Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические знания, умения и навыки.




Педагогические знания мастера включают знания основ пси­хологии (особенно важны хорошие знания по психологии профес­сионального обучения), основ педагогики (дидактики и теории вос­питания), методики профессионального обучения (частной методики преподавания своего предмета).

К педагогическим умениям и навыкам относятся:

1) приемы владения устной и письменной речью и языком -умение ясно и доступно выражать мысли, логично излагать матери­ал, строить доказательства. Большое значение имеет образный язык, облегчающий усвоение и вызывающий познавательный интерес учащихся. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает у слушателей скуку, вялость, сонливость.

2) организаторские - умение эффективно организовать учебные занятия, планировать и контролировать бюджет времени урока и др.;

3) методические - умение использовать все педагогические и методические приемы и средства для успешного осуществления процесса обучения и воспитания.

Глава 2. Формы и методы обучения

Организация обучения.

В педагогической практике применяют групповую, бригадную (звеньевую) и индивидуальную формы организации учебной дея­тельности учащихся. Групповая форма - это занятия с учащимися всей учебной группы одновременно, проводимые по единому плану. Звеньевая (бригадная) форма применяется чаще на лабораторных занятиях, там, где необходима самостоятельная работа учащихся (например, сборочно-разборочные работы при изучении устройства автомобиля).

Индивидуальное обучение состоит в том. что педагог занимает­ся поочередно с каждым учащимся отдельно, при этом обучение строится с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося.

Среди форм организации обучения выделяют урок теоретиче­ского обучения, лабораторные, практические занятия, занятия про­изводственного обучения, семинары, контрольные работы, зачеты, консультации, экскурсии, экзамены.

Виды и организация проведения уроков.

Основной формой организации теоретического обучения явля­ется урок.

К уроку предъявляют следующие основные психолого-дидактические требования: соблюдение дидактических принципов обучения и построение обучения на их основе; формулирование це­ли, образовательных и воспитательных задач при планировании уроков; выбор оптимальных методов и средств обучения для усвое­ния намеченного объема конкретного содержания обучения.

Основными дидактическими компонентами урока является: ос­воение и закрепление новых знаний, повторение пройденного, уп­ражнения в применении полученных знаний к решению конкретных задач, контроль и оценка усвоения знаний и навыков.

Эти компоненты отрабатываются на следующих элементах урока: изложение нового материала педагогом, опрос учащихся, самостоятельная работа учащихся, задания на дом, письменные кон­трольные работы.

Важнейший элемент урока - изложение педагогом новых зна­ний. Оно требует отбора самого существенного содержания учебно­го материала, последовательности, логичности и доступности изло­жения, использования иллюстративных (наглядных) средств, изло­жение не должно быть монотонным, скучным, необходимо привле­кать интересные данные, приводить живые примеры, осуществлять эмоциональный контакт со слушателями, вести изложение не только в форме лекции, но и непринужденной беседы с учащимися.

Объем учебного материала должен быть строго рассчитан по времени.

Ответственным моментом при изложении материала является раскрытие содержания новых понятий и терминов, необходимо до­биваться не зазубривания определений, а их понимания.

Самостоятельная работа учащихся - многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности учащихся, осуществляемые ими по заданию и под руководством педагога, но без его непосредственного участия. Выполнение этих заданий тре­бует от учащегося активной мыслительной деятельности, самостоя­тельного решения различных познавательных задач, применения ра­нее усвоенных знаний. Учащиеся приучаются к самоконтролю своей деятельности.

По дидактическим целям самостоятельные работы можно раз­делить на подготовительные, работы по усвоению новых знаний, тренировочные, обобщающе-повторительные, контрольные.

Одной из форм контроля и учета знаний, навыков и умений учащихся наряду с устным опросом, лабораторными работами и т.д., является контрольная письменная работа. Различают контрольные письменные работы классные и домашние, текущие и экзаменаци­онные.

Содержание заданий для контрольной письменной работы оп­ределяется характером и объемом ранее изученного учебного мате­риала. При написании контрольной работы от учащегося требуется не просто воспроизведение заученного, а проявление самостоятель­ности и познавательной активности.

Контрольная письменная работа может быть фронтальной, т.е. единой для всей группы и индивидуальной - для каждого учащего­ся. В последнем случае это позволяет привлечь для проверки боль­ший по объему изученный материал и, что особенно важно, учесть разный уровень подготовки учащихся.

Виды уроков. Существует большое разнообразие видов уроков в зависимости от преобладания в них тех или иных компонентов (эле­ментов).

Наибольшее распространение в практике получил вид урока, называемый комбинированным. В нем всегда осуществляется схема обучения, включающая большинство из вышеприведенных компо­нентов и элементов урока.

Наряду с комбинированным уроком в образовательных учреж­дениях могут использоваться также киноуроки, уроки-лекции, уро­ки-экскурсии, уроки контроля знаний - контрольные работы и др.

Организация проведения уроков. Организация обучения может строиться различно: по принципу организации фронтальных, груп­повых и индивидуальных занятий. При фронтальном обучении все учащиеся класса выполняют одну и туже учебную работу. Это могут быть упражнения, лабораторные работы, работа с учебником и т.д. Под групповыми подразумеваются дифференцированные занятия, когда отдельные группы учащихся класса по одной и той же теме выполняют различные задания. Индивидуальное обучение на уроке подразумевает работу учащегося по специально подготовленному для него индивидуалъному заданию.

К организации уроков относится и их построение в зависимости от основной дидактической цели, так называемые типы уроков. Ос­новными типами уроков теоретического обучения являются: урок-изучения новых знаний, урок закрепления, повторительный и обоб­щающий урок, синтетический урок и др.

Познавательная деятельность учащихся. В процессе обучения (учения) усвоение знаний, умений и навыков осуществляется по­средством познавательной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...