Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные направления в развитии гуманистической психологииСтр 1 из 14Следующая ⇒
ИСТОРИЯ Психологии Методические материалы к курсу лекций В 2-х частях Часть 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "МОГИЛЕВСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А. КУЛЕШОВА" ИСТОРИЯ Психологии Методические материалы к курсу лекций В 2-х частях Часть 2
Составитель И.Р. Иванова
УДК 159.9(091) ББК 88.1 И90
Печатается по решению редакционно-издательского и экспертного совета МГУ им. А. А. Кулешова Рецензент кандидат педагогических наук доцент МГО ИПК и ПРР и СО Л. Г. Зайцева История психологии : метод, материалы к курсу лекций. В 2-х ч. Ч.2 / Сост. И.Р. Иванова. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2006. -40 с. Методические материалы к курсу лекций "История психологии" (Ч. 2) подготовлены в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта и типовой программы, разработанных для специальности "Психология". Данное пособие поможет студентам-психологам разобраться в наиболее важных темах, отражающих процесс развития основных течений современной зарубежной психологии, а также в своеобразии путей развития отечественной психологии во второй половине XX века. Данные материалы могут быть использованы студентами других специальностей, изучающих курс "Психология", а также слушателями ИПК. Часть 1 вышла в МГУ им. А.А. Кулешова в 2005 году. УДК 159.9(091) ББК 88.1
© Иванова И.Р., составление, 2006 © МГУ им. А.А. Кулешова, 2006
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка современного специалиста-психолога требует не только хорошего знания истории и методологии психологии, но и умения разбираться в многообразии теорий и направлений современного этапа развития науки, оценивать тенденции и пути ее дальнейшего развития. В данной части методических материалов к курсу лекций "История психологии" студентам для освоения предлагаются темы, освещающие как наиболее важные, этапные события в развитии современной зарубежной психологии, так и основные вехи развития отечественной психологии во второй половине XX века. В пособии дается критический анализ наиболее значимых психологических направлений современности. Предложенные студентам вопросы для самостоятельной подготовки, список основной и дополнительной литературы помогут расширить и углубить полученные в ходе изучения курса знания.
Тема 1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Современная зарубежная психология, пройдя этап влияния бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии, к середине XX века выработала множество идей, отличных от традиционных взглядов психологии посткризисного периода и во многом являющихся антитезисными для основных теорий этого периода. Новые тенденции в развитии науки и общества требовали от исследователей пересмотра сложившихся взглядов на природу человека. Кроме того, происходит активное развитие смежных наук - нейрофизиологии, нейроморфологии, психогенетики, нейропсихологии, межкультурных исследований. Изобретение различных ЭВМ, компьютерных программ, бурный технический прогресс также оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и проводимые в ее недрах исследования и опыты. Таким образом, создаются новые направления в психологии, каждое из которых предлагает свое понимание задач психологии и психотерапии, отношение к природе психического и детерминантам развития личности. Наиболее значимыми среди множества направлений стали: гуманистическая психология, когнитивная психология и логотерапия В. Франкла. Основные направления в развитии гуманистической психологии Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны "образа-Я" и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Сосредоточившись на изучении поведения, сторонники данного подхода игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности. Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистичекой психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах XX века, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Основные идеи и положения гуманистической психологии были сформированы такими учеными-гуманистами, как Г. Ол-порт, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют человеческое достоинство. Эти факты, также, как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы XX века, продемонстрировали ограниченность существовавших подходов к исследованию личности, мотивации поведения человека. Нужны были новые подходы, интерпретирующие стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности. Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX века, прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей. Теория А. Маслоу А. Маслоу (1908 -1970 ) по праву считается "духовным отцом" гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Собственная теория А. Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах "К психологии бытия" (1968), "Мотивация и личность" (1970) и др. Собственная теория А. Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах "К психологии бытия" (1968), "Мотивация и личность" (1970) и др. Отвергая в целом достижения психоанализа и бихевиоризма, А. Маслоу выдвигает идею о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного существующим. Маслоу провел исследование личностей лучших представителей человечества, как современников, так и предшественников, на основе которого создал теорию потребностей, которая впоследствии получила колоссальное распространение не только в психологии, но и рекламе, социологии, философии. Согласно его теории потребности человека имеют иерархическую структуру и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения потребности более низкого уровня. Иерархия потребностей такова: - физиологические потребности - в пище, сне, сексе и т.п.; - потребность в безопасности - стабильности, порядке; - потребность в любви и принадлежности - семье, дружбе; - потребность в уважении - самоуважении, признании; - потребность в самоактуализации - развитии способностей. Одно из слабых мест в теории А. Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии. Не только критики, но и его последователи показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности остались неудовлетворенными. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса - потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. Этим людям в то же время присущи не только открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии и независимости от окружающей среды и культуры. Так, в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Оптимальным, считал автор, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение, исходя из нее. При этом самоактуализация является не одномоментным актом, а процессом, не имеющим конца, в котором есть свои этапы, взлеты и падения. Маслоу выделяет в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание ("пик-переживание"), или длительное ("плато-переживание"). Это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не де-фициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации. А. Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |