Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Восприятие. Виды и свойства восприятия.
Восприятие – вторая ступень познания. Это психический процессцелостногоотражения объектов и явлений объективной действительности в совокупности их отдельных свойств. Ступени восприятия: · Обнаружение(получение сенсорной информации). · Различение (собственно восприятие – формирование целостного образа объекта). · Идентификация (отождествление объекта с образом, хранящимся в памяти.Возможно также отождествление двух воспринимаемых одновременно объектов друг с другом). Восприятие опирается на прошлый опыт. Благодаря опыту, человек накапливает сенсорные эталоны, необходимые для идентификации. Традиционно выделяютпять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: -визуальное (зрительное); -аудиальное (слуховое); -осязательное (тактильное); -вкусовое; -обонятельное. Свойства восприятия: Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы. Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека. Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении его отдельных свойств. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Осмысленность — объект сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу. Осмысление состоит из этапов: 1.Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия. 2.Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков. 3.Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса. 11. Память. Виды и свойства памяти. Память– процесс накопления личного и культурного опыта, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Память лежит в основе мышления и воображения. Виды памяти: По характеру психической активности: 1.Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную. 2.Механическая память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции. Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов. 3.Ассоциативная память опирается на ассоциации одних образов с другими. По времени хранения информации: 1.Мгновенная память (несколько секунд) опирается на остаточное возбуждение в нейронных цепях. Непроизвольна, недифференцирована, лежит в основе других видов памяти. 2.Кратковременная (несколько часов – несколько дней) опирается на циркуляцию нервного импульса по нейронным цепям. 3.Оперативная(кратковременная память + деятельность) – способность удерживать информацию, необходимую для выполнения определённой деятельности. 4.Долговременная(на всю жизнь) опирается на изменения в нейронных цепях на биологическом уровне. В зависимости от уровня самоконтроля: 1.Непроизвольная– происходит без волевых усилий. 2.Произвольная(мнемоническая деятельность) – целенаправленное запоминание в соответствии со своей целью, мотивами, потребностями и т.д. Свойства памяти: - объём-пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. -скорость запоминания- это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. -длительность хранения- это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. - точность воспроизведения- это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»). - скорость воспроизведения- это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. - помехоустойчивость- это характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, препятствующим полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению информации. 12. Мышление как психический процесс. Основные виды мышления. Мышление –процесс опосредованного рационального познания окружающего мира, позволяющий представить его объекты и явления в обобщённой форме. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи органов чувств. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью. Основные виды мышления: 1.Наглядно-действенное мышление (способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами.Имеется у детей с рождения, ведущее до полутора лет) 2.Наглядно-образное мышление (разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста). 3.Абстрактно-логическое мышление (мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе.Формируется с 7 лет.) Мыслительные процессы: Анализ— это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Абстрагирование— это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Конкретизация— процесс, обратный абстрагированию. Формы мышления: Понятие– форма мышд., отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений – индуктивное и дедуктивное. Индуктивное умозаключение – это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедуктивное умозаключение–умозаключение от общего положения к частному случаю. Свойства мышления: 1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению. 2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе). 3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира. 4. Целенаправленностьипроизвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями. 5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 382. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |