Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Психология обучения
Формирование знаний, умений и навыков Знания, умения и навыки целенаправленно формируются в процессе обучения. Одним из важных психологических условий их формирования является понимание, т.е. осознание, уяснение сущности содержания нового знания, состава осваиваемых действий. приемов работы и др. Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний. Другим психологическим условием усвоения знаний, умений и навыков выступает личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбуждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету. При формировании навыков изменяется их психологическая структура: 1) изменяется двигательное звено навыка - возникает слитность элементов, объединение их в одно целое; происходит освобождение от ненужных, лишних движений; приобретаются экономные приемы выполнения движений; 2) изменяются приемы сенсорного контроля действий - замена зрительного контроля осязательным (например, печатание на машинке, управление велосипедом и др.); развитие различительной чувствительности; 3) изменяются приемы умственного регулирования действий - автоматизация оценки ситуации и принятия решения. При освоении навыка важное значение имеют следующие условия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу «от простого к сложному»; медленный темп выполнения действий на начальном этапе; более частое повторение действий в начале обучения. Формирование навыков происходит в процессе упражнения. Упражнение - Это многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение или совершенствование, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой действия. Понятие об ориентировочной основе действий. Процесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов. Управление процессом учения достигается предварительной разработкой и использованием в учении ориентировочной основы действия (ООД). Структура любого действия включает в себя ориентировку, исполнение и контроль. При формировании новых действий решающая роль принадлежит ориентировке на условия действия. Система условий включает особенности цели и объекта действия (предмета труда), средства, или орудия труда, способы действий (операции). ООД - это та система условий, на которую реально опирается обучающийся при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Если при выполнении трудового действия имеет место учет всех его условий, то ООД полная, если же какая-то часть условий не учитывается, то ООД неполная. Главный источник ошибок при обучении новым действиям -неполная ориентировочная основа. При обеспечении полной ООД обучающийся с первого же раза и в дальнейшем правильно выполняет осваиваемое действие на основе соответствующих предписаний. Для управления процессом учения необходима такая его организация, которая обеспечивает: 1) знание и соблюдение учащимся условий действия; 2) превращения этих условий в ориентировочную основу и затем во внутренний (психический) механизм действия, а самого действия - в умения; 3) формирование умения, отличающегося разумностью, обобщенностью, сознательностью и далее, по мере его автоматизации - подконтрольностью. Разумное умение означает ориентировку на существенные условия действия; обобщенное - применимое в широком объеме ситуаций данного типа, то есть обладающее переносом; сознательное -точно и разнообразно выражаемое в речи; подконтрольное - регулируемое по ходу исполнения. Характеристика формируемых умений зависит от типа ООД. Известны три типа ООД. I тип - состав ООД неполный, ориентиры выделяются на опыте самим учащимся путем слепых проб (стихийный, неуправляемый процесс обучения). II тип - полная ООД конкретных действий заранее разрабатывается педагогом и в виде готовой программы дается учащемуся. Этот тип ООД в частности используется при разработке документации письменного инструктирования. III тип - учащемуся дается полная ООД, но не для конкретного действия, а для целого класса действий, то есть учащийся вооружается общим методом, с помощью которого он может самостоятельно строить ООД второго типа. Корректировка исполнения действий опирается на самоконтроль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно проводимое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Важное место принадлежит пооперационному текущему самоконтролю. Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и результат работы, анализировать трудовые действия в процессе труда. Формирование умений при овладении действиями в психологическом плане проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном плане. Процесс усвоения знаний, умений и навыков осуществляется путем организации самостоятельного учения, то есть усвоения понятий и овладения трудовыми операциями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |