Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контроль и оценка усвоения знаний.
Контроль усвоения знаний осуществляется с целью успешного усвоения учебного материала учащимися и эффективного использования педагогом методов обучения. Контроль знаний позволяет корректировать и совершенствовать процесс обучения, осуществлять индивидуальный подход в обучении, следить за ходом усвоения знаний, успехами учащихся. Система контроля знаний включает следующие виды контроля: оперативный (текущий), или поурочный, т.е. осуществляемый в ходе урока и его конце; тематический - проводимый после завершения темы; рубежный - после завершения раздела курса или группы тем; итоговый - после завершения всего курса или предмета. Наибольшее место в процессе обучения занимает устный контроль, т.е. устный ответ учащихся при опросе. Письменный контроль проводится в виде письменной контрольной работы (при рубежном и итоговом контроле), а также при безмашинном программированным контроле на основе выборочных ответов. При рубежном и итоговом контроле используют проверку знаний в форме письменной контрольной работы. Итоговый контроль на предварительном этапе служит для выявления готовности учащихся к сдаче экзамена. Оценка знаний учащихся необходима педагогу как показатель индивидуальных успехов в учении каждого учащегося, а учет текущих оценок для осуществления управления процессом обучения. Основными показателями уровня знания являются осмысленность, правильность, объем, точность, прочность, системность, действенность. Вторая цель оценки - мотивационная, направлена на стимулирование учебной деятельности учащихся. При оценке успеваемости учитывают прочность и сознательность усвоения важнейших учебных элементов программы, знание и понимание взаимосвязи изучаемых явлений, законов, закономерностей и правил, определения понятий, умения применять теоретические знания к решению практических задач и др. Широкое применение нашел тестовый контроль знаний (английское test - испытание, проба). Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе овладения ими профессией предполагает применение методов, позволяющих объективно оценивать результаты усвоения знаний, формирования навыков и умений. У каждого педагога свои, присущие только ему оценочные установки, жизненный и профессиональный опыт, уровень методического мастерства, личные пристрастия и т.п. Все это делает процесс оценивания и оценку знаний разными педагогами в значительной степени субъективными и неоднозначными. Особенно трудно достичь объективности и адекватности оценки знаний учащихся молодым и начинающим педагогам. Важно иметь объективные способы определения качества усвоения темы и учебного курса в целом. Они должны дать ответ на вопрос, можно или нельзя данному учащемуся переходить к следующему этапу обучения. Одним из видов объективного контроля является тестовый контроль, состоящий в использовании стандартизированных учебных заданий (тестов) и эталонных ответов. Тестовый контроль позволяет создать автоматизированную контрольно-обучающую программу. Как автоматизированный, так и неавтоматизированный виды тестового контроля сокращают время на его проведение и облегчают труд педагога. Уровень мастерства человека обусловлен степенью усвоения информации о деятельности. Использование информации о деятельности зависит от качества усвоения отдельных учебных элементов (УЭ) и учебного предмета в целом, т.е. от качества усвоения ориентировочной основы действий (ООД). При этом усвоенная ООД может использоваться либо в том же виде, как она была усвоена, либо преобразовываться в зависимости от условий деятельности (УД). По способу использования усвоенной информации можно различать репродуктивную и продуктивную деятельность. При репродуктивной деятельности ООД ее алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях - от буквальной копии и пересказа до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях, однозначно заданных обучением, причем к исходным сведениям, усвоенным из учебного предмета учащимся в ходе деятельности, не прибавляет никакой информации. В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает новую ООД сравнительно с усвоенной из учебного предмета. Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности, учащиеся выполняют как элемент процесса решения задачи. Под задачей при этом понимается известная цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий в определенной ситуации. Таким образом, компонентами задачи является цель, ситуация и действия. В учебном процессе при подготовке квалифицированных кадров осуществляется овладение знаниями на трех основных уровнях усвоения. Так, например, образовательный стандарт начального профессионального образования предусматривает все три указанных уровня усвоения. 1 уровень - действия по узнаванию, отождествлению. Этот уровень характеризует учебные элементы, дающие первоначальное знакомство с материалом (вводные темы, общие классификации).
Учащиеся могут выполнять эту деятельность только при повторном восприятии ранее усвоенной информации. На I уровне могут быть следующие виды деятельности: опознание, различение, выбор правильного варианта ответа из ряда предложенных. 2 уровень - (воспроизведения). Если в задаче заданы цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению, это - репродуктивное алгоритмическое действие. Учащиеся выполняют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной, ориентировочной основе выполнения данного действия (выполнение действия по заученномуправилу). На втором уровне могут применяться буквальное и реконструктивное воспроизведение. Сюда относятся все действия по воспроизведению, типовые учебные задачи, навыки. Это основной уровень усвоения при изучении теоретических курсов, работ, выполняемых на лабораторно-практических занятиях (заучивание и воспроизведение по памяти определений, принципов, правил, технических и технологических требований), 3 уровень - умений. Если в задаче задана цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, это – продуктивное действие эвристического типа. Учащийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельного преобразования известной ориентировочной основы типового действия и построение субъективно новой ООД для решения нетиповой задачи. На этом уровне выполняются действия, требующие мыслительной деятельности по решению задач. Этот уровень является высшим для содержания практического (производственного) обучения и представляет собой компонент профессионального мастерства. Для контроля знаний на каждом из уровней усвоения применяют соответствующие тесты*. В соответствии с образовательными стандартами наибольшее распространение получили тесты 2-го уровня. Для тестирования знаний 2 уровня применяют тесты, основанные на конструктивном типе ответа (действиях). Конструктивный ответ предполагает воспроизведение в памяти, соответствующих знаний, и их формулирование. Тест состоит из вопроса (задания на деятельность данного уровня) и эталонного ответа, т.е. образца полного и правильного выполнения действия. Сравнение ответа учащегося с эталоном по числу правильно выполненных учащимися операций теста (элементов ответа) дает возможность определить коэффициент усвоения (Ку). Ку = а/р, где р - число операций теста, а - число правильно выполненных учащимися операций теста. Коэффициент усвоения заключен в пределах от 0 до 1. Для перевода коэффициента усвоения в общепринятую пятибалльную систему можно руководствоваться следующим соотношением: Проведенные исследования показали, что при К > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, т.к. в последующей деятельности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания. Если К <0,7, то переходить к изучению нового материала нецелесообразно.
* Более подробно с методом тестов и их разработкой можно познакомиться в изданном методическом пособии (см. раздел «Рекомендуемая литература» данного пособия). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |