Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перипетии становления психоанализа в России 2 страница




ковское психоаналитическое общество (1995, президент С. Аграчев,

с 1998 г. — И. Кадыров), Русское психоаналитическое общество (1995,

президент А. Белкин), Московская межрегиональная психоаналитиче-

ская ассоциация (1995, президент П. Гуревич), Профессиональное пси-

хоаналитическое общество (1996, президент В. Медведев), Психоанали-

тическая ассоциация Российской Федерации (1996, президент М. Маго-

мед-Эминов), Национальная федерация психоанализа (1997, президент

М. Решетников), Общество психоаналитиков (1998, президент П. Качалов,

с 2002 г. — В. Потапова). В 2003 г. была создана Всероссийская ассоциация

прикладного психоанализа (президент В. Медведев), в 2005 г. — Межрегио-

 

50


 

 

П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И

 

нальная общественная организация «Русское психоаналитическое обще-

ство» (президент А. Харитонов). В различных регионах России возникли

отделения некоторых из перечисленных выше психоаналитических орга-

низаций, а также самостоятельные группы и общества.

Появились также первые учебные учреждения, в которых началась

подготовка психоаналитически ориентированных специалистов. В Санкт-

Петербурге: с 1991 г. Восточно-Европейский институт психоанализа (пер-

воначальное название — Институт медико-психологических проблем

психоаналитической ориентации) и Институт медико-психологических

проблем (институт психоанализа), ректор М. Решетников. В Москве:

с 1995 г. Институт психоанализа (первоначальное название — Институт

гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных

исследований), ректор П. Гуревич, с 1997 г. С. Зимовец и Институт прак-

тической психологии и психоанализа (первоначальное название — Ака-

демическая школа профессиональной психологии), ректор Е. Спиркина;

с 2000 г. — Институт клинического и прикладного психоанализа, ректор

Е. Белокоскова; с 2001 г. — Институт аналитической психологии и психо-

анализа, ректор В. Абдулаева; с 2002 г. — Институт психологии и психоана-

лиза (первоначальное название — Институт классического и современно-

го психоанализа), ректор Л. Фусу; с 2002 г. — Институт психоанализа при

Обществе психоаналитиков, директор П. Качалов.

Стали издаваться не только психоаналитическая литература,

но и специализированные журналы, а также «Психоаналитическая газе-

та». В 1991 г. Российская психоаналитическая ассоциация начала издавать

«Российский психоаналитический вестник». С 1995 по 1997 г. ежекварталь-

но издавался философский психоаналитический журнал «Архетип», пред-

ставлявший собой печатный орган Московской межрегиональной психо-

аналитической ассоциации. С 1996 г. начался выпуск «Психоаналитиче-

ского вестника», издаваемого Русским психоаналитическим обществом.

В 1997 г. вышла в свет «Психоаналитическая газета», являющаяся перио-

дическим изданием Психоаналитической ассоциации Российской Феде-

рации. В последние годы публикуются специальные психоаналитические

выпуски «Московского психотерапевтического журнала», подготовленные

Московским психоаналитическим обществом. С 2000 г. в качестве печат-

ного органа Национальной Федерации психоанализа издается «Вестник

психоанализа», учредителем которого является Восточно-Европейский

институт психоанализа. С 2001 г. — «Russian Imago. Исследования по психо-

анализу культуры», главным редактором которого является В. Медведев.

В России стали проводиться Международные конференции и симпо-

зиумы по психоанализу. В марте—апреле 1992 г. состоялась российско-

французская конференция «Психоанализ и науки о человеке» (Москва).

 

51


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

В мае 1996 г. — 1-я Международная конференция «100-летие психоанализа:

российские корни, репрессии и возвращение России в мировое психоана-

литическое сообщество» (Санкт-Петербург). В июне 1998 г. — 15-я Меж-

дународная конференция «Психоанализ, литература, искусство» (Санкт-

Петербург). В 2000 г. — Международная российско-австрийская научно-

практическая конференция «Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте

австрийской и русской культур» (Москва). В мае 2001 г. — 2-й Международ-

ный психоаналитический конгресс «10 лет психоанализа в России: рос-

сийский опыт» (Санкт-Петербург). В октябре 2004 г. — франко-русский

психоаналитический симпозиум «Влечение в современном психоанали-

зе» (Москва). В октябре 2005 г. — русско-американская психоаналитиче-

ская конференция «Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы

работаем, чего мы хотим» (Москва), посвященная 15-летию американских

обучающих программ в России.

19 июля 1996 г. вышел Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ель-

цина «О возрождении и развитии философского, клинического и при-

кладного психоанализа», вызвавший неоднозначную реакцию среди уче-

ных, общественных деятелей, журналистов. Сложилась ситуация, напо-

минающая историю 20-х гг., когда на государственном уровне решался

вопрос, как и каким образом развиваться психоанализу в России. Была

создана комиссия Государственного комитета Российской Федерации

по науке и технологиям с целью разработки Федеральной программы воз-

рождения и развития психоанализа.

В 20-х гг. «содействие» государства психоанализу на короткое время

способствовало развитию психоаналитического движения в России,

но в конечном счете привело к его исчезновению. Во второй половине

90-х гг. оно мало что дало в практическом отношении, поскольку со сме-

ной президентской власти разработанная комиссией Федеральная про-

грамма возрождения и развития психоанализа оказалась невостребован-

ной. Однако и президентский указ о государственной поддержке психо-

анализа, и последующие размежевания среди ведущих психоаналитиков

привели к тому, что в российском психоаналитическом движении нача-

лась скрытая и явная борьба за «передел собственности».

За последние несколько лет при наличии многочисленных психоана-

литических групп, обществ и федераций происходила такая «перегруп-

пировка сил», в результате которой явственно обозначились две тенден-

ции развития психоанализа в России. Одну из них условно можно назвать

«прозападной», другую — «национальной».

Придерживающиеся «прозападной» тенденции психоаналитики ориен-

тированы на обретение членства в Международной психоаналитической

ассоциации со всеми вытекающими отсюда материальными и психически-

 

52


 

 

П Е Р И П Е Т И И С ТА Н О В Л Е Н И Я П С И Х ОА Н А Л И З А В Р О С С И И

 

ми издержками, связанными с «челночным» личным анализом и суперви-

зиями. К их числу относятся и те, кому в 90-е гг. была предоставлена воз-

можность учиться, стажироваться, работать в зарубежных психоаналити-

ческих центрах и кто по окончании обучения вернулся в Россию.

Сторонники «национальной» тенденции видят перспективы разви-

тия российского психоанализа, основанного на использовании не толь-

ко внешних, зарубежных, но и внутренних, отечественных ресурсов. К их

числу относятся те, кто в силу различных причин (материальных, семей-

ных, возрастных, связанных с недостаточным знанием иностранных язы-

ков) не имеют возможности проходить анализ и супервизии в зарубеж-

ных центрах и не могут ждать пока в России появится достаточное число

сертифицированных психоаналитиков, которые окажутся способными

удовлетворить запросы тех, кто стремится получить психоаналитическое

образование.

В настоящее время происходит идейное противостояние обозначен-

ных выше двух тенденций развития психоанализа в России. Трудно преду-

гадать, чем закончится это противостояние, тем более что как складываю-

щиеся в стране рыночные отношения, отмеченные печатью постоянного

«передела собственности», так и профессиональные амбиции психоана-

литиков, подпитываемые проанализированной или непроанализирован-

ной грандиозной Самостью, оставляют мало надежд на возможный ком-

промисс в ближайшие годы. Скорее всего обе тенденции будут развивать-

ся параллельно друг другу и в конечном счете их сторонникам придется

научиться быть терпимыми друг к другу.

Приходится констатировать, что в рамках каждой из этих тенденций

также нет стабильности, необходимой для творческого развития исследо-

вательского и терапевтического потенциала российских психоаналитиков.

Среди тех, кто ориентирован на членство в Международной психоанали-

тической ассоциации, имеются подспудные трения, обусловленные про-

хождением личного анализа у зарубежных психоаналитиков, придержи-

вающихся различных школ, в Англии, Германии, США, Франции, Чехии.

Среди сторонников «национальной» тенденции наблюдаются расколы,

сопровождающиеся выходом из Национальной федерации психоанализа,

образованием новых психоаналитических групп, которые, в свою очередь,

нередко распадаются на отдельные самостоятельные сообщества.

Созданная в 2005 г. Межрегиональная общественная организация

«Русское психоаналитическое общество» представляет собой попытку

возможного сотрудничества между психоаналитиками различных ори-

ентаций, включая клиницистов, прошедших личный анализ в России

и за рубежом, а также специалистов в области прикладного немедицин-

ского психоанализа.

 

53


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

Будущее покажет, смогут ли российские психоаналитики найти общий

язык между собой, поступившись излишними амбициями и нарциссиче-

скими притязаниями на исключительность, или размежевание между

ними приобретет такие крайние формы, когда соблюдение нейтрально-

сти среди части психоаналитиков вызовет к жизни потребность в созда-

нии, скажем, Независимой психоаналитической ассоциации.

Ясно лишь одно: психоаналитическое движение в России набирает

силу и, надо полагать, молодое поколение российских психоаналитиков

окажется способным к профессиональной работе в сфере как клиническо-

го, так и прикладного немедицинского психоанализа. Хотелось бы наде-

яться также на то, что это поколение окажется способным и к творческо-

му развитию как практики, так и теории психоанализа.


 

ГЛАВА 2

 

ПЕРВЫЕ ПСИХОАНАЛИТИКИ

 















К. Абрахам

 

Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г. в северной части Германии в Бре-

мене. Проявив интерес к изучению иностранных языков, он в возрасте

15 лет подготовил работу «Сходство языка у разных индейских племен

Южной Америки». Обладая филологическими способностями, позво-

лившими ему освоить английский, голландский, датский, испанский,

итальянский, французский языки, он, тем не менее, не мог рассчитывать

на соответствующее университетское образование. Скромное матери-

альное положение родителей и их иудейское вероисповедание привело

к выбору более «надежной» профессии для сына. По решению родителей

он начал учиться на дантиста, но знакомство с различными медицински-

ми дисциплинами способствовало пробуждению у него интереса, выходя-

щего далеко за сферу стоматологии.

В 1901 г. К. Абрахам подготовил диссертацию «К вопросу о филоге-

незе волнистого попугая», которая была представлена к защите на соис-

кание докторской степени во Франкфуртском университете. С 1901

по 1904 г. он работал в одной из психиатрических лечебниц в Берлине,

с 1904 по 1907 г. — в психиатрической клинике Бургхёльцли в Цюрихе.

В процессе совместной работы с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом, проявив-

шими в то время особый интерес к психоаналитическим идеям З. Фрейда,

К. Абрахам не только познакомился с психоанализом, но и стал активно

использовать его положения в своей исследовательской и терапевтиче-

ской деятельности.

В июне 1907 г. К. Абрахам послал З. Фрейду оттиск своего доклада о зна-

чении сексуальных травм в юношеском возрасте для симптоматологии

шизофрении. Данный материал произвел на основателя психоанализа

благоприятное впечатление и он пригласил К. Абрахама посетить его дом

в Вене. В декабре того же года состоялась первая встреча К. Абрахама

с З. Фрейдом, после чего началась их личная дружба, сопровождавшаяся

деловым сотрудничеством. К. Абрахам привлек основателя психоанализа

 

55


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

«родственными иудейскими чертами», ясностью мысли и той решительно-

стью, с которой он отстаивал психоаналитическую теорию и практику.

За несколько месяцев до личной встречи с основателем психоанализа

К. Абрахам покинул Швейцарию и вернулся в Берлин, где стал работать

в качестве первого немецкого психоаналитика. Уже на начальном этапе

своей психоаналитической деятельности он проявил незаурядные спо-

собности как в плане научных исследований и практической терапии, так

и в организационном отношении. На протяжении 1908–1909 гг. К. Абра-

хам выступил с рядом докладов перед немецкими врачами, познакомив

их с психоаналитическими идеями. Он принял участие в первой Между-

народной встрече психоаналитиков (Зальцбург, 1908), на которой пред-

ставил доклад о психосексуальных различиях истерии и шизофрении.

В 1909 г. вышла в свет его публикация «Сон и миф. Очерк по психологии

народов», основанная на использовании психоаналитических положений

З. Фрейда о природе сновидений.

В 1910 г. К. Абрахам основал в Берлине первое отделение Международ-

ного психоаналитического объединения. В том же году он прочитал лек-

цию, посвященную психоанализу одного случая фетишизма, а в 1911 г. —

впервые в Германии 4-недельный курс по психоанализу. В тот период наря-

ду с различными сообщениями и статьями, включающими размышления

о сумеречном состоянии при истерии, садистских фантазиях в детском

возрасте, сексуальных отношениях в невротических семьях, эдиповых

сновидениях и психосексуальных основаниях депрессивных состояний,

он подготовил и опубликовал работу «Джованни Сегантини. Психоана-

литический этюд» (1911).

