Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль и оценка усвоения знаний.




Контроль усвоения знаний осуществляется с целью успешного усвоения учебного материала учащимися и эффективного использо­вания педагогом методов обучения. Контроль знаний позволяет кор­ректировать и совершенствовать процесс обучения, осуществлять индивидуальный подход в обучении, следить за ходом усвоения знаний, успехами учащихся.

Система контроля знаний включает следующие виды контроля: оперативный (текущий), или поурочный, т.е. осуществляемый в ходе урока и его конце; тематический - проводимый после завершения темы; рубежный - после завершения раздела курса или группы тем; итоговый - после завершения всего курса или предмета.

Наибольшее место в процессе обучения занимает устный кон­троль, т.е. устный ответ учащихся при опросе.

Письменный контроль проводится в виде письменной кон­трольной работы (при рубежном и итоговом контроле), а также при безмашинном программированным контроле на основе выборочных ответов.

При рубежном и итоговом контроле используют проверку зна­ний в форме письменной контрольной работы.

Итоговый контроль на предварительном этапе служит для вы­явления готовности учащихся к сдаче экзамена.

Оценка знаний учащихся необходима педагогу как показатель индивидуальных успехов в учении каждого учащегося, а учет теку­щих оценок для осуществления управления процессом обучения. Основными показателями уровня знания являются осмысленность, правильность, объем, точность, прочность, системность, действен­ность.

Вторая цель оценки - мотивационная, направлена на стимули­рование учебной деятельности учащихся.

При оценке успеваемости учитывают прочность и сознатель­ность усвоения важнейших учебных элементов программы, знание и понимание взаимосвязи изучаемых явлений, законов, закономерно­стей и правил, определения понятий, умения применять теоретиче­ские знания к решению практических задач и др.

Широкое применение нашел тестовый контроль знаний (анг­лийское test - испытание, проба).

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе овладения ими профессией предполагает применение ме­тодов, позволяющих объективно оценивать результаты усвоения знаний, формирования навыков и умений.

У каждого педагога свои, присущие только ему оценочные ус­тановки, жизненный и профессиональный опыт, уровень ме­тодического мастерства, личные пристрастия и т.п. Все это делает процесс оценивания и оценку знаний разными педагогами в значи­тельной степени субъективными и неоднозначными.

Особенно трудно достичь объективности и адекватности оцен­ки знаний учащихся молодым и начинающим педагогам.

Важно иметь объективные способы определения качества ус­воения темы и учебного курса в целом. Они должны дать ответ на вопрос, можно или нельзя данному учащемуся переходить к следу­ющему этапу обучения.

Одним из видов объективного контроля является тестовый кон­троль, состоящий в использовании стандартизированных учебных заданий (тестов) и эталонных ответов. Тестовый контроль позволяет создать автоматизированную контрольно-обучающую программу.

Как автоматизированный, так и неавтоматизированный виды тестового контроля сокращают время на его проведение и облегчают труд педагога.

Уровень мастерства человека обусловлен степенью усвоения информации о деятельности. Использование информации о деятель­ности зависит от качества усвоения отдельных учебных элементов (УЭ) и учебного предмета в целом, т.е. от качества усвоения ориен­тировочной основы действий (ООД). При этом усвоенная ООД мо­жет использоваться либо в том же виде, как она была усвоена, либо преобразовываться в зависимости от условий деятельности (УД). По способу использования усвоенной информации можно различать репродуктивную и продуктивную деятельность.

При репродуктивной деятельности ООД ее алгоритмы и прави­ла только воспроизводятся в различных сочетаниях - от буквальной копии и пересказа до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях, однозначно заданных обучением, причем к исходным сведениям, усвоенным из учебного предмета учащимся в ходе деятельности, не прибавляет никакой информации.

В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда созда­ет новую ООД сравнительно с усвоенной из учебного предмета.

Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности, учащиеся выполняют как элемент процесса решения задачи. Под задачей при этом понимается известная цель, достиже­ние которой возможно с помощью определенных действий в опре­деленной ситуации.

Таким образом, компонентами задачи является цель, ситуация и действия.

В учебном процессе при подготовке квалифицированных кад­ров осуществляется овладение знаниями на трех основных уровнях усвоения. Так, например, образовательный стандарт начального профессионального образования предусматривает все три указанных уровня усвоения.

1 уровень - действия по узнаванию, отождествлению. Этот уро­вень характеризует учебные элементы, дающие первоначальное зна­комство с материалом (вводные темы, общие классификации).

 

Учащиеся могут выполнять эту деятельность только при пов­торном восприятии ранее усвоенной информации.

На I уровне могут быть следующие виды деятельности: опоз­нание, различение, выбор правильного варианта ответа из ряда предложенных.

2 уровень - (воспроизведения). Если в задаче заданы цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению, это - репродуктивное алгоритмическое действие. Учащиеся выполняют его, самостоятельно воспроизводя и при­меняя информацию о ранее усвоенной, ориентировочной основе вы­полнения данного действия (выполнение действия по заученномуправилу).

На втором уровне могут применяться буквальное и реконс­труктивное воспроизведение.

Сюда относятся все действия по воспроизведению, типовые учебные задачи, навыки. Это основной уровень усвоения при изу­чении теоретических курсов, работ, выполняемых на лабораторно-практических занятиях (заучивание и воспроизведение по памяти определений, принципов, правил, технических и технологических требований),

3 уровень - умений. Если в задаче задана цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, это – продуктивное действие эвристического типа. Учащийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельного преобразования известной ориентировочной основы типового действия и построение субъективно новой ООД для реше­ния нетиповой задачи.

На этом уровне выполняются действия, требующие мыслитель­ной деятельности по решению задач.

Этот уровень является высшим для содержания практического (производственного) обучения и представляет собой компонент профессионального мастерства.

Для контроля знаний на каждом из уровней усвоения применя­ют соответствующие тесты*.

В соответствии с образовательными стандартами наибольшее распространение получили тесты 2-го уровня.

Для тестирования знаний 2 уровня применяют тесты, основан­ные на конструктивном типе ответа (действиях).

Конструктивный ответ предполагает воспроизведение в памяти, соответствующих знаний, и их формулирование.

Тест состоит из вопроса (задания на деятельность данного уров­ня) и эталонного ответа, т.е. образца полного и правильного выпол­нения действия.

Сравнение ответа учащегося с эталоном по числу правильно выполненных учащимися операций теста (элементов ответа) дает возможность определить коэффициент усвоения (Ку). Ку = а/р, где р - число операций теста, а - число правильно выполненных учащи­мися операций теста.

Коэффициент усвоения заключен в пределах от 0 до 1.

Для перевода коэффициента усвоения в общепринятую пяти­балльную систему можно руководствоваться следующим соотноше­нием:

Проведенные исследования показали, что при К > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, т.к. в последующей деятель­ности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания.

Если К <0,7, то переходить к изучению нового материала нецелесообразно.

 

* Более подробно с методом тестов и их разработкой можно познако­миться в изданном методическом пособии (см. раздел «Рекомендуемая ли­тература» данного пособия).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...