Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Переломы в развитии науки в 30 - 50-е годы




В 50-е годы произошел второй "великий перелом" в развитии психоло­гической науки (первый следует отнести к 1936 году, когда были разгром­лены педология и психотехника). Второй "перелом" осуществила Объеди­ненная научная сессия АН и АМН CCCR посвященная учению И.П. Пав­лова. В дальнейшем ее назвали павловской.

Сессия с самого начала приобрела антипсихологический характер. Идея, согласно которой психология должна быть заменена физиологи­ей высшей нервной деятельности, а стало быть ликвидирована, в это время не только носилась в воздухе, но и уже материализовалась. Осо­бо подчеркивалось, что психология не отвечает принципам диалекти­ческого материализма. Что означало в те времена отлучение науки от диалектического материализма? Тогда всем было ясно, какие могли быть после этого сделаны далеко идущие "оргвыводы".

На сессии психологи отстаивали свое право на существование, ко­торое оказалось под смертельной угрозой. При этом они вынуждены были прибегнуть к тому, что может быть названо "тактикой выживания", кото­рая смогла бы предотвратить окончательное поражение науки - ее пол­ную ликвидацию.

Под угрозой оказывалось само существование предмета психологии как самостоятельной науки. Если бы в резолюции съезда было сказано, что психология не имеет своего предмета, то это означало бы ее уничто­жение. Такого рода опыт уже был - уничтожены педология, психотехни­ка, генетика, психосоматика. Поэтому основной пафос и смысл выступ­лений психологов на съезде - отстаивание предмета своей науки, при­чем любыми способами.

Отправляясь от работ И.П. Павлова о типах внешней нервной дея­тельности, Б.М. Теплов и его ученик и сотрудник В.Д. Небылицин сдела­ли попытку углубить понимание природы темперамента. Психофизио­логические свойства нервной системы проявляются прежде всего в осо­бенностях темперамента: скорости, интенсивности, темпе психических процессов и состояний. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (ее мотивы, ценностные ориентации, сомнения, веру и неверие и т.п.), не выявляет бедность или богатство душевной жизни человека. Душа человека оставалась забытой на обочине дороги, по которой двинулись многочисленные исследователи.

С течением времени удельный вес психофизиологических исследо­ваний существенно снизился, но принципы изучения личности, сложив­шиеся в предшествующий период, еще долго сохраняли свою инерцию.

Административный произвол лишал науку творческого начала. Од­нако психология при всех потерях выстояла, вышла из анабиоза, в 60-70-е годы она даже понемногу начала набирать скорость, используя ускорение, которое придало ей осуждение культа личности. В последнее время психология получила новые импульсы для развития.

Было полностью блокировано и с трудом в дальнейшем восстанов­лено развитие социальной психологии и психологии личности как соци­ального системного качества индивида. Углубленное изучение личности в ее связях с окружающим миром, его экономическими и политическими проблемами представляло серьезную опасность существующей систе­ме и поэтому исключалось из научного обихода фактически до середи­ны 60-х годов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 552.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...