Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перипетии становления психоанализа в России 2 страница
ковское психоаналитическое общество (1995, президент С. Аграчев, с 1998 г. — И. Кадыров), Русское психоаналитическое общество (1995, президент А. Белкин), Московская межрегиональная психоаналитиче- ская ассоциация (1995, президент П. Гуревич), Профессиональное пси- хоаналитическое общество (1996, президент В. Медведев), Психоанали- тическая ассоциация Российской Федерации (1996, президент М. Маго- мед-Эминов), Национальная федерация психоанализа (1997, президент М. Решетников), Общество психоаналитиков (1998, президент П. Качалов, с 2002 г. — В. Потапова). В 2003 г. была создана Всероссийская ассоциация прикладного психоанализа (президент В. Медведев), в 2005 г. — Межрегио-
50
П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И
нальная общественная организация «Русское психоаналитическое обще- ство» (президент А. Харитонов). В различных регионах России возникли отделения некоторых из перечисленных выше психоаналитических орга- низаций, а также самостоятельные группы и общества. Появились также первые учебные учреждения, в которых началась подготовка психоаналитически ориентированных специалистов. В Санкт- Петербурге: с 1991 г. Восточно-Европейский институт психоанализа (пер- воначальное название — Институт медико-психологических проблем психоаналитической ориентации) и Институт медико-психологических проблем (институт психоанализа), ректор М. Решетников. В Москве: с 1995 г. Институт психоанализа (первоначальное название — Институт гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований), ректор П. Гуревич, с 1997 г. С. Зимовец и Институт прак- тической психологии и психоанализа (первоначальное название — Ака- демическая школа профессиональной психологии), ректор Е. Спиркина; с 2000 г. — Институт клинического и прикладного психоанализа, ректор Е. Белокоскова; с 2001 г. — Институт аналитической психологии и психо- анализа, ректор В. Абдулаева; с 2002 г. — Институт психологии и психоана- лиза (первоначальное название — Институт классического и современно- го психоанализа), ректор Л. Фусу; с 2002 г. — Институт психоанализа при Обществе психоаналитиков, директор П. Качалов. Стали издаваться не только психоаналитическая литература, но и специализированные журналы, а также «Психоаналитическая газе- та». В 1991 г. Российская психоаналитическая ассоциация начала издавать «Российский психоаналитический вестник». С 1995 по 1997 г. ежекварталь- но издавался философский психоаналитический журнал «Архетип», пред- ставлявший собой печатный орган Московской межрегиональной психо- аналитической ассоциации. С 1996 г. начался выпуск «Психоаналитиче- ского вестника», издаваемого Русским психоаналитическим обществом. В 1997 г. вышла в свет «Психоаналитическая газета», являющаяся перио- дическим изданием Психоаналитической ассоциации Российской Феде- рации. В последние годы публикуются специальные психоаналитические выпуски «Московского психотерапевтического журнала», подготовленные Московским психоаналитическим обществом. С 2000 г. в качестве печат- ного органа Национальной Федерации психоанализа издается «Вестник психоанализа», учредителем которого является Восточно-Европейский институт психоанализа. С 2001 г. — «Russian Imago. Исследования по психо- анализу культуры», главным редактором которого является В. Медведев. В России стали проводиться Международные конференции и симпо- зиумы по психоанализу. В марте—апреле 1992 г. состоялась российско- французская конференция «Психоанализ и науки о человеке» (Москва).
