Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип единства сознания и деятельности в трудах отечественных психологов




Деятельностный подход являлся одним из фундаментальных в оте­чественной психологии советского периода. В рамках этого подхода раз­рабатывались: теория личности, понимание предмета и задач психоло­гии как науки, педагогические концепции.

Одно из важнейших направлений работ советских психологов нераз­рывно связано с пониманием природы психического. Направление сво­ей основой имеет важнейшее положение, которое характеризует приро­ду психического: понимание его как отражение независимого от нашего сознания существующей объективной действительности, понимание психики как субъективного образа объективного мира.

Отражение человеком действительности не есть пассивный процесс. Оно всегда связано с активной деятельностью людей, исходит их нее, в ней осуществляется, ее определяет Единство сознания и деятельнос­ти, психики и деятельности - один из важнейших принципов советской психологии, понимания ею природы психического.

С большой определенностью этот принцип был обозначен впервые СП. Рубинштейном в его статье "Проблемы психологии в трудах К. Маркса".

Выдвигая данный принцип, Рубинштейн исходил из ряда высказы­ваний Маркса и Энгельса в их труде "Подготовительные работы для "Свя­того семейства"".

Он критикует эклектические попытки сочетать прежнюю субъектив­ную психологию с вновь возникшей психологией поведения, равно как и позиции механического материализма, отчетливо представленные в американском бихевиоризме.

Деятельность человека, понятая как совокупность внешних реакций на внешние раздражители , была определена от действующего субъек­та как конкретной сознательной исторической личности. Сознанию, ото­рванному от человеческой деятельности, поведенческая психология противопоставила деятельность, поведение, оторванное от сознания.

Рубинштейн говорил о том, что каждое самое простое человеческое действие является неизбежно вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отноше­ние действующего к другим людям, к окружающим.

В деятельности психика проявляется, через деятельность она мо­жет объективно познаваться, в деятельности она и формируется. "Дея­тельность и сознание, - пишет С.Л. Рубинштейн, - не два в разные сто­роны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тож­дество, но единство". И далее: "Как явление сознания не может быть однозначно определено вне своего отношения к предмету, так и акт по­ведения не может быть однозначно определен вне своего отношения к сознанию. Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения - один и тот же поступок. Внешняя сторона пове­дения не определяет его однозначно". Психология включает поэтому в область своего изучения и психологический аспект деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности, согласно Рубинштейну, дает возможность правильного решения и проблемы личности.

Значительный вклад наряду с С.Л. Рубинштейном и независимо от него в разработку вопроса о психике и деятельности в тот же период времени был сделан также А.Н. Леонтьевым.

Развитие психики ребенка, согласно взглядам А.Н. Леонтьева, опре­деляется самой его жизнью, развитием реальных процессов этой жиз­ни, иначе говоря, развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней.

Не все виды деятельности, однако, одинаково значимы для психи­ческого развития, тем более на ранних этапах его развития. Одни, заме­чает Леонтьев, играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости психики не от деятельности во­обще, а от ведущей деятельности как обуславливающей главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

В 30-е годы проводился цикл экспериментальных исследований, в которых принцип единства сознания и деятельности получил свою конк­ретную реализацию.

Центральное место в этих работах занимало изучение мотивации дея­тельности. Проведенные в этом направлении исследования выявили тес­нейшую зависимость как особенностей самой деятельности, так и ее про­дуктивности от характера мотивов, вызывающих данную деятельность.

Видное место заняло также изучение самой психической деятельно­сти как особого рода деятельности людей, равно как и исследование психических процессов.

Из работ, относящихся к проблемам восприятия, можно указать ряд исследований, проводившихся независимо друг от друга под руковод­ством Ананьева, Леонтьева, Запорожца по изучению, соответственно, осязательных, слуховых и зрительных ощущений.

Анализ восприятия как деятельности вскрывает прежде всего нали­чие и существенное участие в нем моторных компонентов, являющихся счастливым выражением активного характера рецепции у человека. Особенное место двигательные компоненты занимают в процессах ося­зания. Широким и плодотворным является изучение этих процессов, про­веденное ленинградскими психологами под руководством Б.Ананьева. Экспериментальные исследования советских ученых (В.П. Зинченко [1958], [1959], [1960], [1967], [1969], Б.Ф. Ломова [1961], А.Л. Ярбуса [1965] и др.), проводившиеся путем кинорегистрации движений глаз при восприя­тии различных объектов, показали, что помимо установочных движений гла­за, наводящих его на подлежащий восприятию предмет, широко осуществля­ются разнообразные исследовательские движения зрительного рецептора.

Наиболее четко такие движения выражены при первоначальном ознакомлении с объектом. В дальнейшем они все более "свертывают­ся", сокращаются благодаря объединению ряда признаков воспринима­емых предметом в некоторые целостные образования.

Таким образом, зрительное восприятие, так же, как и осязание, ни­как не является пассивным снятием слепка, копии объекта, а представ­ляет собой активное действие, в ряде случаев сложную и в немалой мере разнообразную деятельность, включающую в себя ярко выражен­ные двигательные компоненты.

Весьма важную роль играют моторные компоненты и в слуховых вос­приятиях. Этот факт был подвергнут широкому изучению в цикле иссле­дований, проведенных под руководством Леонтьева (Гиппенрейтер и Овчинниковой) и обобщенных в его работе "О механизмах чувственного отражения".

Моторные компоненты составляют существенную часть перцептив­ных действий. Однако они не исчерпывают всего содержания этих дей­ствий, хотя и дают возможность на основе исследования их самих до не­которой степени определить особенности другой - отнюдь не менее важ­ной - составной части перцептивного действия: его интеллектуального и познавательного содержания, причем опять-таки именно как действия.

Уже в работе А.Н. Леонтьева "Развитие памяти" были выявлены су­щественные различия в продуктивности запоминания в зависимости от деятельности, в которой оно осуществлялось, в соответствии с культур­но-исторической теорией Л.С.Выготского.

В работе П.И. Зинченко была выявлена зависимость успешности запоминания того, что является предметом деятельности, в которой это последнее осуществляется, когда испытуемым давались карточки с изоб­ражениями отдельных предметов и с написанными на этих карточках крупными цифрами и предлагалось расклассифицировать на несколько групп нарисованные на карточках предметы.

В другой серии опытов испытуемым предлагались такие виды дея­тельности: а) решать арифметические задачи с уже имевшимися в них числами; б) самостоятельно придумать задачи; в) придумать задачи, включив в них числа, данные экспериментатором.

В зависимости от того, какое место в деятельности субъекта зани­мал тот или иной объект, запоминание его оказывалось то более, то менее успешным.

Зависимость запоминания от деятельности, выполняемой субъек­том, как уже было сказано, ясно выступило и в опытах А.А. Смирнова.

Предлагая своим испытуемым различные по степени трудности и, соответственно, по требовавшейся от них интеллектуальной активности задания, автор получал весьма различные показатели осуществлявше­гося в этих случаях непроизвольного запоминания. Объекты более труд­ных действий воспроизводились лучше, чем то, что было предметом более легких действий. Слова, которые надо было писать якобы для испытания почерка, или же слова, предлагавшиеся экспериментатором в опытах по изучению свободных ассоциаций, запоминались хуже, чем такие же слова, на которые надо было реагировать, однако уже не лю­бым, а только определенным образом -лишь связанными с ним по смыс­лу словами. Характер деятельности в большой мере определял собой эффект запоминания. Зависимость запоминания от деятельности, в ко­торой оно осуществляется, определяется и соотношением продуктивно­сти двух видов запоминания: непроизвольного и произвольного. В тех случаях, когда деятельность, в которой осуществляется непроизволь­ное запоминание, носит четко выраженный активный характер, требует от субъекта интеллектуальных усилий, продуктивность такого запоми­нания оказывается настолько значительной, что уже превышает успеш­ность произвольного запоминания.

Существенную роль играет и мотивация этой деятельности, а так­же то место, которое занимает тот или иной запечатлеваемый в памяти факт в жизни данного человека, значимость его для субъекта, отноше­ние, которое вызывает к себе у последнего то, с чем ему приходится иметь дело при выполнении той или иной деятельности, ведущей к не­произвольному запоминанию.

Принцип единства психики и деятельности находит свое четкое воплощение и в процессах мышления.

Один из важнейших вопросов, относящийся к проблеме мышления и деятельности и ставший предметом изучения в советской психологии, -вопрос о формировании умственных действий. Ему посвящены иссле­дования П.Я. Гальперина и его сотрудников.

Основная задача этих исследований определяется тем, как понима­ется автором и руководителем их главная линия психологического изу­чения действий.

Гальперин исходит из различения в каждом действии двух основных частей: ориентировочной и исполнительной. Первая намечает пути и способы действия, вторая реализует их. Характер и успешность дей­ствия, согласно Гальперину, непосредственно зависят от ориентировоч­ной части.

Весь переход от первого из этих этапов ко всем последующим пред­ставляет собой последовательную интериоризацию действия. Это пе­реход "извне внутрь". Именно в этом состоит главная линия изменений, наблюдаемых при переходе от данного этапа к другому. Это основой принцип, на котором строится вся концепция формирования умственных действий, развиваемая Гальпериным. Этот принцип, берущий начало в идеях, выдвигавшихся сначала Л.С. Выготским, затем А.Н. Леонтьевым, положен в основу многих исследований, проводившихся сторонниками этого направления. Реализация этого принципа предусматривает пере­ход от полностью развернутого действия, что характерно для действий с самими предметами, к наиболее обобщенной, сокращенной и автома­тизированной речевой форме умственного действия, достигаемой в ко­нечном счете овладения действием.

Для формирования полноценного действия необходима строгая по­следовательность в отработке каждого этапа, а на каждом из них -столь же четкая отработка определенных свойств действия. Без этой после­довательности каждая высшая форма действия становится чисто фор­мальной, чтобы избежать этого, всякая последующая форма действия обязательно должна строиться на основе предыдущей, которая уступа­ет ей место, лишь будучи уже полностью усвоенной.

Крупный вклад в психологию деятельности внесен трудами А.В. За­порожца и его сотрудников. Изучение ими перцептивных действий и дви­гательной деятельности, тесно связанное с исследованием ориентиро­вочной деятельности, имеет исключительно важное значение, посколь­ку ориентировка в окружающей действительности - одна из основных функций психики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 987.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...