Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные показатели развития и характеристика младшего школьного возраста.




Нижняя граница определяется кризисом 7 лет– является мягким, латентным, обусловлен внешней социальной ситуацией, т.е меняется социальный статус, ребёнок становится школьником, берёт на себя социальную роль и вынужден её принять; трудности принятия социальной роли определяют проблему школьной дезадаптации.

Верхнюю границу определяет подростковый кризис- девочки – 9,5 лет, мальчики 10,5 лет.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Социальная ситуация – «Ребёнок – взрослый», где взрослый в обобщенном виде и как носитель реальной роли – учитель.

Учитель являетсясамым референтным лицом, с авторитетом выше, чем у родителей. От него зависит самооценка ребёнка, мотивационное развитие – стремление к успеху и избегание неудач, в противном случае человек нацелен на неуспех, ошибку и внешне это проявляется как низкая активность, складывается в младшем школьном возрасте, проявляется и в другие периоды жизни, распространяется на общение, профессиональную деятельность, создание интимных отношений и т.д. Зависит от учителя и развитие познавательной сферы – происходит в ведущей деятельности, которой является учебная деятельность.Младший школьный возраст является периодом интен­сивного развития и качественного преобразования позна­вательных процессов: они начинают приобретать опосред­ствованный характер и становятся осознанными и произ­вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психи­ческими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной дея­тельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на ус­воение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к пере­стройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникно­вению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Структура учебной деятельности:

1. Мотивационный компонент – придаёт смысл. Классификация учебных мотивов:

Внутренние -познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания, формирование системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок.

Внешние- мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т. е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном).

1)Широкиепознавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

                                                                                                                                                                                                                                          Социальные:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми, стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества). Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности».

                                                                                                                                                                                                                                           Атрибутивный – больший интерес к школьной форме, школьным принадлежностям, портфелю и т. д – является самым действенным.

Познавательный – является самым главным – ради знаний, усвоения культурных норм, удовольствия от знаний; несформированность этого мотива предполагает интеллектуальную пассивность (органический синдром).

2. Операционный компонент – то, чем ребёнок решает учебные и практические задачи. Учебная задача– усвоение способа действия. Практическая задача – решение конкретной задачи на практическом материале. Перцептивные действия – как ребёнок воспринимает материал. Мнемические действия – приёмы, которые ребёнок использует для того, чтобы запомнить.

3. Контрольно- оценочный компонент - контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи; оценка состоит не просто в констатации усвоения или неусвоения учебного материала, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в соответствии с целью. Оценка бывает ретроспективная (оценка результата); операциональная (оценка отдельных операций); перспективная (оценка будущего результата).

Учебная деятельность формируется постепенно в течении всего школьного возраста:

1) формируются учебные действия (чтение, счёт, письмо, почерк и т.д)

2) учебные действия перемещаются во внутренний план (интерореализация по Выготскому) – появление устного счёта.

3) оценка и контроль передаются частично от учителя к ученику.

К концу младшего учебного возраста учебная деятельность переживает кризис, что связано с потерей учебных мотивов.

Познавательное развитие – развивается под влиянием учебной деятельности, благодаря ей натуральные познавательные функции преобразуются в культурные, которые присущи только человеку и обусловлены культурой, а также имеют два высших компонента:

·произвольность– способность управлять собой.

·речь.

Натуральные компоненты:

·непроизвольное внимание;

·механическая память;

·наглядно-действенное мышление.

Под влиянием учебной деятельности внимание – становится произвольным, память – ассоциативной, управляемой; мышление– словесно-логическим, преобразуется в абстрактную форму к концу младшего школьного возраста.

Когнитивная рефлексия – направленность сознания на самого себя, способность осознавать. Бывает:

·телесная рефлексия;

·когнитивная рефлексия (осознание потока мыслей);

·эмоциональная рефлексия (осознание чувств и эмоций).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...