51
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
В мае 1996 г. — 1-я Международная конференция «100-летие психоанализа: российские корни, репрессии и возвращение России в мировое психоана- литическое сообщество» (Санкт-Петербург). В июне 1998 г. — 15-я Меж- дународная конференция «Психоанализ, литература, искусство» (Санкт- Петербург). В 2000 г. — Международная российско-австрийская научно- практическая конференция «Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур» (Москва). В мае 2001 г. — 2-й Международ- ный психоаналитический конгресс «10 лет психоанализа в России: рос- сийский опыт» (Санкт-Петербург). В октябре 2004 г. — франко-русский психоаналитический симпозиум «Влечение в современном психоанали- зе» (Москва). В октябре 2005 г. — русско-американская психоаналитиче- ская конференция «Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего мы хотим» (Москва), посвященная 15-летию американских обучающих программ в России. 19 июля 1996 г. вышел Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ель- цина «О возрождении и развитии философского, клинического и при- кладного психоанализа», вызвавший неоднозначную реакцию среди уче- ных, общественных деятелей, журналистов. Сложилась ситуация, напо- минающая историю 20-х гг., когда на государственном уровне решался вопрос, как и каким образом развиваться психоанализу в России. Была создана комиссия Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям с целью разработки Федеральной программы воз- рождения и развития психоанализа. В 20-х гг. «содействие» государства психоанализу на короткое время способствовало развитию психоаналитического движения в России, но в конечном счете привело к его исчезновению. Во второй половине 90-х гг. оно мало что дало в практическом отношении, поскольку со сме- ной президентской власти разработанная комиссией Федеральная про- грамма возрождения и развития психоанализа оказалась невостребован- ной. Однако и президентский указ о государственной поддержке психо- анализа, и последующие размежевания среди ведущих психоаналитиков привели к тому, что в российском психоаналитическом движении нача- лась скрытая и явная борьба за «передел собственности». За последние несколько лет при наличии многочисленных психоана- литических групп, обществ и федераций происходила такая «перегруп- пировка сил», в результате которой явственно обозначились две тенден- ции развития психоанализа в России. Одну из них условно можно назвать «прозападной», другую — «национальной». Придерживающиеся «прозападной» тенденции психоаналитики ориен- тированы на обретение членства в Международной психоаналитической ассоциации со всеми вытекающими отсюда материальными и психически-
52
П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И
ми издержками, связанными с «челночным» личным анализом и суперви- зиями. К их числу относятся и те, кому в 90-е гг. была предоставлена воз- можность учиться, стажироваться, работать в зарубежных психоаналити- ческих центрах и кто по окончании обучения вернулся в Россию. Сторонники «национальной» тенденции видят перспективы разви- тия российского психоанализа, основанного на использовании не толь- ко внешних, зарубежных, но и внутренних, отечественных ресурсов. К их числу относятся те, кто в силу различных причин (материальных, семей- ных, возрастных, связанных с недостаточным знанием иностранных язы- ков) не имеют возможности проходить анализ и супервизии в зарубеж- ных центрах и не могут ждать пока в России появится достаточное число сертифицированных психоаналитиков, которые окажутся способными удовлетворить запросы тех, кто стремится получить психоаналитическое образование. В настоящее время происходит идейное противостояние обозначен- ных выше двух тенденций развития психоанализа в России. Трудно преду- гадать, чем закончится это противостояние, тем более что как складываю- щиеся в стране рыночные отношения, отмеченные печатью постоянного «передела собственности», так и профессиональные амбиции психоана- литиков, подпитываемые проанализированной или непроанализирован- ной грандиозной Самостью, оставляют мало надежд на возможный ком- промисс в ближайшие годы. Скорее всего обе тенденции будут развивать- ся параллельно друг другу и в конечном счете их сторонникам придется научиться быть терпимыми друг к другу. Приходится констатировать, что в рамках каждой из этих тенденций также нет стабильности, необходимой для творческого развития исследо- вательского и терапевтического потенциала российских психоаналитиков. Среди тех, кто ориентирован на членство в Международной психоанали- тической ассоциации, имеются подспудные трения, обусловленные про- хождением личного анализа у зарубежных психоаналитиков, придержи- вающихся различных школ, в Англии, Германии, США, Франции, Чехии. Среди сторонников «национальной» тенденции наблюдаются расколы, сопровождающиеся выходом из Национальной федерации психоанализа, образованием новых психоаналитических групп, которые, в свою очередь, нередко распадаются на отдельные самостоятельные сообщества. Созданная в 2005 г. Межрегиональная общественная организация «Русское психоаналитическое общество» представляет собой попытку возможного сотрудничества между психоаналитиками различных ори- ентаций, включая клиницистов, прошедших личный анализ в России и за рубежом, а также специалистов в области прикладного немедицин- ского психоанализа.
53
И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я
Будущее покажет, смогут ли российские психоаналитики найти общий язык между собой, поступившись излишними амбициями и нарциссиче- скими притязаниями на исключительность, или размежевание между ними приобретет такие крайние формы, когда соблюдение нейтрально- сти среди части психоаналитиков вызовет к жизни потребность в созда- нии, скажем, Независимой психоаналитической ассоциации. Ясно лишь одно: психоаналитическое движение в России набирает силу и, надо полагать, молодое поколение российских психоаналитиков окажется способным к профессиональной работе в сфере как клиническо- го, так и прикладного немедицинского психоанализа. Хотелось бы наде- яться также на то, что это поколение окажется способным и к творческо- му развитию как практики, так и теории психоанализа.
ГЛАВА 2
ПЕРВЫЕ ПСИХОАНАЛИТИКИ
К. Абрахам
Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г. в северной части Германии в Бре- мене. Проявив интерес к изучению иностранных языков, он в возрасте 15 лет подготовил работу «Сходство языка у разных индейских племен Южной Америки». Обладая филологическими способностями, позво- лившими ему освоить английский, голландский, датский, испанский, итальянский, французский языки, он, тем не менее, не мог рассчитывать на соответствующее университетское образование. Скромное матери- альное положение родителей и их иудейское вероисповедание привело к выбору более «надежной» профессии для сына. По решению родителей он начал учиться на дантиста, но знакомство с различными медицински- ми дисциплинами способствовало пробуждению у него интереса, выходя- щего далеко за сферу стоматологии. В 1901 г. К. Абрахам подготовил диссертацию «К вопросу о филоге- незе волнистого попугая», которая была представлена к защите на соис- кание докторской степени во Франкфуртском университете. С 1901 по 1904 г. он работал в одной из психиатрических лечебниц в Берлине, с 1904 по 1907 г. — в психиатрической клинике Бургхёльцли в Цюрихе. В процессе совместной работы с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом, проявив- шими в то время особый интерес к психоаналитическим идеям З. Фрейда, К. Абрахам не только познакомился с психоанализом, но и стал активно использовать его положения в своей исследовательской и терапевтиче- ской деятельности. В июне 1907 г. К. Абрахам послал З. Фрейду оттиск своего доклада о зна- чении сексуальных травм в юношеском возрасте для симптоматологии шизофрении. Данный материал произвел на основателя психоанализа благоприятное впечатление и он пригласил К. Абрахама посетить его дом в Вене. В декабре того же года состоялась первая встреча К. Абрахама с З. Фрейдом, после чего началась их личная дружба, сопровождавшаяся деловым сотрудничеством. К. Абрахам привлек основателя психоанализа
55
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
«родственными иудейскими чертами», ясностью мысли и той решительно- стью, с которой он отстаивал психоаналитическую теорию и практику. За несколько месяцев до личной встречи с основателем психоанализа К. Абрахам покинул Швейцарию и вернулся в Берлин, где стал работать в качестве первого немецкого психоаналитика. Уже на начальном этапе своей психоаналитической деятельности он проявил незаурядные спо- собности как в плане научных исследований и практической терапии, так и в организационном отношении. На протяжении 1908–1909 гг. К. Абра- хам выступил с рядом докладов перед немецкими врачами, познакомив их с психоаналитическими идеями. Он принял участие в первой Между- народной встрече психоаналитиков (Зальцбург, 1908), на которой пред- ставил доклад о психосексуальных различиях истерии и шизофрении. В 1909 г. вышла в свет его публикация «Сон и миф. Очерк по психологии народов», основанная на использовании психоаналитических положений З. Фрейда о природе сновидений. В 1910 г. К. Абрахам основал в Берлине первое отделение Международ- ного психоаналитического объединения. В том же году он прочитал лек- цию, посвященную психоанализу одного случая фетишизма, а в 1911 г. — впервые в Германии 4-недельный курс по психоанализу. В тот период наря- ду с различными сообщениями и статьями, включающими размышления о сумеречном состоянии при истерии, садистских фантазиях в детском возрасте, сексуальных отношениях в невротических семьях, эдиповых сновидениях и психосексуальных основаниях депрессивных состояний, он подготовил и опубликовал работу «Джованни Сегантини. Психоана- литический этюд» (1911). На протяжении последующих лет, вплоть до преждевременной смер- ти от воспаления легких 24 декабря 1925 г., К. Абрахам принимал самое активное участие в Международном психоаналитическом движении и раз- витии психоанализа в Германии. Начиная с 1914 г., он неоднократно изби- рался президентом Международной психоаналитической ассоциации и был одним из организаторов созданного в 1920 г. Берлинского психо- аналитического института, положившего начало профессиональной под- готовке психоаналитиков. У него прошли учебный анализ такие, став- шие впоследствии известными психоаналитиками, личности, как Ф. Бём, Х. Дойч, Дж. Гловер, Э. Гловер, Э. Зиммель, М. Кляйн, К. Мюллер-Браун- швейг, Ш. Радо, Т. Райк, К. Хорни. В своей исследовательской и терапевтической деятельности К. Абра- хам опирался на психоаналитические идеи З. Фрейда о неврозах. Вместе с тем он не столько слепо следовал им, сколько стремился к творческому развитию психоанализа и расширению сферы приложения его к другим психическим заболеваниям. Так, уже на ранней стадии своей деятельно-
56
К. АБРАХАМ
сти он предпринял попытку выявления специфики шизофрении и исте- рии, что нашло свое отражение в его докладе на первой Международной встрече по психоанализу в 1908 г. Разграничения, проведенные им между шизофренией и истерией в зависимости от отстранения или интенсифи- кации либидо пациентов, в дальнейшем стали объектом размышления как представителей швейцарской школы психиатрии, включая Э. Блейле- ра и К. Г. Юнга, так и основателя психоанализа, обратившегося в работе «О нарциссизме» (1914) к проведению различий между нарциссическими заболеваниями и неврозом переноса. Высказанные К. Абрахамом идеи о различии между шизофренией и истерией в косвенной форме предопределили расхождения между К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. Если К. Г. Юнг полагал, что психоаналитиче- ское понимание либидо как исключительно сексуальной энергии не явля- ется приемлемым по отношению к шизофрении, то З. Фрейд, нашедший поддержку у К. Абрахама, рассматривавшего шизофрению и психоз через призму специфического проявления либидо пациентов, считал невер- ным соответствующее утверждение К. Г. Юнга [1, с. 104]. Все это приве- ло к тому, что, с одной стороны, обострившие разногласия с К. Г. Юнгом выводы К. Абрахама о приемлемости психоаналитического понятия либи- до к пониманию природы шизофрении предопределили отказ последнего от дальнейшей исследовательской работы в этом направлении, а с другой стороны, послужили стимулом для рассмотрения З. Фрейдом особой груп- пы психических заболеваний — нарциссических неврозов. К. Абрахам одним из первых обратился к рассмотрению депрессивных состоя- ний. На III Международном психоаналитическом конгрессе (Веймар, 1911) он выступил с докладом «Психосексуальная основа состояний депрессии и экзальтации». Год спустя он опубликовал статью, посвященную психо- аналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного психоза и родственных ему расстройств. Основанная на предшествую- щем докладе, данная статья включала в себя размышления о депрессив- ных аффектах, печали, унынии, меланхолии. В отличие от ряда психиатров того времени, не рассматривающих депрессивные состояния пожилых людей в качестве проявления маниа- кально-депрессивного психоза, К. Абрахам высказал точку зрения, согласно которой подобные депрессии могут быть отнесены именно к данному клас- су психических заболеваний. Исходя из собственного клинического опыта, он обратил внимание на то, что в структурном отношении маниакаль- но-депрессивный психоз напоминает собой невроз навязчивого состояния, обстоятельно исследованный З. Фрейдом. В то же время, если симптомы невроза навязчивого состояния возникают в связи со стремлением к дос- тижению цели, замещающей собой сексуальную цель, то при депрессивных
57
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
психозах вытеснение сопровождается проективной деятельностью. По мнению К. Абрахама, в основе психозов лежит конфликт, обусловленный ориента- цией либидо на ненависть. В этом случае вытесненное чувство неполноцен- ности проецируется человеком вовне, вызывая в нем ненависть к окружаю- щим людям. Подавление желания к проявлению ненависти сопровождает- ся появлением чувства вины. В свою очередь чувство вины способствует реализации бессознательных желаний больного, связанных с ощущением себя в качестве преступника, отягощенного различного рода грехами. Основываясь на клиническом опыте, К. Абрахам пришел к выводу, что тревога, чувство вины и депрессия обусловлены вытесненными садисти- ческими чувствами, а невозможность активного удовлетворения соответ- ствующих желаний ведет к развитию мазохизма. «Пациент становится пассивным: он черпает удовольствие из собственных страданий, наслаж- дается зрелищем своих мучений. Стало быть, он в тайне получает удоволь- ствие даже от самой тягостной и унылой меланхолии» [2, с. 37]. В понимании К. Абрахама депрессия и мания характеризуются одни- ми и теми же комплексами представлений, а различие между этими вида- ми заболевания кроется в отношении больного к этим комплексам. При депрессивном состоянии пациент тяготится ими, в маниакальном состоя- нии он не обращает на них внимания. Во время депрессии человек отказывает- ся от жизни, при мании он как бы возрождается путем возвращения на раннюю стадию развития, когда его влечения не подвергались вытеснению. Психоанали- тическое понимание генезиса и природы депрессии и мании способст- вует, по убеждению К. Абрахама, устранению того нигилизма, который существовал в то время в психиатрии по отношению к возможностям лечения маниакально-депрессивного психоза и родственных ему рас- стройств. Более того, он полагал, что психоаналитический метод лечения целесообразно использовать в перерывах между приступами мании и депрессии у пациентов и что психоанализ является «единственным целесообразным методом лечения маниакально-депрессивного психоза» [3, с. 42]. Высказанные К. Абрахамом идеи о маниакально-депрессивном психо- зе способствовали активизации деятельности психоаналитиков в иссле- довании структуры сходных психических заболеваний и возможностей их лечения. Его размышления о меланхолии стали одним из источников возрождения интереса З. Фрейда в 1914–1915 гг. к попыткам осмысления этой проблемы, предпринятым им до возникновения психоанализа, что имело место в 1894 г. в переписке с берлинским врачом В. Флиссом (1858– 1928), которому он послал рукопись, известную сегодня под названием «Проект», и которая включала в себя несколько страниц, объединенных названием «Меланхолия» [4, с. 98–105]. Подобное возрождение интере- са З. Фрейда к проблеме меланхолии нашло свое отражение в его работе
58
К. АБРАХАМ
«Скорбь и меланхолия» (1917), рукописный вариант которой был послан в 1915 г. К. Абрахаму, высказавшему ряд соображений об оральной стадии развития ребенка и ее возможном влиянии на возникновение меланхо- лии. Не случайно, приступая к рассмотрению соответствующего материа- ла, З. Фрейд подчеркнул, что именно К. Абрахаму психоаналитики обя- заны «самым значительным из немногих аналитических исследований по данному предмету» [5, с. 252]. Не случайно и то, что известный впослед- ствии психоаналитик М. Кляйн (1882–1960) в своей работе «Скорбь и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям» не только ссыла- лась на соответствующие исследования как З. Фрейда, так и К. Абрахама, но и отмечала выявленные последним различия между скорбью и меланхо- лией («нормальный скорбящий успешно восстанавливает утраченный объ- ект в эго, в то время как меланхолику это сделать не удается») [6, с. 58]. К. Абрахам внес значительный вклад в психоаналитическое понимание стадий психосексуального развития ребенка. Отталкиваясь от представлений З. Фрей- да об инфантильном развитии либидо, нашедших свое отражение в работе основателя психоанализа «Три очерка по теории сексуальности» (1905), он внес уточнение в понимание ранних фаз этого развития. В статье «Иссле- дование самой ранней догенитальной ступени развития либидо» (1916) он сосредоточил внимание на раскрытии природы, существа и специфи- ки оральной фазы развития, которая в то время оставалась наименее изу- ченной. Обратив внимание на ряд явлений психопатического характе- ра, он нашел клиническое подтверждение тому, что у взрослого человека могут встречаться удержания определенных форм инстинктивной жизни, свойственных грудному ребенку. Так, в качестве эрогенной зоны рот теря- ет свое значение для сознания, но сохраняет свое значение в бессозна- тельном и дает знать о себе в форме невротических симптомов. При этом в зрелом возрасте может сохраняться чрезмерная склонность к сосанию, столь характерная для инфантильной стадии орального развития. Исследование оральной стадии развития позволило К. Абрахаму вне- сти дополнение к психоаналитическому пониманию структуры депрес- сивных состояний. В частности, обратив особое внимание на такие сим- птомы, как отказ принимать пищу и страх умереть от голода, он при- шел к убеждению, что при депрессивных психозах либидо больных регрессирует на примитивную стадию развития, называемую оральной или каннибалистиче- ской. Такое понимание дало ему основание для проведения ранее не выяв- ленного им различия между неврозом навязчивого состояния и меланхо- лией, которое, по его мнению, состоит в том, что в противоположность садистическим тенденциям невротика, бессознательные стремления меланхолика «имеют своей целью скорее уничтожить объект любви путем поглощения его в качестве пищи, путем его пожирания» [7, с. 120].
59
П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И
В дальнейшем К. Абрахам неоднократно останавливался на углублен- ном рассмотрении ранних стадий психосексуального развития ребенка. В частности, в 1924 г. он представил на VIII Международном психоанали- тическом конгрессе в Зальцбурге доклад, в котором говорилось о роли оральной эротики в формировании характера. В том же году им была подготовлена статья «Попытка воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств», в которой в рамках оральной стадии выделялись такие фазы, как сосание и кусание, а в рамках аналь- но-садистической стадии — сдерживание и выталкивание (разрушение). К. Абрахам был одним из первых исследователей, использовавших психоанализ для понимания ряда явлений и процессов, включая алко- голизм, фетишизм, инцестуозные фантазии, символику культа матери, символ паука в сновидениях, невротическую экзогамию, военные невро- зы, формы выражения женского комплекса кастрации, наличие числа «3» в продуктах человеческой фантазии. В частности, наряду с известным значением числа «3» как символа муж- ских гениталий, К. Абрахам рассмотрел такое его символическое выраже- ние, которое связано с тремя отверстиями в теле, обладающими важными эрогенными функциями: рот, анус и урогенитальная зона. Подобное зна- чение числа «3» представлено в сновидениях в том случае, когда последо- вательность эрогенных зон еще не определена или примат генитальности не играет определяющую роль в жизнедеятельности человека. Паук в сновидениях трактовался К. Абрахамом не только в качест- ве фаллического символа, как это имело место в работах В. Штекеля, но и в символическом значении пениса, находящегося внутри женского полового органа, приписываемого матери. В целом объяснение паучье- го символизма рассматривалось им по трем направлениям: паук может представлять собой злую мать, по форме подобную мужчине; мужской половой орган, приписываемый матери; паутина паука как символ лоб- ковых волос. К. Абрахаму принадлежит также заслуга в подчеркивании важности и необходимости использования психоаналитических знаний в гинеко- логии. Кроме того, наряду с З. Фрейдом, им было положено начало рас- смотрению психоанализа в качестве источника знаний для гуманитарных наук и развитию немедицинского прикладного психоанализа, связанного с изучением мифов, сказаний, шутливых выражений, психологии некото- рых направлений в искусстве. На основе сопоставления мифа с некоторыми проявлениями психики человека К. Абрахам предпринял попытку доказательства того, что пси- хоаналитические положения З. Фрейда о бессознательной деятельности индивида можно с успехом применять для исследования психологии наро-
60
К. АБРАХАМ
дов и интерпретации различных сказаний. Данная попытка нашла свое отражение в его работе «Сон и миф» (1909), в которой он дал толкование мифа о Прометее по типу анализа сновидений, предпринятого З. Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1900). При этом он исходил из того, что сексуальная символика представляет собой психологическое явление, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |