Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самостоятельная работа учащихся.




Самостоятельная работа учащихся с печатными материалами - важный компонент учения, вырабатывающий навыки и умения, культуру умственного труда. Этот метод особенно ценен при обуче­нии взрослых.

Самостоятельная работа включает освоение учебного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение операций по инст­рукционным картам, работу с плакатами и другими наглядными по­собиями.

Применение наглядности дополняет и углубляет словесное объ­яснение, помогает легче и прочнее усвоить новый учебный матери­ал.

Незаменима наглядность при изучении устройства автомобиля, правил дорожного движения, оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Наглядные методы обеспечивают интерес к изучае­мому материалу.

Одним из видов самостоятельной работы является конспекти­рование учебного материала. В зависимости от источника конспек­тирования различают конспектирование печатных материалов (учебник, техническая документация и др.) и конспектирование (за­пись) устного изложения материала, даваемого педагогом.

Конспектирование - это выборочная, избирательная запись наиболее важного, значимого, существенного или специфичного в прочитанном и прослушанном материале.

Конспектирование - сложный мыслительный процесс, требую­щий умения обобщать, выделять главное, отбрасывать второстепен­ное. Особенно трудно вести хороший конспект устного изложения. Такое конспектирование требует специального обучения и упражне­ния (опыта).

Конспектирование имеет чрезвычайно важное значение и явля­ется ответственным компонентом урока. Составление текста для конспектирования требует большой вдумчивой работы педагога и высокого мастерства. Нельзя превращать конспектирование в меха­ническую диктовку, оно должно служить средством закрепления, обобщения и систематизации знаний, выраженных в краткой форме; очень важен отбор более существенного, главного в изучаемом предмете. Велика роль в конспекте четких и ясных определений но­вых и сложных понятий.

Работа со справочниками и технической литературой. Эта ра­бота включает отбор необходимых печатных источников, поиск нужной информации в них, проведение выписок. Учащийся должен освоить навык пользования оглавлением, рубрикациями, таблицами, рисунками, схемами.

Самостоятельная учебная работа учащихся - это такой вид дея­тельности, в процессе которой они должны за определенное время, проявляя инициативу и активность, решить без помощи педагога по­ставленную перед ними учебную задачу.

Дидактический смысл самостоятельной работы состоит в раз­витии умений, приобретении практических знаний, в освоении учебного материала.

По степени познавательной активности и самостоятельности учащихся при изложении учебного материала педагогом различают методы: информационно-сообщающий и объяснительный, репро­дуктивный, развивающие.

К первым двум можно отнести так называемый объяснительно-иллюстративный метод.

При объяснительно-иллюстративном методе педагог сообщает учащимся готовую информацию (учебный материал) разными сред­ствами, а учащиеся воспринимают ее, осознают, запоминают и ос­мысливают. Этот метод является традиционным, он широко исполь­зуется в педагогической практике. Однако его недостаток в том, что в процессе обучения активным лицом выступает в основном педа­гог, а учащийся выполняет пассивную роль наблюдателя. Знания, полученные при этом методе, не формируют умений и навыков ис­пользования этих знаний.

Указанный недостаток преодолевается посредством примене­ния репродуктивного метода, который предполагает организацию деятельности учащихся по воспроизведению знаний и применению их в конкретных учебных ситуациях в процессе выполнения учеб­ных заданий и упражнений. Типичным репродуктивным методом являются беседа, закрепление знаний в ходе опроса.

К развивающим методам обучения относится проблемно-поисковый метод.

При этом методе педагог не дает сразу готовой информации (выводы, определение, формулы), а постепенно подводит учащихся путем постановки наводящих вопросов и построением гипотез к са­мостоятельному нахождению решений, своеобразному «открытию» для себя новых знаний.

К развивающим методам относится также частично-поисковый (эвристический) метод, при котором учащиеся учатся самостоятель­ной постановке и формулированию вопросов, учатся строить дока­зательства, делать выводы и оценки по данным условиям и фактам; выдвигать возможные гипотезы (объяснения) явлений и т.д.

Более высокой ступенью развития развивающих методов явля­ется исследовательский метод. Примером такого метода могут слу­жить, например, задания по поиску эксплуатационных неисправно­стей механизмов и систем автомобиля, которые предварительно вводятся педагогом, но неизвестны учащимся.

Перед учащимися возникает практическая задача (проблема), в ходе решения которой он осуществляет следующие этапы исследо­вания:

1) констатация факта неисправности автомобиля;

2) определение признаков неисправности;

3) выдвижение предположений о возможном характере и причинах неисправности;

4) практическая проверка предположений;

5) поиск действительной причины.

Различной степенью познавательной активности и самостоя­тельности обладают также и методы, применяемые в процессе уче­ния учащегося. Они также могут носить информационный характер (пассивное усвоение новой информации), репродуктивный, то есть воспроизведение знаний.

Одной из разновидностей этого метода является так называемая алгоритмизация в обучении, т.е. обучение учащихся алгоритмам дея­тельности. В практике профессионального обучения использование алгоритмов широко представлено в усвоении правил и последова­тельности практических действий (пуск двигателя, управление ав­томобилем и т.д.).

Проблемно-поисковый - решение задач по технической экс­плуатационной диагностике, по принятию решений в сложных до­рожно-транспортных ситуациях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...