Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления в развитии гуманистической психологии




ИСТОРИЯ

Психологии

Методические материалы

 к курсу лекций

В 2-х частях

Часть 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "МОГИЛЕВСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. КУЛЕШОВА"

ИСТОРИЯ

Психологии

Методические материалы

к курсу лекций

В 2-х частях

Часть 2

 


Составитель

 И.Р. Иванова

 

 


                                                                 

                                             

 

Могилев 2006


 

УДК 159.9(091)

ББК 88.1

   И90

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского

 и экспертного совета МГУ им. А. А. Кулешова

Рецензент

кандидат педагогических наук доцент

МГО ИПК и ПРР и СО

Л. Г. Зайцева

История психологии : метод, материалы к курсу лекций. В 2-х ч.      Ч.2 / Сост. И.Р. Иванова. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2006. -40 с.

Методические материалы к курсу лекций "История психологии" (Ч. 2) подготов­лены в соответствии с содержанием государственного образовательного стандар­та и типовой программы, разработанных для специальности "Психология". Данное пособие поможет студентам-психологам разобраться в наиболее важных темах, отражающих процесс развития основных течений современной зарубежной психо­логии, а также в своеобразии путей развития отечественной психологии во второй половине XX века. Данные материалы могут быть использованы студентами других специальностей, изучающих курс "Психология", а также слушателями ИПК.

Часть 1 вышла в МГУ им. А.А. Кулешова в 2005 году.




УДК 159.9(091)

ББК 88.1

 

© Иванова И.Р., составление, 2006

                                                                                    © МГУ им. А.А. Кулешова, 2006

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Подготовка современного специалиста-психолога требует не только хорошего знания истории и методологии психологии, но и умения разби­раться в многообразии теорий и направлений современного этапа раз­вития науки, оценивать тенденции и пути ее дальнейшего развития.

В данной части методических материалов к курсу лекций "История психологии" студентам для освоения предлагаются темы, освещающие как наиболее важные, этапные события в развитии современной зару­бежной психологии, так и основные вехи развития отечественной психо­логии во второй половине XX века. В пособии дается критический ана­лиз наиболее значимых психологических направлений современности.

Предложенные студентам вопросы для самостоятельной подготов­ки, список основной и дополнительной литературы помогут расширить и углубить полученные в ходе изучения курса знания.

 

Тема 1

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Современная зарубежная психология, пройдя этап влияния бихевио­ризма, психоанализа и гештальтпсихологии, к середине XX века выра­ботала множество идей, отличных от традиционных взглядов психоло­гии посткризисного периода и во многом являющихся антитезисными для основных теорий этого периода. Новые тенденции в развитии науки и общества требовали от исследователей пересмотра сложившихся взгля­дов на природу человека. Кроме того, происходит активное развитие смежных наук - нейрофизиологии, нейроморфологии, психогенетики, нейропсихологии, межкультурных исследований. Изобретение различ­ных ЭВМ, компьютерных программ, бурный технический прогресс также оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и про­водимые в ее недрах исследования и опыты.

Таким образом, создаются новые направления в психологии, каж­дое из которых предлагает свое понимание задач психологии и психоте­рапии, отношение к природе психического и детерминантам развития личности. Наиболее значимыми среди множества направлений стали: гуманистическая психология, когнитивная психология и логотерапия В. Франкла.

Основные направления в развитии гуманистической психологии

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обога­тило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнори­ровал изучение таких важнейших характеристик, как качественное свое­образие личности каждого человека, возможность сознательно и целе­направленно развивать определенные стороны "образа-Я" и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследова­нию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления.

Сосредоточившись на изучении поведения, сторонники данного подхода игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направ­лений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистичекой психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах XX века, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Основные идеи и положения гуманистической пси­хологии были сформированы такими учеными-гуманистами, как Г. Ол-порт, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Пер­вая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опроверг­нув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой пси­хики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях прояв­ляют стойкость и сохраняют человеческое достоинство. Эти факты, также, как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы XX века, продемонстрировали ограниченность существовавших подходов к иссле­дованию личности, мотивации поведения человека. Нужны были новые подходы, интерпретирующие стремление человека к сохранению и раз­витию своей духовной уникальности. Именно поэтому лидеры гуманис­тической психологии обратились к достижениям философии XX века, прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзис­тенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологичес­кая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуали­зации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Теория А. Маслоу

А. Маслоу (1908 -1970 ) по праву считается "духовным отцом" гума­нистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие тео­ретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Собственная теория А. Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в кни­гах "К психологии бытия" (1968), "Мотивация и личность" (1970) и др. Собственная теория А. Маслоу, которую ученый разработал к 50-м го­дам, изложена им в книгах "К психологии бытия" (1968), "Мотивация и личность" (1970) и др. Отвергая в целом достижения психоанализа и би­хевиоризма, А. Маслоу выдвигает идею о необходимости формирова­ния третьего пути, третьего психологического направления, альтерна­тивного существующим. Маслоу провел исследование личностей лучших представителей человечества, как современников, так и предшествен­ников, на основе которого создал теорию потребностей, которая впо­следствии получила колоссальное распространение не только в психо­логии, но и рекламе, социологии, философии. Согласно его теории по­требности человека имеют иерархическую структуру и человек развива­ется в соответствии с актуальными для него потребностями. Удовлетво­рение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения потребности более низкого уровня. Иерархия потреб­ностей такова:

- физиологические потребности - в пище, сне, сексе и т.п.;

- потребность в безопасности - стабильности, порядке;

- потребность в любви и принадлежности - семье, дружбе;

- потребность в уважении - самоуважении, признании;

- потребность в самоактуализации - развитии способностей.

Одно из слабых мест в теории А. Маслоу заключалось в его положе­нии о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии. Не только критики, но и его последователи показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности остались неудовлетворенными. Впослед­ствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса - потребности нужды (де­фицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориенти­рованный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других лю­дей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно вос­принимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. Этим людям в то же время присущи не только открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии и независимости от окружающей сре­ды и культуры. Так, в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Оптимальным, считал автор, является идентифика­ция во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуж­дение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение, исходя из нее. При этом самоактуализация яв­ляется не одномоментным актом, а процессом, не имеющим конца, в котором есть свои этапы, взлеты и падения. Маслоу выделяет в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют личностный рост и стрем­ление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание ("пик-переживание"), или длительное ("плато-переживание"). Это момен­ты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не де-фициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоак­туализации.

А. Маслоу был практически первым психологом, обратившим вни­мание не только на отклонения, трудности и негативные стороны лично­сти, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...