Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное признание психоанализа




Индивидуаль-

Ная психология

А. Адлер

 

Неофрейдизм

К. Хорни,

Г. С. Салливан,

Э. Фромм

 

Эпигенетиче-

Ский анализ

Э. Эриксон

 

Философский

Психоанализ

Г. Маркузе

 

Логотерапия

В. Франкл

 

Экзистенциаль-

Ная терапия

Р. Мэй


 


Классический

Психоанализ

Зигмунд Фрейд

 

Аналитическая

Психология

К. Г. Юнг

 

Психология Я

А. Фрейд, Х. Харт-

манн, Э. Крис

 

Психоаналитиче-

Ская школа

М. Кляйн

 

Структурный

Психоанализ

К. Леви-Строс,

М. Фуко, Ж. Лакан

 

Экзистенциальный

Психоанализ

Ж. П. Сартр,

Л. Бинсвангер,

М. Босс

 

Психоаналитиче-

Ская герменевтика

А. Лоренцер,

Ю. Хабермас,

П. Рикёр

 

Интерсубъектив-

Ный психоанализ

Дж. Атвуд, Б. Браун-

шафт, Р. Столороу


 


Трансактный

Анализ

Э. Берн

 

К. Абрахам,

Э. Джонс,

М. Эйтингон,

П. Федерн

 

 

Характероанализ

В. Райх

 

 

Теория

Объектных

Отношений

М. Балинт,

Д. Винникотт,

Д. Фейрбейрн

 

 

Шизоанализ

Ж. Делёз,

Ф. Гваттари

 

 

Экзистенциаль-

Но-феноменоло-

Гический анализ

Д. Лэйнг

 

 

Психология

Самости

Х. Кохут

 


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Предлагаемая читателю книга является логическим продолжением той

работы, которая нашла свое отражение в публикациях «Классический

психоанализ: история, теория, практика» (2001) и «Психоанализ. Учеб-

ник» (2002). Первая публикация была рекомендована редакционно-изда-

тельским советом Российской академии образования в качестве учебно-

методического пособия, вторая, представляющая собой переработанный

вариант первой, вышла в серии «Учебник нового века».

Предшествующие публикации были посвящены рассмотрению исто-

ков возникновения психоанализа и раскрытию учения З. Фрейда о бес-

сознательном, ошибочных действиях, сновидениях, сексуальности, эди-

повом комплексе, структуре психики, страхе, религии, этике, культуре,

невротических заболеваниях и их лечении.

Данная книга является, фактически, вторым томом, дающим представ-

ление о дальнейшем развитии психоанализа. В ней раскрывается история

психоаналитического движения, дается панорама становления психоана-

лиза в различных странах мира, освещаются концептуальные и психоте-

рапевтические разработки как первых учеников и сподвижников З. Фрей-

да, так и тех, кто предпринял усилия по дальнейшему развитию разнооб-

разных направлений постклассического психоанализа в ХХ столетии.

В конце первой публикации пришлось отметить, что раскрытие тео-

рии и практики постклассического психоанализа — предмет дальнейшего

исследования, которое мне хотелось бы осуществить, если на то хватит

времени и сил. Времени для соответствующего исследования оказалось

не так много, поскольку чтение лекций по теории и истории психоанали-

за в Институте психоанализа, научная деятельность в Институте систем-

ного анализа РАН, а также работа с пациентами не позволили уложиться

в те сроки, которые были предварительно намечены мною. Во всяком слу-

чае так уж получилось, что последующая работа продвигалась медленнее,

чем было задумано ранее.

С одной стороны, это было связано с подготовкой промежуточных пуб-

ликаций, включая «Словарь-справочник по психоанализу» (2001), и хре-

стоматий «Психоанализ» (2001), «Зарубежный психоанализ» (2001), «Оте-

чественный психоанализ» (2001), «Аналитическая психология и психоте-

 

8


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

рапия» (2001), «Классический психоанализ и художественная литература»

(2002), «Гуманистический психоанализ» (2002), «Детский пихоанализ»

(2003; 2004), а также поэтических сборников «Психоанализмы» (2004),

«Любовь и время» (2005), «Знаки времени» (2005).

С другой стороны, в рамках постклассического психоанализа возник-

ло столько разнообразных направлений и школ, что уяснение для себя их

существа, специфики, концептуальных и терапевтических новаций потре-

бовало значительных усилий, сопровождавшихся погружением в ориги-

нальные тексты и запутанную психоаналитическую терминологию. Если

учесть то обстоятельство, что передо мной стояла задача более простым,

доступным для понимания читателя языком изложить в общем-то под-

час мудреные учения тех или иных представителей постклассического

психоанализа, включая психоаналитические разработки Л. Бинсвангера,

М. Кляйн, Ж. Лакана, Р. Лэйнга, Х. Кохута и ряда других, то станет, наде-

юсь, понятно, почему между написанием первого и второго тома прошло

целых шесть лет.

Мне остается только добавить, что данная книга предназначена

для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психоанализа,

психологии, философии, социологии, педагогики, а также для всех тех,

кто интересуется проблемами человека, его психических расстройств,

нормального развития личности и реализации творческого потенциа-

ла. Являющаяся, по сути дела, продолжением предшествующей рабо-

ты о классическом психоанализе, она может быть воспринята в то же

время и в качестве самостоятельной публикации, представляющей инте-

рес для тех читателей, которые хотят познакомиться с оригинальными

идеями наиболее видных представителей психоаналитической мысли

ХХ столетия.

 

Москва, февраль 2006 г.


 

ГЛАВА 1

 

ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО

ДВИЖЕНИЯ

 




Психоаналитические среды

 

Психоанализ как одно из направлений в психологии и психотерапии

возник в конце ХIХ — начале ХХ столетия в Австрии. Его основателем был

венский врач Зигмунд Фрейд (1856–1939), который в 1896 г. ввел в науч-

ный оборот термин «психоанализ». После публикации работы «Толкова-

ние сновидений» (1900) у ее автора появилась потребность в более широ-

ком обсуждении выдвинутых им идей, чем это имело место раньше, когда

З. Фрейд был в одиночестве и мог излагать свои представления о психи-

ческом аппарате, бессознательных процессах, этиологии неврозов только

в переписке с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом (1858–1928).

Осенью 1902 г. З. Фрейд пригласил к себе домой четырех врачей с целью

обсуждения тех идей и концепций, которые лежали в основе психоанализа.

Этими врачами были Альфред Адлер (1870–1937), Макс Кахане, Рудольф

Рейтлер и Вильгельм Штекель (1868–1940). Адлер одним из первых дал

положительный отзыв на работу Фрейда «Толкование сновидений», кото-

рая после выхода в свет не была должным образом оценена венскими вра-

чами, игнорировалась или критически воспринималась многими учеными

и на продажу 600 экземпляров которой потребовалось восемь лет. Кахане

был другом детства Фрейда, слушал в Венском университете его лекции

по психологии неврозов, работал в санатории, предназначенном для лече-

ния психоневротиков, перевел на немецкий язык лекции французских

врачей Ж. Шарко (1825–1893) и П. Жане (1859–1947). Рейтлер, как и Каха-

не, посещал лекции Фрейда в Венском университете и впоследствии стал

первым после основателя психоанализа практикующим психоаналитиком.

Штекель прошел курс лечения у Фрейда и проявил интерес к его психо-

аналитическим идеям.

В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) Фрейд

отметил, что инициатива собраться группе врачей, вознамерившихся

 

10


 

 

П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Е С Р Е Д Ы

 

изучать, практиковать и распространять психоанализ, исходила от одно-

го коллеги, «испытавшего на себе благотворное влияние аналитической

терапии» [1, с. 163]1. Этим коллегой был Штекель, который позднее гово-

рил о том, что его анализ у Фрейда продолжался восемь сеансов, хотя, как

считал официальный биограф основателя психоанализа Э. Джонс, пери-

од анализа был более продолжительным [2, с. 204]. Как бы там ни было,

но Штекель был единственным из приглашенных Фрейдом четырех вра-

чей, кто обращался к основателю психоанализа, называя его не «герр про-

фессор», а по фамилии.

Адлер, Кахане, Рейтлер и Штекель собирались каждую среду вечером

в доме Фрейда. Сидя за длинным столом, Фрейд излагал свои идеи, а его

слушатели имели возможность обмениваться мнениями по поводу услы-

шанного. Штекель взял на себя роль корреспондента и каждую неделю

посылал отчет о дискуссиях в доме Фрейда в воскресный выпуск «Нового

венского еженедельника». Так возник первый психоаналитический кру-

жок, получивший название «Психологическое общество по средам».

В последующие годы заседания этого общества посетили многие извест-

ные люди: врач Дж. Фридьюнг, музыкальный критик и организатор пер-

вых концертов для рабочих в Вене Д. Бах, музыканты М. Граф, Х. Стравин-

ский и Р. Рейтлер, книгопродавец и издатель работ Фрейда Г. Геллер.

К обществу по средам присоединились также те, кто впоследствии стал

практиковать психоанализ: в 1903 г. в доме Фрейда появился П. Федерн

(1872–1950); в 1905 г. — школьный друг Федерна Э. Хичман; в 1906 г. —

И. Задгер и окончивший обучение подмастерье О. Ранк (1884–1939), кото-

рый по рекомендации Адлера представил Фрейду рукопись «Искусст-

во и художник»; в 1907 г. — племянник Задгера Ф. Виттельс (1880–1951);

в 1909 г. — В. Тауск, впоследствии покончивший жизнь самоубийством;

в 1910 г. — Г. Закс (1881–1947), в дальнейшем ставший одним из членов

тайного комитета.

Состав членов Психологического общества по средам не был посто-

янным. Вместе с тем, если в 1902 г. в него входило пять человек, включая

Фрейда, то в 1906 г. количество членов общества достигло семнадцати,

а в 1908 г. — двадцати двух человек. Заседания общества проходили на квар-

тире Фрейда, где все предметы обстановки привлекали к себе внимание

будущих психоаналитиков, начиная с большой этрусской вазы, стоящей

в приемной комнате, и коллекции маленьких фигурок, расположенных

на письменном столе Фрейда, и кончая психоаналитической кушеткой,

на которой располагались пациенты, и стоящим позади нее креслом с руч-

 

1 В квадратных скобках автор дает примечания. Номер страницы отсылает на стра-

ницу издания, указанного в примечании — ред.

 

11


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

ками, в котором сидел основатель психоанализа, принимавший у себя

дома тех, кто обращался к нему за психотерапевтической помощью.

Если в момент образования психоаналитического кружка Фрейд уде-

лял значительное время изложению своих идей и концепций, то со вре-

менем он председательствовал и давал возможность его ученикам выска-

зывать свои соображения, связанные с пониманием тех или иных пси-

хоаналитических положений. Обычно кто-то из присутствующих делал

доклад, причем не обязательно напрямую связанный с психоанализом.

После его завершения начинались прения и дискуссии, организационный

принцип проведения которых осуществлялся по заранее установленному

правилу. Секретарь общества О. Ранк вынимал из небольшой вазы запис-

ки, служащие жребием для установления порядка выступлений участни-

ков дискуссии.

Вспоминая о заседаниях общества по средам, Ф. Виттельс отмечал,

что особенно плодотворными были вечера, когда Фрейд рассказывал

о своих собственных работах, включая «Бред и сны в “Градиве” В. Иенсе-

на» (1907), «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Воспоминание

детства Леонардо да Винчи» (1910). Архитектоника излагаемого Фрей-

дом материала была такова, что его утверждения сперва казались стран-

ными, но затем, подкрепленные аргументами, становились понятными

и приемлемыми. Фейерверк его речей завораживал слушателей. Говоря

о манере выступлений основателя психоанализа, Ф. Виттельс писал: «Он,

безусловно, не оратор. Он едва подымает голос. И все же он Зигмунд. Он

зачаровывает, повергает ниц» [3, с. 113]. Имеется в виду, что имя Зигмунд

состоит из двух частей, которые в немецком языке означают Sieg — побе-

да, Mund — рот.

После четырех лет существования Психологического общества по сре-

дам, членами которого были венские врачи, музыканты и люди других

профессий, на его заседаниях стали появляться зарубежные посетите-

ли. Первым из них был М. Эйтингон (1881–1943), родившийся в России

студент-медик, завершавший свое обучение в Цюрихе, затем — швейцар-

цы К. Г. Юнг (1875–1961) и Л. Бинсвангер (1881–1966), а также К. Абра-

хам (1877–1925), получивший образование в Германии, но работавший

в то время в Щвейцарии, которые стали гостями данного кружка соот-

ветственно в январе, марте и декабре 1907 г. В дальнейшем подобными

гостями стали в 1908 г. американский врач А. Брилл (1874–1948) и англий-

ский врач Э. Джонс (1879–1958), в 1909 г. — А. Муссман, М. Карпас из Нью-

Йорка, Л. Йекельс и Л. Карпинска.

В сентябре 1907 г. в письме, посланном членам Психологического

общества по средам из Рима, Фрейд предложил распустить это общество

с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое

 

12


 

 

П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Е С Р Е Д Ы

 

в апреле 1908 г. получило название «Венское психоаналитическое общест-

во». Речь шла о реорганизации общества, имеющей целью, по выражению

основателя психоанализа, «восстановить личную свободу каждого инди-

вида и сделать для него возможным выйти из общества без какого-либо

ухудшения его отношений с оставшимися членами общества» [4, с. 205].

Тем самым предоставлялась реальная возможность безболезненно-

го выхода из общества тех его членов, чьи интересы стали не совпадать

с психоанализом, чей образ жизни оказался более несовместимым с пси-

хоаналитической деятельностью, а личные отношения выступали в каче-

стве препятствия дальнейшего членства в данном обществе. Причем

Фрейд выступил с предложением о повторении подобных акций через

каждые три года. Такой способ выхода из психоаналитического общест-

ва был осуществлен в 1910 г., однако в дальнейшем он не практиковался

в Венском психоаналитическом обществе, хотя на протяжении несколь-

ких лет к нему прибегали в некоторых сообществах подобного типа, вклю-

чая швейцарское и английское.

Со временем психоаналитические среды в доме Фрейда переросли

в Венское психоаналитическое общество со своей собственной библио-

текой. В этом обществе, заседания которого проходили также по средам,

обсуждались различные доклады и велись дискуссии как по клиническим

аспектам психоанализа, так и по иным многообразным проблемам, выхо-

дящим за рамки психотерапевтического использования психоаналитиче-

ских идей. Как показали работы Фрейда «Толкование сновидений» (1900)

и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), психоанали-

тические теории не ограничились областью медицины, а стали широ-

ко использоваться в разнообразных областях гуманитарного знания, что

нашло отражение, в частности, в тех дискуссиях, которые имели место

в Венском психоаналитическом обществе в связи с докладами, посвящен-

ными работам философов и произведениям художественной литературы.

Фрейд делал все для того, чтобы его психоаналитические идеи и кон-

цепции стали достоянием ряда врачей, писателей, художников, музыко-

ведов. С образованием Венского психоаналитического общества он имел

все основания быть удовлетворенным тем, что его знания и опыт стали

находить отклик у других людей. Однако существовали предзнаменова-

ния, которые впоследствии способствовали внутреннему отчуждению

Фрейда от деятельности ряда членов данного общества. По этому пово-

ду он заметил, что ему «не удалось установить между его участниками тех

отношений дружеского согласия, которые должны существовать между

людьми, выполняющими общую трудную работу, как не удалось и пода-

вить те стремления к первенству, к возникновению которых столь часто

давали повод условия совместной работы» [5, с. 164].

 

13


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 





Международное признание психоанализа

 

До образования Психологического общества по средам в 1902 г. психо-

аналитические идеи Фрейда не вызывали радушного приема среди вен-

ских врачей. Скорее, напротив, опубликованные им совместно с венским

ученым и врачом Й. Брейером (1842–1925) статья «Предварительные

сообщения» (1893) и работа «Исследования истерии» (1895), а также труд

Фрейда «Толкование сновидений» (1900) или оставались незамеченными

научной общественностью Австрии, или, за небольшим исключением,

сопровождались негативной реакцией со стороны ряда специалистов.

Вместе с тем, те же самые работы были не только замечены зарубежны-

ми учеными и врачами, но и ссылки на них нашли свое отражение в некото-

рых публикациях и диссертациях. В частности, на «Исследования истерии»

ссылались в своих публикациях в 1896 г. невролог из Бристоля М. Кларк,

в 1897 и 1903 г. английский ученый Ф. Майерс, в 1898 и 1904 г. врач и сек-

солог Х. Эллис, чей портрет впоследствии основатель психоанализа пове-

сил в приемной своей квартиры на Бергассе 19. Ссылки на работу Фрейда

«Толкование сновидений» содержались в докторской диссертации «О пси-

хологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), под-

готовленной швейцарским врачом К. Г. Юнгом, который в то время был

ассистентом профессора психиатрии в Цюрихе Э. Блейлера (1857–1939).

Фрейд не знал о проявленном к его работам интересе со стороны англий-

ских ученых и швейцарских врачей. Лишь в 1904 г. он услышал от Э. Блейле-

ра, что в психиатрической клинике Бургхёльцли предпринимаются попыт-

ки по использованию психоаналитических идей в терапевтической и иссле-

довательской деятельности. Позднее он узнал о враче О. Гроссе, который,

работая в психиатрической клинике в Граце, увлекся психоаналитическими

идеями, в одном из кафе в Швабинге, являвшемся сосредоточением куль-

турной богемы, проводил импровизированные психоаналитические сеансы

и в неортодоксальной клинической манере осуществлял анализ пациентов.

В 1908 г. Фрейд получил письмо от немецкого писателя Э. Мюзема, выра-

зившего ему свою благодарность по поводу психоаналитического метода

лечения, с помощью которого О. Гросс в течение шести недель ежедневно-

го анализа облегчил испытываемые им страдания.

К тому времени в Цюрихе образовалась группа людей, интересующих-

ся психоанализом Фрейда. Ее членами были Э. Блейлер, А. Мёдер, Ф. Рик-

лин, К. Г. Юнг и др. цюрихские врачи, а также Л. Бинсвангер из Кройц-

лингена и Э. Клаперед из Женевы. Заседания этой группы проходили, как

правило, в психиатрической клинике Бургхёльцли.

В 1906 г. завязалась переписка между Фрейдом и Юнгом. В 1907 г. состоя-

лись первые визиты зарубежных врачей к основателю психоанализа,

 

14


 

 

М Е Ж Д У Н А Р О Д Н О Е П Р И З Н А Н И Е П С И Х ОА Н А Л И З А

 

включая, в порядке их появления в доме Фрейда, Эйтингона, Юнга, Бин-

свангера, Абрахама. Все четверо были в то время представителями ака-

демической медицинской школы из Швейцарии. В начале 1908 г. к Фрей-

ду приехал венгерский врач Ш. Ференци (1873–1933), который произвел

на основателя психоанализа такое благоприятное впечатление, что был

приглашен им на двухнедельный летний отдых с его семьей. В том же

году Фрейда посетил российский врач Н. Осипов (1877–1934).

В 1907 г. находящийся в Цюрихе английский врач Э. Джонс предложил

Юнгу организовать международную встречу специалистов, интересую-

щихся психоаналитическими идеями. Это предложение было поддержа-

но и в апреле 1908 г. в Зальцбурге (Австрия) состоялась «Встреча по фрей-

довской психологии», на которой присутствовало 42 человека. В течение

одного дня было заслушано девять работ, принадлежащих ученым Авст-

рии, Англии, Венгрии, Германии, Швейцарии. По просьбе членов встре-

чи Фрейд на протяжении почти пяти часов излагал «Историю одного

заболевания», представляющую собой случай анализа навязчивых состоя-

ний, известный ныне в психоанализе под названием «человека с крыса-

ми». После Фрейда были заслушаны также работы Э. Джонса «Рациона-

лизация в обыденной жизни», Ф. Риклина «Некоторые проблемы толко-

вания мифа», К. Абрахама «Психосексуальные отличия между историей

и dementia praecox», И. Задгера «Этиология гомосексуализма», В. Штекеля

«Об истерии страха», К. Г. Юнга «О dementia praecox», А. Адлера «Садизм

в неврозе», Ш. Ференци «Психоанализ и педагогика». На данной встре-

че было принято решение об издании первого журнала, посвященного

проблемам психоанализа, который стал выходить в свет под названием

«Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований»,

но в начале Первой мировой войны прекратил свою деятельность.

«Встреча по фрейдовской психологии» являлась, по сути дела, орга-

низационным началом становления международного психоаналити-

ческого движения, ограниченного в 1908 г. рамками Европы. Присут-

ствующий на этой встрече американский психиатр А. Брилл, совер-

шивший в 1907 г. поездки в Париж (психиатрическая больница

Сальпетриер) и Цюрих (психиатрическая клиника Бургхёльцли) и вернув-

шийся в 1908 г. в Нью-Йорк, не выступал в качестве официального пред-

ставителя американских врачей. Но он имел возможность ближе познако-

миться с первыми европейскими психоаналитиками и после завершения

встречи в Зальцбурге вместе с Э. Джонсом посетил дом Фрейда в Вене.

В конце 1908 г. президент Университета Кларка в Вустере (США),

С. Холл пригласил Фрейда прочитать лекции по психоанализу в связи

с празднованием 20-летней годовщины со дня основания этого учреж-

дения. Подобное приглашение получил и К. Г. Юнг. В последних числах

 

15


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

августа 1909 г. Фрейд, Юнг и Ференци, сопровождавший основателя пси-

хоанализа, прибыли в Нью-Йорк, где их встретил А. Брилл. В начале сен-

тября они, и присоединившийся к ним Э. Джонс, который во время пре-

бывания в США годом ранее имел возможность изложить специфику

психоаналитических идей перед некоторыми американскими учеными,

включая М. Принсона и Дж. Патнема, приехали в Вустер, где в стенах

Кларкского университета Фрейд прочитал пять лекций о психоанализе.

В США Фрейд познакомился с американским философом У. Джемсом,

профессором неврологии в Гарварде Дж. Патнемом, основателем экс-

периментальной психологии в Америке С. Холлом. На заключительной

церемонии в Кларкском университете ему была присуждена почетная сте-

пень доктора, воспринятая основателем психоанализа как «первое офи-

циальное признание его трудов».

Таким образом, за семь лет, начиная с образования Психологическо-

го общества по средам и кончая выступлениями Фрейда перед амери-

канской аудиторией в 1909 г., психоанализ не только стал набирать силу

в Вене, но и вышел на международный уровень. При этом основатель пси-

хоанализа оказался свидетелем своеобразного парадокса. Если в течение

нескольких лет его авторитет приобрел такое международное признание,

что некоторые врачи, ученые и писатели из различных стран мира счита-

ли за высшую честь пройти у него анализ и стремились приехать к нему

в Вену, то в самой Австрии не было столь почтенного отношения к Фрей-

ду ни среди врачебного сословия, ни со стороны правительства.

Так, в 1913 г. он получил письмо, в котором представители департамен-

та по налогам выражали удивление по поводу его незначительных дохо-

дов, в то время как им стало известно, что слава о нем простирается дале-

ко за пределы Австрии. Фрейд с присущим ему сарказмом ответил, что он

польщен, поскольку правительство впервые обратило на него внимание,

однако выразил несогласие с тем, будто его слава простирается далеко

за пределы Австрии. «Она, — заметил основатель психоанализа, — начи-

нается на ее границе» [6, с. 299].

Вена жила своей собственной жизнью, не интересуясь Фрейдом как

основателем психоанализа даже тогда, когда его дом на Бергассе 19 стал

своего рода психоаналитической Меккой для многих иностранцев. Прав-

да, в 1924 г. Венский городской совет присвоил ему звание почетного гра-

жданина, которое было воспринято им в качестве ритуального представ-

ления, не имеющего особого значения. Тем не менее, имя Фрейда мало

что говорило многим венцам.

В частности, американский психиатр А. Кардинер, приехавший

в 1921 г. к Фрейду для прохождения у него анализа, столкнулся с неожи-

данным для него обстоятельством. Хозяин дома, расположенного в цен-

 

16


 

 

М Е Ж Д У Н А Р О Д Н О Е П Р И З Н А Н И Е П С И Х ОА Н А Л И З А

 

тре Вены и ставшего временным пристанищем американского психиат-

ра, поинтересовался у постояльца, чем он занимается. Кардинер сказал,

что он врач и коллега профессора Фрейда. Хозяин дома никогда не слы-

шал о таком профессоре и на пояснение Кардинера, что Фрейд является

профессором Венского университета, выразил свое крайнее удивление,

поскольку его зять, будучи гинекологом и профессором, ничего не гово-

рил ему о Фрейде. При этом хозяин дома вспомнил, что все-таки это имя

ему знакомо. Оказалось, что в его записной книжке имеется пометка:

«Фрейд Зигмунд, Бергассе, дом № 19». Но он знал его не как основателя

психоанализа, а как члена еврейской организации «Бнай Брит», в кото-

рую входил Фрейд [7, с. 87].

После поездки Фрейда в США в 1909 г. психоанализ действительно при-

обрел международное значение. В организационном отношении оно стало

очевидным на втором Международном психоаналитическом конгрессе,

состоявшемся в марте 1910 г. в Нюрнберге (Германия). По поручению Фрей-

да Ференци внес предложение о формировании международного объеди-

нения, имеющего свои отделения в разных странах мира. Юнг был избран

президентом Международного психоаналитического объединения. Появил-

ся международный психоаналитический журнал, редактором которого стал

Риклин. Целью Международного психоаналитического объединения было

объявлено «сохранение и развитие основанной Фрейдом психоаналитиче-

ской науки как в чисто психологическом аспекте, так и в ее медицинском

и гуманитарно-прикладном виде; обоюдная поддержка в усилиях по приоб-

ретению и распространению психоаналитических знаний» [8, с. 180].

После данного конгресса существовавшие ранее психоаналитиче-

ские группы, включая Венское психоаналитическое общество, Общество

Фрейда в Цюрихе, созданное в 1907 г., и аналогичное общество в Берли-

не, основанное в 1908 г. и возглавляемое Абрахамом, зарегистрировались

в качестве отделений Международного психоаналитического объеди-

нения. В ряде стран возникли новые психоаналитические общества:

в 1910 г. — Швейцарская группа психоаналитиков под председательством

Л. Бинсвангера; в 1911 г. — Мюнхенская группа психоаналитиков во главе

с Л. Зейфом, Нью-Йоркское психоаналитическое общество под руково-

дством А. Брилля и Американская психоаналитическая ассоциация, пре-

зидентом которой стал Дж. Патнем.

В последующие годы регулярно (за исключением военных лет) прохо-

дили Международные психоаналитические конгрессы, и год от года росло

число его участников. Так, если на первой «Встрече по фрейдовской пси-

хологии» в 1908 г. присутствовало 42 участника, то на седьмом Междуна-

родном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1922 г.,

собралось 256 психоаналитиков, из числа которых 112 были членами

 

17


 

 

И С Т О Р И Я П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К О Г О Д В И Ж Е Н И Я

 

Международного психоаналитического объединения. Данный конгресс

был последним, на котором присутствовал Фрейд. Обнаруженное у него

в 1923 г. раковое заболевание, многочисленные медицинские консульта-

ции и более 30 операций, связанных с возникновением метастазов в облас-

ти верхней челюсти и нёба, не позволили ему принимать личное участие

в работе последующих Международных психоаналитических конгрессов.

Продолжался также рост психоаналитических групп и обществ в раз-

ных странах мира. В 1913 г. возникла Будапештская группа психоанализа,

возглавляемая Ш. Ференци, и Лондонское психоаналитическое общество

во главе с Э. Джонсом. В 1914 г. — Психоаналитическое общество Вашинг-

тона и Балтимора во главе с У. Уайтом. В 1917 г. — Голландское психоана-

литическое общество, в 1922 г. — Русское психоаналитическое общество,

в 1925 г. — Итальянское психоаналитическое общество, в 1926 г. — Париж-

ское психоаналитическое общество, в 1927 г. — Бразильское общество пси-

хоанализа, в 1933 г. — Психоаналитическое общество Палестины.

В 1926 г. на экраны кинотеатров Берлина, Лондона, Нью-Йорка и дру-

гих городов вышел научно-популярный фильм о психоанализе «Тайна

души», подготовленный по сценарию владельца кинокомпании УФА

Г. Нойманна и с участием консультантов-психоаналитиков К. Абрахама

и Г. Закса. Цель фильма состояла в том, чтобы «в какой-то мере средства-

ми кино передать сущность психоанализа и с помощью этого современно-

го вида художественного творчества познакомить с психоанализом широ-

кую публику во всех странах мира» [9, с. 435].

Вызвав значительный резонанс в различных обществах, данный фильм

был встречен Фрейдом без особого восторга, поскольку он не верил в воз-

можность адекватным образом отобразить средствами кино существо пси-

хоанализа. По этой причине, несмотря на солидный гонорар в 100 тыс.

долларов, годом ранее он отказался от предложения кинокомпании

Метро-Голдвин-Майер сотрудничать в создании фильма, в котором пред-

полагались психоаналитические комментарии к изображению историче-

ских любовных сюжетов, начиная с Антония и Клеопатры. И хотя вышед-

ший на экраны кинотеатров научно-популярный фильм «Тайна души»

был критически воспринят теми, кто использовал любую возможность

для очернения психоанализа как такового, тем не менее он способство-

вал возникновению интереса части людей к психоаналитическим идеям

и еще более широкому выходу психоанализа на международную арену.

Достаточно сказать, что в 1920-е гг. психоанализ привлек к себе внима-

ние ряда художников, писателей, поэтов во многих странах мира. Фран-

цузские художники-сюрреалисты провозгласили Фрейда своим духовным

отцом, а в 1924 г. появился «Манифест сюрреализма» Андре Бретона,

в котором выражалась благодарность Фрейду за его психоаналитические

 

18


 

 

Р А З В И Т И Е П С И Х ОА Н А Л И З А В С Т Р А Н А Х З А П А Д Н О Й Е В Р О П Ы

 

открытия. В том же году на национальном фестивале поэтов в Уэллсе

(Англия) победителем оказался автор, получивший приз за поэму, в кото-

рой шло повествование о психоанализе.

Словом, психоанализ и его основатель получили международное при-

знание. Так, когда Лондонский университет и Еврейское историческое

общество организовали в 1922 г. серию лекций о пяти выдающихся еврей-

ских философах, то, наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой и Эйн-

штейном, лекции читались также и о Фрейде. В 1930 г. основателю психо-

анализа была присуждена литературная премия Гёте города Франкфурта-

на-Майне. В 1936 г. по случаю 80-летия со дня рождения Фрейд принимал

поздравления от многих представителей мировой интеллигенции. Под

одним из поздравительных адресов стояли подписи около двухсот писате-

лей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Сальвадора Дали,

Германа Гессе, Джемса Джойса, Томаса Манна, Пабло Пикассо, Ромена

Роллана, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса и др. В то же время Фрейду

было присвоено звание члена-корреспондента Британского Королевско-

го общества и он был избран почетным членом Американской психоана-

литической ассоциации, Нью-Йоркского неврологического общества,

Французского психоаналитического общества, Британской Королевской

медико-психологической ассоциации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...