Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха раннего детства (до 3 лет).




1. Младенческий возраст—0—1 год. Ведущий вид деятельности — непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой - то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним – комплекс оживления. Социальная ситуация: «Мы» Кризисы: 0-2 месяца — изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери. 1 год — уход от «Мы» к большей самостоятельности

2. Раннее детство—1—3 года. Социальная ситуация распад «Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений. Ведущая деятельность— предметно – орудийная(манипулятивная). В ней ребенок овладевает общественно - выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно - действенного мышления. Кризис «я сам» (3 года).

Эпоха детства (3-11 лет).

3. Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятельность - ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Новообразования - стремление к общественно значимой и общественно - оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению. Социальная ситуация развития– «Ребёнок– взрослый», где взрослый выступает в обобщённом виде и как носитель социальной роли (взрослый – папа, врач, продавец). Кризис 7 лет.

4. Младший школьный возраст—7—11 лет. Ведущая деятельность—учение. В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план, рефлексия. Социальная ситуация – «Ребёнок – учитель».

Эпоха подростничества (11-17 лет).

5. Подростковый возраст—11/12—15 лет. Ведущая деятельность—общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни. Социальная ситуация - «Подросток – сверстник». Подростковый кризис.

6.Ранняя юность—15—17 лет. Ведущая деятельность—учебно-проффесиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Возрастная периодизация Э.Эриксона.

Развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека. На каждой стадии развития он приобретает определенное качествово (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности.

1. Раннее младенчество (орально-сенсорная стадия) (от рождения до 1 года) формируется доверие/недоверие. Если ребенок не получает должного ухода, заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру, людям и это недоверие он несет в другие стадии своего развития.

2. Позднее младенчество(мышечно-анальная) (от 1 года до 3х лет) формируется самостоятельность, уверенность в себе или сомнения в себе, чувство стыда;Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3. Раннее детство(Локомоторно-генитальная) (от 3х лет до 5) Инициатива или пассивность, вина. Дети узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научатся обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Среднее детство (Латентная) (от 5 лет до 11) Трудолюбие, компетентность или неполноценность. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

5. Подростковый возраст(11-20лет) Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют человеку решить главную задачу — выбор жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.

6. Ранняя взрослость (Молодость) (20-45 лет) Близость (интимность) или изоляция. Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты.

7. Средняя взрослость(45-60) продуктивность, творчество или стагнация (застой). Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе: своём здоровье, стремлении непременно удовлетворять свои психологические потребности и т. п.

8. Поздняя взрослость(60+) целостность - отчаяние. Весь предыдущий жизненный опыт человека ставит перед ним вопрос: доволен ли я прожитой жизнью? Если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Из противостояния целостности (интеграции) и разочарования (отчаяния) должна родиться мудрость.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...