Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отечественная психология в 60 - 70-е годы
В этот период значительно расширилась и углубилась работа по уже изучавшимся ранее проблемам. Успешно решались многие вопросы психологической теории. Значительно повысился методический уровень психологических работ. Ширится опора на математику; учитываются и используются достижения теории информации, кибернетики, современной техники. Важное значение для развития теории психологии имело созванное в 1963 г. Институтом философии АН СССР Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Значительными событиями в советской психологической науке были очередные (I, li, 111 и IV) съезды Общества психологов СССР, проходившие в 1959, 1963, 1968 и 1971 годах, на которых наряду с многочисленными сообщениями о конкретных исследованиях существенное место занимали также и теоретические доклады. Дискутировались такие проблемы психологической теории, как вопрос о природе психического, о роли врожденного и приобретенного в развитии психики, вопрос о предмете психологической науки на современном этапе ее развития. Опубликована работа С.Л. Рубенштейна "Человек и мир" (1973) ряд теоретических статей А.Н. Леонтьева, сборник "Методологические и теоретические проблемы психологии", монография Д.И. Дубровского "Психические явления и мозг" и ряд других работ. В области физиологии продолжало развиваться изучение основных свойств нервной системы как физиологической базы индивидуально-психологических различий. Исследования проводились под руководством Б.М. Теплова. Большое внимание в этих работах уделялось одной из важных проблем дифференциальной психофизиологии - вопросу об общих и парциальных свойствах нервной системы. Полученные во многих исследованиях данные свидетельствуют о значительных расхождениях в характеристике особенностей высшей нервной деятельности у одного и того же человека в зависимости от ряда условий: а) от характера реакций, б) от различий в модальности раздражителей, в) от различий в подкрепляющих воздействиях. Все это говорит о парциальности свойств нервной системы, а следовательно, как будто бы и о невозможности найти какие-либо общие, характерные для данного человека свойства, наиболее типичные для него, не зависящие от названных выше условий. В последние годы продолжалось изучение соотношения зрения и кинестезии и роли движений в зрительных восприятиях. Исследования проводили А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, ЕА Андреева, Н.Ю. Верги-леса, Б.Ф. Ломова, которые содержали новые данные о взаимодействии глазодвигательной и собственно зрительной систем. Одной из новых проблем, относящихся к процессам восприятия, является вопрос о пропускной способности человека в условиях приема им информации, или, иначе говоря, вопрос о количестве информации (выраженном в битах) в определенную единицу времени (в секундах). Советские исследователи (В.Д. Глейзер и И.И. Цукерман) на основании своих исследований считают пропускную способность зрительной системы, выявленную при опознании объектов, равной 50-70 бит/сек [1961]. Ряд новых проблем поставлен и изучается психологами в области памяти. Процесс запоминания, как показали работы Ляудис, включает в себя четыре операции: а) ознакомление со всем подлежащим запоминанию материалом и отнесение его элементов к категориям собственного опыта; б) выделение способа группировки элементов (или выделение групп); в) установление внутригрупповых отношений элементов и комплектование групп; г) установление межгрупповых отношений. Ряд исследований посвящен изучению путей целенаправленного формирования у детей разного возраста (дошкольников и младших школьников) приемов логического запоминания (смысловая группировка материала, смысловое соотнесение). К числу новых направлений исследований памяти относилось изучение так называемой оперативной памяти. Новый раздел работ по изучению мнемических процессов составляли исследования кратковременной памяти. Определению зависимости ее от характера задач (познавательной и мнемической), от способа деятельности были посвящены работы Г К. Середы и его сотрудников. В особом направлении проводились исследования В.П. Зинченко и его сотрудников, также посвященные изучению кратковременной памяти. Одна из относящихся сюда проблем - определение объема кратковременной памяти в условиях подпорогового накопления информации. Значительное число работ, опубликованных в 60-е годы, посвящено вопросам психологии мышления. Сюда относится ряд монографий (авторы: Я.А. Пономарев [1960], [1967а], [19676]; В.Н. Пушкин [1965], [1967]; К.А. Славская [1968]; АН. Соколов [1968]; O.K. Тихомиров [1969]; А.В. Бруш-линский [1970], тематические сборники ("Исследования мышления в советской психологии" [1966], "Проблемы эвристики" [1969]) и значительное число научных статей, посвященных как теоретическим проблемам, так и итогам многочисленных экспериментальных исследований. Одним из основных направлений научных исследований 60 - 70-х годов является изучение мыслительной деятельности как процесса решения задач. Непосредственным объектом изучения в разных работах являлись задачи, имеющие место в учебной и профессионально-трудовой деятельности человека, в его игровой деятельности (шахматы), а также ряд специально составленных интеллектуальных задач, предназначенных для лабораторного исследования. Значительное внимание уделено таким важным компонентам мыслительной деятельности, как исходный замысел решения задачи и тесно связанная с ним характеристика искомого в задаче. Видное место в характеристике процессов решения задач занимает сбор информации о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию. Это - существенное звено решения задачи, поскольку из всего многообразия признаков ситуации должны быть выделены наиболее актуальные для данной задачи. Из других исследований процессов мышления как решения задач следует указать работы Л.Л.Гуровой [1968], а также ряда украинских психологов - Е.И. Машбица, А.В. Скрипченко, Т.В. Космы и других, изучавших процессы решения учебных мыслительных задач. В итоге этих работ дана характеристика ряда сторон или стадий решения задач: осознания условий задачи, поисков путей ее решения, выбора способов действия, их применения и т.д. К исследованиям в области психологии мышления примыкает значительное число работ по вопросам психологии языка и речи. Этой проблемой занимались также Б.Ф. Баева, Г. Мчедлишвили. Вопросы психологии письменной и устной речи представлены в исследовании И.Е. Синицы, письменной речи - в работах К. Мдивани. Особый раздел составляют труды по проблемам психолингвистики (А.А. Леонтьев, А.А. Брудный и другие). Вопросом изучения взаимосвязи интеллекта и речи в свете данных этно- и лингвопсихологии занимался М.М. Муканов. Переход к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизни открывает путь для дальнейшего формирования личности, в частности, для формирования отношения к учению и развития познавательных интересов. Ряд исследований в области психологии личности было посвящено изучению нравственного развития детей и молодежи. Таковы выполненные в разное время работы украинских психологов А.Н. Раевского, П.Р Чаматы, А.И. Жаворонко, исследования И.М. Краснобаева, Е.П. Ересь, Е.К. Матлина, Д.И. Фельдштейна, Э.С. Натанзон, Т. Атаева, О.Г. Редже-пова и других. Значительное внимание уделялось проблеме структуры личности и ее моделированию. А. Г. Ковалев [1970], например, в соответствии с наметившейся в данный период классификацией психических явлений выделяет три вида этих явлений (психические процессы, психические состояния и психические свойства человека) и дает описание связи процессов и состояний и переходов от состояний к свойствам личности. В.Н. Мясищев добавляет к указанным трем видам явлений еще один их вид: отношения личности [1960]. Б.А. Ананьев считает необходимым дополнить трехчленный ряд, указываемый Ковалевым (процессы, состояния, свойства), явлениями, носящими психофизический характер, а именно: психофизическими функциями (сенсорными, мнемическими и другими) и общей элементарной мотивацией поведения (туда входят потребности и установки). Человек же, по его мнению, как активный деятель в окружающем его мире есть субъект труда, общения, познания, всегда осуществляемых в системе общественных связей и взаимосвязей, то есть является личностью, характеризующейся совокупностью общественных отношений. В ином направлении делает попытку характеризовать структуру личности К. К. Платонов [1969]. Им выделяются следующие четыре основные подструктуры личности: 1) исключительно социально обусловленная подструктура (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, умения, навыки, привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; 4) биологически обусловленная подструктура (темперамент и органически патологические особенности). Новое направление исследований личности, включающее в себя изучение и психофизиологических параметров человека, представляет собой широкий круг работ, начатых в 60-е годы по инициативе и под руководством Б.Г. Ананьева в области, обозначаемой им как человекозна-ние, или единое фундаментальное учение о человеке, синтезирующее итоги комплексного изучения человека, достижение многих изучающих его наук. Итоги комплексных исследований, проведенных в области "единого учения о человеке", обобщаются Ананьевым главным образом по двум "очагам" человекознания: по вопросам онтогенеза (жизненного пути человека) и по проблемам личности. Специальный раздел составляют проблемы полового диформизма в онтогенетической эволюции. В этом аспекте рассматриваются данные о половой дифференциации моторных функций и о половых различиях некоторых хронометрических показателей, в частности, показателей скорости моторных и словесно-ассоциативных реакций. Предметом особого рассмотрения являются вопросы соотношения возрастно-половых различий с нейродинамическими свойствам человека, с типическим особенностями нервной системы (в период роста и созревания и в период старения), а также проблемы нейропсихической регуляции в процессе онтогенетического развития. Отмечается иерархический (вертикальный) характер нейропсихического регулирования (кортикоретикулярная система регулирования) и дополнительная - горизонтальная, или билатеральная, - система регулирования. В разделе, посвященном проблеме личности, рассматривается роль социальных ситуаций в развитии личности, понятие социального статуса и пути его изучения, вопросы общественных функций человека, понятие роли и ценностных ориентации, многообразие характеристик личности. В заключительном разделе дается трактовка личности, с одной стороны, как открытой системы, взаимодействующей с миром и им детерминированной, а с другой стороны, как закрытой, замкнутой системы вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств, "встроенной в открытую систему взаимодействия с внешним миром, образующую самосознание и "Я" как ядро человеческой личности". Благодаря этому противоречивому сочетанию сознание человека является одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром личности. Видное место среди работ, посвященных возрастным особенностям школьников, занимает фундаментальное исследование психологии подростков, проведенное под руководством Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуно-вой. В этом труде широко использован метод так называемого продольного (лонгитюдинального) изучения одних и тех же подростков на протяжении ряда лет, что дало возможность проследить переходы с одного этапа развития их на другой. Дается анализ этических норм поведения, складывающихся у младших подростков и имеющих существенное значение для их нравственного развития. Из числа вопросов, не получивших еще единого решения в советской психологии, необходимо указать на вопрос о соотношении абстрактного и конкретного в процессе обучения. В концепции Д.Б. Экольнина и В.В. Давыдова считалось возможным широко вводить обобщение и абстракцию в процесс обучения, начиная с самых младших классов школы. Эта позиция получила широкое теоретическое обоснование в труде Давыдова "Виды обобщения в обучении" [1972]. Иную позицию в данном вопросе занимали ряд других советских ученых, в частности, НА Менчинская, которая в одной их своих работ (сборник "Обучение и развитие младших школьников" [1970]), рассматривая вопросы умственного развития младших школьников в связи с новыми школьными программами, пишет: "Неправомерно, с нашей точки зрения, считать, что в условиях повышения теоретического уровня образования имеет значение развитие только абстрактного мышления" (таковы взгляды Д.Б. Экольнина и В.В.Давыдова). Исследования, проведенные в лаборатории под руководством Н.А. Менчинской, как она отмечает в своей работе, "показывают, что под влиянием обучения происходят качественные изменения и в конкретном, и в абстрактном мышлении (а также в формах их взаимодействия)". В этих исследованиях, по словам автора, развивается идея П.П. Блонского относительно того, что школьное образование воздействует на мышление школьника в двух противоположных направлениях, делая его одновременно и более абстрактным, и более конкретным. Н.А Менчинская считает, что при решении вопроса о содержании программы должно приниматься во внимание не только то, что ребенок может усвоить. Стремление ускорить прохождение ребенком более поздних этапов в развитии мышления не является правомерным; нужно добиваться другого, а именно - чтобы мышление, свойственное ребенку в определенный возрастной период, получило бы наиболее полное развитие. Индивидуальным различием детей в младшем школьном возрасте посвящены также работы Л.С. Славиной. Цикл ее исследований в этой области [1951а], [19516], [1955], [1958], [1966] позволил выявить конкретные причины возникновения разного рода трудностей в поведении и учебной деятельности детей, в частности, характер и источники своеобразных "смысловых барьеров", возникающих между взрослыми и детьми и препятствующих положительному влиянию взрослого на ребенка. В последней из указанных выше работ Л.С. Славиной [1966] объектом исследования были дети с аффективным поведением. Их детальное изучение позволило установить, что у всех исследованных в этой работе детей имелось расхождение между их притязаниями и фактической возможностью удовлетворить эти притязания, сочетающиеся с неуверенностью ребенка в правильности своей самооценки (обычно завышенной), с сомнением в своих возможностях, а в некоторых случаях - даже и с неосознаваемой самими детьми относительно низкой по сравнению с притязаниями оценкой. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 490. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |