Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 1. Человек в поисках смысла и ценностей жизни




В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно. А в наши дни, как когда-то обычаи и традиции, никто не диктует человеку, как он должен жить, в чем видеть смысл жизни. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен делать, человек утратил ясное представление о смысле своей жизни. В итоге он либо делает то, что и другие (конформизм), либо делает то, что от него хотят другие (тоталитаризм).

Но, тем не менее, смысл жизни человек должен найти. Без смысла человеческая жизнь невозможна, она превращается в биологическое существование.

Каждый день и каждый час предлагают тот или иной смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы на готовое какое-нибудь дело, и нет такой ситуации, в которой не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл. Человек, как правило, находит его тремя путями:

во-первых, он может усмотреть смысл в создании чего-либо (в созидании);

во-вторых, он видит смысл в том,чтобы переживать что-то (в творчестве);

в-третьих, он видит смысл в том,чтобы кого-то любить, заботитьсяи т.д.

Но, что удивительно, даже в безнадежной ситуации, перед которой человек беспомощен, он способен найти смысл. То есть в жизни не существует ситуаций, которые были бы вообще лишены смысла. Это можно объяснить тем, что кажущиеся нам негативными стороны человеческого существования – трагическая триада:страдание (физическое или душевное), ощущение вины и смерть, также могут быть преобразованы в нечто позитивное. Главное – подойти к ним с правильной адекватной позиции. Так, осуществляя смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. В результате, человек обретает зрелость, он растет, перерастает самого себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию – именно там мы ощущаем необходимость измениться самим.

Существует мнение, что смыслы – это механизмы самозащиты и являются относительными, поскольку они субъективны. Смысл относителен потому, что всегда относится к конкретному человеку. Он настолько относителен, что меняется:

во-первых, от человека к человеку, поскольку жизнь каждого человека уникальна, и никто не может повторить ее;

во-вторых, - от одного дня к другому, даже от часа к часу.

Однако среди них есть и такие, которые имеют нечто общее. То есть присущие людям определенного общества, и даже более того – смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы в итоге становятсяценностями. Поэтому ценности можно определить как воплощение универсального смысла, с которыми сталкивается общество или даже все человечество. И здесь интересно проследить следующую закономерность: обладание ценностями облегчает человеку поиск смысла, по крайней мере, в типичных ситуациях, он избавляется от трудностей, а порой и переживаний, по поводу принятия решений. Но, к сожалению, может оказаться, что человеку приходится выбирать между несколькими ценностями, которые неизбежно приходят в противоречие друг с другом. Это противоречие ценностей отражается в душе человека в форме внутренних конфликтов, переживаний. Но человек должен знать, что существует «иерархическая лестница ценностей», с их определенной значимостью. Это предполагает необходимость предпочтения какой-либо одной из них, то есть выбор. Хотя человек всегда волен принять или отвергнуть ту или иную ценность, предлагаемую ему ситуацией, но, как правило, окончательное решение все же зависит от морально-этических норм человека и традиций.

Самым значимым критерием ценностей является совестьчеловека. Но ценность проходит проверку совестью человека только в том случае, если он не заглушает ее голоса, или не отказался подчиниться ей. Поэтому совесть может быть определена как интуитивная способность человека находить смысл. Кроме того, совесть является и творческой способностью.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества. Он накоплен многими поколениями людей в течение тысячелетий. Но с годами он не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. В ХХ в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Альберт Швейцер (1875-1965гг.), Махатма Ганди (1869-1948гг.), Бертран Рассел (1872-1970гг.), Альберт Эйнштейн (18791955гг.), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955гг.). А также с плеядой русских религиозных философов – Павлом Александровичем Флоренским (1882-1943гг.), Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944гг.), Николаем Онуфриевичем Лосским (1870-1965гг.), Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900гг.), Николаем Александровичем Бердяевым (1874-1948гг.), Львом Платоновичем Карсавиным (1882-1952гг.), Николаем Федоровичем Федоровым (1828-1903гг.) и др.

Природа духовныхценностей исследуется аксиологией, теорией ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей жизни.

Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических ценностях.Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека во всех системах ценностей. Для моральных ценностей основными являются вопросы соотношения: добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.

В истории человечества можно выделить несколько сменяющих друг друга установок, которые отражают разные системы ценностей. Одна из наиболее древних – гедонизм, т.е. установка, утверждающая наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «...нет лучшего для человека под солнцем, как есть, и пить, и веселиться...» Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристип, который учил, что «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им». Позже к этой позиции склонялись: древнегреческий философ-материалист Эпикур, Т.Гоббс, Д.Локк, П. Гассенди, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.

 В этике аскетизмаидеалом жизни провозглашалось добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Наибольшее развитие эта концепция получила в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген Синопский (?-330г. до н.э.) с его девизом «быть нагим и одиноким»), а также в грубо уравнительных тенденциях, т. н., «казарменного коммунизма».

В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. Утилитаристыпридерживаются мнения, что всегда правильно такое действие, последствием которого является наибольшее возможное счастье наибольшего числа людей. С точки зрения сторонника утилитаризма Дж. Милля, «удовольствие является единственным добром».

Прямо противоположны утилитаризму теории, подчеркивающие важность мотива:долга, прав и принципов. Теории такого рода обычно называют деонтологическими(теориями долга). Пожалуй, самые основополагающие выводы сделал в этой области И.Кант. По его мнению, разумному существу должно быть ясно, что моральные правила не имеют исключений. Это означает следующее:

во-первых, все без исключения, а не только возлюбившие добродетель, должны быть правдивыми, честными и т.д. Такова обязанность каждого человека, даже если он этого не сознает.

во-вторых, человек должен быть неизменно правдивым и честным. Обстоятельства не играют никакой роли. Даже если ложь сулит вам огромную выгоду, вы не должны лгать.

в-третьих, в «категорическом императиве» (лат. – повелительный, т. е., закон, требование) И.Кант обосновал, как высшую ценность, необходимость для всех людей относиться друг к другу только как к цели, но не как к средству.

Одним из наиболее важных аспектов проблемы смысла жизни и ценностей является проблема насилия (и ненасилия) в решении личных вопросов. Эта проблема стара как человечество, ибо уже на заре истории люди столкнулись с необходимостью подавления стрессовых импульсов в поведении. Выйдя из недр животного мира, человек, с одной стороны, является самым неприспособленным живым существом в биологическом смысле, а с другой – является своеобразным «супер хищником», уничтожающим себе подобных (и не только) в огромных количествах.

Последние исследования генома человека показали наличие у ряда людей гена насилия, действие которого проявляется в соответствующей среде. Давно замечено, что почти вся человеческая история – история войн, конфликтов, насилия, убийств, жестокости и т.д. А мир, как ценность, является, скорее всего, исключением.

Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем, компьютерная революция – все это до предела обострило традиционные проблемы систем духовных ценностей. На первый план все более выходят общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценностью самой жизни человека и сохранением среды его обитания. Поэтому появление концепций «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М.Ганди), «ноосферы» (В.И. Вернадский) и др., не случайно, и отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...