Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от рождения до двух лет. На этой стадии представлено, причем только в самых элементарных его формах, лишь наглядно-действенное мышление. Благодаря ему ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантных или устойчивых свойствах. 2. Стадия дооперационального мышления. На этой стадии находятся дети в возрасте от 2 до 6 — 7 лет 1 . В это время у них формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же начинается процесс интериоризации внешних действий с предметами, то есть их превращения во внутренние действия сначала с образами предметов, а далее — с понятиями. Однако выполнять операции в уме с понятиями ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще не может. Поэтому многие дети в возрасте до 5 лет обнаруживают те ошибки, которые проявляются в известных феноменах Пиаже. 3. Стадия конкретных операций. На ней находятся дети в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, на этой стадии становятся обратимыми. Однако дети еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями. 4. Стадия формальных операций. Она включает в себя детей в возрасте от 11—12 лет до 14—15 лет. Дети данного возраста уже в состоянии выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя при этом по известным законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему операций. Соотношений понятий «созревание», развитие» , «рост». Соотношение понятий "созревание", "развитие", "рост" Термин развитиеуказывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении ч-ка в рез-те биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды Говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не означает, что правил.питание значительно его ускорит. Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган или способность имеют свою точку оптимальной зрелости. Термин РОСТ указывает на увеличение размера, функциональных возможностей до такой точки. Характеристика младенческого этапа возрастного развития. Нижняя граница – 1 месяц. Верхняя граница – 12 месяцев. Нижнюю границу определяеткризис новорождённости.Он связан с утратой мамы. Психологическим критерием окончания кризиса новорождённости является появление комплекса оживления -самого первого этапа социализации, который представляет собой триаду: · Экспрессивное проявление радости(улыбка) · Локализация гуления (ребёнок повторяет звуки); · Двигательные возбуждения. Комплекс оживления предполагает способность ребёнка получать радость от общения с другим человеком(мамой). Он является основой потребности в общении и способствует первичной привязанности. Верхнюю границу определяет криз одного года – качественные изменения в психике, сопровождающиеся негативными проявлениями: упрямством, агрессией по отношению к взрослым, эмансипацией (стремление к самостоятельности). Основные линии развития в младенческом возрасте: 1. Моторное развитие:приподниманиеголовы;к 4 месяцам- рука становится инструментом хватания, обследования окружающего мира;к 6 месяцам – начинает сидеть;к 12 месяцам– формируетсяпрямохождение. 2. Речевое развитие. К 4 месяцамгуление переходит в лепет(произвольное произнесение гласных и согласных), который подкрепляется биологическими стимулами. Возникает способность к подражанию и самоподражанию, которая предполагает появление соц. стимуляции голосовых реакций ребёнка. В 6 месяцев возникает способность понимать семантику слова. В 12 месяцев появляется активная речь (автономная) – 20-30 слов из 2-3 слогов. 3. Эмоциональное развитие. В 1 месяц формируется положительная эмоция-радость, по характеру-социальная. В 4 месяцапроявляется негативное реагирование на присутствие чужих людей, закладывается отрицательный полюс социальных эмоций.В 8 месяцев – пик социальных страхов (отсутствие мамы и присутствие рядом чужих людей могут спровоцировать соматическую болезнь). К 12 месяцам формируется эмоциональное благополучие,т.е стабильный эмоциональный фон, любопытство по отношению к окружающему миру, преобладает хорошее настроение. Но в неблагоприятных для ребёнка условиях формируется эмоциональное неблагополучие, т.е высокое эмоциональное напряжение, преобладание отрицательного фона настроения, высокая тревожность. 4. Социальное развитие. Ведущая деятельность – эмоциональное общение с мамой. Формируется социальная ситуация развития «МЫ» и наиболее значимые социальные отношения, которые определяют дальнейшее развитие и означают эмоциональное, психологическое и физическое единство ребёнка с мамой. Итогом благополучного соц. развития является базовое доверие к миру, которое предполагает готовность ребёнка взаимодействовать с другими людьми, проявляется в виде универсального общения со взрослым и лежит в основе нового вида общения – ситуативно-делового общения. Характеристка раннего возраста. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Нижняя граница – 1 год. Верхняя граница – 3 года. Нижняя границаопределяетсякризисом 1 года. Социальная ситуация развития «МЫ» переходит в«Ребёнок – предмет – взрослый», где взрослый выступает в качестве носителя информации о способах управления предметным миром, носитель культурно-исторического опыта. Верхняя граница определяется кризисом 3-х лет.Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность, это означает, что он готов к новому виду общения, ребёнок становится нервным, проявляется эмансипация, может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. Манипулятивная деятельность – действия с предметом исходя из его физических свойств. Предметная деятельность – действия с предметом исходя из его культурных свойств. Этапы: · неспецифические действия с предметом (грызёт, облизывает); · специфические действия – опирается нв физические свойства предмета (твёрдость, мягкость, форма); · совместные со взрослым действия; · частично-совместные действия– у ребёнка есть представление о предметном действии, но нет ресурсов для его осуществления; · овладение предметными действиями (может овладать ложкой самостоятельно по назначению) · ребёнок отрывает усвоенный способ управления предметом от него и переносит на другой предмет или другую ситуацию - наглядно-образный уровень) Основные линии развития: Овладение речью.Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать.Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. Познавательное развитие: формируется сенсомоторный интеллект, ребёнок опирается на сенсорные ощущения и моторные действия, все мыслительные операции протекают во внешнем плане, т.е наглядно-действенное мышление опирается на восприятие, которое является ведущим процессом, включающим в себя перцептивные действия и сенсорные эталоны – образы предметов, которые характеризуют их свойства и охватывают эталоны цвета, формы и т.д. Личностное развитие: формируется когнитивная часть «Я концепции», т.е накапливаются знания о себе в биологическом плане и как носителя социальной роли, ребёнок открывает в себе свойства пола, сильный интерес к полу, понимает различие между мальчиками и девочками, приобретает знания о семейной роли, т.е происходит семейная идентификация. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |