Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сормовичи работают по-фронтовому




Сормовичи в короткий срок должны были перейти на военное производство. Государственный Комитет Обороны постановлением № 1обязал Сормовский завод выпускать танки Т-34.

 

Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. Мартеновцам и прокатчикам предстояло варитьи катать марки стали, с которыми ранее они не работали. Литейнымцехам необходимо было организовать производство броневого литья,в кузнечном – резко увеличить изготовление штамповок, в том числеиз специальных марок сталей, чего не было прежде. Заново следовало создавать производство гусеничных траков, что оказалось наиболеесложным делом. В термическом цехе сильно изменилась номенклатурадеталей и усложнилась технология всего производства. Возросший объем сварочных работ побуждал сормовичей заняться их автоматизацией,чего до войны тоже не было.

 

Переоборудовались ведущие цеха. Расширялись производственныеплощади. Уже в июле на заводе развернулась реконструкция старых u1080 истроительство новых цехов. Ни днем, ни ночью не ослабевало напряжение. Строили круглосуточно.

 

Директор завода Д.В. Михалев, главный инженер Г.И. Кузьмин, секретарь парткома С.Д. Нестеров, начальники цехов В.В. Чигирь, Н.Я. Командин, С.К. Русинов, Н.П. Петухов, Г.П. Хрящев, В.А. Савровский, А.А.Лобашов, инженеры П.П. Маркушев, А.С. Окунев, М.З. Семечкин, М.Н.Фадеев, Д.В. Галка, Н.Н. Смеляков, И.Д. Мунин, И.И. Федоров, Б.П. Коняхин, М.Г. Чернышов, В.П. Желтов, В.М. Керичев, В.В. Крылов, А.И. Булаев, С.Н. Якимовский, В.Н. Карпов, М.И. Воронин, В.Т. Ляскин, Е.А. Дубровин, начальники участков А.Ф. Горин, А.С. Сергиевич, А.А. Собачкин,В.Е. Шугуров и многие другиесутками не выходили с завода, жили в цехах, организуя переход к производству боевойтехники, поднимая коллективна борьбу с трудностями. Самоотверженно работали тысячи рабочих, не считаясь с затратами труда и времени.

 

В итоге напряженного труда к концу 1941 года сормовичи построили новые, хорошо оборудованные цехи пообработке и закалке брони,сборке и сварке корпусов, потермической обработке и закалке бронедеталей, стального литья, кровельного проката. Полностью были переоборудованы машиностроительный, термический, железопрокатный, меднолитейный, столярныйи другие цехи. За несколько месяцев 1941 года на заводе было введенов эксплуатацию 26 160 м2 производственной площади, перенесено исмонтировано 600 станков и других видов оборудования, изготовленонесколько тысяч штампов, инструментов и приспособлений.

 

Сложный процесс перевода на выпуск военной продукции потребовал новых форм организации труда, одна из них – фронтовые бригады.Первая комсомольско-молодежная фронтовая бригада организоваласьв конце октября 1941 года в цехе № 7. Возглавил ее молодой формовщик Николай Щербина.

 

В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве,Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материальнотехнических баз обороны страны, становился крупнейшим арсеналомВо время войны пришли на завод ветераны,женщины, подросткиСоветской Армии. И чем тяжелее становилось положение, тем болеегероически работали сормовичи.

 

Уже в октябре 1941 года завод отправил первые эшелоны танков дляобороны Москвы.

 

Завод не только строил танки, но и ремонтировал их после повреждений, полученных в боях. Директор «Красного Сормова» в годывойны генерал-майор, лауреат Государственной премии СССР Ефим(Хаим) Эммануилович Рубинчик писал об этом героическом времени: «Надо понять те огромные трудности, с которыми встретились сормовичи при организациисерийного производстватанков. Надо было создавать принципиальную рабочую технологию такого сложного объекта,каким является танк Т-34, перевести организацию цехов и участков насерийное производство,строить новые цеха, каких до сего времени не было на Сормовском заводе».

 

Первая боевая машина вышла из ворот завода 13 октября 1941 года,а всего за годы войны сормовичи дали Родине более 13 000 танков.В 1941–1945 годах завод самостоятельно построил и сдал флоту23 подводные лодки и четыре единицы – вместе с другими заводами(№ 638 в Астрахани и № 402 в Северодвинске). Акт о приемке подводной лодки «С-18» подписан 20 июня 1945 года. В годы войны завод «Красное Сормово» был неоспоримым лидером отечественногоподводного судостроения и в сложных условиях военного времени обеспечил поставку качественной продукции Военно-Морскому Флоту.

 

Кроме танков и подводных лодок, которых в годы войны было построено 27, завод изготовил 1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячитонн других боеприпасов.

