Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Сущность понятия «свобода» в философии




Одной из наиболее почитаемых человеком ценностей была и остается свобода.Однако на протяжении тысячелетий многие проявления свободы не считались благом и не все народы включали ее в мировоззрение, как ценность. Даже величайший ум античности Аристотель считал свободу признаком неправильных форм правления. А некоторые цивилизации вообще не знали понятия свободы. Так, в Китай это понятие принесли европейские миссионеры лишь в Х1Хв. Но наиболее далеко в отрицании свободы, трактовке ее как антиценности, зашла тоталитарная мысль, которая отождествляла свободу с диким состоянием человека, обратной стороной которой неизбежно становится преступление. В то же время, свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, всегда имевший величайшую притягательность. Это был и остаетсяодним из основополагающих идеалов современных обществ.

Так что же такое свобода?

6 января 1941г. в своем послании Американскому Конгрессу президент Т.Рузвельт сказал о четырех свободах: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах:

первая – свобода речи и выражения – повсюду в мире;

вторая – свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным – повсюду в мире;

третья – свобода от нужды – во всем мире;

четвертая – свобода от страха – во всем мире».

Филологи полагают, что термин «свобода» восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». Его следует отличать от русского понятия «воля», оформившегося в ХУ-ХУ1вв. в Московском государстве и имеющее более широкое значение, чем свобода. С одной стороны, вольница отнюдь не означала свободы личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле «несвободой». С другой стороны, в «воле» есть и свое желание, и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира (вспомним гоголевскую птицу-тройку).

Философия свободы человека была предметом размышлений И.Канта и Г.Гегеля, Артура Шопенгауэра (1788-1860гг.) и Фридриха Ницше (1844-1900гг.), Жан Поля Сартра (1905-1980гг.) и Карла Ясперса (1883-1969гг.), Н.Бердяева и В.Соловьева. В дальнейшем в истории человечества понятие «свобода» претерпело длительную эволюцию: от отрицательного понимания свободы «от кого-то», до положительного понимания свободы «для чего-то». Сегодня понятие «свобода» понимается, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.

Вместе с тем, свобода не возможна без учета необходимости. Поэтому мы можем сделать вывод, что свобода – этоосознанная необходимость. Игнорирование необходимостью приводит к произволу и вседозволенности, анархии и хаосу, и свобода может обернуться своей обратной стороной – «несвободой», вообще поставив под сомнение саму свободу. Диапазон понятия «необходимость» чрезвычайно широк – от полного отрицания самой свободы (например, в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм) в условиях современного цивилизованного общества. Выделяют несколько моделейвзаимоотношений личности и общества по поводу свободы:

во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в еще худшее рабство.

во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в свой мир, чтобы там реализовать себя.

в-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы.

Чтобы понять сущность феномена свободы, необходимо определить границы таких понятий, как «волюнтаризм» и «фатализм»,как антиподов свободы,без понимания которых немыслима реализация самой свободы.

Волюнтаризмрассматривает волю человека по отношению к другому человеку в качестве основного принципа жизни. Волюнтаризм не допускает проявление свободы, не признает принципов разума. Корни волюнтаризма уходят в христианскую догматику, учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра. По их мнению, воля является слепым, неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку.

Действовать в духе волюнтаризма – это значит не считаться с объективными условиями, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Таких примеров немало. Многие революционеры испытывают своеобразное желание «подтолкнуть» ход истории и навязать ей свою (часто очень сильную) волю. Но история рано или поздно показывала утопичность этих попыток, за которые народы расплачивались кровью и нищетой.

Фатализм исходит из принципа изначальной предопределенности всего хода жизни человека и его поступков. Это объясняется либо судьбой (как в мифологии и язычестве), либо волей Бога (в христианстве и исламе), либо замкнутой системой, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (системы Т.Гоббса, Б.Спинозы). То есть, здесь не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Фатальность и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий истории, характерна также для астрологии и других оккультных учений, для всевозможных социальных утопий Л. Платонова, Дж. Оруэлла, О. Хаксли и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...