная работа показала, что психоанализ являет-

ся шагом вперед в психиатрии и в учении венского врача о психогенных

заболеваниях есть большие заслуги.

В том же году в Петербургском обществе психиатров Ж. Израильсон

выступил с докладом о механизмах возникновения навязчивых состояний

и технике психоанализа. Клиническое применение психоанализа позво-

лило некоторым российским врачам выйти с докладами не только на засе-

дания отдельных обществ, но и на всероссийские конференции и съез-

ды. В частности, в июне 1910 г. в Москве состоялось заседание комиссии

по созыву I съезда Русского союза психиатров и невропатологов, на кото-

ром среди ряда тем была заявлена и тема «О клиническом значении пси-

хоанализа».

В 1910 г. в России стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение

вопросов психического лечения и прикладной психологии», большая часть

материалов которого была посвящена психоанализу. Его редактором был

Н. Вырубов, и это был первый российский журнал, являвшийся, факти-

чески, психоаналитически ориентированным. На протяжении пяти лет

(до начала Первой мировой войны) в нем сообщалось о всех основных

событиях, происходящих в психоаналитическом движении, и выходящих

в свет психоаналитических работах. Публиковались материалы, отражаю-

щие результаты терапевтической деятельности российских врачей, исполь-

зовавших метод психоаналитического лечения неврозов и психозов. Поме-

щались переводы работ А. Адлера, Р. Ассаджиоли, Л. Лёвенфельда, З. Фрей-

да, В. Штекеля, К. Г. Юнга. Членами редколлегии данного журнала были как

 

43


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

российские врачи, включая М. Асатиани, А. Бернштейна, Ю. Каннабиха

(1872–1939), В. Лихницкого, Н. Осипова, О. Фельцмана, так и зарубежные

аналитики, в частности, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, Э. Вексберг, В. Штекель.

Российские психоаналитики были признаны зарубежными коллегами.

Так, в 1911 г. М. Вульф стал членом Венского психоаналитического обще-

ства, а его заслуги в области психоанализа были отмечены Фрейдом, кото-

рый в своих работах ссылался на исследования российского психоана-

литика. Членами Венского психоаналитического общества стали также

Л. Дрознес, Т. Розенталь, С. Шпильрейн.

О признании российских психоаналитиков свидетельствует и то, что

в 1913–1914 гг. в расположенном под Москвой, в Крюкове, санатории

для нервнобольных работал швейцарский психиатр и психолог Г. Рор-

шах (1884–1922), который состоял членом Швейцарского психоаналити-

ческого общества, в 1919 г. был избран его вице-президентом, создал тест

чернильных пятен (тест Роршаха), сделавший его всемирно известным

ученым. В этом санатории, руководимом Н. Вырубовым, в период с 1909

по 1916 г. работали психоаналитически ориентированные врачи, включая

Л. Белобородова, А. Залкинда, Ю. Каннабих, внесшие значительный вклад

в развитие психоанализа в России.

До Первой мировой войны в России были переведены на русский язык

и опубликованы многие работы Фрейда, вышедшие в различных изданиях

Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы. В 1910 г. на русском языке была издана

его работа «Психопатология обыденной жизни», в 1911 г. — «О психоанали-

зе. Пять лекций», «Три очерка по теории сексуальности», в 1912 г. — «Бред

и сны в “Градиве” В. Иенсена», «Психологические этюды», «Леонардо

да Винчи», «Анализ фобии пятилетнего мальчика», в 1913 г. — «Толкова-

ние сновидений». Были переведены на русский язык и изданы также рабо-

ты Абрахама («Сон и миф»), Штекеля («Причины нервности»), О. Ранка

и Г. Закса («Значение психоанализа в науках о духе») и ряд других.

Распространение психоаналитических идей в России не ограничива-

лось исключительно сферой медицины. Оно имело более значительные

масштабы, затрагивающие литературу, педагогику, политику. Так, в журна-

ле «Психотерапия», наряду с разбором клинических случаев применения

психоаналитического метода лечения, публиковались материалы, относя-

щиеся к толкованию с позиций психоанализа литературных произведений.

Данная тенденция нашла свое отражение в статьях Н. Осипова, посвящен-

ных анализу произведений Л. Толстого, и Н. Вырубова об опыте приложе-

ния психоанализа к толкованию написанной Д. Мережковским Флорентий-

ской легенды о «Святом Сатире». Н. Вырубов опубликовал также материал,

в котором на основе анализа ошибочных действий были вскрыты истин-

ные мотивы некоторых политических дебатов. Кроме того, в 1912 г. в изда-

 

44


 

 

П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И

 

ваемом в Санкт-Петербурге общепедагогическом журнале для учителей

и деятелей народного образования была опубликована статья В. Рахманова

«Психоанализ и воспитание», а в 1914 г. в «Вестнике воспитания» — статья

М. Вайсфельда «Психоанализ и его применение в педагогике».

В целом до Первой мировой войны психоаналитические идеи находи-

ли свое отражение в исследовательской и терапевтической деятельности

ряда ученых и врачей, работавших в Москве, Одессе, Петербурге, Харько-

ве. В какой-то степени Фрейд был информирован о деятельности россий-

ских психоаналитиков и рассматривал находящегося в то время в Одессе

М. Вульфа как хорошо подготовленного аналитика. В работе «К истории

психоаналитического движения» (1914) он писал: «В России психоанализ

получил широкую известность и распространение» [27, с. 171].

Что касается организационных форм существования психоанализа

в России до Первой мировой войны, то они не были явно выраженными

и официально зарегистрированными. Так, после демонстративного ухода

в 1911 г. профессора В. Сербского из Московского университета в знак

протеста против подавления университетских прав и свобод им был орга-

низован в 1912 г. научный психиатрический кружок «Малые пятницы».

В его состав входили такие знакомые с психоанализом врачи, как М. Аса-

тиани, Н. Осипов, О. Фельцман, которые задавали тон при обсуждении

проблем, касающихся теории и практики психоанализа.

Согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джон-

су, в мае 1911 г. одесский врач Л. Дрознес позвонил Фрейду в Вену и сооб-

щил об организации Русского психоаналитического общества, основате-

лем которого были Н. Вырубов, Н. Осипов и другие психоаналитически

ориентированные врачи и ученые. Однако факт основания и тем более

официальной регистрации данного общества документально не подтвер-

жден. Не исключено, что российские психоаналитики собирались создать

подобное общество и, опередив события, поспешили известить об этом

Фрейда. Не исключено и то, что сообщение Л. Дрознеса об организации

Русского психоаналитического общества было тактическим ходом, спо-

собствующим его принятию в Венское психоаналитическое общество,

членом которого он стал.

Первая мировая война привела к замедлению развития психоанализа

в России. Прекратилась публикация журнала «Психотерапия», была свер-

нута и издательская деятельность, в результате чего за годы войны вышло

в свет лишь второе издание работы Фрейда «Психопатология обыден-

ной жизни».

С окончанием войны и после Октябрьской революции 1917 г. начал-

ся новый этап в развитии психоанализа в России. Психоаналитические

идеи используются не только в психиатрии и психотерапии, но и литера-

 

45


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

туроведении, педагогике. В Казани, Киеве, Москве, Одессе, Петрограде,

Ростове-на-Дону, Харькове возникают группы и кружки, участники кото-

рых проявляют значительный интерес к теории и практике психоанализа.

В частности, в Киеве приверженцами психоанализа были И. Виноградов,

Е. Голдовский, И. Залкинд. В Одессе работала психоаналитически ориенти-

рованная группа, состоящая из семи человек, включая Я. Когана, А. Халец-

кого, Е. Шевалева. В Харькове психоаналитические идеи разделялись неко-

торыми сотрудниками Украинского психоневрологического института

и Харьковской психиатрической больницы (Сабурова дача), переимено-

ванной в 1926 г. в Украинский институт клинической психиатрии и соци-

альной психогигиены. Таковыми прежде всего являлись А. Гейманович,

еще в 1910 г. опубликовавший в Харьковском медицинском журнале статью

о психоаналитическом методе лечения Фрейда, и И. Аптер, использовав-

ший в клинической деятельности 20-х гг. психоаналитическую терапию.

В 1919 г. в Петрограде открылся Институт мозга, основанный В. Бех-

теревым. Руководство отделения для лечения психоневротических рас-

стройств было поручено Т. Розенталь, которая получила медицинское обра-

зование в Цюрихе, стала членом Венского психоаналитического общества,

в 1911 г. опубликовала в журнале «Психотерапия» статью об «опасном воз-

расте» К. Михаэлис в свете психоанализа и вернулась в Россию, где прожи-

вала и работала в Петербурге-Петрограде в период с 1911 по 1921 г. В 1919–

1920 гг. она читала в Институте мозга курс лекций по психоанализу и осуще-

ствляла терапевтическую деятельность в области детского психоанализа.

В 1919 г. в журнале «Вопросы изучения и воспитания личности» ею была

опубликована статья «Страдание и творчество Достоевского». Жизнь

Т. Розенталь оборвалась в 1921 г., когда она покончила с собой.

В 20-е гг. психоанализ привлек к себе многих российских врачей, уче-

ных, представителей художественной интеллигенции. В 1921 г. при Госу-

дарственном психоневрологическом московском институте был образован

научный кружок по изучению вопросов психологии художественного твор-

чества психоаналитическим методом. Членами этого кружка, возглавляемо-

го профессором И. Ермаковым (1875–1942) и получившего название Мос-

ковского психоаналитического общества исследователей художественного

творчества, состояли А. Бернштейн, М. Вульф, А. Габричевский, И. Ильин,

А. Сидоров, О. Шмидт (1891–1956). В том же году в Москве открылся дет-

ский дом-лаборатория, где под руководством В. Шмидт (1889–1937) исполь-

зовались психоаналитические методы лечения и воспитания детей.

В 1922 г. в Москве стала издаваться «Психологическая и психоанали-

тическая библиотека» под редакцией И. Ермакова. В Одессе издавалась

серия книг «Вопросы теории и практики психоанализа» под редакцией

Я. Когана. В течение нескольких лет на их основе были опубликованы

 

46


 

 

П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И

 

практически все наиболее важные труды Фрейда, а также работы Ф. Вит-

тельса, Э. Джонса, М. Кляйн, Ш. Ференци, А. Фрейд.

1922 г. характеризовался организационным и институциональным ста-

новлением психоанализа в России. В этом году в Москве при Наркомате

просвещения (нарком А. Луначарский) был создан Государственный пси-

хоаналитический институт, директором которого стал И. Ермаков, воз-

никла руководимая А. Лурией Казанская психоаналитическая ассоциация,

было основано Русское психоаналитическое общество.

Государственный психоаналитический институт возник на базе детско-

го дома-лаборатории. Сотрудники института, штатное расписание кото-

рого предусматривало тридцать человек, ориентировались на исследова-

тельскую, воспитательную и терапевтическую деятельность. В институте

осуществлялась также психоаналитическая подготовка и переподготовка

врачей и педагогов.

В 1923 г. штатным сотрудником этого института стала С. Шпильрейн

(1885–1942), которая, будучи признанным психоаналитиком в Вене

и Цюрихе, вернулась в Россию и приступила к активной психоаналити-

ческой деятельности. Ее возвращение в Россию было поддержано Фрей-

дом, который в одном из писем писал ей, что в Москве она «сможет зани-

маться серьезной работой вместе с Вульфом и Ермаковым».

В 1923–1924 гг. в институте М. Вульф читал курсы и проводил семина-

ры по введению в психоанализ, диагностике и клиническому психоана-

лизу, И. Ермаков — по психоаналитической психологии, психотерапии,

психоанализу литературного творчества, Р. Авербух — по изучению рели-

гиозных систем, В. Рор — по психоанализу коллективного мышления,

С. Шпильрейн — по детскому психоанализу и психологии подсознатель-

ного мышления, Б. Фридман — по характерологии с точки зрения психо-

анализа. Сотрудники института, включая Р. Авербух, М. Вульфа, И. Ерма-

кова, Д. Фридман, С. Шпильрейн, принимали пациентов и осуществляли

психоаналитическую терапию.

Организованная в начале сентября 1922 г. Казанская психоаналити-

ческая ассоциация состояла из врачей, психологов, педагогов, истори-

ков. Наряду с А. Лурией, в нее входили Р. Авербух, Б. Фридман, историк

М. Нечкина, которая впоследствии стала известным академиком. Данная

ассоциация возникла на основе психоаналитического кружка, созданно-

го в 1921 г. 19-летним студентом факультета общественных наук Казанско-

го университета А. Лурией. На заказанном на русском и немецком языках

бланке А. Лурия послал Фрейду уведомление о создании психоаналити-

ческого кружка и через три недели получил ответ, в котором основатель

психоанализа выражал свою радость по поводу того, что его идеи обре-

ли своих сторонников в Казани. В 1923 г. А. Лурия был приглашен в Моск-

 

47


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

ву, куда вместе с ним переехали Р. Авербух и Б. Фридман. А. Лурия стал

секретарем Русского психоаналитического общества, функции которого

исполнялись им до апреля 1927 г., когда секретарем этого общества стала

В. Шмидт. Р. Авербух и Б. Фридман стали сотрудниками Государственного

института психоанализа. В сентябре 1923 г. Казанская психоаналитическая

ассоциация приняла решение о желательности вхождения ее членов «во

Всероссийский психоаналитический союз с центром в Москве».

В конце сентября 1922 г. в Москве было организационно закреплено соз-

данное несколькими месяцами ранее по инициативе В. Вульфа и И. Ерма-

кова Русское психоаналитическое общество. Из четырнадцати членов

общества, подписавших докладную записку о его организации, двое офи-

циально числились врачами, двое — профессорами искусствоведения,

трое — профессорами психологии, двое — педагогами, двое — литератора-

ми, профессор физики, профессор математики и заведующий Централь-

ным домом просвещения. Председателем Русского психоаналитического

общества был избран профессор Государственного психоневрологическо-

го института И. Ермаков, который еще в дореволюционный период обра-

тился к психоанализу, сделав в 1913 г. доклад об учении Фрейда на научном

собрании врачей психиатрической клиники.

Официальное утверждение данного общества произошло в 1923 г. К тому

времени в его состав входили 30 членов — Р. Авербух, Л. Белобородов,

А. Бернштейн, П. Блонский, Н. Варьяш, Г. Вейсберг, А. Воронский, А. Габ-

ричевский, И. Гливенко, А. Залкинд, Ю. Каннабих, И. Ильин, А. Лурия,

В. Невский, А. Сидоров, М. Реснер, Н. Успенский, Б. Фридман, С. Шацкий,

В. Шмидт, О. Шмидт, С. Шпильрейн и др. В количественном отношении

Русское психоаналитическое общество составляло в то время примерно

одну восьмую часть численного состава Международного психоаналити-

ческого объединения.

В 1922 г. на VII Конгрессе Международного психоаналитического объ-

единения рассматривалось заявление Русского психоаналитического

общества о приеме его в международную организацию. В развернувшейся

по этому поводу дискуссии Фрейд выступил за прием Русского психоана-

литического общества в состав Международного психоаналитического

объединения, однако по формальным причинам, состоявшим в том, что

руководству объединения вовремя не был представлен устав общества, оно

не было принято в него. Вместе с тем утвержденное на конгрессе решение

предоставляло право руководству Международного психоаналитического

объединения принять в состав данной организации Русское психоаналити-

ческое общество, как только формальные условия будут выполнены.

В 1923 г. В. Шмидт и О. Шмидт посетили Фрейда в Вене и Абрахама в Бер-

лине, после чего президент Международного психоаналитического объеди-

 

48


 

 

П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И

 

нения Э. Джонс принял решение о временном приеме Русского психоанали-

тического общества в международную организацию. В апреле 1924 г. на VIII

Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге данное реше-

ние было официально подтверждено, в результате чего Русское психоана-

литическое общество стало полноценным членом Международного психо-

аналитического объединения.

Середина 20-х гг. стала поворотным пунктом в развитии психоанализа

в России. С одной стороны, психоаналитики активизировали свою рабо-

ту как в теоретической, так и клинической деятельности. С другой сторо-

ны, идейная борьба как в рамках психоанализа, сопровождающаяся дис-

куссиями по поводу отношений между психоанализом и марксизмом, так

и в политической сфере между Сталиным и Троцким, поддерживающим

психоанализ, поставила психоаналитическое движение в России в зависи-

мость от исхода обостряющегося год от года противостояния. В конечном

счете идейная борьба «за чистоту марксизма» и против троцкизма с неиз-

бежностью привела сперва к ослаблению психоаналитического движения,

а затем и к устранению его с исторической сцены России на несколько деся-

тилетий, вплоть до конца 80-х гг. ХХ столетия.

В августе 1925 г. было принято официальное постановление о ликвида-

ции Государственного психоаналитического института и детского дома-лабо-

ратории «Международная солидарность». Члены ВКП (б), входящие в состав

Русского психоаналитического общества, обратились с письмом в правление

этого общества, в котором уточняли свое отношение к психоаналитическому

учению Фрейда. Признавая научную значимость психоанализа, они в то же

время подчеркнули, что Фрейд не имеет «ясно выраженного философского

мировоззрения», «не понимает значения классовой борьбы», «недооценива-

ет социальный момент» и поэтому, овладевая его методами и достижениями,

необходимо в то же время «критически разбирать учение в целом и по час-

тям, подходя к ним со строго марксистской точки зрения» [28, с. 669].

Вслед за Н. Осиповым, эмигрировавшим из России в 1921 г., шесть лет

спустя (1927 г.) покинул страну М. Вульф, который с 1924 г. был председате-

лем Русского психоаналитического общества. В том же году А. Лурия ушел

с поста секретаря данного общества. После изгнания из России Троцкого

в 1927 г. началась активная борьба с инакомыслием, завершившаяся к сере-

дине 30-х гг. разгромом ряда научных направлений (психотехники, педоло-

гии и др.), угасанием деятельности Русского психоаналитического обще-

ства и прекращением развития психоаналитического движения. В июле

1930 г. было принято Постановление о ликвидации Русского психоаналити-

ческого общества.

В 50–60-х гг. психоаналитические идеи и концепции воспринимались

на официальном уровне через идеологическую призму, что нашло отраже-

 

49


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

ние в медицинской и философской литературе, авторы которой подвер-

гали критике психоанализ и фрейдизм. В 70–80-х гг. стало набирать силу

инакомыслие, которое дало знать о себе в публикациях, посвященных

проблемам бессознательного и психоанализа. В 1978 г. в Тбилиси состоял-

ся Международный симпозиум по неосознаваемой психической деятель-

ности, в котором приняли участие многие зарубежные психоаналитики.

В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отече-

ственных ученых к психоаналитическому учению Фрейда.

Переломным моментом в отношении возрождения психоанализа в Рос-

сии стал конец 80-х гг., когда после почти шестидесятилетнего перерыва

и редкого воспроизведения в отдельных хрестоматиях текстов основа-

теля психоанализа была возобновлена публикация на русском языке тру-

дов Фрейда. Почти одновременно вышли две книги Фрейда — «Введение

в психоанализ. Лекции» под редакцией М. Ярошевского и «Избранное»

под редакцией А. Белкина.

С конца 80-х гг. началось, прерванное на несколько десятилетий, орга-

низационное оформление психоанализа в России. В 1988 г. возникла

Российская психоаналитическая ассоциация, председателем правления

которой стал А. Белкин. В августе 1991 г. на Международном психоана-

литическом конгрессе в Буэнос-Айресе Российская психоаналитическая

ассоциация была включена в структуру Международной психоаналити-

ческой ассоциации в качестве guest study group. Данный статус означал,

что хотя в группе нет подготовленных в соответствии с международны-

ми стандартами психоаналитиков, она находится под покровительством

Международной психоаналитической ассоциации. В декабре 1989 г. была

учреждена Психоаналитическая ассоциация СССР, президентом которой

был избран М. Магомед-Эминов.

В 90-х гг. в России возникло значительное число различных психо-

аналитических групп, центров, обществ, фондов. Наиболее значимые

из них — Фонд возрождения русского психоанализа (1993, президент

М. Решетников), Открытое психоаналитическое общество (1993), Мос-










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...