Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воля. Волевой акт и его структура
Воля — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека. Воля— это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением. В психологии воли, основные ее функции выделяют следующие: 1.Выбор мотивов, целей, постановка задач. 2.Регулирование побуждений к действиям, когда мотивация их недостаточна или избыточна. 3.Психические процессы воля организует в систему, которая адекватна выполняемой деятельности. 4.Стягивание в единство физических и психических возможностей при одолении препятствий в достижении цели. Волевое поведение, таким образом, существует при наличии двух главных факторов: 1) цели, за которой, конечно, стоят различные побуждения 2) препятствия {преграды, барьера). Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации. Структура волевого акта. Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие. В сложном волевом актеможно выделить, по крайней мере, четыре фазы: Первая фаза– возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Вторая фаза– обсуждение и борьба мотивов. Третья фаза– принятие решения. Четвертая фаза– исполнение решения. Первая фазахарактеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Вторая фазаволевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Третья фазасвязана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении. Четвертая фаза-- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Структура волевого действия: 1.мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2.исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим); 3.оценочно-результативное звено (результаты действий). Волевые качества личности. Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.К волевым качествам личности относятся: · решительность – способность быстро выбрать цель и способ ее достижения даже в сложной ситуации выбора, когда дело связано с риском; · целеустремленность – уверенное движение к поставленной цели, готовность отдать много времени и сил ради ее достижения; · настойчивость – возможность доводить начатое дело до конца, не отступать и не сворачивать со своего пути на более легкий; · смелость – умение преодолевать растерянность и страх, даже при трезвом осознании возможных опасностей; · дисциплинированность – осознанное подчинение поведения определенным нормам и правилам; · выдержка – самоконтроль, способность с помощью усилия воли тормозить действия, препятствующие реализации задуманного; · самостоятельность – способность действовать в одиночку, без оглядки на окружающих, а также оценивать их поведение, исходя из своих собственных убеждений. Формирование воли Первый этап - противостояние ненужномувнешнему. Воля рождается со становления Характера (в житейском понимании) - способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. Негативная оценка этому - Упрямство. Второй этап - противостояние ненужномувнутреннему. Научившись противостоять внешнему, человек начинает учиться противостоять внутреннему: тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент. 21. Темперамент. Характеристика типов темперамента. Учет темперамента в индивидуальной работе с обучающимися. Темперамент –проявление психо-физиологической конституции, лежащей в основе личности, особенность устойчивых, индивидуально-неповторимых природно-обусловленных динамических проявлений психики. В основе темперамента – тип нервной деятельности. Темперамент носит наследственный характер. Чем старше человек, тем меньше его поведение зависит от темперамента. Врачи античности Гиппократ и Гален предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела. Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент более детально как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): 1) Преобладание лимфы (др.-греч флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. 2) Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч.холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» — холериком. 3) Преобладание крови (лат. ,сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником. 4) Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч., мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. Типы темперамента Э. Кречмера — классификация темпераментов на основе особенностей телосложения. Э. Кречмер, опубликовавший в 1921 г. работу под названием «Строение тела и характер» (в русском переводе книга вышла в 1924 г., последнее переиздание 1995 г.). Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении соответствует определенный тип телосложения. Это позволило ему утверждать, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э.Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных его частей, автор выделил четыре конституциональных типа. 1. Лептосоматик (греч. leptos - «хрупкий», soma - «тело»). Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо яйцеобразной формы (анфас). Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосомати-ка узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos - «слабый»). 2. Пикник (греч. pyknos - «толстый, плотный»). Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие периметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости. 3. Атлетик (греч. athlon - «борьба, схватка»). Имеет хорошую мускулатуру,крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита. В зависимости от склонности к разным эмоциональным реакциям Э. Кречмер выделил две большие группы людей. Эмоциональная жизнь одних характеризуется диадетической шкалой (т. е. свойственные им настроения можно представить в виде шкалы, полюсы которой: «веселый - печальный»). У представителей этой группы циклотимический тип темперамента. Эмоциональная жизнь других людей характеризуется психэстетической шкалой (чувствительный эмоционально тупой, невозбудимый). Эти люди обладают шизотимическим темпераментом. 4. Шизотимик (это название происходит от «шизофрении») имеет лептосоматическое или астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздраженности до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. 5. Циклотимик (название связано с циркулярным, или маниакально-депрессивным, психозом) противоположность шизотимика. Имеет пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента - висцеро - сомато - и церебротония. Эндоморф (пищеварительный тип, висцеротоники) - слабое телосложение с избытком жировой ткани. Характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Психологические черты - любовь к комфорту, пристрастие к еде, любовь к дружеским пирушкам, приветливость к людям, ориентация на общественное мнение, терпимость, хороший сон. Аналог Пикника по Кречмеру. Мезоморф(мышечный тип, соматотоники) – с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Это люди склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженной сенситивностью. Аналог Атлетика по Кречмеру. Эктоморф (мозговой тип, церебротоники) – с вытянутым лицом, с высоким лбом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Для таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение. Многие из этих черт отражают сверхчувствительный характер данного темперамента (физиологическую сверхреактивность, сверхвнимательность, тревожность, сопротивление привычкам и непредсказуемость установки), в то время как другие связаны с торможением и стремлением отгородиться от людей такими способами, как сдержанность в движениях, скрытность, социофобия, подавление способности к общению. Аналог Астеника по Кречмеру. Учет темперамента в учебно-воспитательной работе: У учащихся-холериков надо путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции На учащихся-меланхоликов надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, больше хвалить. У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, более серьезное отношение к любому делу, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться. У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |