Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозной, промежуточной и материалистической.




В культуре первого типа движение истории и ее ритмы определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человеческой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальности. Переход от культуры одного типа к культуре другого осуществляется через культуру промежуточного (второго) типа, который имеет следующие последовательные стадии: кризис – крушение – очищение – переоценка ценностей – возрождение.

Интересны и другие концепции. В частности, концепция Ф. Фукуямы о «конце истории»,как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. (Эту концепцию мы будем рассматривать в лекции о будущем человечества). Или, например, концепция, основанная на теории синергетики(гр. – совместное действие), основоположниками которой являются Герман Хакен (р.1927г.), Илья Романович Пригожин (1917-2003гг.), согласно которой мировая история сейчас находится в состоянии флуктуации(лат. – колебания), что неизбежно приведет к состоянию бифуркации(лат. – раздвоение), когда соотношение порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. И здесь решающая роль отводится «его величеству – Случаю».

Исходя из множества противоречивых концепций, следует признать, что современная историческая и философская мысль только нащупывает основные закономерности исторического развития, связанные с тяжестью глобальных проблем человечества.

А теперь перейдем к рассмотрению проблемы общественного развития и начнем с теории, которая внесла огромный вклад в ее разработку.

Речь идет о формационной теории, которая была обоснована основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом. Поступательное развитие общества ими было представлено как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Это им позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым оно является в действительности.

           Фундаментом этой теории стала идея об определяющей роли в жизни человека и общества материального производства. Люди вступают в определенные, не зависящие от их воли производственным отношениям, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Эта теория была использована советской общественной наукой в виде «пятичленной формулы» общественно-исторического развития, в которая состоит из первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической(коммунистической) формаций.

Развитие истории и общественной науки в ХХ в. выявило определенную ограниченность этого подхода, поскольку «пятичленка» оказалась неприложимой ко многим обществам. Например, к азиатскому способу производств.Или, как известно, развитие послевоенной Японии дало пример рынка по преодолению, по крайней мере, двух этапов капиталистической формации и перехода в новую стадию – постиндустриальное общество. Но здесь следует уточнить, что формационный подход показывает лишь общую тенденцию(направленность) мирового исторического процесса, и ни в коем случае, не предсказывает развитие каждой отдельной страны. Поэтому учение об общественно-экономической формации лишь дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества в целом.

В философской мысли Х1Х-ХХ вв. большим признанием пользуется концепция, так называемых, локальных цивилизаций, созданная усилиями Н. А. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. (Проблема цивилизации нами будет рассмотрена отдельно, в другой лекции). Согласно этой концепции, все народы делятся на первобытные и цивилизованные, а они, в свою очередь – на определенные культурно-исторические типы. Примечательно, что авторы этой концепции пытались преодолеть евроцентризм в понимания общественного прогресса, четко обозначившегося в современной науке.

Философское осмысление проблемы общества останется неполным, если не рассмотреть виды общественной деятельности людей.

Как известно, в обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности. В результате складываются и различные сферы жизни общества, основными из которых являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Дадим им краткие характеристики.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это то экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь людей, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

В сферу социальной жизни включается огромный и раз­нообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рож­дается человек, происходит его первичная социализация – воспитание детей в семье и средствами семьи. Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы об­щество могло всецело передоверить его семье. Рано или поздно общество берет на себя многие функции семьи, активно включаясь в про­цесс воспитания и профессиональной подготовки.Но это одна сторона социальной сферы. Она также включает и сферу взаимоотношений социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения.

Политическая сфера – это пространство политической деятельности людей – классов, других социальных групп, политических партий и движений, общественных организаций. Их деятельность направлена на осуществление их политических интересов. Эти интересы касаются, прежде всего, политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В свою очередь, политическая сфера имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном (ядром политической системы) является государство.Государство, в свою очередь, представляет собой сложнейший инструмент, имеющий множество функций, свя­занных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Эта сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере. Она также складывается из повседневного общения людей, из таких направлений их деятельности, как познание, образование, воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Результатом духовной деятельности людей является наука, культура, ис­кусство.

Вопрос 3. Гражданское общество и государство.

Само слово «гражданин» вошло в русский язык со времен А. Н. Радищева(1749-1802гг.)и восходит к древнеславянскому «град» т.е. город. Гражданин – значит житель города, а в античной Греции – полиса. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос» (обыватель).

Развернутую трактовку гражданского общества и государства дал Аристотель, считая, что в нем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага. В последующем в истории философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов(Г. Гегель), что, собственно, и позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратиться в арену «войны всех против всех»(Т.Гоббс).

Иное понимание гражданского общества дает К.Маркс, которое определяется социально-экономическими отношениями. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мнению, привести к исчезновению насилия и государства. В этом, собственно, и заключена основная философская проблема в понимании К. Марксом общества, государства и человека.

По мнению Николо Макиавелли(1469-1527гг.) без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство. Как заметил русский религиозный мыслитель Вл. Соловьев (1853-1900гг.), «государство не предназначено для осуществления рая на земле. Оно существует, чтобы предупредить ад».

Эти моменты особенно важно подчеркнуть, поскольку и гражданское общество, и государство развиваются. Так, еще древнегреческий философ Антисфен из Афин (450-360гг.. до н.э.), отвечая на вопрос, как следует обращаться с политикой, отвечал: «как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть…» В этой проблеме нас интересует один ее аспект: что можно считать моделью гражданского общества на современном этапе развития мировой цивилизации?

Прежде всего, это авторитет права, господство «его величества Закона». Еще в античную эпоху возникло представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу только факта своего рождения. А в эпоху Нового времени эта идея была обоснована идеологами гражданского общества Томасом Гоббсом (1588-1679гг.), Джоном Локком (1632-1704гг.) и Жан Жаком Руссо (1712-1778гг.).

Правовое государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан исполнять эти законы и готовность (и способность) государства уважать и защищать права граждан. Идея общественного договора была всесторонне обоснована Ж.-Ж.Руссо в работе «Об общественном договоре». Он подчеркивал, что человек может быть не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять. Равенство в правах и обязанностях перед законом – важнейший принцип гражданского общества.

Но ведь допустимо и может быть несогласие граждан с системой права и законами государства? Да, может. Оно должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объединений и т.п.

Из всего многообразия прав человека в гражданском обществе, выделим наиболее первостепенные. Это, в первую очередь, право частной собственности. Индивидуальная заинтересованность каждого гражданина становится рычагом, механизмом реализации всеобщего интереса.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире были выработаны принципы демократии(гр. –народовластия), предусматривающие право на участие каждого гражданина в управлении государством. Но реализация демократических принципов в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, эти принципы должны постепенно войти в «плоть и кровь человека», стать неотъемлемой частью его самосознания. И пока в духовной культуре народа еще не сложилось представление о «свободе в рамках закона», общество будет обречено на постоянное противоборство, на, так называемое, «хромающее развитие» и политическую нестабильность.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...