Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание, цели и виды практических занятий.




Практические занятия (ПЗ) по своим задачам и месту в учеб­ном процессе занимают промежуточное положение между теорети­ческим и производственным обучением и служат важным средством осуществления их связи.

В ходе ПЗ учащиеся выполняют наблюдение, измерения и вы­числения, решение практических задач, разборку, сборку, наладку, регулировочные работы, техническое обслуживание машин, техни­ческий контроль и диагностику состояния машин и оборудования, поиск и устранение неисправностей и др.

ПЗ - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по определенной части профессиональной подго­товки.

При обучении водителей транспортных средств проведение ПЗ предусмотрено по предметам «Устройство и техническое обслужи­вание», «Правила дорожного движения», «Оказание первой меди­цинской помощи».

ПЗ проводит педагог, ведущий предмет.

Каждый учащийся должен выполнить весь объем учебной рабо­ты самостоятельно. Для этого необходимо организовать достаточное число рабочих мест.

ПЗ характеризуются одновременным началом и окончанием ра­бот по каждому циклу всей учебной группой, сочетанием индивиду­альной, звеньевой и групповой работы учащихся.

ПЗ как организационная форма включает в себя организацион­ную часть, вводный, текущий и заключительный инструктажи и са­мостоятельную работу учащихся.

Основными методами на ПЗ являются: рассказ, беседа, объясне­ние, работа учащихся со справочниками и инструкционной доку­ментацией, а также методы, характерные для производственного обучения - показ трудовых приемов, упражнения, самостоятельное выполнение учащимися трудовых операций по инструкционно-технологическим картам.

По дидактической цели различают практические работы иллю­стративные и исследовательские; по характеру деятельности учаще­гося - количественные, качественные, комплексные межпредмет­ные; по характеру организации проведения - фронтальные и звенье­вые; по содержанию практические работы могут включать различ­ные виды технологических и трудовых операций.

Во вводном инструктаже формулируют цель и задачи пред­стоящей работы, устанавливают связи предстоящей работы с имею­щимися у учащихся знаниями, знакомят учащихся с порядком работ, осуществляют показ основных приемов выполнения работы. Объяс­няют и проверяют правила безопасности труда и организации рабо­ты, выдают учащимся учебное задание и инструкционные карты.

В текущем инструктаже педагог осуществляет путем обхода рабочих мест контроль и оказание помощи учащимся; при выполне­нии сложных работ осуществляется поэтапный контроль работы.

В заключительном инструктаже педагог проводит устный оп­рос, разбор ошибок и дает задание на дом.

Содержание и цели производственного обучения.

Производственное обучение является основным видом профес­сионального обучения, в процессе которого формируются необхо­димые для профессии практические знания, умения и навыки. Про­изводственное обучение закладывает основы профессионального мастерства. Производственное обучение не только учебный, но и трудовой процесс. Для того, чтобы успешно подготовить учащихся к практической деятельности, необходимо правильно отобрать содер­жание обучения.

Программы производственного обучения и специальной техно­логии включают в себя стабильную и динамическую части. В ста­бильной части (70-80 процентов от общего объема) предусматрива­ется изучение основных понятий, умений и навыков, не подвержен­ных быстрым изменениям в технике и технологии. Эта часть про­граммы может оставаться неизменной на протяжении 20-30 лет. В динамической части (20-30 процентов объема) отражаются те изме­нения, которые затрагивают технику и технологию каждые 5-10 лет. Эта часть содержания программы подлежит периодическому пере­смотру и корректировке.

В программах производственного обучения водителей транс­портных средств логика изложения учебного материала строго соот­ветствует логике выполнения трудовых действий.

Самостоятельность в учении и овладении профессией форми­руется при условии включения учащегося в активную учебную дея­тельность. Этому способствуют соответствующие методы, приемы и. средства обучения.

Обучение приемам профессионального мышления, планирова­нию и контролю своей трудовой деятельностью, правилам организа­ции труда, приемам анализа работы, решения практических задач по эксплуатации автомобиля, дорожным ситуациям и др. выступают как программное требование в связи с Законом «О безопасности до­рожного движения». Методика производственного обучения должна основываться на признании ведущей роли развития умственной деятельности учащихся при овладении практическими знаниями и навыками по профессии.

Одно, из положений современной педагогики утверждает, что исполнению практических действий, операций, заданий должно предшествовать усвоение и мысленное представление ориентиров действий учащимися. Предварительное обдумывание действий, «проигрывание» их в уме создает готовность учащегося к их более безошибочному освоению.

Структура любого действия по данным психологии включает в себя ориентировку, исполнение и контроль.

При формировании новых действий решающая роль принадле­жит ориентировке на условия действия.

Если при выполнении трудового действия человеком учитыва­ются все его необходимые условия, то ориентировочная основа -полная, если же какая-то часть условий действия выпадает, не учи­тывается, то ориентировочная основа действия - неполная.

Главный источник ошибок учащихся при обучении новым дей­ствиям - неполная ориентировочная основа.

Корректировка выполнения действий опирается па самокон­троль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно прово­димое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Очень важно обучать пооперационному текущему само­контролю.

Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и ре­зультат работы, анализировать трудовые действия и процесс труда.

Формирование умений при овладении действиями проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном плане.

Организация производственного обучения. Производственное обучение включает в себя учебную и производственную практику. Учебная практика проходит в учебных мастерских, на автодроме (площадке), где технологические процессы подчинены учебным за­дачам. Находясь на учебной практике, учащиеся овладевают первоначальными умениями и навыками при постоянном руководстве мастера.

Производственная практика в отличие от учебной протекает в реальных производственных условиях. Здесь учащийся в естествен­ных производственных условиях обучается в работе и завершает процесс обучения в реальной производственной обстановке.

Глава 4. Воспитаниев процессе обучения

Цели и задачи воспитания.

Воспитание в процессе обучения при подготовке водителей отличается своими особенностями. Во-первых, следует учитывать воз­растные показатели контингента обучающихся, их неоднородность, образование, профессии, жизненный опыт.

Воспитание взрослых - более сложная педагогическая задача, к тому же решаемая в условиях непродолжительного срока обучения. Тем не менее воспитательные задачи необходимо решать и со взрос­лым контингентом.

Одна из главных целей воспитательного воздействия - форми­рование чувства ответственности за безопасность движения. Реаль­ное формирование этого чувства включает осознание учащимися для собственной жизни и здоровья недостаточно умелого управле­ния автомобилем, недостаточного знания ПДД и их нарушение, не­брежности и невнимательности.

При изучении видов правонарушений и юридических норм уго­ловной и гражданской ответственности необходимо добиваться не только усвоения содержания материала, но и показать учащимся не­гативные бытовые последствия дорожных правонарушений, обра­щаясь к чувствам учащихся - указать на огорчение родственников, финансовые и моральные издержки, потерю репутации водителя, угрызения совести и т.д.

Указать на причины ДТП, проистекающих из недостатков ха­рактера личности - нарушение ПДД из-за ухарства, небрежности, упрямства, злости, недисциплинированности, равнодушия к людям и др.

Важным моментом воспитательной работы является установле­ние контакта с учащимися, т.е. взаимного доверия и уважения, това­рищеских, деловых и личностных отношений, но не переходящих в панибратство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...