Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Психология обучения




Формирование знаний, умений и навыков

Знания, умения и навыки целенаправленно формируются в про­цессе обучения. Одним из важных психологических условий их формирования является понимание, т.е. осознание, уяснение сущно­сти содержания нового знания, состава осваиваемых действий. приемов работы и др.

Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний.

Другим психологическим условием усвоения знаний, умений и навыков выступает личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбу­ждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету.

При формировании навыков изменяется их психологическая структура: 1) изменяется двигательное звено навыка - возникает слитность элементов, объединение их в одно целое; происходит ос­вобождение от ненужных, лишних движений; приобретаются эко­номные приемы выполнения движений; 2) изменяются приемы сен­сорного контроля действий - замена зрительного контроля осяза­тельным (например, печатание на машинке, управление велосипе­дом и др.); развитие различительной чувствительности; 3) изменя­ются приемы умственного регулирования действий - автоматизация оценки ситуации и принятия решения.

При освоении навыка важное значение имеют следующие усло­вия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу «от простого к сложному»; медленный темп выполнения действий на начальном этапе; более частое повторение действий в начале обучения.

Формирование навыков происходит в процессе упражнения.

Упражнение - Это многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение или совершенствование, опирающееся на понимание и сопровождаю­щееся сознательным контролем и корректировкой действия.

Понятие об ориентировочной основе действий.

Процесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.

Управление процессом учения достигается предварительной разработкой и использованием в учении ориентировочной основы действия (ООД).

Структура любого действия включает в себя ориентировку, ис­полнение и контроль.

При формировании новых действий решающая роль принадле­жит ориентировке на условия действия. Система условий включает особенности цели и объекта действия (предмета труда), средства, или орудия труда, способы действий (операции).

ООД - это та система условий, на которую реально опирается обучающийся при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Если при выполнении трудового действия имеет место учет всех его условий, то ООД полная, если же какая-то часть условий не учитывается, то ООД неполная.

Главный источник ошибок при обучении новым действиям -неполная ориентировочная основа. При обеспечении полной ООД обучающийся с первого же раза и в дальнейшем правильно выпол­няет осваиваемое действие на основе соответствующих предписа­ний.

Для управления процессом учения необходима такая его орга­низация, которая обеспечивает: 1) знание и соблюдение учащимся условий действия; 2) превращения этих условий в ориентировочную основу и затем во внутренний (психический) механизм действия, а самого действия - в умения; 3) формирование умения, отличающе­гося разумностью, обобщенностью, сознательностью и далее, по ме­ре его автоматизации - подконтрольностью.

Разумное умение означает ориентировку на существенные ус­ловия действия; обобщенное - применимое в широком объеме си­туаций данного типа, то есть обладающее переносом; сознательное -точно и разнообразно выражаемое в речи; подконтрольное - регули­руемое по ходу исполнения.

Характеристика формируемых умений зависит от типа ООД. Известны три типа ООД.

I тип - состав ООД неполный, ориентиры выделяются на опыте самим учащимся путем слепых проб (стихийный, неуправляемый процесс обучения).

II тип - полная ООД конкретных действий заранее разрабаты­вается педагогом и в виде готовой программы дается учащемуся. Этот тип ООД в частности используется при разработке документа­ции письменного инструктирования.

III тип - учащемуся дается полная ООД, но не для конкретного действия, а для целого класса действий, то есть учащийся вооружа­ется общим методом, с помощью которого он может самостоятельно строить ООД второго типа.

Корректировка исполнения действий опирается на самокон­троль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно прово­димое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Важное место принадлежит пооперационному текущему самоконтролю.

Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и ре­зультат работы, анализировать трудовые действия в процессе труда.

Формирование умений при овладении действиями в психологи­ческом плане проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном пла­не.

Процесс усвоения знаний, умений и навыков осуществляется путем организации самостоятельного учения, то есть усвоения поня­тий и овладения трудовыми операциями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...