Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование бессознательных процессов




Бурное развитие исследований сознательных психических процес­сов вызвало вспышку интереса к бессознательной познавательной дея­тельности.

Это, правда, не то бессознательное, о котором говорил Зигмунд Фрейд, - переполненное неудовлетворенными вожделениями и воспо­минаниями, которые можно поднять на уровень сознания в результате длительной психоаналитической работы. Новый взгляд на природу бес­сознательного представлял его более рациональным и эмоциональ­ным. Бессознательное проявляет себя уже на начальной стадии человеческого познания - на стадии реагирования на стимул. Бессо­знательное - это интегральная часть процессов научения и обработки информации, а потому его можно изучать в ходе контролируемого экс­перимента.  

Для того, чтобы отделить понимание бессознательного в когнитив­ной психологии от бессознательного в психоанализе (а также от ряда чисто физических состояний отсутствия сознания: обморока, сна или комы), некоторые представители когнитивного движения предпочитают говорить о неосознанном. Это понятие оказалось для когнитивной пси­хологии столь важным, что многие исследователи считают, что большая часть психических процессов у человека проходит на неосознанном уров­не. Это обстоятельство было подтверждено экспериментально для та­ких поведенческих актов, когда воспринимаемая информация не осо­знается, а действие носит автоматический характер.

В одном из популярных исследований испытуемым предъявляют некие стимулы на подпороговом уровне восприятия либо же на время, меньшее его индивидуального порога осознанного реагирования. В этих случаях испытуемые не могут сознательным образом обрабатывать по­лучаемую информацию, однако они все же реагируют на стимулы. На основании этих экспериментов исследователи пришли к выводу, что че­ловек способен реагировать на стимулы, которые в действительности не видит и не слышит, то есть на подпороговые стимулы.

Эти и другие исследования подобного рода привели когнитивную психологию к заключению, что процесс познания как в эксперимен­тальных условиях, так и в естественных развертывается на двух уров­нях - сознательном и несознательном. Причем наибольший объем пси­хической деятельности в процессе познания происходит как раз на не­сознательном уровне. Кроме того, исследования показывают, что имен­но на этом уровне обработка информации протекает быстрее и эффек­тивнее (даже если это касается достаточно сложной информации).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...