Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и психологическое значение кризиса трех лет.




Кризис трёх лет( по Выгодскому -кризис отношений) - граница между ранним и дошкольным детством-один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.Это пересмотр старых социальных отношений.Ребёнок ,отделяясь от взрослых ,пытается установить с ними новые ,более грубокие отношения.

Симптомы:

негативизм( дает негативную реакцию не на само действие, а на требование , исходящее от взрослого ,он избирательный- на одного члена семьи реагирует плохо, на другого хорошо)

упрямство( настаивает не потому что ему это надо действительно, потому что хочет ,чтобы с его мнением считались)

строптивость(направлена не на конкретного взрослого, а против всех сложившейся в раннем возрасте системы отношений,против норм воспитания,против навязывания образа жизни)

своеволие(связано с тенденцией к самостоятельности, Я САМ)

протест-бунт( регулярные конфликты с родителями)

деспотизм(может проявиться в семье с одним ребёнком, он забирает власть над окружающими)

ревность( в семье с несколькими детьми)

обесценивание требований взрослого( ребёнок может начать ругаться, он отбрасывает старые правила поведения)

 

Психологически ребёнок отделяется от близких взрослых. Причины: разногласия между “хочу” и “могу”.

Этот кризис выявляет собственное Я у ребёнка. Я сам- центральное новообразование,которое вытекает из этого кризиса.

Особенности дошкольного возраста как этапа онтогенеза.

Нижняя граница определяется кризисом 3-х лет.Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность, это означает, что он готов к новому виду общения, ребёнок становится нервным, проявляется эмансипация, может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.

Социальная ситуация развития (наиболее значимые социальные связи в ближайшем окружении, которые в большей степени влияют на развитие и проявляется в ведущей деятельности) при кризисе – «Ребёнок– взрослый», где взрослый выступает в обобщённом виде и как носитель социальной роли (тётя Лена – продавец). Происходит психологическая дистанция между мамой и ребёнком.

Верхняя граница определяется кризисом 7 лет.Его особенностью является то, что он опирается на изменение социальной ситуации (начало школьного обучения), носит латентный (скрытый) характер. Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика/ девочки, сына/дочки, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.

Симптомы:

·потеря спонтанности (непосредственности);

·симптом «горькой конфеты», (когда ребёнку плохо, но он этого старается не показывать и изображает радость, удовольствие)

·симптом лжи – является защитным механизмом и оберегает ребёнка от тревоги и недоверия;

·изменения в самооценке(завышенная при нормальных условиях);

·изменения в характере(упрямство, непослушание)

Основные линии развития:

Развитие игровой деятельности – является ведущей;в игре развивается эмоциональный интеллект, т.е понимание эмоций других людей, собственных эмоций, умение управлять эмоциями; игра развивает социальную сферу, учит детей общаться друг с другом, т.е в игровом взаимодействии формируются навыки общения, развивается воображение, развивается способность управлять собой – произвольность, которая способствует усвоению социальных ролей.

Этапы игровой деятельности:

1 этап – процессуальная игра –в ней отражаются отношения между человеком и предметом; не требует игрового партнёра; характерна для детей 3 лет; ещё называется «игра рядом»

2 этап – сюжетно-ролевая игра –в ней отражаются отношения между человеком и человеком; нуждается в межличностных контактах; должна иметься развёрнутая история-сюжет и роли – это модели поведения, которые отражают социальные, семейные и эмоциональные отношения во взрослом мире; характерна для детей 4 лет.

3 этап – игра с правилами– отражаются отношения между человеком и нравственными нормами; отсутствует сюжет; игра завязана на правилах; характерна для детей 6-7 лет; вбольшей степени влияет на социальные качества и развитие произвольности ребёнка (воля).

Развитие познавательной сферы: происходит объединение (консолидация) всех познавательных процессов;

Восприятие становится «думающим», т.е осуществляется с помощью мышления; ведущим восприятием является -зрительное;

на развитие восприятия оказывает влияние речь- активное использование названия качеств предмета,которые воспринимает;

Воображение проникает во все познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание); все социальные явления воспринимаются в обобщённом виде;К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Мышление наглядно-действенное преобразуется в наглядно-образное (познавательное) , в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Память (активно развивается правое полушарие мозга, благодаря чему усложняется детское восприятие (зрительное, слуховое, осязательное), формирующее целостную картину мира)преобладает механическая, которая не требует специальных приёмов, а предполагает отражение материала.У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед со- бой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диало-ги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной дея- тельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллек-туальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в дей-ствительности становится ведущей функцией.

Личностное развитие: закладываются основы для самооценки; интенсивно развивается самосознание; знания об окружающем мире систематизируются благодаря стремлению к экспериментированию; формируется первое схематичное мировоззрение – абрис; Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства;формируется соподчинение мотивов (мотивы достижение успеха, мотивы норм морали); у детей из неблагополучных семей формируются деструктивные социальные матрицы, т.е неправильные представления о мире, которые влияют на поведение и эмоциональные реакции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...