Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоциональные состояния и процессы.




Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

Глава 1. Психические процессы и состояния

 

Предмет психологии.

Психология - наука, изучающая психические процессы и состояния, а также структуру и качества личности.

Сущность психики состоит в особой форме отражения реальной действительности. Материальной основой психики является мозг, нервная система.

В основе работы мозга лежит рефлекс (от латинского - отраже­ние), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздраже­ние, идущее из внешней среды или от внутренних органов. По принципу рефлекса протекают все процессы неосознанной и осоз­нанной психической деятельности.

Рефлекс состоит из четырех звеньев: начальное звено - внешние или внутренние раздражения и превращение их рецепторами (орга­нами чувств) в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг в виде соответствующей информации; центральное звено - процес­сы в мозгу (возбуждение и торможение) и возникновение на этой основе психических процессов и состояний, перерабатывающих ин­формацию сообщений в командную; двигательное звено - внешнее движение органов тела по командам мозга; звено обратной инфор­мации - сигналы от двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения как сигналы обратной связи. Обратная связь устанавливает и учитывает разницу между действием и его ре­зультатом.

Рефлекс представляет собой замкнутое кольцо, расширяющееся в результате обратной информации, которая может потребовать движения органов тела. Отсутствие сигналов обратной информации делает невозможным точное реагирование организма на внешние или внутренние раздражители.

Различают два вида рефлексов: безусловные - врожденные от­веты организма на раздражители и условные - ответы организма на раздражители, формирующиеся в результате неоднократных повто­рений в процессе жизнедеятельности организма (приобретенные).

Психика проявляется в трех видах психических явлений: психи­ческих процессах, состояниях и психических свойствах личности.

Психические процессы.

Ведущая роль в поведении человека принадлежит познаватель­ным процессам: ощущениям, восприятиям, памяти, воображению, вниманию.

Ощущения. Первичным, элементарным познавательным про­цессом, посредством которого человек получает информацию от внешней и внутренней среды, является ощущение. Посредствам ощущений человек узнает о цвете, запахе, вкусе и других свойствах и состояниях внешней и внутренней среды.

Ощущения -' психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы. Под анализатором понимают нервный аппарат, со­стоящий из периферической части - органа чувств (рецептора), про­водящих нервных волокон, заканчивающихся в головном мозге, центральной части - участка коры головного мозга, в котором про­исходит анализ полученной информации.

Отражая объективно существующие предметы и явления, ощу­щения приблизительно точно отражают мир, существующий незави­симо от нашего сознания. Таким образом, по своему происхожде­нию и содержанию ощущения объективны. Но сами ощущения субъективны.

Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализа­торов человека, но также от его опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от психического и физи­ческого состояния человека.

Предмет или явление, познание которого в данный момент про­исходит более отчетливо, называется объектом. Все же остальные, менее ясно ощущаемые предметы и явления, составляют фон.

Анализаторы в своей совокупности образуют сенсорную (от ла­тинского - чувство) систему.

Виды ощущений. В зависимости от вида рецепторов различают ощущения: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, тактильные и проприоцептивные (рецепторы внутренних органов).

Ведущую роль в жизни и трудовой деятельности играют зри­тельные, слуховые и двигательные ощущения.

Пороги и чувствительность. Наименьшая величина раздраже­ния, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсо­лютным (нижним, минимальным) порогом ощущения.

Изменение воздействия на анализатор не всегда приводит к из­менению в ощущениях. Наименьшее изменение силы раздражителя, которое дает едва заметное различие в ощущениях, называется по­рогом различения. Чем ниже порог различения, тем выше чувстви­тельность и наоборот. В среднем для человека порог различения ра­вен: по отношению к свету - 1/100; к звуку - 1/10; к тяжести - 1/30. Иными словами, чтобы ощутить различия, необходима прибавка ин­тенсивности раздражителя не менее указанных значений.

Под максимальным, или верхним порогом понимается макси­мальное раздражение, которое еще воспринимается, но за преде­лами которого ощущение переходит в болевое.

Пороги существенно зависят от профессионального опыта и уровня тренированности, утомления и состояния здоровья. Особое значение имеет так называемая адаптация - изменение чувстви­тельности анализатора под влиянием длительно действующих на него раздражителей или отсутствие их воздействия. Адаптация играет приспособительную роль в меняющихся условиях жизнедея­тельности. Процесс адаптации носит постепенный характер, он раз­личен для разных анализаторов и разных людей.

При световой адаптации: при влиянии яркого света понижается чувствительность глаза к свету; при выходе из темного помещения на солнечный свет требуется от 3 до 5 минут, чтобы глаз приспосо­бился. Темновая адаптация (при переходе от большей освещенности к меньшей) длится несколько десятков минут.

Изменение чувствительности анализаторов может происходить не только под влиянием внешних условий, но и вследствие влияния внутреннего состояния человека. Такое изменение в сторону повы­шения чувствительности называют сенсибилизацией.

Чувствительность анализаторов формируется и совершенству­ется в ходе индивидуального развития и трудовой деятельности че­ловека.

Сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств очень велики,

Ощущение имеют следующие общие свойства: качество, интен­сивность, продолжительность, пространственная локализация.

Качество - основная особенность ощущения, отличающая его от других. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.д.

Интенсивность ощущения является его количественной харак­теристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность ощущения является его временной характеристи­кой и определяется временем действия раздражителя и его интен­сивностью.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией (последей­ствием) и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель.

Восприятия. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздей­ствии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Наиболее важными особенностями восприятия являются пред­метность, целостность, структурность, константность и осмыслен­ность.

Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е. в отнесении информации, получаемой из внешнего мира, к объ­ектам этого мира (предметам).

Целостность восприятия состоит в отражении не отдельных свойств предметов, а их совокупности и взаимосвязи.

Структурность - это отражение в восприятии взаимосвязи различных свойств предметов. Например, мы воспринимаем буквы алфавита независимо от того как они изображены (размер, цвет, форма, положение в пространстве и т.д.).

Константность - это способность сохранять предметный об­раз в различных меняющихся условиях восприятия.

Осмысленность. Восприятие у человека неразрывно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, его значения. Ос­мысленность связана со словесным обозначением воспринимаемого предмета.

Объем восприятия - это количество одновременно восприни­маемых объектов. Он колеблется от 4 до 8 единиц (объектов воспри­ятия).

Важной формой произвольного восприятия является наблюде­ние - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или яв­лений. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность.

Виды восприятий. К важнейшим видам восприятия относятся: восприятия пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления), времени и движения.

Понятие об иллюзиях. Установлены факты искаженного вос­приятия предметов, которые получили названия иллюзии (например, переоценка вертикальных линий и др.). В основном они относятся к зрительному восприятию. На практическом использовании зритель­ных иллюзий основана маскировка. Многие иллюзии объясняются свойством целостности восприятия.

Память. Запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение человеком его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запомина­ние, сохранение, воспроизведение и забывание. Образы памяти в от­личие от восприятия называются представлениями.

Виды памяти. По характеру психической активности различа­ют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

По характеру целей деятельности - на непроизвольную и произ­вольную.

По продолжительности закрепления и сохранения материала -на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспро­изведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память - это память на чувства.

Образная память - это память на образы: зрительные, слухо­вые, вкусовые, запаховые, осязательные.

Словесно-логическая память имеет дело с мыслями и языком. Мысли не существуют без языка. Поэтому такой вид памяти называ­ется словесно-логическим.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специ­альная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроиз­вольной памятью. В случаях, когда человек ставит такую цель, гово­рят о произвольной памяти. Существует целая система приемов ус­пешного запоминания и сохранения представлений (мнемические приемы). Например, чтобы воспроизвести число пи применяют сле­дующий прием (стишок): «Кто и шутя и просто пожелаеть пи узнать число, ужъ знаетъ» - 3,1416925536, где подсчитывается число букв в слове (по старинной орфографии).

Произвольное запоминание - это процесс осуществления спе­циальных действий, целью которых является запоминание. На про­извольном запоминании основывается процесс учения.

Процессы памяти отличаются избирательностью, т.е. запомина­ется и воспроизводится не все, а определенные предметы или осо­бенности. Избирательность зависит от интересов человека, цели дея­тельности, типа памяти и других условий.

Процесс противоположный сохранению - забывание, которое может носить частичный или полный характер. В принципе забыва­ние - явление целесообразное, т.к. позволяет освободить место для текущей, актуальной информации. Человек может посредством при­поминания и его приемов извлекать давно забытые образы из долго­временной памяти в оперативную.

Временное забывание может вызываться запредельным тормо­жением вследствие перенапряжения нервных клеток мозга (утомле­ние). Забывание так же, как запоминание и воспроизведение носит избирательный характер.

Индивидуальные различия памяти - выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. У разных людей преобладает от рождения тот или иной тип памяти (наглядно-образный, словесно-абстрактный, двигательный).

Мышление. Мышление - это социально-обусловленный, нераз­рывно связанный с речью психический процесс поиска и нахожде­ния решений теоретических и практических задач, анализа ситуа­ций, прогнозирования деятельности и др.

Мышление осуществляется с опорой на восприятия и двига­тельные действия, но выходит далеко за их пределы.

Мышление человека, в каких бы формах оно не осуществлялось - неразрывно связано с языком и речью.

Мышление человека осуществляется в понятиях. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в поня­тие «автомобиль» входят такие существенные признаки, как конст­рукция, тип двигателя, рулевое управление и др.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые все­гда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя и т.д. Суждение - это отражение связей между предме­тами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Суждения бывают истинными и ложными. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждает­ся что-либо (или отрицается что-либо) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все люди смертны». В частных суждениях утверждение (отрицание) относится лишь к не­которым предметам; в единичных только к одному.

Суждение образуется двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона с помощью умозаключений вывел и предсказал свойства еще неизвестных в его время химических эле­ментов.

Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суж­дений человек получает другое суждение, извлекая его из содержа­ния исходных суждений. Исходные суждения называются посылка­ми умозаключения. Вывод, получаемый в ходе умозаключений из двух посылок, называется заключением.

Различают заключение индуктивное и дедуктивное. В первом случае умозаключение происходит от частного к общему положе­нию; во втором - от общего положения к частному случаю.

Логические формы мышления изучает формальная логика. Психология изучает сущность психических процессов, которые при этом имеют место.

Процессы мышления. К ним относятся анализ, синтез и обоб­щение.

Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, эле­ментов, свойств, связей, отношений и т.д., это расчленение познава­емого объекта в целях его изучения.

Объединение выделенных анализом компонентов целого назы­вается синтезом. В процессе синтеза происходит соединение, соот­несение мысленно объединяемых объектов. Анализ и синтез взаимо­связаны, эта взаимосвязь проявляется в процессе сравнения. Сравне­ние является начальным этапом обобщения.

В ходе обобщения выделяются свойства общие в отношении сходства и общие в отношении существенности.

Мышление играет главенствующую роль в решение разнооб­разных задач в обыденной жизни человека и его трудовой деятель­ности.

Решение задач состоит в анализе условий задачи, выборе прие­мов решения, поиске и нахождении искомого ответа и формулиро­вании результата. Важное значение при этом имеет владение прие­мами умственной деятельности и навыками решения задач.

Различают решение задач и решение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации нет готовых рецептов (образцов) поисков ре­шения, поэтому необходим специальный анализ условий и поиск необходимых способов решений.

Виды мышления. В деятельности мышление может быть пред­ставлено тремя видами в .зависимости от того, на какие процессы опираются мыслительные операции. Различают мышление нагляд­но-действенное, образное и отвлеченное. При наглядно-действенном мышлении мыслительные операции протекают на основе двигатель­ных действий. Образное мышление опирается на восприятия. Отвлеченное мышление протекает в понятиях при работе с теоретическим материалом (тексты).

Индивидуальные особенности мышления. К ним относятся та­кие качества как, самостоятельность, гибкость, быстрота протекания мыслительных операций; выделение существенного, способность к обобщению.

Воображение. Воображение, или фантазия как и мышление принадлежит к высшим познавательным процессам. Воображение присуще только человеку.

Воображение - это элемент творческой деятельности человека, построение образа конечного и промежуточного продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в проблемной си­туации. Воображение может выступать и как средство создания об­разов, не вызывающих активную деятельность, а заменяющих ее.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности путем создания психологической модели конечного или промежу­точных продуктов труда, что способствует их предметному вопло­щению.

Воображение тесно связано с мышлением. Оно также возникает в процессе проблемной ситуации. Воображение осуществляется на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень велика.

Виды воображения. Различают воображение пассивное и ак­тивное; пассивное воображение может быть преднамеренное и не­преднамеренное, а активное - творческое и воссоздающее. Воссоз­дающее воображение в своей основе имеет создание системы обра­зов, соответствующих описанию. Творческое воображение в отли­чие от воссоздающего предполагает самостоятельное создание но­вых образов.

Внимание.

Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте восприятия памяти, мышления, действия и т.д., имеющем для личности определенную значимость. Под направленностью понимают избирательный характер психиче­ской деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объекта. Сосредоточенность представляет собой отвлечение от всего постороннего, от всякой другой деятельности, не относящейся к данной.

Физиологические основы внимания. Внимание связано с возбу­ждением некоторых нервных центров и торможением остальных центров мозга, что обеспечивает выделение значимых для человека раздражителей. Простейшим случаем такой направленности являет­ся ориентировочный рефлекс.

Для понимания физиологических основ внимания важен уста­новленный великим русским физиологом И.П. Павловым закон ин­дукции нервных процессов, согласно которому, процессы возбужде­ния, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И наоборот, торможение одной части коры приводит к повышенному возбуждению в других ее час­тях.

Большое значение для понимания физиологических основ вни­мания имеет также принцип доминанты, разработанный великим русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий (преобладающий) очаг возбу­ждения, который привлекает к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг.

Напряженное внимание сопровождается типичными для него внешними признаками: движениями, направленными на лучшее восприятие предмета, задержкой дыхания, выражением лица и дру­гое.

Виды внимания. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействию раздражите­лей. Оно также зависит от внутреннего состояния человека.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объекты под влиянием принятых решений и поставленных человеком сознательных целей. Произвольное внима­ние - это проявление нашей воли. У человека произвольное внима­ние возникает в процессе труда. Труд - это целесообразная деятель­ность. Постановка же цели включает в себя и направление внимания.

Послепроизвольное внимание. Кроме произвольною внимания есть еще один вид внимания, который также как и произвольное, носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Когда внимание из произвольного перешло в непроизволь­ное, оно называется послепроизвольным. Оно находится, как и про­извольное под контролем сознания.

Основными характеристиками внимания являются его устойчи­вость, распределение, переключение.

Внимание развивается в процессе развития человека, его обуче­ния и в трудовой деятельности.

 

Эмоциональные состояния и процессы.

Человек не только обладает способностью познания окружаю­щего мира, но и субъективного переживания воздействий. Психиче­ские процессы, отражающие субъективное состояние человека назы­ваются эмоциями или чувствами.,

Аффекты - это эмоциональные процессы, быстро овладеваю­щие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значи­тельными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Примером аффектов могут служить гнев, ярость, страх и другие.

Стрессовые состояния. Стресс - это эмоциональные состоя­ния, которые вызываются ситуациями напряженности, или стрессом. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегруз­ке, опасности и др.

Эмоции сопровождаются характерным внешним выражением лица, позы, речи и т.д.

Переживания чувств человеком всегда является результатом со­вместной деятельности коры головного мозга и подкорковых цен­тров.

В возникновении эмоций исключительную роль играют под­корковые нервные центры. Физиологическими исследованиями ус­тановлены так называемые центр наслаждения и центр страдания у экспериментальных животных и человека.

К эмоциональным состояниям относится настроение, которое представляет собой общий эмоциональный фон, окрашивающий в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека.

Наряду с эмоциями, которые присущи как человеку, так и жи­вотным, у человека присутствуют высшие эмоции, или чувства, в которых отражается социальный опыт человека и его сознание. Раз­личают следующие группы чувств: интеллектуальные, моральные, нравственные, эстетические, религиозные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...