Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логотерапия как направление современной зарубежной психологии




Одним из влиятельных направлений современной зарубежной пси­хологии является логотерапия австрийского психолога В. Франкла (р. 1905). В. Франкл является основателем "Третьей Венской школы пси­хотерапии" (первая - психоанализ 3. Фрейда,вторая - индивидуальная психология А. Адлера). Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. "Согласно логотерапии борьба за смысл жизни является ос­новной движущей силой человека. Поэтому я говорю о "стремлении к смыслу" в противовес принципу удовольствия (иначе - "стремлению к удовольствию", на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ, а также в противовес "стремлению к власти", выделяемому адлеровс-кой психологией".

В. Франкл - представитель того поколения, которое дало науке мно­го ярких имен. Он учился у 3. Фрейда и А. Адлера, беседовал с М. Хай-деггером, лично знаком с К. Лоренцом. Его судьба сплелась с наиболее трагичными событиями, связанными с разгулом фашизма, а то, как он пережил все, что выпало на его долю, вызывает глубокое уважение. Три года, проведенные в гитлеровских лагерях смерти Освенцима, Дахау и Терезиенштадта, не сломили его духа. Именно здесь он укрепился в мысли о том, что не от условий, а прежде всего от самого человека, зависит, как он будет себя вести.

По Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос -своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существо­вания, он испытывает скуку, предается пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Источником экзистен­циального вакуума, согласно Франклу, является современный со­циальный мир, критика которого во многом созвучна размышлениям Э. Фромма.

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составля­ет сущность существования применительно к каждому человеку. Обре­тение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.

В то же время смысл нельзя найти внутри себя - в своем теле или в душе, но только обращаясь к окружающему миру. Человеческое суще­ствование поэтому не есть самоактуализация, как считает Маслоу, но есть самотрансценденция, то есть выход в другое, отличное от сомати­ческих и психических детерминант существования, духовное его изме­рение, которое и есть смысл. Смысл достигается, во-первых, путем со­вершения деятельности: Жизнь человека - это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки четких позиций в отношении к различ­ным жизненным ситуациям.

В соответствии с этими представлениями Франкл разработал психо­терапию - логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. "Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим про­цессом. В этом отношении логотерапия сходна с психоанализом. Однако в своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления. Лого­терапия расходится с психоанализом в том, что она рассматривает че­ловека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов".

Логотерапия применяется не только к больным людям, но и за пре­делами клиники к здоровым людям как профилактическое средство. Она адресуется человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, помочь найти в себе силы, чтобы сопротивляться опас­ным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании и так далее, которые не могут быть решением жизненных проблем. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, на­правленные на диагностику экзистенциального вакуума.

Значительность проблем, составляющих теорию и практику логоте-рапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обрете­ния смысла жизни, борьба за который является основной движущей си­лой человека, подчеркивание духовной природы смысла человеческой жизни, гуманизм в понимании человека, в отношении к каждому челове­ку как уникальному в своей неповторимости в противоположность мно­гочисленным распространенным в психологии механистическим и био-логизаторским взглядам на человеческую душу и соответствующим пси­хотерапевтическим техникам определяют особое место этого направле­ния в современной зарубежной психологической науке. В отечествен­ной психологии, пожалуй, только С.Л. Рубинштейн в своей работе "Че­ловек и мир" обращается к вопросам специфики человеческого способа существования, решая их с позиций марксистской философии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...