Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принцип единства сознания и деятельности в трудах отечественных психологов
Деятельностный подход являлся одним из фундаментальных в отечественной психологии советского периода. В рамках этого подхода разрабатывались: теория личности, понимание предмета и задач психологии как науки, педагогические концепции. Одно из важнейших направлений работ советских психологов неразрывно связано с пониманием природы психического. Направление своей основой имеет важнейшее положение, которое характеризует природу психического: понимание его как отражение независимого от нашего сознания существующей объективной действительности, понимание психики как субъективного образа объективного мира. Отражение человеком действительности не есть пассивный процесс. Оно всегда связано с активной деятельностью людей, исходит их нее, в ней осуществляется, ее определяет Единство сознания и деятельности, психики и деятельности - один из важнейших принципов советской психологии, понимания ею природы психического. С большой определенностью этот принцип был обозначен впервые СП. Рубинштейном в его статье "Проблемы психологии в трудах К. Маркса". Выдвигая данный принцип, Рубинштейн исходил из ряда высказываний Маркса и Энгельса в их труде "Подготовительные работы для "Святого семейства"". Он критикует эклектические попытки сочетать прежнюю субъективную психологию с вновь возникшей психологией поведения, равно как и позиции механического материализма, отчетливо представленные в американском бихевиоризме. Деятельность человека, понятая как совокупность внешних реакций на внешние раздражители , была определена от действующего субъекта как конкретной сознательной исторической личности. Сознанию, оторванному от человеческой деятельности, поведенческая психология противопоставила деятельность, поведение, оторванное от сознания. Рубинштейн говорил о том, что каждое самое простое человеческое действие является неизбежно вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. В деятельности психика проявляется, через деятельность она может объективно познаваться, в деятельности она и формируется. "Деятельность и сознание, - пишет С.Л. Рубинштейн, - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство". И далее: "Как явление сознания не может быть однозначно определено вне своего отношения к предмету, так и акт поведения не может быть однозначно определен вне своего отношения к сознанию. Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения - один и тот же поступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно". Психология включает поэтому в область своего изучения и психологический аспект деятельности. Принцип единства сознания и деятельности, согласно Рубинштейну, дает возможность правильного решения и проблемы личности. Значительный вклад наряду с С.Л. Рубинштейном и независимо от него в разработку вопроса о психике и деятельности в тот же период времени был сделан также А.Н. Леонтьевым. Развитие психики ребенка, согласно взглядам А.Н. Леонтьева, определяется самой его жизнью, развитием реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Не все виды деятельности, однако, одинаково значимы для психического развития, тем более на ранних этапах его развития. Одни, замечает Леонтьев, играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности как обуславливающей главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. В 30-е годы проводился цикл экспериментальных исследований, в которых принцип единства сознания и деятельности получил свою конкретную реализацию. Центральное место в этих работах занимало изучение мотивации деятельности. Проведенные в этом направлении исследования выявили теснейшую зависимость как особенностей самой деятельности, так и ее продуктивности от характера мотивов, вызывающих данную деятельность. Видное место заняло также изучение самой психической деятельности как особого рода деятельности людей, равно как и исследование психических процессов. Из работ, относящихся к проблемам восприятия, можно указать ряд исследований, проводившихся независимо друг от друга под руководством Ананьева, Леонтьева, Запорожца по изучению, соответственно, осязательных, слуховых и зрительных ощущений. Анализ восприятия как деятельности вскрывает прежде всего наличие и существенное участие в нем моторных компонентов, являющихся счастливым выражением активного характера рецепции у человека. Особенное место двигательные компоненты занимают в процессах осязания. Широким и плодотворным является изучение этих процессов, проведенное ленинградскими психологами под руководством Б.Ананьева. Экспериментальные исследования советских ученых (В.П. Зинченко [1958], [1959], [1960], [1967], [1969], Б.Ф. Ломова [1961], А.Л. Ярбуса [1965] и др.), проводившиеся путем кинорегистрации движений глаз при восприятии различных объектов, показали, что помимо установочных движений глаза, наводящих его на подлежащий восприятию предмет, широко осуществляются разнообразные исследовательские движения зрительного рецептора. Наиболее четко такие движения выражены при первоначальном ознакомлении с объектом. В дальнейшем они все более "свертываются", сокращаются благодаря объединению ряда признаков воспринимаемых предметом в некоторые целостные образования. Таким образом, зрительное восприятие, так же, как и осязание, никак не является пассивным снятием слепка, копии объекта, а представляет собой активное действие, в ряде случаев сложную и в немалой мере разнообразную деятельность, включающую в себя ярко выраженные двигательные компоненты. Весьма важную роль играют моторные компоненты и в слуховых восприятиях. Этот факт был подвергнут широкому изучению в цикле исследований, проведенных под руководством Леонтьева (Гиппенрейтер и Овчинниковой) и обобщенных в его работе "О механизмах чувственного отражения". Моторные компоненты составляют существенную часть перцептивных действий. Однако они не исчерпывают всего содержания этих действий, хотя и дают возможность на основе исследования их самих до некоторой степени определить особенности другой - отнюдь не менее важной - составной части перцептивного действия: его интеллектуального и познавательного содержания, причем опять-таки именно как действия. Уже в работе А.Н. Леонтьева "Развитие памяти" были выявлены существенные различия в продуктивности запоминания в зависимости от деятельности, в которой оно осуществлялось, в соответствии с культурно-исторической теорией Л.С.Выготского. В работе П.И. Зинченко была выявлена зависимость успешности запоминания того, что является предметом деятельности, в которой это последнее осуществляется, когда испытуемым давались карточки с изображениями отдельных предметов и с написанными на этих карточках крупными цифрами и предлагалось расклассифицировать на несколько групп нарисованные на карточках предметы. В другой серии опытов испытуемым предлагались такие виды деятельности: а) решать арифметические задачи с уже имевшимися в них числами; б) самостоятельно придумать задачи; в) придумать задачи, включив в них числа, данные экспериментатором. В зависимости от того, какое место в деятельности субъекта занимал тот или иной объект, запоминание его оказывалось то более, то менее успешным. Зависимость запоминания от деятельности, выполняемой субъектом, как уже было сказано, ясно выступило и в опытах А.А. Смирнова. Предлагая своим испытуемым различные по степени трудности и, соответственно, по требовавшейся от них интеллектуальной активности задания, автор получал весьма различные показатели осуществлявшегося в этих случаях непроизвольного запоминания. Объекты более трудных действий воспроизводились лучше, чем то, что было предметом более легких действий. Слова, которые надо было писать якобы для испытания почерка, или же слова, предлагавшиеся экспериментатором в опытах по изучению свободных ассоциаций, запоминались хуже, чем такие же слова, на которые надо было реагировать, однако уже не любым, а только определенным образом -лишь связанными с ним по смыслу словами. Характер деятельности в большой мере определял собой эффект запоминания. Зависимость запоминания от деятельности, в которой оно осуществляется, определяется и соотношением продуктивности двух видов запоминания: непроизвольного и произвольного. В тех случаях, когда деятельность, в которой осуществляется непроизвольное запоминание, носит четко выраженный активный характер, требует от субъекта интеллектуальных усилий, продуктивность такого запоминания оказывается настолько значительной, что уже превышает успешность произвольного запоминания. Существенную роль играет и мотивация этой деятельности, а также то место, которое занимает тот или иной запечатлеваемый в памяти факт в жизни данного человека, значимость его для субъекта, отношение, которое вызывает к себе у последнего то, с чем ему приходится иметь дело при выполнении той или иной деятельности, ведущей к непроизвольному запоминанию. Принцип единства психики и деятельности находит свое четкое воплощение и в процессах мышления. Один из важнейших вопросов, относящийся к проблеме мышления и деятельности и ставший предметом изучения в советской психологии, -вопрос о формировании умственных действий. Ему посвящены исследования П.Я. Гальперина и его сотрудников. Основная задача этих исследований определяется тем, как понимается автором и руководителем их главная линия психологического изучения действий. Гальперин исходит из различения в каждом действии двух основных частей: ориентировочной и исполнительной. Первая намечает пути и способы действия, вторая реализует их. Характер и успешность действия, согласно Гальперину, непосредственно зависят от ориентировочной части. Весь переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действия. Это переход "извне внутрь". Именно в этом состоит главная линия изменений, наблюдаемых при переходе от данного этапа к другому. Это основой принцип, на котором строится вся концепция формирования умственных действий, развиваемая Гальпериным. Этот принцип, берущий начало в идеях, выдвигавшихся сначала Л.С. Выготским, затем А.Н. Леонтьевым, положен в основу многих исследований, проводившихся сторонниками этого направления. Реализация этого принципа предусматривает переход от полностью развернутого действия, что характерно для действий с самими предметами, к наиболее обобщенной, сокращенной и автоматизированной речевой форме умственного действия, достигаемой в конечном счете овладения действием. Для формирования полноценного действия необходима строгая последовательность в отработке каждого этапа, а на каждом из них -столь же четкая отработка определенных свойств действия. Без этой последовательности каждая высшая форма действия становится чисто формальной, чтобы избежать этого, всякая последующая форма действия обязательно должна строиться на основе предыдущей, которая уступает ей место, лишь будучи уже полностью усвоенной. Крупный вклад в психологию деятельности внесен трудами А.В. Запорожца и его сотрудников. Изучение ими перцептивных действий и двигательной деятельности, тесно связанное с исследованием ориентировочной деятельности, имеет исключительно важное значение, поскольку ориентировка в окружающей действительности - одна из основных функций психики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1903. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |