Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Личность и массы: история и современность




Проблема личности и ее связь с массами имеет два аспекта:

во-первых, это вопрос о социальных типах личности

во-вторых, речь идет о соотношении субъективного и объективного факторовобщественного развития.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Это своеобразный «социальный атом», который рассматривается не только как единичный представитель человеческого рода,       но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он является отдельной частью целого – человечества, то есть индивидом.

В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм.Речь идет о приоритетеличности перед любой формой социальной общности. Человек в различных проявленияхиндивидуализма предстает как противостоящий миру в целом субъект. Индивидуализм в целом противостоит коллективизму.

Гораздо более содержателен другой термин – «индивидуальность». Этим термином обозначают уникальную неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств.

То есть, индивидом человек рождается, а личностью он становится в обществе.Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Кроме того, человек с детства учится выполнять те или иные социальные роли, то есть, учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, соседа, супруга, родителя и т.д. Уклонение от выполнения социальных ролей или игнорирование (а может и открытое противостояние) ценностными ориентациями общества, уже при жизни индивида приводит к «смерти» личности. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – деятели: охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.п. Для них главное – это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Они «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Второй тип – мыслители, люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки – Будда Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед либо считались посланцами богов.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы прорицания мудрецов.

Четвертый тип — люди, сделавшие делом своей жизни милосердие.Альберт Швейцер, Федор Петрович Гааз, мать Тереза – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и др. Евангельская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, проникаются им, облегчая его страдания. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому.

Соотношение понятий личность и массы в ходе истории является внутренне противоречивой и составляет сложнейшую систему. Личность может «плыть» в русле исторического процесса, когда ее действия и помыслы соответствуют ее течению. Но она может и противиться ходу ее развития.

Но в любом случае возникает вопрос: насколько любая личность, каждый из нас может воздействовать на ход исторического развития, или мы марионетки, которых дергают за ниточки неведомые нам силы. Если это так, то наше поведение уже заранее предопределено, и мы, как актеры, можем только более или менее талантливо исполнить волю великого режиссера. Такой провиденциализм, в сущности, ведет к фатализму, оставляя человеку достаточно узкий выбор возможностей в ходе развития.

С другой стороны, каждая личность не может являться продуктом истории. Именно это делает отдельных людей уникальным существом. Особенно это относится к историческим личностям, гениям, сутью которых является наличие того, что прямо не вытекает из особенностей их породившей среды. Этим и обусловлена трагедийность судеб многих гениев, их непонятность современникам.

Что же касается миллионов обыкновенных людей, объединенных в понятие «массы», то, разумеется, наиболее крупные сдвиги в истории объясняются действием именно этих групп. В этом смысле правы те, кто утверждал, что «идея становится силой, когда она овладевает массами» (К.Маркс). Вместе с тем, рождение идеи, ее созревание, изложение в доступной массе форме – это удел великих личностей.

Таким образом, можно констатировать, что личность и массы – эта два полюса единого целостного организма, общества, связывающего людей сетью общественных отношений, интересов, взглядов и концепций.

В этих условиях быть личностью – это не просто пожелание, а условие развития человечества. Поэтому единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека – суметь взять на себя груз как личных, так и общечеловеческих проблем. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.Старайтесь быть такими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...