Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика юношеского возраста.




Нижняя граница 16-17 лет.

Верхняя граница – 20-21 год.

Основное содержание – переход к взрослой жизни.Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира. Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я». Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысла жизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Психология взрослости.

Нижняя граница – 25-40 лет

Верхняя граница – 40-60 лет.

Средний (зрелый) возраст – 22-35 лет – мужчины, 21-35 лет - женщины.

Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и старость).

30 – 32 года – акме –пик развития человека в биологическом и психологическом плане: начинаются инволюционные изменения в организме; основная задача – удержать человека как можно дольше на пике развития.

Особенности этого периода:

· человек растёт как профессионал – актуализация – достигает пика профессионализма, происходит переоценка профессиональных целей.

· познание философской сущности жизни – познаёт наиболее глубокие жизненные ценности, установки.

· Актуализация в создании семьи.

Фазы развития семьи:

1) жизнь монады – жизни одинокого молодого человека, который финансово независим, происходит уточнение семейных ценностей.

2) встреча брачного партнёра – сопровождается влюблённостью, принятие решения о женитьбе происходит после конфликтов и их преодоления.

3) жизнь диады – сложность в решении бытовых проблем.

4) жизнь триады – рождение первого ребёнка.

5) рождение второго и третьего ребёнка – происходит спокойно, сложность в ревности старшего к младшему (сиблинговая ревность)

6) уход детей из семье – совпадает с кризисом 40 лет – связан с ярким проявлением инволюционных проявлений; для женщин 40 лет – начало увядания, для мужчин – сложный кризис, происходит зачастую алкоголизация, уходят из семьи, становятся более сентиментальными.                    7) жизнь опустевшего гнезда – супруги начинают снова учиться взаимодействовать друг с другом.

16. Геронтопсихология –раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста. Формирование как отдельной дисциплины отмечено во второй половине двадцатого века. Изучает особенности взаимосвязи общего физиологического процесса старения и психологического состояния человека в период преклонного возраста. Одним из основных предметов изучения является личностный сдвиг человека после изменения привычного характера деятельности, вызванного природным старением организма.Одна из основных целей состоит в продолжении активной жизненной деятельности человека в процессе старения.

Определяют два периода старения:

1. 65-70 лет– период удаления от дел, связан с нарушением жизненного стереотипа, ломается устой, усиливается невроз, происходит снижение умственных способностей, ухудшается физическое состояние, начало старческой деменции – приобретённой умственной отсталости, нейроны отмирают, обостряется чувство родства, увеличивается потребность в общении, для мужчин эта стадия бывает последней.

2.От 72 лет –старость характеризуется нарастающей социальной изоляцией, сокращается круг близких людей, ухудшается здоровье, нарушается работа всех органов и систем. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...