Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волевой компонент личности.
Волевые процессы -- это сознательная регуляция поведения и действий для достижения поставленных целей. Основной механизм волевого поведения - психическая импульсация поведения (активация или торможение). Если познавательные процессы позволяют осуществлять субъективное отражение объективного мира, эмоции - субъективные отношения (переживания), то волевые процессы - воздействие на окружающие предметы, преобразование мира. Воля теснейшим образом связана с сознанием и деятельностью. Структура волевого акта. Волевой акт (волевое действие) включает цепочку следующих психических процессов: 1) осознание внутреннего побуждения к деятельности; 2) постановку целей действия; 3) определение способов достижения цели; 4) принятие решения о выполнении действия; 5} реализацию решения. Таким образом волевое действие - это сознательное действие, направленное на определенную цель и связанную с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели. Характерной особенностью волевого процесса является сознавание человеком свободы выбора решения, свободы выбора действий. Волевые качества личности. Когда способы осуществления волевой активности приобретают в поведении человека определенность и стабильность, они превращаются в характерные постоянные качества личности. К некоторым наиболее важным качествам личности можно отнести самостоятельность, заключающуюся в устойчивом следовании своим убеждениям и противостоянии внешним влиянием (внушениям), решительность, настойчивость, владение своим поведением. Настойчивость коренным образом отличается от упрямства (неразумной настойчивости). Умение владеть собой выражается в выдержке, самообладании. Межличностные отношения. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в содержании испособах взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых личностями друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющиеся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. В отличие от деловых (служебных) отношений, регулируемых формально установленными правилами, межличностные отношения устанавливаются стихийно и основываются на взаимных чувствах (симпатиях, антипатиях, безразличии). Межличностные отношения могут существенно влиять на деловое взаимодействие людей (так называемые соображения чувств в поведении): протекция в продвижении по службе родственнику, гонение начальника на толкового, умного, но строптивого, независимого подчиненного. Соображение чувств (межличностные установки) вторгаются в организацию поведения, облегчая одни действия и препятствуя другим или нарушая их. Глава 3. Психология труда Общее понятие о психологии труда. Психология труда - это отрасль психологии, изучающая закономерности психических процессов, протекающих в трудовой деятельности. Она рассматривает содержание и структуру трудовой деятельности, трудовые операции и приемы их выполнения. Психология труда включает такие самостоятельные разделы как психология профессий, психология профессиональной ориентации и профессионального отбора, психология профессионального обучения и др. Трудовое действие - это структурная далее неразложимая единица трудовой деятельности, или относительно самостоятельный ее элемент, направленные на выполнение какой-либо одной частной задачи данного типа. Трудовое действие осуществляется на основе восприятия и оценки ситуации и завершается исполнительной (двигательной) частью. Информация о полученном результате действия (обратная связь) сопоставляется с потребным результатом, если имеется рассогласование между ними - осуществляется корректирование действия, его регуляция. Знания, навыки, умения. Трудовая деятельность осуществляется посредством знаний, умений и навыков. Термином «знания» обозначают систему научных и житейских понятий, усвоенных человеком в процессе обучения и жизненного опыта. Знания - это усвоенная человеком информация о средствах, . предметах труда, технологических процессах, трудовых приемах. Различают теоретические знания (обобщенные знания в понятиях) и практические знания (конкретные знания, усваиваемые в процессе непосредственной трудовой деятельности). В производственном обучении приобретение учащимся практических знаний является одной из важнейших целей. Теоретические знания помогают овладевать практическими, но не могут заменить их. Умения -этоспособы, или приемы решения человеком теоретических и практических задач. Формирование практических умений и навыков в значительной мере опирается на знания и опыт учащихся. Важной стороной усвоения знаний является упражнение в их применении при выполнении конкретных практических заданий. Навык. По мере овладения действием его психологическая структура изменяется, происходит благодаря повторению и заучиванию (запоминанию) автоматизация действий, т.е. уменьшение степени участия сознания и внимания в выполнении отдельных компонентах действия. Навык - это автоматизированный способ выполнения действия, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементного сознательного регулирования и контроля действия благодаря упражнению. Различают четыре вида навыков: двигательные (моторные), сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные (умственные). В двигательном навыке основным содержанием деятельности являются внешние движения, направленные на изменение объекта деятельности; в сенсомоторном навыке - восприятие ситуации и ответные согласованные движения по управлению автомобилем. В трудовой деятельности - это наиболее распространенный вид навыков. Перцептивный навык представлен в действии образами восприятия (считывание зрительной информации, наблюдение и др.). Интеллектуальный навык - автоматизированные приемы, способы решения типовых задач (вычисление, планирование и др.). В отличие от навыков, в которых отсутствуют процессы развернутого решения задач, умение, наоборот, базируются на мыслительных операциях. Умение - это система умственных действий (приемов), опирающаяся на знания и навыки и позволяющая осуществлять процесс решения нетиповых теоретических и практических задач, а также выбор рациональных действий в нестандартных условиях в соответствии с целью и конкретной ситуацией. Профессиональные знания, навыки и умения бывают специальные и общие. Специальные связаны с выполнением технологических операций составляющих сущность и специфику данного вида профессионального труда (например, вождение автомобиля, проверочные, диагностические, регулировочные операции). Общие распадаются на две группы: общетехнические (политехнические) и общетрудовые. Роль мышления и умений в трудовом процессе велика. Они необходимы для совершенствования организации труда, экономических показателей деятельности, процессов планирования, совершенствования трудовых навыков работников. В трудовой деятельности благодаря упражнению происходит развитие психических процессов. Развивается преимущественно та сфера психики, которая имеет большее значение для выполнения профессиональных задач: восприятие движения и пространства у водителей, слуховая различительная чувствительностью настройщиков музыкальных инструментов, обоняния и вкуса у дегустаторов и т.д. При овладении профессиональным мастерством происходит развитие не только чувствительности, но самых различных психических процессов и качеств человека - памяти, мышления, координации движения, воли и др. Труд развивает человека, обогащает его личность.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 338. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |