Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восприятие. Виды и свойства восприятия.




Восприятие – вторая ступень познания. Это психический процессцелостногоотражения объектов и явлений объективной действительности в совокупности их отдельных свойств.

Ступени восприятия:

· Обнаружение(получение сенсорной информации).

· Различение (собственно восприятие – формирование целостного образа объекта).

· Идентификация (отождествление объекта с образом, хранящимся в памяти.Возможно также отождествление двух воспринимаемых одновременно объектов друг с другом).                                                                                                                                                                      Восприятие опирается на прошлый опыт. Благодаря опыту, человек накапливает сенсорные эталоны, необходимые для идентификации.

Традиционно выделяютпять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:

-визуальное (зрительное);

-аудиальное (слуховое);

-осязательное (тактильное);

-вкусовое;

-обонятельное.

Свойства восприятия:

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении его отдельных свойств.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Осмысленность — объект сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Осмысление состоит из этапов:

1.Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия.

2.Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков.

3.Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса.

                                                                                                                                                                                                                                                                      11. Память. Виды и свойства памяти.

Память– процесс накопления личного и культурного опыта, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Память лежит в основе мышления и воображения.

                                                                                                                                                                                                                                                  Виды памяти:      

По характеру психической активности:

1.Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную.

2.Механическая память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции. Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

3.Ассоциативная память опирается на ассоциации одних образов с другими.

 По времени хранения информации:

 1.Мгновенная память (несколько секунд) опирается на остаточное возбуждение в нейронных цепях. Непроизвольна, недифференцирована, лежит в основе других видов памяти.

 2.Кратковременная (несколько часов – несколько дней) опирается на циркуляцию нервного импульса по нейронным цепям.

 3.Оперативная(кратковременная память + деятельность) – способность удерживать информацию, необходимую для выполнения определённой деятельности.

4.Долговременная(на всю жизнь) опирается на изменения в нейронных цепях на биологическом уровне.

 В зависимости от уровня самоконтроля:

1.Непроизвольная– происходит без волевых усилий.

2.Произвольная(мнемоническая деятельность) – целенаправленное запоминание в соответствии со своей целью, мотивами, потребностями и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                                  Свойства памяти:

- объём-пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью.

-скорость запоминания- это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.

-длительность хранения- это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений.

- точность воспроизведения- это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

- скорость воспроизведения- это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти.

- помехоустойчивость- это характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, препятствующим полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению информации.

                                                                                                                                                                                                                                            12. Мышление как психический процесс. Основные виды мышления.

Мышление –процесс опосредованного рационального познания окружающего мира, позволяющий представить его объекты и явления в обобщённой форме. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи органов чувств. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью. Основные виды мышления:

1.Наглядно-действенное мышление (способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами.Имеется у детей с рождения, ведущее до полутора лет)

2.Наглядно-образное мышление (разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

3.Абстрактно-логическое мышление (мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе.Формируется с 7 лет.)                                                                           Мыслительные процессы:

Анализ— это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Абстрагирование— это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Конкретизация— процесс, обратный абстрагированию.

Формы мышления:

Понятие– форма мышд., отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений – индуктивное и дедуктивное. Индуктивное умозаключение – это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедуктивное умозаключение–умозаключение от общего положения к частному случаю.

Свойства мышления:

1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.

2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).

3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира.

4. Целенаправленностьипроизвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.

5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...