Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 17.  Культура и цивилизация




План:

Философское понятие культуры

Философское осмысление проблем цивилизации

                  3.Диалог цивилизаций: Восток – Запад – Россия                                                                   

Вопрос 1. Философское понятие культуры

Что такое «культура» в ее философском понимании?Начнем с того, что термин «культура» латинского происхождения и первоначальноозначал возделывание почвы, ее культивирование. То есть, изменение природы под воздействием человеческой деятельности. Уже в этом первоначальном значении слова язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, его деятельность. В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все, что создано человеком.

           Изучением культуры занимаются многие науки: история, социология, этнография. А в середине ХХв. возникла самостоятельная наука о культуре – культурология.

           Впервые культура становится предметом философского осмысления в эпоху Просвещения в лице Ф.Вольтера (1694-1778ГГ.), И.Гердера (1744-1803гг.) и др. Но еще раньше, в эпоху Возрождения культуру определяли как средство формирования идеальной личности – всесторонне образованной, умеющей влиять на развитие науки и искусства, укрепление государства.

           Начиная с Х1Хв., складываются теории развития культуры. Английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Тейлор (1832-1917гг.) обосновывает концепцию «эволюционного развития культуры». В его понимании культура – это знания, искусство, верования, нравственные нормы. При этом, как отмечает ученый, в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического, характерного отдельным народам. Согласно этой концепции, в мире существует единство и единообразие развития человечества, его культуры, которая движется только поступательно, как прогрессчеловечества. Однако он не отрицает и «попятного движения», регресса, который выражается в культурной деградации общества. Но прогресс преобладает над регрессом.

           Эта концепция была подвергнута критике уже в конце Х1Хв. Так, немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер(1864-1920гг.) предлагает рассматривать культуру, как систему ценностей, таких, как истина, красота, нравственность, счастье, которые образуют особый мир и особый вид деятельности человека в целом. Эти ценности – достояние всех народов.

           По иному рассматривает проблему Освальд Шпенглер(1880-1936гг.),немецкий философ,один из ярких представителей «философии жизни». Для него вся история человечества – это смена отдельных замкнутыхв пределах каждого народа культур. Он исключает единый культурный процесс. При этом, считает он, культура переживает те же внутренние процессы, что и любой живой организм, имеет свою судьбу, которая заставляет ее пройти путь от рождения до смерти (детство, юность, возмужание, старость и смерть), и свою душу, которая определяет содержание этой культуры. Таким образом, культура, согласно О.Шпенглеру, это проявление души народа, которая умирает лишь после того, когда до конца проявит свои возможности: через язык, вероучение, искусство, науку.

Таково философское понимание культуры.

Но главная проблема даже не в этом, а, сколько в том, чтобы понять,как онафункционирует, осуществляя един­ство культурной жизни общества.

При всем разнообразии подходов, культура – это сложная, многоуровневая система. Согласно современной методологии, она подразделяется:

на мировую и национальную;

материальную (культуру труда и материального производства, культура быта – жилища, города, деревни), духовную (познавательную, интеллектуальную, философскую, религиозную, художественную, правовую);

физическую, экономическую, экологическую, политическую, эстетическую.

Важнейший аспект проблемы – основные функции культуры. Выделим и рассмотрим две:

- культура как форма трансляции социального опыта,

- культура как способ социализации личности.

Во-первых, культура – явление социальное. От одной историчес­кой эпохи к другой можно проследить, как на смену обы­чаям и ритуалам приходят правовые нормы и художест­венное творчество, формируются институты образования и воспитания. Изменяются лишь формообразования культуры, основные же ее функ­ции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло.

Во-вторых, культура позволяет человеку разви­вать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, принимать решения и делать

нрав­ственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью (да в этом и нет нужды, ведь человек - это не робот) регулировать поведение человека.Поступ­ки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях.

Культура на­ходится в отношении не абстрактного, а конкретного тождества с обществом. Можно по-разному интерпретировать отношения обще­ства и культуры. Например, «культура – про­дукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. (М. Каган). Или, исходным берется представление о культуре, как функции общества (Э. Маркаряну) Эти ав­торы в отечественной культурологической литературе пос­ледних десятилетий известны как активные защитники тех­нологического осмысления сущности культуры.

Но в любом случае, общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие человеческой деятельности. А культура и есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности).

А теперь сделаем вывод: культура и общест­во не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...