Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личностное развитие:                                                




1)изменяется самооценка(преобладает завышенная – это норма); самооценка определяется успешностью в обучении; большое место занимает отношение к себе как к ученику; к четвёртому классу наблюдается снижение самооценки.

2) формируется глобальное мотивационное образование – достижение успеха и избегание неудач, влияет на уровень притязаний.

3)развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (сочувствие, чувство товарищества).

                                                                                                                                                                                                                                                                12. Характеристика подросткового возраста.                                                                                                                                                 Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14- 15 лет). Одни дети вступают в подр. возраст раньше, другие позжеСоциальная ситуация развития. Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации раз- вития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психо- логические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на про- тиворечивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.                                                                                                                                                                                               Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: много- предметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; вве-дение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают совето-ваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя. Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влия-ние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раз-дражительности, негативизму.                                                                                                                                                   Ведущая деятельность этого возрастаинтимно-личностное общение со сверстниками.В ней формируется самосознание - как основное новообразование возраста.

Динамика мотивов общения со сверстниками:

10-11 лет — желание быть в среде сверстников, участие в совместной деятельности;

12-13 лет - стремление занять определённое место в коллективе сверстников;

14-15 лет - стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Поведенческие реакции подростка:

·- реакция отказа;

·- реакция оппозиции, протеста;

·- реакция имитации;

·- реакция компенсации и гиперкомпенсации;

·- реакция эмансипации;

·- реакция группирования;

·- реакция увлечения;

·- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Младший подростковый возраст (11-12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, ведущей функцией является развитие мышления и образования понятий.

Восприятиецеленаправленно, избирательно. Качественно улучшаются всё параметры внимания: объём, устойчивость, интенсивность, переключаемость, произвольность, контролируемость.Память опосредована логическими операциями; увеличивается объём памяти, избирательность, точность. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее)мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому.

Лев Выготский выделил несколько групп интересов подростка:

- «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);

- «доминанта дали» (субъективная значимость отдалённых событий);

- «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, волевому усилию);

- «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному).

Фазы подросткового возраста:

1) Негативная фаза – с 9,5до 11,5 лет.Гипофиз интенсивно вырабатывает гормоны, половые железы ещё не работают, что приводит к нарушения гомеостаза. Нервная система находится в постоянном фоновом возбуждении, что является причиной неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. На сильный раздражитель ребёнок может дать равноценную реакцию, либо она может отсутствовать (охранное торможение). Мальчики становятся заторможенными, гиперактивными. Девочки становятся раздражительными и плаксивыми. Ухудшается телесное самочувствие; снижается умственная работоспособность, особенно когнитивность и внимание.

2) Позитивная фаза – с 11,5 до 15-16 лет.Предполагает включение половых желез. Половые гормоны начинают преобладать. Проявляются вторичные половые признаки, повышается работоспособность, резко увеличиваются вопросы о половых актах. Постепенно нормализуется самооценка, формируется сексуальная идентичность.

Личностное развитие: преобразование детского «Я» во взрослое – связано с изменением внешнего облика; основное стремление – быть и казаться взрослым; разрывается социальная ситуация развития «Ребёнок – взрослый» и формируется новая «Подросток – сверстник», где ребёнок может демонстрировать взрослое поведение; наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка – пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет; основное противоречие – стремление быть и казаться взрослым, но отсутствие социальных и психологических условий для этого; ведущая деятельность – общение со сверстниками, именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

13.Особенности протекания подросткового кризиса.                                                                                                                                                       Подростковый кризис -резкая смена всей системы переживанийподростка, её структуры и содержания. Возраст 13 лет (по Л.С. Выготсткому) - это переломная точка кризиса, но отмечается, что 14—15 лет субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового. За негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее в переходе к новой и высшей форме» (Л. С. Выготский). Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.

Основные психологические особенности подростков:

· особое внимание к своей внешности;

· объединение в группы со сверстниками;

· повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами;

· желание уединяться;

· необходимость личного пространства;

· дерзость в общении, бесспорная правота;

· повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности. В это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире. К концу подросткового возраста самооценка стабилизируется за счёт её дифференциации. «Я» также расширяется за счёт сексуальной составляющей (закладывается сексуальная ориентация).

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание.В этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Для подростков характерна личностная нестабильность, эмоциональная и нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка, противоречивость, акцентуации характера. Для многих подростков это период серьёзных социальных проблем: ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, противоправное поведение, суициды. К ним приводят обычно такие обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой. Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству.                                                                               Драгунова выделила следующие виды взрослости:

1. Подражание внешним признакам взрослого:стремление к взрослой моде (курение, алкоголь, ухаживания); утрачиваются познавательные интересы; складываются поверхностные жизненные ценности.

2.Психологическая взрослость: ориентируются на психологические качества, характерные для взрослых. У мальчиков: смелость, сила, братство, у девочек: стремление быть настоящей женщиной.

3.Социальная взрослость: возникает в результате сотрудничества взрослых и подростка, который выполняет роль помощника.

4. Интеллектуальная взрослость: выражается в стремлении что-то знать и уметь на высоком уровне профессионализма.

Личностные новообразования:

· личностная идентичность;

· рефлексирующее, критическое мышление – способность направлять сознание на самого себя, три вида рефлексии: телесная=поведенческая - осознание того, как Я чувствую себя на уровне тела, когнитивная –осознание хода своих мыслей, рефлексия чувств – «что я сейчас чувствую», возникает к концу подросткового возраста, предполагает целостное осознание себя в телесных, когнитивных и эмоциональных проявлениях, позволяет лучше критиковать взрослых, стремление сопоставить себя с другими.

Акцентуация характера– крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены; рассматривается как «болезнь» созревания личности у подростков.                                                                                                                                                                         Причины:

· неблагоприятная социальная среда;

· определяют наследственные факторы: темперамент, особенности выработки нейромедиаторов.                                                                                   Типы акцентуации:

1. Гипертимный – подросток, у которого почти всегда хорошее настроение,в редких случаях проявляют раздражительность, стремятся к общеению, лидерству среди сверстников, туда, где кипит жизнь; всегда плон оптимизма, даже если для этого нет повода; склонен к пагубным привычкам; самое болезненное место – покушение на лидерство.

2. Циклоидный тип–веселый, беззаботный в детстве, но с наступлением пубертата наступает субдепрессивная фаза: вялость, скука, стремление к одиночеству, уход от общения, мелкие неприятности остро воспринимаются, снижается интеллектуальная активность, продолжительность - от 1 недели и больше.

3.Лабильный тип (подвижный)основная черта – крайняя изменчивость настроения, депрессивная фаза короче, реагирует на внешние влияния, выйти из депрессивной фаз помогает похвала.

4. Сенситивный тип (чувствительный)– очень чувствительный, нежный, ранимый, видит в себе много недостатков, привязаны к близким, с удовольствием занимаются с детьми более младшего возраста, от замечаний может расплакаться, склонен к интеллектуально- эстетическим увлечениям (вышивка, рисование, музыка и т.д)

5.Шизоидный типосновная чертазамкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность установить контакт, нуждаются в социальном признании, могут выглядеть как высокомерные, склонны к странному поведения, бредовым идеям, странность проявляется в философской интаксикации, понимание сложных философских идей легче, чем понимание человека, бурно реагирует на попытки вторгнуться в его внутренний мир, могут использовать алкоголь как коммуникативный допинг.

6.Эпилиптоидный тип – склонен к застреванию на какой-либо одной теме, ситуации; педантичный, бережливый, повышенная ревнивость; стремление властвовать; характерно расстройство настроения – напряженный, злобно-тоскливый аффект, при этом взрывчатость, проявляется в виде ярости, для которой служит ничтожный повод, иногда связан с ущемлением интересов (коррекция состоит в обучении навыков самообладания).

7. Истероидный типосновная черта- стремление привлечь к себе внимание любым путём, стремится к тому, чтобы им восхищались, любит выслушивать похвалу, склонны к рисовке, позёрству, не переносят равнодушия, конкуренции; очень ревнив; эмоции часто поверхностны; быстро входят в группу сверстников, пытаются руководить через лидеров; неустойчивы к стрессу, может вызвать нервный срыв; полезны негрупповые виды спорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...