Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личностное развитие:
1)изменяется самооценка(преобладает завышенная – это норма); самооценка определяется успешностью в обучении; большое место занимает отношение к себе как к ученику; к четвёртому классу наблюдается снижение самооценки. 2) формируется глобальное мотивационное образование – достижение успеха и избегание неудач, влияет на уровень притязаний. 3)развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (сочувствие, чувство товарищества). 12. Характеристика подросткового возраста. Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14- 15 лет). Одни дети вступают в подр. возраст раньше, другие позжеСоциальная ситуация развития. Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации раз- вития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психо- логические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на про- тиворечивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: много- предметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; вве-дение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают совето-ваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя. Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влия-ние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раз-дражительности, негативизму. Ведущая деятельность этого возраста— интимно-личностное общение со сверстниками.В ней формируется самосознание - как основное новообразование возраста. Динамика мотивов общения со сверстниками: 10-11 лет — желание быть в среде сверстников, участие в совместной деятельности; 12-13 лет - стремление занять определённое место в коллективе сверстников; 14-15 лет - стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Поведенческие реакции подростка: ·- реакция отказа; ·- реакция оппозиции, протеста; ·- реакция имитации; ·- реакция компенсации и гиперкомпенсации; ·- реакция эмансипации; ·- реакция группирования; ·- реакция увлечения; ·- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Младший подростковый возраст (11-12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, ведущей функцией является развитие мышления и образования понятий. Восприятиецеленаправленно, избирательно. Качественно улучшаются всё параметры внимания: объём, устойчивость, интенсивность, переключаемость, произвольность, контролируемость.Память опосредована логическими операциями; увеличивается объём памяти, избирательность, точность. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее)мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому. Лев Выготский выделил несколько групп интересов подростка: - «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности); - «доминанта дали» (субъективная значимость отдалённых событий); - «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, волевому усилию); - «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному). Фазы подросткового возраста: 1) Негативная фаза – с 9,5до 11,5 лет.Гипофиз интенсивно вырабатывает гормоны, половые железы ещё не работают, что приводит к нарушения гомеостаза. Нервная система находится в постоянном фоновом возбуждении, что является причиной неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. На сильный раздражитель ребёнок может дать равноценную реакцию, либо она может отсутствовать (охранное торможение). Мальчики становятся заторможенными, гиперактивными. Девочки становятся раздражительными и плаксивыми. Ухудшается телесное самочувствие; снижается умственная работоспособность, особенно когнитивность и внимание. 2) Позитивная фаза – с 11,5 до 15-16 лет.Предполагает включение половых желез. Половые гормоны начинают преобладать. Проявляются вторичные половые признаки, повышается работоспособность, резко увеличиваются вопросы о половых актах. Постепенно нормализуется самооценка, формируется сексуальная идентичность. Личностное развитие: преобразование детского «Я» во взрослое – связано с изменением внешнего облика; основное стремление – быть и казаться взрослым; разрывается социальная ситуация развития «Ребёнок – взрослый» и формируется новая «Подросток – сверстник», где ребёнок может демонстрировать взрослое поведение; наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка – пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет; основное противоречие – стремление быть и казаться взрослым, но отсутствие социальных и психологических условий для этого; ведущая деятельность – общение со сверстниками, именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. 13.Особенности протекания подросткового кризиса. Подростковый кризис -резкая смена всей системы переживанийподростка, её структуры и содержания. Возраст 13 лет (по Л.С. Выготсткому) - это переломная точка кризиса, но отмечается, что 14—15 лет субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового. За негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее в переходе к новой и высшей форме» (Л. С. Выготский). Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции. Основные психологические особенности подростков: · особое внимание к своей внешности; · объединение в группы со сверстниками; · повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами; · желание уединяться; · необходимость личного пространства; · дерзость в общении, бесспорная правота; · повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Кризис идентичности. В это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире. К концу подросткового возраста самооценка стабилизируется за счёт её дифференциации. «Я» также расширяется за счёт сексуальной составляющей (закладывается сексуальная ориентация). Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание.В этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. Для подростков характерна личностная нестабильность, эмоциональная и нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка, противоречивость, акцентуации характера. Для многих подростков это период серьёзных социальных проблем: ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, противоправное поведение, суициды. К ним приводят обычно такие обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой. Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству. Драгунова выделила следующие виды взрослости: 1. Подражание внешним признакам взрослого:стремление к взрослой моде (курение, алкоголь, ухаживания); утрачиваются познавательные интересы; складываются поверхностные жизненные ценности. 2.Психологическая взрослость: ориентируются на психологические качества, характерные для взрослых. У мальчиков: смелость, сила, братство, у девочек: стремление быть настоящей женщиной. 3.Социальная взрослость: возникает в результате сотрудничества взрослых и подростка, который выполняет роль помощника. 4. Интеллектуальная взрослость: выражается в стремлении что-то знать и уметь на высоком уровне профессионализма. Личностные новообразования: · личностная идентичность; · рефлексирующее, критическое мышление – способность направлять сознание на самого себя, три вида рефлексии: телесная=поведенческая - осознание того, как Я чувствую себя на уровне тела, когнитивная –осознание хода своих мыслей, рефлексия чувств – «что я сейчас чувствую», возникает к концу подросткового возраста, предполагает целостное осознание себя в телесных, когнитивных и эмоциональных проявлениях, позволяет лучше критиковать взрослых, стремление сопоставить себя с другими. Акцентуация характера– крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены; рассматривается как «болезнь» созревания личности у подростков. Причины: · неблагоприятная социальная среда; · определяют наследственные факторы: темперамент, особенности выработки нейромедиаторов. Типы акцентуации: 1. Гипертимный – подросток, у которого почти всегда хорошее настроение,в редких случаях проявляют раздражительность, стремятся к общеению, лидерству среди сверстников, туда, где кипит жизнь; всегда плон оптимизма, даже если для этого нет повода; склонен к пагубным привычкам; самое болезненное место – покушение на лидерство. 2. Циклоидный тип–веселый, беззаботный в детстве, но с наступлением пубертата наступает субдепрессивная фаза: вялость, скука, стремление к одиночеству, уход от общения, мелкие неприятности остро воспринимаются, снижается интеллектуальная активность, продолжительность - от 1 недели и больше. 3.Лабильный тип (подвижный) – основная черта – крайняя изменчивость настроения, депрессивная фаза короче, реагирует на внешние влияния, выйти из депрессивной фаз помогает похвала. 4. Сенситивный тип (чувствительный)– очень чувствительный, нежный, ранимый, видит в себе много недостатков, привязаны к близким, с удовольствием занимаются с детьми более младшего возраста, от замечаний может расплакаться, склонен к интеллектуально- эстетическим увлечениям (вышивка, рисование, музыка и т.д) 5.Шизоидный тип – основная черта – замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность установить контакт, нуждаются в социальном признании, могут выглядеть как высокомерные, склонны к странному поведения, бредовым идеям, странность проявляется в философской интаксикации, понимание сложных философских идей легче, чем понимание человека, бурно реагирует на попытки вторгнуться в его внутренний мир, могут использовать алкоголь как коммуникативный допинг. 6.Эпилиптоидный тип – склонен к застреванию на какой-либо одной теме, ситуации; педантичный, бережливый, повышенная ревнивость; стремление властвовать; характерно расстройство настроения – напряженный, злобно-тоскливый аффект, при этом взрывчатость, проявляется в виде ярости, для которой служит ничтожный повод, иногда связан с ущемлением интересов (коррекция состоит в обучении навыков самообладания). 7. Истероидный тип – основная черта- стремление привлечь к себе внимание любым путём, стремится к тому, чтобы им восхищались, любит выслушивать похвалу, склонны к рисовке, позёрству, не переносят равнодушия, конкуренции; очень ревнив; эмоции часто поверхностны; быстро входят в группу сверстников, пытаются руководить через лидеров; неустойчивы к стрессу, может вызвать нервный срыв; полезны негрупповые виды спорта. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |