Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные показатели развития и характеристика младшего школьного возраста.
Нижняя граница определяется кризисом 7 лет– является мягким, латентным, обусловлен внешней социальной ситуацией, т.е меняется социальный статус, ребёнок становится школьником, берёт на себя социальную роль и вынужден её принять; трудности принятия социальной роли определяют проблему школьной дезадаптации. Верхнюю границу определяет подростковый кризис- девочки – 9,5 лет, мальчики 10,5 лет. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; - рефлексия, анализ, внутренний план действий; - развитие нового познавательного отношения к действительности; - ориентация на группу сверстников. Социальная ситуация – «Ребёнок – взрослый», где взрослый в обобщенном виде и как носитель реальной роли – учитель. Учитель являетсясамым референтным лицом, с авторитетом выше, чем у родителей. От него зависит самооценка ребёнка, мотивационное развитие – стремление к успеху и избегание неудач, в противном случае человек нацелен на неуспех, ошибку и внешне это проявляется как низкая активность, складывается в младшем школьном возрасте, проявляется и в другие периоды жизни, распространяется на общение, профессиональную деятельность, создание интимных отношений и т.д. Зависит от учителя и развитие познавательной сферы – происходит в ведущей деятельности, которой является учебная деятельность.Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. Структура учебной деятельности: 1. Мотивационный компонент – придаёт смысл. Классификация учебных мотивов: Внутренние -познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания, формирование системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок. Внешние- мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т. е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном). 1)Широкиепознавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии; 2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми, стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества). Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности». Атрибутивный – больший интерес к школьной форме, школьным принадлежностям, портфелю и т. д – является самым действенным. Познавательный – является самым главным – ради знаний, усвоения культурных норм, удовольствия от знаний; несформированность этого мотива предполагает интеллектуальную пассивность (органический синдром). 2. Операционный компонент – то, чем ребёнок решает учебные и практические задачи. Учебная задача– усвоение способа действия. Практическая задача – решение конкретной задачи на практическом материале. Перцептивные действия – как ребёнок воспринимает материал. Мнемические действия – приёмы, которые ребёнок использует для того, чтобы запомнить. 3. Контрольно- оценочный компонент - контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи; оценка состоит не просто в констатации усвоения или неусвоения учебного материала, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в соответствии с целью. Оценка бывает ретроспективная (оценка результата); операциональная (оценка отдельных операций); перспективная (оценка будущего результата). Учебная деятельность формируется постепенно в течении всего школьного возраста: 1) формируются учебные действия (чтение, счёт, письмо, почерк и т.д) 2) учебные действия перемещаются во внутренний план (интерореализация по Выготскому) – появление устного счёта. 3) оценка и контроль передаются частично от учителя к ученику. К концу младшего учебного возраста учебная деятельность переживает кризис, что связано с потерей учебных мотивов. Познавательное развитие – развивается под влиянием учебной деятельности, благодаря ей натуральные познавательные функции преобразуются в культурные, которые присущи только человеку и обусловлены культурой, а также имеют два высших компонента: ·произвольность– способность управлять собой. ·речь. Натуральные компоненты: ·непроизвольное внимание; ·механическая память; ·наглядно-действенное мышление. Под влиянием учебной деятельности внимание – становится произвольным, память – ассоциативной, управляемой; мышление– словесно-логическим, преобразуется в абстрактную форму к концу младшего школьного возраста. Когнитивная рефлексия – направленность сознания на самого себя, способность осознавать. Бывает: ·телесная рефлексия; ·когнитивная рефлексия (осознание потока мыслей); ·эмоциональная рефлексия (осознание чувств и эмоций). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 366. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |