Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Образы человека в духовном опыте человечества




А теперь перейдем к рассмотрению проблемы «образа человека» в истории философской мысли». Переходя к ее рассмотрению, прежде всего, обратите внимание на то, что человек – не только объект рассмотрения, но и субъект, то есть исследуют его (человека) и исследует он же (человек)самого себя.

Проблема человека в философии и культуре сформировалась

далеко не сразу. Так, в философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, как часть космоса, с присущими, как и всему космосу, свойствами, а его жизненный путь определен законами судьбы.

Образ античного человека может быть обозначен известной формулой: «В здоровом теле здоровый дух». Оба начала – биологическое и духовное находятся в неразрывном единстве. Считая, что человек мыслит всем телом, они придавали большое значение тренировке тела. 

Следует указать и следующие факты. Как известно, в период своего становления в эпоху античности философия была направлена на изучение внешнего объективного мира. Но по мере накопления философских знаний и изменений в общественной жизни, происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению самого человека. Родоначальниками этой тенденции были софисты и Сократ. Так, софист Горгийиз Сицилии (480-380гг. до н.э.) доказывал, что человек только в себе самом может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагоромиз Абдер (490-420гг.до н.э.): «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего творчества был их учеником, а затем стал их противником) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии.

В христианской философии образ человека теоцентричен. Человек воспринимает себя «червем земным», «сосудом греха и печали», «ареной низменных страстей и желаний», «рабом божьим», он беспомощен и земная жизнь дана человеку только для подготовки к миру загробному. Поэтому он должен заботиться не о теле, а о душе. Мы видим внутреннее раздвоение, где заостряется внимание на противоречивой связи в человеке животного и божественного начал.

Так, «учитель христианского мира» Аврелий Августин (354-430гг.) представлял «душу» как независимую от «тела» субстанцию. Ее то он и отождествлял с понятием «человек». А другой идеолог христианства Фома Аквинский (1225-1274гг.) рассматривал человека как существо промежуточное между животным и ангелом.

Но, тем не менее, именно в этот период был сделан значительный шаг вперед в осмыслении духовного мира человека, поскольку впервые была открыта душа человека,котораяпереживает, молится, исповедуется, делает самоанализ.

Деятели эпохи Возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек, как венец природы, возвышенно предстает в творчестве поэтов, скульпторов, художников и ученых этого времени.

В этот период была сломлена диктатура церкви, что явилось важнейшим условием расцвета культуры. Поэт Петрарка Франческа (1304-1374гг.) в своей знаменитой «Книге Песен» в центр внимания ставит ценность жизни человека в ее земном существовании. Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали итальянские живописцы, скульпторы, архитекторы. Так, Леонардо да Винчи свои произведения живописи, скульптуры, архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящает величию человеку. Вечными шедеврами творчества остаются «Джоконда», «Тайная вечеря». Физическую и духовную красоту человека и его безграничные творческие возможности утверждал в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане.

Антропоцентричная философия эпохи гуманизма также поставила человека в центр внимания. Она всячески обосновывала ценность человека и его земной жизни.

В эпохуНового времени отношение к человеку меняется кардинально.  Человек – это машина,которая, будучи приведена в движение, должна совершить то, что соответствует ему, согласно законам природы. Так, Поль Анри Гольбах (1723-1789гг.) говорил: «все несчастья человека происходят от незнания законов природы. А все, что происходит в природе, происходит за счет сил инерции, движения и отталкивания». Человек, подчиняясь этим механическим законам, или стремиться к чему-либо, или приобретает косность, или поддается любовному увлечению и т.д.

А поскольку механизированное тело подчиняется всеобщим (единым для материального мира) естественным законам, то многообразие способностей и действий человека обусловлено его разумом. Но, несмотря на такие «особые полномочия разума», человек этого времени все же представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств. То есть,человек – существо биологическое.

Творческийстатус человека впервые был обоснован немецкой классической философией,а также романтизмом Х1Хв. Исходя из дуалистического понимания человека (как существа, принадлежащего двум различным мирам- природной необходимости и нравственной свободы), И. Кант разграничивает науку о человеке (антропологию)в «физиологическом» и духовномотношениях:

- перваяизучает то, что делает природа из человека,

- вторая– то, что человек делает из себя сам, и, как свободно действующее существо, преобразует саму природу. В первой половинеХХв. проблемачеловека сталацентральной для ряда философских и религиозных течений. Это внимание ознаменовалось появлением в 20-е годы ХХв. как мы уже говорили, новой науки антропологии(учение о сущности и природе человека).

Хотя термин «философская антропология» ввел И.Кант, как раздел философии, но наибольший вклад в ее формирование и развитие внесли Макс Шелер(1874-1828гг.), Хельмут Плеснер(1892-1985гг.) и Арнольд Гелен(1904-1976гг.).

Задачу создания основополагающей науки о человеке М.Шелер обосновал в своей работе «Положение человека в космосе». Он считает, что жизнь человека содержит в себе такие формы отношения с миром, как чувственный порыв, инстинкты, и в этом смысле человек ничем не отличается от животного. Но есть между человеком и животным существенное отличие, которое заключается в наличии у человека духа, памяти и интеллекта и делает вывод: человек есть «духовное существо». «Человека отличает его «открытость миру». Животные ограничены средой обитания, дух же преодолевает ограничения среды и «выходит в открытый мир».

Таким образом, в философии этого периода мы видим гипертрофированное духовное начало в человеке.

Был также сделан вывод, что «труд – не просто отличительный признак человека, а труд создал человека» («Трудовая теория» происхождения человека, обоснованная в марксизме, но о ней – немного позже). Являясь его сущностным признаком, трудовая деятельность, в свою очередь, способствует преобразованию окружающего мира. 

В ХХв. было преувеличено экзистенциальное(от фр.- существовать)начало в человеке, сводя его сущность к «существованию» и выживанию, как биологического вида.

 

Вопрос 3.Проблема происхождения человека (антропогенез)

В общей проблеме о человеке еще одной тайной остается антропогенез (гр. – человек-происхождение)учение о происхождении человека. Как, посредством какого акта, в результате чего, и т.д., люди отличились от животных?Когда это произошло?Как он развивался? Как, под влиянием каких факторов он изменялся?

Сейчас мы познакомимся с несколькими наиболее известными концепциями и гипотезами происхождения человека. Однако напоминаю, что ни одна из них не будет занимать в нашей лекции место единственно верной – это каждый решит для себя сам. Но знать философские концепции антропогенеза необходимо.

           До Х1Хв. в европейской мысли господствовала теистическая (религиозная) антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения.

Научное осмысление проблемы началось с середины Х1Хвека, и оно было связано с утверждением в науке эволюционной теории (эволюция – букв. – развертывание, а в широком смысле—синоним развития). Среди них:

- теория эволюции геологических формаций о геологической истории Земли Д. Геттона(1726-1797гг.),

-космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы П.Лапласа(1749-1827гг.),

-концепции эволюции животных под влиянием внешней среды Э.Дарвина(1731-1802гг.)(дед знаменитого Чарльза Дарвина),

-концепции эволюции живой природы Ж. Ламарка(1744-1829гг.), который ввел термин «биология».

Эти научные концепции подготовили появление наиболее известной теории происхождения человека Чарльза Дарвина(1809-1882гг.). В 1859г. Ч. Дарвин опубликовал свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии, он раскрыл причины эволюции органического мира. А в 1871г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» он выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Учение Ч.Дарвина разрушало религиозную концепцию о сотворении человека и других видов живых организмов, об исключительном положении человека в системе органического мира.

Он исходил из того, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Благодаря этому единому процессу, организмы, в результате эволюции, накапливают качества, способствующие приспособлению. Эта теория с самого начала ее возникновения вызвала не только ошеломляющий эффект, но и бурные споры. Она подверглась критике не только со стороны религиозных деятелей, но и ученых.

Во-первых, в теории было найдено т.н. «недостающее звено», суть которого сводится к следующему. Если превращение животных в людей не было неким мгновенным, одноактным событием (он должен был исчисляться не десятками и даже не сотнями лет), то с неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека, когда в результате эволюции происходил постепенный переход от одного вида живых организмов в другой. Но раскопки обнаруживают останки или обезьян, или современного типа человека. А как проходил процесс перехода, каким был человек переходного периода? Нет ответа на эти вопросы.

Поэтому, ученые, даже из ряда религиозно настроенных философов, (например, французский философ, палеонтолог, биолог и известный антрополог Тейяр де Шарден Пьер - 1881-1955гг.), принципиально соглашаясь с тем, что «жизнь идет путем эволюции», не соглашались с «животным происхождением человека». Так, Т.Шарден,соглашаясь с эволюцией, понимал ее как «усложнение сознания», «эволюцию на уровне психики», т.е. как процесс совершенствования внутреннего мира человека. По мнению философа,«человек является осью и вершиной эволюции, и расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».

Во-вторых, вне поля зрения ученого осталась важнейшая теоретическая задача – в ней отсутствует социальный фактор формирования человека – социогенез. Как показывают современные исследования, антропогенез и социогенез – это две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза.

Важную роль в преодолении этих недостатков сыграла «трудовая теория происхождения человека», сформулированная Фридрихом Энгельсом (1820-1895гг.) в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Затемона была детально разработана советскими антропологами и археологами и получила широкое признание в мире. (Сегодня эта теория больше фигурирует как гипотеза),

Согласно этой гипотезе, человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Этот переход определяется началом изготовления орудий труда, когда производство из вспомогательного средства существования животного постепенно перерастает в специфический способ жизнедеятельности человека. То есть, производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь, а труд становится главным условием существования человека.

Одновременно происходит «очеловечивание» внешности, изменяется осанка, рука и т.д., появляется способность речи, совершенствуется мозг и формируется рациональное мышление.

Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков:

тела, приспособленного для прямохождения;

кисти, развитые для тонких манипуляций;

мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;

голой кожи;

развитой первой сигнальной системой;

стадной формы обитания пра-людей;

           Но, тем не менее, они не стали решающими для появления человека, и только социальные условиясыграли решающую роль. Это:

труд и трудовой процесс, начиная использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении;

членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формированиеязыка; жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Но, несмотря на ее логическую последовательность, и эта гипотеза не выдерживает критики. Так, остается без ответа вопрос: почему трудовая деятельность способствовала переходу одного вида живых организмов (обезьян) в другой (человека), а деятельность других видов живых организмов по поддержанию жизни (даже удивительно сложная по организованности) не привела к изменению какого-либо характерного видового качества этих животных и насекомых? 

Достаточно популярна в ХХв. концепция инопланетарного происхождения человека. Согласно ей, человек занесен на Землю с другой планеты. Эту точку зрения ее сторонники (в первую очередь, Н.П.Бехтерева) обосновывают тем, что возможности человека намного превосходят их востребованность на Земле. В первую очередь, это сверх возможности мозга. Так, требования, которые земные условия предъявляют мозгу, во много раз ниже, чем его возможности.Пределы загруженности мозга человека работой в условиях земной жизни не превышают и 4%.

Но и эта концепция не выдерживает критики:

- во-первых, где та планета, на которой есть жизнь, ведь современная наука все более убеждается в том, что мы во Вселенной одиноки?

- во-вторых, почему до сих пор они не наладили с человеком связи, и ни разу не дали о себе знать?

Таким образом, происхождение человека – еще одна тайна. Ни одна из известных концепций (теорий, гипотез) не является всесторонне доказанной и поэтому не может быть взята за основу, хотя каждая из них (в разной степени) содержит в себе зерно научности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...