 

Всё для Победы

Сормовский завод располагал прекрасными кадрами наставниковиз числа старейших производственников, которые непрерывно работали на заводе десятки лет. Ветераны завода М.С. Боков, А.П. Калмыков,В.С. Токарев, А.Н. Кудрин, П.А. Баландин, И.П. Муравьев, прежде чемприступить к обучению новых рабочих, рассказывали им о порядках идисциплине на производстве, о важности выпускаемой продукции дляпобеды над врагом.

 

Так, в первом полугодии 1942 года в порядке индивидуального обучения непосредственно на рабочих местах ветераны труда подготовили 3623 квалифицированных рабочих. А за весь 1942 год было обучено 7499 человек. Они получили квалификацию токарей, сборщиков,электросварщиков, формовщиков, слесарей, сталеваров и успешно выполняли производственные задания.

Подготовка рабочих кадров и непрерывное повышение их производственно-технической квалификации явились одним из важнейшихусловий увеличения производительности труда и выпуска продукциидля фронта. В 1943 году выпуск машин по сравнению с предыдущимгодом увеличился на 19,5 %, а годовая производственная программа заводом была выполнена к 25 декабря. В 1944 году была перевыполнена

производственная программа на 10,8 %.

 

Инженерно-технические работники в содружестве с передовымирабочими совершенствовали процессы производства. Технологическоебюро машиностроительного цеха разработало предложения по сокращению производственного цикла и снижению трудоемкости сборкитанков. Если раньше на регулировку управления приборов уходило 30рабочих часов, то после усовершенствования технологии – 3–4 часа.Время обработки основных узлов снизилось на 50 часов.

 

Сормовичи научились работать по-военному. Все больше боевойтехники отправляли они фронту.

 

Используя свой богатый опыт, накопленный в годы войны, сормовичи неустанно совершенствовали качество танков. В начале 1944 года конструкторский коллективзавода под руководствомглавного инженера Г.И. Кузьмина и главного конструктора В.В. Крыловамодернизировал танк, оснастив его более мощной, литой башней с пуш-

кой последней модели.

 

Серийный выпуск таких машин был освоен входе производства. Вследза Сормовским заводом перешли на модернизированный выпуск машинс новой пушкой все заводы страны, выпускавшие танк Т-34. Новым ценным вкладом в развитие производства явилось внедрение автоматической сварки по методу академика Е.О. Патона. Автоматическая сваркаускоряла выпуск боевых машин, увеличивала прочность их корпусов.

 

Сормовичи искали и находили все новые резервы для роста производства. Они совершенствовали технику, помогали быстрее механизировать производственные процессы.

 

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода былнагражден орденом Ленина и орденом Отечественной войны I степени.Более 600 рабочих, инженеров, техников и служащих правительство наградило орденами и медалями Советского Союза. О трудовом подвигесормовичей напоминает нынешнему поколению еще одна ценная релик-

вия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленноеТанк на пьедестале. На территории завода находился до 1980 г. Ныне – на площади Славызаводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

Имена директоров Сормовского завода Д.В. Михалева, Е.Э. Рубинчика, парторга ЦК ВКП(б) А.Н. Сомова, главного инженера Г.И. Кузьмина, главного конструктора В.В. Крылова, ветеранов завода М.И. Телогреева, С.И. Рыжова, П.А. Красавина навсегда вписаны в историюВеликой Отечественной войны.

 

В память о вкладе сормовичей в победу над врагом было решеноустановить на заводском дворе одну из боевых машин, выпущенных в1941–1945 годах.

 

Танк Т-34 был передан Сормовскому заводу командованием СоветскойАрмии и поставлен на площади перед заводскими корпусами на постаменте.В канун 35-летия Победы (1980 г.), танк был перенесен на площадь Славы уСеверной проходной. Эта боевая машина была одной из первых, на которыхчасти Советской Армии ворвалась в Берлин в апреле 1945 года.

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Е годы

 

Подготовка производства

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду. Послевоенный пятилетний план предусматривал большое расширение производственных площадей завода всвязи с выпуском речных буксирных теплоходов, самоходных и несамоходных барж и землечерпательных судов, а также восстанавливал производство пассажирских паровозов «СУ». Выпуск судов по сравнению сдовоенным годом должен был увеличиться более чем в три раза.

 

К 1946 году завод закончил подготовку производства и техническихслужб к работе в мирных условиях. Сотни станков пришлось переставить из цеха в цех, сделать им капитальный и восстановительныйремонт, развернуть реконструкцию цехов. Расширение Сормовскойверфи, постройка эллинга усиливают роль Сормова как основной базыречного судостроения в СССР. Это не могло не сказаться на резком увеличении доли судостроения в общем объеме работ.

 

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и принялоширокий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

 

В мае 1947 года завод полностью перешел на выпуск речных барж, буксирных и сухогрузных теплоходов, землесосов, пассажирских паровозовсерии СУ. Выпуск судов, паровозов, металлургической продукции долженбыл возрастать без существенных капитальных вложений и почти при томже количестве рабочей силы. Началась упорная работа по организацииновых производств. Вместо старого деревянного помещения в небывалокороткие сроки выросло новое красивое здание судокорпусного цеха. На

территории судоверфи строились стапеля. Там, где недавно выпускалисьтанки, возникли судомонтажный, паровозо-котельный, паровозосборочный и другие цехи. Полностью переоборудовались механические цехи.

 

Много сил было затрачено на изготовление оснастки и инструментов,на ремонт оборудования и его модернизацию. Но основная трудностьзаключалась в том, что новые задачи нельзя было решать старыми методами. Потребовалась коренная перестройка всего технологическогопроцесса и внедрение новейшей техники. Довоенная организация труда и технология теперь уже не отвечали духу времени. Прежние циклыпостройки судов продолжались от одного года до двух-трех лет, а надобыло строить за три-четыре месяца.

 

Конструкторы в тесном контакте с технологами в короткие сроки разработали новые самостоятельные проекты 600-сильных буксиров и сухогрузных теплоходов грузоподъемностью 2000 т с учетом всех достиженийсудостроительной техники и при полной унификации деталей и механизмов. 31 из 35 основных узлов и на буксирном, и на сухогрузном теплоходахбыли идентичными. Выдающимся результатом было внедрение крупносекционного метода постройки речных судов, а затем и подводных лодок.

 

Суда, созданные сормовскими конструкторами, были приспособленык условиям Большой Волги и обладали высокой скоростью, повышеннойпрочностью и грузоподъемностью, комфортабельностью. Сормовскийвинтовой буксирный теплоход того времени был лучшим в отечественномсудостроении. Он выгодно отличался от парового колесного буксира. Егокорпус был на 18–20 м короче и намного прочнее. На судне имелась электрическая буксирная лебедка, спроектированная и построеннаявпервые в СССР.

 

Сухогрузные теплоходы также имели большие преимущества по сравнению с теплоходами довоеннойпостройки. При той жегрузоподъемности ониимели меньшую длину

и ширину корпуса.

 

В наливной барже грузоподъемностью 3700 т была применена болеесовершенная система налива и откачки нефтепродуктов, что намногоуменьшало время стоянки в портах. Для всех трех типов судов был разработан новый вид упрощенных обводов корпусов.

 

Одним из выдающихся достижений сормовских конструкторов явился проект мощного речного дизельного землесоса производительностью350 м3/час. От прежних он отличался более высокой производительностью. Землесос имел специальную установку для гидравлического разрыхления грунта, мощные палубные краны и другую технику, повышающуюэффективность дноуглубительного процесса. Новый землесос «Сормовский-1» стал флагманом технического флота на Волге.

 

На судоверфи появились мощные башенные краны, передвигавшиеся по всему фронту работ. Они быстро и легко подавали на сборку тяжелые стальные секции. Много сил и труда было положено на устройство слипа для бокового спуска судов на воду.

 

В 1949 году программа выпуска судов и паровозов увеличилась u1087 посравнению с предыдущим годом в два раза.

 

С каждым годом менялся облик предприятия, улучшалась и расширялась его техническая база. Сормовичи сломали старые представления, будто на Волге суда можно выпускать только в летнее время. Теперь суда спускали на воду круглый год.

 

В конце послевоенной пятилетки конструкторский коллектив впервые в истории судостроения разработал проект и рабочие чертежи речного дизельного ледокола. Суда строились по последнему слову судостроительной техники.

 

В апреле 1949 года Постановлением Совета Министров СССР директору завода Е.Э. Рубинчику, главному инженеру П.П. Маркушеву, заместителям главного технолога Л.Н. Краснопольскому и Д.В. Галке, начальникусудостроительного отдела А.И. Гайзеру, начальникам судостроительныхцехов Б.П. Коняхину, В.В. Московкину и П.А. Черноверхскому за разработку и внедрение методов скоростного строительства речных судовбыла присуждена Государственная премия II степени. Одновременно засоздание новых конструкций речных судов были удостоены Государственной премии III степени главный конструктор В.М. Керичев, конструкторы В.П. Воробьев, М.И. Воронин, И.И. Краковский, М.М. Пилярский,С.А. Чепурнов и С.Н. Якимовский.

 

Много нового внесли сормовские конструкторы и в производство пассажирских паровозов. П.И. Гордеев совместно с группой конструкторов итехнологов предложил внедрить новый, цельносварной паровой котел свваренными связями, подобных которым еще не было в Советском Союзе.

Столетие завода

В 1947–1949 годах немало было сделано по благоустройству заводской территории: ее покрыли асфальтом, привели в образцовый порядок здания цехов, причем каждое из них было окрашено в особый цвет.Вокруг цехов и мастерских были высажены деревья, кустарники, разбиты скверы. Заводские площади – Буксирная, Паровозная и Металлургическая – были озеленены.

 

В канун юбилея свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических u1094 цехов присвоенозвание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжденвторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

 

500 работников, особо отличившихся при выполнении заданий правительства, были награждены орденами и медалями СССР. ОрденомЛенина было награждено 26 человек, орденом Трудового КрасногоЗнамени – 124, Красной Звезды – 4, «Знак Почета» – 255, медалью «Затрудовую доблесть» – 58 и «За трудовое отличие» – 33 человека.

 

В числе награжденных орденом Ленина директор завода Е.Э. Рубинчик, главный инженер П.П. Маркушев, главный конструктор В.М. Керичев, начальник производства С.Д. Нестеров, главный строитель судовМ.И. Лернер, заместитель главного технолога В.М. Зубков, начальникицехов И.В. Мочалов и В.Е. Шугуров, начальник участка А.Ф. Горин,новаторы производства А.М. Беляев, В.А. Водопьянов, А.Г. Лопатин,М.К. Маслов и В.Я. Шевалдин, сормовский революционер П.А. Заломов, ставший прототипом героя романа М. Горького «Мать».

 

11 июля 1949 года Советское правительство приняло специальноеПостановление о развитии жилищного и культурно-бытового строительства в Сормове.

 

100-летие завода «Красное Сормово» отмечала вся страна. Горододелся в праздничный наряд. По улицам реяли вымпелы, флаги, плакаты, гремела музыка. На юбилейные торжества прибыли гости из районов города и области, делегации многих крупнейших предприятий Советского Союза. Среди них представители Коломенского и Луганского

паровозостроительных заводов, Ленинградского имени С.М. Кирова,Московского автозавода, Киевского завода «Ленинская кузница» и др.Каждый коллектив преподнес подарок – модели своих изделий и приветственные адреса.

 

Со всех концов Советской страны поступали приветствия и поздравления. Особенно горячие чувства выражали земляки-сормовичи,работающие на многочисленных предприятиях страны, начинавшиекогда-то свой трудовой путь на «Красном Сормове».

 

Газеты «Правда», «Известия», «Труд» и другие, местная печать посвятили заводу-юбиляру передовые статьи, очерки и рассказы. Поэтыи композиторы создали ряд новых песен о героических подвигах сормовских рабочих. Песни исполнялись в театрах, клубах и концертныхзалах города. Наибольшей популярностью пользовалась «Сормовскаялирическая» Б. Мокроусова на слова поэта Е. Долматовского.

 

Горьковские художники написали немало интересных полотен, посвященных труду и быту сормовичей. В их числе картина Л. Хныгина особытиях 1905 года, картины А. Каманина «На Сормовской судоверфи»и «Постройка буксирного судна в цехе» и др.

 

Московские и горьковские фабрики выпустили кондитерские изделия, шоколад и конфеты в коробках с изображением буксиров и паровозов Сормовского завода. Многие предметы домашнего обихода,школьные и канцелярские принадлежности изготовлялись с красочными надписями «Сто лет заводу «Красное Сормово».

 

Горьковский краеведческий музей открыл выставку документов ифотографий, которые наглядно рассказывали о славной истории завода. Такие же выставки были организованы в Сормовском Дворце культуры и многих клубах города.

 

12 июля в Сормове начались юбилейные торжества. Во всех цехахи отделах прошли торжественные собрания, на которых рабочим, проработавшим на заводе более 15 лет, вручались почетные грамоты, а старым производственникам – денежные премии. Все работающие получили красиво оформленные поздравления с пожеланиями дальнейшихуспехов в труде и личной жизни. На другой день состоялись народныегулянья, а вечером – праздничные концерты.

 

Накануне 100-летия завода Петр Андреевич Заломов, один из участников революционного движения в Сормове, прототип героя романаМ. Горького «Мать», уже будучи в преклонном возрасте, завещал молодежи: «Будьте достойными продолжателями дела своих старших товарищей. Трудитесь самоотверженно, смело преодолевайте трудности.Работайте по-стахановски, будьте мастерами своего дела». Молодоепоколение с честью продолжало дело своих отцов и дедов. Трудовыеподвиги всех поколений сормовичей в послевоенные u1075 годы были томунеоспоримым подтверждением.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...