Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самостоятельная работа учащихся.
Самостоятельная работа учащихся с печатными материалами - важный компонент учения, вырабатывающий навыки и умения, культуру умственного труда. Этот метод особенно ценен при обучении взрослых. Самостоятельная работа включает освоение учебного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение операций по инструкционным картам, работу с плакатами и другими наглядными пособиями. Применение наглядности дополняет и углубляет словесное объяснение, помогает легче и прочнее усвоить новый учебный материал. Незаменима наглядность при изучении устройства автомобиля, правил дорожного движения, оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Наглядные методы обеспечивают интерес к изучаемому материалу. Одним из видов самостоятельной работы является конспектирование учебного материала. В зависимости от источника конспектирования различают конспектирование печатных материалов (учебник, техническая документация и др.) и конспектирование (запись) устного изложения материала, даваемого педагогом. Конспектирование - это выборочная, избирательная запись наиболее важного, значимого, существенного или специфичного в прочитанном и прослушанном материале. Конспектирование - сложный мыслительный процесс, требующий умения обобщать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. Особенно трудно вести хороший конспект устного изложения. Такое конспектирование требует специального обучения и упражнения (опыта). Конспектирование имеет чрезвычайно важное значение и является ответственным компонентом урока. Составление текста для конспектирования требует большой вдумчивой работы педагога и высокого мастерства. Нельзя превращать конспектирование в механическую диктовку, оно должно служить средством закрепления, обобщения и систематизации знаний, выраженных в краткой форме; очень важен отбор более существенного, главного в изучаемом предмете. Велика роль в конспекте четких и ясных определений новых и сложных понятий. Работа со справочниками и технической литературой. Эта работа включает отбор необходимых печатных источников, поиск нужной информации в них, проведение выписок. Учащийся должен освоить навык пользования оглавлением, рубрикациями, таблицами, рисунками, схемами. Самостоятельная учебная работа учащихся - это такой вид деятельности, в процессе которой они должны за определенное время, проявляя инициативу и активность, решить без помощи педагога поставленную перед ними учебную задачу. Дидактический смысл самостоятельной работы состоит в развитии умений, приобретении практических знаний, в освоении учебного материала. По степени познавательной активности и самостоятельности учащихся при изложении учебного материала педагогом различают методы: информационно-сообщающий и объяснительный, репродуктивный, развивающие. К первым двум можно отнести так называемый объяснительно-иллюстративный метод. При объяснительно-иллюстративном методе педагог сообщает учащимся готовую информацию (учебный материал) разными средствами, а учащиеся воспринимают ее, осознают, запоминают и осмысливают. Этот метод является традиционным, он широко используется в педагогической практике. Однако его недостаток в том, что в процессе обучения активным лицом выступает в основном педагог, а учащийся выполняет пассивную роль наблюдателя. Знания, полученные при этом методе, не формируют умений и навыков использования этих знаний. Указанный недостаток преодолевается посредством применения репродуктивного метода, который предполагает организацию деятельности учащихся по воспроизведению знаний и применению их в конкретных учебных ситуациях в процессе выполнения учебных заданий и упражнений. Типичным репродуктивным методом являются беседа, закрепление знаний в ходе опроса. К развивающим методам обучения относится проблемно-поисковый метод. При этом методе педагог не дает сразу готовой информации (выводы, определение, формулы), а постепенно подводит учащихся путем постановки наводящих вопросов и построением гипотез к самостоятельному нахождению решений, своеобразному «открытию» для себя новых знаний. К развивающим методам относится также частично-поисковый (эвристический) метод, при котором учащиеся учатся самостоятельной постановке и формулированию вопросов, учатся строить доказательства, делать выводы и оценки по данным условиям и фактам; выдвигать возможные гипотезы (объяснения) явлений и т.д. Более высокой ступенью развития развивающих методов является исследовательский метод. Примером такого метода могут служить, например, задания по поиску эксплуатационных неисправностей механизмов и систем автомобиля, которые предварительно вводятся педагогом, но неизвестны учащимся. Перед учащимися возникает практическая задача (проблема), в ходе решения которой он осуществляет следующие этапы исследования: 1) констатация факта неисправности автомобиля; 2) определение признаков неисправности; 3) выдвижение предположений о возможном характере и причинах неисправности; 4) практическая проверка предположений; 5) поиск действительной причины. Различной степенью познавательной активности и самостоятельности обладают также и методы, применяемые в процессе учения учащегося. Они также могут носить информационный характер (пассивное усвоение новой информации), репродуктивный, то есть воспроизведение знаний. Одной из разновидностей этого метода является так называемая алгоритмизация в обучении, т.е. обучение учащихся алгоритмам деятельности. В практике профессионального обучения использование алгоритмов широко представлено в усвоении правил и последовательности практических действий (пуск двигателя, управление автомобилем и т.д.). Проблемно-поисковый - решение задач по технической эксплуатационной диагностике, по принятию решений в сложных дорожно-транспортных ситуациях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |