Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4. Проблема смерти и бессмертия в философии




Жизнь и смерть – это вечные темы духовной культуры человека, которые волнуют его, поскольку являются главными проблемами его существования. О них размышляли пророки, философы, деятели искусства и литературы, медики и педагоги. Вряд ли мы найдем взрослого человека, который не думал бы о смерти и о возможности бессмертия. Только бессознательное состояние избавляет человека от этих мыслей. Подлинное философствование также не возможно без обращения к этой теме. Сократ вообще считал, что философия – это и есть подготовка к смерти. Речь всегда идет о трех неразрывных аспектах этой проблемы: жизнь – смерть – бессмертие.При этом наибольшее внимание уделяется смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь понималась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

Если вы обратили внимание,то в духовном опыте человечества у всех народов о жизни высказывались достаточно негативно:«жизнь – страдание» (древние индусы), «жизнь – это сон» (Платон), «жизнь – унылое зрелище» (Петрарка) и т.д.

Действительно, жизнь человека драматична, а порой даже трагична: ведь как бы удачно она ни складывалась, человек знает, что смерть оборвет ее и конец неизбежен. В этом отношении он отличается от животных, которые, хотя также обречены на смерть, но не осознают этого. Животные, судя по наблюдениям (за домашними и дикими животными), чувствуют ее приближение, и их предсмертное поведение напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. А осознание смерти, возможно, и есть та тяжелая расплата человека за великий дар – сознание, которое дано ему. Некоторые философы предлагают своё решение проблемы смерти. Например, философ античности Эпикур говорил: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к вам никакого отношения: когда мы существуем – нет смерти, а когда есть смерть, то нет нас». Платон учил, чтофилософия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда в том, что философия сама по себе также не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: «Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха – огонь». В этот круговорот он включил и душу человека, которая является одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство противоположностей: «Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».

Но каковы бы ни были рассуждения философов, смертьявляется самым глубоким и самым значительным и трагическим фактом жизни. Она имеет много аспектов. Так, с биологической точки зрения, смерть – это совершенноестественное явление, поскольку играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом, сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.

Парадоксально, но факт, что смерть в ряде случаев имеет положительную сторону и на уровне личностном:порой она кладет конец крайней физической боли или печальному старческому (умственному и физическому) упадку. Однако неправильно говорить о смерти, как о «вознаграждении», поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта.

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нассердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство всех перед смертью. С одной стороны, она возвышает над обыденностью даже самого ничтожного из смертных, и с другой стороны, уравнивает с ними тех, кто смог достичь в жизни невероятных жизненных высот, то есть смерть не щадит никого. Хотя на уровне обыденного сознания у людей сложилось мнение, что смерть «в первую очередь прибирает лучших», и что жизнь ярко одаренных личностей обычно бывает недолгой.

Есть еще одна сторона смерти: смерть является самым страшным злом, поскольку может являться источником зла и ее результатом, и всякое зло может быть сведено к смерти: убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть – это пути, которые ведут к смерти (своей или чужой). Вместе с тем, из этого не следует делать вывод, чтобезгрешная жизнь может быть вечной.

Мысли о смерти неизбежно порождают в человеке желание бессмертия,поскольку он не может смириться с тем, что должен уйти из этого удивительно прекрасного мира. Мечта людей о своем бессмертии родилась в глубине веков. Она имела пессимистические(когда бессмертными считались только боги), и религиозно-оптимистические формы (вера в вечную загробную жизнь).

Обобщая опыт духовной культуры человечества, мы попытаемся выделить несколько видов бессмертия:

1.В генах потомков.Одним из мощных стимулов жизни является стремление человека увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим он связывает не только наследование физических признаков, нравственных принципов, или даже семейного ремесла. В этом человек видит реальное проявление своего бессмертия.

2.Мумификация тела. С расчетом на вечное его сохранение, были мумифицированы египетские фараоны, вожди В.И.Ленин и Мао-Цзы Дун. А достижения ХХ в. сделали возможным глубокое замораживание тела человека с расчетом того, что в будущем их оживят и вылечат неизлечимые пока болезни.

3.Растворение тела (праха) во Вселенной. Надежда на то, что частицы тела войдут в вечный кругооборот материи, и в результате они обретут бессмертие. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской.

           4.Творческие успехи и победы. Научные открытия, гениальное произведение литературы и искусства, выдающаяся победа – все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков.

                          Тема 16. Общество как единый организм

План:

Понятие общества.

Общество как саморазвивающаяся система.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...