Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 17. Культура и цивилизация
План: Философское понятие культуры Философское осмысление проблем цивилизации 3.Диалог цивилизаций: Восток – Запад – Россия Вопрос 1. Философское понятие культуры Что такое «культура» в ее философском понимании?Начнем с того, что термин «культура» латинского происхождения и первоначальноозначал возделывание почвы, ее культивирование. То есть, изменение природы под воздействием человеческой деятельности. Уже в этом первоначальном значении слова язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, его деятельность. В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все, что создано человеком. Изучением культуры занимаются многие науки: история, социология, этнография. А в середине ХХв. возникла самостоятельная наука о культуре – культурология. Впервые культура становится предметом философского осмысления в эпоху Просвещения в лице Ф.Вольтера (1694-1778ГГ.), И.Гердера (1744-1803гг.) и др. Но еще раньше, в эпоху Возрождения культуру определяли как средство формирования идеальной личности – всесторонне образованной, умеющей влиять на развитие науки и искусства, укрепление государства. Начиная с Х1Хв., складываются теории развития культуры. Английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Тейлор (1832-1917гг.) обосновывает концепцию «эволюционного развития культуры». В его понимании культура – это знания, искусство, верования, нравственные нормы. При этом, как отмечает ученый, в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического, характерного отдельным народам. Согласно этой концепции, в мире существует единство и единообразие развития человечества, его культуры, которая движется только поступательно, как прогрессчеловечества. Однако он не отрицает и «попятного движения», регресса, который выражается в культурной деградации общества. Но прогресс преобладает над регрессом. Эта концепция была подвергнута критике уже в конце Х1Хв. Так, немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер(1864-1920гг.) предлагает рассматривать культуру, как систему ценностей, таких, как истина, красота, нравственность, счастье, которые образуют особый мир и особый вид деятельности человека в целом. Эти ценности – достояние всех народов. По иному рассматривает проблему Освальд Шпенглер(1880-1936гг.),немецкий философ,один из ярких представителей «философии жизни». Для него вся история человечества – это смена отдельных замкнутыхв пределах каждого народа культур. Он исключает единый культурный процесс. При этом, считает он, культура переживает те же внутренние процессы, что и любой живой организм, имеет свою судьбу, которая заставляет ее пройти путь от рождения до смерти (детство, юность, возмужание, старость и смерть), и свою душу, которая определяет содержание этой культуры. Таким образом, культура, согласно О.Шпенглеру, это проявление души народа, которая умирает лишь после того, когда до конца проявит свои возможности: через язык, вероучение, искусство, науку. Таково философское понимание культуры. Но главная проблема даже не в этом, а, сколько в том, чтобы понять,как онафункционирует, осуществляя единство культурной жизни общества. При всем разнообразии подходов, культура – это сложная, многоуровневая система. Согласно современной методологии, она подразделяется: на мировую и национальную; материальную (культуру труда и материального производства, культура быта – жилища, города, деревни), духовную (познавательную, интеллектуальную, философскую, религиозную, художественную, правовую); физическую, экономическую, экологическую, политическую, эстетическую. Важнейший аспект проблемы – основные функции культуры. Выделим и рассмотрим две: - культура как форма трансляции социального опыта, - культура как способ социализации личности. Во-первых, культура – явление социальное. От одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Изменяются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло. Во-вторых, культура позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью (да в этом и нет нужды, ведь человек - это не робот) регулировать поведение человека.Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях. Культура находится в отношении не абстрактного, а конкретного тождества с обществом. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, «культура – продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. (М. Каган). Или, исходным берется представление о культуре, как функции общества (Э. Маркаряну) Эти авторы в отечественной культурологической литературе последних десятилетий известны как активные защитники технологического осмысления сущности культуры. Но в любом случае, общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие человеческой деятельности. А культура и есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). А теперь сделаем вывод: культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |