Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание, цели и виды практических занятий.
Практические занятия (ПЗ) по своим задачам и месту в учебном процессе занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат важным средством осуществления их связи. В ходе ПЗ учащиеся выполняют наблюдение, измерения и вычисления, решение практических задач, разборку, сборку, наладку, регулировочные работы, техническое обслуживание машин, технический контроль и диагностику состояния машин и оборудования, поиск и устранение неисправностей и др. ПЗ - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по определенной части профессиональной подготовки. При обучении водителей транспортных средств проведение ПЗ предусмотрено по предметам «Устройство и техническое обслуживание», «Правила дорожного движения», «Оказание первой медицинской помощи». ПЗ проводит педагог, ведущий предмет. Каждый учащийся должен выполнить весь объем учебной работы самостоятельно. Для этого необходимо организовать достаточное число рабочих мест. ПЗ характеризуются одновременным началом и окончанием работ по каждому циклу всей учебной группой, сочетанием индивидуальной, звеньевой и групповой работы учащихся. ПЗ как организационная форма включает в себя организационную часть, вводный, текущий и заключительный инструктажи и самостоятельную работу учащихся. Основными методами на ПЗ являются: рассказ, беседа, объяснение, работа учащихся со справочниками и инструкционной документацией, а также методы, характерные для производственного обучения - показ трудовых приемов, упражнения, самостоятельное выполнение учащимися трудовых операций по инструкционно-технологическим картам. По дидактической цели различают практические работы иллюстративные и исследовательские; по характеру деятельности учащегося - количественные, качественные, комплексные межпредметные; по характеру организации проведения - фронтальные и звеньевые; по содержанию практические работы могут включать различные виды технологических и трудовых операций. Во вводном инструктаже формулируют цель и задачи предстоящей работы, устанавливают связи предстоящей работы с имеющимися у учащихся знаниями, знакомят учащихся с порядком работ, осуществляют показ основных приемов выполнения работы. Объясняют и проверяют правила безопасности труда и организации работы, выдают учащимся учебное задание и инструкционные карты. В текущем инструктаже педагог осуществляет путем обхода рабочих мест контроль и оказание помощи учащимся; при выполнении сложных работ осуществляется поэтапный контроль работы. В заключительном инструктаже педагог проводит устный опрос, разбор ошибок и дает задание на дом. Содержание и цели производственного обучения. Производственное обучение является основным видом профессионального обучения, в процессе которого формируются необходимые для профессии практические знания, умения и навыки. Производственное обучение закладывает основы профессионального мастерства. Производственное обучение не только учебный, но и трудовой процесс. Для того, чтобы успешно подготовить учащихся к практической деятельности, необходимо правильно отобрать содержание обучения. Программы производственного обучения и специальной технологии включают в себя стабильную и динамическую части. В стабильной части (70-80 процентов от общего объема) предусматривается изучение основных понятий, умений и навыков, не подверженных быстрым изменениям в технике и технологии. Эта часть программы может оставаться неизменной на протяжении 20-30 лет. В динамической части (20-30 процентов объема) отражаются те изменения, которые затрагивают технику и технологию каждые 5-10 лет. Эта часть содержания программы подлежит периодическому пересмотру и корректировке. В программах производственного обучения водителей транспортных средств логика изложения учебного материала строго соответствует логике выполнения трудовых действий. Самостоятельность в учении и овладении профессией формируется при условии включения учащегося в активную учебную деятельность. Этому способствуют соответствующие методы, приемы и. средства обучения. Обучение приемам профессионального мышления, планированию и контролю своей трудовой деятельностью, правилам организации труда, приемам анализа работы, решения практических задач по эксплуатации автомобиля, дорожным ситуациям и др. выступают как программное требование в связи с Законом «О безопасности дорожного движения». Методика производственного обучения должна основываться на признании ведущей роли развития умственной деятельности учащихся при овладении практическими знаниями и навыками по профессии. Одно, из положений современной педагогики утверждает, что исполнению практических действий, операций, заданий должно предшествовать усвоение и мысленное представление ориентиров действий учащимися. Предварительное обдумывание действий, «проигрывание» их в уме создает готовность учащегося к их более безошибочному освоению. Структура любого действия по данным психологии включает в себя ориентировку, исполнение и контроль. При формировании новых действий решающая роль принадлежит ориентировке на условия действия. Если при выполнении трудового действия человеком учитываются все его необходимые условия, то ориентировочная основа -полная, если же какая-то часть условий действия выпадает, не учитывается, то ориентировочная основа действия - неполная. Главный источник ошибок учащихся при обучении новым действиям - неполная ориентировочная основа. Корректировка выполнения действий опирается па самоконтроль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно проводимое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Очень важно обучать пооперационному текущему самоконтролю. Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и результат работы, анализировать трудовые действия и процесс труда. Формирование умений при овладении действиями проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном плане. Организация производственного обучения. Производственное обучение включает в себя учебную и производственную практику. Учебная практика проходит в учебных мастерских, на автодроме (площадке), где технологические процессы подчинены учебным задачам. Находясь на учебной практике, учащиеся овладевают первоначальными умениями и навыками при постоянном руководстве мастера. Производственная практика в отличие от учебной протекает в реальных производственных условиях. Здесь учащийся в естественных производственных условиях обучается в работе и завершает процесс обучения в реальной производственной обстановке. Глава 4. Воспитаниев процессе обучения Цели и задачи воспитания. Воспитание в процессе обучения при подготовке водителей отличается своими особенностями. Во-первых, следует учитывать возрастные показатели контингента обучающихся, их неоднородность, образование, профессии, жизненный опыт. Воспитание взрослых - более сложная педагогическая задача, к тому же решаемая в условиях непродолжительного срока обучения. Тем не менее воспитательные задачи необходимо решать и со взрослым контингентом. Одна из главных целей воспитательного воздействия - формирование чувства ответственности за безопасность движения. Реальное формирование этого чувства включает осознание учащимися для собственной жизни и здоровья недостаточно умелого управления автомобилем, недостаточного знания ПДД и их нарушение, небрежности и невнимательности. При изучении видов правонарушений и юридических норм уголовной и гражданской ответственности необходимо добиваться не только усвоения содержания материала, но и показать учащимся негативные бытовые последствия дорожных правонарушений, обращаясь к чувствам учащихся - указать на огорчение родственников, финансовые и моральные издержки, потерю репутации водителя, угрызения совести и т.д. Указать на причины ДТП, проистекающих из недостатков характера личности - нарушение ПДД из-за ухарства, небрежности, упрямства, злости, недисциплинированности, равнодушия к людям и др. Важным моментом воспитательной работы является установление контакта с учащимися, т.е. взаимного доверия и уважения, товарищеских, деловых и личностных отношений, но не переходящих в панибратство. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |