Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4. Соотношение биологического и социального в человеке




Сколько бы концепций мы ни рассматривали, очевидно одно, что в основе всех лежит вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.То есть, природа человека?

Само понятие «природа человека» было сформулировано философами с самых древних времен. По их мнению, каждый человек обладает общими для данного вида характеристиками («видовые характеристики»), а также чертами, которые отличают его от других видов животных.

Каковы видовые (общие для всех людей) характеристики человека?

Это: прямая походка, цепкие руки и подвижные пальцы, взгляд, направленный вперед, а не в стороны, большой мозг и сложная нервная система, сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, способность к речи, длительная зависимость детей от родителей.

А какие черты отличают человека от других видов животных?

Это: способность производить, строить по законам красоты, творчески, стремление к совершенству.

           А что роднит человека с другими животных (млекопитающими)?

Это: инстинкты, наследственность, нервная система, естественный отбор, способ воспроизводства (живородящие). То, что человек – существо биосоциальное – никто сегодня не подвергает сомнению. Предметом пристального внимания психологов, биологов, социологов и, конечно, философов, является другая проблема: каково соотношение в человеке биологического и социального,какие из этих качеств преобладают в человеке?

Существуют три направления:

Первое берет начало от теорий, получивших название биологических школ в социологии. В них человек рассматривается как исключительно биологическое существо. Главным двигателем развития человека и человеческого общества считается борьба за существование и естественный отбор.

К этому направлению относится учение Герберта Спенсера(1820-1903гг.),расово - антропологическая школа, органическая школа в социологии, дарвинизм, психоанализ Зигмунда Фрейда(1856-1939гг.). Безусловно, нельзя не согласиться с философами этого направления, что человек является биологическим существом. Но, абсолютно неправомерно отождествлять биологическое, характерное животным, со специфической биологией, присущей человеку.

Биологические концепции находятся часто на грани между гуманизмом и антигуманизмом. Так, например, представители расово - антропологической школы нередко опускаются до оправдания расизма.

Второепонимание соотношения в человеке биологических и социальных факторов тоже является крайним. Согласно этому пониманию, человек есть чисто социальная сущность, полностью лишенная биологических черт. Человек рождается с единственной способностью – приобретать человеческие способности. Он, якобы, воплощает в себе новую форму движения материи – «социальную», отличную от «биологической», присущей всем прочим живым существам - животным. «Биологическое» и «социальное», по их мнению, - два принципиально различных и несовместимых типа существования животных и человека.

Третье понимание проблемы является несомненным шагом вперед. Оно было сформулировано философами, которые попытались «примирить» два предыдущих подхода. В основе этого направления находится марксистский подход к пониманию сущности человека, который, несмотря на все нападки в сторону марксистской философии, до сего дня остается достаточно актуальным. На верность этого положения указал и Всемирный философский конгресс, состоявшийся в г.Брайтоне в 1988г. Но все же подчеркивалось, что при этом нельзя игнорировать в человеке биологическое и психическое, в том числе и этнопсихическое. Несмотря на это, сторонники того и другого направлений по-прежнему продолжают отстаивать свои позицию, что вызвано противоречивой сущностью человека. И это противоречие вряд ли передашь лучше, чем великий персидский поэт и ученый Омар Хайям(1048-1131гг.):

Он источник веселья и скорби рудник,

Он вместилище скверны и чистый родник,

Человек, словно в зеркале мир, многолик,

Он ничтоже и он же безмерно велик.

А нам следует лишь признать, что это еще одна тайна человека. «Ее надо разгадать, и, ежели, будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - размышлял восемнадцатилетний Федор Достоевский.

Тема 15:  Смысл человеческого бытия

План:

Человек в поисках смысла и ценностей жизни

Сущность понятия «свобода» в философии

Личность и массы: история и современность

Проблема смерти и бессмертия в философии










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...