На протяжении последующих лет, вплоть до преждевременной смер-

ти от воспаления легких 24 декабря 1925 г., К. Абрахам принимал самое

активное участие в Международном психоаналитическом движении и раз-

витии психоанализа в Германии. Начиная с 1914 г., он неоднократно изби-

рался президентом Международной психоаналитической ассоциации

и был одним из организаторов созданного в 1920 г. Берлинского психо-

аналитического института, положившего начало профессиональной под-

готовке психоаналитиков. У него прошли учебный анализ такие, став-

шие впоследствии известными психоаналитиками, личности, как Ф. Бём,

Х. Дойч, Дж. Гловер, Э. Гловер, Э. Зиммель, М. Кляйн, К. Мюллер-Браун-

швейг, Ш. Радо, Т. Райк, К. Хорни.

В своей исследовательской и терапевтической деятельности К. Абра-

хам опирался на психоаналитические идеи З. Фрейда о неврозах. Вместе

с тем он не столько слепо следовал им, сколько стремился к творческому

развитию психоанализа и расширению сферы приложения его к другим

психическим заболеваниям. Так, уже на ранней стадии своей деятельно-

 

56


 

 

К. АБРАХАМ

 

сти он предпринял попытку выявления специфики шизофрении и исте-

рии, что нашло свое отражение в его докладе на первой Международной

встрече по психоанализу в 1908 г. Разграничения, проведенные им между

шизофренией и истерией в зависимости от отстранения или интенсифи-

кации либидо пациентов, в дальнейшем стали объектом размышления

как представителей швейцарской школы психиатрии, включая Э. Блейле-

ра и К. Г. Юнга, так и основателя психоанализа, обратившегося в работе

«О нарциссизме» (1914) к проведению различий между нарциссическими

заболеваниями и неврозом переноса.

Высказанные К. Абрахамом идеи о различии между шизофренией

и истерией в косвенной форме предопределили расхождения между

К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. Если К. Г. Юнг полагал, что психоаналитиче-

ское понимание либидо как исключительно сексуальной энергии не явля-

ется приемлемым по отношению к шизофрении, то З. Фрейд, нашедший

поддержку у К. Абрахама, рассматривавшего шизофрению и психоз через

призму специфического проявления либидо пациентов, считал невер-

ным соответствующее утверждение К. Г. Юнга [1, с. 104]. Все это приве-

ло к тому, что, с одной стороны, обострившие разногласия с К. Г. Юнгом

выводы К. Абрахама о приемлемости психоаналитического понятия либи-

до к пониманию природы шизофрении предопределили отказ последнего

от дальнейшей исследовательской работы в этом направлении, а с другой

стороны, послужили стимулом для рассмотрения З. Фрейдом особой груп-

пы психических заболеваний — нарциссических неврозов.

К. Абрахам одним из первых обратился к рассмотрению депрессивных состоя-

ний. На III Международном психоаналитическом конгрессе (Веймар, 1911)

он выступил с докладом «Психосексуальная основа состояний депрессии

и экзальтации». Год спустя он опубликовал статью, посвященную психо-

аналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного

психоза и родственных ему расстройств. Основанная на предшествую-

щем докладе, данная статья включала в себя размышления о депрессив-

ных аффектах, печали, унынии, меланхолии.

В отличие от ряда психиатров того времени, не рассматривающих

депрессивные состояния пожилых людей в качестве проявления маниа-

кально-депрессивного психоза, К. Абрахам высказал точку зрения, согласно

которой подобные депрессии могут быть отнесены именно к данному клас-

су психических заболеваний. Исходя из собственного клинического опыта,

он обратил внимание на то, что в структурном отношении маниакаль-

но-депрессивный психоз напоминает собой невроз навязчивого состояния,

обстоятельно исследованный З. Фрейдом. В то же время, если симптомы

невроза навязчивого состояния возникают в связи со стремлением к дос-

тижению цели, замещающей собой сексуальную цель, то при депрессивных

 

57


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

психозах вытеснение сопровождается проективной деятельностью. По мнению

К. Абрахама, в основе психозов лежит конфликт, обусловленный ориента-

цией либидо на ненависть. В этом случае вытесненное чувство неполноцен-

ности проецируется человеком вовне, вызывая в нем ненависть к окружаю-

щим людям. Подавление желания к проявлению ненависти сопровождает-

ся появлением чувства вины. В свою очередь чувство вины способствует

реализации бессознательных желаний больного, связанных с ощущением

себя в качестве преступника, отягощенного различного рода грехами.

Основываясь на клиническом опыте, К. Абрахам пришел к выводу, что

тревога, чувство вины и депрессия обусловлены вытесненными садисти-

ческими чувствами, а невозможность активного удовлетворения соответ-

ствующих желаний ведет к развитию мазохизма. «Пациент становится

пассивным: он черпает удовольствие из собственных страданий, наслаж-

дается зрелищем своих мучений. Стало быть, он в тайне получает удоволь-

ствие даже от самой тягостной и унылой меланхолии» [2, с. 37].

В понимании К. Абрахама депрессия и мания характеризуются одни-

ми и теми же комплексами представлений, а различие между этими вида-

ми заболевания кроется в отношении больного к этим комплексам. При

депрессивном состоянии пациент тяготится ими, в маниакальном состоя-

нии он не обращает на них внимания. Во время депрессии человек отказывает-

ся от жизни, при мании он как бы возрождается путем возвращения на раннюю

стадию развития, когда его влечения не подвергались вытеснению. Психоанали-

тическое понимание генезиса и природы депрессии и мании способст-

вует, по убеждению К. Абрахама, устранению того нигилизма, который

существовал в то время в психиатрии по отношению к возможностям

лечения маниакально-депрессивного психоза и родственных ему рас-

стройств. Более того, он полагал, что психоаналитический метод лечения

целесообразно использовать в перерывах между приступами мании и депрессии

у пациентов и что психоанализ является «единственным целесообразным

методом лечения маниакально-депрессивного психоза» [3, с. 42].

Высказанные К. Абрахамом идеи о маниакально-депрессивном психо-

зе способствовали активизации деятельности психоаналитиков в иссле-

довании структуры сходных психических заболеваний и возможностей

их лечения. Его размышления о меланхолии стали одним из источников

возрождения интереса З. Фрейда в 1914–1915 гг. к попыткам осмысления

этой проблемы, предпринятым им до возникновения психоанализа, что

имело место в 1894 г. в переписке с берлинским врачом В. Флиссом (1858–

1928), которому он послал рукопись, известную сегодня под названием

«Проект», и которая включала в себя несколько страниц, объединенных

названием «Меланхолия» [4, с. 98–105]. Подобное возрождение интере-

са З. Фрейда к проблеме меланхолии нашло свое отражение в его работе

 

58


 

 

К. АБРАХАМ

 

«Скорбь и меланхолия» (1917), рукописный вариант которой был послан

в 1915 г. К. Абрахаму, высказавшему ряд соображений об оральной стадии

развития ребенка и ее возможном влиянии на возникновение меланхо-

лии. Не случайно, приступая к рассмотрению соответствующего материа-

ла, З. Фрейд подчеркнул, что именно К. Абрахаму психоаналитики обя-

заны «самым значительным из немногих аналитических исследований

по данному предмету» [5, с. 252]. Не случайно и то, что известный впослед-

ствии психоаналитик М. Кляйн (1882–1960) в своей работе «Скорбь и ее

отношение к маниакально-депрессивным состояниям» не только ссыла-

лась на соответствующие исследования как З. Фрейда, так и К. Абрахама,

но и отмечала выявленные последним различия между скорбью и меланхо-

лией («нормальный скорбящий успешно восстанавливает утраченный объ-

ект в эго, в то время как меланхолику это сделать не удается») [6, с. 58].

К. Абрахам внес значительный вклад в психоаналитическое понимание стадий

психосексуального развития ребенка. Отталкиваясь от представлений З. Фрей-

да об инфантильном развитии либидо, нашедших свое отражение в работе

основателя психоанализа «Три очерка по теории сексуальности» (1905), он

внес уточнение в понимание ранних фаз этого развития. В статье «Иссле-

дование самой ранней догенитальной ступени развития либидо» (1916)

он сосредоточил внимание на раскрытии природы, существа и специфи-

ки оральной фазы развития, которая в то время оставалась наименее изу-

ченной. Обратив внимание на ряд явлений психопатического характе-

ра, он нашел клиническое подтверждение тому, что у взрослого человека

могут встречаться удержания определенных форм инстинктивной жизни,

свойственных грудному ребенку. Так, в качестве эрогенной зоны рот теря-

ет свое значение для сознания, но сохраняет свое значение в бессозна-

тельном и дает знать о себе в форме невротических симптомов. При этом

в зрелом возрасте может сохраняться чрезмерная склонность к сосанию,

столь характерная для инфантильной стадии орального развития.

Исследование оральной стадии развития позволило К. Абрахаму вне-

сти дополнение к психоаналитическому пониманию структуры депрес-

сивных состояний. В частности, обратив особое внимание на такие сим-

птомы, как отказ принимать пищу и страх умереть от голода, он при-

шел к убеждению, что при депрессивных психозах либидо больных регрессирует

на примитивную стадию развития, называемую оральной или каннибалистиче-

ской. Такое понимание дало ему основание для проведения ранее не выяв-

ленного им различия между неврозом навязчивого состояния и меланхо-

лией, которое, по его мнению, состоит в том, что в противоположность

садистическим тенденциям невротика, бессознательные стремления

меланхолика «имеют своей целью скорее уничтожить объект любви путем

поглощения его в качестве пищи, путем его пожирания» [7, с. 120].

 

59


 

 

П Е Р В Ы Е П С И Х ОА Н А Л И Т И К И

 

В дальнейшем К. Абрахам неоднократно останавливался на углублен-

ном рассмотрении ранних стадий психосексуального развития ребенка.

В частности, в 1924 г. он представил на VIII Международном психоанали-

тическом конгрессе в Зальцбурге доклад, в котором говорилось о роли

оральной эротики в формировании характера. В том же году им была

подготовлена статья «Попытка воссоздания истории развития либидо

на основе психоанализа психических расстройств», в которой в рамках

оральной стадии выделялись такие фазы, как сосание и кусание, а в рамках аналь-

но-садистической стадии — сдерживание и выталкивание (разрушение).

К. Абрахам был одним из первых исследователей, использовавших

психоанализ для понимания ряда явлений и процессов, включая алко-

голизм, фетишизм, инцестуозные фантазии, символику культа матери,

символ паука в сновидениях, невротическую экзогамию, военные невро-

зы, формы выражения женского комплекса кастрации, наличие числа «3»

в продуктах человеческой фантазии.

В частности, наряду с известным значением числа «3» как символа муж-

ских гениталий, К. Абрахам рассмотрел такое его символическое выраже-

ние, которое связано с тремя отверстиями в теле, обладающими важными

эрогенными функциями: рот, анус и урогенитальная зона. Подобное зна-

чение числа «3» представлено в сновидениях в том случае, когда последо-

вательность эрогенных зон еще не определена или примат генитальности

не играет определяющую роль в жизнедеятельности человека.

Паук в сновидениях трактовался К. Абрахамом не только в качест-

ве фаллического символа, как это имело место в работах В. Штекеля,

но и в символическом значении пениса, находящегося внутри женского

полового органа, приписываемого матери. В целом объяснение паучье-

го символизма рассматривалось им по трем направлениям: паук может

представлять собой злую мать, по форме подобную мужчине; мужской

половой орган, приписываемый матери; паутина паука как символ лоб-

ковых волос.

К. Абрахаму принадлежит также заслуга в подчеркивании важности

и необходимости использования психоаналитических знаний в гинеко-

логии. Кроме того, наряду с З. Фрейдом, им было положено начало рас-

смотрению психоанализа в качестве источника знаний для гуманитарных

наук и развитию немедицинского прикладного психоанализа, связанного

с изучением мифов, сказаний, шутливых выражений, психологии некото-

рых направлений в искусстве.

На основе сопоставления мифа с некоторыми проявлениями психики

человека К. Абрахам предпринял попытку доказательства того, что пси-

хоаналитические положения З. Фрейда о бессознательной деятельности

индивида можно с успехом применять для исследования психологии наро-

 

60


 

 

К. АБРАХАМ

 

дов и интерпретации различных сказаний. Данная попытка нашла свое

отражение в его работе «Сон и миф» (1909), в которой он дал толкование

мифа о Прометее по типу анализа сновидений, предпринятого З. Фрейдом

в работе «Толкование сновидений» (1900). При этом он исходил из того,

что сексуальная символика представляет собой психологическое явление,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...