Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмоциональные состояния и процессы.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. Психические процессы и состояния
Предмет психологии. Психология - наука, изучающая психические процессы и состояния, а также структуру и качества личности. Сущность психики состоит в особой форме отражения реальной действительности. Материальной основой психики является мозг, нервная система. В основе работы мозга лежит рефлекс (от латинского - отражение), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или от внутренних органов. По принципу рефлекса протекают все процессы неосознанной и осознанной психической деятельности. Рефлекс состоит из четырех звеньев: начальное звено - внешние или внутренние раздражения и превращение их рецепторами (органами чувств) в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг в виде соответствующей информации; центральное звено - процессы в мозгу (возбуждение и торможение) и возникновение на этой основе психических процессов и состояний, перерабатывающих информацию сообщений в командную; двигательное звено - внешнее движение органов тела по командам мозга; звено обратной информации - сигналы от двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения как сигналы обратной связи. Обратная связь устанавливает и учитывает разницу между действием и его результатом. Рефлекс представляет собой замкнутое кольцо, расширяющееся в результате обратной информации, которая может потребовать движения органов тела. Отсутствие сигналов обратной информации делает невозможным точное реагирование организма на внешние или внутренние раздражители. Различают два вида рефлексов: безусловные - врожденные ответы организма на раздражители и условные - ответы организма на раздражители, формирующиеся в результате неоднократных повторений в процессе жизнедеятельности организма (приобретенные). Психика проявляется в трех видах психических явлений: психических процессах, состояниях и психических свойствах личности. Психические процессы. Ведущая роль в поведении человека принадлежит познавательным процессам: ощущениям, восприятиям, памяти, воображению, вниманию. Ощущения. Первичным, элементарным познавательным процессом, посредством которого человек получает информацию от внешней и внутренней среды, является ощущение. Посредствам ощущений человек узнает о цвете, запахе, вкусе и других свойствах и состояниях внешней и внутренней среды. Ощущения -' психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы. Под анализатором понимают нервный аппарат, состоящий из периферической части - органа чувств (рецептора), проводящих нервных волокон, заканчивающихся в головном мозге, центральной части - участка коры головного мозга, в котором происходит анализ полученной информации. Отражая объективно существующие предметы и явления, ощущения приблизительно точно отражают мир, существующий независимо от нашего сознания. Таким образом, по своему происхождению и содержанию ощущения объективны. Но сами ощущения субъективны. Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализаторов человека, но также от его опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от психического и физического состояния человека. Предмет или явление, познание которого в данный момент происходит более отчетливо, называется объектом. Все же остальные, менее ясно ощущаемые предметы и явления, составляют фон. Анализаторы в своей совокупности образуют сенсорную (от латинского - чувство) систему. Виды ощущений. В зависимости от вида рецепторов различают ощущения: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, тактильные и проприоцептивные (рецепторы внутренних органов). Ведущую роль в жизни и трудовой деятельности играют зрительные, слуховые и двигательные ощущения. Пороги и чувствительность. Наименьшая величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным (нижним, минимальным) порогом ощущения. Изменение воздействия на анализатор не всегда приводит к изменению в ощущениях. Наименьшее изменение силы раздражителя, которое дает едва заметное различие в ощущениях, называется порогом различения. Чем ниже порог различения, тем выше чувствительность и наоборот. В среднем для человека порог различения равен: по отношению к свету - 1/100; к звуку - 1/10; к тяжести - 1/30. Иными словами, чтобы ощутить различия, необходима прибавка интенсивности раздражителя не менее указанных значений. Под максимальным, или верхним порогом понимается максимальное раздражение, которое еще воспринимается, но за пределами которого ощущение переходит в болевое. Пороги существенно зависят от профессионального опыта и уровня тренированности, утомления и состояния здоровья. Особое значение имеет так называемая адаптация - изменение чувствительности анализатора под влиянием длительно действующих на него раздражителей или отсутствие их воздействия. Адаптация играет приспособительную роль в меняющихся условиях жизнедеятельности. Процесс адаптации носит постепенный характер, он различен для разных анализаторов и разных людей. При световой адаптации: при влиянии яркого света понижается чувствительность глаза к свету; при выходе из темного помещения на солнечный свет требуется от 3 до 5 минут, чтобы глаз приспособился. Темновая адаптация (при переходе от большей освещенности к меньшей) длится несколько десятков минут. Изменение чувствительности анализаторов может происходить не только под влиянием внешних условий, но и вследствие влияния внутреннего состояния человека. Такое изменение в сторону повышения чувствительности называют сенсибилизацией. Чувствительность анализаторов формируется и совершенствуется в ходе индивидуального развития и трудовой деятельности человека. Сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств очень велики, Ощущение имеют следующие общие свойства: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация. Качество - основная особенность ощущения, отличающая его от других. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.д. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Длительность ощущения является его временной характеристикой и определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией (последействием) и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. Восприятия. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Наиболее важными особенностями восприятия являются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е. в отнесении информации, получаемой из внешнего мира, к объектам этого мира (предметам). Целостность восприятия состоит в отражении не отдельных свойств предметов, а их совокупности и взаимосвязи. Структурность - это отражение в восприятии взаимосвязи различных свойств предметов. Например, мы воспринимаем буквы алфавита независимо от того как они изображены (размер, цвет, форма, положение в пространстве и т.д.). Константность - это способность сохранять предметный образ в различных меняющихся условиях восприятия. Осмысленность. Восприятие у человека неразрывно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, его значения. Осмысленность связана со словесным обозначением воспринимаемого предмета. Объем восприятия - это количество одновременно воспринимаемых объектов. Он колеблется от 4 до 8 единиц (объектов восприятия). Важной формой произвольного восприятия является наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Виды восприятий. К важнейшим видам восприятия относятся: восприятия пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления), времени и движения. Понятие об иллюзиях. Установлены факты искаженного восприятия предметов, которые получили названия иллюзии (например, переоценка вертикальных линий и др.). В основном они относятся к зрительному восприятию. На практическом использовании зрительных иллюзий основана маскировка. Многие иллюзии объясняются свойством целостности восприятия. Память. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется памятью. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Образы памяти в отличие от восприятия называются представлениями. Виды памяти. По характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. По характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную. По продолжительности закрепления и сохранения материала -на кратковременную, долговременную и оперативную. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память - это память на чувства. Образная память - это память на образы: зрительные, слуховые, вкусовые, запаховые, осязательные. Словесно-логическая память имеет дело с мыслями и языком. Мысли не существуют без языка. Поэтому такой вид памяти называется словесно-логическим. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной памяти. Существует целая система приемов успешного запоминания и сохранения представлений (мнемические приемы). Например, чтобы воспроизвести число пи применяют следующий прием (стишок): «Кто и шутя и просто пожелаеть пи узнать число, ужъ знаетъ» - 3,1416925536, где подсчитывается число букв в слове (по старинной орфографии). Произвольное запоминание - это процесс осуществления специальных действий, целью которых является запоминание. На произвольном запоминании основывается процесс учения. Процессы памяти отличаются избирательностью, т.е. запоминается и воспроизводится не все, а определенные предметы или особенности. Избирательность зависит от интересов человека, цели деятельности, типа памяти и других условий. Процесс противоположный сохранению - забывание, которое может носить частичный или полный характер. В принципе забывание - явление целесообразное, т.к. позволяет освободить место для текущей, актуальной информации. Человек может посредством припоминания и его приемов извлекать давно забытые образы из долговременной памяти в оперативную. Временное забывание может вызываться запредельным торможением вследствие перенапряжения нервных клеток мозга (утомление). Забывание так же, как запоминание и воспроизведение носит избирательный характер. Индивидуальные различия памяти - выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. У разных людей преобладает от рождения тот или иной тип памяти (наглядно-образный, словесно-абстрактный, двигательный). Мышление. Мышление - это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и нахождения решений теоретических и практических задач, анализа ситуаций, прогнозирования деятельности и др. Мышление осуществляется с опорой на восприятия и двигательные действия, но выходит далеко за их пределы. Мышление человека, в каких бы формах оно не осуществлялось - неразрывно связано с языком и речью. Мышление человека осуществляется в понятиях. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «автомобиль» входят такие существенные признаки, как конструкция, тип двигателя, рулевое управление и др. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя и т.д. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными и ложными. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается что-либо (или отрицается что-либо) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все люди смертны». В частных суждениях утверждение (отрицание) относится лишь к некоторым предметам; в единичных только к одному. Суждение образуется двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона с помощью умозаключений вывел и предсказал свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений человек получает другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Вывод, получаемый в ходе умозаключений из двух посылок, называется заключением. Различают заключение индуктивное и дедуктивное. В первом случае умозаключение происходит от частного к общему положению; во втором - от общего положения к частному случаю. Логические формы мышления изучает формальная логика. Психология изучает сущность психических процессов, которые при этом имеют место. Процессы мышления. К ним относятся анализ, синтез и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д., это расчленение познаваемого объекта в целях его изучения. Объединение выделенных анализом компонентов целого называется синтезом. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение мысленно объединяемых объектов. Анализ и синтез взаимосвязаны, эта взаимосвязь проявляется в процессе сравнения. Сравнение является начальным этапом обобщения. В ходе обобщения выделяются свойства общие в отношении сходства и общие в отношении существенности. Мышление играет главенствующую роль в решение разнообразных задач в обыденной жизни человека и его трудовой деятельности. Решение задач состоит в анализе условий задачи, выборе приемов решения, поиске и нахождении искомого ответа и формулировании результата. Важное значение при этом имеет владение приемами умственной деятельности и навыками решения задач. Различают решение задач и решение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации нет готовых рецептов (образцов) поисков решения, поэтому необходим специальный анализ условий и поиск необходимых способов решений. Виды мышления. В деятельности мышление может быть представлено тремя видами в .зависимости от того, на какие процессы опираются мыслительные операции. Различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное. При наглядно-действенном мышлении мыслительные операции протекают на основе двигательных действий. Образное мышление опирается на восприятия. Отвлеченное мышление протекает в понятиях при работе с теоретическим материалом (тексты). Индивидуальные особенности мышления. К ним относятся такие качества как, самостоятельность, гибкость, быстрота протекания мыслительных операций; выделение существенного, способность к обобщению. Воображение. Воображение, или фантазия как и мышление принадлежит к высшим познавательным процессам. Воображение присуще только человеку. Воображение - это элемент творческой деятельности человека, построение образа конечного и промежуточного продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в проблемной ситуации. Воображение может выступать и как средство создания образов, не вызывающих активную деятельность, а заменяющих ее. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности путем создания психологической модели конечного или промежуточных продуктов труда, что способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также возникает в процессе проблемной ситуации. Воображение осуществляется на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень велика. Виды воображения. Различают воображение пассивное и активное; пассивное воображение может быть преднамеренное и непреднамеренное, а активное - творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение в своей основе имеет создание системы образов, соответствующих описанию. Творческое воображение в отличие от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов. Внимание. Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте восприятия памяти, мышления, действия и т.д., имеющем для личности определенную значимость. Под направленностью понимают избирательный характер психической деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объекта. Сосредоточенность представляет собой отвлечение от всего постороннего, от всякой другой деятельности, не относящейся к данной. Физиологические основы внимания. Внимание связано с возбуждением некоторых нервных центров и торможением остальных центров мозга, что обеспечивает выделение значимых для человека раздражителей. Простейшим случаем такой направленности является ориентировочный рефлекс. Для понимания физиологических основ внимания важен установленный великим русским физиологом И.П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И наоборот, торможение одной части коры приводит к повышенному возбуждению в других ее частях. Большое значение для понимания физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, разработанный великим русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий (преобладающий) очаг возбуждения, который привлекает к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг. Напряженное внимание сопровождается типичными для него внешними признаками: движениями, направленными на лучшее восприятие предмета, задержкой дыхания, выражением лица и другое. Виды внимания. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействию раздражителей. Оно также зависит от внутреннего состояния человека. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объекты под влиянием принятых решений и поставленных человеком сознательных целей. Произвольное внимание - это проявление нашей воли. У человека произвольное внимание возникает в процессе труда. Труд - это целесообразная деятельность. Постановка же цели включает в себя и направление внимания. Послепроизвольное внимание. Кроме произвольною внимания есть еще один вид внимания, который также как и произвольное, носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Когда внимание из произвольного перешло в непроизвольное, оно называется послепроизвольным. Оно находится, как и произвольное под контролем сознания. Основными характеристиками внимания являются его устойчивость, распределение, переключение. Внимание развивается в процессе развития человека, его обучения и в трудовой деятельности.
Эмоциональные состояния и процессы. Человек не только обладает способностью познания окружающего мира, но и субъективного переживания воздействий. Психические процессы, отражающие субъективное состояние человека называются эмоциями или чувствами., Аффекты - это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Примером аффектов могут служить гнев, ярость, страх и другие. Стрессовые состояния. Стресс - это эмоциональные состояния, которые вызываются ситуациями напряженности, или стрессом. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегрузке, опасности и др. Эмоции сопровождаются характерным внешним выражением лица, позы, речи и т.д. Переживания чувств человеком всегда является результатом совместной деятельности коры головного мозга и подкорковых центров. В возникновении эмоций исключительную роль играют подкорковые нервные центры. Физиологическими исследованиями установлены так называемые центр наслаждения и центр страдания у экспериментальных животных и человека. К эмоциональным состояниям относится настроение, которое представляет собой общий эмоциональный фон, окрашивающий в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Наряду с эмоциями, которые присущи как человеку, так и животным, у человека присутствуют высшие эмоции, или чувства, в которых отражается социальный опыт человека и его сознание. Различают следующие группы чувств: интеллектуальные, моральные, нравственные, эстетические, религиозные. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |