Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внимание. Виды и свойства внимания.
Внимание- направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности определенную значимость. По степени произвольности делятся: 1)непроизвольные (возникают непреднамеренно); 2)произвольные (сосредоточение на объектах и явлениях с помощью волевых усилий); 3)послепроизвольные (достижение сознательной цели без волевых усилий); Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств (зрит, слух, обон). Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование познавательных процессов (память, воображение, мышление). Произвольное/непроизвольное Свойства внимания: *объем (то количество объектов, которые воспринимаются одновременно); *концентрация (степень сосредоточения сознания на предметах или явлениях); *устойчивость (направленность внимания в процессе всей деятельности); *распределение (умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими объектами); *переключение (перенос внимания с одного объекта на другой); *колебание (изменение концентрации и устойчивости внимания). Особенности эмоциональной сферы и ее роль в психике человека. Понятие об эмоциональном интеллекте Эмоции- психические реакции на воздействие внешний и внутренних раздражителей, связанных с удовлетворением каких-либо потребностей. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты— выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Объяснение таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение. Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональный секрет отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Составляющие ЭИ: • восприятие и выражение эмоций • повышение эффективности мышления с помощью эмоций • понимание своих и чужих эмоций • управление эмоциями Эмоциональный интеллект по Гоулмену - это способность человека понимать собственные эмоции и эмоции, окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих: • самосознание • самоконтроль • эмпатия • навыки отношений. Виды эмоциональных феноменов (эмоции чувства настроение аффект стресс) Эмоции- психические реакции на воздействие внешний и внутренних раздражителей, связанных с удовлетворением каких-либо потребностей. Виды эмоций: 1) удовольствие - эмоциональное переживание, получаемое от удовлетворения органических потребностей; 2) чувства - вид эмоционального состояния человека, носящий предметный характер, способный к самосовершенствованию и развитию; 3) стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на возможные экстремальные воздействия. 4) аффект - сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных жизненных обстоятельств и сопровождаемым резко выраженным двигательным проявлением и изменением в функциях внутренних органов. 5) фрустрация - негативное состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. 6) настроение - продолжительное состояние, оно влияет на деятельность человека и может возникать внезапно. Функции эмоций: -коммуникативная(сигнальная)- движение мышц лица и тела, жесты, изменение голоса; -регулятивная ф-я -выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддержка его, преодоление препятствий; -оценочная; -побудительная; -подкрепляющая; - приспособительная; Теории эмоций в психологии (теория Джеймса – Ланге, теория Анохина, теория Дарвина) Эмоции- психические реакции на воздействие внешний и внутренних раздражителей, связанных с удовлетворением каких-либо потребностей. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у человекообра́зные обезья́ны и слепорожденных детей. Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния. Биологическая теория эмоций, выдвинутая Анохиным.рассматривает эмоции как продукт эволюции, фактор приспособления. Рассматривая эмоции с биологической точки зрения, Анохин приходит к идее о том, что они закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с ожидаемым полезным итогом или превышает его, и наоборот: недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Джеймс Ланге выдвинул и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того - наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько ее причина. В ответ на изменение окружающих условий в организме безотчетно возникает рефлекторная физиологическая реакция.Сигнал об этих изменениях в организме поступает в центральную нервную систему, тем самым порождая эмоциональное переживание. То есть мы плачем не потому, что опечалены, но впадаем в грусть, стоит лишь нам заплакать или даже нахмуриться. Эмоции и чувства, их функции I. Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Функции эмоции: 1) Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения. 2) Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом. 3) Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. 4) Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей. II.Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Функции чувств: 1)мотивационная – чувства мотивируют поведение; 2)сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность; 3)оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит; 4)функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований; 5)экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию. Доп.инф.: Отличия чувств от эмоций: 1.Эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку или предмету. 2.Приобретённые эмоции мы называем чувствами. 3.Чувства формируются на основе простых эмоций. 4.Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело. 5.Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени. 6.Чувства выражаются через эмоции. 7.Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет. 8.Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации. 18. Характеристика основных эмоциональных состояний (настроение, страсть, аффект, фрустрация, стресс) Эмоциональное состояние — это непосредственное переживание какого-либо чувства.К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти. 1) Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества. Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания. 2) Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккумуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека. В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек придет в более спокойное состояние.Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, не умеющих управлять своими чувствами и поступками. 3) Стресс– эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма. Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил. 4) Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть. 5) Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки.Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать, во что бы то ни стало. В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется, она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти. Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |