Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рабочая слободка меняет облик




В первой половине 1920-х годов был осуществлен ряд мероприятийпо развитию социального обеспечения, отдыха, школьно-просветительского образования и медицинского обслуживания. Заводоуправлениеотчисляло на культурно-просветительские нужды 25 % фонда заработной платы. На средства завода содержались u1086 общеобразовательные школы, школа фабрично-заводского ученичества, машиностроительный

техникум и при нем школа рабочих-подростков (как подготовительноеотделение техникума), библиотеки и детские дома.

 

В поселке были открыты музыкальная школа и театр, а в январе1923 года начал работу единый рабочий клуб «Металлист». Усилиямисормовских рабочих он был превращен в подлинный центр массовополитической и культурно-воспитательной работы. В нем устраивалисьлекции, семейные вечера, ставились спектакли, работали кружки – драматический, живописи, литературный, музыкальный и др.Впервые в Сормове гастролировала группа Московского Художественного театра. Спектакли шли с неизменным успехом и при переполненном зале.

 

Тяга к знаниям, к культуре была так велика, что пришлось задуматься о сооружении большого современного Дворца культуры.

 

Активное участие рабочих в производственных совещаниях пробудило у них интерес к техническим знаниям, стремление к повышениюквалификации. В это время началось производственно-техническое обучение рабочих без отрыва от производства. В ряде цехов организовывались ученические бригады. Летом 1924 года вэлектроцехе появилсятехнический кружок. Около 40 рабочих систематически посещали организованные занятия по математике, электротехнике и производствудизелей.

 

Бюро секции инженеров во главе с В.А. Савельевым выступило инициатором организации краткосрочных курсовна общественных началах для рабочих завода по сталелитейному, чугунолитейному, станочному и электрическому делу. Увеличился прием

молодежи в Сормовское фабрично-заводское училище. В 1924 году внем обучались уже 200 человек.

 

Летом 1922 года на Мызе открылся дом отдыха, где за первый сезонотдохнули 530 сормовичей (в основном рабочие горячих цехов), впервые в жизни узнавших, что такое организованный отдых и курортноелечение.

 

Только в 1925 году в Сормове было построено 6200 квадратных метров жилья, тогда как в Нижнем Новгороде лишь 2340.

 

Трамвайная ветка соединила Сормово с Канавином, были заложены новые улицы, u1079 заработал водопровод, по вечерам ярко загоралисьэлектрические лампочки. А сколько радости принесла сормовичам новая центральная амбулатория, которая открыла свои двери в 1925 году!Старая рабочая слободка, описанная М. Горьким, постепенно меняласвой облик.

 

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА

Конец 1920 – начало 1930-х годов

 

На базе современной техникиК 1927 году было завершено восстановление промышленности и началось капитальное переоборудование старых и строительство новыхфабрик и заводов. В стране налаживалось производство новых типовстанков и машин, развивалось электромашиностроение. Это позволялопостепенно сокращать импорт и наращивать темпы социалистическогопроизводства на базе современной техники.

 

Завод «Красное Сормово» в 1925/1926 хозяйственном году впервыеза годы советской власти работал безубыточно и дал 600 тысяч рублейприбыли. Тогда же начался выпуск паровозов типа 1-3-1 серии С, которыйСормово. Рыковский поселок. Конец 1920-х гг.

по своим качествам был вне конкуренции. К началу 1928 года таких паровозов выпускалось уже до 10 единиц в месяц. 7 апреля 1928 года исполнилось 30 лет сормовскому паровозостроению. В этот день вышелюбилейный 2500-й паровоз.

 

Как и многие другие предприятия, завод «Красное Сормово» менял свой облик. Расширялся и переоборудовался дизельный цех, зановостроились кузнечно-прессовый и другие горячие цехи.

 

Сормовский завод стал приобретать новое оборудование за границей. В 1927 году из-за рубежа впервые поступило более сотни станков.

 

Весьма важным событием был пуск Балахнинской электростанции (Нижегородской ГРЭС). С переходом наэлектроснабжение из Балахнызавод стал получать значитель-

ную экономию. Выплавка ипрокат металла удешевилисьвдвое. Электрификация уско-

рила реконструкцию и строительство цехов.

 

Установка нового оборудования и применение передового опыта организации произ-

водства позволили сормовичампринимать технически сложные заказы. В 1927 году началось строительство двух шхун для Каспия водоизмещением около 12 000 т каждая,

длиною более 132 м, с продольным креплением '28это давало судну большую остойчивость). Таких шхун в СССР еще не строили. Изготовлялись они по проекту технического отдела завода «Красное Сормово».

 

Десять лет жизни по-новому

В 1927 году страна торжественно отметила 10-летие советской власти. Готовясь к торжествам, сормовичи приурочили к этим дням открытие памятника В.И. Ленину и закладку новых культурных учреждений.

 

Воздвигнуть памятник было решено еще на траурном митинге 22 января 1924 года. Было много дискуссий о месте его возведения. В комиссию поступили десятки предложений. Но решено было установить его натом месте, где был центр баррикадных боев в 1905 году и где сормовскиерабочие более 20 лет назад впервые открыто вступили в решительнуювооруженную схватку с самодержавием.

 

7 ноября 1927 года состоялся митинг по случаю открытия памятника (скульптор В.В. Козлов, архитектор А.А. Яковлев). Это событиесобрало более 20 тысяч человек.

 

В этот же день вышел первый номер газеты «Красный сормович».Это была одна из первых многотиражных газет в стране, положившихначало новому типу изданий – прессы трудовых коллективов. Сначалагазета выходила два раза в месяц, затем еженедельно, а вскоре стала ежедневной. (Даже в годы Великой Отечественной войны «Красный сормович» не прекращал свой выпуск). А несколько ранее, с января 1924 года,стали вестись регулярные передачи заводского радиовещания.

К 10-летию Октябрьской революции определился характер основногопроизводства Сормовского завода. Паровозостроение составляло 25 %, судостроение – 21 %, вагоностроение – 24 %, машиностроение – 21 %, дизелестроение и разные изделия – 9 % всего производства.

 

В это время завод специализировался на мощных локомотивах типа0-5-0 серии Э. Полным ходом шло строительство больших морскихшхун. Впервые началось производство бурильных станков для нефтяной промышленности. Закончились постройка и оборудование новыхпролетов дизельного цеха, который должен был выпускать дизелей общей мощностью 20 000 л. с. в год.

 

Используя энтузиазм масс

В конце 1927 года ХV съезд ВКП(б) утвердил директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

 

Пятилетний план «Красного Сормова» предполагал резкое увеличение производства всех видов промышленной продукции. Ее валовой выпуск в отпускных ценах 1926/1927 года должен был возрасти с 39 464 тысяч до 103 142 тысяч рублей. Сормовская судоверфь ориентировалась нагодовой выпуск 105 самоходных речных и морских судов. Значительныйрост судостроения увеличивал потребность в дизелях, судовых котлах имеханизмах, выпуск которых предусматривалось учетверить. Большоевнимание уделялось паровозостроению, вагоностроению и нефтянойпромышленности.

 

Первые месяцы показали, что сормовичи полны решимости выполнить намеченные планы. На заводе стало развиваться рационализаторскоедвижение. Уже в первый год пятилетки новаторы внесли около 1000изобретений с условной годовой экономией в 197 957 рублей. К концупятилетки на заводе насчитывалось 43 группы, объединявшие 1397 изобретателей. Лучшими были И.А. Панкратов, Т.Г. Третьяков, Д.И. Военнов, А.А. Логинов и десятки других.

 

В феврале – марте 1929 года массовым движением становится социалистическое соревнование. Зачинателями выступили комсомольцысудостроительного цеха. В феврале была организована первая ударнаябригада сверловщиков из 14 комсомольцев во главе с Е.И. Маловым.Через несколько дней были подведены итоги, которые превзошли всеожидания: вместо 800–1200 отверстий, просверливаемых раньше, каждый ударник в эти дни сверлил до 2000 отверстий. Вслед за бригадой Малова создается ударная бригада в кузнечном цехе (бригадирА.М. Васянин). Организовывалисьгруппы по выявлению брака, простоев, поломок машин и станков.

 

Движение ударников росло и ширилось, трудовой подъем охватывал все новые слои рабочих. И уже к концу 1929 года в соревновании участвовало около 11 тысяччеловек. К январю 1930 года назаводе было 483 ударные бригады,а к 1 марта – 1141. Появились бригады-коммуны, к марту их было 67.Но вместе с этим выявились такиефакты, как формальность, декларативность, что приводило к созданию лжеударных бригад, когда принимались обязательства, а проверка их выполнения не проводилась.

 

Однако, несмотря на энтузиазм рабочих масс, к середине 1930 годана заводе стала складываться весьма сложная обстановка. Программа попаровозостроению была выполнена на 78,5 %, по вагоностроению – на74 %, по буровому инструменту – на 70,5 %. Тогда партийные органыпредложили ветеранам завода, ударным бригадам принять повышенные социалистические обязательства, которые были подкреплены дополнительными организационными мерами, что позволило заводу всентябре значительно сократить отставание.

 

Борьба за выполнение контрольных цифр 1931 года проходила подлозунгом овладения техникой. Это было одним из основных условийвыполнения пятилетки. Сормовичи отлично понимали значение технического прогресса, ибо завод у всех на глазах расширялся и оснащалсяновым оборудованием. Непрерывно увеличивалась и производственная программа.

 

В марте и апреле повсеместно появились школы, курсы, кружки,группы по изучению техники. Резко рос спрос на техническую литературу в библиотеках и книжных магазинах. Овладение техникой былосамым тесным образом связано с борьбой за промфинплан. Освоениетехники привело к росту производительности труда. Это было тем

более важно, что завод готовился к переходу на 7-часовой рабочийдень.

 

Для завода, из года в год расширявшего свою производственнуюпрограмму, положение с кадрами становилось все более острым. В1930–1931 годах было организовано 18 школ при цехах и 90 пунктов поликвидации неграмотности по месту жительства. В них обучались сотни рабочих и членов их семей. Функционировало ФЗУ. Оно готовилокузнецов, слесарей, станочников, модельщиков, формовщиков, электромонтеров и рабочих других необходимых специальностей. Существовала школа ученичества массовых профессий, в которой обучалось620 человек. Однако в 1930 году она уже не могла удовлетворить потребность завода. Увеличиваются ассигнования на подготовку рабочихкадров. Уже к осени завод должен был обучить 5000 человек.

 

Не менее острым для предприятия был вопрос обеспеченияинженерно-техническими кадрами. На «Красном Сормове» работали талантливые высококвалифицированные инженеры, такие,как А.Я. Гогин, С.С. Панасевич, А.Н. Рязанцев, А.М. Черноверхский, В.А. Федоровцев, Н.С. Швецов, А.В. Романов, С.А. Берлинер, К.И. Гастев. Однако специалистов такого уровня было явно недостаточно.

 

В 1928 году на заводе насчитывалось всего лишь 118 инженеров и182 техника. Необходимо было готовить новые кадры инженерно-технических работников. Завод послал в высшие учебные заведения и нарабфаки сотни своих рабочих. В Сормове уже были открыты индустриально-педагогический институт и вечернее отделение механико-машиностроительного института. Большой популярностью среди рабочихпользовалась Промышленная академия.

 

Техническая библиотека

Еще в 1896 году в новом клубе была открыта библиотека технической литературы, игравшая значительную роль в подготовке и обучении кадров. В 1900 году в связи с расширением производства библиотека была переведена на завод, где право работать с технической книгойполучил более широкий круг работников – конструкторы, технологи,чертежники. Однако средств на приобретение книг и журналов выделялось недостаточно, и технический персонал продолжал приобретатьлитературу на свои деньги.

 

После революции была поставлена государственная задача – обучитьтехнической грамоте самые широкие слои рабочих, готовить новые кадрыинженеров и руководителей производства. Не последнюю роль в этом процессе стала играть техническая библиотека. Это сразу сказалось на увеличении ее книжного фонда и количества читателей. В 1930 году библиотеканасчитывала более 7000 экземпляров книг и журналов. Ими пользовались860 инженерно-технических работников, 35 рабочих и 66 служащих.

 

Особенно быстро техническая библиотека начала развиваться в годыиндустриализации. Широкое распространение получил лозунг: «Техническая книга – могучее орудие в деле овладения техникой!». От инженеров,техников, рабочих – студентов рабфаков и институтов – поступало все больше заявок на литературу по специальности.

 

В 1935 году техническая библиотека получила просторное помещениев новом инженерном корпусе, где она находится и поныне. Повысился и еестатус: она стала Центральной научно-технической библиотекой. Открылись абонемент и читальный зал, а в цехах – филиалы и передвижки.

 

Объем литературы рос год от года, и сегодня он насчитывает более160 тысяч экземпляров книг, журналов, информационных материалов – отучебников для профтехучилищ, техникумов, вузов до трудов и монографийнаучных работников НИИ судостроения и смежных отраслей. НТБ завода имеет большое число реферативных изданий, обзоров зарубежнойтехники, экспресс-информации.

 

Несмотря на трудный перестроечный период 1990-х годов, НТБзавода продолжала пополняться новинками литературы по судостроению, хотя и в меньших размерах. В наши дни НТБ остается одной изкрупнейших научно-технических библиотек города.

Завод стал комбинатом

В 1931 году у завода было 413 заказчиков. Выпускалось три типапаровозов, четыре типа дизелей, 18 типов паровых машин, четыре типавагонов и много другой продукции. В этих условиях, когда выполнялосьмножество самых разнообразных заказов, не могло быть и речи о четкой специализации производства.

 

Весной 1931 года изучением положения дел на заводе занялся Президиум ВСНХ СССР. 19 мая состоялось техническое совещание, котороерассматривало вопрос «О профиле завода «Красное Сормово» и развитииего цехов». Совещание исходило из постановления ВСНХ, ориентирующего завод на специализацию в области производства паровозов, вагонов,дизелей, судовых паровых машин и коленчатых валов. Выпуск паровозовнамечалось довести до 250. Для этого предполагалось расширить паровозостроительный цех и заново построить паровозокотельный, тендерный иобшивочный цеха.

 

Производство вагонов различных типов намечалось довести до 2500на старых площадях. Выпуск дизелей определялся в пределах 120 000 л. с.

 

22 июля 1931 года был издан приказ ВСНХ СССР о преобразовании завода «Красное Сормово» в комбинат, объединяющий паровозостроительный, вагоностроительный, машиностроительный иметаллургический заводы. Судостроительный отдел был переименован в Сормовскую верфь и выведен из состава завода с подчинением Управлению речного судостроения Речсоюзверфь. Везде создавались самостоятельные управления, парткомы, завкомы. Вместоодной многотиражки «Красный сормович» стало выходить четырегазеты. Работу заводов должно было координировать управлениекомбината.

 

Комбинат обеспечивал своей продукцией многие отрасли народного хозяйства. Так, «Красное Сормово» осталось крупнейшим поставщиком бурового инструмента и оборудования для нефтяной промышленности страны.

 

Осваивались и новые виды продукции: 50-тонные вагоны, болеемощные паровозы, суда и двигатели, современные трамваи, большоеколичество товаров широкого потребления. Осенью 1930 года вышла впробный рейс новая самоходная железная баржа «Абхазия» грузоподъемностью 2150 т.

 

В 1931 году паровозостроительный завод на кооперативных началах с Луганским и Коломенским заводами приступил к постройке двухсверхмощных опытных паровозов типа 1-5-1.

Сормовские думпкары

«Красному Сормову» пришлось налаживать и осваивать производство машин, станков и оборудования, которые он раньше никогда непроизводил. Так обстояло и с производством думпкаров – большегрузных полувагонов-самосвалов. В СССР думпкары впервые появились наДнепрострое в конце 1927 года. Они были куплены в США, и за каждый из них приходилось платить по 16 000 рублей золотом. До 1930 годав Советский Союз было ввезено более 80 думпкаров. Для страны этобыло явно недостаточно. На грандиозных новостройках нужно былопереместить миллионыкубометров земли, гравия, камня. Тогда и возникла мысль о производстве думпкаров в СССР. Почетная роль организатораэтого производства выпала на долю «Красного Сормова». Учитывая технический опыт завода, правительство поручило сормовичам к началу строительного сезона 1931 года дать первыесоветские думпкары.

 

18 марта 1931 года вагоностроители выпустилиза ворота цеха первые дваопытных думпкара. Это была большая победа: потребовалось решитьмного сложных технических, производственных и экономических задач. Советский думпкар не был копией американского, он был совершеннее, дешевле, легче и удобнее в эксплуатации. Уже в первый годбыло произведено 319 думпкаров.

 

Летом 1932 года «Красное Сормово» получило новый почетный заказ – освоить для черной металлургии производство прокатных станови первых в СССР сварных шлаковозов, чугуновозов, тележек и вагонеток для изложниц. Изготовление в жесткие сроки двух прокатных станов (630- и 450-мм) было поручено механическому и дизельному цехам.Вагоностроительный завод совместно с машиностроителями долженбыл выпустить 112 ковшей, 232 тележки и 150 вагонеток для изложниц.Заказы выполнялись для Запорожья, Кривого Рога, Кузнецка, Азовстали и других крупнейших металлургических предприятий страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...