Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактика как раздел педагогики.




Дидактика (от греческого - дидактикос - поучающий) - изуча­ет процессы и системы образования и обучения.

Под образованием понимают процесс и результат усвоения сис­тематизированных знаний и связанных с ними способов практиче­ской и познавательной деятельности и формирования нравственного облика человека, представляющего собой его воспитательную сто­рону.

Обучение - это специально организованный процесс по форми­рованию знаний, умений и навыков. Этот процесс является двусто­ронним. Одна сторона - обучение учащегося в узком смысле слова, или преподавание, т.е. воздействие наставника и вторая сторона - это учение, т.е. усвоение знаний, умений и навыков самим субъек­том, учащимся на основе познавательной активности.

Синтез обучения и учения осуществляется в явно выраженной форме в процессах самообразования (большей частью в обучении взрослых).

Системы образования. Под системой образования понимают определенную совокупность содержания, форм, методов и дидакти­ческих средств обучения в соответствии с поставленными целями.

В начальном профессиональном образовании, к которому отно­сится и подготовка водителей транспортных средств, преобладаю­щей системой обучения является классно-урочная, т.е. одновремен­ное обучение группы учащихся.

В производственном (практическом) обучении получили рас­пространение предметная, операционная, а затем операционно-комплексная и проблемно-аналитическая системы обучения.

Основные принципы дидактики (дидактические принципы). Это принципы, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями образова­ния и обучения. В отечественной дидактике разработаны следующие основные принципы обучения: научность, воспитательный характер обучения, наглядность, сознательность и активность, прочность ус­воения знаний, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся и ряд других, которые отражают виды, уровня образования и т.п.

Содержание обучения. Содержание обучения - это специально отобранная совокупность предметных областей и учебного материа­ла, необходимого для формирования определенного объема и уров­ня знаний, умений и навыков.

Нормативным документом, отражающим минимум содержания образования, максимум учебной нагрузки и требования к уровню и качеству подготовки, является соответствующий образовательный

стандарт.

Образовательные стандарты начального профессионального образования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации, имеют межведомственный характер, рас­пространяются на все формы подготовки по данной профессии, как в государственных, так и негосударственных образовательных уч­реждениях и имеют юридическую силу во всех субъектах Россий­ской Федерации.

Стандарт по профессии включает профессиональную характе­ристику, которая отражает содержательные параметры в виде прак­тических и теоретических основ деятельности. Второй раздел стан­дарта - федеральный компонент содержания образования (обще­профессиональный и профессиональный циклы), в структуре кото­рого выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

На основе образовательного стандарта и в строгом соответст­вии с ним разрабатывается примерная учебно-программная доку­ментация (УПД), т.е. примерный учебный план, тематические планы и примерные программы теоретического и производственного обу­чения.

Учебный план - это основной планирующий документ, кото­рый определяет структуру, периоды, сроки, последовательность и содержание обучения. Он включает в себя сетку часов, устанавли­вающую перечень изучаемых предметов по циклам, дозирующую учебные предметы по часам, отводимым на их изучение по неделям, полугодиям и годам.

Рабочие учебные планы и программы для организации обуче­ния разрабатываются самими образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана, стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, а также национаьно-региональных условий.

Учебная программа определяет содержание теоретического обучения по предметам и производственному обучению. В ней ус­танавливается необходимый перечень и объем учебных элементов и система их последовательного прохождения.

При построении учебной программы используются линейный и концентрический методы. Линейный метод означает построение, при котором каждый последующий учебный элемент является не­прерывным продолжением предыдущих. Концентрический метод построения учебного материала выражается в его повторяемости в усложняющемся виде на последующих этапах обучения.

По содержанию учебного материала программ общетехниче­ских и специальных предметов, являющегося «сквозным» для лю­бых профессий, можно выделить следующие группы:

1) учебный материал, раскрывающий вопросы техники (устройство и работа машин и оборудования, инструмента, приборов);

2) учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства (технологические и трудовые процессы - управление и контроль за ними; безопасность труда);

3) учебный материал, раскрывающий характеристику сырья и материалов;

4) учебный материал, раскрывающий организацию и экономику производства.

Характерно, что все эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетех­нической и специальной подготовки независимо от специфики про­фессии: техника - 40-50%, технология 30-40%, сырье и материалы 10-15%, организация и экономика - 8-10%.

Профессиональное обучение предусматривает четкую систему сочетания видов обучения: теоретические занятия (классные), лабо­раторные и практические, производственное обучение, в том числе производственная практика в условиях предприятия.

В профессиональном обучении происходит взаимодействие общеобразовательных, политехнических и специальных знаний и широко применяются так называемые межпредметные связи, а так­же осуществляется применение теоретических знаний на практике при освоении трудовых приемов профессиональной деятельности.

Главным видом профессионального обучения является практи­ческое (производственное) обучение, в котором происходит кон­кретное освоение профессии.

С другой стороны, знания, умения и навыки, осваиваемые при практическом обучении, используются на уроках теории, подверга­ются там аналитическому, научному осмыслению.

Обучение взрослых имеет свои особенности, как облегчающие, так и затрудняющие процессы обучения. К таким особенностям относятся: наличие образования и жизненного опыта, служебные и семейные обязанности и отношения, отчетливое понимание целей своего обучения, большая критичность и требовательность по отношению к преподаванию, чем у школьни­ков, большая мотивация учения (познавательный интерес).

Состав учебных групп неоднороден по образованию, профилю профессиональной деятельности по месту работы, интеллектуаль­ному развитию, полу, возрасту, поэтому здесь особенно необходим индивидуальный подход в обучении.

Взрослый учащийся легче и охотнее выполняет самостоятель­ные работы и задания, может предлагать рациональные идеи об улучшении организации и содержания учебного процесса, поэтому педагог должен серьезно и внимательно относиться к ним.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...