Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Волевой компонент личности.




Волевые процессы -- это сознательная регуляция поведения и действий для достижения поставленных целей.

Основной механизм волевого поведения - психическая импульсация поведения (активация или торможение).

Если познавательные процессы позволяют осуществлять субъ­ективное отражение объективного мира, эмоции - субъективные от­ношения (переживания), то волевые процессы - воздействие на окружающие предметы, преобразование мира.  

Воля теснейшим образом связана с сознанием и деятельностью.

Структура волевого акта. Волевой акт (волевое действие) включает цепочку следующих психических процессов: 1) осознание внутреннего побуждения к деятельности; 2) постановку целей дей­ствия; 3) определение способов достижения цели; 4) принятие реше­ния о выполнении действия; 5} реализацию решения. Таким образом волевое действие - это сознательное действие, направленное на оп­ределенную цель и связанную с усилиями, требующимися для пре­одоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

Характерной особенностью волевого процесса является сознавание человеком свободы выбора решения, свободы выбора дейст­вий.

Волевые качества личности. Когда способы осуществления во­левой активности приобретают в поведении человека определен­ность и стабильность, они превращаются в характерные постоянные качества личности.

К некоторым наиболее важным качествам личности можно от­нести самостоятельность, заключающуюся в устойчивом следовании своим убеждениям и противостоянии внешним влиянием (внушени­ям), решительность, настойчивость, владение своим поведением. Настойчивость коренным образом отличается от упрямства (нера­зумной настойчивости). Умение владеть собой выражается в вы­держке, самообладании.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в содержании испособах взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых лич­ностями друг на друга в процессе их совместной деятельности и об­щения.

Межличностные отношения - это система установок, ориента­ции и ожиданий членов группы относительно друг друга, опреде­ляющиеся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

В отличие от деловых (служебных) отношений, регулируемых формально установленными правилами, межличностные отношения устанавливаются стихийно и основываются на взаимных чувствах (симпатиях, антипатиях, безразличии).

Межличностные отношения могут существенно влиять на дело­вое взаимодействие людей (так называемые соображения чувств в поведении): протекция в продвижении по службе родственнику, го­нение начальника на толкового, умного, но строптивого, независи­мого подчиненного.

Соображение чувств (межличностные установки) вторгаются в организацию поведения, облегчая одни действия и препятствуя дру­гим или нарушая их.

Глава 3. Психология труда

Общее понятие о психологии труда.

Психология труда - это отрасль психологии, изучающая зако­номерности психических процессов, протекающих в трудовой дея­тельности. Она рассматривает содержание и структуру трудовой деятельности, трудовые операции и приемы их выполнения.

Психология труда включает такие самостоятельные разделы как психология профессий, психология профессиональной ориентации и профессионального отбора, психология профессионального обуче­ния и др.

Трудовое действие - это структурная далее неразложимая еди­ница трудовой деятельности, или относительно самостоятельный ее элемент, направленные на выполнение какой-либо одной частной задачи данного типа.

Трудовое действие осуществляется на основе восприятия и оценки ситуации и завершается исполнительной (двигательной) ча­стью. Информация о полученном результате действия (обратная связь) сопоставляется с потребным результатом, если имеется рассо­гласование между ними - осуществляется корректирование дейст­вия, его регуляция.

Знания, навыки, умения.

Трудовая деятельность осуществляется посредством знаний, умений и навыков.

Термином «знания» обозначают систему научных и житейских понятий, усвоенных человеком в процессе обучения и жизненного опыта.

Знания - это усвоенная человеком информация о средствах, . предметах труда, технологических процессах, трудовых приемах. Различают теоретические знания (обобщенные знания в понятиях) и практические знания (конкретные знания, усваиваемые в процессе непосредственной трудовой деятельности).

В производственном обучении приобретение учащимся практи­ческих знаний является одной из важнейших целей.

Теоретические знания помогают овладевать практическими, но не могут заменить их.

Умения -этоспособы, или приемы решения человеком теоре­тических и практических задач. Формирование практических уме­ний и навыков в значительной мере опирается на знания и опыт учащихся.

Важной стороной усвоения знаний является упражнение в их применении при выполнении конкретных практических заданий.

Навык. По мере овладения действием его психологическая структура изменяется, происходит благодаря повторению и заучиванию (запоминанию) автоматизация действий, т.е. уменьшение сте­пени участия сознания и внимания в выполнении отдельных компо­нентах действия.

Навык - это автоматизированный способ выполнения действия, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементного сознательного регулирования и контроля действия благодаря упражнению.

Различают четыре вида навыков: двигательные (моторные), сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные (умственные).

В двигательном навыке основным содержанием деятельности являются внешние движения, направленные на изменение объекта деятельности; в сенсомоторном навыке - восприятие ситуации и от­ветные согласованные движения по управлению автомобилем. В трудовой деятельности - это наиболее распространенный вид навыков.

Перцептивный навык представлен в действии образами восприятия (считывание зрительной информации, наблюдение и др.).

Интеллектуальный навык - автоматизированные приемы, спо­собы решения типовых задач (вычисление, планирование и др.).

В отличие от навыков, в которых отсутствуют процессы развернутого решения задач, умение, наоборот, базируются на мыслительных операциях. Умение - это система умственных действий (приемов), опирающаяся на знания и навыки и позволяющая осуще­ствлять процесс решения нетиповых теоретических и практических задач, а также выбор рациональных действий в нестандартных условиях в соответствии с целью и конкретной ситуацией.

Профессиональные знания, навыки и умения бывают специальные и общие. Специальные связаны с выполнением технологических операций составляющих сущность и специфику данного вида профессионального труда (например, вождение автомобиля, провероч­ные, диагностические, регулировочные операции).

Общие распадаются на две группы: общетехнические (политех­нические) и общетрудовые.

Роль мышления и умений в трудовом процессе велика. Они необходимы для совершенствования организации труда, экономиче­ских показателей деятельности, процессов планирования, совершенствования трудовых навыков работников.


В трудовой деятельности благодаря упражнению происходит развитие психических процессов. Развивается преимущественно та сфера психики, которая имеет большее значение для выполнения профессиональных задач: восприятие движения и пространства у водителей, слуховая различительная чувствительностью настройщиков музыкальных инструментов, обоняния и вкуса у дегустаторов и т.д.

При овладении профессиональным мастерством происходит развитие не только чувствительности, но самых различных психиче­ских процессов и качеств человека - памяти, мышления, координа­ции движения, воли и др.

Труд развивает человека, обогащает его личность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...