Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогические знания, умения и навыки.
Педагогические знания мастера включают знания основ психологии (особенно важны хорошие знания по психологии профессионального обучения), основ педагогики (дидактики и теории воспитания), методики профессионального обучения (частной методики преподавания своего предмета). К педагогическим умениям и навыкам относятся: 1) приемы владения устной и письменной речью и языком -умение ясно и доступно выражать мысли, логично излагать материал, строить доказательства. Большое значение имеет образный язык, облегчающий усвоение и вызывающий познавательный интерес учащихся. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает у слушателей скуку, вялость, сонливость. 2) организаторские - умение эффективно организовать учебные занятия, планировать и контролировать бюджет времени урока и др.; 3) методические - умение использовать все педагогические и методические приемы и средства для успешного осуществления процесса обучения и воспитания. Глава 2. Формы и методы обучения Организация обучения. В педагогической практике применяют групповую, бригадную (звеньевую) и индивидуальную формы организации учебной деятельности учащихся. Групповая форма - это занятия с учащимися всей учебной группы одновременно, проводимые по единому плану. Звеньевая (бригадная) форма применяется чаще на лабораторных занятиях, там, где необходима самостоятельная работа учащихся (например, сборочно-разборочные работы при изучении устройства автомобиля). Индивидуальное обучение состоит в том. что педагог занимается поочередно с каждым учащимся отдельно, при этом обучение строится с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося. Среди форм организации обучения выделяют урок теоретического обучения, лабораторные, практические занятия, занятия производственного обучения, семинары, контрольные работы, зачеты, консультации, экскурсии, экзамены. Виды и организация проведения уроков. Основной формой организации теоретического обучения является урок. К уроку предъявляют следующие основные психолого-дидактические требования: соблюдение дидактических принципов обучения и построение обучения на их основе; формулирование цели, образовательных и воспитательных задач при планировании уроков; выбор оптимальных методов и средств обучения для усвоения намеченного объема конкретного содержания обучения. Основными дидактическими компонентами урока является: освоение и закрепление новых знаний, повторение пройденного, упражнения в применении полученных знаний к решению конкретных задач, контроль и оценка усвоения знаний и навыков. Эти компоненты отрабатываются на следующих элементах урока: изложение нового материала педагогом, опрос учащихся, самостоятельная работа учащихся, задания на дом, письменные контрольные работы. Важнейший элемент урока - изложение педагогом новых знаний. Оно требует отбора самого существенного содержания учебного материала, последовательности, логичности и доступности изложения, использования иллюстративных (наглядных) средств, изложение не должно быть монотонным, скучным, необходимо привлекать интересные данные, приводить живые примеры, осуществлять эмоциональный контакт со слушателями, вести изложение не только в форме лекции, но и непринужденной беседы с учащимися. Объем учебного материала должен быть строго рассчитан по времени. Ответственным моментом при изложении материала является раскрытие содержания новых понятий и терминов, необходимо добиваться не зазубривания определений, а их понимания. Самостоятельная работа учащихся - многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности учащихся, осуществляемые ими по заданию и под руководством педагога, но без его непосредственного участия. Выполнение этих заданий требует от учащегося активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применения ранее усвоенных знаний. Учащиеся приучаются к самоконтролю своей деятельности. По дидактическим целям самостоятельные работы можно разделить на подготовительные, работы по усвоению новых знаний, тренировочные, обобщающе-повторительные, контрольные. Одной из форм контроля и учета знаний, навыков и умений учащихся наряду с устным опросом, лабораторными работами и т.д., является контрольная письменная работа. Различают контрольные письменные работы классные и домашние, текущие и экзаменационные. Содержание заданий для контрольной письменной работы определяется характером и объемом ранее изученного учебного материала. При написании контрольной работы от учащегося требуется не просто воспроизведение заученного, а проявление самостоятельности и познавательной активности. Контрольная письменная работа может быть фронтальной, т.е. единой для всей группы и индивидуальной - для каждого учащегося. В последнем случае это позволяет привлечь для проверки больший по объему изученный материал и, что особенно важно, учесть разный уровень подготовки учащихся. Виды уроков. Существует большое разнообразие видов уроков в зависимости от преобладания в них тех или иных компонентов (элементов). Наибольшее распространение в практике получил вид урока, называемый комбинированным. В нем всегда осуществляется схема обучения, включающая большинство из вышеприведенных компонентов и элементов урока. Наряду с комбинированным уроком в образовательных учреждениях могут использоваться также киноуроки, уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки контроля знаний - контрольные работы и др. Организация проведения уроков. Организация обучения может строиться различно: по принципу организации фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. При фронтальном обучении все учащиеся класса выполняют одну и туже учебную работу. Это могут быть упражнения, лабораторные работы, работа с учебником и т.д. Под групповыми подразумеваются дифференцированные занятия, когда отдельные группы учащихся класса по одной и той же теме выполняют различные задания. Индивидуальное обучение на уроке подразумевает работу учащегося по специально подготовленному для него индивидуалъному заданию. К организации уроков относится и их построение в зависимости от основной дидактической цели, так называемые типы уроков. Основными типами уроков теоретического обучения являются: урок-изучения новых знаний, урок закрепления, повторительный и обобщающий урок, синтетический урок и др. Познавательная деятельность учащихся. В процессе обучения (учения) усвоение знаний, умений и навыков осуществляется посредством познавательной деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |