Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дидактика как раздел педагогики.
Дидактика (от греческого - дидактикос - поучающий) - изучает процессы и системы образования и обучения. Под образованием понимают процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности и формирования нравственного облика человека, представляющего собой его воспитательную сторону. Обучение - это специально организованный процесс по формированию знаний, умений и навыков. Этот процесс является двусторонним. Одна сторона - обучение учащегося в узком смысле слова, или преподавание, т.е. воздействие наставника и вторая сторона - это учение, т.е. усвоение знаний, умений и навыков самим субъектом, учащимся на основе познавательной активности. Синтез обучения и учения осуществляется в явно выраженной форме в процессах самообразования (большей частью в обучении взрослых). Системы образования. Под системой образования понимают определенную совокупность содержания, форм, методов и дидактических средств обучения в соответствии с поставленными целями. В начальном профессиональном образовании, к которому относится и подготовка водителей транспортных средств, преобладающей системой обучения является классно-урочная, т.е. одновременное обучение группы учащихся. В производственном (практическом) обучении получили распространение предметная, операционная, а затем операционно-комплексная и проблемно-аналитическая системы обучения. Основные принципы дидактики (дидактические принципы). Это принципы, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями образования и обучения. В отечественной дидактике разработаны следующие основные принципы обучения: научность, воспитательный характер обучения, наглядность, сознательность и активность, прочность усвоения знаний, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся и ряд других, которые отражают виды, уровня образования и т.п. Содержание обучения. Содержание обучения - это специально отобранная совокупность предметных областей и учебного материала, необходимого для формирования определенного объема и уровня знаний, умений и навыков. Нормативным документом, отражающим минимум содержания образования, максимум учебной нагрузки и требования к уровню и качеству подготовки, является соответствующий образовательный стандарт. Образовательные стандарты начального профессионального образования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации, имеют межведомственный характер, распространяются на все формы подготовки по данной профессии, как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеют юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации. Стандарт по профессии включает профессиональную характеристику, которая отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности. Второй раздел стандарта - федеральный компонент содержания образования (общепрофессиональный и профессиональный циклы), в структуре которого выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения. На основе образовательного стандарта и в строгом соответствии с ним разрабатывается примерная учебно-программная документация (УПД), т.е. примерный учебный план, тематические планы и примерные программы теоретического и производственного обучения. Учебный план - это основной планирующий документ, который определяет структуру, периоды, сроки, последовательность и содержание обучения. Он включает в себя сетку часов, устанавливающую перечень изучаемых предметов по циклам, дозирующую учебные предметы по часам, отводимым на их изучение по неделям, полугодиям и годам. Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются самими образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана, стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, а также национаьно-региональных условий. Учебная программа определяет содержание теоретического обучения по предметам и производственному обучению. В ней устанавливается необходимый перечень и объем учебных элементов и система их последовательного прохождения. При построении учебной программы используются линейный и концентрический методы. Линейный метод означает построение, при котором каждый последующий учебный элемент является непрерывным продолжением предыдущих. Концентрический метод построения учебного материала выражается в его повторяемости в усложняющемся виде на последующих этапах обучения. По содержанию учебного материала программ общетехнических и специальных предметов, являющегося «сквозным» для любых профессий, можно выделить следующие группы: 1) учебный материал, раскрывающий вопросы техники (устройство и работа машин и оборудования, инструмента, приборов); 2) учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства (технологические и трудовые процессы - управление и контроль за ними; безопасность труда); 3) учебный материал, раскрывающий характеристику сырья и материалов; 4) учебный материал, раскрывающий организацию и экономику производства. Характерно, что все эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетехнической и специальной подготовки независимо от специфики профессии: техника - 40-50%, технология 30-40%, сырье и материалы 10-15%, организация и экономика - 8-10%. Профессиональное обучение предусматривает четкую систему сочетания видов обучения: теоретические занятия (классные), лабораторные и практические, производственное обучение, в том числе производственная практика в условиях предприятия. В профессиональном обучении происходит взаимодействие общеобразовательных, политехнических и специальных знаний и широко применяются так называемые межпредметные связи, а также осуществляется применение теоретических знаний на практике при освоении трудовых приемов профессиональной деятельности. Главным видом профессионального обучения является практическое (производственное) обучение, в котором происходит конкретное освоение профессии. С другой стороны, знания, умения и навыки, осваиваемые при практическом обучении, используются на уроках теории, подвергаются там аналитическому, научному осмыслению. Обучение взрослых имеет свои особенности, как облегчающие, так и затрудняющие процессы обучения. К таким особенностям относятся: наличие образования и жизненного опыта, служебные и семейные обязанности и отношения, отчетливое понимание целей своего обучения, большая критичность и требовательность по отношению к преподаванию, чем у школьников, большая мотивация учения (познавательный интерес). Состав учебных групп неоднороден по образованию, профилю профессиональной деятельности по месту работы, интеллектуальному развитию, полу, возрасту, поэтому здесь особенно необходим индивидуальный подход в обучении. Взрослый учащийся легче и охотнее выполняет самостоятельные работы и задания, может предлагать рациональные идеи об улучшении организации и содержания учебного процесса, поэтому педагог должен серьезно и внимательно относиться к ним. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |