Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление когнитивной психологии




В истории часто бывает так, что заметить появление чего-то нового можно лишь задним числом, когда явление уже стоит в полный рост. Когнитивная психология не возникла за одну ночь. Нельзя также при­писать ее становление настойчивости какого-то одного исследователя, который, подобно Джону Уотсону, создал новое направление практически в одиночку Как и функционализм, когнитивная психология не имеет сво­его отца-основателя, возможно, потому, что ни у кого из исследователей не хватило личных амбиций, чтобы возглавить новое движение самому. Их гораздо в большей степени интересовало дальнейшее продвижение психологического знания.

История называет двух ученых, которые, хотя формально и не могут считаться основателями когнитивной психологии, все же, как это мы те­перь видим, заложили (один - основав исследовательский центр, а дру­гой - выпустив книгу) фундамент нового движения. Их деятельность - вехи на пути становления когнитивной психологии. Это Джордж Миллер и Ульрик Найссер.

Джордж Миллер (р. 1920) начал свою научную карьеру с изучения английской филологии и лингвистики в университете штата Алабама. Магистерский диплом он получил в 1941 году также в области лингвис­тики. Еще будучи студентом, он заинтересовался психологией. В даль­нейшем он работал в Гарвардском университете в психоакустической лаборатории, занимаясь проблемами речевой коммуникации, где полу­чил докторскую степень. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием "Язык и общение" (Language and Communication). В этот период творчества Миллер придерживался бихевиористских позиций, отмечая впослед­ствии, что, собственно, выбор был невелик, поскольку во всех универси­тетах и профессиональных организациях ведущая роль принадлежала бихевиористам

В середине 50-х годов он увлекся использованием статистических мето­дов в изучении процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления. В этот период он приходит к вы­воду, что бихевиоризм, как он выразился, "выдыхается". Сходство меж­ду деятельностью мышления и компьютерными операциями настолько потрясло Миллера, что его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии. Переходу на позиции когни­тивной психологии также способствовал бунтарский дух Миллера, столь свойственный представителям нового поколения психологов. Они были готовы восстать против всего, чему их учили в университете, ради со­здания нового подхода, ставящего в центр внимания не поведение, а процесс познания.

Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером (р. 1915) он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер обратился к университетскому началь­ству с просьбой о выделении помещения, и в 1960 году такое помеще­ние было предоставлено. Это был дом, в котором когда-то жил сам Ви­льям Джеймс.

Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих иссле­дований термин "когнитивная". Именно так они и назвали новый иссле­довательский центр- Центр когнитивных исследований.

Молодые люди впоследствии вспоминали, что ни один человек в Центре не мог внятно объяснить, что же все-таки означает слово "когни­тивная" и что из всего этого следует. Собственно, Центр и не создавался для чего-то конкретного, скорее против. В этом и была вся суть.

Это уже был не бихевиоризм. Новая позиция выходила далеко за рамки господствующей догмы, "истеблишмента". Создавая Центр, его основатели стремились выразить только одно - насколько далеки они от бихевиоризма. Как мы уже видели раньше, каждое новое течение на­чинает с того, что отделяет себя от предшествующих концепций. Подоб­ное различение - необходимый этап развития, вслед за которым долж­ны следовать ответы на вопросы "Кто мы?" и "Куда идем ?".

Несмотря на весь революционный дух когнитивной психологии, Мил­лер все же не считал это настоящей научной революцией. Он пользо­вался термином "органический рост" - изменение посредством медлен­ного роста или накопления, считал, что развитие идет преимущественно эволюционным, а не революционным путем. С этой точки зрения новое направление - возврат к психологии здравого смысла, для которого было совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития, - большинство из которых уже полностью исчезло из словаря бихевиористов. Позднее Миллер организовал программу когнитивных исследований и в Принстонском университете.

В признание его заслуг Миллера в 1969 году избирают президентом Американской психологической ассоциации и присуждают ему награду "За выдающийся вклад в науку" и Золотую медаль в области приклад­ной психологии. Но, пожалуй, самым значительным признанием его вкла­да стала широкая сеть разнообразных лабораторий когнитивной психо-логии, возникшая вслед за стремительным развитием сформу­лированного им нового направления.

Ульрик Найссер (р. 1928) родился в Германии в г. Киле. В Соединен­ные Штаты родители привезли его в возрасте трех лет. Первоначально он изучал физику в Гарвардском университете. Под впечатлением блес­тящих лекций одного из молодых профессоров по имени Джордж Мил­лер Найссер решил, что физика не для него, и переключился на изуче­ние психологии. На его развитие также оказала влияние книга Коффки "Принципы гештальт-психологии".

Получив степень бакалавра в Гарварде в 1950 году, Найссер продол­жил образование в Свартморском колледже под руководством пред­ставителя гештальт-психологии Вольфганга Келера. Для получения док­торской степени он вернулся в Гарвард, где успешно защитил дис­сертацию в 1956 году.

Найссер нашел бихевиоризм не только забавным, но и слегка "не­нормальным", когда ему посчастливилось получить свою первую акаде­мическую должность в университете Брандейса, где факультет психоло­гии возглавлял Абрахам Маслоу. В этот период и сам Маслоу как раз понемногу отходил от бихевиоризма и размышлял над основами гума­нистического подхода. Маслоу не удалось склонить Найссера к гумани­стической психологии, как не удалось ему и гуманистическую психоло­гию сделать "третьей силой" в психологии. Однако знакомство с ним подвигло Найссера в сторону когнитивных исследований. (Найссер впо­следствии настаивал на том, что именно когнитивная психология и состав­ляет ту самую "третью силу", а вовсе не гуманистическая психология.)

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием "Когнитивная психология". Этой книге суждено было "открыть новое поле исследова­ния". Найссер отмечал, что книга носит личный характер, это попытка определить самого себя как психолога, каким он есть или хотел бы быть. В книге также давалось и определение нового подхода в психологии. Книга пользовалась необычайной популярностью, и в один прекрасный момент Найссер обнаружил, что его называют "отцом" когнитивной психо­логии. В действительности же у него не было намерения основывать новую школу. Но тем не менее эта книга в значительной мере способ­ствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению ее к пробле­мам познания.

Найссер определил познание как процесс, при помощи которого "вхо­дящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, об­работке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются... Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности" (Neisser. 1967 Р. 4). Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

Спустя девять лет после выхода в свет своей эпохальной книги Най­ссер опубликовал еще одну работу под названием "Познание и реаль­ность" (1976). В этой работе он выражал неудовлетворенность явным сужением позиции когнитивной психологии, которая слишком полагает­ся на исследования искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изу­чению реальных жизненных случаев. Он посчитал себя разочарован­ным, полагая, что когнитивная психология со времени своего появления внесла весьма скромный вклад в понимание того, каким образом чело­веческое познание строится в действительности.

В итоге, являясь одной из ключевых фигур в становлении когнитив­ного движения, Найссер сам же стал его откровенным и ярким критиком. Он подверг сомнению когнитивное движение точно так же, как прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее время он сотрудничает с уни­верситетом Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого в течение 17 лет он работал в Корнеллском университете, где неподалеку от его кабинета хранился препарированный мозг Э.Б. Титченера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...