Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 5. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя транспортных средств




Водитель является оператором системы «Водитель - автомо­биль -- дорога». Трудовые процессы в основном сводятся к операци­ям по приему и переработке оперативной информации, принятию решений, управляющих действий и контролю за их исполнением.

Водитель основной объем информации получает от непосред­ственного восприятия дорожной обстановки и участников дорожно­го движения, на втором месте - показаний контрольно-измерительных приборов.

Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной из-за дефицита времени на переработку информации.

Особенно большой дефицит времени возникает в опасных и не­ожиданных ситуациях. Сложность деятельности водителя состоит также в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участ­ников движения и развития дорожной обстановки.

Таким образом, деятельность водителя протекает в условиях дефицита времени, утомления, информационной нагрузки и созна­ния возможной опасности и ответственности (психический стресс).

Успешное выполнение деятельности водителем требует опре­деленного уровня развития следующих психических качеств.

Время реакции. Время реакции (ВР) - интервал времени между моментом появления сигнала и окончанием ответного действия. Оно включает промежуток времени, необходимый водителю для приема, переработки информации и ответного действия, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические качества водителя. Время реакции может изменяться по мере приобретения профессио­нального опыта в процессе тренировки.

Различают реакции простые и сложные. Простая двигательная реакция - это двигательный ответ на определенный известный води­телю сигнал. Например, нажатие на тормозную педаль при включе­нии красного сигнала светофора. Сложная реакция связана с выбо­ром ответного действия из нескольких возможных. Например, при восприятии пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или прибавить ско­рость и объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реак­ции значительно больше, чем простой.

Время реакции состоит из двух периодов: латентного (скрыто­го), который затрачивается на восприятие сигнала и принятие реше­ния и двигательного компонента, измеряемого временем движения.

Среднее время латентного периода простой реакции на свет со­ставляет 0,2 с, на звук 0,14 с. Среднее время двигательного периода простой реакции колеблется в зависимости от возраста, физического состояния и колеблется от 0,5 до 2,0 с, сложной - от 1,0 до 2,6 с.

Быстрая и точная реакция водителя в критических дорожных ситуациях часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП.

Для измерения ВР применяются специальные приборы реакциомеры, например, МАДИ-2.

Восприятие движения является отражением изменения поло­жения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии дви­жения играет зрение и мышечная чувствительность. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление движения.

Восприятие движения возможно также посредством слуха по изменению громкости звука движущегося объекта.

Важной особенностью восприятия у водителей является так на­зываемое «чувство машины», которое формируется благодаря взаи­модействию зрительных, слуховых, вибрационных и мышечных восприятий и ощущений. Это «чувство» позволяет водителю вос­принимать даже небольшие изменения в положении автомобиля или скорости его движения.

Распределение внимания. Для водителя автомобиля очень большое значение имеет объем внимания, т.е. количество единиц (объектов) восприятия или действия, удерживаемых одновременно в поле сознания. В среднем объем внимания равен 5 единицам.

Распределение внимания - это процесс непрерывного одновре­менного восприятия нескольких объектов и переработка получаемой информации. Характер распределения внимания зависит от скорости движения автомобиля, интенсивности движения и расположения объектов.

Наряду с распределением внимания, водитель осуществляет пе­реключение внимания, т.е. периодическую смену объекта концентра­ции внимания, благодаря чему число воспринимаемых объектов су­щественно возрастает.

Наглядно-действенное мышление. В деятельности водителя приходится решать разнообразные задачи по управлению автомоби­лем в меняющихся дорожных ситуациях. Мышление здесь протека­ет, как правило, не в словесной форме, а на основе образов воспри­ятия и действия (двигательных действий). Поэтому мышление води­теля является практическим по своему содержанию, наглядно-действенным и оперативным, т.е. протекающим при дефиците вре­мени и постоянно меняющихся условиях деятельности.

Мышление водителя связано с оперативной оценкой ситуации и выбором ответных действий, с прогнозированием развития ситуа­ции, с поддержанием безопасного и экономичного режима движения автомобиля и решением других практических задач.

Утомление и работоспособность водителя автомобиля. Под работоспособностью понимают возможность человека с наимень­шими затратами энергии выполнять трудовые операции без сниже­ния темпа и качества. Немало ДТП происходит из-за ошибок води­теля в результате снижения работоспособности. Основная причина этого - утомление.

Утомление - это процесс временного снижения работоспособ­ности, наступающий в результате деятельности. Различают утомле­ние нервно-мышечное и нервно-психическое (умственное). Субъек­тивно утомление выражается в чувстве усталости.

Утомление отрицательно влияет на все психические процессы водителя: восприятие, внимание, мышление, координацию движе­ний, снижает скорость реакций и др., что может приводить к ДТП.

Если чувство усталости не проходит после ночного сна или ус­талость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о пере­утомлении.

Психический стресс (англ. stress — напряжение) — состояние эмоционального напряжения, возникающее в экстремальных ситуа­циях (условиях).

Экстремальные ситуации могут быть вызваны:

1) угрозой для жизни и здоровья (опасность, болезнь);

2) межличностными кон­фликтами (вражда, ссора, оскорбления, зависть и др.);

3) мотивацией достижений (например, спортивные соревнования высокого уровня - предстартовая лихорадка);

4) фрустрацией, т.е. возникновением непреодолимых препятствий на пути удовлетворения желаний;

5) информационной перегрузкой, когда объем поступающей информа­ции слишком велик и человек не справляется с ее переработкой;

6) трудностью и ответственностью принятия решения (выбор решения из многих вариантов, большая значимость и последствия неправиль­ного выбора и т.д.).

Психический стресс отрицательно влияет на все психические процессы и выполнение деятельности, приводит к ее нарушению и дезорганизации.

В практике водителей психический стресс нередкое явление, возникающее как правило в сложных дорожных ситуациях.

Медицинские противопоказания для занятия водительской деятельностью.

Лица, желающие получить права водителя автомобиля, предва­рительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяется их пригодность к работе и выдается меди­цинская справка установленного образца.

Освидетельствование проводится специальными медицинскими комиссиями, организуемыми при лечебно-профилактических учре­ждениях. Комиссии в своей деятельности руководствуются специ­альным перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению различными видами транспортных средств.

Особое значение для водителя имеют показания состояния ост­роты зрения, отсутствие дальтонизма, острота слуха, общее состоя­ние здоровья, особенности быстроты реакций.

Каждый водитель автомобиля должен проходить медицинское переосвидетельствование в установленные сроки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...